Закон о прививках 2022 отказ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о прививках 2022 отказ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Министерство здравоохранения Российской Федерации взамен письма от 24.08.2021 N 30-4/И/1-13501 направляет для использования в работе актуализированные временные методические рекомендации: «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».

Приложение: на 64 л. в 1 экз.

С.В. Глаголев

Об отказе от обязательных прививок с точки зрения права

Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-инфекционистов, а также иных специалистов, осуществляющих деятельность по вакцинации (проведению профилактических прививок) в установленном порядке.

1.1. Настоящие временные методические рекомендации содержат требования к проведению вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 взрослого населения.

1.2. Требования, изложенные во временных методических рекомендациях, направлены на обеспечение эффективности и безопасности вакцинации против COVID-19 взрослого населения, обеспечение достоверности учета проведенной вакцинации против COVID-19 взрослого населения, а также снижение количества необоснованных медицинских отводов.

1.3. Временные методические рекомендации предназначены для специалистов организаций здравоохранения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность по вакцинации (проведению профилактических прививок) в установленном порядке.

2.1. Вакцинация против COVID-19 взрослого населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится гражданам в медицинских организациях независимо от организационно-правовых форм, при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок).

2.2. Работа по проведению вакцинации против COVID-19 взрослого населения финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2.3. При необходимости органы исполнительной власти в области охраны здоровья граждан могут принять решение о проведении вакцинации против COVID-19 взрослого населения на дому или в пунктах вакцинации силами мобильных медицинских бригад. Количество и состав таких бригад, а также их материально-техническое обеспечение зависит от местных условий, а также предполагаемого объема и вида работ. Состав бригады утверждается приказом руководителя медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «вакцинация (проведение профилактических прививок)».

2.4. Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом и графиком, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована.

2.5. Обеспечение и контроль деятельности мобильных медицинских бригад осуществляет заместитель руководителя по лечебной работе медицинской организации, в составе которой они созданы.

2.6. Руководство мобильной медицинской бригадой возлагается руководителем медицинской организации, в составе которой она организована, на одного из врачей мобильной медицинской бригады из числа, имеющих опыт лечебной и организационной работы.

2.7. Ответственность за обоснованность допуска пациента к проведению вакцинации против COVID-19 несет врач (фельдшер).

2.8. Организация работы в мобильных пунктах вакцинации:

— мобильный пункт вакцинации должен быть оснащен согласно п. 5 настоящих Методических рекомендаций;

— мобильная медицинская бригада выезжает в полном составе, численность которой утверждается приказом руководителя медицинской организации;

— при выезде бригады в учреждения, руководители этих учреждений должны предоставить медицинским работникам список работающих в организации граждан;

— при выезде бригады в сельские населенные пункты, обязанность по предоставлению списков населения, подлежащего вакцинации, возлагается на руководителей территориальных медицинских организаций и глав администраций населенных пунктов (муниципальных образований). Предварительно направляется график проведения вакцинации с указанием времени проведения вакцинации. При невозможности предварительного формирования списков вакцинируемых, мобильные бригады проводят вакцинацию в формате «живой очереди»;

— лица, подлежащие вакцинации, должны быть проинформированы о месте и времени вакцинации территориальной медицинской организацией или администрацией населенного пункта (муниципальных образований);

— в случае проведения вакцинации вне медицинской организации администрацией населенного пункта (муниципального образования») принимаются меры по подготовке места проведения вакцинации, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям асептики, и созданию условий для наблюдения в течение 30 мин после проведения вакцинации;

— мобильный пункт вакцинации должен быть обеспечен вакциной на рабочую смену;

— в мобильных пунктах вакцинации должно быть обеспечено соблюдение социального дистанцирования и масочно-перчаточного режима.

2.9. Организацию и проведение вакцинации против COVID-19 взрослого населения обеспечивает руководитель медицинской организации. Вакцинацию против COVID-19 взрослого населения осуществляют медицинские работники, прошедшие обучение по вопросам применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней, организации проведения вакцинации, техники проведения вакцинации, а также по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, правилам соблюдения «холодовой цепи».

2.10. Для реализации мероприятий по проведению вакцинации в медицинской организации приказом руководителя назначаются ответственные лица за проведение вакцинации, разрабатываются и утверждаются стандартные операционные процедуры, алгоритмы, график проведения вакцинации (с учетом времени хранения размороженной вакцины), схема маршрутизации, планы мероприятий по реализации «холодовой цепи» при хранении вакцины, в том числе план экстренных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

3.21. Вакцины «ЭпиВакКорона» и «ЭпиВакКорона-Н» представляют собой химически синтезированные пептидные антигены белка S вируса SARS-CoV-2, конъюгированные с белком-носителем и адсорбированные на алюминий-содержащем адъюванте (алюминия гидроксиде). Вакцины хранятся при температуре от +2 до +8°C. Вакцины не замораживать! Вакцину вводят двукратно с интервалом 21 день в дозе 0,5 мл внутримышечно в верхнюю треть наружной поверхности плеча*(2).

3.22. Противопоказаниями к применению являются:

— гиперчувствительность к компонентам препарата (гидроксид алюминия и другим);

— тяжелые формы аллергических заболеваний;

— реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины;

— острые инфекционные и неинфекционные заболевания, хронические заболевания в стадии обострения — прививки проводят не ранее чем через месяц после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры;

— иммунодефицит (первичный);

— злокачественные заболевания крови и новообразования;

— беременность и период грудного вскармливания;

— дети до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности);

— старше 60 лет у вакцины «ЭпиВакКорона-Н».

3.23. Если после введения первой дозы вакцины для профилактики COVID-19 на основе пептидных антигенов «ЭпиВакКорона» или «ЭпиВакКорона-Н» развилась аллергическая реакция, вводить вторую дозу вакцины запрещается!

3.24. С осторожностью: при хронических заболеваниях печени и почек, выраженных нарушениях функции эндокринной системы, тяжелых заболеваниях системы кроветворения, эпилепсии, инсультах и других заболеваниях ЦНС, заболеваниях сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда в анамнезе, миокардиты, эндокардиты, перикардиты, ишемическая болезнь сердца), первичных и вторичных иммунодефицитах, аутоиммунных заболеваниях, у пациентов с аллергическими реакциями.

Особые указания: конкретное решение о необходимости проведения прививок больным с хроническими заболеваниями, злокачественными болезнями крови и новообразованиями и т.п., зависит от степени риска заболевания.

Законна ли обязательная прививка от коронавируса

3.25. Инактивированная вакцина «КовиВак» представляет собой очищенную концентрированную суспензию коронавируса SARS-CoV-2 штамм «AYDAR-1», полученного путем репродукции в перевиваемой культуре клеток Vero, инактивированного бета-пропиолактоном. Вакцина хранится при температуре от +2 до +8°C. Вакцину не замораживать! Вакцину вводят двукратно с интервалом 14 дней в дозе 0,5 мл внутримышечно в верхнюю треть наружной поверхности плеча*(2).

3.26. Противопоказаниями к применению являются:

— серьезная поствакцинальная реакция (температура выше 40°С, гиперемия или отек более 8 см в диаметре) или осложнение (коллапс или шокоподобное состояние, развившиеся в течение 48 ч после вакцинации; судороги, сопровождаемые или не сопровождаемые лихорадочным состоянием) на любую предыдущую вакцинацию в анамнезе;

— отягощенный аллергологический анамнез (анафилактический шок, отек Квинке, полиморфная экссудативная экзема, гиперчувствительность или аллергические реакции на введение каких-либо вакцин в анамнезе, известные аллергические реакции на компоненты вакцины и др.);

— беременность и период грудного вскармливания;

— возраст до 18 лет;

— возраст старше 60 лет.

Временные противопоказания:

— острые лихорадочные состояния, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, включая период реконвалесценции. Вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления. При ОРВИ легкого течения и острых кишечных инфекциях вакцинацию можно проводить после нормализации температуры и/или исчезновения острых симптомов заболевания;

— хронические инфекционные заболевания в стадии обострения. Вакцинацию проводят в период ремиссии. Возможность вакцинации лиц, страдающих хроническими заболеваниями, определяет лечащий врач, исходя из состояния пациента.

3.27. Применяется с осторожностью при: при хронических заболеваниях печени и почек, выраженных нарушениях нейроэндокринной системы, тяжёлых заболеваниях системы кроветворения, заболеваниях ЦНС (эпилепсии, инсультах и др.), сердечно-сосудистой системы (ИБС, миокардитах, эндокардитах, перикардитах), бронхолегочной системы (бронхиальной астме, ХОБЛ, фиброзирующих альвеолитах и др.), желудочно-кишечного тракта (при синдроме мальабсорбции и т.п.), иммунной системы (при аутоиммунных и аллергических заболеваниях).

3.28. Особые указания: инактивированные вакцины не противопоказаны пациентам с иммуносупрессивным или иммунодефицитным состоянием. Клинические данные применения лекарственного препарата у данной категории пациентов отсутствуют. У пациентов, получающих иммуносупрессивную терапию, и пациентов с иммунодефицитом может не развиться достаточный иммунный ответ. Поэтому прием препаратов, угнетающих функцию иммунной системы, противопоказан как минимум 1 месяц до и после вакцинации из-за риска снижения иммуногенности.

3.29. Исходя из известных данных о влиянии вакцин для профилактики COVID-19 отсутствует информация о влиянии вакцины КовиВак на течение заболевания, эффективность терапии и развитие жизнеугрожающих осложнений у пациентов с заболеваниями системы крови. Однако, возможны временные противопоказания к вакцинации у пациентов с заболеваниями системы крови, к которым могут быть отнесены:

— период проведения индукционной и консолидирующей химиотерапии, в том числе период гранулоцитопении после курсов химиотерапии;

— период проведения и срок менее 4-х недель после иммунотерапии, в том числе анти-В-клеточной и/или анти-Т-клеточной (ритуксимаб, обинутузумаб, блинатумомаб, алемтузумаб, антитимоцитарный глобулин и др.);

— срок менее 3 месяцев, а в некоторых случаях до 6 месяцев, после выполнения трансплантации гемопоэтических стволовых клеток/костного мозга, а также при развитии реакции «трансплантат против хозяина» тяжелой степени или в случае неприживления/отторжения трансплантата.

3.30. Вакцина «Спутник Лайт» представляет собой рекомбинантный аденовирусный вектор на основе аденовируса человека 26 серотипа, несущий ген S-белка SARS-CoV-2. Вакцину вводят однократно в дозе 0,5 мл, в дельтовидную мышцу (верхнюю треть наружной поверхности плеча).

3.31. У лиц с предсуществующим иммунитетом к коронавирусу отмечен выраженный рост титра антител на 10 день после вакцинации, что может указывать на возможность применения препарата для вакцинации ранее переболевших COVID-19 после снижения титра антител с целью предотвращения повторных случаев заболевания.

С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения для достижения уровня коллективного иммунитета населения, следует проводить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям спустя 6 месяцев после перенесенного заболевания (в том числе у ранее вакцинированных лиц) или спустя 6 месяцев после предыдущей первичной вакцинации.

3.32. Вакцина «Спутник Лайт» в форме замороженного препарата должна храниться в защищенном от света месте, при температуре не выше минус 18°C. Повторное замораживание не допускается. Жидкий препарат хранить в защищенном от света месте, при температуре от 2 до 8°C, не замораживать.

3.33. Вакцина в замороженной форме выпускается в многодозовых флаконах (3 мл, 5 доз), в многодозовых ампулах (одна ампула содержит две дозы вакцины. Объем одной дозы составляет 0,5 мл. Одному пациенту вводить 1 дозу (0,5 мл), содержимое ампулы рекомендуется использовать незамедлительно. Если последующие инъекции по какой-либо причине откладываются, допускается хранение вакцины при комнатной температуре: вскрытой ампулы, закрытой стерильной салфеткой, не более 1 часа, невскрытой ампулы — не более 2 часов и однодозовых ампул.

