Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План закупок росатом на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
№ | ОКПД2 | ОКВЭД2 | Ед. изм. | Кол-во (Объем) | Дополнительные сведения |
---|---|---|---|---|---|
1 | 66.19.91.000 Услуги по финансовым консультациям | 74.90.2 Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости (оценочная деятельность), кроме оценки, связанной с недвижимым имуществом или страхованием |
- Тендеры АО «ПТФК «ТЕХНОТРОН»
- Тендеры ООО ГРК «АМИКАН»
- Тендеры ООО «БОРК»
- Тендеры ООО «АгроСельмаш»
- Тендеры ООО «Марс»
- Тендеры АО «ОРЭС -Владимирская область»
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ
Ряд поправок, которые вошли в новеллу:
- изменится количество способов закупок: их станет меньше;
- будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
- полностью исчезнет закупочная документация;
- появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
- начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
- обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
- заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
- и многое другое.
Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ
- обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
- сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.
Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ
- закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.
Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128
- будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.
В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.
С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).
- Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
- Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).
Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».
Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:
- Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
- Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
- Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
- Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
- Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
- Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
- Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).
Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.
Плановые закупки росатом в соответствии с 223 ФЗ
Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.
Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.
Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.
Что касается обеспечений заявок, то изменения по их части произойдут для запроса котировок: обязанностью заказчика станет выставление требования о предоставлении обеспечения заявки для контрактов, чья начальная цена находится в диапазоне 1 – 3 млн. руб. А обеспечение исполнения контракта (ОИК) будет для закупок до 3-х миллионов.
На данный момент при запросе котировок заказчики запрашивают обеспечение заявки на свое усмотрение, это не является их обязанностью, а только правом.
Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.
Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.
А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.
Вместо заключения: мы рассмотрели далеко не все изменения, которые произойдут в сфере госзаказа с начала 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.
Более подробно про изменения мы будем говорить на предстоящей онлайн-конференции PRO GOSZAKAZ, которая пройдет 8-10 ноября 2021 года. Узнать подробнее о конференции и забронировать себе место вы можете по этой ссылке.
Главное, что следует понять — закупки станут проще и понятнее для обеих сторон госзаказа (заказчиков и исполнителей).
Пишите в комментариях, о каких изменениях вы уже слышали, и о каких новшествах мы не рассказали в статье. Будем рады обратной связи!
Если хотите быть в курсе актуальных новостей из мира госзакупок, посещать онлайн-эфиры от экспертов, стать частью клуба тендерных специалистов, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Закупочный план — обязательный документ для любого заказчика по 223-ФЗ. Если его не разместить, организация не сможет проводить торговые процедуры и заключать договоры в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (ст. 4 223-ФЗ). Вот какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки:
- 223-ФЗ;
- локальным положением о закупке;
- Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.
Важно!
ПЗ формируются с учетом нормативных актов РФ, локальных нормативов организации и действующих положений о закупке. При необходимости заказчики учитывают биржевые индексы, курсы валют в зависимости от вида деятельности (п. 6 Правил № 932). Сюда же включается информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше срока действия ПЗ.
В ст. 4 223-ФЗ закреплено, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — минимум на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). В п. 3.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены правительством по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ, содержит формируемый на срок не менее 3 лет раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
В ПЗ включают сведения о заказах, необходимых для удовлетворения потребностей организации-заказчика. Если сведения о процедуре не подлежат публикации, в ПЗ их не включают (п. 4 Правил № 932). Заказчик вправе не включать сведения о торгах по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если принял решение не размещать такие заказы в ЕИС. К ним относятся:
- процедуры до 100 000 или до 500 000;
- услуги по привлечению во вклады денежных средств;
- получение кредитов и займов;
- заказ брокерских услуг;
- торги, связанные с заключением договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления.
В ст. 4 указано и то, на какой период заказчики по 223-ФЗ формируют план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, — от пяти до семи лет. Сюда же относится и закупка лекарственных средств. Если заказчик включен в перечень из РП № 475-р от 21.03.2016, его ПЗ подлежит обязательному мониторингу и оценке (ПП РФ № 1169 от 29.10.2015). В результате проверки заказчику выдают решение о соответствии или несоответствии плановых документов законодательству. Если ПЗ не соответствует закону, необходимо устранить нарушения, иначе ФАС приостановит закупочную деятельность заказчика.
После расчетов заказчик по 223-ФЗ утвердил план закупок на следующий год, в какой крайний срок нужно разместить его в ЕИС, тоже прописано в законе № 223. ПЗ публикуют в Единой информационной системе в течение 10 дней со дня утверждения (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения из ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Разместите ПЗ до 31 декабря года, предшествующего отчетному: если не успеете, не сможете проводить заказы в рамках закона № 223.
Заказчик самостоятельно определяет период подготовки и порядок формирования проекта документа с учетом требований законодательства и Правил № 932. Организации публикуют ПЗ в информационной системе в разное время, но установленные сроки (10 дней после утверждения, не позднее 31.12) необходимо соблюдать в любом случае.
В Правилах № 932 разъясняется, в каком виде план закупок по 223-ФЗ должен быть размещен в ЕИС, — в электронном виде, позволяющем его сохранять, копировать или искать произвольные фрагменты текста. ПЗ необходимо подписать электронной подписью. В плановые документы включают такую информацию:
- наименование, адрес, телефон и электронная почта заказчика;
- порядковый номер заказа;
- предмет торгов;
- ИКЗ;
- ОКВЭД;
- минимальные требования к товарам, работам, услугам;
- количество приобретаемых товаров, работ, услуг;
- регион поставки;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора;
- планируемая дата размещения;
- срок исполнения;
- тип заказа — в электронной форме или нет;
- отметка о торгах только среди СМП;
- отнесение к инновационным изделиям;
- финансирование за счет субсидий из бюджета.
Заполняйте каждый столбец формы ПЗ, которая утверждена действующей редакцией ПП РФ № 932. При формировании планового документа необходимо провести помесячную или поквартальную разбивку. Если заказчик образовался в течение года путем выделения из состава юрлица, он обязан сформировать собственный закупочный план, а реорганизованный заказчик — внести изменения в локальный ПЗ (письмо Минфина № 24-01-07/78247 от 07.09.2020).
А в пользовательском руководстве приводится инструкция, как правильно разместить план закупок по 223-ФЗ на 2022 год в ЕИС:
Шаг 1. Зайдите на официальный сайт Единой информационной системы и перейдите в личный кабинет по 223-ФЗ.
Шаг 2. Внесите плановые сведения при помощи функционала ЕИС одним из трех доступных способов:
- создайте структурированный план, заполняя сведения о каждой закупке. Дополнительно прикрепите графический вид ПЗ (скан-копию);
- сформируйте структурированный план и прикрепите электронный файл с планом в Word или Excel;
- загрузите в ЕИС плановый документ в электронной форме.
Шаг 3. Чтобы выполнить загрузку, нажмите кнопку «Создать план закупки» и выберите необходимый формат ПЗ.
Шаг 4. Определите период планирования.
Шаг 5. Заполните сведения по каждой позиции. Загрузите электронный файл. Подпишите ПЗ усиленной квалифицированной ЭП и опубликуйте.
ПЗ, которые необходимо проверить на соответствие, публикуются в том же порядке. Проект планового документа автоматически направляется в контролирующий орган для оценки (п. 19(1) Положения № 908).
Проект предусматривает сокращение финансирования по федеральному проекту «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» в 2022 г. на 18% (здесь и далее — к ранее утвержденным параметрам), до 5,7 млрд руб., финансирование в 2023 г. запланировано на прежнем уровне в 2,3 млрд руб.
Объем финансирования федерального проекта «Развитие Северного морского пути» в 2022 г. планируется увеличить на 8,5%, до 51,8 млрд руб., в 2023 г. — оставить на уровне 17,6 млрд руб., а в 2024 г. сократить по сравнению с предыдущим годом на 31,6%, до чуть более 12 млрд руб. В документе поясняется, что уменьшение бюджетных ассигнований по этому проекту в 2024 г. связано с уточнением расходов на этот период.
Финансирование федерального проекта «Северный морской путь — 2030» в 2022 г. планируется сократить на 30,2%, до 9,4 млрд руб., в 2023 г. — оставить на утвержденном уровне в 11,5 млрд руб., а в 2024 г. — практически удвоить по сравнению с предыдущим годом, до 22 млрд руб. В записке поясняется, что рамках этого проекта в 2022 г. предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований на строительство ледокола «Лидер» на 4,1 млрд руб.
На федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 — 2020 гг. и на период до 2030 г.» в 2022 г. предлагается направить 21,3 млрд руб., а в 2023 г. — 21,42 млрд руб., что соответствует ранее утвержденным параметрам, в 2024 г. — 21,38 млрд руб. — на 0,2% меньше, чем планируется годом ранее.
В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.
Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.
Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.
После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.
Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.
Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.
Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.
Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.
В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.
С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.
Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.
В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.
План закупок по 223-ФЗ на 2022 год: как составить
Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января
ВНИМАНИЕ!
Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.
В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.
До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках
ВНИМАНИЕ!
В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.
Специалистами государственной корпорации был сделан официальный сайт «Закупки Росатома». На этом сайте периодически публикуются сведения о текущих и планируемых тендерах государственного заказчика. «Закупки Росатома» содержит нормативно-правовую базу для сопровождения тендеров, инструкции по работе на различных электронных торговых площадках в торгах по 223-ФЗ. Сайт содержит множество статей о практике арбитражного суда, статистический анализ деятельности ФАС по обращениям с жалобами, ведется собственный реестр недобросовестных поставщиков. Для повышения квалификации исполнителей контрактов Росатома организуются научно-экономические форумы АТОМЕКС, можно пройти обучение в Корпоративной Академии ГК «Росатом», существует учебная программа «Как стать поставщиком атомной отрасли» для тех, кто хочет обучаться самостоятельно.
В Единой информационной системе можно найти такие сведения как планы закупок Росатома, планы-графики, перечень текущих и выполненных заказов.
По окончании реализации проекта планируется создать типовой ряд экономически эффективных, экологически безопасных и конкурентоспособных комплексов электроэнергетического, энергоаккумулирующего и электротехнического оборудования для Арктики, необходимая инфраструктура для энергообеспечения объектов гражданского и оборонного назначения в арктических территориях РФ.
Также будут созданы инженерные и технические системы для автономного и/или дистанционного управления техническими объектами для обеспечения эффективного и безопасного функционирования и развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
В числе полученных результатов будет и ряд инженерных и технических систем для эффективной и безопасной разработки и освоении месторождений, в том числе при проведении подводных буровых работ для инженерных изысканий (бурение дна на глубину до 50 метров для последующей установки добывающей платформы).
Ожидается создание экзафлопсных вычислительных систем для моделирования нефтегазовых резервуаров и систем разработки месторождений, системы мониторинга морской акватории, объектов промышленной и жизнедеятельности человека с использованием современных методов активационного анализа.
Среди планируемых результатов проекта — новые технологии реабилитации арктических территорий и технологии сбора и утилизации отходов деятельности промышленных предприятий и человека в Арктике.
Наконец, будут разработаны и внедрены организационные, технические и технологические решения в сфере строительства в арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающие снижение стоимости и сроков ввода в эксплуатацию сооружаемых объектов до 50-70% при соблюдении требований по качеству, безопасности и экологии.
Тендеры Госкорпорация «Росатом»
Главными участниками программы названы «Росатом», Спецстрой России, нефтегазодобывающие компании (в том числе «Роснефть», «Газпром», НОВАТЭК), РЖД, ОСК, «Администрация северного морского пути», администрации сухопутных территорий Арктической зоны РФ, Минобороны, Минэкономразвития и другие федеральные органы исполнительной власти, МЧС РФ, а также российские институты развития (ВЭБ, РВК, «Роснано», «Сколково», «Фонд Бортника»). Координация деятельности организаций, участвующих в проекте, и научно-технологическое сопровождение работ осуществляется через Фонд перспективных исследований.
Основным источником финансирования проектов будут государственные средства (в рамках госпрограмм), отмечается в паспорте новой программы.
Источниками внебюджетного финансирования будут средства организаций-инвесторов (в том числе нефте- и газодобывающие компании) и привлеченные средства, в том числе кредиты банков и средства потенциальных потребителей технологий.
Кроме того, возможна поддержка в виде государственно-частного партнерства для финансирования некоторых видов работ, имеющих высокий уровень экономического риска.
Программу планируется выполнить в два этапа.
На первом этапе (2017-2022 годы) планируется разработать, согласовать и утвердить дорожную карту сооружения объектов в арктической зоне РФ, включая требования к площадкам их размещения, энергообеспечению, инфраструктуре и материально-финансовым ресурсам.
