Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение по питанию в школе 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Модернизация образования
- Казачье образование
- Конкурсы, выставки, конференции, семинары,олимпиады
- Дошкольное образование
- Опека и попечительство
- Оздоровительная кампания
- Горячее питание
- Бесплатное горячее питание для 1- 4 классов
- Льготное питание
- Меню
- Родительский контроль
- Горячие линии
- Отзывы и предложения
- Нормативно-правовые акты
- Нормативно-правовые акты федерального уровня
- Нормативно-правовые акты регионального уровня
- Нормативно-правовые акты муниципального уровня
- Локальные акты образовательного учреждения
Согласно распоряжению президента России Владимира Путина, все регионы обязаны в установленные сроки реорганизовать процесс питания учащихся в соответствии с изменившимися требованиями. Конечный срок реализации законопроекта – 2023 год. В отдельных регионах, в зависимости от специфики проводимой социальной политики, будет также индивидуально рассматриваться вопрос возможности выплаты денежной компенсации. К примеру, если ребенок не посещает учебное заведение и находится на индивидуальном обучении в домашних условиях.
Если региональная политика предусматривает вариант выплаты компенсации, можно обратиться в органы социальной защиты с заявлением для получения выплат. В остальных случаях школьники будут обеспечиваться обедами согласно принятому закону, вне зависимости от региона.
Согласно принятому бюджету, минимальная стоимость горячего обеда для младших школьников будет составлять 44 рубля, а комплексный обед в среднем будет стоить 60 рублей для государства. Комплексные обеды в столовых должны соответствовать стандартам, их будут готовить по обновленным правилам:
- калорийность должна соответствовать возрастным потребностям ребенка;
- блюда в школьных столовых должны быть приготовлены в соответствии с обновленными санитарными нормами и стандартами;
- в составе меню обязательно наличие горячих блюд, прошедших кулинарную термическую обработку;
- еда должна иметь высокие вкусовые качества и презентабельный вид;
- в случае наличия каких-либо нестандартных потребностей, связанных со здоровьем, родители должны предоставить справку, и для ученика будет предусмотрено отдельное меню.
2.1. Основной целью организации питания в школе является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и обеспечения безопасного и сбалансированного питания обучающихся, осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а также соблюдения условий поставки и хранения продуктов в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.2. Основными задачами при организации питания школьников являются:- обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в рациональном и сбалансированном питании;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- предупреждение (профилактика) среди обучающихся школы инфекционных и неинфек¬ционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
- социальная поддержка детей из социально незащищенных, малообеспеченных и семей, попавших в трудные жизненные ситуации;
- модернизация оборудования школьных пищеблоков в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, современных технологий;
- использование бюджетных средств, выделяемых на организацию питания, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Положение об организации питания в школе
3.1. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации.
3.2. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо в общеобразовательной организации (член комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции), проводит ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносятся в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в Приложении 1) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену.
Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами.
3.3. Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники пищеблока школьной столовой обязаны:- оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви;
- снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета;
- сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу предприятия общественного питания;
- использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе.
3.4. Пищеблок для приготовления пищи должен быть оснащен техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления пищевой продукции.
3.5. Пищеблок должен быть оборудован исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.
3.6. Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции школьной столовой должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда.
Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению.
3.7. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.
3.8. Зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам.
3.9. Складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование — контрольными термометрами. Ответственное лицо обязано ежедневно снимать показания приборов учёта и вносить их в соответствующие журналы (Приложение 2). Журналы можно вести в бумажном или электронном виде.
3.10. В помещениях пищеблока не должно быть насекомых и грызунов, а также не должны содержаться синантропные птицы и животные.
3.11. В производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений.4.1. Порядок поставки продуктов определяется договором (контрактом) между поставщиком и общеобразовательной организацией.
4.2. Поставщик поставляет товар отдельными партиями по заявкам образовательной организации, с момента подписания контракта.
4.3. Поставка товара осуществляется путем его доставки поставщиком на склад продуктов образовательной организации.
4.4. Товар передается в соответствии с заявкой образовательной организации, содержащей дату поставки, наименование и количество товара, подлежащего доставке.
4.5. Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт.
4.6. Товар должен быть упакован надлежащим образом, обеспечивающим его сохранность при перевозке и хранении.
4.7. На упаковку (тару) товара должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.8. Продукция поставляется в одноразовой упаковке (таре) производителя.
4.9. Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на пищеблок должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на пищеблоке не принимаются.
4.10. Перевозка (транспортирование) и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов.
4.11. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок общеобразовательной организации (Приложение 3).5.1. Доставка и хранение продуктов питания должны находиться под строгим контролем директора, заведующего производством (шеф-повара) и кладовщика общеобразовательной организации, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи.
5.2. Пищевые продукты, поступающие в общеобразовательную организацию, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
5.3. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.4. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции.
5.5. Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов должны соблюдаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
5.6. Школьная столовая обеспечена холодильными камерами. Кроме этого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких как мука, сахар, крупы, макароны, и для овощей.
5.7. Складские помещения (кладовые) и холодильные камеры необходимо содержать в чистоте, хорошо проветривать.6.1. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается:
- нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления готовых блюд, требующих разогревания перед употреблением;
- размещение на раздаче для реализации холодных блюд, кондитерских изделий и напитков вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования) и реализация с нарушением установленных сроков годности и условий хранения, обеспечивающих качество и безопасность продукции;
- реализация на следующий день готовых блюд;
- замораживание нереализованных готовых блюд для последующей реализации в другие дни;
- привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.
6.2. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности — в складских помещениях (рекомендуемые образцы приведены в Приложении 2).
6.3. С целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи должны использоваться термометры.
6.4. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.Школьное питание в 2021/2022 учебном году
10.1. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
Порядок организации и финансирования питания, предоставляемого на льготной основе, вносится образовательной организацией самостоятельно на основании региональных постановлений, распоряжений, приказов.
Уважаемые родители (законные представители)!
Если ваш ребёнок завершил обучение в школе или перевёлся в другую школу, которую обслуживает другой поставщик питания, Вы можете вернуть денежные средства, оставшиеся на лицевом счёте (карте) «Проход и питание». Для этого необходимо сделать следующее:
1. Проверить остаток средств на лицевом счёте вашего ребёнка.
Для всех классов:
- Обед без салата-130 руб. 00 коп
- Обед без салата и супа- 110 руб. 00 коп.
Стоимость обедов, полдников:
- рассчитывается как сумма стоимости заказанных блюд.
С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:
Тема
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 Стало в СП 2.4.3648-20
1. Использование подвальной и цокольной площади Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). 2.Полифункциональность Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). 3. Питание Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3). Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац).
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3). Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац).
4. Оборудование Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). 5. Водоснабжение Качество воды только высокое (пункт 8.3). Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6).
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4). Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6).
6. Отопление Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). 7. Инновации Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) Организация питания обучающихся в 2021-2022 уч. году
Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.
В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.
Требования к отоплению и вентиляции в школах по СанПиН 2022 года:
- соответствие нормативам, предъявляемым к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях;
- соблюдение режима проветривания;
- организация измерения температуры в помещениях термометрами.
Указанных в третьей норме приборов должно быть достаточное количество, желательно их иметь по одному в каждом кабинете, так как иначе процесс будет занимать много времени.
По СанПиН для школы в 2022 году уроки проводятся в первую либо вторую смену, третья запрещена. Учащиеся первых, пятых, девятых, десятых, одиннадцатых классов, а также дети в группах с ограниченными возможностями здоровья всегда обучаются в первую смену. Если таких классов в школе много, то следует пересмотреть план приема детей на обучение, потому что указанное выше требование нарушать нельзя.
На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.
Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.
Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.
Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.
- Доска почёта
- Партнёры
- Платные образовательные услуги
- Порядок оказания платных образовательных услуг
- Цены на платные услуги
- Перечень платных услуг
раскрыть » / « свернуть
I. Организационная работа
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Планирование работы Совета по питанию, распределение обязанностей между членами Совета, утверждение графика приема пищи и графиков дежурства.
Август
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.
Ознакомление членов Совета по питанию с документами об организации питания и освобождения от оплаты за питание за 2021/2022 учебный год
Август
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.
Оформление стенда и размещение актуальной информации для учащихся и их законных представителей по организации школьного питания, обновление информации
Август
В течение года
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.,
члены Совета по питаниюУточнение (рассмотрение, утверждение) списков детей, нуждающихся в лечебном (диетическом) питании
Август
В течение года
Медицинская сестра
Макеенко М.И.
Уточнение (рассмотрение, утверждение) списков детей, получающих бесплатное питание по всем льготным категориям
Август
В течение года
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.,
ответственный за бесплатное питание
Капустина Р.Ф.
Проведение заседаний Совета по питанию
Ежемесячно по плану
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г,
члены Совета по питанию
II. Информационно-просветительская работа с учащимися
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Онлайн анкетирование учащихся по вопросу организации питания и качества питания
(1-11 классы)
Декабрь
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.,
педагог социальный
Свиридович А.С.,
классные руководители
Проведение Дней здоровья, посвященных здоровому и рациональному питанию
(1-11 классы)
1 раз в
полугодие
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.
Проведение бесед о культуре питания, поведению и дежурству в столовой (7-11 классы)
В течение года
Классные руководители
Встреча учащихся с медицинским работникам учреждения образования и медучреждений города
(1-11 классы)
В течение года
Председатель
Совета по питанию
Рунцо А.Г.,
медицинский работник Макеенко М.И.
раскрыть » / « свернуть
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся.
Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.
II. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
При организации питания в учреждениях образования необходимо:
в учреждениях среднего специального и высшего образования создать общественный совет по контролю за организацией питания под руководством одного из заместителей руководителя, в состав которого включить представителей профсоюзной организации, общественных объединений, студенческого самоуправления и др.;
руководителям учреждений образования создание общественного совета оформить соответствующими решениями;
в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования активизировать работу советов по питанию, включив в их состав представителей профсоюзной организации, родительской общественности;
общественному совету по контролю за организацией питания, совету по питанию в соответствии с утвержденным графиком организовать ежедневный контроль за сроками реализации блюд, кулинарных и кондитерских изделий; соблюдением требований к их выдаче (соответствием выхода (веса) блюд, кулинарных и кондитерских изделий утвержденному меню (меню-требованию), использованием поварами одноразовых перчаток, соответствием внешнего вида персонала требованиям санитарных норм и правил); соответствием предлагаемых блюд, кулинарных и кондитерских изделий в меню и фактическому их наличию на раздаче; соответствием дневных рационов питания примерным двухнедельным рационам; соблюдением ассортиментного перечня; соблюдением требований санитарных норм и правил к состоянию оборудования, производственных и бытовых помещений объектов общественного питания, обеденных залов, организацией потребления пищи;
результаты контроля регистрировать в журнале (в учреждениях среднего специально и высшего образования), оформлять справками;
в иных учреждениях образования на постоянной основе обеспечить контроль за организацией питания обучающихся;
ежеквартально рассматривать вопросы организации питания на заседаниях совета учреждения образования с участием представителей учреждений государственного санитарного надзора, других заинтересованных с принятием конкретных решений по обеспечению безопасности и улучшению качества питания;
особое внимание уделять культуре питания и обслуживания, эстетическому оформлению обеденных залов объектов общественного питания;
проводить разъяснительную работу среди сотрудников объектов общественного питания по вопросу привлечения к административной и уголовной ответственности по фактам хищения (при выявлении фактов хищения, использования недоброкачественной продукции и иных нарушениях безотлагательно принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь).
III. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учитывая то, что принят Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 199 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», Министерству антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) поручено регулировать цены и наценки на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования. В августе 2018 г. ведомством будут разработаны соответствующие инструкции.
Отдельные решения облисполкомов и Минского горисполкома по данному вопросу потребуют отмены.
В настоящее время МАРТ подготовлены методические рекомендации, которыми определены требования к описанию предмета государственной закупки и его формированию с учетом соблюдения принципов добросовестной конкуренции (Приложение).
С целью удешевления питания необходимо обеспечить строгое соблюдение установленного порядка ценообразования, не допускать необоснованного роста цен на приобретаемые продовольственное сырье и пищевые продукты.
Обеспечить в меню столовых учреждений высшего и среднего специального образования наличие блюд, цена которых позволит студентам составлять комплексный обед стоимостью до 2 рублей.
IV. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Обязанность школ заботиться о еде учеников закрепляется в законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. Статья 37 закона полностью возлагает на образовательные учреждения организацию питания школьников. Финансируется оно из региональных бюджетов, а порядок обеспечения определяется местными властями, поэтому тем, кому положено бесплатное питание в школе в 2021—2022 учебном году, устанавливаются на местном уровне в каждом регионе отдельно.
В Москве льготы регулируются законом №60 от 23.11.2005 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и приказами департаментов.
В Санкт-Петербурге — законом №32-13 от 04.02.2009 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга».
В феврале 2020 года принят Федеральный закон о предоставлении бесплатного питания всем учащимся начальной школы в РФ с 1 по 4 класс. Реализация нового закона — горячее питание для младших школьников бесплатно в 2020 году — отличается в регионах, так как предусмотрен переходный период до 2023 года. Финансирование предполагается смешанное: из федерального, региональных и местных бюджетов.
Каждый регион самостоятельно решает, кому предоставлять льготы, перечни по городам России различаются. Узнать точно, положена ли вашему ребенку льгота на питание в школе, вы можете в органах соцподдержки вашего региона или напрямую у администрации учебного заведения.
Общий список лиц, которые вправе претендовать на оплату завтраков и обедов из бюджетных средств:
- дети-сироты;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из многодетных семей;
- воспитывающиеся в неполных семьях;
- дети-инвалиды;
- дети, один из родителей которых (или оба) является инвалидом;
- потерявшие кормильца;
- оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
В 2020 году перечень тех, кому положено бесплатное детское питание в школе, дополнился малышами с 1 по 4 класс.
Об организации питания 2021-2022гг.
В некоторых регионах РФ, где утверждены соответствующие законодательные акты, у семей льготников существует возможность выбора: будет питание в школах — платное или бесплатное; в первом случае предусмотрена денежная компенсация. Родители оплачивают обеды и завтраки ребенка, но ежемесячно получают полное или частичное денежное возмещение потраченных средств. В некоторых случаях размер выплат зависит от количества детей в семье. Например, если в семье один ребенок, то компенсируют 30% стоимости, если двое, то 50%. Положена или не положена компенсация питания в школе вашей семье, узнавайте в органах социальной защиты или в администрации учебного учреждения.
Подтвердить принадлежность к льготной категории детей в школе и наличие права на льготное питание родителям школьников предстоит документально. В учебное учреждение предоставляется пакет документов, удостоверяющих статус семьи или ребенка. Если вы рассчитываете на предоставление льготы с начала учебного года, подавать документы необходимо заранее. Если возможность оформить льготу возникла у вас в середине года, она начнет действовать через месяц после подачи заявления и необходимых бумаг.
Основные документы, которые потребуются в любом случае:
- заявление от родителя, опекуна или усыновителя;
- паспорт законного представителя ребенка и его копия;
- свидетельство о рождении школьника и его копия.
Необходимость предоставления остальных документов, подтверждающих льготную категорию, зависит от конкретной ситуации.
В Москве существует такая возможность, как подтвердить льготный статус ребенка на сайте мос.ру — подать заявление на предоставление бюджетного питания в электронном виде на официальном портале мэра и правительства Москвы. Для этого москвичам необходимо:
- заявление;
- свидетельство о рождении/ паспорт несовершеннолетнего;
- справку о составе семьи.
Кроме этого, чтобы подтвердить льготу на питание в школе на мос.ру понадобятся:
- дети-инвалиды — копия свидетельства об инвалидности, копия пенсионного удостоверения, копия свидетельства о рождении;
- дети под опекой — постановление руководства муниципалитета, копия паспорта опекуна;
- дети из малообеспеченных семей — справка из РУСЗН;
- потерявшие кормильца — копия свидетельства о смерти, справка из РУСЗН, копия пенсионного удостоверения.
Важно: документы предоставляются в соцзащиту или непосредственно в образовательное учреждение; самое простое — оформить льготное питание в школе на мос.ру; Госуслуги или МФЦ в Москве такую возможность не предоставляют.
В Северной столице завтрак и обед предоставляются учащимся 1–4-х классов из малообеспеченных и многодетных семей, обучающимся по адаптивным образовательным программам, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам. Состоящим на учете в противотуберкулезных диспансерах, страдающим хроническими заболеваниями, учащимся спортивных и кадетских классов компенсируется 70% стоимости завтраков и обедов.
Остальным ученикам начальной школы льгота по питанию в СПб — компенсация 100% стоимости завтраков.
Оформление льгот или компенсации за питание возможна непосредственно в школе или через Многофункциональные центры.
В соответствии пунктом 2 раздела 3 решения рабочей группы при Комитете Государственной Думы по образованию и науке по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, от 11.03.2021 № 9 Минфин России и Минпросвещения России направляют для учета в работе информационное письмо по вопросу организации питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
1. По вопросу выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ.
С учетом положений Закона N 44-ФЗ (в том числе части 2 статьи 59) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее — Перечень) закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть осуществлены следующими способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
а) при начальной (максимальной) цене контракта менее 500 тыс. рублей путем проведения:
электронного аукциона;
открытого конкурса в электронной форме (за исключением закупки пищевых продуктов, соответствующих кодам 01, 03, 10, 11, 36 ОКПД 2);
запроса котировок в электронной форме;
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) при начальной (максимальной) цене контракта более 500 тыс. рублей путем проведения:
электронного аукциона;
конкурса с ограниченным участием в электронной форме с установлением дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 Приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99;
запроса котировок в электронной форме;
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением ограничений, предусмотренных статьей 93 Закона N 44-ФЗ.
2. По вопросу заключения долгосрочных контрактов, в том числе на оказание услуг по организации питания и (или) поставку пищевых продуктов.
Согласно положениям статьи 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. При этом планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае информация о закупках вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.
Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) также установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. При этом пункт 3 указанной статьи БК РФ содержит перечень случаев, при которых лимиты бюджетных обязательств могут доводиться до заказчика на срок, превышающий плановый период.
Учитывая изложенное, заказчик вправе осуществить закупку товаров работ услуг путем заключения государственного (муниципального) контракта на весь срок доведенных лимитов бюджетных обязательств.
3. По вопросу закупки продуктовых наборов, предоставляемых обучающимся, переведенным на дистанционное обучение ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации, взамен горячего питания за счет средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных организациях), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — целевые субсидии).
Минфин и Минпросвещения подготовили информацию по вопросу организации питания школьников начальных классов:
— о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
— о заключении долгосрочных контрактов;
— о закупке продуктовых наборов для школьников, переведенных на дистанционное обучение;
— о включении в контракт на организацию питания условия об обязанности исполнителя обеспечить школьников, переведенных на дистанционное обучение, продуктовыми наборами взамен горячего питания.
Если у вас возникли проблемы с доступом к информации на этом сайте, пожалуйста, сообщите нам, и мы будем работать над обеспечением доступности. Если у вас возникли проблемы при просмотре какой-либо страницы этого сайта, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли улучшить сайт. Постарайтесь быть как можно более конкретными в описании проблемы (проблем) с которыми вы столкнулись. Спасибо!
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:
-
больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
-
нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Организация питания в 2021-2022 учебном году
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
Вид документа — Методические документы
Номер — № МР 2.4.0179-20
Дата принятия — 18.05.20201.1. Настоящие методические рекомендации (далее — МР) определяют основные положения по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1-4 классов.
1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации; общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов и учреждений Роспотребнадзора.
1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли.
1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.
3.1. Организациями общественного питания общеобразовательных организаций для обслуживания обучающихся могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций.
В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной продукции и ее реализацию;
— столовые, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача блюд;
— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих напитков.
3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР.
3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба, птица), мощность технологического оборудования и т.п.
Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для пищеблоков:
— в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов первых и третьих блюд проводится на 1000 мл.
Например, при организации обедов для обучающихся в количестве 400 человек необходимо приготовить не менее 100 литров 1-го блюда (400х250 мл) и 80 литров третьего (400х200 мл), следовательно, для первых блюд необходимо иметь не менее 2 кастрюль объемом по 50 л, для третьих — 2 кастрюли объемом по 40 л;
— в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной электроплиты на 6 конфорок.
Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр, следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом по 40 л (400х150 гр).
Почти 22 млрд рублей будет направлено регионам в 2020 году на бесплатное горячее питание для учащихся начальной школы. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
По предложению Президента с этого года в школах вводится бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов. Расходы регионов на эти цели будут софинансироваться из федерального бюджета.
В 2020 году субсидия составит 21,8 млрд рублей, в 2021-м – 43,6 млрд, в 2022-м – 43,6 млрд. При этом региональные власти за счёт собственных средств смогут предоставлять школьникам дополнительное питание.
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
27.02.2021
Приложение N 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20
27.02.2021
Приложение N 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20
Похожие записи: