Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 7 апреля 2009 г. N 25 «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан» и постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 г. N 117 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Дагестан» Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан;
Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений — центров занятости населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан;
Положение об оплате труда работников государственных казенных учреждений — управлений социальной защиты населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Указанные положения носят рекомендательный характер для государственных бюджетных учреждений и обязательный характер для государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 8 октября 2009 г. N 347 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, и Положения об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений — центров занятости населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2009, N 19, ст. 936);
абзац седьмой пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 16 июня 2011 г. N 192 «О повышении заработной платы работников государственных учреждений Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2011, N 12, ст. 477);
абзац седьмой пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 31 октября 2011 г. N 378 «О повышении заработной платы работников государственных учреждений Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2011, N 20, ст. 922);
абзац шестой пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 1 октября 2012 г. N 330 «О повышении заработной платы работников государственных учреждений Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2012, N 19, ст. 816);
постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N 12 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 8 октября 2009 г. N 347» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 2, ст. 37);
1. Настоящее Положение применяется при определении размера заработной платы работников государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (далее — учреждения социального обслуживания населения), осуществляющих деятельность по оказанию государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, и включает в себя:
размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам руководителей структурных подразделений и специалистов учреждений социального обслуживания населения;
условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений социального обслуживания населения;
условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;
условия осуществления и размеры выплат стимулирующего характера.
2. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по общеотраслевым должностям руководителей структурных подразделений, специалистов учреждения социального обслуживания населения, по общеотраслевым профессиям рабочих устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 августа 2009 г. N 264 «Об утверждении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в государственных учреждениях Республики Дагестан по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевым профессиям рабочих».
3. Оклады (должностные оклады) работникам учреждения социального обслуживания населения, относящимся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования (при наличии лицензии) и культуры, определяются согласно положениям об оплате труда работников учреждений соответствующих видов экономической деятельности, а компенсационные и стимулирующие выплаты производятся в соответствии с настоящим Положением.
4. Размеры окладов (должностных окладов) руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения, работающих в сельской местности, повышаются на 25 процентов.
Указанное повышение образует новый оклад (должностной оклад) и учитывается при начислении компенсационных, стимулирующих выплат.
5. С учетом условий труда работникам учреждений социального обслуживания населения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом IV настоящего Положения, и выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом V настоящего Положения.
6. Выплаты по заработной плате осуществляются в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
7. Руководителя учреждений социального обслуживания населения несут ответственность за своевременную и в полном объеме оплату труда работников и должны также руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
8. В случаях, когда месячная заработная плата работника учреждения социального обслуживания населения, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех выплат компенсационного и стимулирующего характера окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, ему производится доплата до минимального размера оплаты труда.
9. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно.
13. Оклады (должностные оклады) по профессиональным квалификационным группам должностей работников, занятых в сфере предоставления социальных услуг, устанавливаются в следующих размерах:
должности специалистов, осуществляющих предоставление социальных услуг
Положение об оплате труда работников: как составить
13. Заработная плата работников Учреждений состоит из:
оклада (должностного оклада);
выплат компенсационного характера;
выплат стимулирующего характера.
14. Расчетный среднемесячный уровень заработной платы работников Учреждений не должен превышать расчетный среднемесячный уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в отношении Учреждений, осуществляющих исполнение государственных функций, наделенных в случаях, предусмотренных федеральными законами, полномочиями по осуществлению государственных функций, возложенных на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Расчетный среднемесячный уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и расчетный среднемесячный уровень заработной платы работников Учреждений определяются в соответствии с пунктом 2(3) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных учреждений.
15. Размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются штатным расписанием соответствующего Учреждения за исполнение его работниками трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера с учетом отнесения занимаемых ими должностей служащих (профессий рабочих) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
16. Положением Учреждения может быть предусмотрено установление персональных повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам) работников.
При определении размера персонального повышающего коэффициента учитывается уровень профессиональной подготовки работника Учреждения, сложность, важность и срочность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента на определенный срок и его размере принимается руководителем Учреждения в отношении конкретного работника Учреждения.
Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента — до 4,0.
Размер выплат по персональным повышающим коэффициентам определяется путем умножения размера оклада (должностного оклада) на повышающий коэффициент.
Применение персональных повышающих коэффициентов не образует нового оклада (должностного оклада) и не учитывается при начислении иных выплат стимулирующего характера, а также выплат компенсационного характера.
17. С учетом условий труда работникам Учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III настоящего Положения.
18. Работникам Учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV настоящего Положения.
27. В целях поощрения работников Учреждений за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам Учреждений устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
выплаты за стаж непрерывной работы (выслугу лет);
премиальные выплаты по итогам работы;
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ.
28. Выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы (выслугу лет) устанавливаются работникам Учреждений в зависимости от стажа работы в соответствующем Учреждении, на основании приказа Учреждения в процентах от оклада (должностного оклада) с учетом следующих критериев:
при выслуге лет от 1 года до 3 лет — до 10 процентов;
при выслуге лет от 3 лет до 5 лет — до 15 процентов;
при выслуге лет от 5 лет до 10 лет — до 20 процентов;
свыше 10 лет — до 30 процентов.
Стаж непрерывной работы (выслуги лет) в Учреждениях не считается прерванным, если между расторжением трудового договора (увольнением работника) из соответствующего Учреждения и его повторным приемом прошло менее 14 (четырнадцати) календарных дней.
29. Премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) могут устанавливаться в целях поощрения работников за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Премиальные выплаты не являются обязательными.
При премировании учитывается:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы;
инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
выполнение особо важных и срочных работ;
своевременность и полнота подготовки отчетности.
Конкретный размер премиальных выплат может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения.
30. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается работникам единовременно. При назначении учитывается:
интенсивность и напряженность работы;
участие в выполнении важных работ, мероприятий;
обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы служб Учреждения;
организация и проведение мероприятий, направленных на повышение имиджа Учреждения;
непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных целевых программ.
Конкретный размер выплат за интенсивность и высокие результаты работы определяется как в абсолютном размере, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу) в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения.
31. Выплата за качество выполняемых работ устанавливается работнику при:
соблюдении регламентов, стандартов, технологий, требований к процедурам при выполнении работ (оказании услуг);
соблюдении установленных сроков выполнения работ (оказания услуг);
качественной подготовке и проведении мероприятий, связанных с уставной деятельностью Учреждения;
отсутствии обоснованных жалоб со стороны потребителей услуг.
Конкретный размер выплат за качество выполняемых работ определяется как в абсолютном размере, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу) в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения.
32. Критерии оценки качества труда и показатели эффективности деятельности работников Учреждений детализируются, конкретизируются, дополняются и уточняются в локальных нормативных актах Учреждений, коллективных договорах, трудовых договорах, в зависимости от специфики выполняемых работниками должностных обязанностей и степени их участия в достижении результатов труда.
33. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для работников Учреждений устанавливаются локальными нормативными актами Учреждений, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, коллективными договорами, трудовых договорами.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда и оформляются приказом Учреждения.
34. По решению руководителя соответствующего Учреждения работники соответствующего Учреждения могут быть поощрены несколькими видами выплат стимулирующего характера, указанными в пункте 27 настоящего Положения, одновременно.
35. При премировании по любому из оснований, предусмотренному настоящим Положением, учитывается отсутствие нарушений работником исполнительской и трудовой дисциплины: при наличии у работника неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания (замечания, выговора) мера поощрения в форме премирования к такому работнику не применяется вплоть до снятия (погашения) дисциплинарного взыскания.
36. Заработная плата руководителей Учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера и выплачивается в пределах фонда оплаты труда Учреждений.
37. Условия оплаты труда руководителей Учреждений устанавливаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), заключаемом на основе типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958; 2018, N 47, ст. 7262).
38. Должностные оклады заместителям руководителей и главным бухгалтерам Учреждений устанавливаются на 10 — 30 процентов ниже должностных окладов руководителей соответствующих Учреждений и фиксируются в трудовых договорах.
39. С учетом условий труда руководителям Учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III настоящего Положения.
40. Выплаты стимулирующего характера руководителю Учреждения устанавливаются по решению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по результатам достижения показателей эффективности деятельности Учреждения и работы его руководителя за соответствующий период.
41. Заместителям руководителей Учреждений и главным бухгалтерам выплаты стимулирующего характера осуществляются в порядке, предусмотренном главой IV настоящего Положения.
42. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров Учреждений, находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) установлен приказом Минцифры России от 08.02.2021 N 67 «Об утверждении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Государственные технологии», находящегося в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера)» (зарегистрирован Минюстом России 16.03.2021, регистрационный N 62771).
43. Определение среднемесячной заработной платы осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (Собрание законодательства Российской Федерации 2007, N 53, ст. 6618; 2016, N 51, ст. 7391).
44. Из фонда оплаты труда работников Учреждений может быть оказана материальная помощь. Порядок и условия оказания материальной помощи работникам Учреждений регулируются локальным нормативным актом о выплатах социального характера или коллективным договором.
45. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретном размере принимает руководитель учреждения на основе письменного заявления работника.
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» |
---|---|
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Врачи Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений Социальные психологи Юристы Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты |
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% | Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% |
В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2017, N 47, ст. 6985), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).
2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.
12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;
продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);
государственных гарантий по оплате труда;
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13145), от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);
перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13146) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);
Положения;
единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878);
отраслевого соглашения;
мнения представительного органа работников;
систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).
13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).
31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.
33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.
Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.
35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.
Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.
36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
При этом рекомендуется учитывать:
36.1. Для педагогических работников учреждений: реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;
работу с детьми из социально неблагополучных семей; использование в деятельности современных образовательных технологий;
долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;
наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;
наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;
работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;
публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;
присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;
издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;
участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;
наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;
руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;
публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;
42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958; 2018, N 47, ст. 7262).
43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.
44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.
45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 — 30 % ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.
46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
за интенсивность и высокие результаты работы;
премиальные выплаты по итогам работы.
47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.
48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.
49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.
50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.
51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52945).
52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:
а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);
б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);
в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);
г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);
д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);
е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).
53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).
54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.
56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.
57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.
Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании и материальном стимулировании работников. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т. д.
Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.
О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».
Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.
О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».
В структуре положения из рассмотренного примера все доплаты, компенсации и премии вынесены в отдельные табличные разделы. Это делать необязательно — текстовая форма изложения также может применяться. В данном случае такой прием структурирования информации применен с целью наглядности и простоты восприятия.
О том, какие выплаты образуют систему оплаты труда, читайте в статье «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».
Таблица «Доплаты» содержит перечисление тех добавок к зарплате, которые применяются у работодателя. Например, это могут быть дополнительные выплаты, связанные со сверхурочными работами, за ночную работу или труд работника в праздник и иные доплаты.
По каждому виду доплат в таблице проставляются соответствующие процентные ставки. Например, за работу в ночное время доплата составляет 40% часовой ставки (для рабочих-повременщиков). В отдельной графе таблицы (она может называться «Примечание») указываются необходимые поясняющие данные. Например, по доплате за ночную работу в этой графе приводится период, считающийся ночным: с 22:00 до 6:00.
Структура таблицы «Компенсации» аналогична вышеописанной. Перечисленные компенсации (например, за вредные и опасные условия труда, при увольнении, сокращении и др.) дополняются соответствующей суммой или алгоритмом расчета.
Таблица «Надбавки» присутствует в положении только в том случае, если такой вид денежных добавок к зарплате у работодателя существует. В качестве примера можно привести надбавку за стаж работы. При этом подробно требуется пояснить, за какой период какой размер надбавки полагается. Например, за стаж работы от 4 до 7 лет, добавка к зарплате составит 12%, от 7 до 10 — 15%, а свыше 10 лет — 18% от начисленной зарплаты.
Аналогичным образом заполняются остальные таблицы.
Положение об оплате труда может быть утверждено работодателем единожды и действовать без ограничения срока (бессрочно). Законодательством никаких особенностей для срока действия такого документа не установлено.
Необходимость в ежегодном пересмотре положения может возникать в тех случаях, когда работодатель осваивает новые виды деятельности с привлечением работников различных профессий, по которым необходим пересмотр или дополнение существующих СОТ и стимулирующих выплат, или условия труда меняются.
Работодатель и работники заинтересованы в поддержании своих внутренних локальных актов в актуальном состоянии и должны своевременно выступать инициаторами их пересмотра, в том числе и рассматриваемого положения.
Что указать в приказе об утверждении положения об оплате труда, расскажем здесь.
Положение об оплате труда необходимо как работникам, так и работодателю. С помощью этого внутреннего документа налогоплательщику легче отстоять перед налоговиками обоснованность снижения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН-налогу на разнообразные зарплатные выплаты. А работники будут уверены в том, что их не обманут при начислении зарплаты и они смогут получить законные надбавки и компенсации (в том числе в судебном порядке).
У этого документа нет законодательно установленной формы, у каждого работодателя он имеет свой вид. Срок его действия устанавливается работодателем самостоятельно. Положение может пересматриваться по мере необходимости или действовать бессрочно.
Положениями ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
При разработке положение об оплате труда спортивных учреждений следует руководствоваться:
- Трудовым кодексом, в частности ст. 54.1;
- Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11 (далее – Единые рекомендации);
- Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Минспорта РФ от 30.05.2014 № 382 (далее – Примерное положение);
- Трехсторонним отраслевым соглашением по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2019 – 2021 годы, утвержденным Минспортом РФ, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта» 10.10.2019;
- Приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказом Минспорта РФ от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»;
- Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, доведенными Письмом Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685;
- Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва в области спорта инвалидов, в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях, доведенными Письмом Минспорттуризма РФ от 27.10.2011 № ПК-02-10/6271.
Следует учитывать, что на основе указанных нормативных актов на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов разрабатываются свои документы, в соответствии с которыми должны производиться расчеты зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта, например:
- Постановление Правительства Нижегородской области от 10.01.2020 № 15 «Об утверждении Примерного положение об оплате труда спортивных работников государственных бюджетных и автономных учреждений Нижегородской области по виду экономической деятельности «Деятельность в области спорта» (код 93.1)»;
- Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 (в редакции от 16.09.2019) «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 664 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений, занятых в сфере физической культуры и спорта» (вместе с Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений, организаций Республики Крым, занятых в сфере физической культуры и спорта);
- Постановление администрации Раменского муниципального района Московской области от 19.12.2017 № 9670 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Раменского муниципального района, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, находящихся в ведомственном подчинении Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района Московской области»;
- Постановление администрации Арзамасского района Нижегородской области от 10.10.2017 № 1831 (в редакции от 29.10.2018) «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений физической культуры и спорта Арзамасского муниципального района Нижегородской области, подведомственных управлению спорта и молодежной политики администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области».
При разработке своего локального нормативного акта учреждению существенно облегчит работу использование типового положения об оплате труда.
Какие разделы нужно включить в такой локальный акт и на что обратить внимание в каждом из таких разделов, рассмотрим далее.
- Общие положения
В данный раздел обычно включают:
- действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты;
- описание применяемой системы (или систем) оплаты труда и ее основных элементов;
- краткую характеристику особенностей оплаты труда для отдельных категорий работников;
- указание на источники формирования фонда оплаты труда.
В силу п. 8 Примерного положения ФОТ работников федеральных учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральным учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. При этом предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минспорта, составляет не более 40 %.
- Порядок и условия оплаты труда: основные условия оплаты труда работников учреждений; порядок и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера
В данном разделе необходимо прописать размеры:
- окладов (должностных окладов);
- ставок заработной платы;
- оплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами.
Размеры окладов, надбавок и иных выплат следует определять с учетом штатного расписания и имеющихся средств на оплату труда.
Установление окладов. Оклады должны быть установлены так, чтобы они были дифференцированы в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп). По должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников различных профессиональных квалификационных групп (ПКГ) устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Минимальные размеры окладов (ставок) работников различных ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
К минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом обеспечения финансовыми средствами рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:
- коэффициент квалификации;
- коэффициент специфики работы (рекомендуется устанавливать в размере 0,15 к окладу тренерского состава, имеющего непосредственное отношение к организации работ специализированных отделений, а также отделений по олимпийским видам спорта);
- персональный повышающий коэффициент.
Коэффициенты рекомендуется устанавливать на определенный период времени в течение соответствующего календарного года или на более длительный срок (например, олимпийский цикл – четыре года).
Повышающие коэффициенты квалификации к окладам (должностным окладам) по должностям «спортсмен», «спортсмен-инструктор» устанавливаются в зависимости от наличия спортивного разряда, спортивного звания.
Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов квалификации составляют:
- кандидат в мастера спорта – до 1,0;
- мастер спорта России, гроссмейстер России – до 1,5;
- мастер спорта России международного класса – до 2,0;
- мастер спорта России международного класса – призер всероссийских соревнований – до 2,5;
- мастер спорта России международного класса – призер международных соревнований – до 3,5;
- заслуженный мастер спорта России – 3,5.
Установление надбавок. Необходимо предусмотреть возможность установления:
- надбавок к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников федеральных учреждений, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук) по занимаемым должностям, а также персональной надбавки конкретному работнику;
- персональных надбавок работникам с учетом уровня их профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач (согласно п. 13 Примерного положения такие надбавки устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года).
- Надбавки не образуют новый оклад и не учитываются при начислении выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом:
- Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822;
- Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818.
Положение об оплате труда бюджетного учреждения
По правилам ч. 4 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Порядок учета такого мнения определен в ст. 372 ТК РФ. После согласования проекта локального нормативного акта со всеми заинтересованными лицами (например, с юридической службой) его вместе с обоснованием направляют в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме:
- если такое мнение не содержит согласия с проектом положения об оплате труда либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения;
- в случае, когда достичь согласия не удалось, разногласия оформляются протоколом. С таким протоколом работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. При этом выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать положение об оплате труда учреждения в соответствующей государственной инспекции труда или суде;
- если профсоюз выразил согласие с проектом положения об оплате труда, оно утверждается приказом (распоряжением) руководителя учреждения и доводится до сведения всех работников (ст. 68 ТК РФ).
[1] По тексту во врезах приводятся примерные положения, которые могут быть использованы при разработке локального акта.
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.
К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.
Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.
- Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
- Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
- Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
- При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
- С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.
Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».
Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.
На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.
Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.
НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.
Федеральные бюджетные (казенные) учреждения обязаны при установлении оплаты труда использовать федеральные законы (иные нормативные правовые акты). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее — Положение).
Кроме того, учреждения любого уровня должны учитывать Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011,
протокол № 10, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год (далее — Рекомендации).
Рекомендации на 2012 год дополнены принципом обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.
Тем самым предполагается предоставить руководителям учреждений возможность привлекать наиболее высококвалифицированных специалистов.
Ежегодно, согласно п. 28 Рекомендаций, фонд оплаты труда формируется исходя из:
•размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств;
•объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Система оплаты труда должна быть зафиксирована в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений (например, в положениях об оплате труда, о стимулирующих и компенсационных выплатах, о премировании работников и т. д.).
Также в перечисленных локальных актах прописывают и сами размеры окладов и выплат, условия их предоставления.
В частности, оплата труда работников, согласно ст. 129 ТК РФ, включает:
•базовые (должностные) оклады;
•вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
•компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
•стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В Рекомендациях предлагается использовать базовые (муниципальные) тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, которые предложены в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных организаций.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы выполняют функцию минимальных гарантий при оплате труда работников бюджетных учреждений.
- Контактная информация
- Написать обращение (жалобу)
- Приём граждан
- Вопросы и ответы
Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.
Для этого правительство использует определенные меры поддержки:
- Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.
- Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.
- Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.
Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.
По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.
Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе. Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.
Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.
Для этого правительство использует определенные меры поддержки:
- Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.
- Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.
- Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.
Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.
По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.
Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе. Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.
Ведется разработка тарифной сетки, включающей 18 разрядов и учитывающей квалификацию, уровень ответственности, стаж. По новым положениям величина оклада должна быть не меньше 50% дохода работника. Так же предусмотрена доплата за работу сверх установленного трудовым договором времени, в календарные и праздничные выходные, ученую степень, величину стажа. До половины оклада можно выплачивать на оздоровительные мероприятия, до 30% – на оказание материальной помощи.
Эксперименты по внедрению новой системы оплаты труда будут проводить в семи специально выбранных для этого регионах с декабря 2021 года по 31 марта 2022 года.
Виды систем оплаты труда
Существуют следующие системы оплаты труда:
- повременная;
- сдельная;
- комиссионная;
- система плавающих окладов;
- аккордная.
На основании каких показателей рассчитывать зарплату сотрудников при этих системах оплаты труда, организация определяет самостоятельно. В законодательстве на этот счет никаких ограничений нет.
Когда учителям, медикам и службам безопасности повысят зарплату до 2022 года? Традиционно в канун Нового года многие компании индексируют зарплаты своих сотрудников. Этот раз станет исключением, но не для всех. 29% компаний заявили, что они не готовы менять свои привычки и будут повышать зарплату сотрудникам. Кроме того, в 2022 году ожидается изменение метода расчета заработной платы работников бюджетной сферы, особенно медицинских работников и учителей. Следует отметить, что зарплаты абсолютно всех специалистов, работающих в государственном секторе, вырастут в следующем году.
Согласно правилам, врачи, учителя, социальные работники и сотрудники учреждений культуры должны получать не менее 1-2 средних зарплат по региону.
Принятые еще в 2012 году «майские указы» предусматривают, в частности, повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетных учреждений до определенного уровня. Однако на практике в течение девяти лет с этим были проблемы — расчет заработной платы был передан на уровень конкретных учреждений, что привело к расхождениям между разными сторонами трудовых отношений.
Более 40% россиян ожидают от работодателей повышения зарплаты в декабре 2021 года — 41%. Такой вывод сделали аналитики сервиса «SuperJob» на основании проведенного ранее социологического исследования.
К сожалению, не все компании готовы к повышению заработной платы. Только 29 процентов опрошенных руководителей планируют повысить зарплату своим сотрудникам, говорится в отчете. Об этом говорится в отчете, составленном аналитиками на основе результатов опроса.
В 2022 году зарплаты абсолютно всех государственных служащих вырастут на 6,4%. Это связано с увеличением минимальной заработной платы.
Медики и педагоги в регионах, ставших участниками пилотного проекта, смогут рассчитывать на более высокие зарплаты.
Следует отметить, что президент России Владимир Путин поручил правительству найти решение.
Путин поручил правительству найти пути значительного повышения зарплат работникам бюджетной сферы. Более того, именно по его указу уже в 2022 году будет запущен проект, согласно которому зарплаты врачей и учителей в разных регионах постараются уравнять.
Как уже говорилось ранее, в нескольких регионах России врачи будут получать зарплату по-новому. Пилотный проект включал:
- Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская и Тамбовская области;
- Республика Якутия;
- Севастополь.