3.34. Вакцина в жидкой форме выпускается во флаконах по 0,5 мл (1 доза) препарата. Замораживание флакона с раствором не допускается!

3.35. Противопоказаниями к применению являются:

— гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцине, содержащей аналогичные компоненты;

— тяжелые аллергические реакции в анамнезе;

— острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний — вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры;

— беременность и период грудного вскармливания;

— возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности);

3.36. С осторожностью: при хронических заболеваниях печени и почек, эндокринных заболеваниях (выраженных нарушениях функции щитовидной железы и сахарном диабете в стадии декомпенсации), тяжелых заболеваниях системы кроветворения, эпилепсии и других заболеваниях ЦНС, остром коронарном синдроме и остром нарушении мозгового кровообращения, миокардитах, эндокардитах, перикардитах.

Вследствие недостатка информации вакцинация может представлять риск для следующих групп пациентов:

— с аутоиммунными заболеваниями (стимуляция иммунной системы может привести к обострению заболевания, особенно следует с осторожностью относиться к пациентам с аутоиммунной патологией, имеющей тенденцию к развитию тяжелых и жизнеугрожающих состояний);

— со злокачественными новообразованиями.

Категориям населения старше 60 лет, ранее не прошедшим иммунизацию против COVID-19, и не болевшим COVID-19, иммунокомпроментированным лицам независимо от возраста, для формирования иммунитета не рекомендовано применение препарата «Спутник Лайт» в связи со снижением функции иммунной системы, для формирования иммунного ответа показана вакцинация двухкомпонентой вакциной «Гам-Ковид-Вак».

3.37. Особые указания: у пациентов, получающих иммуносупрессивную терапию, и пациентов с иммунодефицитом может не развиться достаточный иммунный ответ. Поэтому прием препаратов, угнетающих функцию иммунной системы, противопоказан в течение, как минимум, 1 месяца до и после вакцинации из-за риска снижения иммуногенности.

Взаимодействие с вакциной для профилактики гриппа изучено в доклинических исследованиях, показано отсутствие снижения иммуногенности как вакцины «Спутник Лайт», так и вакцины для профилактики гриппа в эксперименте при их одновременном введении. Ожидается отсутствие снижения иммуногенности для расщепленных, субъединичных и полимерсубъединичных гриппозных вакцин. Подобно остальным вакцинам, защитный иммунный ответ может возникнуть не у всех вакцинируемых лиц. При принятии врачом (медицинским работником) решения о необходимости одновременного введения «Спутник Лайт» с другой вакциной, не допускается их смешивание в одном шприце и введение в один участок тела.

В РФ начали выдавать бумажные сертификаты о вакцинации

Зарегистрирован 15.11.2021 № 65824

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 15.11.2021 г.

Вступает в силу с 16 ноября 2021 г, 1 февраля 2022 г.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 и пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2017, № 31, ст. 4791), пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст. 4736; 2013, № 48, ст. 6165) и подпунктами 5.2.22, 5.2.96 и 5.2.199 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:

1. Утвердить:

форму медицинской документации «Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации» согласно приложению № 1 к настоящему приказу;

порядок выдачи медицинской документации «Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации» согласно приложению № 2 к настоящему приказу;

форму медицинской документации «Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» согласно приложению № 3 к настоящему приказу;

порядок ведения медицинской документации «Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» согласно приложению № 4 к настоящему приказу;

форму «Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» согласно приложению № 5 к настоящему приказу.

2. Медицинская документация и сертификаты, содержащие сведения о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сформированные посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» до вступления в силу настоящего приказа, подлежат переоформлению в автоматическом режиме не позднее 1 февраля 2022 г.

Двухмерные штриховые коды (QR-коды), подтверждающие сведения о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сформированные на региональных порталах государственных услуг и муниципальных услуг (функций) до вступления в силу настоящего приказа, действуют до окончания срока, на который они были выданы, и переоформлению не подлежат.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 1006н «Об утверждении формы медицинской документации «Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» и порядка ее ведения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 октября 2021 г., регистрационный № 65563).

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, за исключением пункта 3 приложения № 2 к настоящему приказу (в части внесения в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сведений о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и подпункта 4 пункта 3 приложения № 4 к настоящему приказу, которые вступают в силу с 1 февраля 2022 г.

Министр М.А.Мурашко

1. Медицинская документация «Медицинский сертификат о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» (далее — медицинский сертификат) формируется в автоматическом режиме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»4 (далее — Единый портал) на основании сведений, внесенных в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее — информационный ресурс).

Медицинский сертификат формируется на русском и на английском языках не позднее 3 календарных дней после дня внесения в информационный ресурс сведений о завершении в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). До завершения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сведения о введении первого компонента двухкомпонентной вакцины отображаются в записи о вакцинации в информационном ресурсе и на Едином портале.

2. Медицинский сертификат содержит сведения, предусмотренные в форме медицинского сертификата (приложение №3 к настоящему приказу), и двухмерный штриховой код (далее — QR-код), подтверждающий наличие в информационном ресурсе сведений о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

3. При формировании медицинского сертификата:

1) в левом верхнем углу отображается QR-код и указывается номер медицинского сертификата. QR-код содержит информацию о завершении в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факте перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с наиболее поздней датой наступления события, а также срок действия QR-кода. При использовании считывающих устройств, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством QR-кода предоставляются сведения о действительности QR-кода, сроках его действия, дате рождения, первых буквах фамилии, имени, отчества (при наличии) гражданина, а также первые две цифры серии и последние три цифры номера документа, удостоверяющего личность гражданина, предъявившего QR-код;

2) указываются:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, пол гражданина — в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность. При формировании медицинской документации на английском языке для граждан Российской Федерации указанные сведения вносятся в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

б) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), номер полиса обязательного медицинского страхования (при наличии), дата формирования медицинского сертификата;

3) в разделе 1:

а) в соответствующих графах указывается информация о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по каждому случаю введения вакцины (ее компонентов), включая номер записи о вакцинации в информационном ресурсе, дату вакцинации (ревакцинации), сведения о лекарственном препарате (наименование, производитель, серия), наименование медицинской организации, в которой проводилась вакцинация (ревакцинация);

б) в случае отсутствия сведений о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сведения данного раздела не отображаются;

4) в разделе 2 в случае наличия медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) указываются вид медицинских противопоказаний (постоянные, временные), срок, на который установлены временные медицинские противопоказания, медицинская организация, которой установлены медицинские противопоказания;

5) в разделе 3:

а) в соответствующих графах указывается информация о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включая номер записи о лице, перенесшем заболевание, вызванное новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в информационном ресурсе, дату установления диагноза, дату выздоровления (не указывается для граждан, не завершивших лечение), наименование медицинской организации, в которой пациенту оказывалась медицинская помощь;

б) в случае отсутствия сведений о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сведения данного раздела не отображаются.

4. В случае появления в информационном ресурсе обновленных сведений о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), медицинский сертификат переоформляется с сохранением ранее внесенных в него сведений.

Законно ли обязывать делать прививку от коронавируса?

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее — иммунопрофилактика) — система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики — вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

национальный календарь профилактических прививок — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;

поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее — поствакцинальные осложнения), — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

сертификат профилактических прививок — документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина;

календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

2. В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

доступность для граждан профилактических прививок;

бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.07.2021 N 316-ФЗ)

социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;

использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

поддержку научных исследований в области разработки новых иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

обеспечение современного уровня производства иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

государственную поддержку отечественных производителей иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

совершенствование системы статистического наблюдения;

обеспечение единой государственной информационной политики;

развитие международного сотрудничества.

3. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.07.2021 N 316-ФЗ)

медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

выполнять предписания медицинских работников;

в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Федеральный закон от 17.09.98 N 157-ФЗ

1.Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

3. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Перечень профилактических прививок установлен Приказом Минздрава от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Прививки несовершеннолетним детям могут сделать исключительно с согласия их родителей или иных законных представителей, а после достижения ребенком 15 лет – с его согласия. Если родители не хотят, чтобы их ребенок принял участие в иммунопрофилактических мероприятиях, они вправе оформить письменный отказ. Подросток, достигший 15 лет, может это сделать самостоятельно (ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Комплекс мероприятий по раннему выявлению туберкулеза как заболевания, представляющего опасность для окружающих, включает периодические профилактические медицинские осмотры (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»). Порядок и сроки их проведения утверждены Приказом Минздрава от 21 марта 2017 г. № 124н.

При профилактических осмотрах детей осуществляется иммунодиагностика (туберкулинодиагностика) с применением туберкулезного аллергена. Она проводится посредством постановки внутрикожной аллергической пробы (проба Манту). Для детей 15–17 лет в качестве метода обследования может проводиться рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки.

Иммунодиагностические тесты на туберкулезную инфекцию не являются профилактическими прививками, поскольку лишь проверяют наличие или отсутствие у ребенка иммунитета к туберкулезу, поэтому отказаться от них, сославшись на ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней, не получится. Однако необходимым условием для проведения таких обследований является дача родителем или ребенком, если ему исполнилось 15 лет, информированного добровольного согласия (ст. 7 Закона о предупреждении распространения туберкулеза), а отказ от обследования возможен на основании ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Для тех, кто не прошел вакцинацию, установлены ограничения (ч. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней). Так, отсутствие профилактических прививок у несовершеннолетних влечет временный отказ в их приеме в образовательные и оздоровительные учреждения. Однако такой отказ допускается лишь в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе эпидемий.

Критерий массовости инфекционного заболевания определяют территориальные органы Роспотребнадзора. Эпидемия регистрируется на основании данных о заболеваемости населения инфекционной болезнью, если степень ее распространенности значительно превышает обычно регистрируемую на данной территории за аналогичный период. Кроме того, информация о распространении инфекционного заболевания и введении карантина доводится до сведения граждан, организаций, органов власти и управления Правительством или администрацией субъекта РФ на основании предписания территориального управления Роспотребнадзора.

Таким образом, если не зарегистрированы массовые инфекционные заболевания или угроза эпидемии и на территории субъекта РФ не проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, отказ в приеме или допуске к посещению непривитым ребенком образовательных и оздоровительных учреждений является незаконным.

Для допуска в образовательное учреждение при отказе от пробы Манту потребуется заключение врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом (п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. № 60).

Фтизиатр может назначить альтернативные пробе Манту методы обследования: диагностические тесты QuantiFERON-TB Gold, T-SPOT.TB, требующие забора крови из вены, флюорографическое исследование. На это указывают Клинические рекомендации «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях» (носят рекомендательный характер до 1 января 2022 г.).

Данное положение соответствует позиции Верховного Суда РФ: соблюдение санитарных правил является обязательным. Требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию лишь при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания направлено на предупреждение распространения туберкулеза и соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.1

Таким образом, в случае отказа от проведения пробы Манту и отсутствия заключения врача-фтизиатра ребенка могут не допустить в образовательное учреждение.

В детский сад и школу – без прививок?

Отказ в допуске ребенка в образовательное учреждение или его разобщение с обследованными детьми не свидетельствуют о нарушении его права на получение образования. Поясним…

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Вместе с тем в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. К компетенции образовательных организаций относится создание условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, в организациях отдыха и оздоровления детей, образовательных организациях должны выполняться требования санитарного законодательства и осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся.

Законом предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование (ст. 17 Закона об образовании). Если ребенок не прошел обследование на туберкулезную инфекцию, он может быть зачислен в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение здорового детского коллектива. И это не будет противоречить действующему законодательству: как указал Верховный Суд РФ, таким образом будет обеспечено право на общее образование детей, не прошедших иммунодиагностику, при соблюдении права каждого обучающегося на охрану здоровья.2

Следует учитывать, что в случае проведения массовой вакцинации для предотвращения заражения непривитого ребенка допускается его разобщение с остальной группой детей на определенный период. Так, при вакцинации против полиомиелита непривитых детей разобщают с привитыми на 60 дней (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июля 2011 г. № 107 «Об утверждении СП 3.1.2951-11 “Профилактика полиомиелита”»). При этом руководители образовательных учреждений обязаны организовать раздельное пребывание таких детей в стенах образовательного учреждения.

Аналогичный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, в 2017 г. Архангельский областной суд пришел к выводу о правомерности действий руководства дошкольного образовательного учреждения по отстранению непривитого ребенка от посещения группы раннего развития в связи с проведением плановой иммунизации воспитанников против полиомиелита. Суд указал, что такое ограничение прав ребенка не является дискриминирующим, поскольку оно направлено на обеспечение права на охрану здоровья и осуществляется способами, установленными законом, в том числе путем разобщения привитых детей и не участвующих в иммунизации.3

Укажите руководителю образовательного учреждения на добровольность проведения иммунопрофилактических и диагностических мероприятий и недопустимость отказа в допуске ребенка в сад или школу при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законом. В целях защиты нарушенных прав возможно обращение в органы прокуратуры, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, к уполномоченному по правам ребенка и в суд.

Судебная практика по вопросу отказа непривитым детям в допуске в образовательные учреждения является крайне противоречивой. Некоторые суды указывают, что установление зависимости посещения детского сада от проведения иммунопрофилактики противоречит положениям законодательства, поскольку решение о проведении профилактических мероприятий является добровольным, а принудительных мер к применению прививок, кроме случаев угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний и эпидемий, законом не предусмотрено.4

Вместе с тем встречаются и прямо противоположные судебные решения. В них признается обоснованным временное отстранение ребенка от посещения детского сада ввиду отсутствия профилактических прививок.

В случаях отказа от проведения туберкулинодиагностики и отсутствия данных о дообследовании ребенка, заключения врача-фтизиатра суды обычно указывают, что недопуск ребенка в дошкольное образовательное учреждение является законным и необходим для предупреждения распространения туберкулеза, а также соблюдения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.5

Однако встречаются и противоположные позиции. Так, Бутырский районный суд г. Москвы признал незаконным и отменил приказ руководителя дошкольного образовательного учреждения о недопуске ребенка в сад из-за отсутствия справки от врача-фтизиатра. Суд посчитал, что было нарушено право ребенка на образование.6

Ярославский областной суд также признал незаконным недопуск ребенка в детский сад ввиду отказа от проведения туберкулинодиагностики и отсутствия справки от врача-фтизиатра. Суд отметил, что справка не является обязательным документом для приема ребенка в сад.7


1 Решение ВС РФ от 17 февраля 2015 г. № АКПИ14-1454.

2 Решение ВС РФ от 18 апреля 2019 г. № АКПИ19-115, Апелляционное определение ВС РФ от 25 июля 2019 г. №АПЛ19-248.

3 Апелляционное определение Архангельского областного суда от 27 июля 2017 г. № 33-4082/2017.

4 Решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 7 февраля 2018 г. № 2А-2-35/2018.

5 Решение Пожарского районного суда Приморского края от 28 марта 2016 г. № 2-219/2016, Решение Сапожковского районного суда Рязанской области от 9 октября 2017 г. № 2-109/2017.

6 Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 3 июня 2016 г. № 2-2459/15.

7 Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31 марта 2016 г. № 33-1459/2016.

Российские граждане теперь смогут бесплатно делать прививки не только в государственных медицинских учреждениях, но и в частных клиниках, работающих по системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Закон об этом вступил в силу 1 октября. Правила обеспечения медицинских организаций необходимыми вакцинами утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

«У людей появится больше возможностей при выборе медицинских организаций, а прививки станут более доступными для граждан», – отметил Михаил Мишустин на заседании Правительства 7 октября.

Речь идёт о вакцинах, которые включены в национальный календарь профилактических прививок. В него, напомним, входят вакцины против гриппа, туберкулёза, гепатита В, гемофильной и пневмококковой инфекции, столбняка, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, паротита, полиомиелита.

  • Из вступительного слова Михаила Мишустина за заседании Правительства, 7 октября 2021 года

Обеспечивать клиники такими вакцинами будет государство. Новым постановлением утверждается порядок организации этой работы. Он будет таким же, как и для государственных медицинских учреждений. Заявки на поставку препаратов с указанием нужного объёма будут направлять региональные органы здравоохранения в Федеральный центр планирования и лекарственного обеспечения граждан. Рассмотрением заявок и утверждением объёмов поставок займётся Минздрав.

Ранее по поручению Президента Правительство утвердило Стратегию развития иммунопрофилактики инфекционных болезней и план мероприятий по её реализации до 2035 года. Документ в том числе предусматривает расширение национального календаря прививок и оказание господдержки производителям новых вакцин.

Работа Правительства:

  • Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)

Из нового КоАП убрали положение о вакцинации

Декабрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Власти Австрии подготовили законопроект, согласно которому за отказ от обязательной вакцинации от коронавируса нужно заплатить штраф, сообщает Kronen Zeitung. По данным австрийской газеты, в случае первого отказа от вакцинации против COVID-19 жителя страны вызовут в районный административный орган. Если человек проигнорирует это приглашение, то через четыре недели его вызовут снова. За третий отказ от вакцинации человеку грозит штраф в размере 3,6 тыс. евро или лишение свободы на четыре недели. При последующих отказах штраф может увеличиться до 7,2 тыс. евро.

Правительство Австрии заявило о плане введения обязательной вакцинации от COVID-19 с февраля 2022 года. Эта мера оказалась непопулярной и вызвала массовые акции протеста по всей стране.

Индонезия

В Индонезии ввели всеобщую обязательную вакцинацию в феврале. За отказ граждан от вакцинации против коронавируса власти Джакарты ввели штрафы. Сумма немаленькая: пять миллионов рупий (около 357 долларов). Как заявил заместитель губернатора Джакарты Ахмад Риза Патрия, такие меры заставят людей соблюдать существующие предписания. При развертывании вакцинации от COVID-19 власти были вынуждены убеждать жителей в ее необходимости через рекламу. В стране отдали предпочтение препарату от китайской компании Sinovac.

Италия

Согласно данным оперштаба, за прошедшие сутки в России выявлено 32 648 новых случаев заболевания коронавирусом. Это минимальное значение с 15 октября. В то же время полностью выздоровели 33 442 человека, 1229 скончались от осложнений, развившихся на фоне COVID-19, и сопутствующих заболеваний.

За всё время наблюдений в РФ выявлен 9 636 881 случай коронавируса. Зафиксировано 275 193 летальных исхода, выздоровели 8 329 253 человека.

По данным Роспотребнадзора, с начала пандемии выполнено свыше 224,9 млн лабораторных тестов на коронавирус нового типа, в том числе 369 тыс. — за последние сутки. Под медицинским наблюдением остаются более 1,7 млн человек.

Столичный оперштаб сообщает, что в Москве за сутки выявлено 2788 новых случаев инфицирования. Госпитализирован 951 человек, скончались 97 пациентов. На ИВЛ в московских больницах находятся 575 человек.

В Московской области выявлено 2215 новых заболевших, в Санкт-Петербурге — 2103, в Самарской области — 908, Воронежской — 742, Нижегородской — 716, в Красноярском крае — 711, в Свердловской области — 705. В остальных регионах зафиксировано менее 700 заболевших за сутки.

Вопрос об обязательной вакцинации так или иначе касается того, насколько такая мера возможна с точки зрения закона. Как объяснила «Доктору Питеру» эксперт в области права в Национальной медицинской палате, юрист Евгения Примечаева, вопрос этот является спорным, так как никакой конкретики по прививкам от коронавируса, разумеется, в законах нет.

До 1 февраля в РФ будет действовать переходный период, в течении которого люди могут сделать прививку от ковида и получить QR-код. А уже с 1 февраля, по словам Голиковой, использование сертификатов вступит в силу в полном объеме. Также она отметила, что на данный момент в России приблизительно только 50% коллективного иммунитета, но власти рассчитывают к лету приблизится к 80 %. QR-коды будут действовать до начала лета, т. е. до 1 июня 2022 г.

12 ноября 2021 г. на рассмотрение в Государственной думе внесены были законопроекты о QR-кодах в непродовольственных магазинах, транспорте, кафе и ресторанах, учреждениях культуры и на массовых мероприятиях.

Это инициатива правительства, в рамках которой люди смогут посещать эти места только с предъявлением либо QR-кода о вакцинации, либо документа, подтверждающего то, что гражданин переболел коронавирусной инфекцией, либо медотвода от прививки.

До 1 февраля можно ещё будет показывать отрицательный ПЦР-тест, а после этой даты он будет действителен только для лиц с медицинским отводом.

Несовершеннолетних эти правила не будут касаться.

Для приобретения билетов и посадки на самолёт или поезд также нужен будет QR-код, сказал министр транспорта Савельев.

Обязательную проверку кодов в транспорте и других общественных местах одобрил и директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Гинцбург. По его мнению, эти нововведения помогут подавить распространение преобладающего в РФ дельта-штамма ковида, а также предотвратить возникновение и распространение новых мутаций.

Наказание за отказ от обязательных прививок может быть применено только к тем, кто входит в профессиональные группы риска, то есть выполняет работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Штрафы за отказ от вакцинации, которые внесли в проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), грозят только тем, кто находится в профессиональных группах риска, сообщили в Роспотребнадзоре.

По данным пресс-службы ведомства, наказание грозит только тем людям, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, и при этом отказываются от обязательной в таких случаях вакцинации. К таким работам в Роспотребнадзоре отнесли, например, работу с больными инфекционными заболеваниями, работу с кровью и биологическими жидкостями человека, а также работу по уходу за животными.

Прививка от коронавируса включена в общероссийский календарь прививок, поэтому правительство ряда регионов России обязало директоров организаций, в которых по постановлению властей вакцинация является обязательной, отстранять сотрудников от работы, не сделавших прививку. Это вызвало серьёзные разногласия среди бизнесменов и юристов. Эта мера может коснуться сотрудников уже 15 декабря. С этого числа у предприятий общественного питания, курьерской службы, магазинов, организаций сферы образования и др. должны пройти полный курс вакцинации не менее 80% работников, иначе они не смогут работать.

В связи с опасной эпидемиологической обстановкой все работодатели обязаны выполнять и проводить санитарно-профилактические мероприятия, как того требует федеральный закон (номер 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологического благополучии населения» от 30.03.1999, ст.11 и ст. 29 соответственно), в том числе и прививки.

Если у сотрудника есть медицинский отвод от вакцинации, то работодатель не имеет права отстранить его от работы, но работник должен предоставить начальнику справку от врача. Важно отметить, что пункт 1 ст. 5 федерального закона от 17.09.1998 номер 157 — ФЗ говорит о том, что работник имеет право отказаться от вакцинации и у работодателя нет никаких прав заставлять делать прививку.

Документы, указывающие на возможность отстранения от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию
Некоторые ведомства уже обосновали законность недопуска к работе невакцинированных людей в некоторых сферах деятельности.

Основные доводы здесь:

  • письмо Роструда от 13.07.2021 номер 1811-ТЗ
  • письмо Минтруда России от 23.07.2021 номер 14-4/10/П-5532 « О направлении разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзоре по организации вакцинации в организованный рабочих коллектива (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных» с рекомендациями действий для работодателей.

В своём новом письме от 10. 08.2021 номер 14-2/ООГ-7691 Минтруд России пояснил, что указанные пояснения являются рекомендательными, они не являются нормативным правовым актом и не делают новые обязательства для работодателя и работника. В письме также говорится, что вопросы с проведением вакцинации от коронавируса регулируются законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не трудовым законодательством.

Из вышеизложенного также следует сделать еще один важный вывод, что отказ от вакцинации не может являться правонарушением, поскольку это реализация общепризнанного права. Соответственно вакцинация не может обеспечиваться применением юридической ответственности (всегда реакция на факт противоправного поведения), а уж тем более мерами ответственности (дополнительные неблагоприятные последствия в качестве наказания, к которым, в частности, относится уголовная и административная ответственность).

Как следствие, обязательная вакцинация может обеспечиваться только профилактическими мерами (т. е. мерами применение которых не связано с правонарушением, а направлено на нераспространение инфекции), которые при этом, как было сказано, выше не могут умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Поэтому, даже если прививки носят профилактический характер, право на отказ от них сохраняется.

В Конституции РФ прямо закреплено:

  1. каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст.27);
  2. каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
  3. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41);
  4. каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать два момента:

1) при ограничении прав должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, мы опять приходим к выводу, что обязательность прививок не может ликвидировать право на отказ о них и другие конституционные права.

В связи с этим полностью ликвидировать право на отказ от прививки, а равно и другие конституционные права, нельзя. Могут быть установлены только дополнительные условия для реализации этих прав, например, предоставление подтверждения отсутствия болезни, применение индивидуальных мер защиты и др.;

2) Конституцией РФ установлен уровень правового регулирования для ограничений прав (федеральным законом). Изменение уровня регулирования означает делегирование. Делегирование в отношении ограничения прав производиться не может. Например, Конституционный Суд РФ по этому поводу отмечал: «Делегирование федеральным законодателем полномочий… само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, если оно основано на конституционных принципах разделения властей и недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина актами ниже уровня федерального закона» (см. п. 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П).

Тем самым делегировать ограничение общепризнанных и конституционных прав и свобод на уровень ниже федерального закона нельзя.

Однако уже есть постановление Конституционного Суда РФ, которым ограничение права на передвижение, введенное руководителем субъекта РФ, признано конституционным (Постановление от 25.12.2020 N 49-П). Но следует обратить внимание, что это сделано, поскольку «вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве» (п. 1 резолютивной части). Остается надеяться, что по другим вопросам Конституционный Суд не будет, учитывая «объективную необходимость оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пересматривать свои собственные правовые позиции, а также вспомнит не только про полномочия губернаторов в федеральном законодательстве, которое должно соответствовать Конституции РФ, но и про конституционные права других субъектов.

Жириновский, руководитель фракции ЛДПР, потребовал ввести уголовную ответственность для людей, которые выступают против вакцинации от ковида. Он также заявляет, что привитые россияне, которые умерли от этой инфекции, почти все имели поддельные сертификаты.

Жириновский раскритиковал людей, которые в период нерабочих дней поехали путешествовать, так как это может создать риски появления новых вспышек заболевания.

Также он напомнил о статье в Уголовном Кодексе, в которой говорится о том, что если нарушение санитарно-эпидемиологических мер спровоцировало массовое заражение людей, то виновнику грозит до 7 лет лишения свободы.

30.11.2021 17:35 — гость —

Эээээ… то есть если ты добровольно не уколишься, взяв на себя за это всю ответственность то тебе штраф?

30.11.2021 17:42 — гость —

Нет, мы не допускаем, но хочется.

  • Семейные права
  • Наследственные права
  • Жилищные права
  • Трудовые права
  • Пенсионные права
  • Медицинские права
    • Решаем ситуацию
    • Формы документов
    • Куда обратиться

Современная медицинская наука имеет в своем арсенале множество действенных методов предотвращения массовых эпидемий. Много детских жизней спасла вакцина против кори, краснухи, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и др. страшных болезней, способных привести к инвалидности и даже к смерти ребенка. Все это в прошлом. Благодаря науке были изобретены вакцины, которые предотвращают эти заболевания у детей.

Совсем другое дело — вакцинация против «COVID-19». Основная нелогичность этой прививки, наряду с неизвестными последствиями, является ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОСТИ в ней для самих детей. Если выше перечисленные прививки делались против смертельно опасных для детей заболеваний, то коронавирус практически безопасен для детей.

Чем моложе человек, тем он легче переносит эту инфекцию. Дети до 17 лет практически не болеют. У них нет клинических проявлений болезни. Они ведут обычный образ жизни и никакими осложнениями коронавирус, как правило, им не грозит. Все это — благодаря сильному детскому иммунитету.

Роспотребнадзор дал разъяснения о штрафах за отказ от вакцинации

✅ Вакцинация детей в школах от CОVID-19. Все готово, но может помешать «Омикрон»

Подготовка к вакцинации школьников близится к завершению. Первая волна — дети от 12 до 17 лет

«Детская вакцина» от COVID-19 будет готова для школьников в сентябре. Ученые предупреждают об опасности такой спешки

Летние каникулы 2021 года школьникам могут продлить в нескольких регионах страны

Трагедия на Кубани. После прививки от COVID-19 не стало всей семьи девочки

О вакцинации школьников от COVID-19 в сентябре 2021 года

В сентябре 2021 года в школах начнутся массовые прививки школьников от COVID-19

В Москве 90% болеют индийским штаммом. Поможет ли вакцинация?

Россия будет закупать иностранную вакцину от COVID-19

Как ученые СССР спасли мир от пандемии полиомиелита

Сегодня достаточно много вопросов о том, является ли вакцинация от коронавируса обязательной? Есть ли закон об обязательной вакцинации от коронавируса?

Сообщаем, что в России по состоянию на сентябрь 2021 года закон об обязательной вакцинации от коронавируса не принят! В настоящее время любая вакцинация, в том числе и от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) может быть только добровольной. Принуждение к прививке в любой форме недопустимо и противоречит прежде всего Конституции РФ и действующему правовому регулированию указанной сферы.

Вместе с тем, часть граждан России считают, что вакцинация от коронавируса в РФ является обязательной и нарушает их права. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

Таким образом, в целях защиты здоровья населения государство просто обязано принимать исчерпывающие меры для пресечения распространения опасных инфекционных заболеваний, к которым относится и COVID-19. В том, что этот вирус представляет опасность для здоровья и даже жизни сомнений в 2021 году уже почти ни у кого не осталось.

В целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний в России разработаны Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В календарь прививок по эпидемическим показаниям включена и инфекция, которую вызывает вирус SARS-CoV-2.

В этом же календаре указаны отдельные категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации в случае возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

В случае с коронавирусом это люди 60 лет и старше, медики, учителя, работники организаций социального обслуживания, сотрудники МФЦ, жители городов-миллионников, люди с хроническими заболеваниями, работники компаний транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов и КПП на границе, вахтовики, волонтеры, военнослужащие, государственные гражданские и муниципальные служащие, студенты старше 18 лет и призывники.

Прививки проводятся гражданам исключительно по эпидемиологическим показаниям, когда появляется реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания.

Решение о проведении профилактических прививок принимают главный санитарный врач РФ и главные санитарные врачи регионов.

Любой человек вправе отказаться от прививки (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») — насильно делать ему укол против воли никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права.

Правда в таком случае на совершенно законных основаниях может быть отказано в приеме на работу или отстранения от нее на период эпиднеблагополучия в случае, если она связана с высоким риском заражения COVID-19. Заработная плата при этом выплачиваться не будет. Это также соответствует закону, а именно ст. 76 ТК РФ. Это же правило может быть применено и в случаях работы на «удаленке».

Перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок, установлен Правительством РФ.

Отказаться от обязательной вакцинации можно только по медицинским показаниям, которые утверждает главный санитарный врач. При этом само по себе наличие медотвода означает, что человека все равно не должны допускать к работе, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Подводя итог, отметим — делать прививку от коронавируса или нет — это личное дело каждого. Однако, в случае отказа необходимо быть готовым к определенным трудностям и отстаиванию своих прав и законных интересов.

Со своей стороны сообщаем, что готовы оказать юридическую помощь в подготовке заявления об отказе от вакцинации от коронавируса, а при необходимости и другие юридические услуги, включая представление интересов в суде.

Под угрозой принудительной вакцинации или отстранения от работы некоторые сотрудники сферы ЖКХ могут просто уволиться. Не начнётся ли «кадровый голод»?

Елена Шерешовец и Ирэн Парсамян отметили, что возможность увольнения сотрудников есть, но при этом встаёт резонный вопрос: если они уволятся, то куда они устроятся без вакцинации. Особенно если это специалист узкого профиля, в сфере обслуживания или ЖКХ. Сегодня найти работу без прививки от ковид будет сложно.

Эксперты акцентировали внимание УО и ТСЖ на том, что они при приёме работников в штат также должны обращать внимание на наличие сертификата о прививке или о том, что человек переболел коронавирусом менее полугода назад.

Как убедить сотрудников прививаться? Есть ли действенные методы и рычаги?

Елена Шерешовец отметила, что действенными являются экономические стимулы, они дают наибольший эффект. Это могут быть разовые премии за вакцинацию, дополнительные дни оплачиваемого отпуска, компенсация стоимости обучения или курсов повышения квалификации, подарки.

На тех, кто не поддаётся ни на какие уговоры и «пряники», можно влиять «кнутом»:

  • наказать начальников отделов, где низкий процент вакцинировавшихся и много заболевших;
  • издать приказ по компании и обязать работников таких подразделений носить весь день маски и перчатки, за нарушение – штрафовать.

Также можно проводить информационную работу среди сотрудников, например, пригласить врача для консультаций и ответов на волнующие людей вопросы. Обязательно среди привитых должны быть начальники и руководители отделов и подразделений, как пример правильного и ответственного поведения.

Если на человека никак не повлиять, тогда последним шагом является отстранение от работы без сохранения заработной платы до момента снятия в регионе ограничений. А случится эта вряд ли раньше весны 2022 года.

\n\n

Вправе ли работодатель предоставить сотрудникам, которые прошли вакцинацию от коронавируса, дополнительный оплачиваемый выходной день? Не будет ли рассматриваться такой способ поощрения как принуждение к прививке?

\n\n

Для сотрудников, которые добровольно прошли вакцинацию от COVID-19, работодатель вправе предусмотреть самостоятельные преференции либо распространить уже существующие виды поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка преференции (как, например, для лиц, отказавшихся от курения, принимающих участие в спортивных мероприятиях и т.д.). Такой способ мотивации принуждением не является.

В каких странах действуют штрафы за отказ от вакцинации?

Вправе ли работодатель предоставить сотрудникам, которые прошли вакцинацию от коронавируса, дополнительный оплачиваемый выходной день? Не будет ли рассматриваться такой способ поощрения как принуждение к прививке?

Для сотрудников, которые добровольно прошли вакцинацию от COVID-19, работодатель вправе предусмотреть самостоятельные преференции либо распространить уже существующие виды поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка преференции (как, например, для лиц, отказавшихся от курения, принимающих участие в спортивных мероприятиях и т.д.). Такой способ мотивации принуждением не является.

Как правильно оформить отстранение от работы сотрудника, отказавшегося от вакцинации?

Процедура отстранения сотрудника от работы нормативно не регламентирована. Как правило, на практике применяется следующий порядок:

  1. Выявляется и фиксируется основание для отстранения;
  2. Оформляется приказ об отстранении;
  3. Заполняется табель учета рабочего времени;
  4. Вносится запись об отстранении работника в личную карточку.

Обязанность работодателя вносить такую запись прямо не предусмотрена постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1. Однако эта информация понадобится при подсчете стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Также сведения об отстранении работника (основание и период отстранения) можно зафиксировать в разделе 10 «Дополнительные сведения» формы № Т-2, если работодатель использует унифицированную форму.

Кого из работников придется отстранять от работы

Кто вправе это сделать

Что учесть при составлении приказа об отстранении

Есть ли законная альтернатива отстранению

Каковы последствия отстранения для работника и работодателя

Поскольку прививка от COVID-19 включена в общероссийский календарь прививок, руководство ряда субъектов РФ обязало руководителей компаний в «рискованных» сферах деятельности отстранять работников, которые не сделали прививку.

Теперь из сферы НПА перейдем в область разъяснений чиновников. Рассмотрим и проанализируем упомянутые в начале статьи Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора и письмо Роструда № 1811-ТЗ, а также ответы чиновников на сайте Онлайнинспекция.рф.

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *