Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение НДС до 20 процентов с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Хотя ставка НДС в 2018 году осталась на прежнем уровне, предстоящее повышение налога уже связано с инфляционными ожиданиями. НДС является ценообразующим фактором, так как закладывается в стоимость продукции, работ или услуг. Даже незначительное увеличение процентной ставки влечет следующие последствия:
- увеличение оптовых и розничных цен на все виды продукции, так как конечный потребитель получает товар после совершения цепочек сделки, где каждый участник вынужден увеличивать стоимость;
- увеличение поступлений в бюджет – согласно заключению Минфина РФ, подготовленному одновременно с законопроектом, только в 2019 году бюджет дополнительно получит более 600 млрд руб.;
- при сохранении вычетов и льготных ставок на прежнем уровне повышение НДС приведет к увеличению сумм возмещения из бюджета, особенно для участников внешнеэкономических сделок;
- Правительство РФ анонсировало сокращение или полную отмену большинства инвестиционных проектов – их действие будет возобновлено только после оценки всех последствий от увеличения ставки налога.
Даже новости об утверждении законопроекта по НДС с 1 июля 2018 существенно повысили инфляционные ожидания граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Прогнозные показатели Минфина РФ на вторую половину года предусматривают резкое увеличение спроса на товары длительного использования, что автоматически влечет к повышению инфляции.
Государство планирует направить дополнительные поступления от НДС по следующим направлениям:
- реализация социальных проектов – медицина, здравоохранение, образование и т.д. (дополнительным стимулом будет продление ставки 10% на социально значимые товары и услуги);
- модернизация транспортной инфраструктуры – ремонт и строительство дорог, аэропортов, иных объектов;
- повышение эффективности свободных экономических зон – для предприятий в СЭЗ сохраняется упрощенный или льготный порядок налогообложения и отчетности.
Пока ставка НДС на 2018 год сохранила прежние показатели, компании имеют возможность работать по длящимся сделкам. Это позволит отнести часть расходов на налогообложение в отчетность 2018 года, т.е. с применением старого порядка исчисления.
Какие изменения в ставках НДС предусмотрены с 2021-2022
Какой НДС в России в 2018 году? Изменение ставок на законодательном уровне не утверждено, однако законопроект о повышении базового размера налога до 20% находится на рассмотрении в законодательных органах. Нововведение вступит в силу только с января 2019 года, после официального обнародования закона. Текущие новшества касаются изменений в составе плательщиков, перечне льгот и исключении отдельных операций из налогообложения.
С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:
- по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
- капвложениям (ФСБУ 26/2020);
- документообороту (ФСБУ 27/2021);
- аренде (ФСБУ 25/2018).
Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.
Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.
И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.
Налогово-бухгалтерские изменения — 2022
Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:
- для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
- для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Их больше не будут устанавливать регионы.
Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.
Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:
- заявление на льготу по налогу на имущество;
- заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
- заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
- сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.
По общему правилу, с предоплаты, которая получена в 2018 году, продавец исчисляет НДС по ставке 18/118. А при отгрузке в 2019-м применяется ставка 20/120. Но к вычету налог принимается по ставке 18/118 с полученной предоплаты.
Новая ставка действует по договорам независимо от времени их заключения – до 2019 года или позже. Значит, применять нужно ту ставку, которая действует в момент определения налоговой базы. Поэтому для расчета налога ориентируйтесь на момент определения базы по НДС.
Моментом определения базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из двух дат в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день оплаты, в том числе частичной.
Теперь разберемся в том, как считать НДС, если оплата прошла в 2018 году, а реализация – в 2019. Налоговая база определяется в 2018 году. Следовательно, продавец платит НДС, а покупатель принимает налог к вычету по ставке 18 процентов. Повышение налога с января 2019 года не влечет за собой изменения налоговых обязательств сторон сделки. На момент оплаты базу пересчитывать не нужно.
ПРИМЕР 1. КАК НАЧИСЛИТЬ НДС В 2018 ГОДУ ПРИ ОТГРУЗКЕ, А В 2019 ГОДУ – ПОСЛЕ ОПЛАТЫ?
В ноябре 2018 года ООО «Принц» отгрузило покупателю товары на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС по ставке 18% – 18 000 руб.). Покупатель рассчитался за товар в январе 2019 года.
В учете продавец сделал проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
— 118 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров в 2018 году;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчет по НДС»
— 18 000 руб. – начислен НДС с выручки от реализации товаров по ставке 18%.
Дебет 51 Кредит 62
— 118 000 руб. – получена оплата от покупателя в 2019 году.
До введения новой ставки по НДС, в конце 2018 года, всем продавцам выгодно составлять договоры так, чтобы успеть провести отгрузку до начала 2019 года. Даже если покупатель расплатится только в следующем году, продавец выиграет, применив более низкую ставку налога в 18 процентов.
Если покупатель внес аванс, а потом решил до отгрузки доплатить «дельту» в размере двух процентов, возможны два варианта дальнейших действий.
Первый: если разница, появившаяся из-за повышения НДС, перечислена в 2018 году – это доплата стоимости. С нее следует перечислить НДС по ставке 18/118. На эту разницу нужно выставить корректировочный счет-фактуру либо еще один авансовый счет-фактуру со ставкой 18/118.
Второй: если разница, появившаяся из-за повышения НДС, перечислена в 2019 году – это доплата налога. Нужно выставить корректировочный счет-фактуру на разницу суммы налога.
На момент отгрузки продавец считает НДС по ставке 20 процентов. А налог, который исчислен на основании корректировочных счетов-фактур, принимается к вычету.Но если стороны договариваются в этом году внести предоплату, которая рассчитана с учетом новой ставки, корректировочные счета-фактуры составлять не придется.
Если покупатель не является плательщиком НДС, вместо корректировочного счета-фактуры составляется другой документ. Это может быть бухгалтерская справка.
НДС 20 процентов: как работать в переходный период?
Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:
Ставка | Область применения |
---|---|
0% | · Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление. |
· Международные перевозки. | |
· Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки. | |
10% | · Реализация продуктов питания. |
· Реализация товаров детского назначения. | |
· Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий. | |
· Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры. | |
20% | Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории |
В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.
Группа операций | Вид операций | Основание | |||||||||||||||||||||||||
Продажа товаров, вывозимых из России | Продажа товаров, которые:
1) вывезены в таможенной процедуре экспорта; 2) помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; 3) вывезены в таможенной процедуре реэкспорта. Нулевая ставка применяется, если ранее эти товары были помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада. Нулевую ставку можно применять и при вывозе продуктов переработки или отходов, которые образовались в процессе переработки; 4) вывезены на территорию государства – члена ЕАЭС в случаях, которые предусмотрены Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 |
подп. 1, 1.1 ст. 164 НК | |||||||||||||||||||||||||
Транспортировка товаров и грузов | Международная перевозка товаров любыми видами транспорта. Пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами России.
Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании |
подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК | |||||||||||||||||||||||||
Услуги российских организаций и ИП по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России. Чтобы применить ставку 0 процентов, должны выполняться условия:
– пункт отправления и пункт назначения товаров находятся за пределами РФ; |
подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте:
1) по перевозке экспортируемых или реэкспортируемых товаров. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов; 2) перевозке экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС; 3) транзитной перевозке товаров через РФ из одного иностранного государства в другое |
подп. 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Услуги, связанные с транспортировкой товаров и грузов | Транспортно-экспедиционные услуги российских организаций и ИП при организации:
1) международных перевозок, в том числе перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России; 2) перевозки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов; 3) перевозки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, на территорию другого иностранного государства. Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании |
подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК |
|||||||||||||||||||||||||
Услуги российских организаций и ИП по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров:
1) для международных перевозок, в том числе для перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России; 2) для транспортировки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России; 3) для транзитных железнодорожных перевозок товаров через территорию РФ из одного иностранного государства в другое. Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании |
подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Услуги (работы) по перевалке и хранению в морских и речных портах товаров, которые перемещаются через границу РФ. Пункт отправления или пункт назначения товаров находится за пределами РФ. Нулевую ставку могут применить только российские организации, кроме организаций трубопроводного транспорта | подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Услуги (работы) российских организаций внутреннего водного транспорта при перевозке (транспортировке) товаров, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта). Перевозка осуществляется на территории России из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки | подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Услуги (работы), связанные с перевозкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию России до таможенного органа в месте убытия с территории России | подп. 3 п. 1 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Услуги (работы) российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые связаны:
1) с перевозкой экспортируемых или реэкспортируемых товаров. При этом на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов; 2) перевозкой экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС; 3) транзитной перевозкой товаров через территорию России. Нулевая ставка применяется, если стоимость этих услуг (работ) указана в перевозочных документах |
подп. 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Перевозка пассажиров и багажа | Международная перевозка пассажиров и багажа любым видом транспорта. | ||||||||||||||||||||||||||
Продажа и передача для собственных нужд товаров по кодам ОКПД2 | Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое масло | подп. 1 п. 2 ст. 164 НК, п. 1 и 2 ст. 1 Закона от 02.08.2019 № 268-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||
Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 | подп. 2 п. 2 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41
Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера |
подп. 3 п. 2 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688 | подп. 4 п. 2 ст. 164 НК | ||||||||||||||||||||||||||
Импорт товаров по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) | Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое масло | п. 5 ст. 164 НК | |||||||||||||||||||||||||
Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 | |||||||||||||||||||||||||||
Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41.
Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера |
|||||||||||||||||||||||||||
Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688 | |||||||||||||||||||||||||||
Перевозка пассажиров и багажа | Услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа.
С 2022 года – новые «рыбные» преференции по НДС |
||||||||||||||||||||||||||
Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) | Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов | п. 4 ст. 164 НК | |||||||||||||||||||||||||
Получение денежных средств в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов | п. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 155 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Процент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 10 процентов.
Подробнее: |
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Проценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 10 процентов.
Подробнее: |
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Страховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов | п. 4 ст. 164, подп. 4 п. 1 ст. 162 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Операции, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницы | Продажа имущества, облагаемого по ставке 10 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС.
НДС облагается разница между ценой продажи имущества с учетом НДС и акцизов и его покупной или остаточной стоимостью |
п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 154 НК |
|||||||||||||||||||||||||
Продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 10 процентов, закупленных у физических лиц. Перечень такой сельхозпродукции установлен постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383. | |||||||||||||||||||||||||||
Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) | Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов | п. 4 ст. 164 НК | |||||||||||||||||||||||||
Получение денег в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов | п. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 155 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Процент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 20 процентов.
В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты |
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Проценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 20 процентов.
В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты |
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Страховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов | п. 4 ст. 164, подп. 4 п. 1 ст. 162 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Операции, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницы | Последующая уступка (прекращение) денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
НДС облагается разница между суммой дохода, полученной новым кредитором от должника или при последующей уступке требования, и суммой расходов на приобретение требования |
п. 4 ст. 164, п. 2 ст. 155 НК |
|||||||||||||||||||||||||
Передача денежного требования, приобретенного у третьих лиц.
НДС облагается разница между доходами, полученными от должника или при последующей уступке требования, и расходами на приобретение требования |
п. 4 ст. 164, п. 4 ст. 155 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Передача имущественных прав на жилые дома, помещения и долей в них, гаражи или машино-места.
НДС облагается разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав |
п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 155 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Продажа товаров, работ, услуг | Продажа имущества, облагаемого по ставке 20 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС.
НДС облагается разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его покупной (остаточной) стоимостью |
п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 154 НК |
|||||||||||||||||||||||||
Продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 20 процентов, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.
Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383. НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения указанной продукции |
п. 4 ст. 164, п. 4 ст. 154 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Продажа автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.
НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения автомобиля |
п. 4 ст. 164, п. 5.1 ст. 154 НК |
||||||||||||||||||||||||||
Продажа материальных ценностей из государственного материального резерва при их выпуске в связи с освежением или заменой, приобретенных ответственными хранителями в порядке заимствования.
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС. Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников. Кто будет рассчитывать налоговую базу:
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы. Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране. Где:
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу. Кто не может применять автоматическую систему:
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете. Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы. Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление. Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Рассмотрим два примера. Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет. В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме. Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр. Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов. Ставка 10% применяется при реализации:
Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%. Написать комментарий В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования. Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере. Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО). За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках. С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности. Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта). Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 днейВ документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
24 июля Госдума приняла в третьем чтении закон о повышении НДС до 20%. Депутаты скоро уходят в отпуск — видимо, поэтому они очень торопились принять этот непопулярный закон. Проект Федерального закона N 489169-7 был внессен в Госдуму 16 июня, 3 июля прошел первое чтение, 18 июля — второе, и вот, наконец, финишная прямая. Такая мера позволит бюджету получить дополнительно 620 миллиардов рублей в год. Многие СМИ поторопились написать о том, что НДС подняли на 2%. Звучит не слишком пугающе — ну что такое 2%! Однако это просто математическая и терминологическая ошибка. Да, произошло повышение с 18% до 20%, но не на 2%, а на 2 процентных пункта. Разница же между 18% и 20% в процентах составляет 11,1%. О том, как это отразится на кошельках граждан, мы писали в статье «На сколько все подорожает с 1 января 2019 года в связи с повышением ставки НДС?». Некоторые чиновники, в частности новый глава Счетной палаты Алексей Кудрин, были уверены, что необходимые для исполнения нового майского указа главы государства можно найти и без повышения налогв. Вместо такой непопулярной меры Кудрин предлагал просто скорректировать бюджетное правило всего на $ 5. На Петербургском международном экономическом форуме глава Счетной палаты разъяснил, что речь идет о формировании новых валютных резервов за счет сверхдоходов от продажи нефти. Сейчас все средства, полученные сверх $ 40 за баррель (а такая цена заложена в бюджете на этот год), направляются на закупку валюты. Если же оставлять на расходы $ 45, то в условиях роста цены на углеводороды на мировом рынке можно, по словам Кудрина, получить «контроль над макроэкономическими рисками». Правда, параллельно необходимо проводить системные реформы. Ко второму чтению документа были одобрены поправки, которые продлевают на шесть лет — до 1 января 2025 года — действие нулевой ставки НДС при пассажирских авиаперевозках в Крым и обратно. Действующая льготная ставка применима до конца 2018 года. Также нулевая ставка НДС устанавливается в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт прибытия расположены на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) — эта льготная ставка также будет действовать до 1 января 2025 года. «Для унификации мы ту же самую льготу сохраняем для Калининграда», — сказал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. На 2019-2024 годы продлеваются и льготные тарифы страховых взносов для НКО, применяющих упрощенную систему налогообложения и занимающихся социальным обслуживанием граждан, научными исследованиями и разработками, образованием, здравоохранением, культурой, искусством и массовым спортом (за исключением профессионального), а также для благотворительных организаций. Тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование составят 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%. Закон также уточняет порядок определения налоговой базы при реализации товаров, работ или услуг с учетом субсидий, предоставляемых федеральным или региональными бюджетами в связи с применением налогоплательщиком скидок на цену этих товаров, работ или услуг. Документ предусматривает возможность вычета из налоговой базы суммы НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года. «Это очень важно для сельхозпроизводителей и организаций, реализующих проекты по строительству и реконструкции автомобильных дорог», — считает глава бюджетного комитета Макаров. С 1 января госкомпании не смогут включать НДС по отдельным покупкам в свои затраты и