Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о молочной кухне в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Маркировка — это специальный код, который наносят на каждую упаковку товара. В коде зашифрована уникальная информация о товаре: наименование, производитель, дата, время и место выпуска и другие данные.
Все, кто участвует в производстве и продаже продукции, сканируют код и таким образом передают информацию в систему маркировки «Честный ЗНАК». Так по кодам можно отследить путь каждого товара.
Некоторые молочные товары исключили из маркировки. Если предприниматель торгует только ими, подключаться к системе маркировки не нужно. В перечне исключённых товаров:
- молочная продукция до 30 граммов. Например, порционные сливки;
- питание для детей до 3 лет;
- специализированное диетическое лечебное и профилактическое питание. Например, это смеси, коктейли, каши, супы-пюре, на упаковках которых обозначено: «Лечебное питание»;
- продукты, упакованные непромышленным способом. Творог на развес и молоко на розлив маркироваться не будут.
Продажа. Во время продажи кассир должен отсканировать код маркировки на упаковке. Когда он пробьёт чек, касса передаст информацию о продаже в «Честный ЗНАК». Так система узнает, что товар вышел из оборота.
Сканировать коды маркировки при продаже нужно с января 2022 года: с 20 января — продукты со сроком хранения меньше 40 суток; с 1 июня — продукты со сроком хранения больше 40 суток.
Приёмка. Вместе с товарами предприниматель получает от поставщика электронную накладную — УПД. В ней — перечень всех товаров, их количество и коды маркировки. В системе электронного документооборота предприниматель должен принять накладную — подтвердить, что товар теперь у него.
С 1 сентября 2022 года продавцы обязаны подтверждать каждую накладную в системе документооборота.
С 1 декабря 2023 года производители должны указывать в УПД коды маркировки всех товаров. С этой даты мы рекомендуем предпринимателям сверять коды маркировки во время приёмки товара — сканировать коды на товарах и проверять, что они совпадают с кодами в накладной. Это не обязательно, но так можно спасти магазин от потерянных или лишних кодов.
Таким образом государство борется с контрафактной продукцией. Недобросовестные производители выводят на рынок нелегальный продукт, изготовленный с нарушением ГОСтов и ТУ. Например, под видом цельного молока реализуют раствор из сухого порошка низкого качества, добавляют пальмовое масло для нужного процента жирности, не указывают точный состав на этикетке и т.д.
Закон о маркировке защищает не только интересы конечного потребителя, но и представителей малого бизнеса. Небольшие магазины, рестораны или кафе не всегда могут закупаться у крупных и проверенных поставщиков. Поэтому есть риск приобрести партию некачественного продукта и получить жалобу от клиента. Маркировка даёт уверенность в том, что состав и срок годности действительно соответствуют указанному на упаковке.
Маркировка молочной продукции: как подготовиться рознице и общепиту
Схема реализации молочной продукции будет следующей:
- при продаже кассир считывает штрихкод и марку на упаковке;
- фискальный накопитель передаёт запрос о подлинности кода маркировки и проверке информации о продаваемом товаре оператору фискальных данных (ОФД);
- ОФД перенаправляет его в «Честный ЗНАК», получает ответ и передаёт его в систему онлайн-кассы;
- кассир видит на экране уведомление о результате проверки и закрывает продажу;
- данные о продаже вновь поступают ОФД. Тот, в свою очередь, передаёт их в «Честный ЗНАК».
Код маркировки выбывает из оборота и больше нигде не числится. Пробить через кассу ещё раз один и тот же товар не получится.
Правила и сроки выведения кодов из оборота зависят от того, использует ли общепит молочную продукцию как сырьё или в первозданном виде продаёт клиенту.
Кафе, рестораны и столовые, которые покупают молочку исключительно для кухни, обязаны передавать информацию о выбытии кода только с 1 сентября 2022 года.
При этом выводить коды нужно не через кассу, а в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК» с признаком «Для собственных нужд предприятия». Сделать это нужно в течение трёх дней после вскрытия тары. Отражать маркировку в чеке при продаже готовых блюд не нужно.
А если в общепите продают, например, фасованный сыр или сливки в индивидуальных пакетиках, то их нужно выводить из оборота через кассу как в магазине с 31 марта 2022 года.
При продаже маркированной молочки могут возникнуть проблемы:
- повреждённый нечитаемый код. Зафиксировать его выбытие через кассу не получится, но вы можете списать код в личном кабинете «Честный ЗНАК»;
- истечение срока годности молочки. Также нужно вывести из оборота с помощью системы «Честный ЗНАК»;
- на остатках нет маркировки. Если товар купили ещё до наступления обязанности выводить коды из оборота, его можно продавать как обычно, потому что у розничных продавцов нет обязанности маркировать остатки;
- покупатель вернул молочный продукт с маркировкой. Выбывший код вернуть в оборот уже не получится, и вы не сможете повторно продать этот товар. Но оформить возврат на кассе и отдать деньги покупателю можно.
С 1 сентября следующего года хозяин магазина или точки общепита обязан будет принимать продукцию по товарно-транспортной накладной, которая в электронном виде поступит в товароучётную систему. Он может возложить эту обязанность и на другого сотрудника. Если магазинов несколько, то принять партию сможет администратор или кассир. Чтобы сделать это, нужно отсканировать код на групповой упаковке и подтвердить операцию.
До 1 декабря 2022 года сканировать можно только общую тару, где находится молочная продукция. Это называется групповой приёмкой товара. После этой даты нужно пробивать марку и принимать каждую упаковку молочки отдельно.
-
Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима
6,0 тыс. 4
Как ресторанам наладить работу с маркировкой молочки в 2022 году
Состав продуктовых наборов для детей до 3 лет варьируется в зависимости от возраста. Детям от 1 года до 2 лет полагается:
- детское молоко – 2 л 400 мл;
- детский кефир – 2 л;
- детский творог – 600 г;
- фруктовое пюре с шестью вкусами – 2 кг 200 г;
- фруктовый сок с пятью вкусами – 2 л 600 мл.
Продуктовый набор для детей от 2 до 3 лет включает:
- детское молоко – 2 л;
- детский кефир – 2 л;
- детский творог – 600 г;
- фруктовый сок с пятью вкусами – 2 л 600 мл;
- фруктовое пюре с шестью вкусами – 1 кг 200 г.
1. Ветеринарные правила назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов, предназначенных для переработки или для реализации на розничных рынках (далее — Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования при назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов (далее — ветеринарно-санитарная экспертиза).
2. Ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение подлежат:
сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки (далее — молоко), предназначенные для переработки, в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей1;
молоко и молочные продукты2 непромышленного изготовления (далее — молочные продукты), реализуемые на розничных рынках3 (далее — рынки).
3. Действие Правил не распространяется на молоко и молочные продукты, полученные гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах, а также на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации молока и молочных продуктов, предназначенные только для личного потребления и не предназначенные для выпуска в обращение на территории Российской Федерации4.
4. Ветеринарно-санитарной экспертизе не подлежат5:
молоко при перевозке (перемещении) в пределах одного производственного объекта и между производственными площадками одного хозяйствующего субъекта;
объединенные партии, а также части партий молока, сформированные из ранее подвергнутых ветеринарно-санитарной экспертизе партий молока6.
5. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы организуется федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (далее — Госветслужба)7 в пределах своей компетенции.
6. Ветеринарно-санитарная экспертиза назначается в целях:
установления соответствия молока и молочных продуктов требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (далее — технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»)8 и технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»;
установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных9, от которых получены молоко и молочные продукты, подлежащие ветеринарно-санитарной экспертизе (далее — хозяйства);
определения пригодности молока и молочных продуктов к использованию для пищевых целей10.
7. Ветеринарно-санитарная экспертиза назначается и проводится специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Госветслужбы11 (далее — специалисты Госветслужбы).
8. Решение о назначении ветеринарно-санитарной экспертизы принимается специалистом Госветслужбы при непосредственном обращении собственника (владельца) молока и молочных продуктов, или его уполномоченного представителя (далее — владелец).
9. Отбор проб молока и молочных продуктов для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляется специалистами Госветслужбы при содействии их владельца в соответствии со стандартами, содержащими правила отбора образцов молока и (или) молочных продуктов, включенными в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее — Перечень стандартов)12.
Ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение подлежат:
— сырое молоко, в т. ч. обезжиренное, сырые сливки, предназначенные для переработки, в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей;
— молоко и молочные продукты непромышленного изготовления, реализуемые на розничных рынках.
Экспертиза проводится в т. ч. для установления соответствия товаров требованиям техрегламентов «О безопасности пищевой продукции» и «О безопасности молока и молочной продукции», определения пригодности к использованию для пищевых целей.
Срок экспертизы молока, предназначенного для переработки на пищевые цели, не должен превышать 3 часов с момента отбора проб. Срок экспертизы на рынках не должен превышать 3 часов с момента принятия решения о ее назначении. Исключение — случаи, требующие проведения лабораторных исследований.
Прописаны действия, выполняемые в рамках экспертизы.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
РРО-кухня-2022: найгірший сценарій для ФОП
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:
-
больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
-
нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:
1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);
2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;
3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
Как получить питание на молочно-раздаточном пункте
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
\n\n
Data Matrix — это двумерный штриховой код, состоящий из последовательности цифр и букв. Его наносят на потребительскую упаковку, этикету или стикер. При этом важно, чтобы не было возможности отделить марку с нанесенным кодом без ее повреждения.
\n\n
При нанесении кода нельзя:
\n\n
- \n\t
- Клеить его на часть упаковки, которую можно конструктивно отсоединить, не испортив саму упаковку.
- Размещать на прозрачной пленке или ином внешнем оберточном материале.
- Перекрывать другой информацией.
\n\t
\n\t
\n
\n\n
Иногда в продажу поступают наборы товаров. Это совокупность нескольких изделий, объединенных общей упаковкой. Набор можно расформировать и продать каждый продукт по отдельности. Марку с кодом наносят на упаковку набора и на упаковку каждой входящей в него товарной единицы.
\n\n
Этап 1: с 20 января 2021 года
\n\n
Все участники рынка могут по своему желанию наносить средства идентификации на «молочку» и направлять данные в ГИС мониторинга.
\n\n
Этап 2: с 1 июня 2021 года
\n\n
Производители (кроме фермеров), импортеры сыров, мороженого и прочих видов пищевого льда в обязательном порядке наносят марки, вводят товар в оборот и передают сведения об этом в «Честный знак».
\n\n
Этап 3: с 1 сентября 2021 года
\n\n
Производители (кроме фермеров) и импортеры прочей «молочки» со сроком хранения более 40 суток клеят марки, вводят товар в оборот и сообщают об этом в систему мониторинга.
\n\n
Этап 4: с 1 декабря 2021 года
\n\n
По сырам, мороженому и прочей «молочке» со сроком хранения более 40 суток: изготовители (кроме фермеров), импортеры, оптовики и ретейл передают в ГИС мониторинга сведения о розничных продажах.
\n\n
По прочей «молочке» со сроком хранения до 40 суток включительно: производители (кроме фермеров) и импортеры наносят марки, вводят продукцию в оборот и сообщают об этом в «Честный знак». Оптовики и ретейл передают в систему данные о розничных продажах.
\n\n
Этап 5: с 1 сентября 2022 года
\n\n
По сырам, мороженому и прочей «молочке» с любым сроком хранения: все участники рынка, кроме фермеров, передают в «Честный знак» информацию об обороте. То есть об отгрузках с переходом права собственности и о сделках в рамках договора комиссии (либо агентского).
\n\n
Плюс к этому сообщают в ГИС мониторинга об утилизации, списании и иных случаях вывода из оборота, не относящихся к розничным продажам.
\n\n
Этап 6: с 1 декабря 2022 года
\n\n
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые самостоятельно продают свою продукцию, подпадают под обязательную маркировку. Они наносят Data Matrix и направляют в ГИС мониторинга данные об операциях с молочной продукцией.
\n\n
\n\n
Сообщать в «Честный знак» об обороте (т.е. об отгрузках) молочной продукции нужно при помощи электронных универсальных передаточных документов (УПД). Их передача в ГИС мониторинга происходит в онлайн-режиме, посредством системы электронного документооборота (ЭДО).
\n\n
Подключиться к системе электронного документооборота для целей обязательной маркировки
\n\n
Таблица 2
\n\n
Какую информацию указывать в УПД
\n\n
\n\t \n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Период
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t Информация в УПД
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t
\n\t
\n\t\t\n\t\t\t \n\t\t\t До сентября 2022 года
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t Участники «молочного» рынка не должны передавать в «Честный знак» сведения об обороте товара (только о вводе в оборот и розничных продажах). Поэтому в данный период формировать электронные УПД и направлять их в ГИС мониторинга не обязательно.
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t С сентября 2022 года по ноябрь 2023 года включительно
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t Не требуется указывать в УПД код каждого изделия. Допустимо проставить код групповой упаковки (к примеру, спайки из 4-х йогуртов). Можно указать код более крупного агрегата — короба или паллеты, «привязав» сведения о входящей в него потребительской и групповой упаковке.
\n\n\t\t\t
На сайте «Честного знака» такой способ учета назван объемно-артикульным.
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t С декабря 2023 года
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t Для «молочки» со сроком хранения свыше 40 суток нужно применять поэкземплярный учет. То есть вносить в УПД код маркировки каждой единицы продукции.
\n\n\t\t\t
Для скоропортящихся изделий сохраняется объемно-артикульный вариант учета.
Как получить питание на молочной кухне
\n\n
Всем участникам оборота молочной продукции (организациям, ИП и фермерам) понадобится подключение к системе электронного документооборота. И еще — удаленный доступ к регистратору эмиссии. Это криптографическое программно-аппаратное средство, находящееся у оператора «Честного знака». Получить удаленный доступ можно бесплатно, нужно лишь подать заявку.
\n\n
Для розничных продавцов «молочки» есть дополнительные условия. Им придется установить на кассовый аппарат программу, создающую чеки с Data Matrix, и купить 2D-сканер для считывания марок. Кроме того, нужно подключиться к оператору фискальных данных, у которого есть модуль маркировки.
Data Matrix — это двумерный штриховой код, состоящий из последовательности цифр и букв. Его наносят на потребительскую упаковку, этикету или стикер. При этом важно, чтобы не было возможности отделить марку с нанесенным кодом без ее повреждения.
При нанесении кода нельзя:
- Клеить его на часть упаковки, которую можно конструктивно отсоединить, не испортив саму упаковку.
- Размещать на прозрачной пленке или ином внешнем оберточном материале.
- Перекрывать другой информацией.
Иногда в продажу поступают наборы товаров. Это совокупность нескольких изделий, объединенных общей упаковкой. Набор можно расформировать и продать каждый продукт по отдельности. Марку с кодом наносят на упаковку набора и на упаковку каждой входящей в него товарной единицы.
Этап 1: с 20 января 2021 года
Все участники рынка могут по своему желанию наносить средства идентификации на «молочку» и направлять данные в ГИС мониторинга.
Этап 2: с 1 июня 2021 года
Производители (кроме фермеров), импортеры сыров, мороженого и прочих видов пищевого льда в обязательном порядке наносят марки, вводят товар в оборот и передают сведения об этом в «Честный знак».
Этап 3: с 1 сентября 2021 года
Производители (кроме фермеров) и импортеры прочей «молочки» со сроком хранения более 40 суток клеят марки, вводят товар в оборот и сообщают об этом в систему мониторинга.
Этап 4: с 1 декабря 2021 года
По сырам, мороженому и прочей «молочке» со сроком хранения более 40 суток: изготовители (кроме фермеров), импортеры, оптовики и ретейл передают в ГИС мониторинга сведения о розничных продажах.
По прочей «молочке» со сроком хранения до 40 суток включительно: производители (кроме фермеров) и импортеры наносят марки, вводят продукцию в оборот и сообщают об этом в «Честный знак». Оптовики и ретейл передают в систему данные о розничных продажах.
Этап 5: с 1 сентября 2022 года
По сырам, мороженому и прочей «молочке» с любым сроком хранения: все участники рынка, кроме фермеров, передают в «Честный знак» информацию об обороте. То есть об отгрузках с переходом права собственности и о сделках в рамках договора комиссии (либо агентского).
Плюс к этому сообщают в ГИС мониторинга об утилизации, списании и иных случаях вывода из оборота, не относящихся к розничным продажам.
Этап 6: с 1 декабря 2022 года
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые самостоятельно продают свою продукцию, подпадают под обязательную маркировку. Они наносят Data Matrix и направляют в ГИС мониторинга данные об операциях с молочной продукцией.
Сообщать в «Честный знак» об обороте (т.е. об отгрузках) молочной продукции нужно при помощи электронных универсальных передаточных документов (УПД). Их передача в ГИС мониторинга происходит в онлайн-режиме, посредством системы электронного документооборота (ЭДО).
Подключиться к системе электронного документооборота для целей обязательной маркировки
Таблица 2
Какую информацию указывать в УПД
Период
Информация в УПД
До сентября 2022 года
Участники «молочного» рынка не должны передавать в «Честный знак» сведения об обороте товара (только о вводе в оборот и розничных продажах). Поэтому в данный период формировать электронные УПД и направлять их в ГИС мониторинга не обязательно.
С сентября 2022 года по ноябрь 2023 года включительно
Не требуется указывать в УПД код каждого изделия. Допустимо проставить код групповой упаковки (к примеру, спайки из 4-х йогуртов). Можно указать код более крупного агрегата — короба или паллеты, «привязав» сведения о входящей в него потребительской и групповой упаковке.
На сайте «Честного знака» такой способ учета назван объемно-артикульным.
С декабря 2023 года
Для «молочки» со сроком хранения свыше 40 суток нужно применять поэкземплярный учет. То есть вносить в УПД код маркировки каждой единицы продукции.
Для скоропортящихся изделий сохраняется объемно-артикульный вариант учета.
Маркировка молока: сроки и схема работы, как подготовиться
- Доска почёта
- Партнёры
- Платные образовательные услуги
- Порядок оказания платных образовательных услуг
- Цены на платные услуги
- Перечень платных услуг
- проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.
Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке
Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).
Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)
В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.
Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц.
Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).
Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:
- Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории;
- Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
В действующей редакции данных сведений нет.
Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)
Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
- Сертификат эксперта будет электронным.
- Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.
На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.
Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов.
Новые требования к детскому питанию
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
- привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации;
- выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;
- выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.
Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
- прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
- прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда;
- прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации;
- прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;
- неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;
- по решению суда.
Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.
Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”.
Для сравнения: в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”.
Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).
Новое в учетной политике на 2022 год
Перед тем как подавать бумаги, следует узнать как получить статус многодетной семьи. Для этого родителям необходимо подать заявление в отделение соцзащиты по месту жительства.
Главным фактором, который будет учтен при принятии решения является средний номинальный денежный доход, в котором не сказаны налоги на каждое лицо семьи. Для получении льготной категории и соответствующей денежной помощи, доходы не должны быть более законодательно установленного ПМ. При учете указанных условий семье будет выдан документ о предоставлении ей льготной категории.
Статус многодетной семьи не присваивается автоматически. Для его получения любой из родителей (или доверенное лицо) должен подать соответствующее заявление в государственное учреждение. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- справку о составе семьи;
- свидетельство о заключении брака;
- договор об опеке или передаче детей на воспитание;
- свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
- копию решения суда об усыновлении;
- паспорта родителей или опекунов.
На сегодняшнее время вектор развития страны во многом основывается на социальном направлении. Это позволяет судить о позитивных изменениях для многодетных семей:
- в 2021 году планируется провести индексацию каждого вида помощи с учетом инфляции;
- выделение новых мест в яслях к концу 2021 года – предполагаемое количество примерно 180 тысяч.
- выделение бесплатных лекарств детям с редкими формами заболевания;
- проведение профилактических мероприятий с целью уменьшения количества детей с инвалидностью;
- улучшение существующих нормативов питания в образовательных учреждениях;
- обеспечение необходимого количества мест в ДОУ и предоставление детям из многодетных семей права на зачисление вне очереди.
Согласно действующих законодательных актов предусматриваются следующие льготы для многодетных семей в Украине:
- скидка на квартплату 50% в соответствии с установленной нормой (21 кв. м жилой площади на каждого члена семьи, проживающего в квартире или частном доме, плюс 10,5 м на всю семью);
- скидка на покупку сжиженного баллонного газа в пределах установленных норм для бытовых нужд в размере 50%;
- оплата половины суммы на покупку топливного сырья, если в доме не предусмотрено центральное отопление;
- скидка 50% от абонплаты за пользование стационарной телефонной связью или за ее установку.
Исходя из норм ЖК Украины, для тех семей, где на иждивении находятся пять или более детей, льготы для многодетных семей в 2021 году предусматривают внеочередное предоставление жилья. Семьи с 3-мя и более детьми в первую очередь претендуют на жилье, предоставляемое из государственного жилфонда социального назначения.
В качестве льготы для детей многодетным матерям, на иждивении которых пять или более детей до 6-ти лет, предоставлена возможность досрочного выхода на пенсию. Воспользоваться таким правом можно только по достижении 50 лет и при наличии минимум пятнадцати лет страхового стажа.
Многодетный отец, который в одиночку воспитал 5 и более детей, так же как и многодетная мать может выйти на пенсию досрочно, но после достижения 55 лет и при наличии двадцати лет страхового стажа. Мужчины, воспитывающие 3 и более детей до 18 лет, освобождены от призыва в период мобилизации. Данное правило регулируется ст. 23 ЗУ «О мобилизации и мобилизационной подготовке».
Организация питания 2021-2022 у.г
Каждая малоимущая семья, получившая такой статус, может рассчитывать на поддержку. Выплаты производятся из местного бюджета, чаще всего такая помощь предусмотрена для семей с детьми.
Государство предусмотрело следующие социальные пособия малообеспеченным семьям в 2021 году:
- субсидии на оплату коммунальных счетов;
- налоговые вычеты по месту работы;
- бесплатный проезд в общественном транспорте;
- бесплатное питание в школьных столовых;
- получение корзины продуктов для новорожденного на детской кухне.
Размер пособия зависит от ситуации. Так, возможна адресная помощь малообеспеченным семьям в 2021 году и другие виды денежных пособий со стороны государства. В учебных заведениях сумма пособия для студентов из малообеспеченных семей определяется самостоятельно.
Семьям, в которых уже есть дети или только собираются появиться на свет, полагается разного вида финансовая поддержка.
Эту господдержку все знают как» декретные”, и выплачиваются они только женщинам, выходящим в этот самый декретный отпуск. Рассчитывать на декретные могут:
• работающие – получают выплату в размере 100% среднего заработка ;
Если у вас в семье произошло пополнение, то вы можете рассчитывать на выплату в размере 41280 грн. Для этого необходимо быть официально трудоустроенным гражданином.
Из указанной суммы 10320 грн. выплачивается моментально. Инне деньги перечисляется на счет в течение 3 лет. Для получения необходимо подать заявление в течение 6 месяцев после рождения ребенка, собрав следующие документы:
- сведения о застрахованном лице;
- заявление о назначении пособия;
- справку о том что второй родитель не получал данной помощи. Выдается в месте работы второго родителя;
- свидетельство о расторжении брака (при наличии данного факта);
- документальное подтверждение совместного проживания с ребенком (если в разводе).
На первом этапе оформления нужно собрать документы, подтверждающие право на получение денег. Обращаться за назначением пособия необходимо ежегодно. Список документов на пособие малоимущим зависит от вида выплат, на которое подается запрос. Основной перечень включает:
• заявление с просьбой назначить ежемесячные выплаты;
• личный документ родителей;
• свидетельство о рождении малышей;
* справка о составе семьи;
• свидетельство о браке или его расторжении;
• бумага, подтверждающая доход на каждого члена-выдается работодателем или в ПФУ;
• другие бумаги, например, документ из центра занятости, справку об усыновлении.
Сложности с назначением пособия могут возникнуть в том случае, если один из членов семьи пропал, а установить его местонахождение и получить справки о доходах не представляется возможным. Чтобы выплата была назначена, стоит взять справку из полиции о возбуждении уголовного дела по факту розыска. Соответственно, необходимо обратиться туда с заявлением.
Дополнительно могут понадобиться справки из учебных заведений, о беременности, прохождении службы и пр. Все зависит от конкретной ситуации и вида финансовой помощи. Заявление подается по месту работы.
Малообеспеченная помощь в 2021 году детям до 18 лет следующая:
1. Компенсация проезда в общественном транспорте. Она выплачивается только при условии, что ребенок вынужден ездить в школу на общественном транспорте из-за нехватки мест в учреждении, находящихся рядом с домом.
2. Стипендия. Студенты вузов очной формы имеют льготы на жилье в общежитии и другие.
Также на региональном уровне дети могут получать следующие виды помощи: бесплатное питание в школьных столовых, учебники, бесплатное посещение музеев, компенсации за лекарства и др.
Продление пособия малоимущим на детей осуществляется точно также, как и первичное оформление: нужно собрать те же самые бумаги и написать заявление на продление.Похожие записи: