Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки у смп и сонко по 44 ФЗ сколько процентов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
Сейчас при закупке на общих основаниях, в которой участвуют все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, т. е. после подписания закрывающих документов, осуществляется в течение 30-ти календарных дней.
Если закупка проводилась по особым требованиям ст. 30 44-ФЗ для СМП и СОНКО, оплата осуществляется в течение 15-ти рабочих дней.
С 2022-го сроки оплаты по контрактам сократили:
- 10 дней – закупка для СМП и СОНКО;
- 15 дней – закупка для иных участников.
С 2023-го сроки оплаты снова сократят:
- 7 дней – закупка для СМП и СОНКО;
- 10 дней – закупка для иных участников.
Если поставщик нарушит обязательства, сумму оплаты уменьшают на величину штрафов и неустоек. Но подобное условие нужно прописать в контракте.
Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечения заявки в запросе котировок. С 2022-го, чтобы обеспечить заявку на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 до 3 млн руб., заказчик должен установить в извещении это требование.
Также появится новая форма обеспечения в виде независимой гарантии. Сейчас участники предоставляют обеспечение гарантией банка или денежными средствами, которые перечисляются на счёт заказчика до подписания контракта. СМП и СОНКО могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если есть опыт. С 2022-го участники закупок могут получить независимые гарантии в государственной компании «ВЭБ РФ» либо у гарантийных организаций регионов. Если участник закупок зарегистрирован в иных странах-членах ЕАЭС, он может получить независимую гарантию в Евразийском банке развития.
В закупки на заключение контрактов жизненного цикла введут раздельное предоставление обеспечения. В момент заключения контракта поставщик должен предоставить обеспечение на доставку товаров, а после поставки – обеспечение на дальнейшее обслуживание. В контракте нужно указать стоимость каждого из этапов.
Также вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин разъяснил, что цель поправок – сделать обеспечение исполнения контрактов жизненного цикла более доступным для участников.
Если при применении конкурентных способов НМЦК 20 млн руб. и более, заказчик устанавливает дополнительное требование*: участник закупки должен исполнить (с учётом правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключённого по 223-ФЗ при уплате таким участником неустоек, возникших при исполнении контракта. Стоимость исполненных обязательств должна быть не меньше 20% НМЦК.
* кроме осуществления закупок отдельных видов ТРУ, в отношении участников которых Правительство РФ установило доп. требования по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ.
Из открытого доступа в 2022-ом исключат сведения по зарегистрированным в ЕРУЗ участникам закупок.
Основания для возврата заявки участнику
Оператор может отклонить заявку:
- Если заказчик запретил доставку иностранных ТРУ, а участник указал в заявке иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
- Если закупка проводится для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП. Участник декларирует свою принадлежность только к СОНКО, а статус СМП определяется автоматически.
Для участия в закрытых электронных процедурах участнику нужно направить документы оператору специализированной электронной площадки, чтобы подтвердить, что его закупка соответствует требованиям законодательства РФ.
По ФЗ от 02.07.2021 № 344-ФЗ получатели субсидий обязаны проводить закупки по 44-ФЗ . Право на субсидии имеют:
- коммерческие организации, 100% акций которых принадлежат РФ, субъекту РФ;
- государственные корпорации (компании), публично-правовые компании (п. 8, 8.1 ст. 78; подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК РФ).
В 2021-ом уже действуют отдельные изменения, поэтому участникам закупок уже сейчас нужно подготовиться к участию в процедурах с учётом новых правил и особенностей. Но основной блок изменений запланирован на 2022-ой и последующие года.
Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Прежде всего, разберемся с определениями.
СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».
Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же.
№ п/п | Условие | Правило | Норма Закона 44-ФЗ |
1 | Предмет контракта | Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг | Ст.30 |
2 | НМЦК | Нет ограничений | П.1 ч.1 ст.30 |
3 | Где указываются ограничения | В извещении об осуществлении закупки.В контракте – с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта.Такой процент привлечения должен составлять не менее 5% от цены контракта. | Ч.5, 6 ст.30ПП 1466 |
4 | Обязательные условия контракта | Необходимо использовать типовые условия контрактов | Ч.7 ст.30ПП 1466 |
5 | Неустойка | Штраф за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНО:– 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.Штраф начисляется однократно. | Ч.6 ст.30П.8 Правил, утв. ПП 1042. |
6 | Если сам победитель является СМП или СОНО | Он не должен привлекать субподрядчиков из числа СМП / СОНО. В годовой объем включается объем, установленный условиями контракта в виде процента от цены контракта. | Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316 |
Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:
- наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
- место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
- ИНН соисполнителя (субподрядчика)
- дата заключения и номер контракта (при наличии)
- предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).
Ситуация | Кто виноват | Штраф, руб. | Статья КОАП РФ |
Отчет не разместили (в т.ч. «нулевой») | Должностное лицо | 50 000 | ч.3 ст. 7.30 |
Отчет разместили позднее | Должностное лицо | 15 000 | ч.1.4 ст.7.30 |
Отчет разместили с ошибками и до 1 апреля их не исправили | Должностное лицо | 15 000 | ч.1.4 ст.7.30 |
Осуществление закупок у СМП/СОНО в ненадлежащем размере | Должностное лицо | 50 000 | ч.11 ст.7.30 |
Понятие совокупного годового объема закупок приводится в Федеральной контрактной системе — в п. 16 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Это суммарная величина — в совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) включается финансовое обеспечение для оплаты контрактов:
- которые заключены и оплачиваются в текущем отчетном периоде;
- которые заключены в прошлом, но оплачиваются в текущем году;
- которые заключены в этом отчетном периоде с оплатой на несколько лет, но в этом случае в совокупном годовом объеме закупок учитывается только оплата текущего года.
Определение совокупного объема заказов влияет на ряд показателей:
- На наличие контрактной службы. В ст. 38 ФКС указано, при какой сумме СГОЗ заказчик вправе создать контрактную службу — при совокупном объеме закупок от 100 миллионов рублей. Если суммарный объем меньше, закупочную деятельность ведет контрактный управляющий.
- На проведение электронного запроса котировок. Заказчик вправе проводить такую процедуру, если НМЦК — не больше 3 миллионов рублей, а годовой объем котировочных закупок не превышает 10% от СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- На заключение соглашений с единственным поставщиком. Заказчики заключают контракты с единственным исполнителем в годовом объеме не более 2 миллионов рублей и 10% от совокупного годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- На заключение контрактов с единственным поставщиком для учреждений бюджетной сферы. Организации культуры, образовательные и научные учреждения вправе заключать соглашения без проведения конкурентных процедур, но с ограничениями: годовой объем — не больше 5 миллионов рублей и 50% от СГОЗ (п. 5 ч. 1 ст. 93).
- На заказы у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В ч. 1 ст. 30 ФКС строго закреплено, в каком объеме заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и СОНКО, — минимум 15% от СГОЗ.
Совокупное годовое количество госзакупок изменяется в течение года. Лимиты бюджетных средств как увеличиваются, так и уменьшаются, а это существенно влияет на закупочную деятельность. Рекомендуем узнавать раз в квартал, не поменялось ли финансирование, или закрепить локальным актом порядок информирования об изменениях лимитов. Это поможет избежать нарушения закона о контрактной системе и привлечения к административной ответственности.
Объем увеличен, сроки сокращены: с 2022 года – важные изменения в Законе № 44-ФЗ
По СГОЗ определяется минимальный объем закупок у СМП по 44-ФЗ, он составляет 15% от рассчитанного показателя заказчика. Порядок расчета суммарного заказа строго регламентирован в ст. 30 44-ФЗ. Установлено, какие заказы включают и что исключают из вычислений.
По правилам, в совокупный годовой объем закупок, рассчитанный по ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, включают все заказы текущего года, в том числе контракты, заключенные в текущем финансовом году с исполнением в течение нескольких лет. По таким соглашениям в совокупный объем заказов включается только сумма, запланированная на выплаты в текущем году. Кроме того, учитываются и договоры прошлых лет, оплаченные в отчетном финансовом периоде.
А вот какие заказы не включают в расчет СГОЗ для СМП по 44-ФЗ на 2021 год (п. 1.1 ст. 30 Закона №44):
- по обеспечению обороны и безопасности страны;
- на предоставление кредитов;
- у единственного поставщика — по нормам части 1 статьи 93 44-ФЗ. Исключение составляют соглашения, подписанные по пункту 25 части 1 статьи 93 в результате несостоявшейся конкурентной процедуры для СМП и СОНКО;
- по работам в области использования атомной энергии;
- закрытые способы определения исполнителя.
Заказчики ежегодно обязаны сдавать отчет о закупках у СМП — до 1 апреля года, следующего за отчетным. В отчетности отражают годовой объем заказов и выполнение минимального процента закупок у субъектов малого предпринимательства. Порядок, как считать СГОЗ по 44-ФЗ на 2021 год, указан в Постановлении Правительства №238 от 17.03.2015.
По нормам ст. 38 Федеральной контрактной системы, если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превышает 100 миллионов рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Заказчик не обязан оформлять контрактную службу в виде отдельного структурного подразделения. Возможно распределение должностных обязанностей между работниками разных отделов, структурных подразделений. Если же совокупный объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, заказчик назначает контрактного управляющего, который несет ответственность за торги.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ
Ряд поправок, которые вошли в новеллу:
- изменится количество способов закупок: их станет меньше;
- будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
- полностью исчезнет закупочная документация;
- появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
- начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
- обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
- заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
- и многое другое.
Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ
- обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
- сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.
Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ
- закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.
Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128
- будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.
В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.
С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).
- Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
- Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).
Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».
Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:
- Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
- Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
- Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
- Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
- Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
- Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
- Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).
Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.
Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.
Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.
Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.
Что касается обеспечений заявок, то изменения по их части произойдут для запроса котировок: обязанностью заказчика станет выставление требования о предоставлении обеспечения заявки для контрактов, чья начальная цена находится в диапазоне 1 – 3 млн. руб. А обеспечение исполнения контракта (ОИК) будет для закупок до 3-х миллионов.
На данный момент при запросе котировок заказчики запрашивают обеспечение заявки на свое усмотрение, это не является их обязанностью, а только правом.
Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.
Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.
А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.
Вместо заключения: мы рассмотрели далеко не все изменения, которые произойдут в сфере госзаказа с начала 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.
Более подробно про изменения мы будем говорить на предстоящей онлайн-конференции PRO GOSZAKAZ, которая пройдет 8-10 ноября 2021 года. Узнать подробнее о конференции и забронировать себе место вы можете по этой ссылке.
Главное, что следует понять — закупки станут проще и понятнее для обеих сторон госзаказа (заказчиков и исполнителей).
Пишите в комментариях, о каких изменениях вы уже слышали, и о каких новшествах мы не рассказали в статье. Будем рады обратной связи!
Если хотите быть в курсе актуальных новостей из мира госзакупок, посещать онлайн-эфиры от экспертов, стать частью клуба тендерных специалистов, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Основные изменения в закупках в 2022 году
-
Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!
371 0
Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).
При этом годовой объем закупок остался на прежнем уровне — 2 млн. руб. и 10% от годового объёма, но не более 50 млн. для п.4 ч. 1 ст. 93 и 5 млн. руб. и 50% годового объёма закупок, но не более 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1. ст. 93 (для учреждений культуры, ряда других социально ориентированных организаций).
А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.
Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.
Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.
Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.
Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.
Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:
-
наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;
-
страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);
-
указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;
-
срок поставки (минимальный и максимальный);
-
срок действия предварительного предложения.
Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.
В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.
А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.
Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.
Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.
Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.
Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.
Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.
Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).
При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.
В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
Повышение квалификации
Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:
-
для обеспечения обороны и безопасности государства;
-
услуг по предоставлению кредита;
-
у единственного поставщика;
-
по проведению работ с использованием атомной энергии;
-
в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.
При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.
При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе
В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.
По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.
Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.
ПП РФ от 01.08.2019 внесло некоторые изменения в правила закупок: данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП по 223-ФЗ должен составлять не менее 20% от общей годовой стоимости контрактов компании. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 18%.
Эта норма действует с 1 января 2020 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 18% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от от 1 августа 2019 г. N 1001.
-
все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;
-
они могут проходить только на федеральных площадках (на данный момент 8 ЭТП);
-
деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;
-
договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).
Конкурсы и аукционы:
-
при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;
-
при НМЦК более 30 млн руб — за 15 дней.
Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).
Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).
Срок оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП с 01.01.2020 сокращен с 30 дней до 15 дней. По аналогии с закупками у СМП в рамках 44-ФЗ.
Особенности участия в закупках у СМП и СОНКО в 2022 году
Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.
В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 15 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ требует закупить не менее 20 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.
По этой причине №44-ФЗ позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а №223-ФЗ, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сравнимых условиях.
Закупки для СМП и СОНКО по №44-ФЗ.
Такие закупки проводятся во всех возможных формах, предусмотренных законом. Начальная максимальная цена закупки с ограничением для СМП и СОНКО не может превышать 20 млн. руб.
Если мы имеем дело с заказчиком, у которого все закупки в течение года превышают установленную сумму, законом предусмотрена возможность выполнить требование о 15 % объёма. В этом случае заказчик объявляет процедуры на общих основаниях, без ограничений, но с условием, что победитель привлечёт соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Доля исполнения контракта такими субподрядчиками заранее устанавливается в документации о закупке и впоследствии учитывается как объём, закупленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по №223-ФЗ.
Такие закупки заказчики вправе осуществлять исключительно в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для данных процедур законом установлены чёткие сроки подачи заявок, а также ряд других жёстких требований (к порядку проведения квалификационных отборов, обеспечению заявок, форме заявок, порядку их рассмотрения, порядку заключения договора).
Обычные конкурентные закупки (без ограничений для малого и среднего бизнеса) №223-ФЗ всё ещё позволяет проводить в бумажной форме. «Потолок» для начальной максимальной цены договора закупки, участниками которой могут быть только СМиСП законом не установлен.
Федеральным законом от 01.07.2021 N 277-ФЗ внесены изменения в статью 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Согласно внесенным поправкам заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (до внесения изменений объем таких закупок должен был составлять не менее 15%).
Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2022 года.
Помощник
Узловского межрайонного прокурора Н.Г. Черных
Стоит отметить, что это не первое значительное превышение госзаказчиками обязательной квоты по объему закупок у малого бизнеса. В 2019 году, например, эта квота была превышена более чем в два раза.
ЭкономикаГосзакупки — COVID-ная задержка на пути в «матрицу»Читать подробнее
«Доля закупок, которые заказчики осуществили у СМП и СОНКО из необходимой 15%-й квоты – 33%, — говорилось в отчете Минфина по мониторингу госзакупок за 2019 год. — Таким образом, объем закупок, который заказчики должны были осуществить у СМП и СОНКО в отчетном году выполнен с превышением более чем в два раза».
На основании таких результатов Минфин еще в прошлом году предлагал увеличить обязательную квоту закупок у малого бизнеса до 30%.
В конце прошлой неделе президент РФ Владимир Путин предложил увеличить долю закупок госзаказчиками и госкомпаниями у малого бизнеса до не менее 25%.
«Предлагаю увеличить долю товаров, работ, услуг, которые закупают наши крупнейшие компании, государственные заказчики у субъектов малого предпринимательства, включая некоммерческие организации, — сказал Путин в ходе Петербургского международного экономического форума в пятницу. — Она должна составлять не менее 25%».
По действующей редакции 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний) госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 20% годового стоимостного объема договоров.
Что такое СГОЗ и что в него входит
Для заказчиков существует и другой способ увеличить процент требуемого объема годовых закупок у субъектов СМП и СОНКО, а именно — привлечь данные организации в качестве соискателей или субподрядчиков.
Так, при заключении контракта с компанией, не относящейся к данным категориям организаций, заказчик на контрактной основе вправе потребовать привлечение СМП для исполнения контракта. Указанный процент выполняемых СМП работ фиксируется в договоре и учитывается при подведении годовых итогов закупок.
При этом в контракте указывается ответственность на основе гражданско-правового кодекса, которая может наступить у подрядчика в случае уклонений от требований по привлечению субподрядчика из числа СМП и СОНКО.
СОНО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация. Определение некоммерческой организации, в том числе ее подвида социально ориентированного учреждения, приведено в федеральном законе №7 от 12.01.1996 “О некоммерческих организациях”.
Согласно нормативно-правовому акту, а именно статье 2, некоммерческая организация в целом – это юридическое лицо, которое не относит прибыль к основной цели своей деятельности. То есть компания работает не ради дохода, хотя может осуществлять предпринимательскую деятельность (в соответствии с ч. 2 ст. 24).