закладывать их в себестоимость товаров. Льготный десятипроцентный НДС сохранен на товары первой необходимости, рост же цен на все остальные произойдет автоматически — просто потому, что увеличится заложенный в цене налог. «На фоне продолжающегося падения реальных доходов населения это будет ощутимо», — считает Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики BMS Law Firm. Руководитель проектов консалтинговой компании «НЭО Центр» Максим Никиточкин подчеркивает, что рост цен будет связан не только с увеличением НДС как таковым, но и с тем, что этот рост «разблокирует» инфляцию, разбудит «бычьи» настроения по отношению к ней, а этого рынок ждет давно. «В последние два года инфляция активно сдерживалась, — поясняет он, — только небольшое число компаний поднимало цены на свою продукцию, а сейчас настал «подходящий» момент, когда компании могут повысить цены на волне роста НДС, переложив ответственность в глазах потребителей с себя на правительство». «633,5 миллиарда рублей, которые Минфин планирует дополнительно собрать в 2019 году за счет увеличения НДС, — это порядка 5,8 процента от всей прибыли всех предприятий, за исключением малых, использующих “безэндээсное” налогообложение», — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Повышение НДС приведет к росту общих издержек предприятий и падению рентабельности. Она, по словам Исаева, и так уменьшается не один год. К тому же, чем выше НДС, тем больше оборотных средств отвлекается в процессе производства. Максим Никиточкин, напротив, считает, что не нужно сгущать краски. И приводит пример: компания А, перерабатывающая полипропилен, имеет выручку 520 миллионов рублей с НДС, платит НДС 22,5 миллиона рублей, ее чистая прибыль — 14 миллионов рублей (денежный поток 22 миллиона рублей). При увеличении ставки НДС с 18 до 20 процентов и сохранении уровня «эндээсной» выручки, платеж по НДС вырастет на 2 миллиона рублей — до 24,5 миллиона, чистая прибыль снизится до 12 миллионов рублей, денежный поток — до 20 миллионов. «Рентабельность по чистой прибыли снизится с 3,6 до 3,3 процента, что несущественно», — заключает он. Однако большинство экспертов считает, что удар будет сильным и приведет к снижению объемов производства. И сокращению персонала. Дело в том, что оборудование можно «заморозить» до лучших времен, а вот персонал «заморозить» нельзя, поясняет Алексей Филиппов. Рост НДС — удар по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Особенно негативно он скажется на «сложной» промышленности — производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Допустим, говорит Алексей Филиппов, в качестве корпоративной стратегии избирается повышение цен на 2 процента. Мы имеем себестоимость продукции 100 рублей при наценке в 10–15 рублей, с которых производитель платит зарплаты, аренду, отчисления, налог на прибыль и так далее. «Прирост стоимости на 2 рубля снизит прибыльность компании не на 2 процента, а на 20! Это очень сильный удар по программам развития и разрыв отношений с некоторыми партнерами». Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годахЦены на товары повседневного спроса: продукты питания, медицинские товары — вырастут, но потребление их, по понятным причинам, сократится незначительно. А так как доходы, скорее всего, не вырастут, мы будем меньше тратить на товары, не относящиеся к повседневному спросу, например, на книги, театры, фитнес и прочее. С одной стороны, вырастет нужда в потребительских кредитах из-за того, что больше денег понадобится на стандартную потребительскую корзину. С другой — ЦБ как минимум не будет смягчать денежно-кредитную политику, а как максимум ужесточит ее, чтобы восстановить контроль над инфляцией. И потребует у банков увеличить проценты по кредитам и ужесточить требования к заемщикам. Сейчас на рынке России нет НДС на продажу квартир. Поэтому, по словам аналитика риелторской компании «Этажи» Александра Иванова, «увеличение ставки налога на добавленную стоимость на процессе купли-продажи жилья значительно не отразится, вернее, не отразится сразу». Наиболее вероятное развитие событий: подорожают квадратные метры в новых строительных проектах и в новостройках, которые еще не достроены, а затем и на вторичном рынке. Это единственное позитивное для вас последствие увеличения НДС. Если только вы продавцы, а не покупатели жилья. НДС — федеральный налог, обязательный к уплате на всей территории России. От него зависит конечная цена в розничной торговле. Экономист Ильдар Аблаев говорит, что рост ставки НДС — палка о двух концах: с одной стороны повышаются налоговые доходы госбюджета, с другой — увеличивается инфляция, цены растут на все товарные группы. «От роста НДС в ближайший год госбюджет получит более 420 млрд рублей допдоходов. Фискальный эффект ощутим для казны — НДС в 2020 году планируется собрать в объеме 7,5 трлн рублей. Из них 4,5 трлн — внутренний НДС и 2,98 трлн — ввозной — от импорта. Вместе с НДПИ НДС дает 2/3 всех налоговых доходов госбюджета», — поясняет Аблаев. «Что касается рядовых граждан, то рост НДС сказывается на росте цен на все потребляемые продукты. Мне очень хотелось бы посмотреть на методику расчета инфляции Центробанка РФ. Они дают цифру 3,6% по итогам 2019 года. А в реальности, только продуктовая инфляция составляет 12−15% годовых. Сюда нужно добавить рост тарифов ЖКХ и рост акцизов на бензин. Жизнь становится дороже, и пятый год подряд падают реальные доходы населения, в условиях когда правительство РФ проводит в большей мере бухгалтерскую политику — ужесточает фискальный, налоговый пресс на граждан». Аблаев подчеркивает: экономика РФ на рубеже 2019/2020 находится в состоянии стагнации — роста нет. «Плюс 1,3 — 1.5% роста, по данным минэкономики РФ, находится в пределах статпогрешности. А в это время экономика США по итогам 2019 года дает 3,6% роста, Китай — до 7%. России необходимо возобновить экономический рост. Есть смысл не увеличивать и без того профицитный бюджет за счет роста НДС, а наоборот уменьшить НДС на 4% до 16%». По мнению председателя «Деловой России» в Татарстане, основателя ПО «Зарница» и депутата Госсовета Артура Абдульзянова, увеличение ставки НДС сказывается и на бизнесе. «За последние десять лет вклад малого и среднего предпринимательства в российский ВВП снизился — по итогам 2017 года — до 21,9% от ВВП страны. За 2018 год информации пока нет. Хотя во всех развитых странах показатель, как правило, находится в диапазоне 50−60%. На сокращение малого и среднего бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. После увеличения НДС с 18 до 20 процентов крупный бизнес стал сокращать расходы. Это отразилось на малом и среднем бизнесе, который зачастую выступает в качестве подрядчика крупных компаний». И.о. бизнес-омбудсмена РТ Венера Камалова также отмечает: увеличение налогового бремени на 2% — это изъятие денег из оборота компаний на эту сумму. «Увеличение ставки НДС привело пусть к незначительному, но увеличению расходной части бизнеса. Соответственно это отразилось на конечной стоимости производимого товара, работы или услуги. Я не скажу, что есть прямая корреляция между повышением ставки и ценой товара — на нее влияет много факторов. Но это дополнительное изменение правил игры для бизнеса, которое они восприняли негативно — это факт». Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова, подводя итоги года с повышенным НДС, отмечает, что позитивного эффекта не увидели ни население, ни бизнес, ни экономика. «Темпы экономического роста пока остаются невысокими, реальные доходы населения продолжают падать, и по этой причине обрабатывающая промышленность и сектор услуг ограничены в возможностях повышения цен. Повышение НДС прибавило к инфляции потребительских цен 0,2 процентного пункта, но во втором полугодии 2019 года негативный эффект исчерпался, хотя о позитиве для экономики говорить слишком рано. Минфин, правда, единственный в России кто видит в этом нововведении позитив уже сегодня», — констатирует Мильчакова. Она полагает, что в будущем, наверное, повышение НДС и увеличение налоговых поступлений в бюджет должны позитивно повлиять на национальные проекты. Но этот эффект можно будет увидеть только с течением времени. «Всемирный банк ожидает, что первые результаты национальных проектов уже в 2020 году начнут вносить свой вклад в темпы роста ВВП России, но этот вклад составит пока только 0,1 процентного пункта». Как избежать ошибок при переходе на 20%-ную ставку НДСИзменения в п.3 ст.164 НК РФ (увеличение НДС на 2%, т.е. c 18% до 20%) вступают в силу с 1 января 2019 г. (п.3 ст.5 Закона № Таким образом, даже если в 2018 году или ранее продавец получил аванс и исчислил с него НДС по ставке 18/118, при отгрузке товаров (работ, услуг) с 1 января 2019 года он обязан предъявить покупателю и исчислить НДС по ставке 20% (конечно, если этот товар не облагается НДС по ставке 10% или 0%). При этом НДС, исчисленный при получении предоплаты, полученной в 2018 году, принимается к вычету в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной предоплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п.8 ст.172 НК РФ). Пример 1. В 2018 году исполнитель получил аванс в счет оказания услуг — 118 руб., исчислил НДС — 18 руб. (118*18/118). В 2019 году будут оказаны услуги, стоимость услуг (по соглашению сторон) составила 120 руб. (в т.ч. НДС 20%). При оказании услуг в 2019 году исполнитель исчислит и предъявит заказчику НДС в сумме 20 руб. (120*20/120). При этом НДС, исчисленный при получении аванса в сумме 18 руб. он примет к вычету на дату оказания услуг в 2019 году (т.е. в соответствии с п.8 ст.172 НК РФ к вычету принимается НДС, исчисленный по ставке 18/118 с суммы аванса, засчитываемого в оплату оказанных услуг, в нашем примере со 118 руб.). 2 рубля за оказанные услуги заказчик оплатит дополнительно в 2019 году. Многие налогоплательщики, заключающие сейчас долгосрочные договоры, хотят прописать в них условие, что по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) с 1 января 2019 года применяется ставка НДС 20 %. По мнению автора, при заключении договоров (дополнительных соглашений) в 2018 году лучше не указывать конкретную ставку НДС. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Закон № Так, если поставка товаров будет осуществляться в 2019 году, в договоре можно указать, что «стоимость товаров составляет 120 руб. (в т.ч. НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ)». Формулировка условий может быть иной. Например, можно оговорить, что «стоимость товаров составляет 100 руб. без учета НДС. НДС предъявляется дополнительно к стоимости товаров по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ» (до 31.12.2018 г. — по ставке 18%, с 01.01.2019 г — по ставке 20%), т.е. в договоре фиксируется окончательная цена (в т.ч. НДС) или порядок ее формирования (цена+НДС). В тоже время, поскольку к налоговым правоотношениям нормы гражданского законодательства не применяются (п. 3 ст. 2 ГК РФ), по мнению автора, стороны договора, установив цену товаров (работ, услуг), вправе указать по какой ставке НДС этот налог будет предъявляться покупателю в соответствии с налоговым законодательством, действующим в момент исполнения договора. Но к сожалению, судебной практики по данному вопросу автору найти не удалось. Чем рискуют стороны, если при заключении договора в 2018 году укажут ставку НДС 20%, включаемую в цену товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года? По мнению автора, налоговых рисков при таких условия договора не возникает. В такой ситуации возможны только гражданско-правовые риски, т.е. риск признания сделки недействительной, но он практически равен нулю. При несоответствии условий договора законодательству, действующему на момент заключения договора, сделка, является оспоримой (п. 1 ст. 168 ГК РФ), т.е. есть риск, что одна из сторон сделки в судебном порядке оспорит ее заключение, т.е. договор может быть признан недействительным (п. 1 и п. 2 ст. 166 ГК РФ). В тоже время, в соответствии с п. 2 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. По мнению автора, указание в договоре, что «стоимость товаров, отгруженных с 01.01.2019 г. составляет 120 руб., в т.ч. НДС 20%» не нарушает права покупателя, поскольку на момент исполнения договора он будет соответствовать законодательству, а самое главное, что не зависимо от ставки НДС стоимость товаров согласована и в нашем примере составляет 120 руб. Т.е. риск признания сделки недействительной при указании ставки НДС 20% ничтожен. К тому же, как уже говорилось, к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что лучше не указывать в договоре конкретную ставку НДС. Но если стороны все же согласовали в 2018 году стоимость товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года с указанием на ставку НДС 20%, то, по мнению автора, риски признания таких договоров недействительными стремятся к нулю. Если в заключенном договоре, который будут действовать в 2019 году оговорена ставка НДС 18%, то для исключения споров с контрагентами о стоимости товаров (работ, услуг), которые будут отгружены с 01.01.2019 г. необходимо составить дополнительное соглашение к договору, установив новую стоимость товаров (работ, услуг) с учетом ставки 20%. Причем не обязательно увеличивать стоимость товаров (работ, услуг) на «2% НДС». Иными словами, не исключено, что стороны захотят оставить туже стоимость, но с учетом 20% НДС. Например, стоимость услуг составляет в настоящее время 118 руб., в т. ч. 18 % НДС. Стороны договора пришли к соглашению, что с 1 января 2019 года стоимость услуг составляет 118 руб., в т. ч. 20% НДС. А могли установить стоимость услуг и в размере 120 руб. (и больше или меньше), в т. ч. 20% НДС. В 2019 году с учетом первого квартала, когда НДС еще платился по старой ставке 18%, бюджет получит от повышения НДС около 507 млрд руб. Получается, этот фактор обеспечит более 7% общих поступлений НДС за год. Рейтинговое агентство АКРА смотрит на дополнительные поступления НДС в этом году даже более оптимистично, прогнозируя 545 млрд руб. от увеличения ставки, подсчитал для РБК замдиректора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Если бы НДС весь год платился по ставке 20%, дополнительные доходы бюджета могли бы превысить 700 млрд руб., говорит он. За девять месяцев 2019 года, по оперативным данным Минфина, общая сумма поступлений по внутреннему НДС выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года (до 3,16 трлн руб.), по ввозному НДС рост составил 14% (до 2 трлн руб.). Оперативные данные о поступлениях по НДС не являются окончательными, потому что некоторые компании возмещают уплаченный налог из бюджета, отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Илья Самуйлов. В лучшем случае возмещение НДС занимает два с половиной месяца после подачи декларации.
Похожие записи: |