Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация пожарной безопасности кому нужна 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В документе содержится оценка соответствия конкретного здания нормам пожарной безопасности и информация о том, какие меры принимаются для ее обеспечения. Требование о разработке и регистрации декларации пожбезопасности (ДПБ) выдвигает ч. 5 ст. 6 123-ФЗ. В Приказе МЧС России №171 от 16.03.2020 перечислено, кому нужна декларация пожарной безопасности (документ заменяет ранее действовавший приказ МЧС №91 от 24.02.2009 и вступил в силу 28.04.2020 года):
- собственники сооружений;
- субъекты, владеющие зданием на основании договоров и проч.
Новая форма пожарной декларации: разъяснения и пример заполнения
Требования закона в отношении зданий, по которым надо заполнять ДПБ, перечислены в пункте 1, ст. 64 №123-ФЗ. Закон исключает здания класса опасности Ф1.3 и Ф1.4:
- жилые многоквартирные дома;
- одноквартирные дома (блокированные).
В перечень декларируемых не включены здания, для которых не предусмотрена экспертиза проектной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса экспертиза и разработка пожарной декларации не проводится в отношении таких объектов:
- садовых домов, объектов ИЖС;
- домов не выше 3 этажей, из нескольких блоков (не больше десяти), для одной семьи, которые располагаются на отдельном участке земли и имеют выход на территорию общего пользования. Строительство или реконструкция таких домов производится без привлечения бюджетных средств;
- отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м., не предназначенных для проживания или производственной деятельности. Исключения — особо опасные, технически сложные или уникальные объекты;
- отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м. для осуществления производственной деятельности
- не требующие устройства санитарно-защитных зон;
- требуются или установлены такие зоны. Исключения — те же, что и в предыдущем пункте;
- буровых скважин.
Обязанность по разработке и заполнению ДПБ законодатель возложил на собственников объекта защиты (владельцев, арендаторов). Необходимость заполнять документ застройщиком или разработчиком проектной документации возникает в следующих случаях:
- здание на стадии проектирования, декларация подается до ввода объекта в эксплуатацию;
- после капитального ремонта в обычном порядке.
Методические рекомендации по разработке ДПБ на сайте МЧС содержат правила заполнения и перечень документов с требованиями, которые надо использовать, заполняя форму. Владелец здания сможет сам оформить документ, если разберется в нормативах. Проблема в том, что тот, кто должен делать декларацию пожарной безопасности, обязан обладать профессиональными знаниями в этой области. А отвечает за правильность и полноту поданных сведений лицо, которое их предоставило. МЧС разрешило привлекать к составлению регламента любого специалиста или организацию. Предъявление лицензий или аккредитаций не требуется. Готовый документ подписывается руководителем и заверяется печатью.
Ответственность за непредоставление или отсутствие ДПБ несет владелец объекта в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ. В случае пожара и наступления ущерба за несданную или не соответствующую действительности ДПБ наступает уголовная ответственность.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2019, N 52, ст. 7790.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2018, N 53, ст. 8464.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050.
1. Утвердить Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности согласно приложению N 1.
2. Утвердить форму декларации пожарной безопасности согласно приложению N 2.
Министр
Е.Н. ЗИНИЧЕВ
Заполняйте пожарную декларацию по новым правилам
1. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МЧС России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также взаимодействия МЧС России с заявителями при предоставлении государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности (далее — государственная услуга).
2. Заявителями на получение государственной услуги являются собственники объекта защиты или лица, владеющие объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (за исключением объектов защиты специального назначения, на которых федеральный государственный пожарный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации), представляющие на регистрацию декларацию пожарной безопасности (далее — заявители) в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
8. Государственная услуга по регистрации декларации пожарной безопасности (далее — декларация).
9. Государственная услуга предоставляется МЧС России, его территориальными органами, а также территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — подразделения МЧС России, предоставляющие государственную услугу) в зависимости от расположения объектов защиты с учетом требований пункта 38 настоящего Административного регламента.
10. При предоставлении государственной услуги должностные лица подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» .
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20 ст. 2829; 2020, N 1, ст. 51.
11. Результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю зарегистрированной декларации.
12. Предоставление государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий восьми рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации декларации (далее — заявление), в который входит:
1) принятие решения о регистрации декларации или об отказе в ее регистрации — в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации подразделением МЧС России, предоставляющим государственную услугу, заявления;
2) направление заявителю зарегистрированной декларации или уведомления об отказе в ее регистрации — в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения о регистрации декларации или уведомления об отказе в ее регистрации.
13. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещен на официальном сайте МЧС России и на официальных сайтах территориальных органов МЧС России, а также в Федеральном реестре государственных услуг и на Едином портале государственных услуг.
Утверждена новая форма декларации пожарной безопасности
14. Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, заявление, по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту, и декларацию в двух экземплярах по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Приказу. К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, в случае их проведения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и копия страхового полиса (при наличии).
Заявитель представляет декларацию лично или направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью заявителя, через Единый портал государственных услуг.
15. В случае изменения содержащихся в декларации сведений, в том числе в случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, а также изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, заявитель представляет в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, уточненную декларацию в двух экземплярах по форме согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
16. На Едином портале государственных услуг заявителю предоставляется возможность заполнения заявления в электронной форме, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью.
Заявители вправе использовать простую электронную подпись в случае, предусмотренном пунктом 2.1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» .
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3744; 2018, N 36, ст. 5623.
1. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МЧС России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также взаимодействия МЧС России с заявителями при предоставлении государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности (далее — государственная услуга).
2. Заявителями на получение государственной услуги являются собственники объекта защиты или лица, владеющие объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (за исключением объектов защиты специального назначения, на которых федеральный государственный пожарный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации), представляющие на регистрацию декларацию пожарной безопасности (далее — заявители) в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
9. Государственная услуга предоставляется МЧС России, его территориальными органами, а также территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — подразделения МЧС России, предоставляющие государственную услугу) в зависимости от расположения объектов защиты с учетом требований пункта 38 настоящего Административного регламента.
10. При предоставлении государственной услуги должностные лица подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание»2.
Приказ МЧС РФ от 16.03.2020 N 171
14. Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, заявление, по форме, согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту, и декларацию в двух экземплярах по форме, согласно приложению № 2 к настоящему Приказу. К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, в случае их проведения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и копия страхового полиса (при наличии).
Заявитель представляет декларацию лично или направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью заявителя, через Единый портал государственных услуг.
15. В случае изменения содержащихся в декларации сведений, в том числе в случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, а также изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, заявитель представляет в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, уточненную декларацию в двух экземплярах по форме согласно приложению № 2 к настоящему Приказу.
16. На Едином портале государственных услуг заявителю предоставляется возможность заполнения заявления в электронной форме, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью.
Заявители вправе использовать простую электронную подпись в случае, предусмотренном пунктом 2.1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»3.
17. Для предоставления государственной услуги представление документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не требуется.
18. Подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
20. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
21. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:
непредставление документов, указанных в пункте 14 настоящего Административного регламента;
отсутствие в декларации сведений, предусмотренных формой, приведенной в приложении № 2 к настоящему Приказу.
- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Приказ МЧС России от 16.03.2020 N 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности»
- Технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017)
Ниже представлены группы товаров, для которых оформление декларации пожарной безопасности согласно ТР ЕАЭС 043/2017 является обязательным:
- Огнетушащие вещества
- Пожарные шкафы, пожарные краны
- Мобильные средства пожаротушения
- Технические средства, функционирующие в составе установок пожаротушения автоматических (в том числе установок пожаротушения автономных, установок пожаротушения роботизированных, установок пожаротушения модульных)
- Средства спасения людей при пожаре с высотных уровней
- Инструмент для проведения специальных работ на пожарах
- Дополнительное снаряжение пожарных
- Пожарное оборудование
Более точная информация указана в Приложении к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017)
Точно определить необходимость получения декларации пожарной безопасности может только специалист. В случае затруднений или вопросов, обратитесь к экспертам ЕСК. Мы поможем избежать ошибок и окажем экспертное консультирование.
новая услуга
В связи с введением самостоятельной регистрации деклараций наша компания предлагает своим клиентам удобные варианты сотрудничества.
Мы поможем сэкономить ваше время!
Декларация пожарной безопасности
Декларирование соответствия продукции может осуществляться юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявитель также может являться изготовителем или продавцом, либо выполнять функции иностранного представителя на основании договора с ним.
Заверить Декларацию пожарной безопасности, а также провести проверки условий производства и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, могут только аккредитованные органы по сертификации. Срок действия декларации ПБ зависит от схемы декларирования, но не превышает 5 лет. Вне зависимости от региона оформления, декларация соответствия действует на всей территории Российской Федерации
Внимание! За отсутствие декларации пожарной безопасности предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа.
- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Приказ МЧС России от 16.03.2020 N 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности»
- Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017)
22 мая 2020
Приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности. В связи с этим хотелось бы напомнить, что такое декларация пожарной безопасности.
Декларация пожарной безопасности или ДПБ – документ, в котором содержится оценка объекта на соответствие нормам пожарной безопасности. В ней приводятся меры, предпринятые для предотвращения пожароопасных ситуаций.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности. Она составляется в двух экземплярах, один экземпляр находится в органах государственного пожарного надзора, а второй остается у декларанта.
Декларация пожарной безопасности разрабатывается владельцем объекта защиты, либо лицом владеющим объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании. В случае внесения корректировок в меры противопожарной безопасности или изменении требований пожарной безопасности, это должно быть отражено в документе.
Декларация заносится в общий реестр деклараций и имеет свой уникальный регистрационный номер. Ответственность за полноту и достоверность информации, предоставленной в ДПБ несет декларант.
Обязательные для заполнения формы заявлений и декларации приведены в Административном регламенте.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности обязательно составляется в отношении зданий:
— производственных объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации;
— дошкольных образовательных учреждений;
— специализированных домов престарелых и инвалидов;
— больниц;
— спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната;
— детских организаций.
Также декларацию пожарной безопасности можно заполнить добровольно для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением объектов дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объектов, предназначенных для проживания детей, престарелых и инвалидов, с одновременным пребыванием более 10 человек, многоквартирных жилых домов, объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектов профессионального образования, общежитий образовательных организаций), при этом категория риска объекта защиты понизится с высокой, значительной, средней, умеренной, соответственно на значительную, среднюю, умеренную и низкую.
Если декларация ранее заполнялась и регистрировалась до введения в действия Административного регламента, то перерегистрация её не требуется, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно Административного регламента регистрация декларации пожарной безопасности является государственной услугой. Заявитель может представить декларацию лично или направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью заявителя, через Единый портал государственных услуг.
На Едином портале государственных услуг предоставляется возможность заполнения заявления о регистрации декларации пожарной безопасности в электронной форме.
Информация с официального сайта МЧС России.
Некоторые виды продукции, произведенной в России или ввезенной в страну из-за рубежа, должны проходить оценку соответствия нормам пожарной безопасности. Процедуру регулирует Федеральный закон 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В документе изложены требования к организациям и физическим лицам для обеспечения пожарной безопасности.
Раздел VII документа посвящен оценке соответствия продукции: видам, формам, порядку проведения работ. В документе также даются разъяснения, кому нужна сертификация, а кто должен оформить декларацию.
Чтобы запустить процесс декларирования продукции, заявителю необходимо собрать комплект документов, в котором можно найти достоверную информацию как о производителе, так и о продукции, заполнить декларацию и предоставить в Орган по сертификации. При декларировании отечественной продукции документы оформляет производитель. На товары, ввозимые в Россию, бумаги оформляет официальный представитель изготовителя или продавец. Комплекты бумаг для продукции российского и зарубежного производства отличаются друг от друга. Например, в комплект документов для разработки декларации на ввозимую продукцию входит контракт на поставку.
Необходимая документация | Отечественная продукция | Импортируемая продукция |
---|---|---|
Регистрационные документы заявителя | ||
Технические условия | ||
Инструкция по эксплуатации | ||
Технический паспорт | ||
Ранее выданные российские сертификаты или декларации |
||
Сертификаты соответствия других стран | ||
Протоколы испытаний | ||
Сертификат внедренной СМК | ||
Каталог продукции | ||
Контракт на поставку |
- Изготовитель продукции (продавец) собирает комплект документов и организует проведение испытаний в аккредитованной лаборатории
- Изготовитель продукции (продавец) оформляет декларацию по утвержденному образцу заполнения/примеру /оформлению и направляет комплект документов в аккредитованный орган по сертификации
- Эксперты анализируют предоставленные документы
- Регистрация декларации в едином реестре
- На продукцию наносят специальную маркировку
Продукция проходит декларирование в соответствии с определенной схемой. На выбор схемы влияет объем производства или поставки оборудования, сложность состава изделия и др.
Условия использования | 1Д | 2Д | 3Д | 5Д |
---|---|---|---|---|
Объем производства | Серийное производство | Серийное производство | Серийное производство | Сертификация партии продукции |
Проведение испытаний | Документ выдают на основании собственных доказательств | Документ выдают на основании собственных доказательств и испытаний типового образца | Документ выдают на основании собственных доказательств и испытаний типового образца | Документ выдают на основании собственных доказательств и испытаний типового образца |
Наличие СМК | Не учитывается | Не учитывается | Учитывается | Не учитывается |
Необходимость разработки декларации пожарной безопасности обусловлена требованиями п. 5 ст. 6, п. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ
“Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.
Декларация пожарной безопасности представляет собой форму оценки соответствия эксплуатируемого объекта требованиям пожарной безопасности и содержит комплекс мер предпринимаемых правообладателем для поддержания объекта в соответствующем противопожарном состоянии, обеспечивающем защиту жизни и здоровья граждан, сохранность материальных ценностей.
Документ разрабатывают на стадии проекта. До ввода в эксплуатацию декларацию необходимо подать в территориальное подразделение МЧС.
Объекты с обязательной декларацией
- Административные и офисные здания;
- Детские учреждения;
- Больницы;
- Склады;
- Предприятия, промышленные объекты;
- Торговые и торгово-развлекательные комплексы.
Декларация не нужна для многоквартирных и одноквартирных жилых домов.
По введенной в действие приказом 91 МЧС форме декларация пожарной безопасности составляется для:
- заведений здравоохранения (амбулаторий и стационаров);
- зданий, которым присвоен класс пожарной опасности на уровне Ф1.1;
- объектов капстроительства, требующих проведения госэкспертизы по градостроительным нормам. Об исключениях из этого пункта мы поговорим ниже;
- корпусов интернатов для детей, школ, лагерей отдыха, детских садов, в которых находятся спальни;
- заведений по уходу за престарелыми гражданами, которые организованы по неквартирному типу.
МЧС обновило форму декларации пожарной безопасности
МЧС установило, что декларация пожарной безопасности (бланк приводится в приказе 91), не нужна для отдельных 1-3-этажных домов:
- в которых проживает одна семья;
- состоящих максимум из 10 жилых блоков (блокированная застройка) при условии выполнения таких требований:
- в каждом отдельном блоке проживает одна семья;
- у жилых блоков есть общие стены либо они располагаются впритык, между ними нет проемов;
- здание построено на отдельном участке земли;
- жильцы беспрепятственно выходят из здания на общую территорию.
- которые состоят из 1-4 блок-секций, состоящих из нескольких квартир с общими помещениями. При этом все блок-секции должны быть снабжены отдельными подъездами, которые дают возможность жильцам свободно выходить на общую территорию.
и для 1- и 2- этажных отдельно стоящих зданий и сооружений:
- не приспособленных для жилья и работ по производству какой-либо продукции;
- предназначенных для ведения производственной деятельности, при этом для них установление границ санитарных зон не требуется вообще, либо эти зоны установлены, а их пределы ограничены границами участков, где располагаются строения;
- не имеющих особо опасных свойств;
- не являющихся уникальными;
- не относящихся к технически сложным;
- имеют общую площадь до 1,5 тыс. кв. м.
На проверку и обработку полученного документа сотрудникам МЧС выделено 5 рабочих дней. При этом проверяется только соответствие заполнения документа законодательным требованиям. Достоверность внесенной в документ информации проверяется в ходе проверок на объекте.
Правильно заполненной декларации во время регистрации присваивается уникальный 15-значный номер, символы которого разбиваются на 3 части:
- первые 8 цифр (2+3+3) – это коды населенного пункта, в пределах которого проведено (или планируется) соответствующее капстроительство, и соответствующего субъекта РФ. Когда объекты находятся одновременно в нескольких субъектах РФ, то в начальной части номеров их коды пишутся в колонку;
- следующие 2 буквы – это индекс органа МЧС, ответственного за регистрацию документа;
- оставшиеся 5 цифр – это порядковый номер непосредственно декларации в перечне.
Обратите внимание: части номера документа отделяются друг от друга тире, а группы цифр в первой его части – пробелами. Документы регистрируются по «сквозным» номерам, поэтому регистрировать их «задним числом» не получится.
- При правильном заполнении декларации после присвоения порядкового номера и внесения ее в реестр МЧС в течение 3 дней направляет декларанту 1 экземпляр документа приемлемым для обеих сторон способом.
- При неправильном заполнении декларации МЧС отправляет ее обратно, перечисляя повлекшие отказ причины в письменном виде. После устранения несоответствий документ можно подавать на регистрацию заново.
Ответственные сотрудники МЧС формируют списки деклараций на бумаге и электронном виде. Они пополняются новыми данными в течение того же рабочего дня, когда документу был присвоен регистрационный номер. Ответственным за ведение реестра лицам разрешается вносить данные только в электронной форме при одновременном выполнении 2 условий:
- дубликат информации каждый день сохраняется на внешнем носителе (хранятся данные за последние 5 лет, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года);
- информация каждый месяц распечатывается и складируется в архиве (хранится 1 год, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года).
Если на объекте ничего не происходит, его зарегистрированная декларация пожарной безопасности действует бессрочно.
Ее действие останавливается, если:
- на объекте произошли изменения, из-за которых необходимы корректировка или полное перезаполнение декларации;
- поменялся владелец объекта (декларант);
- изменились требования ПБ, в соответствие которыми нужно пересоставить документацию;
- в ходе проверки МЧС выявляются несоответствия информации, которую подал декларант, фактическому положению вещей, в т. ч. невнесенные изменения параметров построек.
- Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
- Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
- Обучение «Техносферная безопасность»
- «Техносферная безопасность» что это за специальность
- Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
- Программы обучения по охране труда по профессиям
- Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
- Приказ 559н требования к квалификации
- ЕТКС «Специалист по охране труда»
- Постановление 1/29
- ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
- Выбираем учебный центр по охране труда
- БГТУ им Шухова дистанционное обучение
- Дистанционное обучение по охране труда
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
Пожарные декларации с 2021 года будут подаваться в электронной форме
По введенной в действие приказом 91 МЧС форме декларация пожарной безопасности составляется для:
- заведений здравоохранения (амбулаторий и стационаров);
- зданий, которым присвоен класс пожарной опасности на уровне Ф1.1;
- объектов капстроительства, требующих проведения госэкспертизы по градостроительным нормам. Об исключениях из этого пункта мы поговорим ниже;
- корпусов интернатов для детей, школ, лагерей отдыха, детских садов, в которых находятся спальни;
- заведений по уходу за престарелыми гражданами, которые организованы по неквартирному типу.
МЧС установило, что декларация пожарной безопасности (бланк приводится в приказе 91), не нужна для отдельных 1-3-этажных домов:
- в которых проживает одна семья;
- состоящих максимум из 10 жилых блоков (блокированная застройка) при условии выполнения таких требований:
- в каждом отдельном блоке проживает одна семья;
- у жилых блоков есть общие стены либо они располагаются впритык, между ними нет проемов;
- здание построено на отдельном участке земли;
- жильцы беспрепятственно выходят из здания на общую территорию.
- которые состоят из 1-4 блок-секций, состоящих из нескольких квартир с общими помещениями. При этом все блок-секции должны быть снабжены отдельными подъездами, которые дают возможность жильцам свободно выходить на общую территорию.
и для 1- и 2- этажных отдельно стоящих зданий и сооружений:
- не приспособленных для жилья и работ по производству какой-либо продукции;
- предназначенных для ведения производственной деятельности, при этом для них установление границ санитарных зон не требуется вообще, либо эти зоны установлены, а их пределы ограничены границами участков, где располагаются строения;
- не имеющих особо опасных свойств;
- не являющихся уникальными;
- не относящихся к технически сложным;
- имеют общую площадь до 1,5 тыс. кв. м.
Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:
- рассчитать вероятность пожара;
- рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
- оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
- оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.
Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:
- объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
- на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.
Совет.
В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.
Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.
Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
- свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
- СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
- СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
- СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
- СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
- ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
- Правил устройства электроустановок;
- свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
- свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
- свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
- свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
- свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
- свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
- свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
- свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
- свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
- свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);
Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.
Кому больше не нужно сдавать декларацию пожарной безопасности
Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.
Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:
- для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
- для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.
-
Ф1 – здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:
- Ф1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
- Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
- Ф1.3 – многоквартирные жилые дома;
- Ф1.4 – одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
-
Ф2 – здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
- Ф2.1 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
- Ф2.2 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
- Ф2.3 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
- Ф2.4 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
-
Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
- Ф3.1 – здания организаций торговли;
- Ф3.2 – здания организаций общественного питания;
- Ф3.3 – вокзалы;
- Ф3.4 – поликлиники и амбулатории;
- Ф3.5 – помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
- Ф3.6 – физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
-
Ф4 – здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
- Ф4.1 – здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
- Ф4.3 – здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
- Ф4.4 – здания пожарных депо;
-
Ф5 – пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
- – Ф5.1 – производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
- Ф5.2 – стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
- Ф5.3 – сельскохозяйственные здания.
Декларация пожарной безопасности – это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон «Технический регламент о требованиях ПБ»).
Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.
Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?
Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.
Не требуется разрабатывать для:
- гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строений и сооружений вспомогательного использования;
- отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
- буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:
- проводится расчет для оценки пожарного риска;
- проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.
Вам предоставляется выбор из двух вариантов:
- направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
- направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.
В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.
В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.
Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.
Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.
Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.
Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:
- В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
- в случае изменения требований ПБ.
С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.
- Декларация пожарной безопасности (больница)
- Декларация пожарной безопасности (школа)
- Декларация пожарной безопасности (административное здание)
- Декларация пожарной безопасности (стоянка)
- Декларация пожарной безопасности (детский сад)
- Декларация пожарной безопасности (склад)
В 2020-2021 годах многих сфер пожарной безопасности зданий и сооружений коснутся существенные изменения. В том числе нововведения появятся и в правилах подачи пожарной декларации. По обновлённому проекту собственник защищаемого объекта будет обязан предоставить декларацию в органы ГПН (государственного пожарного надзора) до того, как объект будет введён в эксплуатацию. Кроме того, появится возможность подавать документацию в электронном виде.
По действующему законодательству собственники могли подавать декларацию в надзорный орган на протяжении одного года со дня ввода здания или сооружения в эксплуатацию. Если проект будет принят, то новые правила начнут действовать уже с 1 июля 2021 года.
В остальном же изменений не предполагается. Декларировать защищаемый объект также нужно будет только один раз. Но если сведения, включённые в декларацию, подвергнутся изменениям, то соответствующий документ с перечнем этих изменений необходимо будет зарегистрировать надлежащем образом и приложить к существующей декларации или разработать её вновь.