Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламент нотариальных действий на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
\n\n
Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?
\n\n
На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.
\n\n
Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).
Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?
На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.
Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).
В части взаимодействия с нотариусами по электронным каналам это следующее:
- обеспечение возможности автоматизированной проверки нотариального документа на действительность по машиночитаемой маркировки, размещенной на нём (с использованием ЕИС);
- формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС) с иными информационными системами (при совершении нотариальных действий нотариусы получают через ЕИС сведения из других информационных систем и проверяют в этих системах сведения, представленные обратившимся лицом);
- установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности устанавливать её посредством единой биометрической системы;
- обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела по Интернету (ежедневно и круглосуточно);
- развитие возможности удаленного обращения за совершением нотариального действия;
- установление возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами;
- уточнение порядка совершения нотариусом отдельных действий.
С 2021 года направить в любой конец России, например, срочно понадобившуюся доверенность, свидетельство о рождении или согласие на сделку, можно буквально за минуты. Ведь документ в электронной форме можно направить по электронной почте, а благодаря тому, что он удостоверен УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса, он имеет ту же юридическую силу, что и его бумажный оригинал.
Хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве – флешке, планшете, телефоне. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки.
По сути, это позволяет сократить дни ожидания до нескольких минут, а также в разы сократить финансовые расходы («конвертация» из бумаги в цифру или обратно стоит в зависимости от региона примерно 150-180 руб. за одну страницу). Такой электронный документ невозможно подделать. Если злоумышленник попробует внести в него изменения, документ:
- либо не откроется впоследствии;
- либо УКЭП нотариуса открепится от него.
Нотариусы сегодня могут сразу изготовить удостоверяемый ими документ в цифровой форме – без «бумажной стадии». Главное, чтобы принимающая этот документ сторона имела технические и нормативные возможности его проверить и использовать.
Нотариальный Регламент — это свод правил, который устанавливает перечень всей информации, запрашиваемой нотариусами. Также в Регламенте перечислены все методы фиксации информации работниками нотариальной конторы.
Сегодня нотариусы работают со многими источниками информации, среди которых:
- Единая система нотариата (ЕИСН)
- Росреестр
- Налоговая инспекция (ФНС)
- МВД
- Организации, предоставляющие кредиты и т.д.
Несмотря на большое количество организаций, откуда нотариусы могут получить необходимую информацию для оформления документов, часто возникают трудности из-за отсутствия единой утвержденной системы. Трудности возникают и у заявителей, которым приходится постоянно уточнять список нужных документов, справок, разрешений и т.д.
С новым Регламентом подобных затруднений не будет, а, значит, работа нотариусов станет еще эффективнее.
Нотариусы будут работать по единому регламенту
Регламент был создан, в первую очередь, для удобства граждан, которые обращаются за услугами в нотариальные конторы. Теперь все возможные разночтения в требованиях нотариуса будут полностью исключены. Нотариус сможет предъявлять только те требования, которые прописаны в новом Регламенте.
Однако плюсы Регламента ощутят не только граждане, обращающиеся в нотариальные конторы. Станет гораздо легче и проще работа самих нотариусов. Например, в Регламенте четко прописан порядок удостоверения личности заявителя, в том числе там указан список документов, которые можно предъявить при отсутствии паспорта РФ.
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления: (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)
1) в поселении, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)
2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)
3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)
Сведения о должностных лицах местного самоуправления, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только заявителям — лицам, обратившимся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя, если иное не установлено настоящими Основами. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 480-ФЗ)
Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью шестой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, выдаются по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления в связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. В данном запросе должны быть указаны номер наследственного дела и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) наследодателя, дата его смерти, место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя), а также сведения о ранее учтенном объекте недвижимости. (в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ, от 27.12.2019 N 480-ФЗ, от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется. (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
Нотариус не вправе:
заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Общие положения правовой деятельности нотариата в Российской Федерации
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
-
Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675
«О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674
«О Калашникове А.П.»
-
Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, и вступающим в силу с 1 января 2018 года, порядок совершения нотариальных действий нотариусами регулируется, в том числе, Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Данный Регламент утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 28.08.2017 и приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156.
Регламент устанавливает способы фиксирования информации, необходимой для совершения нотариального действия, а именно: внесение информации в реестр регистрации нотариальных действий и/или реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата; внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено их формами; помещение в дело нотариуса документа или его копии; помещение в дело нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе; составление протокола фиксирования информации.
Определены источники информации, необходимой для совершения нотариальных действий, к которым относятся: документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме, государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры; ЕИС, а также заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия.
Установлены объем информации и порядок ее фиксирования:
о физических лицах, их представителях, а также о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности; о представителях физических и юридических лиц, действующих на основании доверенности, договора, решения собрания; для удостоверения сделок, договоров;
при выдаче свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества; при совершении исполнительной надписи;
при удостоверении решения органа управления юридического лица;
для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека); для совершения морского протеста; для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса.
Следует знать, что нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Нотариальные документы можно проверить онлайн
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 30 августа 2017 года N 156
Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования
(с изменениями на 30 сентября 2020 года)
1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее — обстоятельства).
Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, предусмотренном Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее — Регламент).
2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:
1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;
2) государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе находящиеся в открытом доступе;
3) единая информационная система нотариата (далее — ЕИС);
4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее — заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;
5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.
3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.
4. Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.
5. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия, осуществляется следующими способами:
1) внесение информации в:
а) реестры регистрации нотариальных действий, ведущиеся на бумажном носителе: реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, либо реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе (далее — бумажные реестры);
б) реестры нотариальных действий, ведущиеся в ЕИС: реестр нотариальных действий или реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами (далее — РУДС), либо реестр уведомлений о залоге движимого имущества (далее -также РУЗДИ), (далее — реестры ЕИС);
(Подпункт 1 в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230. — См. предыдущую редакцию)
2) внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;
3) помещение в дела нотариуса документа или его копии;
4) помещение в дела нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе без удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2019 года приказом Минюста России от 5 июля 2019 года N 134. — См. предыдущую редакцию)
5) составление протокола фиксирования информации;
6) помещение электронных документов в ЕИС.
(Подпункт дополнительно включен с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230)
Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.
6. Информация, полученная из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов, государственных регистров, находящаяся в открытом доступе, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа (документа удостоверенного, засвидетельствованного, совершенного, выданного нотариусом) или в виде отображения на бумажном носителе полученной информации, либо в протоколе фиксирования информации с указанием источника информации, даты и времени ее получения.
7. Информация, полученная нотариусом со слов заявителя или иных лиц, участвовавших в совершении нотариального действия, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа, или протоколе фиксирования информации, или в заявлении.
8. При помещении в дела нотариуса копии документа на ней делается отметка о соответствии ее оригиналу. При этом нотариальное свидетельствование такой копии не требуется.
При помещении в дела нотариуса заявления, подписанного в присутствии нотариуса, на нем делается отметка об установлении личности с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, и подлинности подписи заявителя, полномочий представителя с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия. При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи на таком документе не требуется.
(Абзац дополнительно включен с 26 июля 2019 года приказом Минюста России от 5 июля 2019 года N 134)
____________________________________________________________________
10. Информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения) и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. Для установления личности могут использоваться документы, исключающие любые сомнения относительно личности, в том числе:
1) паспорт гражданина Российской Федерации;
2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);
3) удостоверение личности или военный билет военнослужащего;
4) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
5) дипломатический или служебный паспорт;
6) удостоверение личности моряка;
7) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, выданным по достижении гражданином 45-летнего возраста;
8) удостоверение беженца;
9) свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
10) свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
11) документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;
12) паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
13) копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);
14) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
15) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.
10.1. При отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, а также при совершении нотариального действия удаленно информацию о личности заявителя нотариус получает из единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации и единой системы идентификации и аутентификации в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 30.09.2020 N 228 «Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2020, регистрационный N 60216).
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230)
- Противодействие коррупции
- Пенсионный фонд
- ЖКХ, ГО и ЧС, ПБ
- Проекты планировки и проекты межевания территории
- Спорт
- МФЦ
- Информация для граждан
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- Комфортная городская среда
- Градостроительная деятельность
- Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений и многоквартирных домов
- Муниципальный контроль автомобильных дорог
- Сведения по Распоряжению № 232-р
- Муниципальные услуги
- Отчеты и проверки
- История
- Культура
- Образование
- Статистическая информация
- Кадровое обеспечение
- Целевые программы
- Газификация
НДС: коды видов операций в книге покупок и книге продаж
- Общ. советы и старосты
- Совет ветеранов
- Совет молодежи
- Социальная поддержка
- Уважаемые жители Пудомягского сельского поселения! С 01 по 10 декабря 2021 года в Гатчинском муниципальном районе будет проводиться Декада приёма граждан, приуроченная ко дню рождения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
- Постановление № 725. Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах в зимний период 2021-2022гг. на территории муниципального образования «Пудомягское сельское поселение»
- Противопожарная безопасность
- Решение № 130. Об исполнении бюджета Пудомягского сельского поселения за 3 квартал 2021 года
- Решение № 129. Об исполнении бюджета Пудомягского сельского поселения за 2 квартал 2021 года
- Об утверждении сумм межбюджетных трансфертов по передаваемым полномочиям Гатчинскому муниципальному району
- О внесении изменений в постановление администрации Пудомягского сельского поселения от 01.04.2019г. №161 «Об утверждении и ведении Реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Пудомягского сельского поселения»
Многие нотариальные действия совершаются непосредственно сразу же при обращении заинтересованного лица к нотариусу. Однако не всегда нотариальное действие может быть совершено незамедлительно. В екоторых случаях при возникновении определенных обстоятельств допускается отложение или приостановление совершения нотариального действия. Комментируемая статья регламентирует процедуры отложения и приостановления совершения нотариального действия. Как при отложении, так и при приостановлении совершения нотариального действия срок его совершения либо отказа в его совершении переносится на более позднюю дату. Разница между этими двумя процедурами видится в следующих двух моментах:
- при отложении совершения нотариального действия нотариус предпринимает определенные меры, необходимые для его совершения либо для установления основания для отказа в его совершении, при приостановлении же нотариального действия нотариус подобных мер не предпринимает и лишь ожидает вынесения соответствующего судебного акта;
- срок отложения совершения нотариального действия определяет сам нотариус и указывает его в постановлении об отложении совершения нотариального действия, для приостановления же нотариального действия заранее срок определен быть не может — он зависит от того, в какой срок судом будет разрешено соответствующее дело.
С 1 июля 2015 г. вступили в силу отдельные статьи Федерального закона от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым в новой редакции изложена статья 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, определяющая требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий. Положения прежней редакции статьи 45 Основ о требованиях к нотариально оформляемому документу конкретизированы и изложены во вновь введенной статье 45-1. Новая редакция статьи 45 Основ о нотариате вносит существенные изменения в давно сложившийся стереотип взглядов и поведения нотариуса в отношении документов, представляемых для совершения нотариальных действий.
Условно можно разделить все случаи предъявления документов нотариусу на три варианта:
- в целях совершения нотариального действия, при котором представляемые документы не претерпевают каких-либо изменений в результате совершенного нотариального действия или не являются прообразом для вновь создаваемого документа. Так, предъявляются различные документы по наследственному делу и приобщаются к нему для удостоверения доверенности сделки представляются устав, протокол общего собрания, и т.д., эти документы могут также оставаться в делах нотариуса. К данной группе относятся также и документы, удостоверяющие личность граждан;
- документ представляется для совершения нотариального действия, в результате совершения которого он приобретает статус нотариально оформленного документа, например, заявления, сообщения, уведомления в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 года) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- документ представляется для свидетельствования верности копии или выписки из него.
В пункте 1 статьи 45 Основ о нотариате предусмотрено, что документы, представляемые нотариусу в подтверждение фактов, которые нотариус обязан проверить при совершении нотариального действия, должны соответствовать требованиям настоящей статьи.
Действующие приказы ФНП 2020 и 2021
Предусмотрена возможность совершения некоторых нотариальных действий с помощью сети Интернет удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу.
На текущий момент Законом установлен следующий перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно:
- свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;
- передача электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
- принятие в депозит и на депонирование безналичных денежных средств;
- совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
- принятие на хранение электронных документов;
- обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
- получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
- удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.
Новеллой станет размещение на ряде нотариальных документов, изготовленных на бумажных носителях специальной машиночитаемой маркировки (QR-кода), с помощью которой можно будет осуществлять проверку информации о нотариальном документе.
QR-код будет содержать дату, регистрационный номер и вид нотариального действия, ФИО и нотариальный округ нотариуса, данные о заявителях, их представителях.
Предполагается, что любое лицо сможет просканировать QR-код на нотариальном документе с помощью смартфона и проверить, действительно ли выдавался этот документ.
Перечень документов, предусматривающих проставление QR-кода, является исчерпывающим и включает в себя удостоверяемую сделку (в том числе, доверенность), свидетельство, протест векселя, исполнительную надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом.
- КС об оценке дефектов административного протокола
- судебные речи в Древней Греции
- нельзя повторно наказать водителя во время обжалования первого лишения прав
- расходы по госпошлине при погашении долга после подачи иска
- Прекращение дела по КоАП в связи с истечением срока давности не влечет отказ во взыскании убытков
Согласно разъяснениям Минцифры, часть выданных сертификатов ЭЦП будут действительны в 2022 году, часть — прекратят своё действие.
Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.
Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.
Регламент совершения нотариальных действий: новая система работы
2021 год | 2022 год | |
---|---|---|
Где получать электронную подпись для физлица? |
Аккредитованный удостоверяющий центр |
|
Где получать электронную подпись для юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП)? |
1. Аккредитованный по новым правилам удостоверяющий центр. 2. ФНС и её доверенные партнёры — для ЮЛ и ИП. 3. Банк России — для кредитных организаций. 4. Федеральное казначейство — для бюджетных организаций. |
С 1 января 2022 года:
1. ФНС и её доверенные партнёры — для ЮЛ и ИП. |
Получить электронную подпись за кого-либо по доверенности | Нельзя | |
Лично получить электронную подпись в аккредитованном УЦ | Можно | |
Получить новую электронную подпись с помощью действующей квалифицированной электронной подписи | Можно | Нельзя с 1 января 2022 |
Подписывать документы электронной подписью, полученной в аккредитованном УЦ | Можно | Можно при условии аккредитации УЦ по новым правилам |
Какой электронной подписью заверяет документ руководитель ЮЛ или ИП? | Электронной подписью для ЮЛ и ИП, выданной руководителю компании или ИП.
Оформляется в аккредитованном удостоверяющем центре или в ФНС. |
Электронной подписью для ЮЛ и ИП, выданной руководителю компании или ИП.
Министерство юстиции и Федеральная нотариальная палата дали разъяснения по порядку работы нотариусов и по размеру тарифных плат при регистрации сделок с недвижимостью. Министерство юстиции дало разъяснение о применении ряда своих приказов, подписанных 29 июля 2015 года в связи с изменениями в федеральный закон «О нотариате». В письме ведомства разъясняется порядок ведения реестра нотариусов, как в электронном виде, так и на бумажном носителе. В частности оговаривается, что для включения нотариусов, работающие в государственных конторах, в качестве сведений о сдаче квалификационного экзамена должна вноситься дата получения гос.лицензии. Для регистрации остальных нотариусов в реестр будет заносится дата сдачи экзамена. В письме разъясняются сроки применения приказов, касающихся сложения полномочий нотариусов, которые достигли возраста 75 лет, и проведения конкурсов на данное место. Также документ определяет порядок подачи заявления на временное замещение и применение положений о квалификационной комиссии при проведении экзамена. В свою очередь Федеральная нотариальная палата дала разъяснение о том, что с 15 января 2021 года все сведения, касающиеся «исполнительной надписи, свидетельствовании подлинности подписи заявителей при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, договоров залога доли или части доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, решений органов управления хозяйственных обществ» должны вноситься в Реестр нотариальных действий. Новый регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые нужны для удостоверения сделок и иных действий. Нотариусы будут не вправе требовать с заявителей документы, которые прямо не поименованы в регламенте. При этом большинство необходимых для совершения нотариальных действий сведений нотариусы станут получать самостоятельно. По новым правилам основными источниками информации будут не сами заявители, а государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, а также единая информационная система нотариата. Запросить с юрлица или ИП какие-либо сведения нотариус сможет в случаях отсутствия данной информации в госреестрах и информационной системе нотариата. Причем, если данные сведения в регламенте не указаны, истребовать их нотариус будет не вправе. Регламент четко устанавливает, что нотариус не должен требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров. Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени 1. С 01.01.2021 нотариусы в своей работе будут руководствоваться новым регламентом. 2. Регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые нужны для удостоверения сделок и иных действий. 3. Нотариусы не смогут требовать предоставления сведений и документов, не указанных в регламенте, а также информации, которую они могут получить самостоятельно в госреестрах и информационной системе нотариата. Новые правила определяют источники получения информации при удостоверении договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Так, о полномочиях лиц на распоряжение долей в уставном капитале нотариус узнает из ЕГРЮЛ, об оплате отчуждаемой доли – из списка участников и документов, подтверждающих оплату доли, о наличии дополнительных требований к порядку отчуждения или залога доли – из устава общества. Указанный документ подписан Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой. Регламент начнет действовать с 1 января 2021 года и установит строгий перечень информации, которую вправе запросить нотариус в рамках того или иного нотариального действия, а также методы ее фиксации. При том, что в настоящее время Основами законодательства Российской Федерации о нотариате перечень такой информации не определен. Надо отметить, что четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. После начала действия регламента нотариус будет не вправе требовать с клиента по своему усмотрению какие-то документы, перечисленные в регламенте. При этом ожидается, что регламент значительно облегчит и саму работу нотариуса. Документ четко прописывает, какие документы нотариус должен запрашивать у граждан, а какие обязан находить сам, чтобы удостоверить свою личность. Такое правило в нормативном акте вводится впервые. Случается, что граждане начинают уговаривать нотариуса выписать доверенность, скажем, по студенческому билету. Или рабочему пропуску. Такие просьбы не могут быть удовлетворены, ибо документ должен иметь серьезный статус, признаваться государством в качестве удостоверения личности. В первую очередь это паспорт. В период оформления паспорта нотариус по новому закону примет временное удостоверение личности гражданина РФ. В данном случае также допустимы военный билет, заграничный паспорт, удостоверение моряка и т.п. При этом возникает главный вопрос: какие еще документы должен принести человек для различных нотариальных действий. Теперь не придется бегать по инстанциям, чтобы собрать пакет справок для визита к нотариусу. Нотариат постепенно переходит на работу в режиме одного окна. Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик считает, что прежде всего регламент направлен на защиту прав граждан. Такой четкий порядок, по его мнению, позволит обеспечить единую правоприменительную практику для всех нотариусов страны. При нарушении регламента (например, при запросе не заявленных в нем сведений в рамках того или иного нотариального действия) нотариусу грозит дисциплинарное наказание. Но главное в том, что введение регламента, по мнению Константина Корсика, снижает риск оспаривания нотариальных действий. Гражданин, выбирая нотариальную форму, получает стопроцентное доказательство его добросовестности и законности совершенного им юридического действия.
В том случае, если вред физическим или юридическим лицам был причинен действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, ответственность будет нести государство — в соответствии с положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Регламент заработает с 1 января 2021 года. Нотариусы больше не смогут навязывать свои условия, можно будет не получать лишние справки и не тратить время на подтверждение данных, которые нотариус найдет сам. Национальный правовой Интернет-портал Республики БеларусьДля сравнения: с 2021 года на территории Украины нотариусы сами вносят изменения в местный реестр прав на недвижимость при оформлении сделки. Прежде, как и до некоторого времени в России, нужно было идти сперва к нотариусу — потом в местный аналог Росреестра для регистрации права собственности. О необходимости подобного документа в нотариальном сообществе говорили давно, но возможности для его разработки и принятия были созданы только сейчас. Это уникальный для российского нотариата нормативно-правовой акт, который дает четкие правовые ориентиры для работы нотариуса, и будет способствовать установлению единой правоприменительной практики. Новый нормативный акт разработан, прежде всего, в интересах граждан, отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. В Регламенте четко прописан перечень документов, позволяющих установить личность гражданина, обращающего за совершением нотариального действия, перечень документов, необходимых для предъявления нотариусу гражданином и перечень документов, необходимых для совершения нотариальных действий, которые нотариус должен собрать самостоятельно. 95. Информацию о полномочиях заявителя при внесении списка участников общества с ограниченной ответственностью в ЕИС нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 15, 16, 19, 21 Регламента. При внесении изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из него информацию о надлежащем статусе заявителя нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 15, 16, 19, 21 Регламента, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц. 39. Информацию о соблюдении заявителем (продавцом) обязанности по извещению лиц, имеющих преимущественное право покупки, о цене и иных условиях договора купли-продажи, нотариус устанавливает по документам, подтверждающим отказ таких лиц от использования преимущественного права покупки на предложенных условиях, или по документам, подтверждающим исполнение указанной обязанности заявителем. Общая информация:
Похожие записи: |