Именно здесь, начиная с января 2022 года, бухгалтерам медицинских организаций придется освоить новые методы определения заработка сотрудников. Следует отметить, что повышение коснется абсолютно всех сотрудников, работающих в медицинской отрасли. От медсестры до главного врача. Их должностные оклады будут утверждаться на федеральном уровне.
Впоследствии эта сумма будет увеличена в соответствии с квалификацией работника и выполняемой им работой. Для этого также регулируются соответствующие коэффициенты.
Но это еще не все. Есть еще два показателя, которые повлияют на рост заработной платы. Это стимулирующие и компенсационные выплаты.
Кроме того, в пяти субъектах Российской Федерации (Нижегородской, Белгородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия) зарплата учителей будет рассчитываться по-другому.
Согласно утвержденным правилам, на зарплату учителей теперь будут влиять следующие показатели:
заработная плата, регулируемая на федеральном уровне;
- ставка;
- компенсация;
- стимулирующие выплаты;
- Дополнительные выплаты на местном уровне;
- пособия, предоставляемые учебным заведением.
Новая система оплаты труда будет тестироваться в течение целого года, с мая 2022 года по май 2023 года.
В соответствии с принятым законодательством, если расчет зарплаты учителя по новым правилам приведет к уменьшению его заработка, ему будет выплачена та же сумма, что и раньше.
Так как в отечественном законодательстве отсутствует унифицированный бланк Положения, регулирующего оплату труда, оно разрабатывается заинтересованной организацией самостоятельно. В большинстве случаев используется готовый шаблон документа, который адаптируется под требования конкретного предприятия.
Стандартное Положение, как правило, включает в себя несколько разделов.
Общие требования и порядок вознаграждения за труд служащих бюджетных организаций определяются статьями 135 и 144 ТК РФ.
Если предприятие финансируется субъектом РФ, то оплата деятельности работников дополнительно регламентирована законами и иными правовыми актами, принятыми органами власти такого субъекта. Не следует забывать о верховенстве Федерального законодательства над решениями, принятыми на местах.
Независимо от специфики деятельности государственной организации, конкретные условия оплаты труда предусматриваются коллективным договором или локальным нормативным актом. Наиболее универсальным документом является положение об оплате труда и премировании работников 2020.
Разрабатывает пример положения об оплате труда руководитель организации. Участие руководителя в процессе разработки даст возможность достаточно просто определить наиболее значимые позиции для контроля, оценки труда работников, их мотивации. Кроме этого, руководитель определяет наиболее важные направления деятельности, которые подлежат контролю.
Руководитель определяет то ответственное лицо, которое сформирует документ. В процессе разработки положение должно получить экспертную оценку ряда работников предприятия, например, тех, кто имеет отношение к начислению и выплате зарплаты, соблюдению норм, установленных действующим законодательством. Обычно в процесс вовлечены юридическая, кадровая и бухгалтерская службы организации.
При сотрудничестве нескольких причастных к вопросу подразделений создается положение, которое помогает не допустить споров, связанных с расчетами и выплатами зарплат.
Когда разрабатывается образец положения о зарплате, работодателю надо учесть направление деятельности организации. Рекомендовано включить главы:
- Общие положения.
- Порядок и условия оплаты работы работников.
- Порядок и условия оплаты работы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров.
- Другие вопросы по оплате или заключительные положения.
Литвинова Наталья Викторовна, руководитель службы персонала АО «НЕОЛАНТ»:
В качестве оснований для назначения разовых премий, связанных с работой и входящих в систему оплаты труда, в Положении об оплате труда указывайте следующие, отражающие различные сферы деятельности работников: участие в реализации проекта, этапа проекта, успешное завершение работы над проектом; создание и(или) внедрение норм, и(или) систем, и(или) технологий, и(или) алгоритмов, и(или) методов, и(или) форм, инструментов, способствующих оптимизации рабочих процессов, уменьшению издержек в работе, повышению результативности и(или) эффективности труда; разработка или участие в разработке перспективных планов, стратегий развития деятельности общества, направлений работы, продукта и услуг; поиск контрагентов и успешное заключение договоров, соглашений; проведение аналитических исследований состояния, процессов компании, внешней среды с целью оптимизации деятельности, развития бизнеса; организация и(или) участие в подготовке и(или) проведении конференций и(или) семинаров, иных, в том числе корпоративных, мероприятий; подготовка квартальной и годовой отчетности (бухгалтерской, финансовой и др.); обеспечение кассовой и финансовой дисциплины; успешное ведение претензионно-исковой работы; обеспечение общества трудовыми ресурсами; прохождение аудита или проверок государственных органов. В Положении об оплате труда необходимо установить возможный интервал размера премии, например, от 10% до 100% оклада работника, или установить фиксированные размеры премий по отдельным основаниям. Обязательно указывается срок назначения и выплаты разовой премии, как и всех выплат, входящих в систему оплаты труда компании. Например, укажите, что премия назначается в ближайшую после издания приказа о премировании дату выплаты заработной платы из установленных в компании. Следует помнить, статья 57 Трудового кодекса РФ устанавливает, что условия оплаты труда указываются в трудовых договорах работников, в том числе возможность выплаты премий, если они входят в систему оплаты труда, установленную локальным нормативным актом компании.
Такая часть включает:
- преамбулу (в качестве образца используйте Постановление № 583 от 05.08.2008, действующие акты Минздрава в сфере оплаты труда;
- описание (общего характера) используемой в организации системы оплаты работы, ее основных элементов;
- характеристику (кратко) системы оплаты, которая используется для отдельных групп работников.
Глава содержит разделы, описывающие:
- основные условия оплаты работы;
- компенсационные выплаты;
- стимулирующие выплаты;
- условия оплаты работы отдельных групп работников.
«Основные условия оплаты работы» — это часть, включающая алгоритм применения и суммы минимальных окладов (ставок) работников в соответствии:
- с распределением их должностей по профессиональным квалификационным группам (ПКГ);
- с повышающими коэффициентами к окладу в зависимости от должности.
Минимальная сумма оклада рекомендуется к установке с учетом уровня профподготовки и квалификации.
«Основные условия оплаты труда» содержат информацию о рекомендуемых размерах коэффициентов, применяемых для повышения минимальных окладов по соответствующим ПКГ.
Коэффициент повышения определяется с учетом:
- профуровня работника;
- сложности и важности работ;
- уровня самостоятельности и ответственности;
- продолжительности работы в организации.
«Компенсационные выплаты» — список видов компенсаций основан на сведениях из Приказа Минздрава от 29.12.2007 № 822. Руководители учреждений должны принять меры к проведению спецоценки условий работы сотрудников. Это необходимо для уточнения условий, выходящих за границы нормы, и получения основания для начисления компенсации.
В эту же часть включают сведения об алгоритме выплаты в районах с некомфортными условиями по климату и о тех, которые определены законодателем, например:
- о районных коэффициентах;
- о надбавках за работу на Крайнем Севере и т. д.
Часть «Стимулирующие выплаты» содержит конкретный список и рекомендуемые суммы стимулирующих выплат. Перечень определен Приказом Минздрава от 29.12.2007 № 818.
Чтобы поощрить работника, устанавливают выплату:
- по результатам работы за отчетный период;
- за высокое качество работы;
- за особо важные и срочные задания;
- за интенсивность труда, ночную работу.
Размер выплат рекомендован к установке как в процентах, так и в рублях. Максимальный размер по итогам работы не ограничивается.
Часть «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера» включает условия платы за работу руководителя, суммы и условия предоставления выплат компенсационного и стимулирующего видов.
Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера надо предусмотреть отдельный список надбавок. Премировать начальника следует по результатам и эффективности деятельности организации.