Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медицинский осмотр водителей 2022 законодательство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Минздраве разъяснили новый порядок выдачи медсправок для водителей
Зарегистрирован 30.11.2021 № 66130
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30.11.2021 г.
Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу с 11 декабря 2021 г., пункт 1 с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., пункт 3 с 1 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2021, № 27, ст. 5159), подпунктами 5.2.75 и 5.2.199 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:
1. Утвердить:
порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) согласно приложению № 1;
порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 2;
форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 3.
2. В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации И марта 2016 г., регистрационный №41376) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. №731н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466), от 20 ноября 2019 г. № 942н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный №56566), от 23 июня 2020 г. № 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783) и от 25 декабря 2020 г. № 1370н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932), в пункте 5 слова «с 1 января 2022 года» заменить словами «с 1 марта 2022 года».
3. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:
от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный № 41376);
от 10 сентября 2019 г. № 731 н «О внесении изменений в порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466);
от 20 ноября 2019 г. № 942н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный № 56566);
от 23 июня 2020 г. № 624н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783);
от 25 декабря 2020 г. № 1370н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932).
4. Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
5. Пункт 1 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
6. Пункт 3 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Министр М.А.Мурашко
Медосмотры водителей по новым правилам будут проходить с 1 января 2022 года
1. Обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее — медицинское освидетельствование) проводится в целях определения наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 16041 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1604).
2. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) кандидатов в водители транспортных средств;
2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
3) водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
3. Медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)2.
4. Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме:
1) осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом);
2) осмотр врачом-офтальмологом;
3) обследование врачом-психиатром;
4) обследование врачом-психиатром-наркологом;
5) осмотр врачом-неврологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тш», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3. Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий осмотр врачом-неврологом проводится по направлению врача-терапевта или врача общей практики (семейного врача) при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством);
6) осмотр врачом-оториноларингологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тт», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3);
7) электроэнцефалография (обязательна при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий «С», «D», «СЕ», «DE», «Тт», «ТЬ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE»3. Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий электроэнцефалография проводится по направлению врача-невролога при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством4);
8) определение наличия психоактивных веществ в моче5 и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя (обязательны при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством6, или при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
5. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «офтальмологии», «неврологии», «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «функциональной диагностике»7.
1. Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (форма № 003-В/у) (далее соответственно -медицинское заключение, освидетельствуемые) выдается врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, в которую обратился освидетельствуемый в соответствии с пунктом 6 приложения № 1 к настоящему приказу, в день предъявления освидетельствуемым справок по результатам осмотров и обследований врачами-специалистами и иных сведений, указанных в пунктах 12 и 13 приложения № 1 к настоящему приказу, в присутствии освидетельствуемого и действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений1, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи.
При отказе освидетельствуемого от прохождения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) или от прохождения хотя бы одного из осмотров или обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 приложения № 1 к настоящему приказу, оформленном в соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2, медицинское заключение не выдается.
2. Записи в медицинское заключение вносятся чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета разборчиво, четко, без сокращений и исправлений.
Допускается заполнение медицинского заключения с использованием компьютерных технологий.
В медицинском заключении допускаются исправления путем зачеркивания текста, после чего исправленное место подтверждается записью «исправленному верить», подписью работника, внесшего исправление, и печатью медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — организация). Внесение более двух исправлений в медицинское заключение не допускается.
3. Серия и перечень номеров медицинских заключений, выдаваемых организациями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, определяются в соответствующем субъекте Российской Федерации на календарный год.
Серия медицинского заключения включает в себя кодовое обозначение субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.
Нумерация медицинских заключений должна быть сквозной, количество знаков в номере должно состоять из девяти разрядов, при этом серия и номер медицинского заключения записываются в формате «хх ххххххххх», где «х» -цифра от 0 до 9.
Проставление серии и номера медицинского заключения осуществляется одной из организаций, указанных в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу.
Дублирование сочетания серии и номера медицинского заключения не допускается.
4. Сведения в медицинское заключение должны быть внесены во все его строки и таблицы. В случае если внесение соответствующих сведений в ту или иную строку и таблицу медицинского заключения невозможно ввиду их отсутствия, в медицинском заключении делается запись «не установлено».
5. В медицинском заключении указываются полное наименование организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, номер и дата выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности, адрес места нахождения указанной организации и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
В случае выдачи медицинского заключения индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, в медицинское заключение вписываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке3.
Отметка в путевом листе о пройденном предрейсовом медосмотре, запись механика как были, так и остались необходимыми атрибутами первичного документа. Вместо действующего ранее Приказа Минтранса №152, с 2021 года ввели новый — №368 (11/09-20 г.), действующий до 2027 г. Норматив обязателен к исполнению:
1. Юридическими лицами, эксплуатирующими ТС.
2. Перевозчиками коммерческого груза (оказание услуг грузоперевозок).
3. Перевозчиками пассажиров (такси, автобусы, общественный транспорт).
4. Индивидуальными предпринимателями, в т.ч., управляющими грузовиком самостоятельно.
5. При транспортировке людей или грузов (автобусы/грузовики) при наличии договора фрахтования или без него (поездка в личных целях).
Запись о предрейсовом или предсменном медосмотре должна содержать подпись медика с расшифровкой фамилии, дату (число, месяц, год) и время прохождения: часы, минуты. Это может быть штамп, но необязательно. Отметка о послерейсовом мед. осмотре ставится в случае, если автотранспорт использовался для транспортировки опасных грузов или пассажиров.
Регистрировать путевые листы в журнале — обязанность автовладельцев. Регистрационный документ может быть как в бумажном, так и в эл. виде. В последнем случае предусматривается возможность сделать копии бумажных страниц. Сведения, размещенные в эл. формате, заверяются КЭЦП ответственного лица.
Чаще всего проблемы у водителей грузовиков связанные с путевкой — это неверное оформление документа. Отсутствие обязательных реквизитов, таких как предрейсовый медицинский или технический осмотр, равнозначно тому, что поездка осуществляется без путевого листа. Законами РФ перевозка грузов без этого документа запрещена.
За такое, казалось бы незначительное правонарушение водителя, должностных лиц, транспортную компанию подвергнут штрафным санкциям. Кроме этого автотранспорт отправят на штрафстоянку. Если грузовик груженый, придется искать возможность выгрузить товар на другую машину, чтобы доставить груз по назначению. Что соответственно так же придется оплачивать автовладельцу.
В условиях пандемии, выявление подобных админнарушений обойдется бизнесменам в большую сумму штрафа, чем было до пандемии COVID-19. Например, если:
• путевого листа нет или он содержит грубые ошибки;
• отсутствует отметка о прохождении предрейсового медосмотра;
• или технического контроля состояния ТС.
Согласно ст.27.10 КоАП РФ грозит: арест автотранспорта на 2 месяца, изъятие вещей и документов. По ст.12.31.1 части 2 и 3 до 30 тыс. р. за каждый отсутствующий пункт. В зависимости от ситуации и причины, по которой проводится проверка документов у водителя грузового автомобиля, сотрудник ГИБДД может применить ст.20.6.1. Сумма штрафа для:
• ИП составит 30‒50 тыс. р.;
• юрлица: 100‒300 тыс. р.
Хлопоты по вызволению грузовика со штрафстоянки, простой ТС и прочие неприятности, связанные с этими процессами потребуют денежных расходов при отсутствии возможности зарабатывать. Так отсутствующий предрейсовый медицинский осмотр может вылиться в достаточно крупную сумму убытков.
Примечание: Согласно новым правилам лицо, осуществляющее предрейсовый (предсменный) техосмотр ТС, должно числиться в штате транспортной компании. Ранее можно было заключать с механиком соответствующей квалификации аутсорсинговый договор. Положение не касается ИП, управляющих грузовиком самостоятельно.
В отличие от транспортных компаний, имеющих в штате наемных сотрудников, руководители которых обязаны обеспечить предрейсовый медицинский и технический осмотр до начала рейса (отправки с места парковки) грузовика, ИП имеет право, при управлении автомобилем самостоятельно, доехать на нем до медучреждения для прохождения медосмотра. При этом начало выезда с места стоянки будет предшествовать времени проведения предрейсового мед. осмотра.
Разумеется, при этом нельзя попутно, следуя к медорганизации или СТО, брать для перевозки груз, осуществляя коммерческую деятельность до прохождения мед. обследования водителя и технического контроля состояния автотехники.
Полномасштабная программа по внедрению повсеместного медицинского контроля водителей с использованием телеметрического оборудования еще не введена. В экспериментальном режиме допускается использовать удаленный медосмотр, регулируемый Законом РФ №258-ФЗ (31/07-20 г.). Форма предрейсового мед. осмотра некоторыми судами не считается противозаконной. При этом необходимо правильно организовать процесс медконтроля и вести документацию в надлежащем виде.
Вопрос не однозначный. В Приказе Минздрава №835н; п.4 говорится: медосмотр проводится перед сменой или рейсом. Из этого делается вывод, что командировка начинается с момента выезда грузового транспорта из гаража до его возвращения. Многодневная поездка считается одним рейсом. Тогда предрейсовый мед. осмотр проходят только раз, перед выездом авто с места парковки.
Но есть и другое мнение: Маршрут нужно выстраивать так, чтобы по пути водитель грузовика мог пройти медосмотр. Если сделать это невозможно, требуется установить в автомобиле устройство, которое передавало бы измеряемые параметры на пульт оператору (медику).
В крайнем случае предлагают использовать программу-алкотестер с возможностью синхронизации с мобильным устройством или что-то подобное для осуществления контроля. Причем такие программные комплексы уже существуют. Похоже на мазохизм? Согласны. Но боимся, что так и будет. Основание: П-з №835н; п.6, где говорится, что обязательные медосмотры осуществляют на протяжении всего времени нахождения в поездке.
Занимаясь подобной деятельность водитель рискует получить штраф. Некоторые юристы, ссылаясь на ч.1 ст.20 Закона №196-ФЗ (10/12095 г.) и №323-ФЗ (21/11-11 г.) считают, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры касаются только лиц в юридическом статусе или ИП. На поставленный вопрос отвечают: Нет, проходить медосмотр не нужно.Но если это происходит систематически, то МАДИ будет применать нормы к водителю, как к юридическому лицу.
Чем радуют наши нормативы, так это тем, что соответствуют древней пословице: Закон — что дышло, куда повернешь, туда и вышло. В той же 20 статье, ч.2 говорится: под требования оформления путевого листа и прохождения предрейсового медосмотра попадают лица, осуществляющие транспортировку груза как в коммерческих, так и в личных целях. Заключившие договор фрахтования и без такового. Ключевое обстоятельство — грузоперевозка.
- Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
- Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
- Зачем придется сдавать анализы крови и мочи
С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.
Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
- приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
- письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
- приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
- ТК РФ.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.
Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:
- «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
- «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
- Трудовой кодекс РФ
Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.
Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:
- Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
- Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
- Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.
Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.
ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.
Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:
- 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
- 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.
- 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.
Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.
Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:
- 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
- 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
- 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
- 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
- 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
- 31-50 – 18 тысяч рублей.
- Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.
Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.
Закупки корпоративных заказчиков
Номер извещения
32110759153
Уникальный номер закупки
Согласно ст.20 Закона РФ №196-ФЗ (10/12-95 г.) закрепление на правовом уровне нормативных требований к организации и Порядку проведения предрейсового и послерейсового технического контроля состояния автотранспорта, включая пассажирский, возложена на Минтранс России
Нормативно-правовая база проведения послерейсового технического осмотра транспортных средств в 2022 году.
Транспортные компании были обязаны руководствоваться Приказом Минтранса (далее Департамент или ПМТ) №296 (8/09-18 г.). Но Постановлением Правительства №1742 (26/10-20 г.) он был отменен. Поэтому приведенные в ПМТ №296 требования утратили силу. Новый Порядок по организации Предрейсового (предсменного) техконтроля (далее ПТК) регламентирует МТ №9 (15/01-21 г.), который действует с сентября 2021 года. Положения и требования к транспортным компаниям, изложенные в нем, соответствуют Приказу МТ №368 (11/09-20 г.).
Наше примечание: Автотранспортным организациям необходимо руководствоваться Приказами №9 — Порядок ПТК и №368 — Заполнение путевых листов (обязательные реквизиты п/л).
Далее Департамент разъясняет, что согласно п. 8 ПМТ №368:
- Прохождение Медицинского осмотра водителей и проведение технического контроля состояния ТС подтверждается (доказывается) наличием отметок в путевом листе, под техническим контролем понимаем только предрейсовый технический контроль, проведение послерейсового технического контроля никакими законодательными актами не предусмотрено.
- Путевка должна оформляться на каждое транспортное средство, находящееся в эксплуатации юрлиц или ИП.
- Послерейсовый (послесменный) техосмотр автотранспорта нормативно-правовыми актами не регламентирован.
Департамент подчеркивает: в целях безопасности, в соответствие с ПДД, осуществлять перевозку грузов или пассажиров без предсменного технического осмотра запрещено Постановлением Совета Министров №1090 (23/09-93 г.). Проверять ТС перед выездом с места парковки, выявляя неисправности, должны согласно установленным НПА под контролем должностных лиц, отвечающих за БДД.
Минтранс так же сообщает: требования, регулируемые нормативно-правовыми актами, касающиеся проведения обязательного послерейсового технического осмотра легкового транспорта , используемого для поездок в личных целях, не установлены.
Водитель по договору с авто обязан проходить предрейсовый контроль
- Адрес
СЕВЕР-Студеный проезд д. 2, к 1
Адрес
ЮГ-ул. Полбина 29с1
Предрейсовый контроль проводится, если длительность рейса равна длительности рабочего дня или превышает его. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом рейса.
Предсменный контроль проводится в том случае, если в течение дня автомобиль совершает несколько рейсов. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом смены.
В остальном процедуры предрейсового и предсменного контроля полностью совпадают.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.
И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.
Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.
В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.
А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.
Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.
Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!
Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.
- Медосмотр водителей на предприятии
- Предрейсовый осмотр водителей ИП
- Медосмотр водителей в организации
- Медосмотр водителей такси
- Медосмотр водителей погрузчиков
- Медосмотр водителей автобусов
- Ежедневные осмотры водителей
- Медосмотр водителя перед выездом
- Предрейсовый контроль водителей
Организация предрейсового медосмотра водителей
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ - Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
«Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» - Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
«О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями) - Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» - Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.
Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.
Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.
Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.
В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.
Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы. Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6).
Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя». У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории. В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е. те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией). Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору. На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.
Требования о проведении предрейсовых медосмотров лежат в сфере трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о безопасности дорожного движения.
Это обуславливает подходы к контролю.
Согласно КоАП РФ несоблюдение правил в интересующей нас области образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 (ч.ч. 3, 5), ст. 11.32, ст. 12.31.1 (ч. 2).
Осуществлять контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях по этим составам вправе в пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД, инспекторы труда, должностные лица органов Росздравнадзора, Ространснадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. ст. 23.3, 23.12, 23.36, 23.36.1, 28.1, 28.3 КоАП РФ).
Вмешательства иных органов в контроль закон не предполагает.
Так, налоговые органы не могут отказать в признании в целях налогообложения расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, только на том основании, что водители налогоплательщика не прошли обязательного предрейсового (или иного) медосмотра. Это факт при налоговом контроле не значим. Его выявление само по себе не позволяет поставить под сомнение ни совершение служебной поездки как таковой, ни экономическую оправданность расходов. Под обоснованными расходами ст. 252 НК РФ понимает экономически оправданные затраты. Произведены они должны быть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Требования, которые лежат вне плоскости налоговых правоотношений, не могут приниматься в расчет при налоговом контроле (ст. 1 ТК РФ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 54.1, п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, Минфин России в письме от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18410 ответил на вопрос о возможности списания расходов на оплату сверхурочных работ сотрудников, которые отработали так более разрешенных 120 часов в год: нарушение работодателем норм трудового права не влечёт запрета на признание указанных расходов.
Медицинское обследование водителей – это важная часть безопасного функцио-нирования транспортных фирм. Из-за большого количества аварий правительство постоянно вносит поправки в нормативные акты. Предрейсовый и послерейсовый медосмотр для водителей нового закона 2019 тоже получил некоторые корректи-ровки.
Управляющие рейсовыми автобусами перед каждым маршрутом подвергаются медосмотру, чтобы их физическое состояние не стало причиной ДТП. Процедура включает несколько простых этапов, в ходе которых определяется пригодность лица к управлению транспортным средством.
Чтобы предотвратить аварийные ситуации на дороге, предосмотр води-телей регулируется законом, так как шофер отвечает не только за свою жизнь, но и за безопасность пассажиров.
Право проводить предрейсовый и послерейсовый осмотр в 2019 году имеют медицинские учреждения, лицензированные компании, штатный доктор.
Согласно законодательству процедуру оплачивает работодатель. Он может нанять врача в штат, оборудовав для него рабочее место, или договориться с соответ-ствующей организацией. Если водитель занимается бизнесом, то он самостоятельно выбирает клинику, покрывает все расходы.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Осмотр проходят все водители, которые трудоустроены в транспортной компании:
- Перед и после первого рейса, если его длительность составляет больше 1 дня.
- В начале и конце трудового дня, за который придется совершить несколько рейсов.
Цель медосмотра водителей – определение их профессиональной пригодности, предотвращение болезней, характерных при такой работе. При выявлении каких-либо нарушений человек к вождению транспортного средства не допускается.
Задача медицинского осмотра:
- определение опьянения спиртным, наркотиками, токсичными веществами, похмелья;
- выявление симптомов переутомления;
- определение болезней, которые негативно влияют на управление автомобилем.
Осмотр проводится непосредственно в течение всего трудового дня. Время, затраченное на общение с медиками, входит в рабочие часы.
Процедуры, которые включает предрейсовая проверка:
- опрос;
- измерение физических показателей;
- выявление одурения наркотиками, спиртным, другими веществами (иногда проводятся лабораторные исследования).
Итог процедуры предрейсовый осмотр водителей записывают в нормативные документы: журнал и водительский путевой лист. Если были выявлены какие-либо проблемы (симптомы острой болезни, интоксикация, похмелье, ускоренный пульс), то за руль транспортного средства работника не допустят.
Во время предрейсового осмотра проводится первичный тест на употребление наркотических препаратов. Если его результаты положительные, то пациент направляется к наркологу для более углубленного обследования.
Важно! Дополнительные исследования проводятся только после письменного согласия пациента.
Помещение, где проводится осмотр, должно состоять из двух комнат – для сбора анализов и осмотра пациента. Также должно присутствовать необходимое оборудование, инструменты, мебель.
Набирает популярность медосмотр водителей по закону без присутствия врача. Для этих манипуляций понадобиться специальный компьютер с датчиками. Водитель самостоятельно замеряет все параметры согласно инструкции, после чего результаты в клинику для дальнейшей обработки.
В КоАП РФ прописаны особенности наказания тех, кто ответственный за здоровье водителей, за нарушения процедуры. Размер штрафа для людей, занимающихся личным бизнесом, составляет 1–5 тысяч рублей, а для юридических предприятий – до 50 тысяч рублей или до 90 дней прекращения деятельности. Если это не первое нарушение, то следует дисквалификация на 1–3 года.
Когда из-за отсутствия медицинского освидетельствования был нанесен тяжелый вред здоровью потерпевшему, то штраф достигает 200 тысяч рублей. Также могут назначить исправительные или принудительные работы, посадить в тюрьму на 1-2 года. Если авария с летальным исходом, то виновных лишают свободы сроком до 4 лет.
Согласно регулированию Федеральным законом бизнесмены, эксплуатирующие машину в работе, также должны в клинике организовывать обследования. В 2018 году были внесены поправки в Федеральный закон №196. Новые введения отменили необходимость печати в путевом листе, но теперь требуется указывать дату проведения мед осмотра.
Важно! Время технической проверки транспорта и медицинского обследования не должно совпадать. Минимальный допустимый разрыв – до получаса.
Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.
Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:
- обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
- повышать квалификацию медработника;
- предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
- заполнять журнал медосмотров.
При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).
Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.
Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).
Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.
Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).
За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):
- для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
- для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.
Категория нарушителей | Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения (ст. 12.32 КоАП РФ) |
Должностные лица | Штраф от 15 000 до 25 000 рублей | Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет | Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей |
Предприниматели | Штраф от 15 000 до 25 000 рублей | Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток | Штраф 100 000 рублей |
Организации | Штраф от 110 000 до 130 000 рублей | Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток | Штраф 100 000 рублей |
Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).
Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).
Согласно ч. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны и здоровья» (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ).
Федеральным законом № 242-ФЗ предусмотрено создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан. Также данный Закон определяет цели применения телемедицинских технологий, включающие дистанционное взаимодействие медицинских работников друг с другом, а также с пациентами.
Так, согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе применением телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (п. 22 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н.
В пункте 15 приказа предполагается возможность ведения журнала предрейсовых осмотров в электронном виде.
>
Существующими нормативными правовыми актами в сфере проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров их проведение с применением телемедицинских технологий не запрещено.
Также в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона № 271597-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В частности, указанный законопроект предполагает включение в Закон следующего положения: «Допускается проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи».
Указанный проект Федерального закона является заключительным актом внедрения дистанционного медицинского контроля водителей транспортных средств, обязанных проходить предрейсовый (послерейсовый), предсменный (послесменный) медосмотр.
Предрейсовые медосмотры водителей будут проходить по-новому
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2018 г. N 15АП-12799/2018
Дело N А53-12338/2018
Общество с ограниченной ответственностью «Агро-Авто» (далее — заявитель, ООО «Агро-Авто», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — административный орган, управление) от 17.04.2018 по делу N 2841 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 в виде административного штрафа в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2018 признано незаконным и отменено постановление Южного Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.04.2018 по делу N 2841 по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, указывает о невозможности использования при проведении предрейсового медицинского осмотра дистанционных комплексов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
13.02.2017 Обществом (Заказчик) с ООО «Терапия» (Исполнитель), заключен договор оказания услуг по проведению предрейсовых и периодических (предварительных) медицинских осмотров N 02/01-2017 (далее — Договор), предметом которого является оказание услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров удаленным способом (далее — медицинские осмотры, услуги) водителей автотранспортных средств Заказчика (далее — водители) на территории логистических площадок Уральского региона.
Согласно пункту 2.3 Договора предрейсовые медицинские осмотры проводятся удаленным способом посредством оборудования и программного обеспечения в соответствии с приказом Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 N 344/76 «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» с соблюдением требований Порядка.
Апелляционной коллегией не принимается довод Управления о невозможности использования при проведении предрейсового медицинского осмотра дистанционных комплексов, как документально не подтвержденный.
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2018 по делу N А53-12338/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.В.СОЛОВЬЕВА
Cсылка на Судебную практику в области использования телемедицины для предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
Количество осмотров в месяц | Стоимость в месяц* |
---|---|
до 150 | 15 000 руб. |
до 300 | 17 500 руб. |
до 700 | 26 000 руб. |
более 700 | индивидуально |
*Окончательная стоимость для клиента. Аренда и обслуживание оборудования включены в стоимость
Дополнительно потребуется приобретать только расходные материалы: клеевая лента для чекового принтера, мундштуки (в случае выбора терминала с мундштуком).
Существует сразу несколько источников на уровне законодательства, которые контролируют этот вопрос:
- приказ Минздрава СССР, №555 от 1989 года;
- письмо Минздрава РФ №2510/9468-03-32, выпущенное в 2003 году;
- и в 2014 году издали приказ Минздрава от РФ №835.
Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.
Порядок включает описание не только права проводить процедуру, но и других нюансов:
- вопросы по недомоганию, жалобам;
- осмотр по визуальному состоянию, измерения температуры, пульса, давления;
- проверка на интоксикации, остаточные явления от них. Это важно, и когда гражданин в командировке.
Итоги предполагают фиксацию разными методами. Один из них – водительские путевые листы к текущей дате. Специальные журналы по проверкам – это ещё один из инструментов для внесения информации.
Важно! Главной мерой реагирования на малейшие отклонения у водителей является незамедлительное прекращение работы. Им оказывают помощь при обращении в учреждения медицины, куда получают направление. Решение принимается по нескольким основаниям: признаки обострения заболевания, учащённый пульс, повышение давления, следы алкогольной продукции, наркотиков.
Порядок предрейсового осмотра водителей
Конечная стоимость для всех организаций определяется удалённостью офиса, а также параметрами других видов:
- Расценки с минимальным 100-рублёвым порогом характерны для государственных учреждений на территории Москвы.
- 385 рублей – максимальный уровень, которым отличаются уже частные медицинские центры. Не важно, управляется легковой автомобиль, или другой транспорт.
Интересно! Для работодателей может быть актуален наем в штат собственных врачей, если организация насчитывает 15 и больше водителей.
Существует также вариант соглашений руководителями по обслуживанию не разового характера, а на определённый промежуток времени. Минимальный порог – месяц. Тогда происходит увеличение цен, специалист с высокой квалификацией в штате не работает без дополнительной оплаты.
Допускается привлекать медицинских сотрудников из ближайших к месту работы учреждений. Но можно обращаться и к частным врачам, заключать с ними договора на обслуживание. Главное требование остаётся стандартным – наличие у работника соответствующего сертификата или диплома. Допустимо обращаться как в государственные, так и в частные клиники, если разрешительная документация имеется в наличии. Разберём, зачем проводятся мероприятия.
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.
И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.