Также предполагается отработать принципиальные технологические решения и запустить пилотные технологические проекты, разработать и запустить программы подготовки кадров.
Наконец, надо будет актуализировать нормативно-правовую базу и разработать новые регламенты, необходимых для освоения арктических территорий.
На втором этапе (2023-2030 годы) планируется создать инфраструктуру для масштабирования и масштабирование пилотных технологических проектов, и осуществить их масштабирование.
Как сообщало МЧС РФ, общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Постепенно центр тяжести нефтегазодобычи России будет смещаться на шельф арктических морей, считают специалисты министерства.
В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО.
В апреле 2014 года президент Владимир Путин объявил о создании в российской части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения. По его словам, также предстоит повысить надежность охраны российской границы в Арктике, в том числе за счет усиления морской составляющей пограничной группировки.
Госкорпорация «Росатом» объявила о проведении открытого конкурса по выбору отечественного офисного ПО. В планы корпорации, как сообщили CNews ее представители, входит приобретение около 20 тыс. лицензий для 55 предприятий российской атомной отрасли. Организатором тендера стало АО «Атомкомплект» из состава госкорпорации.
Максимальная сумма контракта составляет 214,27 млн руб. Также в приложенной документации указаны начальные (максимальные) цены каждой закупочной единицы – лицензия оценена в 9755 руб. (и не облагается НДС) Цена за сертификат технической поддержки составляет 1008 руб. с НДС и 840 руб. без НДС.
По условиям гозакупки (номер 32009610877), все лицензии на право пользования офисным ПО будут переданы лицензиату на бессрочной основе.
Компаниям, желающим принять участие в конкурсе, необходимо подать свои предложения до 11:00 3 ноября 2020 г. по Москве. Итоги будут подведены в 11:00 20 ноября 2020 г.
Согласно техническому заданию к госзакупке, обеспечить офисным ПО нужно будет 87 компаний, а поставка лицензий будет осуществляться до 2022 г. включительно. Затрагиваются как центральный офис «Росатома», так и его интегратора – АО «Гринатом». Помимо этого, в списке представлены предприятия концерна «Росэнергоатом» (входит в «Росатом»), горнодобывающего и оружейного направления «Росатома» и «Атомфлота».
Госкорпорация планирует перейти на российское офисное ПО в рамках импортозамещения автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников. Как сообщили CNews в «Росатом», это импортозамещение входит в число флагманских проектов программы «Цифровое импортозамещение» в единой цифровой стратегии госкорпорации.
«Переход на отечественное офисное ПО – серьезный шаг для нас, как для крупной корпорации, так как важно не только выбрать подходящие по функционалу ИТ-решения, но и правильно внедрить их в привычные рабочие процессы наших сотрудников. Ведь документы, таблицы и презентации ежедневно использует практически каждый, кто работает на компьютере», – сказал глава ДИТ «Росатома» Евгений Абакумов.
Как изменятся закупки в 2022 году: что об этом должны знать поставщики?
Чтобы опубликовать утвержденный закупочный план, используйте функционал личного кабинета в ЕИС. Это делают тремя способами:
- Создают структурированный вид, заполняя в ЕИС информацию о каждой процедуре, и прикрепляют дополнительно графический вид перечня (скан-копию).
- Создают структурированный вид и прикрепляют электронный документ в формате docx или xlsx.
- Загружают в ЕИС электронный документ планирования.
Инструкция, как на сайте закупки ГОВ внести изменения в план закупок по 223-ФЗ или опубликовать в системе новый план:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет ЕИС.
Шаг 2. Перейти в раздел «Планирование закупок», подраздел «Планы закупки».
Обеспечение закупок — это финансовое подтверждение того, что в случае победы поставщику хватит ресурсов выполнить работу. Обычно он предоставляет денежные средства или банковскую гарантию. Сейчас есть два вида:
- Обеспечение заявки — это гарантия того, что участник сможет исполнить обязательства по контракту. Требуется на этапе подачи заявки.
- Обеспечение исполнения контракта — страховка на тот случай, если выбранный поставщик отправит плохой товар/окажет некачественную услугу или сорвет поставку. Требуется от победителя на этапе заключения контракта.
