Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование заработной платы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.
За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.
Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.
За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:
- рабочие места,
- средний заработок.
По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.
Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.
Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.
Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.
Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.
МРОТ 2021-2022: в целом по России и по регионам
Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.
Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:
- в целом — 11 950 рублей,
- для трудоспособного населения — 13 026,
- для пенсионеров — 10 277,
- для детей — 11 592 рубля.
По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.
На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.
Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Это не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.
-
НДФЛ при оплате квартиры зачетом
39 0
-
УСН при изъятии недвижимости
22 0
-
140 кг хлеба, 7 трусов с износом 2 года. Какой состав потребительской корзины предлагается в России
53 0
-
Обзор налоговых новостей: автоматизированный УСН, налоги на Курилах и льготы инвалидам
30 0
-
87 оценили материалы
-
42 в избранном
-
91
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
7. Установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:
а) недопущения в 2021 году снижения установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» показателей оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также обеспечения достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения включаемых в систему основных государственных гарантий по оплате труда мер, в том числе с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также утвержденных Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
д) совершенствования структуры заработной платы, в том числе соотношения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, определяемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в соответствующих видах деятельности в соответствии с требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации;
Методами регулирования зарплаты с точки зрения права считается комплекс процедур, направленный на то, чтобы обеспечивать наемных работников достойным вознаграждением за их труд, а в случае несоблюдения их прав – гарантировать им правовую защиту. Это необходимо во всех случаях, если в компании действуют наемные сотрудники, работа которых должна своевременно оплачиваться.
Принципы, на которых основана правовая поддержка трудового вознаграждения:
Методы правового регулирования заработной платы
Регулировать оплату труда путем заключения индивидуальных трудовых договоров сторонам позволяет ст. 57 ТК РФ. В ней определен порядок заключения этого документа и обязательные пункты, которые он должен включать. Что касается оплаты, в трудовом договоре непременно будет указан оклад или тариф, по которому будут считать заработок, а также дополнительные выплаты, если они назначаются. Все цифры, что входят в текст трудового договора, являются обязательными к ежемесячной выплате в качестве заработной платы.
Индивидуальные выплаты, компенсационные и стимулирующие, если они планируются, можно указать в самом трудовом договоре, а можно в допсоглашении к нему.
Обязательно оформлять 2 экземпляра договора, один из которых получает наемный работник, другой хранится у работодателя. Так обеспечивается гарантия соблюдения прав сторон.
Регулирование в РФ трудовых правоотношений, включая взаимоотношения, касающиеся установления вариантов и размеров заработной платы, производится с учетом положений ряда нормативных и законодательных документов, таких как:
- Трудовой кодекс РФ;
- Законы РФ № 10 (12.01.1996) о профессиональных союзах, № 2490 (11.03.1992) о коллективных договоренностях, № 122 (22.08.2004).
Вопросы установления трудовых взаимоотношений и платы за труд также указываются в правительственных постановлениях и нормативных документах федеральных исполнительных структур и субъектов страны.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году
Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.
Для этого правительство использует определенные меры поддержки:
- Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.
- Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.
- Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.
Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.
По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.
Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе. Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Основное изменение в расчете работников со средним уровнем заработной платы – это повышение ставки ООСМС до 3%.
Кроме этого незначительное изменение окажет «переход» стандартного вычета из МЗП в МРП.
Для наглядности выполним расчет в таблице, сравним его с расчетом в 2021 году.
Показатель Расчет в 2021 году Расчет в 2022 году Размер дохода 150 000 тенге 150 000 тенге ОПВ
150 000 * 10%
15 000 тенге
150 000 * 10%
15 000 тенге
ИПН
(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 500 (1МЗП)) *10%
8 950 тенге
(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 882 (12 МРП)) *10%
8 912 тенге
СО
(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%
4 725 тенге
(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%
4 725 тенге
СН
150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)
7 815 тенге
150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)
7 815 тенге
ВОСМС
150 000 * 2%
3 000 тенге
150 000 * 2%
3 000 тенге
ООСМС
150 000 * 2%
3 000 тенге
150 000 * 3%
4 500 тенге
За счет работодателя
15 540 тенге
17 040 тенге
За счет работника
26 950 тенге
26 912 тенге
Сумма «на руки»
123 050 тенге
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
Разработаны единые рекомендации по оплате труда бюджетников
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
- Новое в системе оплаты труда и трудовых отношений в государственных и муниципальных учреждениях
- Удержания из заработной платы – новые ограничения по исполнительным документам
- Дистанционная (удаленная) занятость сотрудников как одна из основных форм занятости в ближайший период времени с учетом изменений в ТК РФ
- Дополнительная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни – новые разъяснения уполномоченных органов власти и судебная практика
- Новый перечень доходов, с которых будут удерживаться алименты
- МРОТ – новые правила установления и применения
- О возможности трактовки излишне выплаченных сумм как неосновательное обогащение
- Расчет средней заработной платы: сложные вопросы. Изменение порядка оформления справки о среднем заработке для центра занятости
- Вакцинация – отстранение от работы, вопросы оплаты труда
- Новые правила проверок трудовой инспекцией (Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230)
- Реформа оплаты труда работников бюджетной сферы – отраслевые системы оплаты труда
- Новый стандарт ФСБУ «Выплаты персоналу»
- Новые формы первичной учетной документации
- НДФЛ: последние изменения, особенности исчисления и уплаты в 2022 году
- Прогрессивная шкала налогообложения
- Новые понятия – основная налоговая база, совокупность налоговых баз
- Особенности исчисления и уплаты налога с дивидендов
- Правила уплаты налога при превышении 5 млн руб. в случае получения доходов от двух и более налоговых агентов
- Изменения в части не облагаемых налогом выплат
- Уточнения в части налогообложения расходов на туризм, санаторно-курортное лечение и отдых работников
- Новые правила налогообложения НДФЛ проезда «северян»
- Упрощенный порядок предоставления имущественных и инвестиционных налоговых вычетов
- Изменения с 2022 года (новый социальный налоговый вычет, единый налоговый платеж)
- НДФЛ с процентов по вкладам. Текущие вопросы НДФЛ
- Новые формы отчетности по НДФЛ
- Новая форма 6-НДФЛ: изменения 2021 года
- Изменение правил заполнения – от крайних сроков уплаты до даты удержания налога
- Рассмотрение особенностей заполнения отчетной формы в логике налоговых органов (отказ от отдельных строк прежней формы отчета, введение строк в части возвращенного НДФЛ, новые понятия – доход, начисленный по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, излишне удержанный налог)
- Возврат и зачет налога – когда и как применяется, как отражается в отчетности
- Изменения в заполнении 6-НДФЛ
- 2-НДФЛ как составная часть расчета по 6-НДФЛ
- Новые контрольные соотношения отчетных форм
- Заполнение отчетов на практических примерах
- Пособия по социальному страхованию
- Новая гарантия в части получения пособия по временной нетрудоспособности в размере не менее МРОТ
- Уточнения правил применения госгарантии в размере 24 МРОТ
- Изменения правил назначения и выплаты пособий по социальному страхованию в рамках системы «прямые выплаты» (отмена письменного заявления работника; новая форма – «Сведения о застрахованном лице» и др.)
- Новые правила оформления и выдачи листков нетрудоспособности
- Новые пособия на детей
- Перечисление пособий на карту «МИР»
- Рассмотрение вопросов исчисления и выплаты пособий на основе последних разъяснений ФСС России
- «Проактивный» механизм назначения и выплаты пособий по социальному страхованию с 2022 года
- Порядок выплаты пособий с 2022 года
- Изменения документооборота (отказ от реестров, передача в ФСС России сведений по каждому из работников и др.)
- Новые полномочия территориальных отделений ФСС России
- Отказ от бумажных листков нетрудоспособности
- Ответственность работодателей
- Проверки ФСС России
Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.
Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:
- презентации к выступлениям;
- нормативно-правовые документы;
- материалы судебной практики;
- статьи экспертов по теме;
- дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).
Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.
Перейти на страницу материалов
Совфед увеличил МРОТ в 2022 году до 13 890 рублей
ТК также установлены формы оплаты – ст. 131 (в рублях или зарубежной валюте, когда речь идёт, скажем, о сотрудниках диппредставительств).
Оплата по работе – ст. 132, каждый работник вознаграждается согласно его квалификации и сложности его труда, по количественным и качественным характеристикам, при запрете любой дискриминации по условиям оплаты.
ЗП – ст. 135, определяет трудовой договор (ТД), согласно системе ОТ у конкретного работодателя.
Вычисление средней ЗП – ст. 139, всегда происходит в едином порядке (Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).
ЗП, не полученная на день смерти, выдаётся членам семьи, иждивенцу умершего – ст. 141.
Тарифные системы ОТ – ст. 143, базируются на таком же методе дифференциации заработков разных групп трудящихся, который содержит в себе тарифные: ставки, должностные оклады, сетку и коэффициенты.
ОТ сотрудников государственных и муниципальных учреждений оговаривается ст. 144.
Условия ОТ руководящего персонала, главбухов и членов исполнительных органов организаций предусмотрены ст. 145.
Работа во вредных (производство хим. веществ), опасных (труд на лесоповале) или особых климатических условиях (районы Крайнего Севера) оплачивается повышенным образом (ст. 146, 147,148), конкретные размеры надбавок устанавливаются работодателем (в локальном нормативном акте, коллективном договоре или ТД.
Деятельность в необычных условиях вознаграждается следующим образом:
- работы различной квалификации – оплата производится по более высокой квалификации, подробнее ст. 150;
- совмещение должностей (профессий), плюс к работе, прописанной в ТД – доплата в размере, определённом соглашением между работником и работодателем;
- работа сверхурочно – полуторная оплата первых двух часов и двойная за все последующие (ст. 152);
- в выходные и нерабочие праздничные дни – минимум двойной размер (ст. 153);
- работа в ночь – каждый час ночного (22:00 – 06:00) труда оплачивается повышено, минимум + 20% к обычным часовым расценкам (ст. 154);
- труд в прочих нестандартных обстоятельствах – выплаты по трудовому законодательству и другим НПА с трудовыми нормами: коллективным договорам, соглашениям, локальным нормативным актам, ТД. Величина выплат в случаях начиная с коллективного договора и далее не может быть ниже прописанных в нормах трудового права.
В августе 2021 года Президент Российской Федерации Путин В.В. поручил Правительству страны в ходе подготовки проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г. в общей сумме расходных статей отобразить бюджетные ассигнования на индексацию денежного довольствия военнослужащих и работников правоохранительных органов в 2022 и 2023 годах выше уровня инфляции.
В связи с пандемией коронавируса и с целью экономии бюджетных денег ежегодная индексация зарплат чиновников в 2021 году не проводилась. Осенью текущего года было принято решение вернуться к практике повышения заработка государственных служащих в 2022 году. То есть увеличение впервые после перерыва проведется уже 1 октября 2022 года на 4 % и продолжится до 2024 года.
На рассмотрение в Государственную Думу РФ подан законопроект, согласно которому Правительство предлагает с 1 января 2022 года установить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровне 13 617 руб. в месяц. Это значение на 825 руб. выше уровня 2021 года (12 792 руб.), рост составляет 6,4 %. Подписание документа обеспечит повышение заработной платы для 2,7 млн. трудящихся.
На руки сотрудник сможет получить сумму за вычетом 13 % (НДФЛ, входит в минимальную зарплату).
Изменения в трудовом законодательстве 2021
Изменения трудового законодательства в 2019 году (таблица)
Изменения трудового законодательства в 2020 году
Новые поправки в Трудовой кодекс 2017
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
Основные изменения в трудовом законодательстве 2022 года вступят в силу поэтапно, начиная с января. Так, ключевые новшества, касающиеся охраны труда, будут действовать с марта следующего года. О наиболее важных новеллах расскажем в нашей статье.
Принят закон о размере МРОТ в 2022 году
Зарплата работника складывается из оклада, установленного трудовым договором, и других выплат (премий, надбавок и т.д.).
Всё это называют доходом физического лица. В него также входят другие доходы, получаемые лицом в натуральной форме или в форме материальной выгоды (бесплатное питание, абонемент в спортзал и т.д.).
Доход работника = денежные выплаты + доход в натуральной форме + доход в виде материальной выгоды
Прежде чем правильно посчитать налоги и взносы с заработной платы (а именно подоходный налог), нужно изучить понятие «корректировка дохода».
Выплаты, признающиеся доходом физического лица, но исключающиеся из обложения при расчете подоходного налога (и других) называются корректировкой дохода.
К ним относятся расходы работодателя на медицинские услуги сотрудника, погребение, рождение ребенка, оплата декретного отпуска, а также экологические расходы и прочее.
Некоторые корректировки ограничены. Так, расходы работодателя на медицинские услуги не облагаются налогом только до 94 МРП. В случае превышения расходы не признаются корректировкой и облагаются налогом.
При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.
На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:
- Подоходный налог (ИПН);
- Пенсионные взносы (ОПВ);
- Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
- Отчисления на медстрахование (ООСМС);
- Социальный налог (СН);
- Социальные отчисления (СО).
Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.
Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).
Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.
В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:
Вид налога, взноса, отчисления
Краткое обозначение
Ставка
Предел дохода
Формула расчета
«За чей счет?»
Подоходный налог
ИПН
10%
нет
(Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10%
Сотрудника
Пенсионные взносы
ОПВ
10%
До 50 МЗП
Доход работника * 10%
Сотрудника
Медицинские взносы
ВОСМС
2%
До 10 МЗП
Доход работника * 2%
Сотрудника
Медицинские отчисления
ООСМС
2%
До 10 МЗП
Доход работника * 2%
Работодателя
Социальные отчисления
СО
3,5%
Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП
(Доход работника – ОПВ) * 3,5%
Работодателя
Социальный налог
СН
9,5%
Не менее 1 МЗП
(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО
Работодателя
Профессиональные пенсионные взносы*
ОППВ
5%
нет
(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО
Работодателя
*ОППВ уплачиваются только за сотрудников, занятых на вредных условиях труда, профессии которых предусмотрены перечнем.
В некоторых случаях с сотрудника рассчитываются не все налоги и взносы. К таким случаям можно отнести пенсионеров, инвалидов, иностранцев и др.
После расчета подоходного налога работникам выдаются налоговые вычеты. Не все вычеты предоставляются каждому сотруднику, для некоторых нужны определенные причины.
Например, если сотрудник уплачивает пенсионный взнос (ОПВ) и взнос на медицинское страхование (ВОСМС), то ему предоставляется вычет. Также всем сотрудникам ежемесячно предоставляется вычет в размере 1 МЗП.
К сотрудникам, имеющим право на другие налоговые вычеты, относятся:
- «Чернобылец», «Афганец»;
- Родитель или попечитель ребенка-инвалида;
- Родитель приемного ребенка;
- Уплачивающие добровольные пенсионные взносы (в ЕНПФ);
- Уплачивающие ипотеку в Жилстройсбербанк (Отбасы банк);
- В отчетном месяце получавшие платную медицинскую помощь.
Таблица налоговых вычетов при расчете подоходного налога:
Категория
Вычет
Размер вычета
Все сотрудники
ОПВ
ВОСМС
1 МЗП
Исходя из размера ОПВ за месяц
Исходя из размера ВОСМС за месяц
Фиксированная сумма 1 МЗП за месяц (в 2021 году 42 500 тенге)
«Чернобылец», «Афганец»;
Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)
Родитель или попечитель ребенка — инвалида
Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)
Родитель приемного ребенка
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель
Расчет
ОПВ
10 000 тенге
ИПН
4550 тенге
СО
3150 тенге
СН
5210 тенге
ООСМС
2000 тенге
ВОСМС
2000 тенге
За счет работодателя
10360 тенге
За счет работника
16550 тенге
Сумма «на руки»
83450 тенге
Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.
Похожие записи:
-