Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ведения бюджетной сметы на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Приказе № 26н разъясняется, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы — сметная документация состоит из шести разделов. Вот структура сметы:
- Первый раздел предназначен для итогового свода по всему документу.
- Во втором разделе приводится расшифровка ЛБО по расходам получателя средств. Учитываются все затраты, связанные с функциями подведомственного учреждения: заработная плата и другие выплаты работникам, закупочная деятельность (приобретение товаров, работ, услуг для нужд организации), налоговые отчисления и другое.
- В третьем разделе отражаются лимиты по расходам на предоставление бюджетных инвестиций, субсидии бюджетным и автономным учреждениям, субсидирование производителям товаров, работ и услуг и другие специализированные показатели.
- В четвертом разделе расписываются планируемые затраты на госзакупки.
- Пятый раздел — для справочной информации об объемах и направлениях расходования средств по принятым публичным обязательствам.
- В шестом разделе указываем сведения о курсах иностранных валют к рублю для операций, совершенных в такой валюте.
Инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика
Выделяют следующие этапы составления сметного расчета:
- Планирование показателей на финансовый год и плановые периоды.
- Разработка сметного документа и обоснований расчетов.
- Согласование и утверждение с вышестоящими органами.
В методических рекомендациях по заполнению регистра определено, в какой срок утверждают смету без гостайны, — утверждайте сметный регистр в течение 10 рабочих дней после доведения ЛБО. Смету расходов подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо.
ВАЖНО!
А вот в какой срок утверждают смету при наличии гостайны — 20 рабочих дней с даты доведения лимитов.
Некоторые учреждения обязаны согласовывать сметные документы с вышестоящими организациями или учредителями. Если предусмотрено согласование, заполните раздел «Согласовано». Напишите Ф. И. О. ответственного лица и оставьте место для его подписи. Утвержденный документ передают ГРБС на следующий день после подписания, но не позже.
У действующего сметного расчета такая структура:
- в разделе 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
- в разделе 2 расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе на оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
- раздел 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам;
- в разделе 4 раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
- в разделе 5 указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
- раздел 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация.
Инструкция: составляем бюджетную смету на 2022 год
Запомните: на основании бюджетной сметы финансируется деятельность учреждения казенного типа. Главные распорядители бюджетных средств формируют уведомления о доведенных объемах финансирования, после этого получатели оформляют сметный расчет на 2022 год. Учитывайте доведенные лимиты обязательств в соответствии с целевыми назначениями.
В Приказе № 26н закреплено, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы, — 6 разделов:
- в разделе № 1 указываем только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
- раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
- раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий и по резервным расходам;
- раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
- раздел № 5 — указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
- раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация; все операции, совершенные в иностранной валюте, переводятся в рубли по соответствующему курсу.
Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу для кода аналитического показателя в структуре сметы казенного учреждения заполняйте по установленным требованиям. При распределении расходов учитывайте указания Минфина из Приказа № 85н от 06.06.2019 в части определения КБК, кодов видов расходов и КОСГУ. По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ (Приказ № 209н). Сформированный сметный расчет в «Электронном бюджете» размещается совместно с обоснованиями по каждой статье расходов.
В Приказе № 141н от 20.06.2018 разъясняется, когда учреждения формируют проект бюджетной сметы на следующий год, — при составлении закона о бюджете (п. 11 Приказа № 141н). Как только закон утверждают, учреждения вносят исправления и согласовывают окончательный вариант сметного расчета. Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет для федеральных бюджетников закреплен Приказом Минфина № 26н. В отношении областных и муниципальных госучреждений правила регламентируют органы исполнительной власти соответствующего региона или муниципального образования.
При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, Ф.И.О. и дату согласования в шапке документа.
Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов. Перед утверждением документа подайте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк признают недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитают нецелевыми тратами.
Следует различать смету и роспись. В ст. 219.1 БК РФ указано, в чем разница бюджетной росписи и бюджетной сметы: в смете планируют расходы на основании выделенных ЛБО и ассигнований, а в бюджетной росписи эти ассигнования распределяются по получателям средств.
После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем документ утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает ответственный исполнитель.
Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 заверяется главным бухгалтером.
ВАЖНО! Утвердите сметный расчет в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. Если в документе содержатся сведения с гостайной, его утверждают в течение 20 рабочих дней. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе «Электронный бюджет».
Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Вот как казенные учреждения вносят изменения в бюджетную смету в течение года:
- Если ЛБО уменьшили, отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
- Если финансирование увеличено, укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
- При перераспределении средств в пределах, доведенных ЛБО, следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК укажите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.
В Приказе № 26н указано, в течение какого срока вносятся изменения в бюджетную смету, — не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный бланк следует разместить в «Электронном бюджете» по установленным правилам.
ВАЖНО! Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректируйте смету только после внесения изменений в нее. И только потом вносите коррективы в «Электронный бюджет».
Формируем бюджетную смету учреждения в системе «Электронный бюджет»
Бюджетная смета формируется со следующими целями:
- Обеспечение доступности сведений о финансовых процессах в фирме и ее активах.
- Создание прочной связи между стратегическим и бюджетным планированием.
- Отслеживание выполнения госпрограмм.
- Анализ продуктивности мероприятий, реализующихся вне программ.
- Гарантия свободного доступа к сведениям о плановых и реальных значениях.
- Интеграция действий по планированию и реализации статей трат и поступлений, значений бухучета.
- Упрочнение связи между работой по планированию и бюджетированию покупок.
Лимиты из БС выделяются учреждениям на базе предварительно оформленного плана закупок. При согласовании с управленцем бюджетного финансирования могут вноситься корректировки в этот план.
С 2018 году составлять БС нужно по-новому. Для заполнения потребуется бланк ф. 0501012. Бланк этот установлен приказом Минфина №84н от 30 июля 2010 года. Приказом также установлены главные советы по заполнению сметы.
К СВЕДЕНИЮ! Смета и план ФХД – разные документы. Это нужно учитывать при оформлении бумаги. ФХД – документ, создающийся автономными и бюджетными субъектами. Смета нужна казенным учреждениям, органам локального самоуправления. Бумага заполняется на базе уведомлений о размерах финансирования.
Лимиты утверждаются с учетом целевого предназначения.
Финансирование разделяется по кодам БК. При этом фигурируют разделы:
- Первый раздел. В нем фиксируются траты на исполнение работы локального самоуправления, казенных субъектов.
- Второй раздел. В нем отражаются полученные субсидии.
- Третий раздел. Отражаются траты, не относящиеся к 1-му и 2-му разделу.
- Четвертый раздел. В нем фиксируются результаты по трем разделам.
Распределение трат осуществляется с учетом Указаний Минфина №65н. Если есть соответствующие указания от вышестоящих органов, в БС может содержаться детализация по КОСГУ.
ВНИМАНИЕ! Специалист должен оформить обоснование по каждой из статей трат.
Бюджетная смета утверждается управленцем казенного субъекта. Это стандартный порядок. Однако возможен и иной порядок. Он реализуется тогда, когда есть соответствующий регламент от вышестоящего органа. Если бланк согласуется с учредителем, нужно прописать должность и ФИО в шапке бумаги. Там же нужно зафиксировать дату согласования.
Учредитель может установить вспомогательную детализацию. В этом случае графа «Код аналитического значения» оформляется на базе утвержденных требований. Важно обосновать все цели трат. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.
Перед утверждением сметы нужно отдать обоснования по тратам учредителю. С ним согласуются представленные расчеты. Если не согласовать расчеты, документ может быть признан недействительным. В этом случае расходы по БС признаются нецелевыми расходами.
После того как расчеты с обоснованием трат утверждены у учредителя, они утверждаются управленцем казенного субъекта. Если управленца нет, бумага утверждается ответственным лицом. Документ утверждается также руководителем планового или экономического отдела. Форма 0501012 визируется главбухом. Все процедуры по утверждению производятся на протяжении 10 дней с даты доведения лимита бюджетных обязательств учредителем. Это стандартный порядок.
Возможна и иная последовательность действий, если она установлена вышестоящим руководителем.
ВАЖНО! Главный распорядитель имеет право установить собственные формы бланков с обоснованием расходов.
Лимиты бюджетных обязательств могут меняться. Если присутствуют подобные изменения, то они должны быть отражены в форме 0501012. В эту форму вносятся все требуемые изменения. Изменение бланка выполняется в соответствии с этой последовательностью:
- Лимит бюджетных обязательств снижен. Сумма снижения лимита фиксируется в нужной строке с минусовым знаком.
- Лимит финансирования повысился. Фиксируется сумма повышения с плюсовым значением по нужному КБК.
- Перераспределение денег в рамках лимитов бюджетных обязательств. Нужно следовать тем нормам, которые приведены выше. При снижении значения по определенному КБК нужно зафиксировать минусовую сумму. Она распределяется по строкам, которые будут увеличены.
Бумага утверждается в стандартном порядке. Сделать это нужно в течение 10 суток с даты поступления уведомления о корректировке ЛБО. Следующий шаг – измененный проект заносится в электронную систему.
Новые правила составления и формирования бюджетной сметы
Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до казенного учреждения в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.
Казенное учреждение составляет смету, внося изменения в ее показатели на очередной финансовый год и плановый период и формируя показатели на второй год планового периода (п. 8 Общих требований).
Показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения ЛБО и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.
Для отражения плановых расходов федеральных казенных учреждений рекомендована форма 0501019 по ОКУД (приложение 1 к Порядку № 141н), а для расходов казенных учреждений, финансируемых из бюджета субъекта РФ и местного бюджета, – форма 0501012 по ОКУД (приложение 1 к Общим требованиям).
Федеральные казенные учреждения составляют, утверждают и ведут бюджетную смету в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (п. 1 Общих требований).
В случае, когда смета не содержит сведений о государственной тайне, она составляется в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения.
Если же показатели сметы содержат гостайну, то она составляется в форме документа на бумажном носителе и собственноручно подписывается руководителем учреждения. Необходимые документы и информация, содержащие гостайну, представляются в электронном виде путем записи информации из специализированного программного обеспечения системы «Электронный бюджет» на съемный машинный носитель.
К сведению: формировать смету со сведениями, составляющими гостайну, необходимо с соблюдением законодательства РФ о защите государственной тайны. Утверждать и вести показатели такой сметы следует обособленно.
Казенные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований могут составлять, утверждать и вести смету в своих информационных системах или на бумаге – в зависимости от порядка, который установил вышестоящий ГРБС.
На стадии формирования проекта закона (решения) о бюджете учреждением проводятся расчеты плановых сметных показателей и составляется проект бюджетной сметы. Порядок, сроки составления и подписания проектов смет устанавливает ГРБС.
Показатели проекта сметы формируются в абсолютных суммах и должны соответствовать планируемым объемам расходов, а также иным детализирующим такие расходы показателям (при наличии), информация о которых доведена ГРБС, распорядителем бюджетных средств (РБС) до учреждения.
Проект сметы составляется по той же форме, что и сама смета.
Сведения, содержащиеся в проекте сметы, учитываются ГРБС при составлении обоснований бюджетных ассигнований.
Показатели сметы (проекта сметы) формируются в разрезе кодов КРБ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов, а в случаях, когда это предусмотрено порядком, разработанным ГРБС, – в разрезе кодов статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодов аналитических показателей) (п. 7 Общих требований).
При составлении сметы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов необходимо учитывать положения следующих документов:
-
Порядка № 85н в редакции Приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 98н;
-
Приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 99н;
-
Порядка № 209н в редакции Приказа Минфина РФ от 29.09.2020 № 222н;
-
сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2020 году, к применяемым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов;
-
таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
-
таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, применяемой в 2021 году.
К сведению: указанные документы размещены на официальном сайте Минфина в рубрике «Бюджет» («Бюджетная классификация Российской Федерации» / «Методический кабинет»).
Порядок утверждения бюджетной сметы определяет ГРБС (пп. 8 п. 1 ст. 158 БК РФ).
Полномочия по утверждению сметы возлагаются на руководителя казенного учреждения (иное уполномоченное лицо). Порядком ГРБС может быть предусмотрено согласование сметы учреждения с РБС. В этом случае согласование оформляется после подписи руководителя учреждения (уполномоченного лица) грифом «Согласовано» с указанием наименования должности должностного лица РБС, согласовавшего смету учреждения, личной подписи, ее расшифровки и даты (п. 8 Общих требований).
По общему правилу смета, в которой нет сведений, составляющих гостайну, утверждается не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО, а в которой такие сведения имеются – не позднее 20 рабочих дней (п. 10 Общих требований).
Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.
Утвержденные бюджетной сметы с обоснованиями (расчетами), использованными при формировании сметы, направляются ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после утверждения сметы (п. 13 Общих требований).
Внесение изменений в смету оформляется федеральными казенными учреждениями по рекомендуемой форме 0501020 по ОКУД (приложение 2 к Порядку № 141н), а учреждениями, финансируемыми из бюджета субъекта РФ и местного бюджета, – по форме 0501013 по ОКУД (приложение 2 к Общим требованиям).
При внесении изменений в смету суммы увеличения объемов сметных назначений отражаются в соответствующей форме со знаком плюс, а уменьшения – со знаком минус.
В соответствии с п. 15 Общих требований смета корректируется путем утверждения поправок показателей, изменяющих:
-
объемы сметных назначений в случае изменения ЛБО, доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке;
-
распределение сметных назначений по кодам КРБ, требующих либо не требующих изменения показателей бюджетной росписи ГРБС (РБС) и ЛБО;
-
объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;
-
иные показатели, предусмотренные порядком ведения сметы.
Показатели сметы федеральных казенных учреждений изменяются по основаниям, предусмотренным п. 29 Порядка № 141н, среди которых, помимо названных выше, перечислены:
-
изменение распределения ЛБО по кодам КРБ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО ГРБС (РБС) и распределения ЛБО по финансовому обеспечению мероприятий по информатизации и федеральной адресной инвестиционной программы;
-
изменение распределения ЛБО по кодам КРБ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО ГРБС (РБС), но требующих изменения распределения ЛБО на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации и федеральной адресной инвестиционной программы;
-
изменение информации, связанной с переданными полномочиями;
-
изменение распределения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
Изменения вносятся в смету исходя из изменений значений в обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей.
Обратите внимание: внесенные в смету изменения, требующие изменения показателей бюджетной росписи ГРБС (РБС) и ЛБО, утверждаются после внесения изменений в указанную роспись и ЛБО.
Порядок и сроки утверждения изменений, внесенных в показатели бюджетной сметы, аналогичны предусмотренным для утверждения самой сметы. К представленным на утверждение изменениям прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей.
Внесенные в смету изменения направляются РБС, учреждением ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после их утверждения.
Модуль формирования и ведения бюджетных смет
(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2021 N 141н)
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 31, ст. 4811) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений.
2. Настоящий приказ применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы казенного учреждения, начиная с составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения на 2019 год (на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов).
Министр
А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 14 февраля 2018 г. N 26н
1. Настоящий документ устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы (далее — смета) государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 49, ст. 7039; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2016, N 7, ст. 911; 2017, N 30, ст. 4458) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее — учреждение).
Составление, утверждение и ведение сметы, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется федеральным казенным учреждением в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке действовать от имени федерального казенного учреждения, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — информационная система).
Составление, утверждение и ведение сметы учреждения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Показатели сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются и ведутся обособленно.
2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда (далее при совместном упоминании — главный распорядитель бюджетных средств) утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с настоящими Общими требованиями (далее — Порядок главного распорядителя бюджетных средств).
Порядок главного распорядителя бюджетных средств принимается в форме единого документа.
3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации при утверждении Порядка главного распорядителя бюджетных средств вправе установить следующие положения для утверждения смет для подведомственных учреждений:
1) сроки составления и подписания проектов смет;
2) порядок и сроки утверждения смет (внесения изменений в сметы);
3) полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, учреждения по утверждению сметы (внесению изменений в смету).
4. Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливается Министерством финансов Российской Федерации .
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811; N 47, ст. 6841).
5. Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета территориального государственного внебюджетного фонда вправе установить в Порядке главного распорядителя бюджетных средств следующие положения для составления, ведения и утверждения смет для подведомственных учреждений:
1) порядок и сроки составления и подписания проектов смет;
2) порядок и сроки составления, ведения и утверждения смет (внесения изменений в сметы);
3) полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета территориального внебюджетного фонда, учреждения по утверждению сметы (внесению изменений в смету).
6. Составлением сметы в целях настоящих Общих требований является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее — лимиты бюджетных обязательств).
В смете справочно указываются объем и распределение направлений расходов на исполнение публичных нормативных обязательств.
В смете дополнительно утверждаются иные показатели, предусмотренные установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящих Общих требований порядком составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений и установленным главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Порядком главного распорядителя бюджетных средств (далее при совместном упоминании — Порядок ведения сметы).
7. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Порядком ведения сметы может быть предусмотрена дополнительная детализация показателей сметы по установленным Министерством финансов Российской Федерации кодам статей (подстатей) групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (кодам аналитических показателей) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
8. Смета составляется учреждением путем формирования показателей сметы на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период. Рекомендуемые образцы указанных в абзаце первом настоящего пункта документов приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящим Общим требованиям.
Смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей составляются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются в соответствии с главой III настоящих Общих требований.
Формирование проекта сметы на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) осуществляется в соответствии со сроками, установленными в Порядке ведения сметы.
В случае если Порядком главного распорядителя бюджетных средств предусмотрено согласование сметы учреждения распорядителем бюджетных средств, осуществляющим распределение лимитов бюджетных обязательств учреждению, то согласование оформляется после подписи руководителя учреждения (уполномоченного лица) грифом «Согласовано» с указанием наименования должности согласовавшего смету учреждения должностного лица распорядителя бюджетных средств, личной подписи, расшифровки подписи и даты согласования.
9. Смета реорганизуемого учреждения составляется в соответствии с Порядком главного распорядителя бюджетных средств, установленным главным распорядителем бюджетных средств, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года (текущего финансового года и планового периода) в объеме доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
10. Смета учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (далее — руководитель главного распорядителя бюджетных средств).
Смета учреждения, не осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, утверждается руководителем учреждения или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени учреждения (далее — руководитель учреждения), если иное не установлено Порядком главного распорядителя бюджетных средств.
Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей утверждаются руководителем учреждения (обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица).
Утверждение сметы учреждения в соответствии с настоящим пунктом:
не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств;
содержащей сведения, составляющие государственную тайну, — не позднее двадцати рабочих дней со дня доведения учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств.
11. Руководитель главного распорядителя бюджетных средств в случае доведения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) до подведомственного учреждения предоставляет в соответствии с Порядком главного распорядителя бюджетных средств руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.
12. Руководитель главного распорядителя бюджетных средств вправе в соответствии с Порядком главного распорядителя бюджетных средств ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя бюджетных средств (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных распорядителем бюджетных средств (учреждением) при исполнении сметы.
13. Утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при формировании сметы, направляются распорядителем бюджетных средств (учреждением) главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств не позднее одного рабочего дня после утверждения сметы.
14. Ведением сметы в целях настоящих Общих требований является внесение изменений в показатели сметы в пределах доведенных учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств.
Изменения показателей сметы составляются учреждением. Рекомендуемый образец изменений показателей сметы приведен в приложении N 2 к настоящим Общим требованиям.
15. Внесение изменений в показатели сметы осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс» и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус»:
изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств;
изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;
изменяющих иные показатели, предусмотренные Порядком ведения сметы.
16. Изменения в смету формируются на основании изменений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, сформированных в соответствии с положениями пункта 8 настоящих Общих требований.
В случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, осуществляется изменение только показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. В этом случае измененные показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей утверждаются в соответствии с пунктом 19 настоящих Общих требований.
17. Внесение изменений в смету, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном законодательством Российской Федерации порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимиты бюджетных обязательств.
18. Внесение изменений в показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей федеральных казенных учреждений, требующих изменения показателей обоснований (расчетов) бюджетных ассигнований, утверждается после внесения изменений в показатели обоснований (расчетов) бюджетных ассигнований в соответствии с порядком формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований . (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2021 N 141н)
Абзац тридцатый статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797). (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2021 N 141н)
19. Утверждение изменений в показатели сметы и изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей осуществляется в сроки, предусмотренные абзацами шестым и седьмым пункта 10 настоящих Общих требований, в случаях внесения изменений в смету, установленных абзацами вторым — четвертым пункта 15 настоящих Общих требований.
20. Изменения в смету с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при ее изменении, или изменение показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не приводящих к изменению сметы, направляются распорядителем бюджетных средств (учреждением) главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств не позднее одного рабочего дня после утверждения изменений в смету (изменений в показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.06.2021 № 121
18.10.2021.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.09.2021 № 47
18.10.2021.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.06.2021 № 120
18.10.2021.
Извещение о размещении проекта отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных объектов недвижимости
05.10.2021.
Извещение о размещении проекта отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов
05.10.2021.
ПРОТОКОЛ рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом
20.08.2021.
Как и прежде, бюджетная смета казенного учреждения составляется для того, чтобы установить объем и распределение направлений расходования средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на основании доведенных ЛБО по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций ФСИН, территориальных органов и учреждений УИС (п. 2 Порядка № 252).
Рекомендуемый образец бюджетной сметы и проекта бюджетной сметы приведен в приложении 1 к Общим требованиям[1].
Порядком № 252 уточнено, что в смете:
- справочно указываются объем и распределение направлений расходов на исполнение публичных нормативных обязательств;
- дополнительно утверждаются иные показатели, предусмотренные п. 4 Общих требований.
Показатели смет по‑прежнему должны формироваться в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, в рублях (п. 3 Порядка № 252).
Показатели бюджетной сметы и показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей должны соответствовать друг другу.
Пунктом 4 Порядка № 252 предусмотрены следующие правила составление бюджетной сметы казенного учреждения и подписания смет.
Тип организации |
Кто составляет и подписывает смету |
---|---|
ФСИН |
Составляет Финансово-экономическое управление ФСИН и согласовывает с начальником этого управления или иным уполномоченным лицом |
Территориальный орган |
Уполномоченное лицо территориального органа |
Учреждение УИС |
Уполномоченное лицо учреждения УИС |
Обособленное подразделение |
Подписывает уполномоченное лицо обособленного подразделения и направляет в учреждение УИС, в составе которого оно создано |
Учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН |
Уполномоченное лицо учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН |
В утратившем силу порядке было прописано, что только главный бухгалтер должен был составлять и подписывать сметы в территориальных органах, учреждениях УИС и обособленных подразделениях. Соответствующих положений для учреждений, подчиненных непосредственно ФСИН, не было.
Проект сметы
В пунктах 5 – 9 Порядка № 252 расписаны особенности составление бюджетной сметы казенного учреждения проекта сметы. В утратившем силу документе такие нормы не содержались.
Проекты смет обособленных подразделений и учреждений, подчиненных ФСИН. Согласно п. 5 Порядка № 252 проект сметы обособленного подразделения подписывается его уполномоченным лицом и не позднее одного рабочего дня после дня подписания направляется учреждению, в ведении которого оно находится.
Проекты сметы и (или) обоснования (расчеты) плановых сметных показателей учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН, направляются на рассмотрение ФСИН. Направленные проекты смет должны быть проанализированы не позднее двух рабочих дней со дня их получения структурными подразделениями ФСИН (учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН) в части расходов на финансовое обеспечение мероприятий по курируемым направлениям деятельности в соответствии с нормативными правовыми и (или) распорядительными актами ФСИН о доведении бюджетных ассигнований.
Если в указанный двухдневный срок информация об итогах рассмотрения полученных проектов смет (согласовано, отклонено) не направлена в финансово-экономическое управление ФСИН, указанные проекты смет считаются согласованными (п. 6 Порядка № 252).
При отсутствии замечаний к проектам смет учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН (обособленных подразделений), и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей не позднее трех рабочих дней со дня получения от учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН (обособленных подразделений), проектов смет уполномоченные лица ФСИН (учреждений, имеющих обособленные подразделения) принимают их.
В случае наличия замечаний уполномоченные лица ФСИН (учреждений, имеющих обособленные подразделения) не позднее трех рабочих дней после их получения направляют информацию об отклонении проекта бюджетной сметы в учреждение с указанием причин отклонения (замечаний).
Учреждение (обособленное подразделение) вносит не позднее трех рабочих дней со дня получения замечаний изменения в проект бюджетной сметы и повторно направляет уточненный проект сметы ФСИН (учреждению, имеющему обособленные подразделения) (п. 8 Порядка № 252).
Проекты смет территориальных органов и учреждений УИС. Проекты смет и (или) обоснования (расчеты) плановых сметных показателей территориальных органов и учреждений УИС направляются на рассмотрение в территориальные органы, выступающие в отношении этих учреждений в роли распорядителей бюджетных средств. Там проекты рассматриваются не позднее двух рабочих дней со дня их получения (п. 8 Порядка № 252).
Сметы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются следующим образом (п. 10 – 14 Порядка № 252).
Тип организации |
Кто утверждает смету |
Срок утверждения сметы |
---|---|---|
ФСИН |
Директор ФСИН или иное уполномоченное им лицо |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до ФСИН ЛБО |
Учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН |
Руководители учреждений или иные уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до учреждений ЛБО |
Территориальные органы |
Руководители территориальных органов или уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до них ЛБО |
Учреждения УИС |
Руководители учреждений или иные уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до них ЛБО |
Обособленные подразделения |
Руководители учреждений УИС, учреждений, подчиненных ФСИН, в составе которых созданы обособленные подразделения, или иные уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до обособленных подразделений ЛБО |
В Порядке № 252 нормы, связанные с утверждением смет, также приведены в расширенном варианте по сравнению с утратившим силу документом.
В частности, уточнено, что бюджетная смета казенного учреждения обособленного подразделения подписывается уполномоченным лицом и направляется на утверждение учреждению УИС, в ведении которого оно находится, не позднее пяти рабочих дней со дня доведения до обособленного подразделения ЛБО.
В свою очередь, учреждение (распорядитель) рассматривает поступившие от обособленных подразделений сметы, при отсутствии замечаний к ним формирует свод смет и направляет его ФСИН (п. 14, 14.1 Порядка № 252).
Показатели сметы могут быть сформированы на основании информации об ЛБО, доведенных до получателя бюджетных средств несколькими расходными расписаниями, сформированными за период, не превышающий пяти рабочих дней. При этом указанные сроки исчисляются с наиболее ранней даты доведения ЛБО (п. 15 Порядка № 252).
Утвержденные сметы учреждений УИС, обособленных подразделений и обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании смет, направляются учреждением УИС в территориальный орган не позднее одного рабочего дня после утверждения сметы учреждением (п. 16 Порядка № 252).
Территориальный орган рассматривает поступившие от учреждений, подчиненных территориальному органу, сметы, при отсутствии замечаний не позднее двух рабочих дней со дня их получения формирует свод смет учреждений и утверждает его.
В случае наличия замечаний к смете и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей территориальный орган не позднее двух рабочих дней со дня получения сметы от учреждения направляет информацию о ее отклонении с указанием причин отклонения.
Учреждение УИС не позднее двух рабочих дней после дня получения информации об отклонении уточняет смету и повторно направляет ее на рассмотрение территориальному органу.
Как и прежде, ведение бюджетной сметы казенного учреждения предполагает внесение изменений в ее показатели в пределах доведенных ФСИН, территориальным органам, учреждениям УИС и их обособленным подразделениям ЛБО (п. 18 Порядка № 252).
Рекомендуемый образец изменений к показателям сметы приведен в приложении 2 к Общим требованиям.
В Порядке № 252 расширены основания для внесения изменений в смету и подробнее расписаны особенности их внесения.
В частности, в п. 19 Порядка № 252 указано, что показатели бюджетной сметы изменяются по следующим основаниям:
1) изменение доведенных учреждению ЛБО;
2) изменение распределения ЛБО по кодам классификации расходов бюджета, которые не требуют изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и распределения ЛБО по финансовому обеспечению мероприятий по информатизации и федеральной адресной инвестиционной программы;
3) изменение распределения ЛБО по кодам классификации расходов бюджета, которые не требуют изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, но требуют изменения распределения ЛБО на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации и федеральной адресной инвестиционной программы;
4) изменение распределения ЛБО между направлениями, предусмотренными п. 8 Порядка № 141н[2];
5) изменение информации, связанной с переданными полномочиями;
6) изменение распределения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
Изменения к смете формируются на основании изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (п. 20 Порядка № 252).
В случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, которое не влияет на показатели сметы, меняются только показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.
Изменения в показатели сметы на текущий финансовый год вносятся не позднее одного рабочего дня до окончания текущего финансового года (п. 24 Порядка № 252).
Обоснования (расчеты) показателей сметы. В пунктах 27, 28 Порядка № 252 указаны положения, касающиеся обоснований (расчетов) показателей сметы, формируемые при составлении (ведении) сметы, в отличие от утратившего силу документа.
Тип организации |
Кем принимаются обоснования (расчеты) показателей сметы |
---|---|
Территориальные органы |
Территориальными органами |
Учреждения, подчиненные территориальному органу, и их обособленные подразделения |
Территориальными органами |
Учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН |
ФСИН |
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей необходимо составлять и вести в соответствии с Порядком № 141н.
Одно из главных отличий Порядка № 252 от утратившего силу документа – это введение положений, касающихся смет, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Приведем некоторые из них.
Смета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, оформляется, утверждается и ведется с соблюдением законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 29 Порядка № 252).
Показатели сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются и ведутся обособленно.
Смета, иные документы и информация, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются с использованием информационной системы «Электронный бюджет» в форме документа на бумажном носителе и собственноручно подписываются уполномоченными лицами учреждения (обособленного подразделения) (п. 30 Порядка № 252).
Такие документы и информация представляются на бумажном носителе и (или) в электронном виде путем записи информации из специализированного программного обеспечения информационной системы на съемный машинный носитель с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
Смета, иные документы и информация, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются, ведутся, направляются и рассматриваются в сроки, увеличенные в два раза по отношению к срокам, предусмотренным Порядком № 252 для сметы, иных документов и информации, не содержащих такие сведения.
Смета и обоснования (расчеты) ее показателей учреждения (получателя), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются учреждением (получателем) и утверждаются уполномоченными лицами.
Смета обособленного подразделения, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, обоснования (расчеты) ее показателей формируются обособленным подразделением и подписываются уполномоченным лицом (п. 31 Порядка № 252).
Проект сметы. Проект сметы и обоснования (расчеты) ее показателей учреждения (получателя), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются учреждением (получателем) и подписываются уполномоченными лицами (п. 32 Порядка № 252).
Проект сметы и обоснования (расчеты) ее показателей обособленного подразделения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленным подразделением, подписываются уполномоченными лицами и направляются учреждению (распорядителю), в ведении которого оно находится, на бумажном носителе и в электронном виде.
Утверждение сметы. Смета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, утверждается не позднее 20 рабочих дней со дня доведения ЛБО (п. 33 Порядка № 252).
Смета обособленного подразделения направляется на утверждение учреждению (распорядителю), в ведении которого оно находится, в форме документа на бумажном носителе и в электронном виде.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей обособленного подразделения представляются учреждению (распорядителю) в электронном виде.
Ведение сметы. Согласно п. 34 Порядка № 252 смета учреждения (обособленного подразделения), содержащая сведения, составляющие государственную тайну, ведется путем внесения изменений в ее показатели в пределах доведенных учреждению (обособленному подразделению) ЛБО в соответствии с требованиями Порядка № 252 к ведению сметы с учетом положений в части составления сметы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
При этом изменения показателей сметы с обоснованиями (расчетами) ее показателей учреждения и его обособленных подразделений, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, ФСИН не направляются.
Таким образом, сравнивая нормы Порядка № 252 с положениями утратившего силу документа, отметим следующие моменты:
- скорректированы правила составления и подписания смет;
- введены особенности составления проекта смет, обоснований (расчетов) их показателей;
- расширены особенности утверждения смет;
- уточнены основания для внесения изменений в сметы и скорректирован порядок их внесения;
- установлены особенности составления, утверждения и ведение бюджетной сметы казенного учреждения, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
[1] Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н.
[2] Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 20.06.2018 № 141н.
Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2020 год
Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности. Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.
Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность. Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.
Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.
Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.
Каким образом формируется соответствующая смета, определяет конкретное ведомство, которому подотчетно казенное учреждение. Этот порядок должен соответствовать общим требованиям к составлению внутренних смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.
Форма сметы учреждения определена приказом № 112н (приложение № 1). Показатели, отражаемые в смете, должны соответствовать доведенным лимитам (ст. 221 БК РФ). Таким образом, расходное расписание, переданное казенному учреждению, будет основой для составления внутренней сметы бюджетных расходов.
При этом смета должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания, содержащего лимиты. Утверждает ее руководитель учреждения или уполномоченное им лицо, если иной порядок не определен главным распорядителем.
Порядок утверждения обычно согласуется со схемой доведения лимитов:
- руководитель организации, являющейся главным распорядителем, уполномочен утверждать внутренние сметы казенных учреждений, которые подведомственны рядовым распорядителям;
- рядовые распорядители, находящиеся в подчинении главного распорядителя предоставляют разработанные и утвержденные руководством на местах сметы на окончательное утверждение главному распорядителю.
Утвержденные сметы должны быть дополнены обоснованиями по плановым сметным показателям, которые использованы при формировании данного документа. Оба типа документов направляются главному распорядителю, которому подотчетно казенное учреждение.
Приказ Минфина РФ от 14.02.2018 N 26Н
↓ Приложения
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
АДМИНИСТРАЦИИ БОЛЬШЕСЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
от 31.10.2018г. N 849
с. Большое Село
О порядке составления и ведения
бюджетных смет муниципальных
казенных учреждений
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации №26 от 14.02.2018г. «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок составления и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника финансового управления администрации Большесельского муниципального района Лыкову В.В.
3. Настоящее постановление применяется при составлении и ведении бюджетной сметы муниципального казенного учреждения, начиная с бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Глава муниципального района В.А. Лубенин
Исполнитель: Финансовое управление АБМР, 29339
Утвержден Постановлением
администрации Большесельского
муниципального района
от 31.10.2018г. № 849
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ БОЛЬШЕСЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018г. №26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» и устанавливает требования к составлению, и ведению бюджетной сметы (далее — смета) муниципального казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и органов местного самоуправления (муниципальных органов) .
2. Бюджетная смета учреждения (далее — смета) составляется и ведется в целях установления объема и распределения направлений расходов местного бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее — лимиты бюджетных обязательств), на срок действия Решения Собрания Представителей о районном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), (далее — закон о бюджете).
3. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации (далее — код классификации расходов бюджета) с детализацией по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также в разрезе кодов аналитических показателей и с дополнительной детализацией по кодам статей (подстатей) групп (статей) классификации операций сектора государственного управления.
4. Смета составляется и ведется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Показатели сметы и показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей должны соответствовать друг другу.
Документ: Скачать
Администрация
городского округа Воскресенск
Московской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.12.2019 № 57
Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений городского округа Воскресенск
Московской области
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Общими тре-бованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 № 26н
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений городского округа Воскресенск Московской области. (Прилагается.)
2. Настоящий Порядок применяется при формировании бюджетных смет муниципальных казенных учреждений городского округа Воскресенск Московской области начиная с бюджетных смет на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Опубликовать настоящее постановление в Воскресенской районной газете «Наше слово» и разместить на официальном сайте Воскресенского муниципального района Московской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава городского округа Воскресенск А.В. Болотников
Утвержден
постановлением Администрации
городского округа Воскресенск
от 26.12.2019 № 57
ПОРЯДОК
составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений городского округа Воскресенск Московской области
1. Общие положения
1.1. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казен-ных учреждений городского округа Воскресенск Московской области (далее – Порядок) разра-ботан в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (далее – бюджетная смета), утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 № 26н.
1.2. Настоящий Порядок устанавливает:
— порядок и сроки составления проектов бюджетных смет муниципальных казенных учреж-дений городского округа Воскресенск Московской области (далее – учреждение);
— порядок и сроки составления, ведения и утверждения бюджетных смет (внесения измене-ний в бюджетные сметы) учреждений;
— полномочия главного распорядителя средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области (далее – главный распорядитель) по утверждению бюджетной сметы (внесе-ию изменений в бюджетную смету).
2. Порядок и сроки составления бюджетной сметы (проекта бюджетной сметы)
2.1. Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направ-лений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), иных межбюджетных трансфертов (да-лее — лимиты бюджетных обязательств), на срок действия решения о бюджете на очередной фи-нансовый год и на плановый период.
В бюджетной смете справочно указываются объем и распределение направлений расходов на исполнение публичных нормативных обязательств.
2.2. Показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией по кодам подгрупп, элементов видов расходов классификации расходов бюджетов и кодам аналитического показателя в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Вопрос №1: Каковы последствия за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет?
Ответ: Нарушения в отношении составления, утверждения и ведения бюджетных смет повлекут за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей, согласно ст. 14.14.7 КоАП РФ.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями (ст. 221 БК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета вправе установить в порядке формирования смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений согласно (п.
2 Общих требований): – данным по результатам проверки правильности составления и ведения смет; – результатам выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год; – данным о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения. Сметы формируются учреждениями на период одного финансового года на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных до учреждений в определенном порядке ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения их функций (п. 3, 6 Общих требований). Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 2 ст. 221 БК РФ).
Если казенному учреждению установлено государственное (муниципальное задание), его показатели можно использовать для определения сметных назначений (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ). Порядок установления нормативных затрат на выполнение такого задания учреждает главный распорядитель бюджетных средств (п. 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 640*(3)). Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и которые не отнесены к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2015 N 104н.
В бюджетной смете отражаются объем и целевое направление расходования бюджетных средств. С 2016 года показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.
Такие поправки были внесены Приказом Минфина РФ N 201н в п. 4 Общих требований.
Отметим, что корректировка Общих требований связана с изменением структуры классификации расходов бюджетов, а именно с исключением из данной структуры кода КОСГУ (ст. 21 БК РФ, разд. III “Классификация расходов бюджетов” Указаний N 65н*(4)).
Поэтому при составлении, а также исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов) данный код не применяется.
И, соответственно, формирование бюджетной сметы, проекта бюджетной сметы, а также изменение показателей бюджетной сметы осуществляются без детализации расходов по кодам КОСГУ.
Примечание. Ранее формирование сметы осуществлялось с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Однако если руководитель казенного учреждения наделен правом утверждать бюджетную смету, то ее показатели могут быть детализированы в пределах доведенных ЛБО по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ (п. 2 ст. 221 БК РФ).
К сведению. С 2016 года код КОСГУ применяется только для целей ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
Постановление Правительства РФ от 26.06.
2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания). Обратите внимание! К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы (п.
6 Общих требований).
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа. (см. текст в предыдущей редакции) Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. (см. текст в предыдущей редакции) В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
Бюджетная смета – это документ, в котором прописывается объем финансирования организации и устанавливаются лимиты расходов. Правила ведения такой сметы установлены Бюджетным Кодексом России. Согласно поправкам в законодательстве 2016 года все показатели, прописанные в документе, детализируются по кодам типов расходов и статей (КОСГУ).
В бюджетной смете учитываются следующие типы расходов:
- Оплата труда сотрудников предприятия.
- Перечисление средств поставщикам, предоставившим товары или оказавшим услуги в рамках государственных заказов.
- Уплата налоговых сборов, пошлин и иных обязательных платежей в федеральный бюджет.
- Возмещение вреда, причиненного третьим лицам в процессе осуществления деятельности.
Работа по формированию документа начинается организацией тогда, когда она получает уведомление о размере ассигнований из бюджета.
К смете в обязательном порядке прикладываются расчеты, в которых обосновывается каждая статья расходов.
К примеру, определение затрат на оплату труда сотрудников проводится, исходя из количества ставок и среднего размера оплаты труда по ставке на каждой конкретной должности.
Каждое казенное учреждение формирует свою бюджетную смету. Главный распорядитель казенных средств собирает документы со всех подведомственных организаций и составляет сводную смету. Она в последующем передается на рассмотрение органу, контролирующему процесс распределения бюджетных средств. Таким образом, осуществляется сметный процесс.
Порядок формирования и ведения сметы устанавливается Министерством финансов России. Общие требования утверждены приказом Минфина за номером 112н от 20 ноября 2007 года.
Составление и последующее ведение бюджетной сметы преследует за собой следующие цели:
-
Сделать информацию о финансовой деятельности компаний и их активах более доступной.
-
Создать инструменты, облегчающие взаимосвязь между стратегическим и бюджетным планированием, мониторинг исполнения государственных программ различных уровней, а также анализ эффективности внепрограммных мероприятий.
-
Обеспечить открытый доступ к информации, касающейся запланированных и фактических показателей предприятия.
-
Интегрировать операции по планированию и исполнению статей расходов и доходов, бухгалтерского учета и прочих аналитических сведений.
-
Усилить связь между процессами бюджетирования и планирования закупок товаров и услуг.
Лимиты средств, распределение которых проводится в бюджетной смете, выделяются организациям на основании составленного ими плана закупок. При составлении сметы по согласованию с главным распорядителем казенных средств могут вноситься изменения в планы закупок.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 г. изменяет правовой статус существующих бюджетных учреждений и вводит новый тип государственных (муниципальных) учреждений — казенные учреждения.
Согласно изменениям, внесенным Законом N 83-ФЗ (ст. 13) в Бюджетный кодекс РФ, казенные учреждения с 1 января 2011 г. будут финансироваться на основании бюджетной сметы.
В целях реализации ст. 13 Закона N 83-ФЗ Минфин России своим Приказом от 30.07.2010 N 84н внес изменения в упомянутый Приказ N 112н. Таким образом, установлены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, которые вступят в силу с начала будущего года (далее — Общие требования).
Далее мы будем говорить об Общих требованиях в отношении казенных учреждений. Однако следует иметь в виду, что согласно п. 2 Приказа N 84н такие требования будут применяться и к тем бюджетным учреждениям, которые в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) не будут получать бюджетные субсидии, а будут финансироваться на основании бюджетной сметы. Напомним, что для федеральных бюджетных учреждений решение о порядке финансирования в переходный период принимает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета. Что же касается бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, то форма их финансового обеспечения в переходный период устанавливается соответственно законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (ч. 15 и 16 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).
Поговорим более подробно о бюджетной смете и об изменениях, внесенных в Общие требования Приказом N 84н.
Итак, согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета — это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Руководствуясь Общими требованиями, главные распорядители должны разработать и утвердить для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее — Порядок), который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.
В настоящее время каждый главный распорядитель бюджетных средств разработал и утвердил такой Порядок. Например, для учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, действует Порядок, утвержденный Приказом агентства от 25.12.2007 N 2847.
Руководствуясь Законом N 83-ФЗ и Приказом N 84н, главные распорядители могут выбрать любой вариант действий: как внести поправки в существующий нормативный акт, касающийся порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, так и издать новый нормативный акт. Главное, чтобы Порядок соответствовал действующим законодательным и другим нормативным правовым актам.
Смету главного распорядителя утверждает руководитель данного главного распорядителя средств бюджета.
Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения.
Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.
Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 3 к Общим требованиям. Форма этого документа практически аналогична форме бюджетной сметы. Но обязательно нужно указывать номер изменений, чтобы не перепутать показатели бюджетной сметы.