Это конечно далеко не все изменения в госзакупках, а только основные на наш взгляд, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.
Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков. Надеемся, что это позволит большему количеству компаний участвовать в тендерах и расширять свою базу заказчиков.
В любом случае, поставщику стоит:
- Регулярно мониторить подходящие закупки на электронных торговых площадках;
- Внимательно изучать требования заказчика к поставщикам в определенном тендере до подачи заявки;
- Определять ресурсы, необходимые в случае выигрыша для исполнения контракта.
Закупочный план — обязательный документ для любого заказчика по 223-ФЗ. Если его не разместить, организация не сможет проводить торговые процедуры и заключать договоры в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (ст. 4 223-ФЗ). Вот какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки:
- 223-ФЗ;
- локальным положением о закупке;
- Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.
ВАЖНО! ПЗ формируются с учетом нормативных актов РФ, локальных нормативов организации и действующих положений о закупке. При необходимости заказчики учитывают биржевые индексы, курсы валют в зависимости от вида деятельности (п. 6 Правил № 932). Сюда же включается информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше срока действия ПЗ.
В ст. 4 223-ФЗ закреплено, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — минимум на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). В п. 3.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены правительством по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ, содержит формируемый на срок не менее 3 лет раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
В ПЗ включают сведения о заказах, необходимых для удовлетворения потребностей организации-заказчика. Если сведения о процедуре не подлежат публикации, в ПЗ их не включают (п. 4 Правил № 932). Заказчик вправе не включать сведения о торгах по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если принял решение не размещать такие заказы в ЕИС. К ним относятся:
- процедуры до 100 000 или до 500 000;
- услуги по привлечению во вклады денежных средств;
- получение кредитов и займов;
- заказ брокерских услуг;
- торги, связанные с заключением договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления.
После расчетов заказчик по 223-ФЗ утвердил план закупок на следующий год, в какой крайний срок нужно разместить его в ЕИС, тоже прописано в законе № 223. ПЗ публикуют в Единой информационной системе в течение 10 дней со дня утверждения (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения из ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Разместите ПЗ до 31 декабря года, предшествующего отчетному: если не успеете, не сможете проводить заказы в рамках закона № 223.
Заказчик самостоятельно определяет период подготовки и порядок формирования проекта документа с учетом требований законодательства и Правил № 932. Организации публикуют ПЗ в информационной системе в разное время, но установленные сроки (10 дней после утверждения, не позднее 31.12) необходимо соблюдать в любом случае.
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
В п. 8 Правил № 932 определено, вправе ли заказчик по 223-ФЗ вносить изменения в план закупки, — да, при необходимости ПЗ корректируются в течение года. Плановые документы меняют в случае:
- изменения сроков поставки, исполнения обязательств, вида процедуры, потребности покупателя в продукции и т. д.;
- корректировки на 10% и более объемов приобретаемых товаров или услуг, и, как следствие, невозможность покупки в связи с предполагаемым бюджетом;
- другие причины, указанные в Положении или иных локальных актах покупателя.
Другие причины для изменения:
- непредвиденная ситуация или риск ее появления;
- переквалификация заказчика в исполнителя по контракту;
- несостоявшаяся процедура.
Для конкурентных закупок ПЗ изменяют не позднее размещения в ЕИС извещения о такой процедуре (п. 9 Правил № 932). Заказчик самостоятельно решает, что написать в обоснование внесения изменений в план закупок 223-ФЗ, руководствуясь локальным закупочным положением. При уже заключенных сделках ничего не корректируют, даже если изменились существенные условия договора. То же касается и приобретения продукции, информация о которой запрещена либо не обязательна к включению в план. При чрезвычайной ситуации тендер организуют в срочном порядке, а сведения о нем вносят уже после удовлетворения нужд покупателя.
При внесении изменений документ разрешено дополнить, исправить или удалить лишнее. Если заключаете договор с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся процедур, исправьте информацию об этом тендере, но не вносите дополнительную позицию. Все изменения в ПЗ публикуют в ЕИС в течение 10 дней после их утверждения.
Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).
Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.
Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
ВАЖНО! В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план.
Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.
Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).
Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.
Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2022, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2021-2023 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2021-2023 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2021, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана-графика когда можно заключать договор в 2021 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2022 г. в плановую документацию текущего, 2021. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры по 44-ФЗ при наличии выделенных на них бюджетных средств. Все закупки, запланированные в текущем 2021 на 2022, проводятся только под фактически доведенные обязательства.
Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:
- Откройте актуальный план-график.
- В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
- Разделите платежи по годам.
- Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования.
- Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.
Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — исключение из положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ в связи с тем, что они имеют значительный вклад в обеспечение прав, безопасности и интересов граждан РФ. Для УП допускается заключение переходящих контрактов на следующий год в текущем. У предприятия утверждены плановые показатели бюджета, поэтому переходящие закупки являются полностью обоснованными.
Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.
Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ).
ВАЖНО! Минфин уточнил, может ли муниципальное казенное учреждение изменить источник финансирования в контракте дополнительным соглашением, — да, если сведения об источнике финансирования не влияют на взаимные обязательства сторон, по которым достигается соглашение, такие условия не являются существенными (письмо Минфина № 24-03-08/48635 от 05.06.2020). Несущественные условия меняют по соглашению сторон — в дополнительном соглашении.
Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021).
Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»:
- Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения.
- Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств.
- Предложение на закупку формируем текущим, 2021, годом. Ставим фактический период оплаты — 2022. Отражаем заказ в фактическом ПФХД (2022 — время исполнения).
Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановые документы на долгосрочные контракты по 44-ФЗ по инструкции.
Шаг 1. Выбираем актуальный ПГ — раздел «Закупки».
Как составить и опубликовать план закупок по 223-ФЗ на 2022 год
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675
«О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674
«О Калашникове А.П.»
-
Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»
«Росатом» актуализировал перечень электронных площадок для проведения закупок
05.00 – 05.05 Открытие конференции. Представление спикеров. Обзор программы
Модератор: Крашенинникова М. А.
05.05 – 05.25 Обзор ключевых изменений в регулировании государственно-корпоративных закупок
Спикер: Кузнецов К.В.
05.25 – 05.50 Закупают все! Революция закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) с 01.01.2022:
— распространение обязанности закупок у СМСП на всех заказчиков (за исключением заказчиков, являющихся СМСП)
— увеличение обязательной доли закупок у СМСП с 20% до 25%, закупок с участием только СМСП с 18% до 20%.
Спикер: Кузнецов К.В.
05.50 – 06.20 Маршрутная карта: как правильно выполнять требования законодательства о закупках у СМСП:
— изменить положение о закупке, если в нем не предусмотрены закупки у СМСП (как именно?)
— формировать план закупок с выделением закупок у СМСП (планирование на три года!)
— изучить правила закупок среди СМСП (конкурентные закупки – в электронной форме, по единым правилам, на одной из 8 федеральных электронных площадок)
— по итогам года не забыть отчитаться о результатах (сформировать, утвердить, разместить ежегодный отчет)
Спикер: Кузнецов К.В.
06.20 – 06.30 Ответы на вопросы
06.30 – 07.00 Электронные закупки как обязанность и возможность для заказчика. 5 причин перейти на ЭТП и сократить время на проведение закупок
Спикер: Крашенинникова М. А.
07.00 – 07.10 Ответы на вопросы
07.10 – 07.40 Значимая надзорная, административная и судебная практика 2020 – 2021
Спикер: Кузнецов К.В.
Одно из главных нововведений — обязательство достигать минимальную долю закупок у субъектов МСП распространится на всех заказчиков по 223-ФЗ (право, а не обязанность появляется только у тех заказчиков, которые сами являются субъектами МСП).
Изменился общий годовой объем закупок у субъектов МСП: он увеличен до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, а доля стоимости договоров с субъектами МСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты — до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Среди исключений из совокупного годового стоимостного объема договоров:
- закупки коммунальных, финансовых услуг;
- услуг, оказываемых в сфере деятельности естественных монополий;
- закупки отдельных видов подрядных работ;
- и другие, которые в силу своей специфики не могут быть выполнены субъектами МСП.
Мы настоятельно рекомендуем запланировать закупки, которые заказчик будет осуществлять только у субъектов МСП на общих основаниях, но с привлечением субподряда из числа МСП с целью возможности достижения их необходимой доли на конец года.
- Опубликован аукцион на поставку трубопроводной арматуры и фитингов для «ОДК-Газовые турбины»
- Росатом обучает малый и средний бизнес в регионах закупочным стандартам отрасли
- На Балаковской АЭС прошел «АТОМЕКС РЕГИОН 2018»
- «Росатом» утвердил Порядок формирования и ведения реестра сертификатов соответствия продукции
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
По мнению специалистов, созданная в Росатоме система позволяет не только бороться с коррупцией и повышать прозрачность закупочной деятельности, но и помогает более эффективно обеспечивать отрасль продукцией нужного качества и в требуемые сроки. Процедуры закупок Росатома строго регламентированы и автоматизированы, годовые планы закупок и информация о текущих закупках публикуются в открытых источниках, действует система обжалования решений.
Все открытые закупки на 99 процентов проводятся конкурентным способом с помощью электронных площадок. При этом на закрытом рынке внутри российской атомной отрасли осуществляются только те закупки, которые содержат государственную тайну или стратегические сведения о передовых разработках Росатома, обеспечивающих госкорпорации преимущества над зарубежными конкурентами.
Сегодня в портфеле Росатома на разном этапе реализации находятся проекты 42 энергоблоков АЭС, из которых 8 в России и 34 за рубежом в 12 странах мира. Портфель зарубежных заказов Росатома приблизился к 150 миллиардам долларов. В 2012 году объём конкурентных закупок госкорпорации составлял 313 миллиардов рублей, в 2015 году этот показатель вырос до 622,4 миллиарда рублей, а на нынешний год запланировано проведение конкурентных закупок на сумму 766,3 миллиарда рублей.
С конца текущего года и до конца 2018 года Госкорпорация «Росатом» планирует осуществить свыше 40 тысяч конкурентных закупок продукции и услуг для своих проектов на общую сумму 1,1 триллиона рублей, сообщил директор по закупкам Росатома Роман Зимонас. Из этой суммы объём закупок для международных проектов Росатома составит 604,1 миллиарда рублей, для объектов в РФ — 504,4 миллиарда рублей. Из общей суммы 1,108 триллиона рублей 741,7 миллиарда пойдёт на закупку материалов и оборудования, 202,9 миллиарда рублей — на строительно-монтажные работы.
Приоритеты российских атомщиков всё больше смещаются на глобальный международный рынок. Кроме этого, взят курс на диверсификацию бизнеса, выпуск новой, неядерной, продукции. Для решения этой задачи ведётся работа по оценке перспективных направлений для инвестирования, созданию условий для полного использования потенциала организаций отрасли, расширению как географического присутствия отраслевых продуктов, так и присутствия в различных рыночных сегментах.
Как сообщил первый заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу Росатома Кирилл Комаров, Росатом поставил перед собой в качестве стратегической задачи к 2030 году — не меньше 30 процентов выручки от новых продуктов. «Цифры 2017 года будут около 21 процента», — пояснил Комаров на панельной сессии «Вектор развития Госкорпорации «Росатом» в рамках форума «Атомекс». По итогам 2016 года доля выручки Росатома по новым продуктам составляла 17 процентов, или почти 191 миллиард рублей.
Новые направления и новые задачи, встающие перед госкорпорацией, свидетельствуют о том, что наступает время особых вызовов. В условиях роста объёма зарубежных заказов главными вызовами становятся жёсткие требования международных договоров и специфика законодательства стран-партнёров. Перенастройки требует и внутренняя закупочная деятельность Росатома. В госкорпорации, например, намерены менять для специалистов по закупкам ключевые показатели эффективности, ориентируя их на конечную прибыль проектов.
В отрасли открываются новые возможности для поставщиков, но при этом возрастает и уровень их ответственности. «Теперь это не только коммерческая ответственность вас и Росатома, но и ответственность на межгосударственном уровне, поскольку все проекты сооружения АЭС за рубежом относятся к уровню взаимоотношений России и стран-партнёров», — заявил Кирилл Комаров, подчеркнув, что требования к поставщикам будут ужесточаться.
Как примирить жёсткие требования 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и закупочных нормативов Росатома с условиями, которые диктуют зарубежные партнёры? Как максимально застраховаться от возможных срывов и сбоев? Ведь штраф за несвоевременный запуск атомной станции за рубежом может составлять 30 миллионов рублей в день. Это огромные риски, и Росатом не может позволить поставщикам невыполнение в сроки своих обязательств.
Похожие записи:
-