Изменения в налоговый кодекс 2022 РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в налоговый кодекс 2022 РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?

  • Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
  • Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
  • Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.

К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.

По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.

«По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».

Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).

С 1 января 2022 года физлица — собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество) должны будут платить налог на недвижимость. Сейчас такой налог уплачивают лишь собственники двух и более квартир, а с принятием — также владельцы первой и единственной квартиры. Для расчета налога будут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. А затем от этой суммы владелец заплатит ставку в размере 0,1%.

Основание: статья 1 пункт 157 Законопроекта

157. Статью 329 изложить в следующей редакции:

«1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

  • шесть (6) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящего пункта;
  • шестнадцать (16) процентов:

для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 настоящего Кодекса;

для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.

Отчетность по УСН будет квартальная (статья 1 пункт 158 Законопроекта), т.к. плательщики УСН не будут являться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (плательщиками ввозного НДС и НДС при приобретении объектов у иностранных организаций как обычно, являются все). Основание: статья 1 пункт 154 Законопроекта.

154. В статье 326:

подпункт 1.1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1.1.2. налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;»;

пункты 3 и 4 исключить;

из пункта 6 слова «пунктов 3 и 4 настоящей статьи,» исключить.

примечание: подпункт 1.1.2 добавляет НДС по оборотам в перечень налогов, которые заменяет УСН. Т.е. формулировкой, что УСН заменяет уплату НДС по реализации исключается сам по себе НДС по реализации, как налог, применяемый одновременно с УСН (ввозной и по приобретению объектов у иностранных лиц платим!)

Готовимся к 2022 году: очередная редакция изменений в НК

Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта

49. В пункте 1 статьи 113:

в подпункте 1.1:

в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»

С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).

Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года

Проект изменений в НК РБ 2022 года, опубликованный на сайте Минфина РБ скачать в формате word (305 Загрузок)

  • Указ 447 от 22.11.2021 — новые льготы по электромобилям 23.11.2021
  • Валютный заем возвращен на карту BYN. Что с подоходным? 23.11.2021
  • План выборочных проверок на 1-е полугодие 2022 года сформирован 23.11.2021
  • Прогноз цен на бухгалтерские услуги 23.11.2021
  • Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
  • Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
  • Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
  • О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
  • Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
  • Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.21пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) — (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» — лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» — единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством — членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» — статус государства — члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата («РГ» — референтное государство; «ГП» — государство признания);

позиция «ZZ» — двухбуквенный код государства — члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения — AM; Республика Беларусь — BY; Республика Казахстан — KZ; Кыргызская Республика — KG; Российская Федерация — RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

МИ — Х Х — ХХХХХХ,

__ __ __ ________

1 2 3 4

где:

элемент 1 — медицинское изделие;

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.21пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) — (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» — лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» — единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством — членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» — статус государства — члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата («РГ» — референтное государство; «ГП» — государство признания);

позиция «ZZ» — двухбуквенный код государства — члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения — AM; Республика Беларусь — BY; Республика Казахстан — KZ; Кыргызская Республика — KG; Российская Федерация — RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

МИ — Х Х — ХХХХХХ,

__ __ __ ________

1 2 3 4

где:

элемент 1 — медицинское изделие;

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Изменения в Налоговый кодекс РБ 2022. Проект официально опубликован

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

Внесенные изменения позволят сократить налоговую нагрузку: например, станет возможным включение сумм курсовых разниц в состав внереализационных доходов, сумм инвестиционного вычета – в состав затрат для целей налога на прибыль. Однако для некоторых компаний (резидентов Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», коммерческих микрофинансовых организаций, операторов сотовой подвижной электросвязи, компаний, оказывающих медицинские услуги или реализующих лекарственные средства или изделия медицинского назначения) ставки налогов возрастут.

Более подробно Вы сможете ознакомиться с этими и другими наиболее значительными изменениями в Налоговом кодексе Беларуси в нашем обзоре.

Проект НК-2022: что изменится в налоговой системе в ближайший год

  • Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год

    978 0

    Существенные изменения в налоговых системах в Минфине объясняют излишней конкуренцией между ИП, самозанятыми и микроорганизациями, а также уклонениями от уплаты налогов.

    Мол, количество предпринимателей выросло, а доля налогов от них в бюджете — нет.

    — В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения. В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации. Помимо создания неравной конкурентной среды, это соответствующим образом отражается и на доходах бюджета. Несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от этих категорий в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает примерно 2,5%, — отмечал замминистра финансов Дмитрий Кийко.

    По ожиданиям Минфина, изменения будут приносить в бюджет дополнительные 100−200 млн белорусских рублей в год ($ 40−80 млн) (в том числе с учетом отчислений в ФСЗН).

    Власти подсчитали, что, по данным на 1 января этого года, из 269 тысяч индивидуальных предпринимателей Беларуси около 84% работают без найма работников — то есть, по сути, являются самозанятыми. Поэтому для них планируют изменить условия налогообложения, сократить сферы деятельности — и ожидают, что основная их масса перейдет в самозанятые.

    Самозанятые платят:

    • Взносы в ФСЗН в размере 29% от определяемого ими дохода. Этот доход не может быть меньше величины минимальной заработной платы (417,86 рубля по состоянию на 12 октября)
    • Единый налог — ежемесячный платеж, который уплачивается за те месяцы, в которых вы планируете работать по заказам других физлиц. Важно: эти люди должны использовать ваши работы (услуги) для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Заплатить его нужно до начала работы. Размер налога будет зависеть от того, каким видом деятельности вы хотите заниматься и в каком населенном пункте живете (все ставки есть на сайте МНС).

    К примеру, ставка налога на техническое обслуживание и ремонт автомобилей в Минске — 306 белорусских рублей ($ 123), Солигорске — 219 рублей ($ 88), Копыле — 162 рубля ($ 65) в месяц.

    Другие налоги самозанятые сегодня не платят.

    Уже с 2023 года вместо единого налога, который сейчас платят самозанятые, введут новый. Самозанятые должны будут уплачивать налог на профессиональный доход (НПД) в процентах от выручки. НПД заменит уплату подоходного налога с физлиц, а также будет включать в себя отчисления в ФСЗН.

    • При работе с физлицами, а также юрлицами-нерезидентами ставка НДП составит 10% от выручки.
    • При работе с организациями-резидентами ставка в размере 10% будет применяться при сумме выручки до 60 тысяч белорусских рублей ($ 24,2 тыс.) если выручка выйдет больше — 20%.

    Подписаны основные поправки в НК РФ – 2022

    Давайте рассчитаем.

    Для примера возьмем условных самозанятых парикмахеров из Гомеля.

    Выручка одного за месяц составляет 1000 рублей, то есть за год он заработает 12 тысяч рублей.

    Выручка второго в месяц — 6 тысяч рублей, то есть за год он получит 72 тысячи рублей.

    Сегодня

    Единый налог, установленный для этого вида деятельности в этом регионе, — 117 рублей в месяц.

    Оба парикмахера сегодня заплатят налог и страховые взносы в ФСЗН — 29% от 417,86 рубля (размер минимальной зарплаты), это 121,18 рубля.

    Итого — 238,18 рубля.

    После изменений НК

    Парикмахер с выручкой 1000 белорусских рублей заплатит 10% — это 100 белорусских рублей в месяц. И все.

    Второй парикмахер, с выручкой 6 тысяч, тоже заплатит 10% — 600 белорусских рублей.

    Важно: Несмотря на то, что его годовая выручка превышает 60 тысяч белорусских рублей, если он оказывает услуги только физлицам, платить налог в 20% с суммы превышения ему не нужно.

    Итого: платить налоги по новой системе условному самозанятому с маленькой выручкой станет выгоднее — на 138,18 рубля при выручке в 1000. Те же, у кого выручка большая, из-за изменения налоговой системы потеряют: условный второй парикмахер (с выручки в 6 тысяч рублей) заплатит в бюджет плюс еще почти 362 рубля (по сравнению с сегодняшними отчислениями).

    • Катастрофа или нет? Посчитали, какие налоги будут платить ИП, если в Беларуси изменят Налоговый кодекс
    • Взносы в ФСЗН для белорусских ИП — размер и сроки уплаты
    • Открыть торговую компанию в России или работать через посредника? Как белорусским ИП не попасть в налоговый ад

    Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.

    Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2022 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.

    Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2022 г., a также сравним с показателями 2021 года. (см. таблицу ниже).

    Кому положен вычет

    Размер вычета (за месяц)

    2021

    2022

    Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

    126 р.

    135 р.

    при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

    761 р.

    817 р.

    Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

    126 р.

    135 р.

    при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

    2 283 р.

    2 452 р.

    На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

    37 р.

    40 р.

    Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

    70 р.

    75 р.

    Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

    Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

    177 р.

    190 р.

    В случае если плательщик несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.

    Минский областной исполнительный комитет

    Мнения разделились. Некоторые эксперты трактуют вступление в силу всех пунктов статьи 160 Закона с 2023 года, а значит, в 2022 году для ИП не будет изменений. Вторая трактовка: с 2023 года плательщиками УСН (налога при упрощенной системе налогообложения) смогут быть только организации. И тогда для некоторых 2022 год еще будет переходным: это «ипэшниики», которые работают в сфере торговли оптом и в розницу. Но официальных разъяснений и финальной версии закона нет, остается гадать.

    Начиная с 2022 года (или, по другой версии, с 2023 года) не вправе будут применять упрощенную систему любые предприниматели, оказывающие услуги, кроме работающих в таких сферах:

    • туризм;
    • здравоохранение;
    • сухопутный транспорт;
    • общепит;
    • ТО и ремонт авто, мотоциклов.

    Выходит, что для ИП, которые оказывали услуги в сфере туризма, владели точками питания, ремонтировали автомобили в оборудованных точках, по сути, ничего не изменится, кроме поднятия налога УСН на 1%. Было 5% — стало 6%.

    — Для ИП, которые ведут торговую деятельность (например, розничные точки с фруктами), при отмене УСН выгодно будет перейти на общую систему с уплатой подоходного налога 16% с прибыли, а не от всей торговой выручки, — советует налоговый консультант Вера Солянкова. — Пример: (30 тыс. (выручка) — 20 тыс. (стоимость товара)) × 16% = 1,6 тыс. налога.

    ИП в сфере услуг не смогут перейти на налог на профессиональный доход, так как ведут предпринимательскую деятельность. Для них останутся два варианта: платить подоходный налог 16% (спорная выгодность: у них практически нет расходов, кроме аренды, «коммуналки», услуг связи и т. д.) или зарегистрировать юрлицо с возможностью применять УСН 6%. Расчет налогов при работе организации будет таким: 30 тыс. (выручка) × 6% = 1,8 тыс. налога и 28 200 (оставшиеся средства) × 13% (подоходный налог за снятие дивидендов) = 3,7 тыс. налог. В распоряжении остается 24,5 тыс.

    Не вправе будут с 2023 года применять упрощенку организации, выручка которых в 2022 году превысит 2 150 000 белорусских рублей, а численность сотрудников — 50 человек. При превышении критерия им необходимо будет перейти на общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль (18%) и НДС (20%).

    Профессиональный доход — доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают физических лиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам, а также доход от использования имущества. То есть вы не вправе нанимать сотрудников или быть нанятым.

    ИП применять этот налог не могут, только физлица. Для них новый налог заменит подоходный налог, а для ремесленников — сбор за осуществление ремесленной деятельности. До начала деятельности им нужно будет установить приложение «Налог на профессиональный доход» и направить в налоговую уведомление о применении налога на профессиональный доход.

    Как рассчитывается налог? Если выручка за год не превысила 60 000 рублей — платите 10% от доходов (включая предварительную оплату, аванс и задаток), а если превысила эту сумму — то 20% от суммы превышения.

    Если вы продаете товар (овощи, мед и прочее) на ярмарке, то платить будете налог на профессиональный доход. Но если есть справка о том, что вырастили все на собственном участке, налог за это платить не придется.

    Давайте подробнее рассмотрим, для каких категорий ИП и какой вариант будет более предпочтительным.

    ИП, которые оказывают услуги (налоговые консультанты, грузоперевозчики, управляющие, аудиторы и пр.) при переходе на ОСН будут вынуждены платить подоходный налог 16%, по сути, с выручки, а не с прибыли, так как расходов при ведении подобного бизнеса немного.

    Например, фрилансер, который консультирует людей из дома (то есть фактически не имеет расходов), при выручке 10 тыс. бел. рублей ранее платил 5% с выручки по УСН, а это 500 бел. рублей. При переходе на ОСН налоговая нагрузка для него возрастет до 1,6 тыс. бел. рублей (10 тыс.*16%). Чистый доход составит 8,4 тыс. бел. рублей.

