Оптимизация госслужащих в 2022 году в РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оптимизация госслужащих в 2022 году в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основное изменение в расчете работников со средним уровнем заработной платы – это повышение ставки ООСМС до 3%.

Кроме этого незначительное изменение окажет «переход» стандартного вычета из МЗП в МРП.

Для наглядности выполним расчет в таблице, сравним его с расчетом в 2021 году.

Показатель Расчет в 2021 году Расчет в 2022 году
Размер дохода 150 000 тенге 150 000 тенге

ОПВ

150 000 * 10%

15 000 тенге

150 000 * 10%

15 000 тенге

ИПН

(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 500 (1МЗП)) *10%

8 950 тенге

(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 882 (12 МРП)) *10%

8 912 тенге

СО

(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%

4 725 тенге

(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%

4 725 тенге

СН

150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)

7 815 тенге

150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)

7 815 тенге

ВОСМС

150 000 * 2%

3 000 тенге

150 000 * 2%

3 000 тенге

ООСМС

150 000 * 2%

3 000 тенге

150 000 * 3%

4 500 тенге

За счет работодателя

15 540 тенге

17 040 тенге

За счет работника

26 950 тенге

26 912 тенге

Сумма «на руки»

123 050 тенге

Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?

Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.

В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:

  • сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
  • перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
  • часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.

Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.

Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.

Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.

В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:

  • сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
  • сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
  • второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
  • на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.

В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления в Республике Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Правительству Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить сокращение до 1 сентября 2020 года на 5 процентов лимитов штатной численности государственных служащих:

центральных исполнительных органов, их ведомств, территориальных подразделений, за исключением Министерства обороны Республики Казахстан;

местных исполнительных органов.

2. При сокращении лимитов штатной численности государственных органов, за исключением случаев их реорганизации, размеры средств, предусмотренных на обеспечение их деятельности, исчисленных до введения в действие настоящего Указа, сохраняются за государственными органами на соответствующий и последующие годы.

3. Руководителям местных исполнительных органов обеспечить сохранение лимитов штатной численности государственных служащих в сельских округах и селах.

4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года № 29 «О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 1, ст. 2) следующие изменения:

в приложении 1 к вышеназванному Указу:

строку:

«

Аппарат Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

132

«

изложить в следующей редакции:

«

Аппарат Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

125

«;

строку:

«

Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан), в том числе: территориальные органы (администраторов судов) в областях, столице и городах республиканского значения

6243
6015

«

изложить в следующей редакции:

«

Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан), в том числе: территориальные органы (администраторов судов) в областях, столице и городах республиканского значения

5931
5714

«;

строку:

«

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, в том числе его территориальные органы

661

«

изложить в следующей редакции:

«

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, в том числе его территориальные органы

628

«;

строку:

«

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), в том числе его территориальные органы

1688

«

изложить в следующей редакции:

«

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), в том числе его территориальные органы

1679

«;

приложение 2 к Указу изложить в редакции согласно приложению к настоящему Указу.

5. Правительству Республики Казахстан принять меры, вытекающие из настоящего Указа.

6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

7. Настоящий Указ вводится в действие с 1 апреля 2020 года, за исключением пункта 4 который вводится в действие с 1 июня 2020 года.

Президент
Республики Казахстан
К. Токаев

Прокуратура Республики Казахстан, в том числе:
Генеральная прокуратура, Академия правоохранительных органов, органы прокуратуры, Комитет по правовой статистике и специальным учетам, территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам

5690

06 Октябрь 2021

azs-v-ryade-regionov-strany-dolzhny-snizit-ceny-na-diztoplivo

vklyucheno-8-novyh-proektov-dlya-realizacii-v-industrialnoj-zone-almaty-na-19-9-mlrd-tenge

pavlodarskie-teplovye-seti-oshtrafovany-na-summu-bolee-4-6-mln-tenge

potrebitelyam-zhambylskoj-oblasti-budet-vozvrasheno-bolee-30-mln-tenge-za-teplo

pogoda-v-kazahstane-dozhdi-obeshayut-v-ryade-regionov

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Сегодня в Казахстане почти 100 тысяч чиновников на 18 с лишним миллионов казахстанцев. Рекорд был в конце 90-х – почти 127 тысяч на 13,5 миллиона граждан РК (это без МВД и других силовых структур). Ни в одной стране мира тогда не было столько столоначальников на душу населения. А тут еще и мировой кризис грянул! Экономить начали на бюрократах. Но тогда “отряд не заметил потери бойцов”.

С начала нулевых их количество у нас болталось между 95 и 105 тысячами. А отдача от их труда оставалась почти на прежнем уровне. Куда “ушли” неудачников первой волны? В квазисектор, который набирал обороты?

Когда в 2006 году Президент Назарбаев сказал, что госаппарат необходимо сократить на треть, мажилисмен Владимир Нехорошев выдал: “Только чиновники у нас размножаются неполовым путем”.

В точку попал! Потому что всего за год эта армия восстановила свои батальоны.

Тогда же Нурсултан Абишевич дал поручение правительству: “Оно должно внести предложения по поэтапному повышению зарплат госслужащих до уровня, сопоставимого с крупными частными казахстанскими компаниями”. Между прочим, речь шла о том, что это повышение будет сделано за счет сокращения госаппарата. Но что-то не срослось. Почему – другой вопрос.

Третья волна грянула в конце 2009-го. Госаппарат потерял почти 26 тысяч клерков. Но уже через пару лет новые “призывники” заняли освободившиеся места.

В начале 2012 года – аккурат в разгар очередного мирового кризиса – политолог Данияр Ашимбаев заметил: “Армия этих оглоедов после сокращений опять растет. Эффективность этого бардака – налицо… Нашему человеку принципиально важны печать, право лицензировать, разрешать, одобрять, запрещать, контролировать, награждать, казнить и миловать. При этом производительность труда не выросла, прорывные проекты так и не заработали, новые рабочие места оказались липовыми, корпоративные лидеры оказались аутсайдерами, инвестиции не оправдались, но никто из больших чиновников за эти грехи – сколько было освоено и сколько присвоено – никак не ответил”.

Непрофессионализм? Коррупция? Что-то еще?

В 2016–2017 годах – очередная попытка почистить ряды.

Глава фонда “Самрук-Қазына” Ахметжан Есимов изрядно проредил списки своих подчиненных. Заодно избавился от ненужных и полуненужных дочек-внучек-пасынков-зятьев ФНБ. Хороший пример оказался не заразительным. И вот грядет новая волна увольнений.

Опросил в Интернете знакомых экспертов. Ответы получил любопытные:

– Президент Токаев взял курс на цифровизацию Казахстана. Поэтому лишние единицы, которые требуют больших зарплат и социальных пакетов, – обуза для бюджета. Многие функции чиновников передаются или уже переданы в конкурентную среду. Только МВД в рамках программы “Цифровой Казахстан” планирует автоматизировать порядка 90 процентов государственных услуг. Так что сокращение 25 тысяч госслужащих не такая уж большая цифра. Это вообще естественный процесс…

– Сергей, зайдите на сайт Агентства по делам госслужбы – там список свободных вакансий от министерств до комитетов и агентств. Штук сто, наверное. Если эти места до сих пор не заняты, то в первую очередь сократят именно их, а не живых людей. Поэтому рано паниковать. «Сокращать, конечно, нужно…»: правозащитник Евгений Жовтис о грядущих изменениях в МВД

С другой стороны, можно предположить, что вырастет нагрузка на “выживших”. Каким будет качество производимой ими продукции – сейчас трудно сказать…

– В начале года в Нацбюро по противодействию коррупции в два раза сократили управленческие должности. Что-то похожее тогда же началось в министерствах энергетики, юстиции, еще где-то. Сейчас, скорее всего, под раздачу попадут совмещенные должности типа юрист-архивариус, юрист-кадровик. Ну и “синие воротнички”.

Остается открытым вопрос компенсаций уволенным по сокращению: сколько им положат отступных – 3–4 оклада? Больше? Даже в регионах это будут немалые суммы. Какие в столице – не знаю…

– Тут в чем фишка? Сокращение начнется в следующем году и будет идти четыре года. Понятно, что те, кто хочет остаться, пупок рвать будут, потому что, возможно, оклады вырастут вдвое. То есть появился сильный стимул. С другой стороны, не исключаю, что на этой почве в конкуренции могут появиться и негативные аспекты типа подсиживания, подстав, родственных связей и так далее. Вряд ли это будет носить массовый характер. А хорошего специалиста частные компании с руками оторвут, даже если он числится в корпусе “Б”…

– Еще ни одно государство в мире не определилось, сколько реально нужно госслужащих на душу населения, чтобы страна процветала. У нас на 18 с лишним миллионов человек почти 100 тысяч чиновников. В Японии, для сравнения, на 130 миллионов граждан – меньше 100 тысяч. Где в мировом экономическом рейтинге Япония и где мы? Я еще не исключаю фактор коррупции.

Если не ошибаюсь, в прошлом году в Казахстане кресла на нары поменяли больше двух тысяч чиновников. Назовем это естественной убылью. И не факт, что эти вакансии уже полностью заняты…

Как будут проводить сокращения в сфере государственной службы

В армии Древнего Рима практиковали наказание – децимацию. Утеря в битве штандарта, отступление и бегство карались казнью каждого десятого воина когорты и центурии. Не важно: бился ли этот солдат отважно, а его соратник вовремя сбежал с поля битвы, но потом вернулся в строй. Построили личный состав. Стал десятым по счету? – Голова с плеч! Суровое сокращение кадров. Но этот воспитательный эффект почти триста лет давал свои плоды. Тогда Римская империя стала самой могущественной державой в Европе и частично в Азии. Но потом погрязла в коррупции и разврате. И стала жертвой варваров.

У нас в жертву принесут каждого четвертого, а не десятого. Жестоко? Расслабуха – не для нас: Возможна ли 4-дневная рабочая неделя в Казахстане

А сколько госпрограмм, написанных чиновниками, удалось реализовать на самом деле? Сколько денег было распилено-разворовано? Сколько в реальности было создано новых предприятий и рабочих мест?

Ну да, посадили несколько сотен коррупционеров за воровство на несколько лет. Кто-то вообще сумел откупиться от посадки несколькими миллионами тенге. Но не убили же?

Обратил внимание на один факт: сколько бы ни сокращали госслужащих в последние годы – десятками тысяч же! – а количество безработных в стране оставалось на одном уровне: чуть менее 5 процентов. Куда они деваются, эти сокращенные? Или иногда они возвращаются на место совершения достижений?

Мне все-таки интересно: насколько вырастет наш госаппарат после его сокращения к 2024 году?

Знаменитый публицист Анатолий Аграновский еще лет 50 назад заметил: “Аппарат не бывает велик или мал. Он должен быть соразмерен с работой, со своим назначением. Что не работает – то балласт. Что бесполезно – то вредно. Сокращать надо не “единицы” – звенья. Не людей – функции… Чиновники – принцип матрешки: откроешь большую – внутри поменьше. И дальше – до умопомрачения. А для развития новых управленческих технологий требуется меньше рядовых исполнителей”.

АЛМАТЫ

По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.

Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.

В Казахстане увеличат оклады госслужащих

В результате реформы оптимизации, то есть сокращения госслужащих, власти планируют существенно сократить разрыв в зарплатах между органами власти одного уровня. Собственно говоря, данные манипуляции являются завершением реформы. Сейчас наблюдается такая ситуация, что разрыв в складах представителей ведомства является критическим.

Недавно в правительство внесло законопроект, который меняет условия выплат премии для государственных служащих, поэтом нужно не просто рассматривать свежие новости о сокращении госслужащих в 2022 году в России, а еще и изучать сопутствующие новости по этому опросу.

Предлагается сделать премию более универсальной, то есть не только в качестве поощрительной меры за то, что работа выполнена грамотно и качественно, а и в целом за исполнение добросовестных обязанностей. Если говорить простым языком, то государственным служащим просто будут доплачивать за работу, хотя сейчас по закону премируют только тех людях, которые выполняют особо важые или сложные задания.

Деньги на выполнение данного указа должны выделяться из федерального бюджета, и на счёт они поступают как раз таки за счёт оптимизации структуры в кадровом составе государственных служащих. То есть власти предлагают просто перераспределить средства, которые остаются после сокращения должностей.

В октябре 2021 года на 3,7% проиндексировали заработок военнослужащих, сотрудников правоохранительных, силовых, таможенных организаций, органов соцзащиты, спасателей, гидрометеорологов, работников Роспотребнадзора, центров реабилитации инвалидов.

Врачам, учителям, работникам бюджетной сферы, подпадающих под действие майского указа президента, зарплату повысят с 1 января 2022 года. Размер коэффициента индексации устанавливает субъект РФ, но не ниже среднего показателя. По России он составляет 4%. Изменение можно проводить только в сторону повышения. Например, Магаданская область устанавливает коэффициент в 10% (увеличение пройдет поэтапно), а в Омской области зарплаты вырастут на 5%.

Для улучшения состояния российского здравоохранения 01.11.2021 года в медицинских учреждениях Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской области, Севастополя, Якутии запустили пилотный проект оплаты труда медиков. Продлится он до 31.03.2022 года.

Реформой предполагается учет следующих факторов:

  • на оклад будет влиять сложность выполняемой работы, квалификационная категория, коэффициент, действующий в регионе, но не определенное медучреждение;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты будут представлены списком, единым на всей территории РФ.

Принятие этих мер позволит увеличить доходы медработников, повысить престиж профессии.

Процент индексации окладов работников медицинской сферы в 2022 году составит 6,5%. Различных видов доплат и выплат индексирование не коснется.

Оптимизации не хватило мотивации

С целью экономии на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, заработная плата госслужащих была «заморожена», но в 2022 году индексацию возобновят. Запланировано повышение зарплат работников различных федеральных государственных органов на 4% с 01.10.2022 года.

Военным и приравненным к ним лицам зарплату с 01.10.2022 года повысят на 4%.

Увеличение зарплат госслужащим запланировано с 1 октября 2022, 2023 и 2024 годов. Именно такое предложение было внесено на рассмотрение в Госдуму. 4% — не такая уж и большая сумма. Но это лучше, чем ничего. Особенно, если учесть, что в 2021 году Министерство Финансов решило сэкономить и отказаться от индексации. В результате около 3 млрд рублей было направлено на другие нужды.

Согласно поданному в Госдуму законопроекту правительства РФ, госслужащие могут рассчитывать не только на повышение заработной платы, но и на изменения, касающиеся премии. Ее будут получать не только те, кто выполняет особо сложные и важные задания, но и те, кто просто ответственно и добросовестно подходит к выполнению своей работы.

И это не все новшества. С принятием законопроекта правительство получит полномочия решать, как будут начисляться выплаты федеральным гражданским служащим и тем работникам госорганов, которые занимают должности, не относящиеся к госслужащим.

Деньги на премии будут выделяться из федерального бюджета. Правительство получит их благодаря сокращению штата.

Изменения пройдут в 2 этапа. Первый начнется 1 января 2022 года и затронет систему начисления премий. Второй — 1 января 2023 года и коснется федеральных судов, представительств органов власти за границей и т.д.

В 2021 году зарплаты федеральных госслужащих отдельных служб стали выше. Изменения коснулись и других выплат:

  • страховая пенсия неработающему пенсионеру — 6,3%;
  • зарплата «майских» бюджетников (медики и учителя, о которых упоминалось в указах в мае) — 5-7%;
  • социальные пенсионные выплаты — 3,4%;
  • зарплата военнослужащим, полицейским, таможенникам, работникам ФСИН и т.д. — 3,7%.

О повышении зарплат с 2022 года рассказали в Минтруда

Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.

Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.

Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.

  • 140 кг хлеба, 7 трусов с износом 2 года. Какой состав потребительской корзины предлагается в России

    62 0

  • Обзор налоговых новостей: автоматизированный УСН, налоги на Курилах и льготы инвалидам

    38 0

  • НДФЛ с выплат при увольнении из армии и МВД

    31 0

  • НДФЛ при расторжении договора дарения жилья

    30 0

    • 87 оценили материалы

    • 42 в избранном

    • 91

      По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.

      Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.

      Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:

      • по данным заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2019 году в России было 2,4 миллиона человек. Это 163 человека на 10 тысяч населения или 3,3% от численности всех занятых в экономике;
      • по данным Росстата, цифра меньше: 603 тысяч федеральных чиновников, 252 тысячи региональных и 395 тысяч муниципальных. И по данным Росстата в 2017 году на 1000 работающих было только 29,6 чиновников;
      • по данным того же Росстата, в 2018 году в России было 2,2 миллиона сотрудников государственных органов, местного самоуправления и избирательных комиссий.

      Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).

      Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.

      Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:

      • федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
      • региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
      • муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
      • иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
      • военнослужащие – 793 тысячи человек;
      • Росгвардия – до 400 тысяч человек;
      • ФСБ – 200 тысяч человек;
      • ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
      • учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
      • преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
      • врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
      • социальные работники – 118,5 тысяч человек;
      • сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
      • сотрудники науки – 72 тысячи человек.

      Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.

      Численность чиновников, силовиков и бюджетников обычно критикуют с позиций того, какой процент от численности занятых в экономике или от всего населения страны они составляют. Ведь абстрактные 10 миллионов человек не говорят ни о чем, однако если это каждый 14-й житель России – ситуация начинает играть новыми красками.

      Раздувание государственного аппарата в России началось еще с ранних советских лет: если в 1913 году на тысячу жителей в России было всего 1,63 чиновника, то в 1922-м – уже 5,2, в 1928-м – 6,9. Затем количество выросло до 10,2 человек в 1950 году, снизившись только к 1985 году до 8,7. Но если взять даже современные цифры, то на каждую тысячу человек получится:

      • около 16 госслужащих;
      • более 11 силовиков;
      • больше 40 бюджетников.

      Правда, по некоторым данным, пиковые цифры Россия прошла в 2014 году – однако снова возникают сложности в том, чтобы сопоставить данные.

      А если посмотреть статистику других стран, увидим следующее:

      • Китай – 7 миллионов чиновников на страну, но это всего 4,88 штатных единицы на тысячу человек населения;
      • США – 2,1 миллиона чиновников, что дает 6,37 ставки на тысячу населения;
      • Германия – 508 тысяч госслужащих, или чуть более 6 на тысячу человек;
      • Великобритания – 431 тысяча чиновников дает 6,37 на тысячу человек;
      • Украина – 244 тысячи чиновников, или всего 5,85 штатных единиц на тысячу человек;
      • Беларусь – 3,9 чиновника на тысячу человек;
      • Казахстан – 5,32 ставки на тысячу населения;
      • Литва – там в госуправлении работает 60 тысяч человек, но из-за небольшого населения страны это почти 22 чиновника на тысячу человек;
      • Эстония – 25 тысяч чиновников или более 19 на тысячу человек населения.

      Как видно, в России с учетом численности населения штат чиновников действительно раздут – а потому любые перемены и реформы по снижению их численности будут полезными. Особенно это актуально сейчас, когда едва ли не все государственные услуги перешли в онлайн, благодаря чему можно сократить часть госслужащих, которые вели личный прием населения.

      В Казахстане количество госслужащих могут уменьшить на 4 500 человек. О пилотном проекте сообщил председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев. По прогнозу, это даст оптимизацию в 50 штатных единиц – это 180 сэкономленных миллионов тенге в год. Насколько критична ситуация в стране с чиновниками и каково их соотношение с количеством граждан в мире, выяснил Today.kz.

      Из всего работающего населения Казахстана 21 процент – чиновники. Для сравнения, в США и Германии это 14 процентов, в Китае – около девяти процентов. Япония является одним из мировых лидеров – восемь процентов.

      «У них один чиновник, получается, на 14 тысяч человек. У нас чиновник, начальник – на каждые 180 человек. Получается, у нас чиновников на душу населения в 80 раз больше! И, посмотрите, какие результаты развития в Японии и у нас. Вот наглядный ответ», – отметил депутат Мажилиса Парламента РК Азат Перуашев.

      Соотношение количества чиновников и граждан в странах мира

      Напомним, заявление о сокращении штатной численности государственных служащих Алик Шпекбаев сделал в ходе конференции Астанинского хаба. Ожидается, что сокращение штатной численности государственных служащих в Казахстане приведет к тому, что страна каждый год сможет экономить около 5,5 миллиарда тенге. Причем чиновники, потерявшие должность, не останутся без работы. Депутаты мажилиса в первом чтении одобрили законопроект, согласно которому часть функций государственных органов будет передана в конкурентную среду.

      Источник: http://today.kz/news/kazahstan/2018-06-14/766857-chinovniki-i-grazhdane-sootnoshenie-kolichestva-gossluzhaschih-v-mire/

      Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев может ввести мораторий на занятие вакансий государственных служащих корпуса «Б» до конца 2020 года. Соответствующий проект указа Главы государства размещен на сайте «Открытые НПА», передает Kazpravda.kz.

      «Ввести мораторий до 1 января 2021 года на объявление общих конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей корпуса «Б», за исключением вновь создаваемых и/или реорганизуемых государственных органов, а также государственных органов указанных в приложении к настоящему Указу», – говорится в документе.

      В резиденции «Акорда» состоялась встреча Касым-Жомарта Токаева с членами Президентского молодежного кадрового резерва, на которой были озвучены новые подходы к принципам госуправления:

      «Человечество переживает уже Четвертую промышленную революцию, а принципы госуправления, по сути, не менялись на протяжении десятилетий. То же самое можно сказать и о международных институтах, прежде всего, ООН и ВТО.

      В этом заключается одно из фундаментальных противоречий современного мира. Это не значит, что государство как институт теряет свою актуальность. Его предназначение остается прежним – обеспечивать жизнедеятельность общества, безопасность и благополучие граждан.

      Правительства большинства стран находятся в поисках оптимальных моделей управления, которые могли бы обеспечить сбалансированное развитие, нивелировать диспропорции и социальное неравенство.

      Кстати, Inequality является одним из наиболее используемых терминов в мировой экономической литературе.

      Норвегия, Новая Зеландия, США активно изучают перспективы внедрения в деятельность госаппарата принципов Agile, то есть разумной гибкости, маневренности.

      Во многих странах по опыту Великобритании переходят на Project Management, создавая при правительствах проектные офисы.

      У нас тоже предпринимаются подобные усилия. Их эффективность предстоит внимательно изучить, но мы, естественно, поддерживаем подобную практику»

      Говоря о реформировании системы государственного управления, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что начиная с этого года численность государственных служащих будет постепенно сокращаться, а высвободившиеся средства будут направлены на материальное стимулирование наиболее полезных работников:

      «Общая цель всех этих нововведений – быть ближе к людям. По сути, речь идет о сервисной модели деятельности государства. Казахстану тоже необходима новая модель государственного управления, адекватная запросам общества, эффективная, справедливая. При этом она должна основываться на использовании самых современных технологий.

      Стоит ли ожидать реального сокращения числа госслужащих в Казахстане

      На сайте «Открытые НПА» размещен проект Указа главы государства «О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан», передает IaNews.kz

      — Ввести мораторий до 1 января 2021 года на объявление общих конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей корпуса «Б», за исключением вновь создаваемых и/или реорганизуемых государственных органов, а также государственных органов указанных в приложении к настоящему Указу, — говорится в документе.

      Также указ предусматривает сокращение с 1 апреля 2020 года на 5 процентов штатной численности госслужащих, содержащихся за счет средств государственного бюджета, за исключением госорганов, указанных в приложении к указу.

      В перечень государственных органов, штатная численность которых не подлежит сокращению, вошли — Национальный центр по правам человека, аппараты акимов сел и сельских округов, Высший судебный совет, Министерство обороны, Конституционный совет, аппараты палат Парламента, Администрация Президента, Управление делами Президента, Канцелярия премьер-министра, Канцелярия Первого Президента — Елбасы, Архив Первого Президента, Центральная избирательная комиссия.

      20 Январь 2020

      11:19 1485

      Новости

      В Нур-Султане приостановят ряд штрафов для водителей

      Туризм начинается с туалета

      В аэропорту Нур-Султана отменен 21 рейс, задержано 30 из-за непогоды

      Air Astana выполняет рейсы в Китай по расписанию

      Goldman Sachs отказался от IPO компаний без женщин или геев в руководстве

      ЧМ по биатлону: Семён Вдовин вошел в десятку индивидуальной гонки

      Клинические испытания вакцины от нового коронавируса могут занять несколько лет

      Казахстан готов эвакуировать своих граждан из Уханя

      Услугу по выдаче статуса «қандас» начнут предоставлять из одного окна

      В Казахстане разработают концепцию развития гражданского общества

      Проект документа опубликован на сайте электронного правительства и находится на публичном обсуждении до 27 января.

      «Сократить с 1 апреля 2020 года на 5% штатную численность государственных служащих, содержащихся за счет средств государственного бюджета в соответствии с трудовым законодательством, за исключением государственных органов, указанных в приложении к настоящему указу», — говорится в проекте документа.

      В приложении указаны: национальный центр по правам человека, аппараты акимов сел и сельских округов, высший судебный совет, минобороны, Конституционный совет, аппараты палат парламента, администрация президента, управление делами президента, канцелярия премьера и первого президента страны, архив первого президента и ЦИК.

      Проектом указа также планируется ввести мораторий до 1 января 2021 года на объявление общих конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей корпуса «Б», за исключением вновь создаваемых и/или реорганизуемых государственных органов.

      Ранее Токаев заявлял, что количество госслужащих в Казахстане сократится на четверть в течение ближайших пяти лет.

      По его словам, к 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25%.

      Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

      28 Ноябрь 2018

      14:54 753

      «Государственные органы должны быть открытыми, доступными для гражданского общества и населения, учитывая, что мы делаем одно дело – укрепляем нашу страну. Акимам всех городов и районов надо внедрить систему предоставления услуг населению в открытых, безбарьерных пространствах, по принципу единого окна с применением цифровых технологий. Следует продумать вопрос публикации в СМИ открытых контактных данных госслужащих для обеспечения возможности прямого обращения к ним граждан», – сказал Н. Назарбаев, выступая на VIII Гражданском форуме в среду, 28 ноября, в Астане, пишет Интерфакс-Казахстан.

      «Если вы слышали, я, когда недавно рассматривал работу правоохранительных органов, сказал, что должны быть офисы специальные, оборудованные комнаты во всех полицейских управлениях. У человека что-то случилось, чтобы он пришёл, чтобы его нормально приняли, а не пинали туда-сюда, выслушали его и дали ему ответ. Везде так должно быть», – отметил глава государства.

      26 Ноябрь 2018

      22:46 697

      Самое большое число государственных служащих работает в Министерстве финансов РК: 17,7 тыс человек или 20% всех госслужащих Казахстана, сообщил в понедельник, 26 ноября, председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев на совещании по вопросам обеспечения доступности государственных органов, прозрачности их деятельности в Астане.

      «На долю Минфина приходится пятая часть, или 20% всех госслужащих Казахстана (17,7 тыс. сотрудников). Это налоговики, таможенники, борцы с экономическими преступлениями, государственные аудиторы, сотрудники финансовой разведки, госимущества и казначейства»,- сказал А.Шпекбаев, приводит слова главы ведомства Казинформ.

      Как отметил глава АДГСП, Минфин имеет все возможности максимально цифровизировать свою работу и существенно оптимизировать аппарат.

      «Считаем, что сегодня за счёт оптимизации штатной численности, сокращения административных расходов можно значительно оптимизировать расходы на сумму 4,7 млрд тенге», — отметил он.

      Источник: http://inbusiness.kz/ru/last/v-kazahstane-v-aprele-shtat-gossluzhashih-mogut-sokratit-na-5

      Кому увеличат зарплату в Казахстане в 2022 году?

      Гарантированный должностной оклад теперь будет основываться на факторно-балльной методике, которую агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции разрабатывало на протяжении последних двух лет совместно с экспертами международной консалтинговой компании Hay Group.

      Выплата адресной соцпомощи (АСП) осталась на прежних условиях — пороговый доход для назначения до 70 процентов от прожиточного минимума. Но с одним условием: трудоспособные члены семьи обязаны работать.

      К примеру, в 2021 году месячный расчетный показатель (МРП) увеличился на 139 тенге и составил 2 917 тенге, увеличились пенсии и пособия, повысился возраст выхода на пенсию для женщин, а минимальная зарплата, напротив, осталась на уровне 42 500 тенге.

      Глава Правительства сообщил Президенту о вакцинах против коронавируса. В настоящее время отечественная вакцина QazCovid-in проходит III фазу клинических испытаний, предварительная эффективность препарата составляет 96 %.

      Этот год был тяжелым для всех. Наши соцработники практически жили в учреждениях, имели дело с особым контингентом. Мы ценим их труд и осознаем их огромную значимость.

      В постановлении также предусмотрено повышение заработной платы для административного и вспомогательного персоналов, работающих в МСУ стационарного и полустационарного типов, в организациях надомного обслуживания и временного пребывания путем изменения размера действующей доплаты с 30% от базового должностного оклада на 40% от должностного оклада.

      Материалы с плашками «Новости компаний», «Промо», «Партнерский материал», «Политические новости», «Пресс-релиз» и «Партнерский спецпроект», «Официально» публикуются на правах рекламы.

      В постановлении также предусмотрено повышение заработной платы для административного и вспомогательного персоналов, работающих в МСУ стационарного и полустационарного типов, в организациях надомного обслуживания и временного пребывания путем изменения размера действующей доплаты с 30% от базового должностного оклада на 40% от должностного оклада.

      На заседании Правительства РК министр национальной экономики РК Руслан Даленов сообщил о том, что проект основывается на семи основных принципах нового экономического курса и состоит из 143 мероприятий по 10 ключевым направлениям.

      Между тем размер их заработной платы значительно отличается от оклада работников министерств. К примеру, главный специалист аппарата областного акимата получает на 70 процентов меньше, чем главный эксперт в центре. С внедрением нового механизма мы сократим эти диспропорции до 10 процентов, что позволит нам сократить отток кадров из регионов.

      Рост выплат происходит в рамках запланированного Президентом РК повышения оплаты труда учителя в два раза за четыре года. В своем выступлении 1 сентября 2020 года Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что для достижения этой цели в течение трех ближайших лет выделят 1,2 триллиона тенге.

      Еще одна важная цифра — 480. Именно столько сёл Казахстана ждёт в этом году модернизация. Это значит, по программе «Ауыл – Ел бесiгi» там начнут развивать инфраструктру: ремонтировать дороги, строить школы, больницы, возводить современные водопроводы — всё то, на что так часто жалуются сельчане.

      Также с 1 января предусмотрены взносы работников, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд.

      Также глава государства поставил перед правительством задачу обеспечить высокое качество председательства Казахстана в Евразийском экономическом союзе в 2021 году, чтобы дать дополнительный импульс развитию многосторонней евразийской интеграции.

      Изменения пенсионной реформы, произведенные в июле 2021 года, коснулись стажа МС, который необходим для назначения пенсии. С 2017 года стаж будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет отметки 20 лет. Хотя в 2021 году для назначения пенсии требовался общий стаж — 15 лет.

      Следовательно, МС для оформления пенсии в 2021 году должны иметь стаж не меньше 15,5 лет, а в 2021 — 16 лет и так дальше вплоть до 20-летнего периода.

      Если бывший МС устроился на государственную должность после назначения пенсионных выплат, то размер пенсии не сокращается и не отменяется!

      Муниципальный стаж используется как основа для формирования пенсии в процентах следующим образом:

      Важно знать! Пенсия военным Беларуси
      То есть за каждый отработанный год свыше 15 лет, МС получают пенсионную надбавку в размере 3%. Максимальные показатели пенсии – 75% от среднего оклада труда.

      Зарплата бюджетников с 1 сентября 2021 года также подверглась индексации в некоторых регионах. К примеру, в Московской области увеличились оклады сотрудников муниципальных учреждений культуры на 15 %.

      С 01.09.2019 вырос доход для служащих музеев, библиотек, театров, МУП и ГУП. Для того чтобы осуществить такой рост, из бюджета был выделен не один миллион рублей. Все необходимые средства были направлены в виде дотаций в регионы.

      Молодые специалисты (учителя) в области образования, а также классные руководители получили прибавку к вознаграждению за труд в размере 5000 рублей. При этом в положениях о премировании и коллективных договорах общеобразовательных учреждений необходимо включить пункт о начислении премиальных выплат в размере от 3 до 20 %.

      В качестве дополнительной меры финансовой поддержки служащих выступит продление программы по проведению ежегодного медицинского осмотра, бесплатного для работников бюджетных учреждений. Профсоюзные органы также должны оказывать помощь бюджетникам: по запросу учителей председатели профсоюзов обязаны предоставить путевки в санатории, оздоровительные базы отдыха и пансионаты.

      Таким образом, на сегодняшний день после всех индексаций оклады бюджетников повысились для следующих трудовых категорий:

      Категории сотрудников бюджетных организаций, у которых наблюдался рост доходов в 2021 году благодаря действиям «майских указов» Прирост по сравнению с уровнем 2012 г.
      Школьные учителя, служащие предприятий культуры, соцработники, средний медицинский персонал 100 %
      Врачи (с высшим медицинским образованием), научные сотрудники, преподаватели в университетах, ученые 200 %

      Еще в 2021 году наметилась тенденция к улучшению зарплатного финансирования в бюджетных учреждениях (БУ) и приросту средней зарплаты по следующим отраслям: образование, здравоохранение, культура и искусство. Средства, требуемые для увеличения окладов, были запланированы и включены в бюджет 2021 года. Индексирование будет происходить в несколько этапов и завершится в 2021 году. В результате уровень доходности, выплачиваемой за труд, увеличится в среднем в полтора раза, по сравнению с нынешними величинами.

      Субсидии будут выделяться и для сокращения разрывов по доходности между регионами и столицей. Так, повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в Красноярском крае направлено на доведение вознаграждения за труд до соотношения заработной платы работников бюджетной сферы с уровнем среднего регионального заработка. Сокращение Госслужащих в 2022 Году в России.

      Какие выплаты и премии будут получать госслужащие

      • Процесс
      • Общество
      • Бизнесс
      • Экология

      Отвечая на вопрос, будет ли на этом завершена реформа, Григоренко заметил: «Если внимательно посмотреть лучшие практики, неважно — в бизнесе или в госуправлении, то мы увидим, что важнейший элемент успеха — это стремление к постоянному развитию». По его словам, сейчас драйвером изменений выступает цифровизация, но «это не самоцель, а только инструмент, который нужно научиться правильно применять».

      «Поэтому мы продолжим внимательно анализировать, а затем — переводить в онлайн-формат максимально широкий спектр ведомственных процессов, особенно в той части, которая касается контрольно-надзорных функций», — пояснил вице-премьер.
      Он подчеркнул, что государственные услуги бизнесу и гражданам должны предоставляться «по принципу 24/7 и экстерриториально».

      В то же время, как считает Григоренко, «важно понимать, что ключевой элемент успеха — это не «цифра», а люди, которые объединены одной целью». «Поэтому главное и самое сложное — переформатировать госаппарат в современную, ориентированную на результат команду профессиональных сотрудников. В своей работе мы будем стремиться именно к такому результату», — резюмировал он.

      Цифровизация и платформенные решения создают резерв для дальнейшей оптимизации системы госуправления, указал Григоренко. «Здесь есть значительные резервы за счет цифровизации и применения платформенных решений, которые позволяют часть функций — в том числе территориальных органов (госвласти) — централизовать на федеральном или межрегиональном уровне, оставив на уровне регионов ограниченный круг вопросов — например, только по очному обслуживанию граждан», — сказал он.

      В целом, рассуждая о реформе, вице-премьер отметил, что в нынешних условиях система госуправления должна уметь адаптироваться к вызовам новой реальности, в основе которой лежит цифровая трансформация. «Технологии кратно увеличивают возможности повышения эффективности работы госаппарата. Они помогают реализовать модель сервисного государства, ориентированного на запросы общества, на высокое качество предоставляемых гражданам услуг. Поэтому институты власти должны стать цифровыми платформами, естественно и незаметно предоставлять услуги в максимально оперативном режиме. Именно эту модель мы взяли за основу», — заявил он.

      По словам Григоренко, в ходе реформы кабмин постарался решить ключевую проблему структурного дисбаланса штатной численности госведомств. Правительство разработало единые стандарты организационно-штатной модели, акцент был сделан на устранение избыточных руководящих должностей.

      «Так, замруководителя теперь должен курировать не менее двух структурных подразделений, а замначальника структурного подразделения — как минимум два отдела. Мы также установили требования к минимальной численности подразделений. Для департаментов министерств — не менее 40 человек, управлений в службе или агентстве — не менее 25 человек, для отделов — не менее пяти человек. Штат обеспечивающих работников не должен превышать 30% от предельной численности, при увеличении состава профильных специалистов», — рассказал Григоренко.

      Глава аппарата кабмина подчеркнул, что при проведении реформы были предусмотрены механизмы точечной донастройки. Так, если ведомству нужно усилить центральный аппарат, руководство может перераспределить численность за счет территориальных органов в пределах фонда оплаты труда, пояснил он.

      Григоренко объяснил необходимость преобразований в госуправлении требованием времени, так как «существующая структура органов государственной власти практически не менялась на протяжении многих лет — в современных условиях она не может эффективно работать над решением задач, которые ставит перед собой государство». По словам вице-премьера, за это время корпоративный сектор уже несколько раз трансформировал модели управления бизнесом, исходя из изменения запросов потребителей и возможностей, которые дают технологии.

      «Госаппарат же все это время продолжал работать по системе, которая не менялась десятилетиями, — по принципу «ведомственных колодцев», то есть в замкнутом цикле — через долгие бюрократические согласования. Это привело к серьезным системным проблемам: модель госуправления оказалась абсолютно не адаптивной, не отвечающей современным реалиям и новым задачам», — добавил вице-премьер.

      Премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о реформе госаппарата в ноябре 2020 года, срок ее завершения был установлен до 1 апреля 2021 года. Реформа предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов на — 10%. В целом сокращение должно было затронуть более 32 тыс. должностей, в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда в ведомствах. В центральных аппаратах сокращению подлежала 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.

      — Павел Михайлович, а чем, на ваш взгляд, продиктовано предложение Мишустина?

      — Каких-то специальных, текущих причин для планов сокращения госслужащих не просматривается, и возникает впечатление, что это некий ритуал. Каждый премьер-министр в какой-то момент считает своим долгом объявить о том, что нужно сократить количество госслужащих.

      В принципе, нынешнее сокращение — но не на фиксированный процент, а по ситуации, — может быть связано с так называемой «регуляторной гильотиной», о которой сейчас довольно громогласно объявлено, но которая идет с большим скрипом.

      Речь идет о сокращении числа тех, кто занимается регулирующей деятельностью хозяйствующих субъектов — таким образом, может снижаться регулирующая нагрузка на бизнес со стороны контрольно-надзорных служб. Если идея «регуляторной гильотины» будет реализована, то появится объективная возможность сократить работников именно контрольно-надзорных служб.

      Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг. Мы просто передвигаем функции чиновников на работников учреждений, и таким образом перераспределяются лимиты численности и лимиты финансирования от госорганов на другие организации. Тем более что сейчас гражданам удобнее общаться с МФЦ, чем с кучей государственных и муниципальных органов.

      Но пока не даны конкретные объяснения относительно того, что имел в виду господин Мишустин, комментировать новые решения трудно. Вот мы слышим, что да, планируется сократить чиновников на 5 процентов в центральном аппарате и на 10 процентов в территориальных органах, но это выглядит так, как выглядело раньше, — урежем незанятые вакансии, но в то же время будут повышены зарплаты тем, кто работает, ведь, как правило, неиспользованная часть фонда оплаты труда идет на стимулирующие выплаты работающим.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.