Социально ориентированная организация направлена на решение социальных вопросов и призвана развивать гражданское общество страны.
К числу СОНО не относятся политические партии, государственные компании и корпорации.
Для деятельности организации подтверждение статуса как таковое не требуется. Компания, работая с присущим ей успехом, просто относится или не относится к малым предприятиям в зависимости от годовых результатов.
Однако малый бизнес получает поддержку от государства. В частности, определенные преимущества предоставляются в сфере проведения государственных закупок. В этом случае подтверждение причастности к СМП необходимо, согласно требованиям законодательства.
В статье 4.1 209-ФЗ прописаны условия включения компании в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Отвечает за ведение списка Федеральная налоговая служба.
Перечень субъектов публикуется на официальном сайте уполномоченного государственного органа. Организации включаются в список на основании сведений, которыми располагает налоговая служба.
Ситуация с СОНО несколько проще. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 7-ФЗ, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации и регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, компания имеет соответствующие записи о целях организации в уставе.
Что касается подтверждения статуса участника государственной закупки, то, согласно требованиям ч. 3 ст.
30 “Закона о контрактной системе” 44-ФЗ, лицу достаточно продекларировать в свободной форме собственную принадлежность к СМП или СОНО. Никаких иных подтверждающих документов компании не требуется.
Более того, устанавливая требование об их предоставлении, заказчик нарушает положения законодательства, что грозит ему административной ответственностью.
- Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.
- Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:
- 1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);
- 2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);
3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).
Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.
- Утвержденное авансирование до 30% от стоимости контракта.
- Сроки расчетов по выполненным работам — строго до 15 дней.
- Размер обеспечения заявки составляет не более 1% или 2%.
- Обеспечение исполнения составляет не более 5% или 10%.
- Нельзя участвовать ни средним, ни крупным компаниям-конкурентам.
- Привлечение СМП через субподряд, соответствующим требованием в конкурсной документации.
Из ближайших изменений в Федеральном Законе утверждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Законопроект больше не разрешит привлекать к реализации тендера субподрядную организацию, которая аффилирована с заказчиком.
Это исключит случаи, когда организация передает строительные субподряды своим дочерним предприятиям. Если учреждение нарушит ФЗ, то такой контракт нельзя будет разместить в реестре закупок у СМП. Еще одно нововведение коснется того, что с 2017 года в ЕИС можно отправлять заявки на любые формы тендерных отборов в электронном виде.
Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения разных видов торгов: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).
Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение.
В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44).
Все необходимые декларации и справки вы можете скачать в разделе образцы документов.
Сейчас в сфере государственных закупок много нового — ЭТП, электронные способы определения поставщика, механизм обеспечения заявки. Но обязанность заказчика заключать часть контрактов с СМП и СОНО остается незыблемой. В материале наглядно изложена вся необходимая информация, которую нужно знать для проведения закупок у малого бизнеса.
СМП — это субъекты малого предпринимательства. К ним относятся малые предприятия и микропредприятия, в том числе индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения к СМП регулируются законом 209-ФЗ от 24 июля 2007 года (Таблица 1).
Часть 1 статьи 30 ФЗ-44 определяет, что не менее 15% от совокупной величины финансирования (СГОЗ), утвержденного на текущий финансовый год, и предназначенного для оплаты контрактов заказчика (объема закупок) следует размещать у СМП и СОНКО
В указанный объем не входят лишь закупки, специально перечисленные ч.1.1 ст. 30 ФЗ-44 (для безопасности/обороны страны, услуги по кредитованию, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), заключаемые по ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, в атомной энергетике, и проводимые закрытыми способами).
От оставшегося объема финансирования минимум 15% конкурсных процедур необходимо провести специально для малого предпринимательства и некоммерческих организаций. При закупках у СМП/СОНКО следует иметь в виду несколько нюансов:
- верхний предел объема таких закупок не ограничен;
- по решению заказчика он для выполнения объема вправе проводить и закрытые процедуры, и другие, предусмотренные ч.1.1 ст.30 закупки (за исключением закупок у единственного поставщика).
За недостижение установленного уровня закупок в 15% установлена административная ответственность по ч.11 статьи 7.30 КоАП РФ — штраф на должностное лицо заказчика в размере 50 тыс. руб.
Похожие записи:
-