Сроки перечисления для земельного налога на 2022 год для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки перечисления для земельного налога на 2022 год для юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

  • налог — не позднее 1 марта следующего года;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

^К началу страницы

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Статья 287 Налогового кодекса Украины. Срок уплаты платы за землю

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи, а арендной платы — арендаторы земельных участков.

Собственники земельных участков — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Землепользователями являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп.14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Право собственности на землю — это право владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Право пользования землей — это право владения и пользования земельным участком. Право пользования землей включает право постоянного пользования земельным участком и право аренды земельного участка.

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Арендодателями земельных участков являются собственники земельных участков, участков, расположенных в пределах населенных пунктов, — соответствующие сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

Отличие землепользователя от собственника земельного участка состоит в самой сущности права собственности как такового. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, а землепользователь — только владеть и пользоваться. Распоряжение присуще только собственнику земельного участка.

Следовательно, собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, являются плательщиками земельного налога, а арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственностиплательщиками арендной платы за землю.

Объектом налогообложения платы за землю является земельный участок (часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами), а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а в случае, если такая оценка не проведена, — площадь земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, осуществляющий управление в сфере оценки земель, ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за предыдущий год по индексу потребительских цен и до 15 января текущего года информирует о такой индексации как сосбственников и землепользователей, так и центральный орган государственной налоговой службы.

Налоговым кодексом сохранен важный концептуальный принцип относительно установления ставок земельного налога в процентах нормативной денежной оценки земельного участка, являющейся капитализированным рентным доходом по земельному участку и таким образом обеспечивающей рентную суть платы за землю. Ставки земельного налога — это законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади налогооблагаемого земельного участка (пп. 14.1.240 п. 14.1 ст.14 Налогового кодекса).

Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога не изменились и, как и раньше, установлены в процентах нормативной денежной оценки отдельного вида сельскохозяйственных угодий: для пашни, сенокосных угодий, пастбищ — 0,1%, для многолетних насаждений — 0,03% (ст. 272 Кодекса).

Определена единая ставка для земельных участков, денежная оценка которых проведена, независимо от их местонахождения (в пределах либо за пределами населенных пунктов) — 1% нормативной денежной оценки, за исключением:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • земельных участков, предоставленных на землях лесохозяйственного назначения независимо от их местонахождения (ст. 273 Налогового кодекса);
  • земельных участков, определенных ст. 276 этого Кодекса, для которых установлены особенности применения ставок налога;
  • земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, для которых ставка налога установлена ст. 278 Налогового кодекса в процентах.

Размер ставок земельного налога для земельных участков в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, в абсолютных величинах не изменился. Если раньше в этом случае коэффициент индексации ставок налога ежегодно устанавливался Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и в 2010 г. составлял 3,2, то в Налоговом кодексе увеличилась величина ставок налога на такой коэффициент.

При этом Заключительными положениями вышеуказанного Кодекса установлена норма по ежегодному внесению до 1 июня Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины проекта закона о внесении изменений в Кодекс относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом соответствующих индексов. Это касается и налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Дифференциация и утверждение ставок земельного налога соответствующими сельскими, поселковыми и городскими советами за земельные участки в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, до 01.01.2011 г. предусматривались не более чем в два раза, а с 01.01.2011 г. — не более трехкратного размера.

По отдельно установленным ставкам облагаются налогом земельные участки садоводческих товариществ в зависимости от места расположения земельных участков, то есть в пределах и за пределами населенных пунктов.

По ставке 25% исчисленного земельного налога облагаются налогом земельные участки, предоставленные железным дорогам, — под полосой отвода железных дорог и горнодобывающим предприятиям — для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых; для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии.

Ставка земельного налога для земельных участков, переданных в собственность и предоставленных в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов и по которым не проведена нормативная денежная оценка, составляет 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и областях.

Произошли изменения в налогообложении земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности за пределами населенных пунктов. Если за земельные участки, предоставленные промышленным предприятиям за пределами населенных пунктов, налог рассчитывался по ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, то с 01.01.2011 г. за земельные участки, предоставленные для таких предприятий и занятые землями временной консервации (деградированные земли), ставка уменьшилась и составляет только 0,03%.

Как и раньше, за земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации, земельный налог не уплачивается.

Следует отметить, что Налоговым кодексом вводится отдельный порядок налогообложения земельных участков при осуществлении операций с недвижимым имуществом.

Так, с 01.01.2011 г. субъекты хозяйствования, получившие право собственности на здания, сооружения (их часть), а также на нежилые помещения (их части) в многоквартирном жилом доме, уплачивают земельный налог с учетом придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Налоговый кодекс содержит новые признаки льготного обложения земельным налогом.

Согласно части второй ст. 30 этого Кодекса основанием для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Кроме предусмотренных ст. 282 Кодекса налоговых льгот по уплате земельного налога для юридических лиц, следует учитывать льготы, определенные Переходными положениями.

Так, освобождены от земельного налога, в частности, следующие юридические лица:

дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования;

детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций;

религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;

благотворительные организации, деятельность которых не предусматривает получение прибыли;

специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов;

общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью при условии соблюдения соответствующих условий, определенных пп. 282.1.7 п. 282.1 ст. 282 Налогового кодекса.

Детализированы земельные участки дорожных хозяйств автомобильных дорог общего пользования, за которые не уплачивается земельный налог.

Особенностью применения льготного налогообложения является то, что Верховная Рада АР Крым, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории в виде частичного освобождения на определенный срок, уменьшения суммы земельного налога только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Установлено, что органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам. Новые изменения в части указанной информации представляются до 1 числа первого месяца квартала, наступающего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.

В соответствии со ст. 59 Закона о местном самоуправлении совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты в форме решений. Решения совета нормативно-правового характера вступают в силу с момента их обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Следовательно, органы местного самоуправления предоставляют льготы по земельному налогу путем принятия соответствующих решений и уведомляют об этом в установленный срок органы государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.

Согласно ст. 284 Налогового кодекса при возникновении права на льготу у плательщика в течение года он освобождается от уплаты налога, начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором утрачено это право.

Кодексом установлено: если плательщик земельного налога пользуется льготами по этому налогу, предоставляет в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то земельный налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Здесь целесообразно напомнить, что согласно части первой ст. 792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Земельный участок может передаваться в наем вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем, или без них.

В соответствии с положениями ст. 796 Гражданского кодекса одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. Плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 Гражданского кодекса).

Право на налоговую льготу по земельному налогу не может быть передано другому субъекту.

Порядок представления отчетности по плате за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) субъектами хозяйствования остался прежним, за исключением следующего.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога и до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При этом представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Налоговым кодексом предусмотрена норма относительно возможности представления плательщиками платы за землю налоговой декларации ежемесячно, но это не освобождает их от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года. Такие декларации подаются в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Плательщик самостоятельно избирает, какую отчетность по плате за землю представлять в налоговые органы: на соответствующий год — до 1 февраля текущего года или ежемесячно — в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным. Заметим, что плательщикам целесообразно представлять одну годовую декларацию, ведь объект налогообложения, как правило, в течение года не изменяется. Однако выбор остается за плательщиком.

Как установлено Налоговым кодексом, при представлении первой декларации вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка подается также при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

За новоотведенные земельные участки или по новозаключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Налоговым кодексом введена новая норма по предоставлению соответствующими органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка информации, необходимой для исчисления и взимания платы за землю, поскольку основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который в свою очередь ведется уполномоченным органом исполнительной власти по земельным ресурсам.

Что касается сроков уплаты платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности), то налоговое обязательство, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Таким же образом уплачивается налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки.

Налоговый кодекс определяет и другие особенности в налогообложении земель, в частности, лесохозяйственного назначения, несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), которые будут освещены в следующих номерах «Вестника».

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2020 — 2021 годах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.