Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об образовании домашнее обучение РФ последняя редакция в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.
В него входят:
- Соматические (телесные) заболевания;
- Психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы);
- Продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения.
Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.
Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:
- Обратиться к участковому педиатру за справкой, что ребенок нуждается в индивидуальном обучении на дому. Врач даст направление на ПМПК. На время реабилитации врач должен указать в справке период, в течение которого ребенок не сможет ходить в школу. Минимальный срок составляет один месяц, максимальный — один учебный год.
- Подать заявление о переходе на домашнее обучение директору школы и одновременно направить письменное уведомление об этом в районный или городской отдел образования.
- Обсудить с завучем индивидуальный план учебы, в который будут внесены обязательные предметы, установить количество учебных часов в неделю.
Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия.
Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.
Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства. Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате.
Как перейти на семейное обучение:
- Подать заявление директору школы.
- Известить о переводе местный отдел образования.
- После издания директором школы приказа заключить договор.
В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Образовательная организация обязана:
- Выдать учебники, пособия, литературу из фонда школьной библиотеки;
- Оказывать консультативную и методическую помощь;
- При досрочном прохождении курса обеспечить досрочную аттестацию;
- по заявлению родителей перевести ребенка обратно на школьное обучение;
- при успешном прохождении школьной программы допустить ученика к экзаменам и выдать ему аттестат об образовании.
Школа имеет право контролировать индивидуальное обучение на дому и освоение детьми образовательных программ.
Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:
- Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
- В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
- Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.
Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.
ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:
- Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
- Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
- Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.
Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.
Особенность Государственных выпускных экзаменов для инвалидов – пятибалльная шкала оценок.
ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.
Закон «Об образовании», принятый в 2012 году, ежегодно дополняется новыми поправками. 22.07.2020 г принят закон № 304-ФЗ. Он расширяет и раскрывет понятие воспитания в школе. Воспитательная работа становится неотъемлемой частью образовательного процесса и возлагается на учителей.
Закон № 164-ФЗ от 08.06.2020 г. (СМИ окрестили его новым законом о дистанционном обучении) закрепляет положения об электронном образовании в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или их угрозы, а также при введении режима повышенной готовности. В нем также говорится о равнозначности выданных в этот период бумажных и электронных копий аттестатов.
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)
3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
8) федеральные государственные требования — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
8.1) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования); (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
Как новый закон усовершенствует электронное образование
1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус», содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании). (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
7) лицензирование образовательной деятельности: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
а) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
б) российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
в) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
г) иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
9) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
3) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
4) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
5) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) количества муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Федеральный закон от 26.05.2021 г. № 144-ФЗ
Различия |
Семейное |
Дистанционное |
Надомное |
Не зависит от школы |
да |
нет |
нет |
Ребенок числится в школе |
нет |
не всегда |
да |
Доступно всем |
да |
да |
нет |
Можно учиться по своему расписанию |
да |
да |
нет |
Можно сдавать аттестации экстерном |
да |
да |
нет |
Разберем подробнее каждую форму обучения, чтобы выбрать то, что подходит вам больше всего.
Самое главное отличие этого формата — в том, что его могут выбрать все желающие, даже если со здоровьем и с внешней ситуацией все в порядке. Ребенок может в любой момент перейти на индивидуальное обучение на дому или вернуться обратно в школу. При этом ученики или их родители сами выбирают программу подготовки.
До 9-го класса включительно решение о переходе на семейное обучение принимают родители. Вот что им нужно сделать:
- уведомить ГорОНО о желании перейти на самостоятельное обучение;
- открепиться от школы, написав заявление на имя директора;
- выбрать онлайн-школу, курсы или репетиторов по основным предметам;
- прикрепиться к любой школе для сдачи промежуточных аттестаций (по желанию) или итоговых в 9-м и 11-м классах.
Аттестоваться можно в своей бывшей школе или в любой другой — ограничений нет. Важно лишь договориться обо всем заранее, иначе ребенок рискует официально остаться в том же классе на второй год. Если аттестация не будет сдана, ученика не смогут перевести в следующий класс.
Причины уйти из школы и заниматься самостоятельно могут быть разными: не устраивает качество образования, ребенок-спортсмен не успевает двигаться в ритме школьной программы или, наоборот, ребенок готов освоить программу быстрее. Бывает и так, что уход из школы становится лучшим решением из-за плохих отношений со сверстниками, буллинга и других проблем.
Домашнее обучение станет оптимальным выходом, если:
- ребенок живет в небольшом городе или поселке и выбор школ с хорошим качеством преподавания ограничен;
- семья часто переезжает по служебным или другим обстоятельствам, путешествует и меняет города;
- дорога к ближайшей школе занимает много времени и ездить каждый день попросту неудобно;
- ребенок усваивает программу быстрее сверстников и скучает на уроках;
- юный спортсмен, актер или музыкант не может посещать занятия из-за тренировок, сборов, репетиций;
- ребенок нуждается в своем темпе освоения программы по психологическим причинам.
Поскольку закон не запрещает сочетать разные формы обучения, по желанию можно самостоятельно изучать лишь отдельные предметы и при этом не переходить на домашнее образование полностью. Правда, на практике далеко не в каждой школе это удается реализовать.
Класс |
Количество уроков в неделю |
1–4 |
8 |
5–8 |
10 |
9 |
11 |
10–11 |
12 |
Переход к такому формату, как правило, занимает немало времени из-за необходимости собрать медицинские документы. Несмотря на то, что в законодательстве указан четкий список заболеваний, доказать степень их тяжести и невозможность ходить в школу в обычном режиме бывает нелегко.
Рассказываем, как перейти на домашнее обучение по состоянию здоровья:
- Обратиться к участковому педиатру, который должен инициировать заседание комиссии МСЭ. По решению этой комиссии выдается заключение о том, что ребенок нуждается в обучении дома.
- Написать заявление о домашнем обучении директору школы, приложив к нему копию медицинского заключения. Еще одно заявление направить в департамент образования.
- С пакетом документов прийти в школу, чтобы договориться об индивидуальном учебном плане для ребенка и подписать договор, в котором будет указан график контрольных аттестаций.
- Получить на руки журнал учета занятий для отметок о количестве учебных часов, успеваемости, пройденных темах. Журнал заполняют учителя, которые приходят на уроки домой к ребенку.
В отличие от семейного образования, при надомном формате ребенок остается в контингенте школы — это значит, что вместе с другими ребятами он должен сдавать проверочные работы, тесты, контрольные.
«Об образованиии в Российской Федерации»
С дистанционными технологиями все мы близко столкнулись во время локдауна 2020 года — это онлайн-уроки, вебинары, консультации с преподавателями по видеосвязи, домашние задания в электронной форме и многое другое. Этот формат используют при семейном, надомном и обычном обучении в школе.
Дистанционное обучение — это не самостоятельная форма учебы, а лишь способ преподавания. Он приходит на помощь в тех случаях, когда провести урок лицом к лицу с учениками затруднительно. Например, если сложно синхронизировать график уроков для детей на надомном обучении, часть занятий проводят онлайн.
- Модернизация образования
- Казачье образование
- Дистанционное обучение
- Курсы, выставки, конференции, семинары
- Дошкольное образование
- Документы
- Опека и попечительство
- Документы
- Оздоровительная кампания
- Весенняя оздоровительная кампания 2021
- Летняя оздоровительная кампания 2021
Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:
- Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения.
- Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени.
- Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно.
- Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете.
Отечественное законодательство наделяет родителей правом выбора способа образования для их ребёнка. Важно разбираться в существующих формах образования и обучения, чтобы понять, какие возможности даются.
Свобода выбора получения образования имеет две формы — учиться в школе и вне её. Школьное обучение подразделяется на несколько видов — выделяют очную, очно-заочную и заочную формы обучения. А образование вне школы называется либо семейным (с первого по девятый класс), либо самообразованием (10 и 11 классы).
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Указ Президента РФ от 21.12.2013 N 940 (ред. от 01.10.2021)
«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 405 (ред. от 01.09.2021)
«Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования»
-
Указ Президента РФ от 20.05.2021 N 301
«О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» (вместе с «Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 21.03.2019)
«Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
-
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р
«Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»
Но не для всех родителей, а только для родителей первоклассников. Такую инициативу выдвинула руководитель Института прогрессивного образования Анна Маркс. Она направила открытое письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой, в котором указала, что:
В целях сохранения традиции празднования Дня знаний, а также скорейшей адаптации к новой учебной среде детей, впервые идущих в школу, просим вас рассмотреть возможность введения в трудовое законодательство нормы о предоставлении дополнительного оплачиваемого выходного дня для родителей первоклассников 1 сентября.
Предложение основано на результатах опроса, проведенного среди родителей первоклассников, в ходе которого выяснилось, что 56% хотят присутствовать в школе вместе с ребенком во время торжественных мероприятий, но 37% не получат такой возможности, так как им не дадут отгул или отпуск на работе.
Если эта идея найдет поддержку, изменения внесут в Трудовой кодекс, но к Дню знаний-2020 вступить в силу они не успеют. В связи с чем выходной 1 сентября получат только родители первоклассников следующего учебного года, и то не точно.
01.09.2020 вступают в силу изменения в статье 37 закона об образовании, введенные ФЗ от 01.03.2020 №47-ФЗ, об обеспечении учеников начальной школы (с 1 по 4 класс) бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день. Финансировать бесплатное горячее питание младшеклассников предполагается за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней и из других источников. Тем субъектам РФ, которые не смогут самостоятельно нести новые расходы, выделят субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.
В бесплатное меню каждого ученика 1—4 классов с 1 сентября должно входить:
- минимум одно горячее блюдо;
- один горячий напиток.
Для организации бесплатного горячего питания остальных школьников в государственных и муниципальных образовательных организациях предусмотрен переходный период с 01.09.2020 по 01.09.2023 год. На эти изменения выделили 21 млрд рублей.
Положение о получении общего образования в форме экстерната отменено в октябре 2013 года Приказом Минобрнауки России от 18.09.2013 N 1074 в связи с изменившимся статусом экстерната в новом законе об образовании. В новом законе об образовании ФЗ-273, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, экстернат уже не назван формой образования, он теперь является формой аттестации.
Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования в Законе об образовании 1992 года давала право на получение компенсаций на семейной форме в размере затрат на образование каждого ребенка в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования.
Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Помимо этого, теперь общеобразовательная программа обязательно должна включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Уточняется, что они разрабатываются и утверждаются школами.
По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными. Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.
Слухи о том, что вводится платное образование в 2022 году могут быть напрямую связаны с введением новых ФГОСов. Это новые федеральные образовательные стандарты, которые вводятся в сентябре в следующем году. Они разработаны для начальной и основной школы и позволяют получить четкое представление о результатах обучения в начальной и основной школе.
Разработка новых образовательных стандартов была начата несколько лет назад. Планировалось ввести их уже в 2021 году, но работу на заключительном этапе затормозила пандемия коронавируса.
Новые образовательные стандарты, в отличие от действующих сейчас, подробно описывают минимальный набор знаний и навыков, которые ребенок должен получить в начальной школе и в старших классах. Также в ФГОСах делается упор на то, как ребенок будет применять полученные им в школе знания на практике в своей реальной жизни. В новых образовательных стандартах представлены четкие требования к результатам обучения практически по всем предметам.
В сравнении со старыми стандартами, описывающими только все в общих словах, новые критерии оценки обучения детей в школе включают в себя конкретные требования. Так, в стандартах по математике школьник должен знать и уметь применять на практике теорему Пифагора при решении задач.
Новые стандарты вводят с будущего года изучение второго иностранного языка, имеющего сегодня статус обязательного, в предмет, который будет изучаться по заявлению родителей как дополнительный. По ряду предметов вводятся ступени базового и углубленного изучения. Речь идет о таких дисциплинах, как:
- химия;
- физика;
- математика.
Истории, русского языка и русской литературы такие изменения не касаются. Эти предметы в одном объеме преподаются всем школьникам. Также планируется в рамках школьной программы проводить финансовое обучение детей, помогая им таким образом обучаться обращению с деньгами. Для этого не будут вводиться новые предметы. Уроки по финансовой грамотности будут проводиться в рамках занятий по предметам «Окружающий мир» и «Математика». Также в рамках новых ФГОС предусмотрена единая система патриотического воспитания подрастающего поколения.
По предварительным данным, эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды рассчитан на 2020–2022 годы. В нем будут участвовать 14 регионов России:
- Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области;
- Алтайский и Пермский края;
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
В принятой версии Постановления Правительства пилотные регионы не указаны. Возможно, этот список останется таким же. Мы обновим статью, как только появится новая информация. Пилотный проект ЦОС позволит выработать единую для всей страны методику перехода к интерактивной модели обучения.
Как уже упоминалось, «Цифровая образовательная среда» расширит возможности интерактивного обучения, а не заменит собой живое общение детей с педагогом. Единая информационная среда позволит применять в традиционной системе различные возможности электронного образования, в том числе и дистанционные технологии в случае необходимости (например, при какой-либо эпидемии или при длительной болезни ученика). Также планируется разработать единый стандарт оборудования школ техническими и материальными средствами, которому должны будут соответствовать все общеобразовательные учреждения страны.
Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2021, 2020
С весны 2020 и до окончания прошлого учебного года обучение в школах России происходило в дистанционно. Эта мера была вынужденной: прибегнуть к ней пришлось из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции. Частично такой режим сохранялся и сохраняется в некоторых регионах России и в новом — 2021/2022 — учебном году. Однако связаны эти меры не с тем, что в России хотят полностью перевести школы на «дистанционку», а со сложной эпидемиологической обстановкой в ряде субъектов РФ.
Нам удалось получить комментарии некоторых учителей по поводу того, комфортно ли им было работать в условиях дистанта в прошлом учебном году.
«Дистанционное обучение — это, в первую очередь, очень неудобно. У некоторых учеников до сих пор нет выхода в интернет, и по большому счету они вообще никак не обучались. У младших школьников нередко учились в большей степени родители. Если всех переведут с сентября на онлайн-обучение, это будет крайне неудобно. А как же обучать первоклассников? Невозможно учиться онлайн. Я считаю, что с сентября дети должны пойти в школу. Конечно, при этом учебный процесс должен происходить в соответствии с требованиями безопасности, чтобы максимально снизить риск заражения».
Екатерина Валерьевна С., учитель общеобразовательной школы Брянского района
«Дистанционное обучение не может стать альтернативой традиционному на данный момент, так как:
- Возникают трудности с технической стороны. У многих детей просто нет возможности выходить в интернет, а в некоторых семьях детей несколько, а компьютер или даже телефон один.
- Сами учителя и система образования в целом не готовы к дистанционному обучению (зачастую не хватает технического оснащения или же опыта и навыков).
- Взаимодействие онлайн «через экран» не заменит живого общения.
Кроме того, на данный момент онлайн-обучение представляет собой дополнительный стресс как для учителей, так и для детей. Работы становится больше, это практически 24 на 7, особенно за счет проверки домашних работ.
Я считаю, что лучше продолжить образовательный процесс в традиционной классно-урочной системе».
Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.
Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:
- Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
- Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
- Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.
Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.
Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.
В России признаны три формы домашнего образования:
- надомное;
- семейное;
- дистанционное.
Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.
В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.
Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.
Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:
- Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
- Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
- При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
- На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
- Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.
Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.
Образовательное учреждение обязано:
- обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
- оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
- проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
- после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.
Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.
Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.
На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:
- Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
- Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
- Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
- Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.
Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.
Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:
- Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
- Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
- Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.
При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.
При домашнем обучении в России закон предусматривает:
- возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
- обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.
В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.
Похожие записи:
-