Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля действует с 1 января 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима
6,1 тыс. 4
Что такое налоговый мониторинг и как он проводится
Налоговый мониторинг — это одна из форм осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых органов. Данная форма контроля является в определенной степени новой — она введена и применяется лишь с 1 января 2015 года.
В большинстве своем она заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа (полного или ограниченного) к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Если говорить упрощенно, налоговый орган подключается к базе налогоплательщика или предоставленным налогоплательщиком данным и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги практически в режиме реального времени.
Помимо этого, такой способ предоставления данных позволяет налогоплательщикам оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по обложению планируемых и совершенных операций. В этой связи, такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и представляет возможность урегулирования спорных вопросов.
При всем этом, основное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля заключается в его применении сторонами исключительно на добровольной основе.
По замыслу создателей данной системы следствием ее функционирования и вовлечения в применение расширенного круга организаций должно привести к следующим положительным, в первую очередь для самих налогоплательщиков моментам:
- отсутствие камеральных и выездных налоговых проверок за исключением специально оговоренных случаев, например, при возмещении НДС и акцизов, представлении «уточненок» на уменьшение, проверок вышестоящего налогового органа (пункт 1.1 ст. 88, пункт 5.1 ст. 89 НК РФ);
- существенное сокращение числа истребуемых и представляемых организацией документов для проведения проверок;
- возможность получения мотивированного мнения налогового органа по совершенным и планируемым к совершению сделкам;
- отсутствие штрафов и пеней при выполнении мотивированного мнения (пункт 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ);
- повышение вероятности досудебного урегулирования спорных вопросов и снижение количества судебных разбирательств.
Как следствие, указанная совокупность призвана способствовать снижению налоговых рисков и, соответственно, доначислений по результатам проверок,что позитивно скажется на возможности планировать налоговую нагрузку по организации. Кроме того, применение данной системы в обозримом будущем приведет к снижению затрат, связанных с налоговым администрированием (временных, трудовых, материальных). Более того, сам по себе факт применения налогового мониторинга способен сформировать и подтвердить применительно к конкретной организации репутацию добросовестного налогоплательщика.
Несмотря на довольно большое число положительных сторон перехода на режим налогового мониторинга, безусловно, существуют и моменты, сдерживающие переход на применение данной системы.
К числу таковых можно отнести:
- постоянный налоговый контроль со стороны налоговых органов;
- полное раскрытие хозяйственной деятельности государственным органам, как следствие, риски увеличения обязательных платежей в бюджет;
- повышение риска утечки конфиденциальной информации;
- высокие требования к системе внутреннего контроля и учетным системам, а также необходимость внедрения новых и совершенствование имеющихся IT-систем;
- существенные затраты (временные, трудовые, материальные) на внедрение систем взаимодействия с налоговыми органами;
- необходимость постоянной актуализации системы управления рискамии внутреннего контроля.
В этой связи, в настоящее время число организаций, применяющих режим налогового мониторинга, невелико и составляло по информации на конец 2019 года 44 единицы, причем большая их часть приходилась на компании с государственным участием.
В 2022 году к налоговому мониторингу присоединится 131 компания
Форма РИВ и предъявляемые к нему требования утверждены Приказом ФНС России от 21.04.2017 No ММВ-7-15/323@, в связи с чем, наличие каких-либо несоответствий является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга. В частности, в РИВ должны быть отражены способы и порядок взаимодействия организации и налогового органа по следующим разделам.
1. Порядок представления налоговому органу документов(информации), включающий в себя достаточно объемный блок информации, где принципиальным моментом является разрешение вопроса о способеинформационного взаимодействия между сторонами, в качестве которых насегодняшний применяются:
- — удаленный доступ к информационной системе (удаленное рабочее место) применяют 16 организаций;
- — дистанционный доступ к аналитической системе данных («витрина данных») — 11 организаций;
- — предоставление информации по телекоммуникационным системам (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО) — 17 организаций.
2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, где основными являются следующие моменты:
- — организационные формы и способы ведения бухгалтерского учета;
- — структура раскрытия показателей налоговой отчетности;
- — порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
- — описание порядка отражения иной информации, подтверждающей правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
При этом структура раскрытия показателей налоговой отчетности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя, в том числе:
- — сводный регистр налогового учета;
- — аналитические регистры налогового учета;
- — регистры бухгалтерского учета;
- — реестры первичных учетных документов и (или) операций;
- — первичные учетные документы (графические копии).
