Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание штрафов по 44 ФЗ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
-
Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!
369 0
В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, определенных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда такие извещение или приглашение, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).
Начиная с 09.09.2017 порядок определения размера неустойки регламентирован Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. До указанной даты следовало руководствоваться правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.
Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве антикризисной меры до 01.01.2017 было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывает начисленные суммы таковых в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (утратило силу 01.01.2017) предусматривалось, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется в порядке, установленном Минфином.
В целях предоставления заказчикам возможности списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (вступила в силу 04.05.2018) закреплено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ. Как уже было отмечено, в настоящее время порядок списания начисленных сумм неустоек регламентируется Правилами № 783.
Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).
Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;
-
если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.
При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Отметим, что если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) направляется заказчику администратором доходов бюджета.
Согласно п. 4 Правил № 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания таких сумм обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Обратите внимание:
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
При наличии оснований и указанных выше документов заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании данной суммы. Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), и оформлено приказом (распоряжением) заказчика, содержащим следующую информацию:
-
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или – для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) (ИНН физического лица);
-
сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
-
обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные в п. 7 Инструкции № 157н[2];
-
дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);
-
подписи членов комиссии.
📍Списание неустоек по 44-ФЗ в 2020 году в связи с коронавирусом
Закрытие границ, приостановка деятельности многих предприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции привело к тому, что не все исполнители имеют возможность выполнить условия госконтрактов. Начисленные штрафы и пени в 2020 году подлежат списанию (ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Порядок списания неустойки по 44-ФЗ в 2020 году регулирует постановление Правительства от 04.07.2018 № 783 с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 26.04.2020 № 591.
Списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году право или обязанность – ответ на этот вопрос однозначен. В ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ сказано «подлежат списанию». Следовательно, если ситуация подпадает под условия, указанные в постановлении Правительства № 783 заказчик обязан списать неустойку.
Закон № 44-ФЗ предусматривает ответственность исполнителя в виде пени за просрочку выполнения обязательств и штрафа за другие нарушения условий госконтракта. Пени за просрочку обязательств рассчитываются, исходя из 1/300 ключевой ставки. Исчисляется от стоимости госконтракта, уменьшенной на размер обязательств, выполненных поставщиком (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Размер штрафа зависит, как правило, от стоимости госконтракта (см. Правила определения размера штрафа, утв. постановлением от 30.08.2017 № 1042). Штрафы и пени именуют также неустойкой.
📍Основания списания неустоек по 44-ФЗ
По общему правилу заказчик списывает начисленные штрафы и пени, если обязательства по контракту исполнитель выполнил в полном объеме. Кроме того списание нужно произвести, когда исполнитель не выполнил свои обязательства в полном объеме по независящим от него причинам, вызванным распространением коронавирусной инфекции. А также, когда по соглашению сторон был изменен срок выполнения контракта или его цена.
Списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году происходит в следующем порядке:
● Если причиной начисления неустойки стало невыполнение контракта по независящим от исполнителя причинам, вызванным распространением коронавирусной инфекции, заказчик спишет ее полностью. Необходимо иметь акт приемки исполненного по контракту. Кроме того исполнитель должен представить письменное обоснование невозможности выполнить контракта из-за распространения коронавирусной инфекции с приложением подтверждающих документов.
● Если причина была другой, а неустойка составляет до 5% от стоимости контракта, ее также спишут всю. Достаточно иметь приемочный акт, подписанный сторонами контракта.
● Если причиной не был коронавирус, а размер неустойки составляет от 5% до 20% от стоимости госконтракта, то спишут ее половину, при условии, что поставщик заплатит другую половину до 01.01.2021. Кроме приемочного акта заказчику необходимо получить сведения от администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных пени и штрафов в бюджет.Исполнитель контракта должен подтвердить наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки, иначе она не будет списана.
📍Порядок списание неустойки по 44-ФЗ в 2020 году по постановлению 783
Если установлено наличие основания для списания штрафов и пени, а также необходимых документов заказчик проводит сверку расчетов с исполнителем. В случае выявления начисленной и неуплаченной неустойки принимает решение о ее списании. Решение принимает комиссия, созданная для этой цели. Приказ о списании должен содержать:
● название, юрадрес, ИНН исполнителя – юрлица, ФИО, место жительства, ИНН поставщика – физлица;
● данные о начисленных и неуплаченных штрафах и пенях, включенных в реестр контрактов;
● реквизиты первичных документов;
● дата принятия решения.Документ подписывают все члены комиссии.
Списание производят в течение 5 рабочих дней, отсчитываемых от даты принятия решения. Заказчик должен известить исполнителя контракта по форме, утв. приложением к постановлению Правительства № 783 о списании в течение 20 дней с момента принятия решения.
Возврат к списку
Списание пеней и неустойки по 44-ФЗ в 2020 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Идентификатор применяется для определения контрактов и расчетов по ним. Это особый 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется в течение всего срока действия договора. Идентификационный код формируется в порядке, определенном в Приказе Казначейства РФ от 09.01.2018 г. № 5н. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ, должны указывать этот код в счетах-фактурах.
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:
- Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
- Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
- Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.
«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:
- Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
- Отпадут недобросовестные подрядчики.
- Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.
Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?
Первым делом нужно подготовить документы о состоянии расчетов с поставщиком. Проведите сверку с теми исполнителями, которые задолжали вам штрафы и/или пени. Задолженность может быть подтверждена актом сверки, письмом от поставщика или каким-либо иным документом.
Если неустойка уже частично погашена, то придется подтвердить зачисление выплаченных сумм. Для этого нужно обратиться к администратору доходов бюджета.
Бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия, которым поставщики задолжали по контрактам, связанным с вложениями в объекты госсобственности, должны обратиться в банк за подтверждением зачисления неустойки на свои счета.
В целом идея в том, чтобы подготовить как можно больше документов, свидетельствующих о неустойке и ее частичном погашении.
Придется создать специальную комиссию — по поступлению и выбытию активов. Именно она должна принять решение о списании неустойки.
Формирование такой комиссии ничем не регламентируется, поэтому тут заказчик может действовать самостоятельно. Но в любом случае нужно будет создать приказ. В нем должны быть указаны должности всех членов комиссии, а также ее обязанности. Примерная форма ниже:
№ 23/6
Приказ
о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов
16 сентября 2018 г. Москва
На основании пункта 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 года № 157н,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
- Председатель комиссии — директор Иванов И. И.
- Главный бухгалтер Смирнова Т. Н.
- Главный экономист Некрасов М. С.
- Возложить на комиссию следующие обязанности:
- Осмотр объектов нефинансовых активов в целях принятия к бухучету.
- Определение текущей оценочной стоимости нефинансовых активов.
- Осмотр объектов нефинансовых активов, подлежащих списанию.
- Принятие решения о целесообразности дальнейшего использования объектов нефинансовых активов, о возможности и эффективности их восстановления.
- Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемых объектов.
- Определение причин списания (авария, обстоятельства непреодолимой силы, физический или моральный износ).
- Выявление виновных лиц, если объект ликвидируется до истечения срока службы по чьей-либо вине.
- Подготовка акта о списании объекта и документов для согласования с вышестоящими организациями.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор И. И. Иванов
В постановлении № 783 сказано, что списать долги можно в двух случаях:
- Если общая сумма начисленной и невыплаченной неустойки составляет не более 5% от цены контракта. В этом случае неустойка списывается полностью.
- Если общая сумма неустойки составляет 5-20% от цены контракта. В этом случае списывается 50% неустойки, но при том условии, что до 1 января 2017 года поставщик уплатил остальные 50%.
Поясним на примере. Заказчик и поставщик заключили контракт стоимостью 2 млн рублей. За нарушение срока поставки заказчик начислил поставщику пени в размере 90 тыс. рублей. Это меньше чем 5% от стоимости контракта, соответственно, списанию подлежит вся неустойка.
По другому контракту, стоимость которого также 2 млн рублей, пени составляют 360 тыс. рублей. Поставщик оплатил половину этой суммы до начала 2017 года. Таким образом, остальные 50% этой неустойки заказчик должен списать.
В течение 10 дней после сверки расчетов с поставщиками нужно принять решение о списании неустойки. Создается распорядительный документ, в котором в обязательном порядке должны присутствовать:
- сведения о поставщике;
- данные из реестра контрактов о начисленной и невыплаченной сумме неустойки.
- реквизиты первичных документов;
- дата, когда принято решение списать неустойку.
В постановлении сказано, что распорядительный документ должен содержать подписи всех членов комиссии. Решение или приказ в данном случае не подойдет, поскольку они подписываются единолично. Логично сначала составить протокол, который подпишут все члены комиссии. Затем на основании этого протокола руководитель издаст приказ.
Неустойка списывается в пятидневный срок после того, как принято такое решение. В общем, списание неустойки — это вопрос бухгалтера. Составляются проводки, и в результате долг за исполнителем госконтракта больше не числится.
Далее нужно направить поставщику уведомление о том, что неустойка списана. Уведомляют поставщиков администраторы доходов бюджета. Заказчики, которые таковыми не являются, должны уведомить администратора.
Поставщик уведомляется в течение 20 дней с даты принятия решения о списании. Уведомление составляется по форме из приложения к постановлению № 738.
Уведомление можно направить почтой. Его копию вместе с квитанцией о почтовом отправлении нужно хранить вместе с документами о закупке.
Списание сумм неустоек (штрафов, пеней). Что нового?
- в день, когда контрагент допустил просрочку, а в последующем пересчитать сумму неустойки на день оплаты;
- в день, когда контрагент выполнил обязательства по контракту;
- после того как закончится срок контракта.
Взыскать неустойку можно в течение трех лет с даты, когда узнали, что контрагент некачественно выполнил обязательства. Вывод следует из пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200, пункта 4 статьи 425 ГК.
Списывайте неустойку за нарушения, допущенные поставщиками при исполнении контрактов в 2020 году. Случаи и порядок списания неустоек определены Правилами из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (часть 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Ситуация: можно ли списать неустойку за 2020 год по постановлению № 591, если контракт заключен в 2019, а исполнен в 2020?
Ответ: Да, заказчик может списать неустойку подрядчика, если работы выполнены в полном объеме в 2020 году, независимо от даты заключения контракта. Списывайте неустойку, если она подпадает под случаи из пункта 3 Правил и принята к учету как задолженность, независимо от срока ее возникновения. Об этом сказано в пункте 11 Правил из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (в редакции постановления Правительства от 26.04.2020 № 591).
Позиция соответствует судебной практике по аналогичным ситуациям 2015 – 2016 годов – постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 № 12АП-10737/2015.
Всегда рады проанализировать ситуацию, дать пошаговый и понятный алгоритм действий, найти оптимально возможный вариант разрешения ситуации и, как следствие, решить задачу.
Скачать форму уведомления о списании штрафов и пеней
В ст. 42.1 ст. 112 44-ФЗ указано, право или обязанность — списание неустойки по 44 ФЗ в 2020 году: обязанность, т. к в этой статье написано «подлежит списанию».
Но списывают пени и штрафы за нарушения, которые поставщики допустили при выполнении госконтрактов в 2015, 2016 и 2020 годах. Основания и алгоритм для этой процедуры утвердили в правительственном постановлении 783 о списании неустоек.
В п. 2 ПП 783 указано, что списание штрафов и пеней по 44 ФЗ в 2020 году происходит, если соблюдаются такие условия:
- обязательства выполнены полностью, за исключением контрактов, в которых в 2015, 2016 и 2020 годах стороны изменяли срок исполнения, цену, в т. ч. цену единицы товара, работы, услуги, количество товаров, объем работ, услуг;
- в 2020 году обязательства не выполнены полностью, т. к. из-за распространения коронавирусной инфекции у поставщика возникли обстоятельства, которые не зависят от него, и это повлекло невозможность исполнения принятых обязательств.
В п. 3 правил списания по постановлению № 783 указаны сроки и порядок списания неустойки по контракту в 2020 году:
- списывают всю сумму, если она не превышает 5% от цены контракта;
- списывают половину, если вся сумма больше 5%, но не превышает 20% от цены контракта, при условии, что вторую половину поставщик внес до 01.01.2021;
- списывают всю сумму, которая начислена по неисполненному госконтракту из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
ВАЖНО!
Напомним, что в
ч. 6 ст. 34 44-ФЗ
указано, что требование об уплате штрафов и пеней — обязанность. Поэтому не списывайте ее без достаточных оснований по постановлению правительства о списании пени в 2020 году
№ 783 от 04.07.2018
.
Первым делом нужно подготовить документы о состоянии расчетов с поставщиком. Проведите сверку с теми исполнителями, которые задолжали вам штрафы и/или пени. Задолженность может быть подтверждена актом сверки, письмом от поставщика или каким-либо иным документом.
Если неустойка уже частично погашена, то придется подтвердить зачисление выплаченных сумм. Для этого нужно обратиться к администратору доходов бюджета.
Бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия, которым поставщики задолжали по контрактам, связанным с вложениями в объекты госсобственности, должны обратиться в банк за подтверждением зачисления неустойки на свои счета.
В целом идея в том, чтобы подготовить как можно больше документов, свидетельствующих о неустойке и ее частичном погашении.
Предоставление отсрочки и снятие штрафов и пеней позволит не допустить массовых банкротных дел, а для организаций ОПК исключит угрозу невыполнения гособоронзаказа. Сложилась ситуация, когда у исполнителей по госконтрактам, в т.ч. организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), образовалась просрочка — обязательства не исполнены по независящим от фирм причинам. Это последствия недружественных действий зарубежных стран, которые выражаются во введении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских юрлиц.
Как итог, возникло большое количество неустоек (штрафов, пеней). Если оплатить эти штрафы, это негативно скажется на экономике предприятий и приведет к банкротству части из них и массовым срывам гособоронзаказа.
Комитет ставропольского края по государственным закупкам
Вот пошаговая инструкция, как списать неустойку в 2020 году:
Шаг 1. Создайте комиссию по поступлению и выбытию активов, которая примет решение списать пени или штрафы. Порядок ее работы и принятия решений определяют сами заказчики. Обязательных требований в контрактном законодательстве нет.
Шаг 2. Подготовьте акт сверки расчетов. Если поставщик не подтвердит факт неуплаты неустойки, не списывайте ее. Это указано в п. 4, 7 правил по ПП № 783.
Придется создать специальную комиссию — по поступлению и выбытию активов. Именно она должна принять решение о списании неустойки.
Формирование такой комиссии ничем не регламентируется, поэтому тут заказчик может действовать самостоятельно. Но в любом случае нужно будет создать приказ. В нем должны быть указаны должности всех членов комиссии, а также ее обязанности. Примерная форма ниже:
№ 23/6
Приказ
о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов
16 сентября 2018 г. Москва
На основании пункта 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 года № 157н,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
- Председатель комиссии — директор Иванов И. И.
- Главный бухгалтер Смирнова Т. Н.
- Главный экономист Некрасов М. С.
- Возложить на комиссию следующие обязанности:
- Осмотр объектов нефинансовых активов в целях принятия к бухучету.
- Определение текущей оценочной стоимости нефинансовых активов.
- Осмотр объектов нефинансовых активов, подлежащих списанию.
- Принятие решения о целесообразности дальнейшего использования объектов нефинансовых активов, о возможности и эффективности их восстановления.
- Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемых объектов.
- Определение причин списания (авария, обстоятельства непреодолимой силы, физический или моральный износ).
- Выявление виновных лиц, если объект ликвидируется до истечения срока службы по чьей-либо вине.
- Подготовка акта о списании объекта и документов для согласования с вышестоящими организациями.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор И. И. Иванов
Вид нарушения
Статья КоАП
Размер штрафа, руб.
1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1 статьи 7.29. 30 000 2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2 статьи 7.29. 50 000 3 Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44 Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Часть 2.1 статьи 7.29. 50 000 4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица
Списание неустоек по 44-ФЗ в 2020 году: право или обязанность
• предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,
• приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений
Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000 13 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 14 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 15 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 16 Часть 3 статьи 7.30. Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000 19 Установление не предусмотренных ФЗ-44: • порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,
• требований к участникам закупки,
Часть 4 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не
• требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта, • требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов
более 30 000 20 Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44 Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой
Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
21 Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные лица — 3 000 22 Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям
Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений
Часть 6 статьи 7.30. 5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 23 Часть 7 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 24 Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44 Часть 8 Должностные Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) статьи 7.30. лица — 30 000 25** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 26 Списание неустойки по 44-ФЗ 2021 г.
\r\n\r\n
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
\r\n\r\n\r\n\r\n
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
\r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t НМЦК, руб.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t До 3 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t От 3 до 50 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t От 50 до 100 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t От 100 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t\t\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t Штраф, руб
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 1 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 5 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 10 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 100 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n\r\n\r\n
ВАЖНО
\r\n\r\n\r\n
\r\n
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
\r\n\r\n\r\n\r\n\r\n\r\n
\r\n\r\n
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
\r\n\r\n
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
\r\n\r\n
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
\r\n\r\n
В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
\r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t Статья КоАП
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Вид нарушения
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Сумма штрафа
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t\t\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.1 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 30 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.2 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 50 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.2 ст.7.29.3
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 10 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.3 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 30 000 руб. — должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.1.4 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 15 000 руб. — на должностное лицо;
\r\n\r\n\t\t\t
50 000 руб. — на юрлицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.3 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t 50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.4 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
\r\n\r\n\t\t\t
- \r\n\t\t\t\t
- порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- требования к участникам закупки;
- требования к размеру обеспечения заявок на участие;
- требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
- требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
\r\n\t\t\t\t
\r\n\t\t\t\t
\r\n\t\t\t\t
\r\n\t\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t ч.4.1 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
- Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
- Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
НМЦК, руб.
До 3 млн
От 3 до 50 млн
От 50 до 100 млн
От 100 млн
Штраф, руб
1 000
5 000
10 000
100 000
ВАЖНО
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
Когда заказчик может простить долг поставщику
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.
Формула расчета выглядит так:
Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки
При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.
Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей
Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.
Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:
Цена контракта, рублей млн 3-50
млн50-100
млн100-500
млн500 млн —
1 млрд1-2
млрд2-5
млрд5-10
млрд> 10
млрдРазмер штрафа, % от цены контракта 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1 В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.
В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.
Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:
- 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
- 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
- 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
- 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.
Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.
Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:
Цена контракта, рублей ≤ 3 млн от 3 до 50 млн от 50 до 100 млн > 100 млн Размер штрафа, % от цены контракта 1000 5000 10 000 100 000 Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.
Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
- в день, когда контрагент допустил просрочку, а в последующем пересчитать сумму неустойки на день оплаты;
- в день, когда контрагент выполнил обязательства по контракту;
- после того как закончится срок контракта.
Взыскать неустойку можно в течение трех лет с даты, когда узнали, что контрагент некачественно выполнил обязательства. Вывод следует из пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200, пункта 4 статьи 425 ГК.
Списывайте неустойку за нарушения, допущенные поставщиками при исполнении контрактов в 2020 году. Случаи и порядок списания неустоек определены Правилами из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (часть 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Ситуация: можно ли списать неустойку за 2020 год по постановлению № 591, если контракт заключен в 2019, а исполнен в 2020?
Ответ: Да, заказчик может списать неустойку подрядчика, если работы выполнены в полном объеме в 2020 году, независимо от даты заключения контракта. Списывайте неустойку, если она подпадает под случаи из пункта 3 Правил и принята к учету как задолженность, независимо от срока ее возникновения. Об этом сказано в пункте 11 Правил из постановления Правительства от 04.07.2018 № 783 (в редакции постановления Правительства от 26.04.2020 № 591).
Позиция соответствует судебной практике по аналогичным ситуациям 2015 – 2016 годов – постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 № 12АП-10737/2015.
Всегда рады проанализировать ситуацию, дать пошаговый и понятный алгоритм действий, найти оптимально возможный вариант разрешения ситуации и, как следствие, решить задачу.
Административной или судебной практики по списанию неустойки в 2020 году еще нет.
В данном случае, вы, как Заказчик, можете списать неустойку подрядчика, если работы выполнены в полном объеме в 2020 году, независимо от даты заключения контракта. Списывайте неустойку, если она подпадает под случаи из пункта 3 Правил и принята к учету как задолженность, независимо от срока ее возникновения. Позиция сформирована исходя из анализа судебной практики по аналогичным ситуациям 2015 – 2016 годов (просто поверьте, приводить уже не буду, в интернете если покопаетесь найдете).
Пункт 11 постановления разрешает списать ранее возникшие неустойки по контрактам от 2018, 2019 года. Важен год исполнения контракта, а не его заключения. Причина нарушений контракта может быть любая, а не только сложившаяся ситуация с коронавирусом. Списать начисленные и неуплаченные неустойки возможно по контрактам, обязательства по которым исполнили в полном объеме. Если в 2020 году меняли сроки, цену, количество товара и объем работ и услуг по соглашению сторон – неустойки списывать нельзя.
В постановлении № 783 указаны три случая для списания неустойки. Списывают всю сумму неустойки, если она не превышает 5% от цены контракта. Причина нарушений любая. Списывают 50% неустойки, если она от 5 до 20% от цены контракта. Причина нарушений любая. Если неустойку начислили, потому что в исполнение контракта вмешался коронавирус – неустойку списывают полностью, не считая, какой процент она составляет от цены контракта. При этом поставщик должен подтвердить, что нарушение именно из-за коронавируса. Во всех случаях дата заключения контракта значения не имеет.
Для верного списания нужно разделить суммы неустойки за 2018, 2019 и 2020 год отдельно, если ее общая сумма превышает 5% и неисполнение не связано с коронавирусом. Если сумма начислений общая и невозможно разделение, то списание проводят по пп.«а» или пп.«б» п.3 постановления № 783 при соблюдении установленных размеров.
Многие поставщики, нарушая сроки поставки ссылаются на пандемию (при этом некоторые договоры были заключены уже в условиях пандемии, а сами Поставщики не уведомляли нас о том, что у них возникают сложности при исполнении контракта, хотя такая обязанность прописана в договоре) Поставщики просят списать пени. Мы свою очередь просим доказательства того, что именно условия пандемии повлияли на нарушение сроков поставки.
- Какие доказательства они должны предоставить?
- Что является таким доказательством?
Большинство Поставщиков ссылается на Указы Президента РФ от 28.04.2020 №294 и Постановления правительства в своей области (о введении режима самоизоляции, о его продлении и т.д.) предоставляют внутренние приказы своей организации (например, об объявлении не рабочих дней в период с 09.05.2020 по 18.06.2020 и т.п.).
При этом нам они всю эту информацию предоставляют уже после нарушения сроков поставки товара, никто из Поставщиков не обратился к нам до нарушения сроков. Например, договор был заключен 12 мая 2020 г., срок поставки товара в течении 20 дней, т.е. 02.06.2020 истек срок поставки товара. 10.06.2020 в адрес поставщика была направлена претензия о нарушении сроков поставки и только после этого
Поставщик прислал письмо о том, сроки нарушены в связи с пандемией дополнительно прикрепив письмо от другого поставщика о невозможности выпустить товар для продажи (прикрепленное письмо поставщика было от 30.05.2020, что говорит о том, что наш Поставщик знал и понимал, что товар в наш адрес 02.06.2020 не поступит, но нас уведомлять никто не стал до момента отправки претензии 10.06.2020).
Между с тем, другие Поставщики, заключая договор поставки в условиях пандемии, свои обязательства выполняют в срок. Какие доказательства могут предоставить Поставщики для списания пеней? Какие документы это могут быть?
Отвечает — Выскварка Н.Н. / Юрист по 44-ФЗ Дата: 16/09/2020
Неустойку начисляют за любое нарушение условий поставки. Если поставщик заранее уведомил о случившейся у него ситуации можно применять ч.9 ст.34 закона.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы. Если применяться ч.9 ст.34 закона не будет, то по окончании исполнения контракта в полном объеме проводят списание неустойки по ч.42.1 ст.112 закона и постановления № 783.
Списать неустойку можно только по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. Дождитесь полного исполнения контрактов без изменений, расторжений, после списывайте неустойку. Перечень подтверждающих документов по неисполнению для списания законом не предусмотрен. Заказчик на свое усмотрение его определяет. Он зависит от конкретной причины неисполнения обязательств. В письме поставщика о списании неустойки недостаточно ссылаться только на пандемию. Необходима конкретная причина, например, закрытые границы для перевозки товара, болезнь сотрудников и самоизоляции.
Возможные документы: заключение ТПП о признании определенных обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы, запретительные акты органов о закрытии границ, авиа и иного транспортного сообщения, акты органов о закрытии работы предприятия (организации) из-за пандемии (за исключением закрытия из-за виновных действий поставщика) и т.д. По нормам указано только одно условие для списания. А именно, если поставщик не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается (п.7 постановления № 783). Достаточно письменного согласия поставщика с размером начисленной неустойки. Документы нужны при списании неустойки из-за коронавируса. По этой причине вся сумма обнуляется. При остальных причинах нарушения установлен особый порядок.
По новым правилам Закона № 44-ФЗ заказчик обязан списать поставщику неустойку за 2020 год. Об этом сказано в части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
Порядок, в котором спишут неустойки, определило Правительство в постановлении от 04.07.2018 № 783. В документе прописаны правила, по которым списывали неустойку за 2015–2016 годы. 27 апреля в постановление внесли изменение, добавив в правила 2020 год, – у заказчиков и поставщиков появилась возможность списывать уже начисленные в 2020 году штрафы.
Неустойку списывают на основании учета заказчика. Перед тем как списать штрафы и неустойки, заказчик сверяет данные с поставщиком. Заказчик создает комиссию по поступлению и выбытию активов. Члены комиссии решают, какой долг и кому из поставщиков списать. Затем сведения передают в бухгалтерию и заказчик направляет уведомление контрагенту. В письме уточняют, сколько денег списали, и указывают реквизиты контракта (постановление Правительства от 26.04.2020 № 591). Заказчик вправе списать неустойку, если поставщик докажет, что нарушил контракт из-за пандемии (Письмо Минфина, МЧС, ФАС от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20).
№ п/п Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб. Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44
Часть 1
статьи 7.29.Должностные лица
30 000
2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона
Часть 2
статьи 7.29.Должностные лица
50 000
3 Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности применения закрытого способа определения поставщика, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Часть 2.1
статьи 7.29.Должностные лица
50 000
4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Часть 1
статьи 7.29.3Должностные
лица20 000 — 50 000
Нарушение порядка осуществления закупок *
5 Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки)
Часть 2 статьи 7.29.3
Должностные
лица
10 0006 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок
Часть 3 статьи 7.29
Должностные
лица
30 0007 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок
Часть 4 статьи 7.29.3
Должностные
лица
30 0008 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня
Часть 1
статьи 7.30.Должностные
лица
5 000Юридические
лица — 15 0009 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня
Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.
С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.
Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:
- обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
- обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
- следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.
Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.
Похожие записи:
-