    Альтернативным вариантом является регистрация организации, для которой применение УСН сохранится в размере 6%, но при перечислении дивидендов нужно будет уплатить подоходный налог 13%.

    Расчет личного дохода в этом случае будет следующим. Выручка облагается совокупным налогом 19% (6% УСН + 13% подоходный). С 10 тыс. бел. рублей эта сумма составит 1,9 тыс. бел. рублей. «Чистыми» остается 8,1 тыс. бел. рублей. Это чуть менее выгодный вариант, нежели переход на ОСН, однако при регистрации юрлица у предпринимателя появляется возможность найма сотрудников и привлечения инвестиций через продажу доли в уставном фонде.

    Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

    Согласно проекту, доходы будут учитываться исходя из фактических сведений и обстоятельств их получения при возможности их установления, в том числе с учетом документов (информации, материалов), предоставленных самим физлицом, госорганами, организациями, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами.

    А вот доходы, полученные ИП после получения требования о представлении пояснений или понесенные ранее, но не указанные своевременно в налоговых декларациях, не учитываются.

    Также к основаниям, по которым представленные источники не будут приняты налоговым органом, предложено отнести также сделки, основной целью совершения которых является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора).

    Кроме того хотят увеличить размер превышения расходов над доходами, при котором у физлиц потребуют дополнительные пояснения об источниках доходов. А именно в два раза, до 500 базовых (сейчас 14500 рублей).

    По документу, основанием для увеличения является необходимость корректировки механизма работы налоговых. Они для отражения количества проведенных контрольных мероприятий в первую очередь берутся за более простые кейсы, где у людей установлены минимальные суммы превышения расходов над доходами. Как отмечает «Ежедневник», как правило, проверка данной категории граждан показывает соответствие расходов полученным доходам, так как изначально налоговики не обладают сведениями о фактически начисленных доходах по трудовым и гражданско-правовым договорам, о полученных дивидендах, кредитах, займах и др.

    Кроме того, согласно новому НК, увеличение размера превышения позволит сконцентрировать работу на наиболее крупных и сложных проверках, наработать опыт проверки «неудобных» и сложных плательщиков, что в целом послужит стимулом для профессионального роста сотрудников налоговых инспекций.

    Кроме того, чтобы лучше контролировать людей, у которых превышение расходов над доходами менее 500 базовых, предлагают наделить руководителей столичной и областных инспекций МНС правом назначения соответствующей проверки.

    «По данным Минфина, в настоящее время проблема работы с такими расходами «приняла значительные размеры». Отсутствие возможности сбора доказательной базы о фактически понесенных на строительство коттеджей и жилых домов расходов привело к тому, что граждане заявляют в качестве сумм расходов только 10-20% от рыночной стоимости такой недвижимости. Отсутствие возможности со стороны налоговых органов настоять на большем размере понесенных расходов приводит к распространению такой практики по всей стране.

    Поэтому Минфин и МНС предложили многовариантный механизм определения размера понесенных гражданами расходов на строительство недвижимости, который предусматривает, в том числе, заключение от оценщика», — пояснил «Ежедневник».

    В документе сказано, что «к расходам физлица относятся денежные средства на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения его здоровья и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения», и такие же на несовершеннолетних детей в размере 50%.

    И если налоговая располагает информацией о фактически израсходованных физлицом денежных средствах на эти цели в большем размере, то расходы учитываются в размере фактически израсходованных средств.

    По результатам проверки налоговая составит уточненный расчет расходов и доходов человека. И если она установит превышение, то «лишние» доходы будут обложены подоходным налогом в размере 20%.

    В НК предполагается, что новая ставка будет применяться лишь в отношении доходов, полученных после 1 января 2022 года.

    Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?

    • Минфин занял в 2021 году на внутреннем рынке почти $1 млрд. в валюте
    • Минфин Беларуси рассчитывает на новую кредитную программу от ЕФСР
    • За первое полугодие Минфин Беларуси привлек из России чуть более 600 млн. долларов
    • Минфин с начала года занял на внутреннем рынке более $700 млн. через валютные облигации
    • Внешний госдолг Беларуси сократился за 5 месяцев на $0,5 млрд.

    С 2022 г планируется увеличение предельных размеров инвестиционного вычета, а именно, по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам размер увеличивается с 15% до 20%, по машинам и оборудованию – с 30% до 40%. Елена Говша напоминает, что инвестиционный вычет позволят включать одномоментно определенный процент от стоимости приобретенных зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств в затраты, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль.

    Проектом НК предусмотрен закрытый перечень расходов на рекламу, которые могут быть учтены без нормирования в составе затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, среди них расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и о самой организации.
    «Другие расходы на рекламу, которые не включены в этот перечень — например, приобретение призов для рекламных игр — могут быть учтены при налогообложении только в составе прочих нормируемых затрат», — сказала Елена Говша.

    Елена Говша отметила, что проектом НК из состава нормируемых затрат исключены затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды. «Таким образом, данные расходы могут быть включены в 2022 г в состав затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, в полном размере», — сказала эксперт.
    Что касается затрат на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, а также на оплату зарядки электромобилей на зарядных станциях, то они, как и прежде, подлежат нормированию и могут быть учтены при налогообложении в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

    С 2022 г областные Советы депутатов (в том числе местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов) наделяются правом увеличивать ставку налога на прибыль (на сегодняшний день — 18%) не более чем на 2% для отдельных категорий плательщиков, которые полностью уплачивают налог на прибыль в местные бюджеты.
    Предполагается, что исчисление налога на прибыль по новой ставке будет осуществляться с 1 января года, следующего за годом, когда решение об увеличении ставки было принято.

    Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах

    Елена Говша прокомментировала, что текущим проектом НК вводятся критерии, которые необходимо принимать во внимание при определении статуса фактического владельца дохода в целях исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
    Например, использование для осуществления своей деятельности труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря), соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности, соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности; и другие критерии.

    Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.

    С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).

    Предлагается исключить применение единого налога при:

    ♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

    ♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;

    ♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;

    ♦ осуществлении общественного питания.

    С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.

    Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налого­обложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.

    Одно из основных изменений — отмена налоговой льготы в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. «Цель этого нововведения — уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов», — сказал Дмитрий Кийко.

    Предполагается, что в качестве налоговой базы будет расчетная стоимость квартир, которая будет определяться Налоговым кодексом. К ней будет применяться стандартная ставка в размере 0,1% (к первой и последующим квартирам). На данный момент применяется большая ставка — 0,2% — ко второй и последующим квартирам. «Расчетная стоимость будет дифференцирована по городам, а также по типам квартир. По расчетам средняя сумма налога по стандартной квартире для граждан в Минске составит около Br50 в год, в регионах — порядка Br25», — отметил первый замминистра.

    При этом сохранятся льготы в отношении пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других незащищенных слоев населения.

    Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур.

    Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности. «Это вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения. В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации. Помимо неравной конкурентной среды, это соответствующим образом отражается и на доходах бюджета. За последние годы отмечается такая тенденция, что, несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от этих категорий в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает примерно 2,5%», — отметил Дмитрий Кийко.

    Поэтому выработана концепция, целью которой является четкое разграничение субъектного состава (самозанятые, ИП, микроорганизации). В соответствии с этой концепцией в кодексе предусмотрены подходы по изменению налогообложения.

    Основные изменения касаются самозанятых граждан. «Предлагается значительно расширить возможности для деятельности в данной форме. Такое расширение произойдет с 2023 года. Предполагается, что будет реализован заявительный принцип. Будут определены виды деятельности, которыми самозанятые не смогут заниматься. А остальные виды будут разрешены. Основной нюанс в том, что эта деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников», — рассказал первый замминистра.

    В планах разработка цифрового мобильного приложения для самозанятых. Оно будет предназначено для регистрации и уплаты всех налоговых обязательств. «Установив и используя это приложение, самозанятый гражданин может вести предпринимательскую деятельность без дополнительных административных процедур, без предоставления какой-либо дополнительной отчетности. Цифровой продукт позволит самозанятым работать с использованием безналичной оплаты. Будет возможно их взаимодействие как с физическими лицами, так и с организациями с отдельными ограничениями. Основная ставка предполагается в размере 10% от полученного дохода. Расчет налоговых обязательств будет проводиться автоматически через цифровое приложение. Важное нововведение: эта совокупная ставка будет включать в себя в том числе отчисления в ФСЗН», — пояснил Дмитрий Кийко.