3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, которая включает:
- — описание системы внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
- — описание применяемых организацией подходов (методик) к выявлению и оценке рисков искажения налогового учета и налоговых деклараций (расчетов) организации и рисков несвоевременной и неполной уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
- — описание основных процедур внутреннего контроля, осуществляемых организацией и направленных на устранение (снижение) рисков искажения налогового учета и налоговых деклараций (расчетов) организации и рисков несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
- — описание порядка документирования и подтверждения проведения процедур внутреннего контроля.
- — описание порядка и сроков получения (формирования) организацией результатов работы системы внутреннего контроля.
Подготовка и согласование данного раздела РИВ как наиболее объемного и наименее урегулированного нормативно на уровне действующего налогового законодательства представляется наиболее сложным и трудоемким для исполнения процессом, в связи с чем требует отдельного раскрытия.
После получения всех необходимых документов налоговый орган проводит проверку их соответствия рекомендованным требованиям (Письмо ФНС России от 28.06.2017 No ЕД-4-15/12378 «О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах(информации)»), следовательно, организации остается лишь дождаться ответаналоговой, и, если он положительный, то с 1 января следующего года начать жить по-новому.
Как уже говорилось, одно из преимуществ налогового мониторинга — это минимизация ошибок в учете и отчетности и, как следствие, — низкий риск привлечения к налоговой ответственности. Но не все компании подходят по критериям под налоговый мониторинг, а некоторые компании просто не хотят быть «под лупой» ФНС или пока не готовы к подготовке соответствующих документов.
Есть ли альтернатива налоговому мониторингу, позволяющая добросовестным организациям чувствовать себя защищенными от налоговых претензий? — Да — это системный комплексный аудит.
В рамках проведения комплексного аудита, помимо предоставления аудиторского заключения, мы системно в течение года отслеживаем корректность налогового учета и формирование налоговой базы. Однако, помимо этого, — ищем законные финансовые резервы, позволяющие скорректировать налоговую нагрузку в сторону уменьшения. А главное, — даем расширенные гарантии и защиту от претензий налоговых органов, в том числе в судебном порядке в течение 3-х лет, следующих за проверенным нами периодом.
Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей
2.
Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей
3.
Взаимодействие с налоговым органом: ответы на запросы документов и представление пояснений.
Хранение документов в течение сроков, соответствующих требованиям налогового мониторинга.
Загрузка и раскрытие регламентных документов и данных системы внутреннего контроля (СВК).
Анализ и контроль загруженных данных и показателей отчетности, в том числе сопоставление данных бухгалтерского и налогового учета.
Сравнение версий (корректировок) деклараций с возможностью анализа и пояснений причин расхождений.
Для этого не придется серьезно менять учетную систему, а для доступа ко всем документам можно интегрировать программу сразу в несколько информационных систем и хранилищ данных. Вы можете настроить сервис по своим параметрам или пользоваться «коробочным» продуктом со стандартными настройками.
Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей
2.
Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей
3.
Переход на налоговый мониторинг с Контуром
Через систему можно загружать и раскрывать регламентные документы и данные СВК, проводить анализ данных и показателей отчетности, сравнивать первичные версии деклараций и корректировки.
Система поможет настроить структуру раскрытия информации: от самой декларации до учетных регистров. Передавайте в налоговую документы и пояснения по требованиям.
Все данные и информация отображаются в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки. Действия пользователей логируются. Каждый показатель отчетности можно проследить до уровня проводки или формулы.
Для этого не придется серьезно менять учетную систему, а для доступа ко всем документам можно интегрировать программу сразу в несколько информационных систем и хранилищ данных. Вы можете настроить сервис по своим параметрам или пользоваться «коробочным» продуктом со стандартными настройками.
Вместе заявлением подайте следующие документы:
- регламент информационного взаимодействия;
- информация об участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 %;
- учетная политика;
- документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля (далее — СВК).
Формы заявления и других документов утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Документы по СВК должны соответствовать требованиям, утвержденными в приложении к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.
ФНС предложила способ в разы увеличить число фирм на онлайн-контроле
Налоговый мониторинг, как новый формат налогового контроля, действует с 2016 года и позволяет крупным компаниям избавиться от лишней отчетности. Бизнес добровольно открывает налоговым органам доступ к данным о своей финансово-хозяйственной деятельности, а те взамен не проводят выездные и камеральные проверки. В числе других преимуществ возможность спрашивать мотивированное мнение ФНС по сделкам и быстро согласовывать подходы к налогообложению. Если инспекторы заметят налоговые риски, а компания их устранит, ее не штрафуют (кроме случаев уголовных нарушений).
Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.
Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.
Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:
-
общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);
-
доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);
-
балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).
Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.
А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.
Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.
Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.
Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.
Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.
Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.
В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
-
не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;
-
не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;
2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;
3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.
Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).
Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.
По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.
Учитывая всё большую информированность контролеров о деятельности налогоплательщиков, некоторые из них на добровольной основе подключаются к программе налогового мониторинга. Уже более 20 крупнейших российских компаний, среди которых есть как представители добывающей отрасли, так и области информтехнологий, связи, предоставили налоговикам доступ к своей отчетности в режиме онлайн. Программа работает в России с 2016 года и базируется на опыте контролирующих служб других стран.
Участники новой программы мониторинга имеют возможность запросить мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления налогов по проводимым или планируемым хозоперациям. Такой инструмент называется налоговый руллинг. При этом компания сможет своевременно скорректировать ошибки, а кроме того, не будет подвергнута налоговым санкциям, если она четко придерживалась рекомендаций налоговиков. Даже если окажется, что эти рекомендации не совсем корректны.
Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) сообщает, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга принят Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон).
В целях расширения перечня потенциальных участников налогового мониторинга Федеральный закон предусматривает изменение критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг в части снижения их суммовых значений, а также учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в совокупной сумме исчисленных налогов и исключение таких критериев для участников консолидированных групп налогоплательщиков.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей.
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Кодекса выполнение условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, не является обязательным.
Срок представления заявления о проведении налогового мониторинга, установленный пунктом 1 статьи 105.27 Кодекса продлен до 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Кроме того, в целях совершенствования механизма проведения налогового мониторинга Федеральный закон предусматривает:
исключение основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга;
введение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость и акцизов из бюджета для участников налогового мониторинга, без предъявления дополнительных требований;
исключение возможности приостановления операции по счетам участников налогового мониторинга налоговыми органами, не проводящими налоговый мониторинг.
возможность автоистребования недостающих документов у налогоплательщиков через их информационные системы, отказ от традиционной системы истребования документов.
Указанные изменения улучшают систему налогового администрирования участников налогового мониторинга и могут повлиять на решение организаций, соответствующих условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга.
В случае принятия положительного решения о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга организация направляет в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам проект дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг (далее — Дорожная карта).
На основании вышеизложенного, Управление поручает:
1) направить информационные письма в адрес администрируемых налогоплательщиков, в отношении которых налоговый мониторинг не проводится по форме согласно приложению N 1 — в срок не позднее 28.01.2021;
2) представить в Управление налогового мониторинга ФНС России информацию о принятых налогоплательщиками решениях о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга по форме согласно приложению N 2 — в срок не позднее 12.02.2021.
3) представить в Управление налогового мониторинга ФНС России информацию о количестве налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом по форме согласно приложению N 3 — в срок не позднее 12.02.2021.
Информация должна быть представлена с учетом решений, принятых налогоплательщиками, администрируемыми в подведомственных межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Дорожные карты, представленные в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, ��олжны быть направлены в Управление в порядке, установленном письмом ФНС России от 07.05.2019 N ЕД-4-15/8599@.
Приложение в электронном виде.
Государственный советник
Российской Федерации
2 классаД.С. Сатин Код налогового органа Наименование организации ИНН Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ и страховых взносов за 2019 год в млн. руб. Суммарный объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год (млн. руб.) Суммарная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год (млн. руб.) Номер и дата информационного письма Принято решение о переходе на налоговый мониторинг (да/нет) Период налогового мониторинга (год) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Код налогового органа Количество налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом Из них соответствующие условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ, с учетом изменений, внесенных 470-ФЗ Количество налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг за 2021 год Количество налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение налогового мониторинга за 2022 год Количество налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение налогового мониторинга за 2023 — 2024 годы 1 2 3 4 5 6 Как уже было сказано, под налоговым мониторингом принято понимать относительно свежую форму налоговых проверок, которая введена в Российской Федерации с 2016 года.
«Суть этой формы контроля заключается в том, что она является заменой привычных камеральных и выездных налоговых проверок и представляет собой взаимодействие с налогоплательщиком в режиме онлайн на базе предоставления налоговым инспекторам добровольного удаленного доступа к инфосистемам и отчетности предприятия — налоговой и бухгалтерской, — разъясняет Мария Гайнутдинова. — Таким образом, представителям органов контроля становится доступна учетная база организации, благодаря чему они могут контролировать верность расчетов и уплаты налоговых отчислений».
В 2021 году вступают новые правила налогового мониторинга
Организация налогового мониторинга проходит в соответствии со ст. 105.29 Налогового кодекса России. Во время этой процедуры (процесса) руководство организации совместно с налоговым органом оценивает налоговые риски, выявленные при внутреннем контроле.
«Со стороны налогоплательщика этот этап предполагает раскрытие рисков, а со стороны налогового органа — составление карты рисков, а также создание плана проведения мониторинга и объема включенных в него мероприятий, — добавляет Мария Гайнутдинова. — Если выявлены те или иные противоречия и/или несоответствия, то представители органа проверки письменно сообщают об этом налогоплательщику в пятидневный срок».
Если в ходе мониторинга установлены нарушения в расчете или перечислении налогов, то проверяющий орган в десятидневный срок направляет налогоплательщику уведомление об основаниях для формирования так называемого мотивированного мнения, порядок составления которого регламентирует ст. 105.30 НК РФ. После этого организация может исправить нарушения или предложить налоговикам пояснения по существу этих вопросов, или дождаться мотивированного мнения, а затем не позднее месяца после его получения согласиться с этим документом или же предоставить возражения. Также стоит отметить, что одновременно с прохождением налогового мониторинга в отношении налогоплательщика за редким исключением невозможны камеральные и выездные проверки по налогам.
С 1 июля 2021 года в стране будет действовать немало поправок, благодаря чему форма налогового мониторинга станет для налогоплательщиков еще более привлекательной. К примеру, налоговая сумма за год, который предшествует году запроса на проведение процедуры, сократилась до 100 млн. рублей против существующих в настоящее время 300 млн. Также будут снижены требования к размеру годовых доходов и общей стоимости активов компании. Кроме того, процедура учтет НДФЛ со страховыми взносами, срок подачи заявления будет сдвинут до 1 сентября, а продлить мониторинг на грядущий год можно, не подавая новое заявление.
Налоговый мониторинг предусматривает определенные требования и затраты для его проведения. Заявление на желание участвовать в процедуре следует подать в налоговый орган — по месту расположения налогоплательщика. Затем налоговики проверяют организацию на готовность к переходу, равно как и все необходимые документы, а по результатам проверок принимают одно из следующих решений — провести налоговый мониторинг либо мотивированно отказаться от выполнения этой процедуры по основаниям, перечисленным в п.5 ст.105.27 НК РФ.
К налоговому мониторингу присоединятся больше компаний
Налоги и взносы / 11:38 15 ноября 2018- Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
- Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
- Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
- Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
- НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
- Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
- НДС: кто получил льготы с 2022 года
- Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
- ККТ и маркировка товаров
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.
«Налоговый контроль»: как ФНС будет проверять компании в 2022 году?
В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.
Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.
Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.
За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.
Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.
В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:
- пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
- целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.
Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).
С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
ФНС ввела электронные форматы документов для перехода на налоговый мониторинг
По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:
- на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
- на ОПС – в 1,069 раза.
Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.
Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).
Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ ввел с 1 января 2015 года новый вид взаимодействия налоговой инспекции и компании. В часть первую Налогового кодекса внесен новый раздел V_2 НК РФ, регламентирующий новую процедуру налогового мониторинга.
Этот вид налогового администрирования исключает проведение большинства камеральных и выездных проверок компаний, запросивших в налоговой инспекции проведение мониторинга. Каждую операцию, которую провела организация, инспекторы будут контролировать в режиме реального времени, пользуясь полным доступом к данным бухгалтерского и налогового учета. Это позволит налоговикам быстро проверять правильность и своевременность отражения компанией хозяйственных операций для целей налогообложения.
Формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним
Приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@ в соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 105_26, пунктами 1, 4, 7 статьи 105_27, пунктом 2 статьи 105_28, пунктами 1, 2, 4_1, 4_2, 7, 9 статьи 105_30, пунктом 3 статьи 105_31 НК РФ утверждены формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним.
Налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (п.1 ст.105_26 НК РФ).
Налоговый мониторинг в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также проверяет правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ.
Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст.105_26 НК РФ):
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.
При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105_27 НК РФ выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (п.2 ст.105_26 НК РФ).
Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинг регулируется статьей 105_27 НК РФ.
Форма Заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Организация, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (ч.1 ст.105_27 НК РФ).
Форма Заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@.
Похожие записи: