План счетов коммерческих организаций в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов коммерческих организаций в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Новое в учетной политике на 2022 год

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

\n\n

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

\n\n

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

\n\n

\n\n

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Счета бухгалтерского учета 2021/2022: таблица

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

План счетов бухгалтерского учета 2022 года с субсчетами скачать и распечатать

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные.

Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.

Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры

ГУП и МУП используют в бухучете план счетов, регламентированный Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он отличается от стандартного плана счетов для коммерческих субъектов.

В плане счетов для бюджетной сферы счета имеют другую структуру, и использовать их нужно иным образом.

Структура плана счетов

План счетов — это схема, согласно которой производится группировка и регистрация фактов деятельности субъекта.

В нем имеются счета первого порядка — они называются синтетическими. Каждый такой счет имеет свой номер и название. Все счета первого порядка делятся на 3 типа:

  1. активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
  2. пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
  3. активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.

Кроме счетов первого порядка используются счета второго порядка — они называются субсчетами. Они открываются к конкретному счету первого порядка, и их может быть открыто несколько к одному синтетическому счету.

Из общего плана счетов компания выбирает только те счета и субсчета, с помощью которых она будет отражать факты хозяйственной деятельности. При этом организация вправе открывать дополнительные субсчета, если ей это необходимо для работы. Также субсчета можно переименовать, объединить или исключить.

Когда компания определилась со счетами и субсчетами, она составляет рабочий план счетов. Он закрепляется в учетной политике организации. Если планируется использовать иные счета, в рабочий план счетов можно вносить корректировки, требующие утверждения.

Организация вправе ввести дополнительный синтетический счет, если в плане счетов нет подходящего, но только с разрешения Минфина. Для этого нельзя использовать номера, которые уже используются в основном плане счетов.

Верное использование плана счетов, применяемого компаниями в 2021 году, позволяет не только отразить все операции и факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете, но также и сформировать достоверную отчетность в контролирующие органы.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Раздел I. Внеоборотные активы

Активный

Основные средства (ОС)

01

По видам ОС

Пассивный

Амортизация ОС

02

Активный

Доходные вложения в материальные ценности

03

По видам материальных ценностей

Активный

Нематериальные активы (НМА)

04

По видам НМА, по расходам на НИОКР и на технологические работы

Пассивный

Амортизация НМА

05

Активный

Оборудование к установке

07

Активный

Вложения во внеоборотные активы

08

1. Приобретение земельных участков

2. Приобретение объектов природопользования

3. Строительство объектов ОС

4. Приобретение объектов ОС

5. Приобретение НМА

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

7. Приобретение взрослых животных

8. Выполнение НИОКР и технологических работ

Раздел II. Производственные запасы

Активный

Материалы

10

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запчасти

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Стройматериалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и спецодежда на складе

11. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации

Активный

Животные на выращивании и откорме

11

Активно-пассивный

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

14

Активный

Заготовление и приобретение материальных ценностей

15

Активно-пассивный

Отклонение в стоимости материальных ценностей

16

Активный

НДС по приобретенным ценностям

19

1. НДС при приобретении ОС

2. НДС по приобретенным НМА

3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Активный

Основное производство

20

Активный

Полуфабрикаты собственного производства

21

Активный

Вспомогательные производства

23

Активный

Общепроизводственные расходы

25

Активный

Общехозяйственные расходы

26

Активный

Брак в производстве

28

Активный

Обслуживающие производства и хозяйства

Формировать проект плана ФХД следует одновременно с проектом бюджета на плановый период. В основе составления проекта лежит кассовый метод. Нужно указать кассовый объём доходов и расходов, включая доходы от коммерческой деятельности и субсидии.

Если у компании есть обособленные подразделения, проект следует составить для головного учреждения и одновременно отдельные планы для обособленных.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Да, такое требование содержится в Инструкции (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Рабочая сетка БУ даже малого предприятия может содержать дополнительную аналитику, необходимую управленцам компании для подготовки внутренней отчетности. Введение же новой сводной аналитики происходит только по согласованию с Минфином.

Мы уже упоминали, что малые и микропредприятия могут использовать упрощенный план бухгалтерских счетов 2020:

Все равно, изменения необходимо будет внести на начало отчетного периода (п. 10 Положения по БУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н). Например, вы намерены вести с мая этого года новый вид деятельности — оптовую торговлю. Это не означает необходимость заново утверждать всю учетную политику. Достаточно издать приказ на внесение изменений в рабочий план счетов бухгалтерского учета 2020: таблица, распечатать которую можно и в конце года, добавляется к существующей. Так же поступаем, если изменения БУ произведены законодателем.

Все используемые обычными организациями Положения по БУ относятся к началу 2000-х. Принципы учета, заложенные в них, устарели, поэтому 18.04.2018 был принят Приказ Минфина № 83н «Об утверждении программы разработки…», в котором приведена последовательность вступления в действие новых ФСБУ. Это не значит, что изменятся бухсчета с субсчетами: таблица, вероятнее всего, останется прежней. Поменяется сам подход к отражению хозяйственных операций.

На данный момент Приказами Минфина уже утвержден новый стандарт по аренде (Приказ № 208н от 16.10.2018) и введены изменения в действующие — ПБУ 18/02, касающееся расчетов по налогу на прибыль организаций (Пр. № 236н от 20.11.2018), ПБУ13/2000, касающееся государственной помощи (Пр. № 248н от 04.12.2018), ПБУ 3/2006 работа с активами и обязательствами в иностранной валюте (Пр. № 180н от 09.11.2017). Из них только измененное Положение по БУ 3/2006 окажет влияние на счета бухгалтерского учета 2020; таблица рабочего плана для компаний, ведущих деятельность в иностранной валюте, должна быть дополнена таким образом, чтобы можно было в отчетности раскрыть информацию по данному сегменту (ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина № 143н от 08.11.2010).

Все остальное: изменения по аренде, работа с госпомощью, расчет постоянных и временных разниц для целей прибыли — в этом году компании, в том числе и малые, могут применять добровольно, поменяв свою учетную политику. Напомню, что для этого понадобится дополнить существующие рабочие бухгалтерские счета; таблица с расшифровкой может быть сформирована из IT- программы, например 1С:Бухгалтерия. Затем потребуется внести изменения в существующую учетную политику для целей БУ.

В документе зафиксирован новый подход к покупкам, реализации, получению и выдаче займов в иностранной валюте. Для дополнительного разъяснения Минфин выпустил Информационное сообщение от 12.12.2017 ИС-учет-10. В нем разбираются измененные принципы БУ, которые не были урегулированы ранее. В частности:

  1. Как определить порядок стоимости, выраженной в инвалюте, если нет официального курса? Коротко — посчитать ее по отношению к третьей, котировки которой известны.
  2. Как пересчитать выручку, которую начислили, но не предъявили к оплате? Коротко — в пределах полученного аванса — не пересчитывать, свыше аванса — по курсу ЦБ на каждую отчетную дату.
  3. Как посчитать курсовые разницы, когда производится хеджирование валютного риска? Смотрим гл. 6 МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».
  4. Как производить пересчет в рубли стоимость объектов бухучета при ведении деятельности за границей? Существующий порядок пересчета распространили на внеоборотные активы, МПЗ, полученные и выданные авансы, а также др. активы, не упомянутые в п. 7 Положения по БУ 3/2006 «Учет активов и обязательств … в иностранной валюте».

Принятые изменения необходимо учитывать в работе с 01.01.2019.


С 1 января 2022 года скорректируются планы счетов бухучета для банков и НФО

План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:

  • синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
  • субсчета – используются для получения детализированных данных.

Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:

  • активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
  • пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
  • активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.

Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.

Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.

Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:

  • 001 — арендованные основные средства (ОС);
  • 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
  • 003 — материалы, принятые в переработку;
  • 004 — товары, принятые на комиссию;
  • 005 — оборудование, принятое для монтажа;
  • 006 — бланки строгой отчетности;
  • 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
  • 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
  • 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
  • 010 — износ ОС;
  • 011 — ОС, сданные в аренду;
  • 012 — земельные угодья.
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Основные средства 01 не определен 60401, 60404, 60804, 62101
Амортизация основных средств 02 не определен 60414, 60805, 61909, 61910
Доходные вложения в материальные ценности 03 не определен 61901, 61902, 61903,

61904, 61905, 61906,

61907, 61908, 62003, 62101

Нематериальные активы 04 не определен 60901, 60905
Амортизация нематериальных активов 05 не определен 60903
Оборудование к установке 07 не определен 60415
Вложения во внеоборотные активы 08 см. ниже
Приобретение земельных участков 08 1 60415, 61911
Приобретение объектов природопользования 08 2 60415, 61911
Строительство объектов основных средств 08 3 60415, 61911
Приобретение отдельных объектов основных средств 08 4 47701, 60415, 61911
Приобретение нематериальных активов 08 5 60906
Перевод молодняка животных в основное стадо 08 6 нет
Приобретение взрослых животных 08 7 нет
Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ 08 8 60906
Отложенные налоговые активы 09 не определен 61702, 61703
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Материалы 10 см. ниже
Сырье и материалы 10 1 61008
Покупные полуфабрикаты и

комплектующие изделия, конструкции и детали

10 2 61008
Топливо 10 3 61008
Тара и тарные материалы 10 4 61008
Запасные части 10 5 61002
Прочие материалы 10 6 61003, 61010
Материалы, переданные в переработку на сторону 10 7 нет
Строительные материалы 10 8 61013
Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10 9 61009
Специальная оснастка и специальная одежда на складе 10 10 61008
Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации 10 11 61008
Имущество и его годные остатки организацией»>(абандон) 10 организацией»>– 61101
Животные на выращивании и откорме 11 нет
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей 14 нет
Заготовление и приобретение материальных ценностей 15 нет
Отклонение в стоимости материальных ценностей 16 нет
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 см. ниже
Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств 19 1 60310
Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам 19 2 60310
Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальнопроизводственным запасам 19 3 60310
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Основное производство 20 не определен 61015
Полуфабрикаты собственного производства 21 нет
Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования 22 нет
Вспомогательные производства 23 не определен 61015
Общепроизводственные расходы 25 нет
Общехозяйственные расходы 26 не определен нет
Брак в производстве 28 нет
Обслуживающие производства и хозяйства 29 нет

План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2021 год

План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Выпуск продукции (работ, услуг) 40 нет
Товары 41 не определен 20302, 20303, 20305, 20308, 20401, 20403, 61014, 61101, 62001, 62003, 62102
Торговая наценка 42 нет
Готовая продукция 43 нет
Расходы на продажу 44 нет
Товары отгруженные 45 нет
Выполненные этапы по незавершенным работам 46 нет
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Касса 50 см. ниже
Касса организации 50 1 20202
Операционная касса 50 2 20202
Денежные документы 50 3 20203, 20804
Расчетные счета 51 не определен 20501, 20502
Валютные счета 52 см. ниже
Валютные счета внутри страны 52 1 20501, 20502
Валютные счета за рубежом 52 2 20501, 20502
Специальные счета в банках 55 см. ниже
Аккредитивы 55 1 20801
Чековые книжки 55 2 20802
Депозитные счета 55 3 20601, 20602
организацией»>Специальные счета в банках 55 организацией»>– 20803, 30416, 30418, 30427
Переводы в пути 57 не определен 20209
Финансовые вложения 58 см. ниже
Паи и акции 58 1 50605, 50606, 50607, 50608, 50618, 50622, 50623, 50624, 50625, 50626, 50627, 50628, 50629, 50630, 50631, 50640, 50641, 50642, 50643, 50705, 50706, 50707, 50708, 50709, 50718, 50722, 50723, 50724, 50725, 50726, 50727, 50728, 50729, 50730, 50731, 50740, 50741, 50742, 50743, 60101, 60102, 60103, 60104, 60106, 60118
Долговые ценные бумаги 58 2 50104, 50105, 50106, 50107, 50108, 50109, 50110, 50118, 50122, 50123, 50124, 50125, 50126, 50127, 50128, 50130, 50131, 50132, 50133, 50134, 50135, 50136, 50137, 50139, 50205, 50206, 50207, 50208, 50209, 50210, 50211, 50218, 50222, 50223, 50224, 50225, 50226, 50227, 50228, 50230, 50231, 50232, 50233, 50234, 50235, 50236, 50237, 50239, 50305, 50306, 50307, 50308, 50309, 50310, 50311, 50318, 50411, 50412, 50413, 50414, 50415, 50416, 50417, 50418, 51211, 51212, 51213, 51214, 51215, 51216, 51217, 51311, 51312, 51313, 51314, 51315, 51316, 51317, 51411, 51412, 51413,51414, 51415, 51416, 51417, 51511, 51512, 51513, 51514, 51515, 51516, 51517
Предоставленные займы 58 3 45510, 45709, 46010, 46110, 46210, 46310, 46410, 46510, 46610, 46710, 46810, 46910, 47010, 47110, 47210, 47310, 48501, 48601, 48701, 48801, 48901, 49001, 49101, 49201, 49301, 49401, 49501
Вклады по договору простого товарищества 58 4 60201, 60202, 60203, 60204, 60205, 60210, 60211
организацией»>Депозитные счета в драгоценных металлах 58 организацией»>– 20315, 20316
Резервы под обесценение финансовых вложений 59 не определен 20321, 45517, 45717, 46017, 46117, 46217, 46317, 46417, 46517, 46617, 46717, 46817, 46917, 47017, 47117, 47217, 47317, 48510, 48610, 48710, 48810, 48910, 49010, 49110, 49210, 49310, 49410, 49510, 50240, 50241, 50242, 50243, 50244, 50245, 50246, 50248, 50320, 50321, 50322, 50323, 50324, 50325, 50326, 50328, 50419, 50420, 50421, 50422, 50423, 50424, 50425, 50426, 50732, 50733, 50734, 50735, 50736, 50737, 50908, 51332, 51333, 51334, 51335, 51336, 51337, 51338, 51418, 51419, 51420, 51421, 51422, 51423, 51424, 51518, 51519, 51520, 51521, 51522, 51523, 51524, 60111, 60112, 60113, 60114, 60115, 60206
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
паевых взносов»>Уставный капитал 80 не определен 10207, 10208, 10209, 10211, 10212
Собственные акции (доли) 81 не определен 10501, 10502
Резервный капитал 82 не определен 10701, 10703
Добавочный капитал 83 не определен 10601, 10602, 10611, 10614, 10621
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84 не определен 10801, 10901, 11101, 70801, 70802
Целевое финансирование 86 см. ниже
организацией»>Целевое финансирование некоммерческих организаций 86 организацией»>– 11001
организацией»>Вклады в имущество в рамках целевого финансирования 86 организацией»>– 10621
организацией»>Паевой фонд 86 организацией»>– 62201, 62202, 62203, 62204
организацией»>Целевые средства по обязательному медицинскому страхованию 86 организацией»>– 48203

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

Включает:
☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

✔ Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:

Какие произойдут изменения

В настоящее время

С 1.01.2022

Заявка

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Возможность внести изменения в извещение

Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

10 минут

4 минуты

Общее время для проведения торговой сессии

Не ограничено

5 часов с момента начала торгов

✔ Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года будет предусмотрено только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно будет включать проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, требования к заявке на участие и иную обязательную информацию. Типовыми будут и требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок. По этим процедурам разными будут только срок и способ подачи ценового предложения. Документация о закупке будет предусмотрена только для закрытых закупок.

✔ На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались еще в текущем году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
В 2022 году все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

✔ Сокращение сроков оплаты по контрактам.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях (участниками могут быть все поставщики независимо от категории организации) оплата по контракту (после подписания закрывающих документов) происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение срок оплаты не будет завершено. С 2023 года предусмотрен более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех — 10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого).

Если на счете показывается имущество предприятия, то он называется активным. Это счета для отражения основных средств, материалов, денежных средств, товаров, готовой продукции, расходов и т. д.

Для такого типа счетов характерно следующее: остаток средств показывается по дебету (актив), прирост происходит по дебету, снижение по кредиту счета, итоговый остаток считается путем сложения остатка на начало и оборота по дебету счета и вычитанием из их суммы кредитового оборота.

Пассивные счета необходимы для фиксирования сведений по источникам создания средств предприятия. Это счета учета уставного, резервного и добавочного капитала и т. д. а также займов.

Для этих счетов характерно следующее: остаток показывается по кредиту, прирост происходит по кредиту, а снижение по дебету счета, итоговый остаток рассчитывается путем вычитания из суммы начального остатка и кредитового оборота движения по дебету счета.

Кроме этого также используются активно-пассивные счета, они дополнительно могут делиться на:

  • Счета, где остаток может находиться как по кредиту, так и по дебету счета сразу. Это в обычно счета отражения расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом, бюджетом и т. д.
  • Счета, где остаток может только активным или только пассивным. В первую очередь к ним относятся счета учета финансовых результатов.
Номер счета и название Тип счета Субсчета, аналитика Пояснения
40 Выпуск продукции (работ, услуг) Активно-пассивный Счет используется для учета сведений о выпущенной продукции, а также определения отклонения нормативной себестоимости от фактической. Счет должен закрываться каждый месяц.
41 Товары Активный 41/1. Товары на складах

41/2. Товары в розничной торговле

41/3. Тара под товаром и порожняя

41/4. Покупные изделия

На счете производится учет ценностей, которые были приобретены в целях перепродажи
42 Торговая наценка Пассивный На счете производится учет торговых наценок, если учет товаров для продажи осуществляется по продажным ценам
43 Готовая продукция Активный Субсчета могут открываться по местам хранения, группам или единицам продукции На счете производится учет готовой продукции, которая была произведена на предприятии
44 Расходы на продажу Субсчета могут открываться по статьям и видам расходов На счете производится учет расходов, которые были понесены с целью продажи товара, работ, услуг
45 Товары отгруженные Субсчета могут открываться по местам нахождения продукции или ее видам На счете производится учет реализованных товаров, выручка от которых некоторое время не может быть признана в бухучете
46 Выполненные этапы по незавершенным работам Субсчета могут открываться по видам работ На счете производится учет завершенных этапов работ, которые имеют самостоятельное значение
47, 48, 49 Не применяются
Номер счета и название Тип счета Субсчета, аналитика Пояснения
80 Уставный капитал Пассивный Могут открываться по каждому участнику На счете производится сбор информации по созданию и движению уставного капитала
81 Собственные акции (доли) Активный На счете учитывается движение акций, которые были выкуплены акционерным обществом у держателей для дальнейшей продажи или аннулирования
82 Резервный капитал Пассивный На счете отражается формирование и изменение резервного капитала
83 Добавочный капитал Могут открываться субсчета по направлениям создания и использования На счете отражается формирование и изменение добавочного капитала
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Активно-пассивный Могут открываться субсчета по направлениям использования средств На счете отражается движение средств нераспределенной прибыли либо непокрытого убытка субъекта
85 Не применяется
86 Целевое финансирование Активно-пассивный Могут открываться счета по назначению средств и источникам финансирования На счете производится учет средств, которые поступили для осуществления мероприятий целевого назначения
87, 88, 89 Не применяется
Номер счета и название Тип счета Субсчета, аналитика Пояснения
001 Арендованные основные средства Забалансовый Субсчета могут открываться по арендодателям или по объектам ОС На счете производится учет объектов ОС, которые находятся в аренде у компании
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение Субсчета могут открываться по видам ценностей, владельцам, местам хранения и т. д. На счете производится учет ценностей, которые приняты компанией на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку Субсчета могут открываться по заказчикам, видам сырья, местам их расположения и т.д. На счете производится учет полученного сырья и материалов, которое подлежит переработке в готовую продукцию
004 Товары, принятые на комиссию Субсчета могут открываться по владельцам товаров и наименованию товаров На счете производится учет товаров, которые приняты организацией по договору на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа Субсчета открываются по объектам или единицам оборудования Обычно счет используется подрядчиками, на нем учитывается оборудование заказчика, которое будет устанавливаться на объекте
006 Бланки строгой отчетности Субсчета могут открываться по видам бланков и местам их нахождения Субсчет используется для учета движения бланков строгой отчетности — книжек квитанций, дипломов, удостоверений и т. д.
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов Субсчета открываются по каждому дебитору, чей долг был списан Счет используется для учета долгов, которые были списаны по завершению срока давности. По закону, они числятся за балансом еще в течение 5 лет.
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные Субсчета могут открываться по каждому полученному обеспечению Счет используется для учета обеспечений, которые получены под обязательства или товары
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные Субсчета могут открываться по каждому выданному обеспечению Счет используется для учета обеспечений, выданных фирмой под погашение своих обязательств
010 Износ основных средств Субсчета могут открываться по каждому объекту Счет используется для накопления сведений об износе жилого фонда, объектов благоустройства и т. д.
011 Основные средства, сданные в аренду Субсчета могут открываться по арендаторам или по объектам ОС Счет предназначен для учета объектов ОС, которые были отданы в аренду, если по договору они должны учитываться на балансе арендатора

Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. План счетов предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении.

3. Синтетические счета бухгалтерского учета в Плане счетов расположены в порядке уменьшения ликвидности согласно приложению 1 к настоящему Плану счетов и содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая — на принадлежность к подразделам, третья — на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра – на принадлежность к субсчетам.

Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4. План счетов содержит следующие разделы:

1 раздел – «Краткосрочные активы»;

2 раздел – «Долгосрочные активы»;

3 раздел – «Краткосрочные обязательства»;

4 раздел – «Долгосрочные обязательства»;

5 раздел – «Чистые активы/капитал»;

6 раздел – «Доходы»;

7 раздел – «Расходы»;

8 раздел – «Затраты на производство и другие цели»;

9 раздел – «Забалансовые счета».

Сноска. Заголовок главы 7 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

29. Счета раздела 4 «Долгосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств государственного учреждения, классифицируемых как долгосрочные.

30. Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» включает следующие подразделы:

4000 — «Долгосрочные финансовые обязательства»;

4100 — «Долгосрочная кредиторская задолженность»;

4200 — «Долгосрочные оценочные и гарантийные обязательства»;

4300 — «Прочие долгосрочные обязательства».

31. Подраздел 4000 «Долгосрочные финансовые обязательства», предназначен для учета финансовых обязательств, классифицируемых как долгосрочные.

Данный подраздел включает следующие счета:

4010 — «Долгосрочные внешние займы полученные», предназначен для учета обязательств по полученным внешним займам, срок погашения которых превышает год;

4020 — «Долгосрочные внутренние займы полученные», предназначен для учета обязательств по полученным внутренним займам, срок погашения которых превышает год;

4030 — «Прочие долгосрочные финансовые обязательства», предназначен для учета прочих долгосрочных обязательств, не указанных в предыдущих счетах;

4040 — «Долгосрочные обязательства по проектам ГЧП», предназначен для учета долгосрочных финансовых обязательств по проектам государственно-частного партнерства.

Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра финансов РК от 14.01.2019 № 14.

32. Подраздел 4100 «Долгосрочная кредиторская задолженность» предназначен для учета долгосрочной кредиторской задолженности.

Данный подраздел включает следующие счета:

4110 — «Долгосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», предназначен для учета кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, сроком погашения более одного года;

4120 — «Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде», предназначен для учета долгосрочной кредиторской задолженности по аренде;

4130 – «Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом», предназначен для учета долгосрочной кредиторской задолженности перед бюджетом.

Сноска. Пункт 32 с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 11.07.2012 № 338 (вводится в действие с 01.01.2013).

33. Подраздел 4200 «Долгосрочные оценочные и гарантийные обязательства» предназначен для учета долгосрочных оценочных и гарантийных обязательств. Данный подраздел включает следующие счета:

4210 — «Долгосрочные оценочные обязательства», предназначен для учета долгосрочных оценочных обязательств;

4220 — «Долгосрочные гарантийные обязательства», где отражаются операции, связанные с созданием и движением резерва по гарантийным обязательствам по реализованной продукции и оказанным услугам, а также прочие долгосрочные гарантийные обязательства со сроком гарантии более одного года.

34. Подраздел 4300 «Прочие долгосрочные обязательства» предназначен для учета прочих долгосрочных обязательств, не указанных в предыдущих подразделах. Данный подраздел включает следующие счета:

4310 — «Доходы будущих периодов», предназначен для учета доходов, полученных в текущем периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам;

4320 — «Прочие долгосрочные обязательства», предназначен для учета прочих долгосрочных обязательств, не указанных в других группах счетов.

Сноска. Заголовок главы 8 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

35. Счета раздела 5 «Чистые активы/ капитал» предназначены для учета чистых активов/капитала государственного учреждения.

36. Раздел 5 «Чистые активы/ капитал» включает следующие подразделы:

5000 — «Финансирование»;

5100 — «Резервы»;

5200 — «Финансовый результат».

37. Подраздел 5000 «Финансирование» предназначен для учета источников финансирования.

Данный подраздел включает счет:

5010 — «Финансирование капитальных вложений». Данный счет включает субсчет:

5012 — «Финансирование капитальных вложений за счет внешних займов и связанных грантов», предназначен для учета, выделенного из государственного бюджета финансирования за счет внешних займов и связанных грантов.

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра финансов РК от 14.01.2019 № 14.

Таблица счетов бухгалтерского учета

Бюджетная заявка – это документ, согласно которому региональное казначейство резервирует на расчетном счете государственного учреждения определенную сумму денег для определенной цели (например, для …

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • ИП;
  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • НКО;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2020-2021 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 10 лет. Так что говорить о том, что в 2020-2021 годах появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Об изменениях в Плане счетов бюджетного учета читайте в этом материале.

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

План учреждения, функционирующего в бюджетной сфере, отделяется от применяемого организациями, осуществляющими коммерческую деятельность. Бюджетное учреждение имеет финансирование бюджетное и внебюджетное.

К числу учреждений, функционирующих в рассматриваемой сфере, отнесены:

  • выполняющие гос.функции;
  • фонды внебюджетного характера;
  • системы муниципалитетов и прочие.

Представляет собой документ, отражающий в себе требования относительно порядка ведения бухучета во всех типах организаций. Требования носят единый характер.

В акте описывают счета, являющиеся основными, также субсчета. Описываются они согласно порядку, установленному в плане. Указывается схема взаимодействия с прочими счетами второстепенного значения.

При необходимости оформить корреспонденцию, не предусмотренную инструкцией – создание происходит в соответствии с требованиями, применяемыми к ранее описанным подходам.

В план включается большое количество счетов, применяемых компаниями при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфические особенности, присущие фирме, подлежат отражению на отдельном счете. Для этого требуется подать прошение в компетентные органы и получение их согласия.

Основывается документ на синтетических счетах, имеющих нумерацию. Указание номеров в данном разделе считается обязательным. Вторая часть представлена аналитическими. Нумеровать их не обязательно.

Согласно законодательным нормам с 2015 года принят порядок перевода всех организаций, осуществляющих деятельность в некредитной сфере, на единый план. Часть компаний должна перейти на данный порядок в начале 2017 года, другая часть – в начале 2018.

Финансовые организации используют с указанного времени единый план, состоящий из 20 разделов. Изменения коснулись не только смены счета, а также порядка учета операций, проводимых НФО.

  • Типовой план счетов (без приложения)
  • Приложение к Типовому плану счетов
  • Баланс рабочего времени 2019 год
  • Расходный кассовый ордер
  • Приходный кассовый ордер
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
  • Кассовая книга
  • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств
  • Доверенность
  • Бухгалтерский баланс (форма)
  • Отчет о движении денежных средств
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет об изменениях в капитале
  • Ведомость по учету движения материалов
  • Авансовый отчет
  • Акт о приемке активов
  • Акт о приемке актива для установки
  • Акт о выявленных дефектов актива
  • Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности
  • Акт выполненных работ (оказанных услуг) форма Р-1
  • Акт о выявленных дефектов актива
  • Акт списания запасов
  • Ведомость учета остатков запасов на складе
  • Журнал учета выданных доверенностей

1. Настоящий типовой План счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня Республики Казахстан (далее — План счетов) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» и определяет порядок отражения операций, совершаемых банками второго уровня Республики Казахстан (далее — банки), на счетах бухгалтерского учета в целях составления ими финансовой отчетности.

2. В настоящем Плане счетов используются понятия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. План счетов основан на применении общепринятой мировой практики ведения бухгалтерского учета банками и представляет собой схему группировки финансово — хозяйственных операций банков в бухгалтерском учете с разбивкой на следующие классы:

Первый класс — «Активы» Второй класс — «Обязательства» Третий класс — «Собственный капитал» Четвертый класс — «Доходы» Пятый класс — «Расходы» Шестой класс — «Условные и возможные требования и обязательства» Седьмой класс — «Счета меморандума к балансу банка»

4. Аналитический учет ведется по следующим признакам:

1) вид валюты;

2) резидент — нерезидент;

3) форма собственности;

4) отрасли экономики;

5) виды займов;

6) клиенты, эмитенты ценных бумаг, банки — корреспонденты;

7) иные необходимые признаки по усмотрению банка.

5. Счета первых трех классов отражаются в бухгалтерском балансе банка.

Счета четвертого и пятого классов отражаются в отчете о результатах финансово — хозяйственной деятельности банка.

Результат деятельности банка за отчетный период отражается по счетам третьего класса.

6. Первая цифра счета указывает на принадлежность к классу, вторая, третья цифры — на принадлежность к группе счетов, четвертая цифра определяет дальнейшую детализацию и расшифровку счетов группы.

Назначение счета: Учет сумм наличных денег, находящихся в кассе банка.

По дебету счета проводятся суммы наличных денег, поступивших в кассу банка.

По кредиту счета проводится списание сумм наличных денег, выданных из кассы банка.

Назначение счета: Учет сумм банкнот и монет, отправленных банком в другие банки или из одного подразделения банка в другое.

По дебету счета проводятся суммы банкнот и монет, отправленных банком в другой банк или из одного подразделения банка в другое.

По кредиту счета проводится списание сумм отправленных банкнот и монет после поступления от получателя подтверждения о получении наличности.

Назначение счета: Учет сумм наличности, выданных банком под отчет работникам своих обменных пунктов.

По дебету счета проводятся суммы наличности, выданные банком под отчет работнику своего обменного пункта.

По кредиту счета проводится списание сумм ранее выданной наличности при их продаже работником обменного пункта банка согласно его отчету или возврате их в кассу банка.

Назначение счета: Учет стоимости аффинированных драгоценных металлов банка.

По дебету счета проводится стоимость аффинированных драгоценных металлов банка.

По кредиту счета проводится списание стоимости аффинированных драгоценных металлов банка при их выбытии с баланса банка.

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n\t

\r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Тип

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Наименование

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

1. Настоящий Типовой план счетов бухгалтерского учета (далее – Типовой план) разработан в соответствии подпунктом 6) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Глава 2. Типовой план

2. Типовой план предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении.

3. Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности по форме согласно приложению к настоящему Типовому плану. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая – на принадлежность к подразделам, третья – на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра – определяется организацией самостоятельно.

4. Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.