    О проекте изменений Налогового кодекса с 2022 года

    В связи с таким расширением возможностей для самозанятых с 2023 года также предполагается сокращение видов деятельности, которые можно осуществлять индивидуальным предпринимателям. «Здесь будет реализован обратный подход: будут определены несколько видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться как ИП с привлечением наемных лиц не более трех человек. С учетом сокращения сфер деятельности индивидуальных предпринимателей и того, что основная их масса перейдет в самозанятые, предполагается корректировка условий налогообложения для ИП. С 2022 года для отдельных видов деятельности ограничивается возможность применения упрощенной системы налогообложения, сокращаются сферы применения единого налога. Предполагается, что с 2023 года для ИП останется возможность применения только общей системы налогообложения, то есть с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами», — проинформировал первый замминистра.

    Индивидуальным предпринимателям с наемными работниками предлагают альтернативу — возможность перехода в микроорганизации. Для микроорганизаций сохраняется возможность применения упрощенной системы налогообложения, для этого устанавливаются единые критерии. «При этом в части выручки эти критерии расширяются. Предельный критерий будет порядка Br2,15 млн в год. При достижении этой выручки будет возможно применение упрощенной системы налогообложения. Предполагается установить численность работников в количестве 50 человек, а также единую ставку налога при упрощенной системе в размере 6%», — добавил Дмитрий Кийко.

    «Мы полагаем, что совокупность всех предложений позволит четко разграничить состав субъектов предпринимательства, устранить предпосылки для применения схем по налоговой оптимизации, сохранить понятные и простые условия для бизнеса, а также повысить уровень участия граждан в формировании доходов бюджета», — подчеркнул первый замминистра.

    Минфин не ожидает, что сразу же будет получен фискальный эффект от планируемых мер. Дмитрий Кийко заявил: «Мы понимаем, что должен пройти трансформационный период, пока субъекты распределятся по предлагаемым категориям — самозанятые, ИП, микроорганизации. Тем не менее, после того, как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект оценивается нами в размере Br100-200 млн в год, в том числе с учетом отчислений в ФСЗН. Прежде всего это будет способствовать повышению ресурсной базы местных бюджетов, которые смогут направлять средства на инфраструктурные и иные социальные цели».

    Сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич поделилась с журналистами своей оценкой проекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. «Это попытка выровнять конкурентную среду между субъектами хозяйствования независимо от организационно-правовой формы собственности, стимулировать рост бизнеса от более мелкого к более крупному. Если посмотреть на предусмотренные проектом ставки, мы видим, что когда бизнес будет расти, то скорее всего будет платить налогов меньше. С точки зрения администрирования тоже есть свои плюсы. Упрощаются некоторые моменты по вопросам электронного декларирования, личного кабинета и другим», — отметила она.

    Представитель бизнеса обратила внимание на необходимость оценки влияния предлагаемых изменений на цены, занятость, а также оценки связанных с новациями административных расходов. «Также важно, насколько удобно и просто самозанятым будет работать с цифровой платформой, так как среди них есть не только молодежь, которая хорошо управляется со смартфонами. Кроме того, необходимо провести разъяснительную работу с населением и рассказать о преимуществах той или иной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Сейчас идут консультации с бизнесом, все эти вопросы будут еще обсуждаться», — добавила Жанна Тарасевич.

    Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец отметил, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс имеют под собой объективные предпосылки и направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Однако он высказал опасения по поводу того, насколько быстро и эффективно бизнес адаптируется к планируемым новациям.

    Дмитрий Кийко заверил, что будут приняты меры для упрощения адаптационного, трансформационного периода, когда индивидуальные предприниматели должны будут принять решение перейти в новую категорию (самозанятых либо микроорганизаций). По его словам, предполагается разработка отдельного порядка, который будет регламентировать такой упрощенный переход. За ИП будут автоматически сохраняться все разрешения, лицензии, будут решаться вопросы, связанные с юридическим адресом, с наличием обязательств. Все это предполагается урегулировать в отдельном законодательном акте, чтобы сделать такой переход максимально безболезненным.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *