Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на дороги в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
размер налога зависит от мощности двигателя и даты постановки машины на учет в ГИБДД. В момент продажи машины и снятия ее с учета исчезает обязанность в уплате налога. Но это происходит только в случае официальной регистрации сделки, а также постановки на учет автомобиля новым владельцем. В противном случае уведомления о необходимости платежа будут продолжать приходить на имя бывшего владельца.
Еще одной тонкостью является добровольное согласие владеющего автомобилем по доверенности, но не являющегося его собственником, платить налог. Это не запрещено законом. Но для этого нужно обратиться с заявлением к налоговикам.
Все про транспортный налог для физических лиц в 2022 году
Сумма налога
Одно из важных изменений касается суммы налога. ФНС не сможет пересчитывать сумму в большую сторону после того, как налог своевременно уплачен. Сделать перерасчет в обратную сторону (вернуть деньги в случае переплаты, либо зачесть ее в счет уплаты других налогов), наоборот, станет возможным.
Эта норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно оплативших налоговое уведомление. Аналогичное условие применяется с 2019 года в отношении перерасчета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В 2022 году появится и еще одно изменение, касающееся транспортного налога для физических лиц. Коснется оно начислений на автомобиль, который прекратил свое существование по различным причинам. Ранее, для того, чтобы налог на уничтоженный транспорт не начислялся, в налоговую службу должна была поступить официальная информация, подтверждающая это событие.
Ее предоставляли учетно-регистрационные органы ГИБДД. Но в старой процедуре существовало множество «подводных камней», из-за которых решить вопрос с прекращением транспортного налога можно было только через суд. С 2022 года прекратить платить за уже несуществующую машину можно будет после направления заявления непосредственно в налоговый орган.
Чтобы ИФНС налог больше не считала, необходимо подать заявление в любую налоговую инспекцию. Заявление заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Заявления вывод двумерного штрих-кода, либо через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме. Физлица могут подавать заявления в ИФНС или в МФЦ — на выбор.
На ответ у ИФНС — 30 рабочих дней. Если понадобятся доказательства, налоговая запросит дополнительные данные и может продлить срок, но не больше, чем на 30 дней.
Еще одно новшество связано с расширением списка моделей автомобилей, к которым с будущего года будет применяться повышающий коэффициент. В 2021-м туда добавили Skoda Kodiaq SportLine, Toyota Fortuner 2.8 Elegance, Citroen SpaceTourer Business Lounge XL и Peugeot Traveller Business VIP Long.
Размер коэффициента
Размер коэффициента составляет от 1,1 до 3. Он зависит от стоимости и новизны модели. Умножить на 1,1 сумму налога следует владельцам машин, чей возраст составляет не более трех лет с года выпуска, а стоимость варьируется в пределах 3-5 млн рублей. Максимальный коэффициент применяется к транспортным средствам, возрастом не более 20 лет со дня выпуска и стоимостью от 15 млн рублей.
Стоимость Возраст Коэффициент
3-5 млн руб. До 3 лет 1,1
5-10 млн руб. До 5 лет 2
10-15 млн руб. До 10 лет 3
15 и более млн руб. До 20 лет 3
С 1.01.2022, если у налогоплательщика изменится право на льготу, налог будет считаться с использованием коэффициента.
Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, когда право на льготу отсутствовало, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права принимаются за полный месяц.
Транспортный налог: когда его надо платить и что изменится в 2022 году
Одно из самых важных изменений касается суммы налога. Во-первых, ФНС не сможет осуществлять перерасчет в большую сторону после своевременной уплаты налога. Во-вторых, сделать перерасчет в обратную сторону, то есть вернуть деньги гражданину в случае переплаты или зачесть ее в счет уплаты других налогов, со следующего года станет можно.
Другое значимое новшество будет связано как раз с начислениями на машину, которой вы перестали владеть по каким-то причинам, но не сняли с учета. Раньше вам потребовалось бы доказывать факт того, что машина была угнана, сдана на металлолом или канула в лету еще каким-то образом. Ну, например, родители отдали старую машину сыну, тот несколько лет на ней проездил и продал. А спустя время собственник (отец или мать), вновь получили уведомление из налоговой о задолженности… Оказалось, что машина была продана по устной договоренности, новый владелец не ставил ее на учет, а вскоре и вовсе сдал на металлолом. Ранее в большинстве случаев решить подобную ситуацию удавалось только через суд. Теперь же для прекращения начисления транспортного налога незадачливому владельцу нужно будет подать заявление непосредственно в налоговую службу.
Еще одно новшество касается расширения списка моделей машин, к которым будет применяться со следующего года повышающий коэффициент. В этом году туда были добавлены Skoda Kodiaq SportLine, Citroen SpaceTourer Business Lounge XL, Toyota Fortuner 2.8 Elegance и Peugeot Traveller Business VIP Long. Останутся ли эти модели в списке через год неизвестно, однако, гораздо выше вероятность того, что он вновь будет расширен, а не сокращен.
В 2022 году не будут делать перерасчет в большую сторону суммы взимаемого налога. Зато можно вернуть те деньги, которые были переплачены.
С 2021 года установили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. Срок оплаты пошлины на транспорт для юрлиц за 2021 год – до 01.03.2022 г., а для ИП и физлиц – 1 декабря следующего года. Авансы оплачивают не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.
Вопрос – отменят ли транспортный налог, поднимается регулярно с года его введения (2003 г.). Многие люди уверены, что это несправедливая пошлина, ведь собственники авто и так уже оплачивают право передвигаться на автомобиле, возмещая стоимость акцизов, которые заложены в цену на бензин. Этот вопрос периодически обсуждают в Госдуме, но пока безрезультатно. В 2022 году налог на транспорт не будет отменен.
Льготы положены и юрлицам, например, в столице пошлину не взимают с компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров по городу. Также льготы распространяются на агентов особых экономических зон. Кроме того к льготникам относят:
- Предприятия, которые владеют водным транспортом и занимаются перевозками пассажиров или грузов, а также ловлей рыбы.
- Компании, занимающиеся сельским хозяйством, освобождены от пошлины на транспорт для перевозки удобрений и готовой продукции.
- Военные ведомства и силовики.
- Медицинская воздушная техника.
Когда организация относится к одной из этих категорий, то нужно поставить в известность ФНС. Освобождение от пошлины будет лишь после отправки формы в налоговые органы. Ранее эти данные указывались в декларациях. Раньше все организации подавали транспортные декларации, но сейчас от них освободили, потому, чтобы у налоговых органов были данные, нужно подавать заявления.
-
Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год
958 0
Транспортный налог был введен в 2003 году, он заменил ранее существовавший дорожный налог. Разница принципиальна – сборы от дорожного налога были целевыми и шли на ремонт дорог, а на что тратить сборы с транспортного налога законом не прописано, так что государство решает на свое усмотрение – куда нужнее, туда и отправляют деньги.
Главные моменты:
- Налог обязаны платить все, независимо от статуса – физическое или юридическое лицо. При этом для «физиков» и «юриков» действуют свои правила, например, физлица платят до 1 декабря, а юрлица до 1 февраля.
- Транспортный налог индивидуален, он зависит от мощности двигателя и от даты постановки машины на учет в ГИБДД. То есть незарегистрированные машины налогом не облагаются.
- В момент продажи автомобиля и снятия его с учета, исчезает обязанность в уплате налога на транспортное средство. Но, происходит это только в случае официальной регистрации сделки и постановки на учет машины уже новым владельцем. В противном случае вы останетесь плательщиком налога за эту машину на долгие годы.
Кстати, тут есть еще один вариант, если машина остается зарегистрирована на вас, но право на управление ею вы по доверенности передаете другому человеку. В этом случае он может добровольно подать в ФНС заявление об уплате налога за машину, даже если не является ее владельцем по документам. Законом это не запрещено.
Одно из самых важных изменений касается суммы налога:
- Во-первых, ФНС не сможет осуществлять перерасчет в большую сторону после своевременной уплаты налога.
- Во-вторых, сделать перерасчет в обратную сторону, то есть вернуть деньги гражданину в случае переплаты или зачесть ее в счет уплаты других налогов, со следующего года станет можно.
Другое значимое новшество будет связано как раз с начислениями на машину, которой вы перестали владеть по каким-то причинам, но не сняли с учета. Раньше вам потребовалось бы доказывать факт того, что машина была угнана, сдана на металлолом или канула в лету еще каким-то образом. Ну, например, родители отдали старую машину сыну, тот несколько лет на ней проездил и продал. А спустя время собственник (отец или мать), вновь получили уведомление из налоговой о задолженности… Оказалось, что машина была продана по устной договоренности, новый владелец не ставил ее на учет, а вскоре и вовсе сдал на металлолом. Ранее в большинстве случаев решить подобную ситуацию удавалось только через суд. Теперь же для прекращения начисления транспортного налога незадачливому владельцу нужно будет подать заявление непосредственно в налоговую службу.
Транспортный налог ввели в 2003 году, он заменил существовавший ранее дорожный налог. Сборы от дорожного налога были целевыми, они направлялись на ремонт дорог. На что уходят сборы с транспортного налога, в законе не прописано. Государство само решает, куда направить деньги.
- Налог обязаны платить и физические (до 1 декабря), и юридические лица (до 1 февраля);
- размер налога зависит от мощности двигателя и даты постановки машины на учет в ГИБДД. В момент продажи машины и снятия ее с учета исчезает обязанность в уплате налога. Но это происходит только в случае официальной регистрации сделки, а также постановки на учет автомобиля новым владельцем.
Еще одно новшество связано с расширением списка моделей автомобилей, к которым с будущего года будет применяться повышающий коэффициент. В 2021-м туда добавили Skoda Kodiaq SportLine, Toyota Fortuner 2.8 Elegance, Citroen SpaceTourer Business Lounge XL и Peugeot Traveller Business VIP Long.
Размер коэффициента
Размер коэффициента составляет от 1,1 до 3. Он зависит от стоимости и новизны модели. Умножить на 1,1 сумму налога следует владельцам машин, чей возраст составляет не более трех лет с года выпуска, а стоимость варьируется в пределах 3-5 млн рублей. Максимальный коэффициент применяется к транспортным средствам, возрастом не более 20 лет со дня выпуска и стоимостью от 15 млн рублей.
Как и в ситуации с льготными категориями, так и с размером транспортного налога власти регионов имеют некоторую свободу действий. Есть, утвержденная федеральным правительством, базовая ставка начисления налога. И ее можно изменять в сторону уменьшения или увеличения. Но не более, чем в 10 раз. При этом ограничение в меньшую сторону не касается автомобилей мощностью до 150 л.с. И в некоторых субъектах за такие транспортные средства налог, действительно, не платят.
Пожалуй, самой наглядной является ситуация со ставкой транспортного налога в столице. За одну лошадиную силу у авто, с мощностью двигателя до 100 л.с, в Москве попросят заплатить 12 рублей, при базовой ставке 2,5 руб. У 200-сильной машины каждая «лошадка» обойдется уже в 50 рублей, при базовой цене за 1 л.с – 5 руб. А премиальное авто, с 250 лошадиными силами под капотом и более, обойдется владельцу в 150 рублей за 1 силу.
Так или иначе, но транспортный налог платить необходимо. Может тем, кто всей душой против этого, стоит подумать, что внесенные в бюджет деньги могут помочь кому-то получить необходимую социальную помощь или жизненно важное лекарство.
С 2.07.2021 заработало правило: для расчета налога ИФНС берет мощность двигателя из учрежденного единого реестра сведений о характеристиках налогооблагаемых ТС. Далее отправляет сообщение владельцу транспорта.
В перечень ТС, которые не облагаются налогом, теперь входят моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, которые были зарегистрированы до 25.05.2012, и весельные лодки.
Если захотели узнать, какой налог вам насчитала ИФНС, можно обратиться за этим в любую налоговую. Не обязательно идти именно туда, где стоите на учете. Такая возможность стартовала 02.08.2021.
В любом случае, придется подать заявление о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Сообщение налоговая выдаст в срок не позднее пяти дней со дня получения вашего заявления (п. 5 ст. 363 Налогового кодекса).
Если компания ликвидирована, ждать придется не месяц, как раньше, а три.
Четыре новых налога, которые ждут россиян в 2022 году
С 1.01.2022 налог по водным и воздушным ТС, которые находятся в общей долевой собственности, будем считать пропорционально доле каждого собственника. Равными долями — если объект налогообложения в общей совместной собственности.
С 1.01.2022, если у налогоплательщика изменится право на льготу, налог будем считать с использованием коэффициента.
Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, когда право на льготу отсутствовало, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права принимаются за полный месяц.
С 1.01.2022 при изъятии транспорта по суду или гибели (уничтожении) ТС налог перестаем считать с первого числа того месяца, когда ТС изъяли (уничтожили). Чтобы ИФНС налог больше не считала, подаем заявление в любую налоговую инспекцию. Заявление заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Заявления вывод двумерного штрих-кода, либо через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме. Физлица могут подавать заявления в ИФНС или в МФЦ — на выбор.
На ответ у ИФНС — 30 рабочих дней. Если понадобятся доказательства, налоговая запросит дополнительные данные и может продлить срок, но не больше, чем на 30 дней.
Из-за пандемии в 2020м году потребовалось ввести дополнительные меры поддержки бизнеса. В частности, на региональном уровне для некоторых категорий налогоплательщиков были введены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
С 2022 это право узаконено полностью — с 1 января наступающего года регионы получат возможность самостоятельно решать, каким будет порядок применения льгот по налогу на транспорт.
В 2022 году повышающие коэффициенты, используемые при расчете транспортного налога для дорогих автомобилей, остаются прежними.
Средняя стоимость автомобиля Количество лет с года выпуска Коэффициент для налога на роскошь От 3 млн до 5 млн руб. включительно Не более 3 лет (для 2022 г. это 2020 год выпуска и позже) 1,1 От 5 до 10 млн руб. включительно Не более 5 лет (для 2022 г. это 2018 год выпуска и позже) 2 От 10 млн до 15 млн руб. включительно Не более 10 лет (для 2022 г. это 2013 год выпуска и позже) 3 От 15 млн руб. Не более 20 лет (для 2022 г. это 2003 год выпуска и позже) 3 Транспортный налог будут начислять по новым правилам
Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:
- автомобили (грузовики и легковые);
- автобусы;
- мотоциклы;
- мотороллеры;
- квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
- воздушный и водный транспорт;
- самоходные и гусеничные машины.
Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
- Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
- Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
- с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
- расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
- предоставлять льготы по уплате налога;
- изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
- изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:
Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1 От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2 От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3 Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3 Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.
Список автомобилей, не облагаемых налогом:
- полученные на линии соцзащиты;
- адаптированные для инвалидов;
- весельные лодки;
- сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
- ряд речных и морских судов.
Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.
Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:
- Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
- Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
- Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
- Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
- Герои СССР и РФ.
- Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
- Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
- Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.
Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.
Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:
- пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
- ветераны труда.
Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.
Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:
- используют труд инвалидов;
- поддерживают коренные промыслы малых народов;
- осуществляют пассажироперевозки;
- поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).
Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.
Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.
Как будем платить транспортный налог с 2022 года: изменения для физических лиц
Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.
Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).
1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:
- налог — не позднее 1 марта следующего года;
- авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
Транспортный налог: когда его платить и что изменится в 2022 году
- Что такое транспортный налог
- Кто платит транспортный налог
- Как его считать
- Какие есть ставки
- Какие есть повышающие коэффициенты
- Что там со льготами по транспортному налогу
- Как уменьшить транспортный налог
- Когда и как платить
- Что будет, если не заплатить
- Как проверить задолженность
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
— Бюджет ориентирован на людей, семьи после коронакризисной атаки. Также он ориентирован на выполнение национальных и социально-экономических целей, о которых неоднократно говорил президент. Но и, пожалуй, это бюджет, ориентированный на экономический рост за счет высокой инвестиционной и инновационной составляющей. Очевидно, что это уже не антикризисный бюджет. Он направлен на выход на устойчивое экономическое развитие. Важно, что бюджет поддерживает бюджет поддерживает население. Конечно, профицит с точки зрения экономической теории — хорошая позиция. Но ежегодный профицит совершенно не нужен. Все-таки сбалансированный бюджет должен быть на периоде 5-6 лет. А каждый год иметь профицит — это значит не иметь расходов. Мы же можем собрать налоги и вообще никуда их не тратить. И тогда будет огромнейший профицит. Лучше бы мы работали в небольшом дефиците, а профицитную часть направили даже не на рост экономики, а на увеличение вложений в человеческий капитал: здравоохранение, образование, науку, возможность вхождения в культурный мировой-страновой код. В России минимальный государственный дефицит — 18-19% госдолга. В Японии госдолг 250%, у Италии 135%, у США 128%. И они живут в традиционном дефиците и бюджета, и счета текущих коопераций платежного баланса, и торгового баланса. Но они этим дефицитом обеспечивают доступ к здравоохранению,образованию. Если человек будет здоровым, образованным, он будет всегда продуктивен. Он сам повысит экономику за счет роста своей производительности труда, знаний и компетенций. Вложения в человеческий капитал — основа сегодня в переходе к четвертой промышленной революции и цифровой эпохе, когда будут меняться виды деятельности, профессии.
Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН:
— Бюджет можно назвать сбалансированным, но возникает вопрос: нужен ли России сбалансированный бюджет? Если мы решаем задачу достижения параметров финансовой стабилизации, то, наверное, да, если хотим добиться некоторых темпов экономического роста — то нет. Тут вопрос не про полную сбалансированность бюджета, а про то, какой дефицит мы можем себе позволить. В Евросоюзе, где ситуация сложнее, чем в России (в том числе по долговой нагрузке), действует критерий дефицита в 3%. России необходим некоторый дефицит для развития финансового рынка. С другой стороны, предполагаются траты из ФНБ, реализация крупных проектов, соцподдержка пенсионеров, военнослужащих, так что бюджет нельзя назвать суперконсервативным.
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:
— Насчет сбалансированности в бюджете все абсолютно в порядке: он запланирован с профицитом в 1,1% ВВП на 2022 год, 0,3% — на 2023-й, на 2024 год дефицит составит около 0,2%. С точки зрения базовых параметров, которые характеризуют сбалансированность, это абсолютно комфортный уровень. Другое дело, возникает вопрос о том, какие стимулы развития экономики запускает мощная бюджетная конструкция. По последнему замеру минэкономразвития, инфляция превысила 7% годовых. ЦБ необходимо ужесточать денежно-кредитную политику, добиваясь снижения роста цен.
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»:
— Структура предлагаемого бюджета отвечает как сложившейся практике, так и последним поручениям президента. Основная проблема этого бюджета — его жесткость, излишняя в условиях быстрого восстановления доходов и низкого уровня госдолга. Минфин хочет вернуться в «золотой» для него 2018 год, проведя бюджетную консолидацию после пандемии. Сокращение расходов — прямое или с учетом инфляции — может негативно отразиться на росте экономики, притом что сборы налогов, изымаемых из экономики, продолжат расти.
Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР:
— Основные черты трехлетнего бюджета — его консервативность и сбалансированность, предпочтение профицитного подхода. Обращает на себя внимание фактическое снижение расходов, тем более с учетом инфляции: если расходы федерального бюджета в 2021 году, судя по всему, превысят 24 трлн рублей, то плановый объем расходов на 2022 год — 23,6 трлн, тогда как ожидаемая инфляция в 2022 году будет не ниже 4-4,5%. В 2023-24 годах предполагается некоторое увеличение расходов, которое, однако, будет сопоставимо с темпами ожидаемой инфляции. Тем самым, если исходить из опубликованных цифр, по истечении трех лет расходы федерального бюджета с поправкой на инфляцию останутся ниже ожидаемых результатов 2021 года. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная политика России по-прежнему основана на принципах максимально осторожного подхода к планированию доходной части, исходя из которой расходы также планируются достаточно сдержанно.
Александра Осмоловская-Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы:
— Бюджет на ближайшую трёхлетку отражает более благоприятный макроэкономический прогноз (как по внешним, так и по внутренним показателям), чем тот, что был заложен в бюджет текущий. Отсюда более высокие доходы. Возврат к бюджетному правилу — то есть ограничение на расходы — обеспечивает профицит и сохранение вектора сдержанной бюджетной политики. В целом, бюджет отражает желание постепенного возвращения к обычной «докризисной» жизни. В структуре расходов обычные лидеры — социальная политика и оборона.
На год
Наименование объекта налогообложения Ставка (руб.)
на 2020 годАвтомобили легковые до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 12 свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 25 свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50 свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 75 свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150 Мотоциклы и мотороллеры до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно 8 свыше 35 л.с. до 50 л.с. (свыше 25,74 кВт до 36,77 кВт) включительно 15 свыше 50 л.с. до 100 л.с. (свыше 36,77 кВт до 73,55 кВт) включительно 35 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50 Автобусы до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 25 свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 50 Грузовые автомобили до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 15 свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 30 свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50 свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 60 свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 80 Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу 15 Снегоходы, мотосани до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 25 свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 50 Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 30 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 200 Яхты и другие парусно-моторные суда до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 200 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 400 Гидроциклы до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 50 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 100 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 50 Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 175 Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 200 Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 1500 Для юридических лиц установлены правила оплаты, по которым организации обязаны вносить авансовые платежи по итогам квартала. Срок их перечисления — 5 число второго месяца по окончании квартала (в мае, августе, ноябре). Оставшуюся сумму транспортного налога ЮЛ перечисляет до 1 марта после окончания налогового года.
Независимо от типа ТС, оплата производится по месту нахождения техники. Российское законодательство подразумевает под этой формулировкой привязанность «места нахождения» к юридическому адресу организации.
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:
- за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
- за 1 квартал 2021 года — не позднее 5 мая 2021 года
- за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 5 августа 2021 года
- за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 5 ноября 2021 года
- за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года
Транспортный налог на роскошь: когда платится повышенный налог
\n\n
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
\n\n
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
В соответствии с действующим порядком юрлица сами считают величину транспортного налога и авансов по нему (п. 1 ст. 362 НК РФ). Но чтобы обеспечить правильность расчета и полноту уплаты этого налога, инспекторы в срок не позже 6-ти месяцев со дня окончания срока его уплаты направляют налогоплательщикам сообщение о точной величине рассчитанного транспортного налога.
На данный момент в НК не указана возможность направлять такие сообщения по запросу хозяйствующих субъектов. Они формируются и передаются при совершении самого факта оплаты налога или наступления срока его оплаты, а также при ликвидации компании или при поступлении в ИФНС сведений о перерасчете ранее рассчитанного налога (п. 4 ст. 363 НК РФ).
По ст. 10 Закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ со 2 августа 2021 года поменяются правила и основания отправки налогоплательщикам таких сообщений. С этой даты сообщения о рассчитанной величине транспортного налога будут выдаваться также и по заявлению самой компании-плательщика.
Компания сможет получать сообщение в любой ИФНС вне зависимости от места нахождения или постановки на учет транспортного средства.
Сообщение будет направляться директору компании в срок не позже 5-ти дней с момента получения налоговиками заявления от налогоплательщика (п. 5 ст. 363 НК РФ). Форма заявления будет разработана и утверждена ФНС позднее.
Изменения в транспортном налоге в 2022 году в России
С 1 января 2022 года для хозяйствующих субъектов вводятся обновленные правила освобождения от уплаты транспортного налога касаемо принудительно изъятых транспортных средств. В данном случае имеются в виду объекты, право собственности на которые прекратилось из-за их принудительного изъятия по основаниям, предусмотренным законодательством, например по решению суда.
На данный момент не установлен порядок прекращения обложения налогом этих транспортных средств, а потому момент такого прекращения считается датой их снятия с учета. С 2022 года момент прекращения расчета транспортного налога за изъятые транспортные средства будет устанавливаться датой изъятия вне зависимости от даты снятия транспорта с учета.
Чтобы прекратить платить транспортный налог, компания должна будет подать в налоговую инспекцию заявление, которое будет разработано и утверждено позже. Дополнительно к заявлению можно будет добавить документы, свидетельствующие о принудительном изъятии транспортного средства. Но если компания не подаст эти документы, она все равно не лишается права прекратить платить налог с даты изъятия транспорта.
В этих случаях налоговики будут сами запрашивать сведения, свидетельствующие о принудительном изъятии транспорта, у госорганов и лиц, их имеющих. Учреждение или ответственное лицо, получившее данный запрос от ИФНС, должны будут представить информацию в срок до 7-ми дней со дня поступления запроса.
Заявление налогоплательщика налоговики рассматривают 30 дней с момента его поступления. Если к нему не приложены подтверждающие документы, срок могут продлить еще на 30 дней.
По результатам рассмотрения заявления налогоплательщик получает из ИФНС уведомление о прекращении расчета транспортного налога. В документе фиксируются основания этого прекращения, а также объекты обложения налогом и период, с которого прекращается расчет налога.
В любом случае расчет налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором было принудительное изъятие у владельца его транспортного средства (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
- Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
- Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
- Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
- Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
- НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
- Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
- НДС: кто получил льготы с 2022 года
- Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
- ККТ и маркировка товаров
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.
В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.
Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.
Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.
За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.
Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.
В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:
- пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
- целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.
Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).
Похожие записи: