Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько раз в год можно менять поликлинику по ОМС закон в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нельзя | Можно |
---|---|
Получить импортные японские подгузники для взрослых, самостоятельно выбрав бренд | Получить подгузники для пожилого человека |
Удалить пару лишних килограммов. Ваша фигура государством не застрахована | Удалить фурункул |
Ждать на лечебной физкультуре упражнений из хатха-йоги или современного тренажерного зала | Ходить на лечебную физкультуру |
Обратиться к дерматологу, если вас беспокоит просто повышенная жирность кожи лица | Ходить на лечебную физкультуру |
Обратиться к дерматологу, если вас беспокоит просто повышенная жирность кожи лица | Обратиться к дерматологу с проблемой серьезных высыпаний на коже |
Как лечиться по полису ОМС бесплатно
Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.
Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.
В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.
Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.
К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.
Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).
В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.
Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).
Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.
Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.
Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:
1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;
2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).
Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.
Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).
�訄郱���郇迮郇邽迮 郱訄郕郋郇郋迡訄�迮郅���赲訄, �迮迣�郅邽����迮迣郋 赲郋郈�郋�� 郈�邽郕�迮郈郅迮郇邽� 郕 郈郋郅邽郕郅邽郇邽郕迮
Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.
Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:
-
методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);
-
порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).
Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.
1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).
2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 – 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.
* * *
Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.
1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.
2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.
- Страница главного врача
- Охрана труда
- Наша История
- Структура учреждения
- Информация о государственном задании
- Обслуживаемые адреса
- Бережливая поликлиника
- Фотогалерея
- Учётная политика
- Администрация
- Правила внутреннего распорядка для потребителей услуг
- Виды медицинской помощи
- Наши вакансии
- О борьбе с коррупцией
- Информация
- Карта территории
- Карта сайта
- Благодарности
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Минздрав России
- ФОМС
- Порядки оказания медицинской помощи
- Медицинские стандарты
- Полезные статьи о здоровье
- Инфографика по здоровому образу жизни
Медицинские полисы могут стать цифровыми с 2022 года
Личное посещение пункта выдачи полисов страховой медицинской организации
Подать документы на переоформление полиса ОМС иностранный гражданин может лично или через представителя в пункт выдачи полисов той страховой медицинской организации, которая ранее выдала полис ОМС, и на момент переоформления полиса работает в системе ОМС г. Москвы.
Иностранная гражданка, временно проживаю на территории РФ, есть РВП. На руках бумажный полис ОМС, действующий до конца года. Почти месяц назад вышла замуж и сменила фамилию. Нужно ли в таком случае менять полис ОМС?
В данной ситуации полис подлежит переоформлению. Об изменении фамилии необходимо уведомить страховую медицинскую организацию, ранее выдавшую полис ОМС, в течение месяца с того дня, когда эти изменения произошли. К заявлению о переоформлении полиса и перечню необходимых документов предоставьте свидетельство о браке. В этот же день вам выдадут временное свидетельство, по которому при наступлении страхового случая можно получить медицинскую помощь до момента выдачи полиса (не более 45 рабочих дней).
-
Диагностический метод исследования не относится к высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП);
-
Сроки ожидания проведения исследования не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
-
Наиболее частые заболевания и состояния при которых проводится исследование: новообразования, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы, травмы. Показания к выполнению исследования определяет лечащий врач.
1.Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)
-
Специализированная медицинская помощь не относится к ВМП;
-
Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации;
-
Показания для ЭКО являются: бесплодие, не поддающееся лечению, в том числе с использованием методов эндоскопической и гормональной коррекции нарушений репродуктивной функции мужчины и женщины в течение 9 — 12 месяцев с момента установления диагноза; заболевания, при которых наступление беременности невозможно без использования ЭКО.
-
Специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП;
-
Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации;
-
Катаракта, глаукома, травмы глаза.
-
ВМП;
-
Срок ожидания зависит от очередности в соответствии с листом ожидания и плановым объем медицинской помощи на год, утвержденный для медицинской организации
Вернуться к списку »
В Российской Федерации используются несколько видов полисов ОМС, все они считаются действительными. Любой из этих полисов может быть бессрочным или временным, который выдают на время оформления нового полиса.
- полис старого образца, выдавался до 2011 года;
- полис единого (нового) образца. На нем содержится информация о компании, оформившей полис, и данные застрахованного человека;
- универсальная электронная карта (УЭК). Оснащена микрочипом, который содержит сведения о застрахованном лице. Выпускается не во всех субъектах РФ;
- пластиковый электронный полис. Содержит информацию о человеке (ФИО). Оснащена цифровым носителем, на котором содержится вся информация.
Не зависимо от вида полиса, могут возникнуть ситуации, когда требуется его замена. Самые распространенные из них:
- потеря или порча полиса ОМС;
- изменений личных данных застрахованного гражданина;
- замена паспорта в связи с вступлением в брак или согласно возрасту.
Когда у человека меняются личные данные, полис ОМС действует еще 30 дней с момента извещения страховой компании о новых данных. Если в этот период возникает необходимость обратиться за медицинской помощью, необходимо предъявить полис и документ-основание, подтверждающий изменения в личных данных, например, свидетельство о браке.
Те полисы, которые были выданы до 2011 года, все еще считаются действительными. Сроки замены и перехода на новую форму не установлены законодательством. Если человек получает новый полис, старый автоматически становится недействительным и пользоваться им нельзя. Важный момент – даже при окончании срок действия полиса лечебные учреждения не имеют право отказывать в получении медицинской помощи. Любой отказ медицинской организации считается неправомерным, так как экстренная помощь должна быть оказана во всех ситуациях. О нарушениях со стороны медицинских служб рекомендуется сообщать в свою страховую компанию.
Начиная с 2015 года, появились полисы ОМС в виде пластиковой карточки со встроенным чипом. Это такой же аналог полисов единого образца. Сам полис является бессрочным, однако электронный чип может иметь свой срок службы, поэтому может возникнуть необходимость заменить такой полис. Человеку могут отказать в обслуживании не из-за срока действия, а по причине отсутствия в ряде больниц оборудования для считывания информации.
Могут возникнуть обстоятельства, когда даже бессрочный полис ОМС подлежит замене. Например, закрытие страховой фирмы, выдавшей документ. В этом случае гражданин получает уведомление, и в течение 60 дней он может обратиться в любую другую страховую компанию. Лицам, которые этого не сделали, необходимо знать, что их документы будут переданы в любую компания на усмотрение страховщика. Об этом также придет уведомление, требуется лишь подойти в офис новой страховой фирмы за новым полисом.
- Памятка застрахованному
- Территориальная программа ОМС
- Отчеты о деятельности в системе ОМС Ставропольского края
- Основные права пациента и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
- Страховые медицинские организации
- Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере ОМС
- Право на выбор медицинской организации и врача
- Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС
Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Минздрав России
- ФОМС
- Медицинские стандарты
- Порядки оказания медицинской помощи
- Коронавирусная инфекиця 2019-nCoV
- Пациентские организации
- Информация о записи на прием через интернет
- Льготное лекарственное обеспечение
- Порядок госпитализации без родителей
- Информация о пунктах отпуска льготных медикаментов
- Национальный календарь профилактических прививок
- Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
- Рекомендации для родителей детей, страдающих аутизмом и заболеваниями аутистического спектра
- Статьи по здоровому образу жизни
- Проверка полиса
- Лекарственное обеспечение
- Платные услуги
- Администратор Поликлиники
- Об обеспечении питанием
- Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
- Порядок оформления справок в школу
- Медико-социальная экспертиза
- Порядок санаторно-курортного лечения
- Диспансеризация и профилактические осмотры несовершеннолетних
- Телефоны доверия
- Карта сайта
В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, просим Вас оценить качество нашей работы.
Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов на каждый вопрос.
При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
\n\n
Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?
\n\n
На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.
\n\n
Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).
Пятигорская городская поликлиника № 1
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 126 448 013,3 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 588,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 19 860 443,6 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 133 931 755,8 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 666,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 20 654 861,4 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей.
Статья 2. Доходы бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Утвердить поступления доходов в бюджет Фонда:
1) на 2022 год согласно приложению 1 к настоящему Закону;
2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Статья 3. Бюджетные ассигнования Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов:
1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Закону;
2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Закону.
Статья 4. Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
1. Утвердить:
1) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 5 к настоящему Закону;
2) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 6 к настоящему Закону;
3) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 7 к настоящему Закону;
4) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 8 к настоящему Закону.
2. Установить, что межбюджетные трансферты из бюджета Московской области в 2022 году предусматриваются в сумме 2 249 082,0 тыс. рублей, из них:
1) по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования, в сумме 2 240 000,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) на финансовое обеспечение административно-управленческой деятельности Фонда при реализации полномочий по финансовому обеспечению мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, в сумме 9 082,0 тыс. рублей.
3. Установить, что межбюджетные трансферты, полученные из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, направляются на оплату медицинской помощи гражданам Российской Федерации, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию за пределами Московской области.
Статья 5. Нормированный страховой запас Фонда на 2022 год
1. Установить, что в составе расходов бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:
1) для дополнительного финансового обеспечения реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования;
2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в части:
возмещения территориальным фондам обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в Московской области, в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования;
оплаты стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации, с последующим восстановлением средств в состав нормированного страхового запаса по мере возмещения затрат другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
4) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
И это не шутка. По новым правилам, страховые компании (а точнее, предусмотренные в их штате страховые представители) должны непосредственно контактировать с гражданами, получившими у них полис. «По новым правилам, страховщики ориентированы на обеспечение преемственности медицинской помощи, они должны отслеживать и контролировать все ее этапы и принимать меры для устранения недостатков в процессе лечения, а не постфактум», — пояснил член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
Временный полис будет действовать не 30 дней, как раньше, а 45
Стандартно человек прикрепляется к медучреждению по месту жительства, чтобы ему было удобно добираться до него. Однако его всегда можно сменить при необходимости. № 326-ФЗ РФ гласит, что каждый гражданин может пользоваться медицинскими услугами в любом регионе и городе на территории страны. Этот принцип системы ОМС соответствует не только экстренным ситуациям, в которых существует прямая угроза жизни и здоровью пациента. Человек может свободно сменить лечебную организацию, попасть на обычный прием в медицинское учреждение. Прикрепление к поликлинике по месту прописки больше не требуется.
Прикрепление к медицинскому учреждению возможно из любого региона страны, независимо от места прописки гражданина. Для проведения этой процедуры ему нужно в первую очередь обратиться в регистратуру интересующей его поликлиники и написать заявление с предоставлением вышеуказанных документов.
Если руководство лечебного учреждения отказывает в прикреплении безосновательно, то есть места есть, но заявление гражданина на прикрепление отклоняют, нужно подавать жалобу в департамент здравоохранения и страховую компанию. Если это будет недостаточно эффективной мерой, придется обжаловать решение через прокуратуру.
Детскую поликлинику можно также свободно поменять, как и взрослую. Для этого нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Написать заявление об откреплении в старой клинике.
- Получить открепительный талон и медицинскую карточку.
- Принести в новую поликлинику вышеуказанный пакет документов.
- Дождаться рассмотрения заявления и согласия главврача на перевод.
Порядок прикрепления к поликлинике
Смена поликлиники по ОМС — несложная процедура, позволяющая сэкономить силы и денежные средства, которые граждане тратят на платных специалистов, если их не устраивает бесплатное обслуживание. Система ОМС разработана для облегчения жизни пациентов, а потому дает им возможность выбирать подходящее лечебное учреждение и качественные медицинские услуги в доступном месте.
За лечение зубов россияне также могут не платить и получить услуги стоматолога по ОМС. Объем бесплатной стоматологической помощи определяется на уровне регионов и прописан территориальной программе.
Стандартный набор бесплатных стоматологических услуг включает:
- осмотр стоматологом;
- рентген зуба;
- лечение кариеса с установкой пломбы;
- обезболивание;
- лечение пульпита;
- удаление зуба;
- снятие зубных отложений ручным способом;
- вскрытие абсцесса.
Что касается протезирования, то на бесплатной основе его делают только льготникам: ветеранам труда, инвалидам 1-2 группы. А отбелить зубы по ОМС не получится, так как это эстетическая процедура.
В государственных поликлиниках предлагают два варианта получения стоматологической помощи:
- Вылечить зуб полностью бесплатно: обезболить ледокаином и поставить цементную пломбу, которая скоро выпадет.
- Получить бесплатную услугу стоматолога по лечению кариеса и пр., но доплатить за щадящую заморозку и импортную пломбу. Даже с учетом доплаты цена получится дешевле, чем в частной клинике.
Если вы оплатили какую-либо бесплатную стоматологическую услугу, которую должны были оказать по полису ОМС, деньги можно вернуть.
24283
24789
Полис ОМС: используем правильно и не упускаем свою выгоду
20130
Фото 17745
Фото 16739
12982
Принят закон о переводе полисов ОМС в цифровой формат
Закон № 326-ФЗ РФ чётко определяет право гражданина Российской Федерации воспользоваться услугами поликлиники в любом городе нашей страны. Причём, это касается не только экстренных ситуаций, но и обычного приёма в медицинском учреждении. Принцип прикрепления к поликлинике по месту прописки отменён.
Следуя новому закону и дополнениям к нему, гражданин вправе:
- выбрать любую поликлинику в любом городе;
- выбрать лечащего врача по своему усмотрению;
- выбрать страховую компанию;
- выбрать частное, ведомственное или областное медицинское учреждение, внесённое в перечень системы страхования;
Важно помнить ещё одно существенное замечание: все переходы и смена врачей происходят безвозмездно и только один раз в год.
В качестве исключения допускается смена чаще, но только в случаях переезда в другой регион или город.
Вдобавок необходимо указать, что никаких объяснений по поводу отказа от своего лечащего врача или в целом от услуг определённой поликлиники, от заявителя не требуется.
Очевидно, что внесённые в закон изменения полностью защищают права человека по всеобщему медицинскому страхованию.
То, что прописано в законе, естественно, должно соблюдаться. Другое дело, что есть субъективные обстоятельства, которые могут помешать или замедлить смену поликлиники и врача. Дело в том, что каждая поликлиника финансируется по количеству прикреплённых граждан к ней.
Часто возникает ситуация, когда человек определённое время проживает не по месту постоянной регистрации или просто работает в другом городе. Вопрос о медицинском обслуживании может остро встать в любой момент. Прикреплённость к определённой поликлинике позволяет максимально избежать многих трудностей.
Начните прикрепление с посещения поликлиники и обращения в регистратуру. Необходимо с собой взять следующие документы:
- паспорт;
- справка с места работы;
- договор о найме жилья;
- страховой полис;
Аналогичные условия и для прикрепления несовершеннолетнего ребёнка. Понятно, что справки с места работы ему не нужно, но справку из школы предоставить необходимо.
Здесь не рассматривается вопрос о гражданах, которые проживают и работают нелегально. Во-первых, это является нарушением закона, а во-вторых, это приносит большое количество дополнительных проблем. Обман государства слишком дорого может обойтись.
Устроившись на работу официально, получив временную регистрацию, смело можно отправляться в близлежащую поликлинику и официально стать её клиентом. При длительном нахождении в другом городе больше года, оформлять прикрепление нужно ежегодно.
В случае, если в регистратуре гражданин получает отказ в прикреплении в силу отсутствия местной прописки, необходимо обжаловать действие персонала поликлиники в департаменте здравоохранения.
Можно и нужно обратиться с данной информацией в страховую компанию. Если не поможет и это, то прямое нарушение закона можно обжаловать и в прокуратуре.
Вопросы выбора гражданином медицинского учреждения регулируются такими нормативно-правовыми актами:
- Закон об обязательном медицинском страховании
- Закон об охране здоровья граждан
Согласно действующему законодательству РФ каждому гражданину предоставляется право свободного выбора поликлиники.
- Прежде всего, стоит подробно изучить в Интернете, у знакомых, друзей, родственников информацию о поликлиниках, к которым хотелось бы прописаться. Это необходимо, во-первых, чтобы потом не пожалеть, во-вторых, поскольку поликлинику, как уже говорилось, можно менять только один раз в год.Можно также почитать на форумах различные комментарии о врачах, которые работают в той или иной поликлинике.На данном этапе следует быть максимально внимательным, поскольку со сменой поликлиники связаны такие ситуации, как выдача льготных лекарств, вызов участкового врача и т.д.Кроме того, если поликлиника будет находиться далеко, не всегда будет возможность доехать до нее.
- Далее необходимо выбрать поликлинику и обратиться с заявлением в администрацию медицинского учреждения.
- Ждем ответа от главного врача выбранной поликлиники. В данном случае действует принцип взаимности: необходимо не только желание пациента на прикрепление к данной поликлинике, но и согласие на это ее главного врача.
После того, как был получен положительный ответ на просьбу приписаться в выбранной поликлинике, открепляемся от своей поликлиники:
- Изначально следует позвонить в регистратуру своей больницы и уточнить все детали процесса открепления.
- После телефонной консультации, обращаемся в регистратуру лично с просьбой выдать заявление на открепление.
- Заполненное заявление необходимо занести главному врачу поликлиники для того, чтобы получить его подпись.
- Чтобы получить талон открепления, следует обратиться в регистратуру снова, отдать подписанное заявление и получить желаемый талончик.
Переоформление полиса ОМС — Иностранный гражданин
Вправе ли мне отказать в предоставлении медицинской помощи на дому, если я приписана в больнице, которая находится далеко от моего места жительства?
Нет.
Какой участковый врач приедет, если обратиться в регистратуру новой поликлиники?
Если выбранная поликлиника находится не рядом с местом жительства, то вызов будет перенаправлен в мед.учреждение, которое соответствует месту жительства больного. Однако пациент дальше лечиться будет уже там, где будет прикреплен.
Таким образом, для того, чтобы поменять поликлинику необходимо сначала открепиться от своей старой поликлиники, а потом прикрепиться к новому мед.учреждению.
Открепление от поликлиники осуществляется путем подачи заявления на имя главного врача.
Прикрепление – путем подачи заявления с просьбой о переходе в данную поликлинику, также на имя главврача.
Отказать могут только в случае переполненности поликлиники.
Если ответ положительный, необходимо принести такие документы, как копия паспорта и страховой полис ОМС.
Невозможно прикрепиться к нескольким поликлиникам сразу.
При выборе новой поликлиники, следует учитывать, сможет ли участковый врач согласно территориально-административному принципу, приехать на вызов по месту жительства пациента.
Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.
Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.
В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.
В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.
Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:
субъект | участник |
---|---|
|
|
|
|
|
|
По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.
Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:
медицинские организации | |
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) | иные |
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности | |
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС | по территориальным программам ОМС |
на основе договора | |
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией | на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией |
Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.
Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.
Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.
Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.
У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.
Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.
У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.