Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медосмотр работников в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Работодателя, допустившего к работе сотрудника, который не прошел обязательный медицинский осмотр, могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ:
- ИП с работниками оштрафуют на сумму от 15 000 до 25 000 руб.;
- работодателя-юрлицо — от 110 000 до 130 000 руб.;
- должностных лиц работодателя, ответственных за допуск к работе, — от 15 000 до 25 000 руб.
Например, организация не проконтролировала наличие медосмотра при приеме на работу нового менеджера и допустила его к работе с компьютером. Когда в организацию пришла плановая проверка, выяснилось, что медосмотр сотрудник не проходил вовсе. Контролеры выписали штраф на организацию в размере 110 тыс. руб. и 15 тыс. руб. — на директора.
За повторное аналогичное правонарушение административное наказание ужесточается (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- ИП заплатит от 30 000 до 40 000 руб., также ему грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток;
- штраф для работодателя-юрлица составит до 200 000 руб., и его работа также может быть приостановлена на срок до 90 суток;
- должностным лицам работодателя придется раскошелиться на 30 000–40 000 руб. или получить дисквалификацию на период от 1 года до 3 лет.
Важно! Работодатель может обратиться в суд для отмены штрафа. В этом случае обязанность доказывать в суде наличие реального вреда здоровью работника ложится на тех, кто проверял работодателя и налагал штрафы (то есть на Трудинспекцию).
Обязателен ли медосмотр для офисных сотрудников в 2021-2022 годах?
Как понятно из названия, периодические медосмотры – это медицинские осмотры, проводимые с определенной, установленной законодательно, периодичностью. Цель таких осмотров – это, в частности, наблюдение в динамике за состоянием здоровья работника, выявление заболеваний, являющихся противопоказанием для продолжения работы, своевременное проведение профилактических мероприятий.
Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.
На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.
А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.
Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.
Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.
Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.
Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.
- За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
- В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
- Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
- Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.
Медосмотры работников предприятий в 2022 году: изменения, новые правила
Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.
Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!
Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.
На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.
Желаю безопасной и эффективной работы!
Минтруд России и Минздрав России совместным приказом утвердили новый перечень опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (Приказ от 31.12.2020 N 988н/N 1420н).
Он вступил в силу 1 апреля 2021 года и будет действовать шесть лет — до 1 апреля 2027 года.
Порядок проведения медицинских осмотров работников подразумевает, что они обязаны проходить профмедосмотр в двух случаях:
- Если специальная оценка условий труда (СОУТ) выявила вредные или опасные производственные факторы — например, шум, работа с химическими веществами или плохое освещение рабочей поверхности.
- Если работник выполняет определенные виды работ — например, работает машинистом крана, лифтером скоростного лифта или проводит работы на высоте.
В новой редакции закона уточнили формулировки выполняемых работ — теперь работодателям проще определить, кого отправлять на осмотр.
Вкратце: нет.
А если подробнее, то электромагнитное излучение при работе за компьютером действительно может наносить вред здоровью работников. Однако показатель, после достижения которого считается, что излучение действительно опасно, никак не закреплен в законодательстве.
Периодический медосмотр-2021/2022
Если сотрудник не прошел обязательный медицинский осмотр, допускать к работе его нельзя.
Если инспектор обнаружит, что работник приступил к обязанностям без результатов осмотра, он будет вправе наложить штраф — от 110 000 до 130 000 руб. на организацию и от 15 000 до 25 000 руб. на предпринимателей и должностных лиц.
При повторном нарушении трудовая инспекция может даже приостановить работу предприятия на 3 месяца (90 суток).
Остались вопросы? Обратитесь к нам за консультацией! Мы поможем направить сотрудников на медосмотр и подскажем, как провести его с максимальной экономией и комфортом.
В соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 48, ст. 6165), пунктом 14 части 2 статьи 14, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктами 5.2.55, 5.2.87 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
1. Утвердить:
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению N 1;
Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению N 2.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 г. и действует до 1 апреля 2027 г.
Министр
М.А. МУРАШКО
1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе.
3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее — медицинские организации).
Периодичность и объем медицинских осмотров устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Порядку .
Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).
Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».
Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.
Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя .
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Медицинская организация обязана качественно осуществить проведение предварительных и периодических осмотров работников.
7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.
Медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника или лица, поступающего на работу, с использованием медицинской информационной системы из медицинской организации, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания.
18. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.
В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением пунктов 23 — 27, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» , по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769.
Работники в возрасте до 21 года, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно.
19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.
20. Периодические медицинские осмотры проходят работники:
занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта ;
Приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62278).
организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;
выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.
21. В списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается:
наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний , разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.
Часть вторая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
23. На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее — поименные списки).
В поименных списках указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
профессия (должность) работника, стаж работы в ней;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);
наименование вредных производственных факторов или видов работ.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29Н
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
\n\n
Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.
\n\n
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
\n\n
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
\n\n
В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.
\n\n
Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).
\n\n
Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.
Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).
Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).
Периодические медосмотры в 2021 позволяют минимизировать риск возникновения профзаболеваний. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ регламентируется частью 3 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N 29н. Периодически проходить обязательные медосмотры должны работники (п.20 Порядка):
- занятые на опасных и вредных производствах;
- связанных с движением транспорта;
- образования и медицины;
- сферы красоты и гигиены и пищевой промышленности;
- животноводства и птицеферм;
- общепита;
- водоснабжения;
- выполняющие работы, указанные в Приложении к Порядку.
Внимание! С 01 апреля 2021 года в России действуют новые правила проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н с 1.04.2021 утратил силу. Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утверждает:
|
Скачать Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н в формате docx с приложениями
Смотрите Перечни работ и опасных производственных факторов, которые требуют обязательных периодических профосмотров. В этом же документе указана периодичность проведения медицинских осмотров работников предприятия.
Сотрудники возрастом до 21 года, работающие на работах с вредными и опасными факторами должны проходить медосмотр ежегодно.
Важно! Вступил в силу совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н, который содержит Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры. Из документа следует, что обновлены будут только списки вредных факторов и работ, при этом сам порядок проведения медосмотров ведомство менять не планирует. Действие приказа с 1.04.2021 до 01 апреля 2027 года. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утратил силу. |
Скачать совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н в формате docx
Составьте список работников подлежащих прохождению медосмотра. В списке укажите:
- профессию работника согласно штатному расписанию;
- вредные производственные факторы из приложения к Порядку;
- вредные производственные факторы, установленные в результате СОУТ.
Список контингентов с 1 апреля не составляется.
В Роспотребнадзор не позднее 10 рабочих дней напрявляют списки работников организации, если они перечислены в в приказе Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402:
- пищевой промышленности;
- общественного питания и торговли;
- водопроводных сооружений;
- медицинских организаций и детских учреждений;
- других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
На базе списка работников, подлежащих прохождению медосмотра, составляют поименный перечень фамилий конкретных работников, которым необходимо пройти медосмотр в этом году. В списке указываются:
- ФИО работника;
- профессия (должность) работника, стаж работы в ней;
- структурное подразделение;
- вредные производственные факторы или виды работ.
Офисных сотрудников снова отправляют на медосмотры, но не всех, а только тех, на которых на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот 5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц.
Специалисты Минтруда разъяснили — если на работников воздействуют вредные и опасные факторы с превышением предельно допустимых концентраций и уровней, на медосмотр нужно направлять только сотрудников, подкласс условий труда которых 3.1 и выше, а также тех, кто выполняет работы, которые есть в разделе 6 Перечня.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 марта 2021 г. N 15-2/ООГ-654
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2021 г. N 28-4/3016355-2108
Это значит, что если офисные сотрудники не выполняют вид работы из перечня, и условия их труда оптимальные и допустимые, направлять их на медосмотр не нужно.
Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.
Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:
1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);
- работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
- работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Вопросы | Ответы | |||||||||
1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений?
Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника? |
Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр.
На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник. |
|||||||||
2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий?
Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор? Изменилась ли форма поименного списка? Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор? Нужно ли отправлять список школам? Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией? В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать? Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель? |
В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору. Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор. Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам. Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ. Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно. |
|||||||||
3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? | Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. | |||||||||
4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? | Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра. | |||||||||
5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать?
Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр? Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр? По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра. При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников. Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр. В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр. Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ. В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования. Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде. По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования. В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотраДля всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога. При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий. При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с: — химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ; — аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях; — веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ; — канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях. Как проводить медосмотры по новым правилам для различных категорий работниковИзменения, касающиеся проведения медосмотров работников, вступили в силу с 01.04.2021:
Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы заменили правила проведения медосмотра, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия — до 01.04.2027. Первичные и периодические медосмотры по-прежнему производятся за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию. Рассказываем, что же изменилось в медосмотрах. Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации. При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации. Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров. Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:
Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. До 01.04.2021 результаты указанных обследований могли учитываться. С 01.04.2021 такие исследования должны учитываться в обязательном порядке. Отметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года. Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:
Ранее указывать такие сведения в направлении не требовалось. Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС. Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый — в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый — по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника. Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных. Сразу обращаем ваше внимание на то, что в новом Перечне, в отличие от действующего, не указано:
То есть приводится только перечень вредных факторов, при наличии которых работники должны проходить медицинские осмотры. Все эти факторы вместе с периодичностью, перечнем врачей и исследований приводятся в Приказе № 29н. То есть, по сути, можно пользоваться только Приказом № 29н, в котором есть вся необходимая информация. Что касается самих факторов, в новом Перечне утверждено не четыре, как установлено сейчас, а пять их групп:
Особого внимания заслуживает такой физический фактор, как электромагнитное излучение компьютера. Вопрос о том, должны ли сотрудники, работающие с компьютером, проходить медосмотры, стоял довольно долго, пока в 2020 году в перечень вредных факторов не были внесены изменения. В частности, было указано, что вредным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2 кГц – 400 кГц) при превышении предельно допустимого уровня. Этот фактор исследуется в том числе на рабочих местах, где есть компьютеры. Однако в новом Перечне оговорки о превышении уровня нет, данные показатели просто перечислены в качестве вредных физических факторов. Таким образом, может снова встать вопрос, когда нужно организовывать медосмотры лиц, работающих за компьютерами. В специальном разделе Перечня есть список работ, при выполнении которых нужны медосмотры, всего 17 пунктов. В действующем перечне работ было 27 пунктов. В некоторые из них внесены коррективы, например уточняется, что относится к работе на высоте. Это, в частности:
Внесены дополнения в порядок осуществления работ в особых географических регионах. В частности, уточняется, что проводить медосмотры нужно в регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут. В новом Порядке (в отличие от Порядка № 302н) перечислены работники конкретных отраслей, на которые он распространяется. Это работники:
Еще Приказом № 29н утвержден перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Сейчас такие противопоказания установлены разд. IV Порядка № 302н и специальными перечнями факторов и работ. Рассмотрим, что изменилось. Согласно Порядку по-прежнему предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение предварительных и периодических медосмотров. Однако с 1 апреля периодические осмотры смогут проводить мобильные медбригады врачей-специалистов медицинской организации. При этом до проведения такого осмотра работники должны пройти диагностические исследования в медицинских организациях. Порядок организации работодателем прохождения работниками медицинских осмотров изменился незначительно. Для организации предварительных медосмотров работодатель в первую очередь должен составить список лиц, поступающих на работу и подлежащих предварительным осмотрам. В списке лиц указываются:
На основании списка работнику под подпись выдается направление на медосмотр. Порядок организации периодических медосмотров несколько сложнее. Сначала работодатель должен утвердить список работников, подлежащих медицинским периодическим осмотрам, который составляется так же, как и список лиц, подлежащих предварительным медосмотрам. На основании этого списка работодатель утверждает поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам, и направляет данные списки не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала периодического осмотра в эту организацию. В списке указываются:
Список работников, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора. К сведению В Порядке уточняется, что направлять информацию в Роспотребнадзор должны работодатели организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, работники которых проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. На основании поименного списка медицинская организация составляет календарный план проведения периодических осмотров. План согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации. Не позднее чем за 10 дней до согласованной даты начала периодического осмотра работодатель обязан ознакомить работников, подлежащих осмотру, с календарным планом. Для прохождения периодического осмотра работнику под подпись также выдается направление. В направлении (и на предварительный, и на периодический осмотр) указываются:
Направление на предварительный или периодический медосмотр подписывается уполномоченным представителем работодателя. Согласно новому Порядку оно может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу (работника). С 1 апреля начнет действовать новый Порядок проведения медосмотров, а также новый Перечень факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Новый Порядок и Перечень заменят действующие, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. В документе сформулированы основания для проведения предварительных и периодических медосмотров. Первые проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, принимаемого на работу, вторые – в целях наблюдения и своевременного выявления профессиональных заболеваний. Обязанности по организации медосмотров возлагаются на работодателей. По новому Порядку закрепили возможность оформления и обмена электронными документами (п. 9 Порядка). Например, можно оформить направление на медосмотр в электронном виде. Но для этого и у работодателя и у работника должна быть электронная подпись. Добавили реквизиты, которые нужно прописывать в направление на медосмотр – пол работника, телефон и электронный адрес медорганизации, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования (п. 9 Порядка). Также полис обязательного (добровольного) страхования должен предоставить работник при медосмотре, в дополнение к документам по действующим правилам (п. 11 Порядка). Стаж работника по новому Порядку нужно обязательно указывать в поименном списке работников (п. 23 Порядка). Поменяли название списка контингентов. Теперь для предварительного медосмотра нужно оформить список лиц поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (п. 9 Порядка), а для периодического – список работников, подлежащих периодическим осмотрам (п. 21 Порядка). Направлять в Роспотребнадзор список работников на медосмотр нужно теперь не всем работодателям, а только организациям пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (п. 22 Порядка). Работодателям разрешили в рамках медосмотров организовать первый этап диспансеризации или профилактического медосмотра, чтобы эти результаты учитывались врачебной комиссией при подготовке медзаключения. Эти дополнительные процедуры будут проводить за счет средств ОМС, а не работодателя (п. 12.4 Порядка). Добавили основание для внеочередного медосмотра. В приказ 302н было одно основание – медицинские рекомендации по итогам медосмотрам. В новом Порядке на внеочередной медосмотр можно направить работника, если есть медрекомендации после нетрудоспособности работника (п. 19 Порядка). Изменения есть и в Перечне факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Например, убрали упоминание, что медосмотр нужно проводить только при превышение предельно допустимого уровня электромагнитного поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). По смыслу этого изменения на медосмотр нужно направлять всех офисных работников, на которых при работе на компьютере действует соответствующий спектр частот ЭМП. Применительно к периодическим медосмотрам указано, что работники в возрасте до 21 года, занятые на вредных производствах, должны проходить периодические осмотры ежегодно (п. 18 Порядка). Что важно отметить, периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования работник должен будет пройти в медицинской организации (п. 4 Порядка). На оплате за оказание услуг по проведению медосмотров по-прежнему можно сэкономить за счёт того, что при проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведённых (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путём электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра (п. 7 Порядка). Обязательные медосмотры работников: что изменилосьОбязанность руководителя предприятия организовать проведение обязательных медицинских осмотров (освидетельствований, диспансеризации, или профосмотра, как часто называют это мероприятие) предусмотрена ТК РФ, в частности, ст. 212. Медосмотры бывают как предварительными, то есть при приеме на работу, так и периодическими. Основными нормативными документами, наряду с ТК РФ, регламентирующими медосмотры, являются:
Совместным приказом Минтруда и Минздрава утвержден перечень работ или вредных факторов, при наличии которых на предприятии обязательно проводить медосмотры сотрудников. В отдельном приказе Минздрава установлено, как часто надо проходить медосмотр на работе, каких специалистов посещать, какие исследования проходить. Цели обязательных диспансеризаций установлены в ст. 213 ТК РФ, в соответствии с которой:
Следует учитывать, что медосмотры сотрудников оплачиваются из собственных средств работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ. Законодательством не регламентировано, каким образом и в рамках каких договоров работодатель обязан их оплачивать. Оплата разрешена и за счет средств по договору добровольного медицинского страхования, заключенного в пользу работников. На время прохождения сотрудником обязательного профосмотра за ним сохраняется средней заработок в соответствии со ст. 185 ТК РФ. Итак, если ваша организация обязана организовывать периодический осмотр работников предприятия, вам необходимо:
Предварительный медицинский осмотр при приеме на работу является очень важным и заключительным этапом перед трудоустройством сотрудника в организацию, исключать данную процедуру ни в коем случае нельзя, помните, что штрафы очень существенные и суммируются за каждого сотрудника. Важен также и факт своевременного прохождения периодических медицинских осмотров, благодаря которым можно на начальном этапе выявить изменения в состоянии здоровья сотрудника и предпринять какие-то действия, способствующие улучшению. Также не исключаем факт возникновения несчастных случаев на производстве. Если вы работодатель, то защитите себя от нежелательных случаев и последствий. Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:
Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года. Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:
Приказ от 28.01.2021 № 29н является основным, поскольку содержит не только те же самые перечни, утверждённые приказом № 988н/1420н (документ № 1), но и сам порядок проведения предварительных (при поступлении) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Честно говоря не совсем понятно, зачем вообще надо было издавать два практически идентичных документа?! Может лыжи не едут… Приказ № 29н также вступает в законную силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года. Внимание! Те, у кого сроки периодического медосмотра работников истекают в апреле 2021 года, могут попасть в тупиковую ситуацию! Согласно п. 24 Приказа 29н (новый Порядок МО) поимённые списки должны быть составлены, утверждены работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между РАБОТНИКОМ и работодателем. Мы полагаем, что разработчики ошиблись и тут имеется ввиду договор между работодателем и медицинской организацией! Вот именно эта ошибка и формирует тупиковую ситуацию. Приказ Миздрава от 28.01.2021 № 29н вступает в силу 1 апреля и с этой же даты отменяется приказ № 302н (отмена предусмотрена совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/). То есть самая ранняя дата, когда вы вправе утвердить переработанные списки — 1 апреля 2021 года. А в медицинскую организацию его надо направить за 2 месяца до даты проведения медицинского осмотра, то есть медосмотр ранее 1 июня вы провести не сможете — это будет нарушением Порядка. Разработать и утвердить списки по новому порядку ранее 1 апреля тоже нельзя. Приказ ещё не вступит в силу. То есть, если срок периодического медосмотра истекает в апреле, то до июня вы его провести не сможете. По закону, всех, кто медосмотр не прошёл по истечении сроков, нужно отстранить от работы и это будет простой, причём оплачиваемый. Но если Порядок давал бы возможность регулировать это срок договором, уменьшить его до 1 месяца, например, то все бы встало на свои места! Похожие записи: |