Закон о коррупции в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о коррупции в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Суть основных изменений в приоритете проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда и нарушения общественных интересов, установления возможности самопроверки бизнеса.

Закон в большей части заменил ранее действовавший аналогичный закон, общеизвестный как 294-ФЗ.

До 1 января 2022 года проверки органов контроля Правительства Санкт-Петербурга будут проводиться по 294 Федеральному закону, если только не будет принято новое положение о каждом из них.

План проверок на 2021 год продолжает действовать, однако плановая выездная проверка теперь может быть заменена на однодневный инспекционный визит с предварительным уведомлением об этом.

Новым законом введено понятие категорий риска причинения вреда: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. От присвоения какой-либо из них будет зависеть частота контрольных мероприятий.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления будут утверждаться государственными органами власти на каждом уровне (федеральном и региональном).

Поскольку новым законом установлен приоритет проведения профилактических мероприятий, предприятия наделены правом самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований, в том числе, на соответствие объектов контроля категориям риска.

Результаты самообследования подлежат направлению в орган контроля и, в случае получения высокой оценки, на его официальном сайте будет размещена специальная декларация.

Законом установлены две группы проверок – контактные и бесконтактные, которые могут использоваться при любых видах контроля. Положением или законом о конкретном виде контроля впоследствии будет установлен закрытый перечень контактных способов проверок.

При проведении контрольных мероприятий предусмотрена возможность применения средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Как и раньше контактные проверки могут проводиться на плановой и внеплановой основе.

Определены подробные правила проведения каждого контрольного мероприятия с установлением набора допустимых действий, что должно обеспечить дополнительные гарантии исключения произвольных решений надзорных органов.

С 20 до 10 рабочих дней сокращен срок проведения проверок. Установлено, что общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом – 50 часов, а для микропредприятий – 15.

Для обеспечения гласности на сайте proverki.gov.ru с 1 июля 2021 года введена в действие информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ЕРКНМ), оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Теперь любой визит проверяющего возможен лишь после внесения сведений об этом в названную систему.

Противодействие коррупции — Прокуратура г. Санкт-Петербург

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы, утвержденным настоящим Указом (далее — Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 октября 2021 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти.

3. Рекомендовать:

а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в свои планы противодействия коррупции;

б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пунктов 2 и 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в планы противодействия коррупции, региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2021 г.

1. Правительству Российской Федерации:

а) проанализировать практику, связанную с совмещением должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с должностью в органе местного самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования, на предмет выявления коррупционных рисков, по итогам проведенного анализа до 10 июля 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере;

б) до 15 октября 2021 г. представить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

в) рассмотреть вопрос о целесообразности возложения обязанности соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее — антикоррупционные стандарты), на лицо, временно исполняющее обязанности по должности, замещение которой предполагает соблюдение этих стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2022 г.;

г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10;

д) проанализировать практику применения федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 15 марта 2024 г.;

е) проанализировать практику использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практику рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 апреля 2024 г.;

ж) проанализировать коррупционные риски, связанные с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний, и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2023 г.;

з) до 10 ноября 2021 г. представить предложения:

по установлению обязанности кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при внесении представления о его назначении на эту должность Президенту Российской Федерации;

по правовому регулированию вопросов, касающихся размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и атаманом Всероссийского казачьего общества, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;

и) подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 10 июня 2022 г. представить предложения:

по возложению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанности уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах

14. Правительству Российской Федерации подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 1 августа 2022 г. представить предложения:

по порядку привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

по установлению временного ограничения права лица, полномочия которого были досрочно прекращены и которое было уволено с государственной (муниципальной) службы или с работы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов, назначаться на государственные (муниципальные) должности, поступать на государственную (муниципальную) службу, занимать отдельные должности в организациях, учредителями или контролирующими лицами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а также в российских организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.

15. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) подготовить с участием Министерства юстиции Российской Федерации и до 20 апреля 2023 г. представить предложения по определению случаев, условий и порядка применения мер ответственности (кроме досрочного прекращения полномочий) за несоблюдение антикоррупционных стандартов к лицам, которые замещают государственные (муниципальные) должности;

б) актуализировать обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение антикоррупционных стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 марта 2022 г.;

в) проанализировать правоприменительную практику, связанную с реализацией Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», по итогам проведенного анализа подготовить методические рекомендации, определяющие порядок осуществления контроля за соответствием расходов лиц, представивших сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их доходам. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 20 апреля 2023 г.

16. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренных главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 30 декабря 2021 г.

17. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов продолжить реализацию мер по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и необоснованного проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также по недопущению применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 сентября 2024 г.;

б) ежегодно, до 15 марта, представлять в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах осуществляемой правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;

в) совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов принять дополнительные меры, направленные на обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 августа 2022 г.;

г) подготавливать с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу и ежегодно, до 1 мая, представлять доклад о выявлении, раскрытии и расследовании фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций при осуществлении международных коммерческих сделок, а также до 1 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.;

д) проанализировать с участием Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и заинтересованных федеральных государственных органов следственную и судебную практику в части, касающейся возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, и до 25 августа 2023 г. представить предложения о целесообразности выделения из основного уголовного дела в отдельное производство уголовного дела о розыске и аресте доходов, полученных преступным путем, в том числе в случае направления основного уголовного дела в суд, а также в случае приостановления или прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям.

18. Министерству юстиции Российской Федерации подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации и до 10 октября 2022 г. представить предложения:

о внесении в статью 289 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающего установление квалифицирующего признака незаконного участия в предпринимательской деятельности лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, или главы органа местного самоуправления;

о внесении в части первую и четвертую статьи 2041 и часть пятую статьи 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации изменений, направленных на устранение диспропорции в применении уголовных наказаний, заключающейся в том, что за посредничество во взяточничестве или в коммерческом подкупе в значительном размере назначается менее строгое наказание, чем за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

19. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным казначейством, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также на реализацию национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», обратив особое внимание на выявление и пресечение фактов взяточничества, предоставления аффилированным коммерческим структурам неправомерных преимуществ и оказания им содействия в иной форме должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять ежегодно, до 15 марта. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.

20. Правительству Российской Федерации:

а) до 10 ноября 2023 г. представить предложения об обеспечении согласованности норм законодательства, регулирующего вопросы защиты информации ограниченного доступа, и норм законодательства о противодействии коррупции в целях повышения эффективности реализации мер по противодействию коррупции;

б) до 20 мая 2024 г. представить предложения:

о порядке и сроках хранения полученных или созданных при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и документов, содержащих информацию ограниченного доступа;

о порядке предоставления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями копий справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иным государственным органам при проведении доследственной проверки, расследовании уголовного дела, а также в иных случаях.

21. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовить с участием Федеральной службы охраны Российской Федерации и до 20 октября 2021 г. представить предложения о разработке и внедрении инженерно-технических решений, обеспечивающих проведение в защищенном режиме с использованием видео-конференц-связи мероприятий по противодействию коррупции, в ходе которых может обсуждаться информация, содержащая персональные данные, а также иная информация ограниченного доступа.

Даже законодательное закрепление дополнительных ограничений породит немало споров относительно их законности и правомерности, считает Михаил Герман. Такие споры, вероятно, дойдут и до Конституционного суда. Делать прогнозы относительно соответствия таких изменений Конституции — неблагодарное занятие, поскольку только жесткие ограничительные меры могут переломить ситуацию с антипрививочными настроениями в обществе, полагает адвокат. Поскольку сам Основной закон указывает на обеспечение безопасности здоровья граждан как на одну из основных обязанностей государства, «в какой-то мере» новые законопроекты ему соответствуют.

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ

      «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

    • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675

      «О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»

    • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674

      «О Калашникове А.П.»

    • Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп

      «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»

    • Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р

      «О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»

    • Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р

      «О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»

    Согласно Национальному плану по борьбе с коррупцией, до сентября 2023 года необходимо проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций. Генпрокуратура, МВД, ФСБ и СК должны представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами «за коррупционное преступление».

    План предусматривает усиление общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете.

    «Антикоррупционная» программа магистратуры

    Документ также закрепляет необходимость утвердить программу по антикоррупционному просвещению граждан. Своим указом Путин поручил Минобрнауки проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».

    Кроме того, министерству поручено организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий и научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях».

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ

    Генпрокуратуре вместе с Центробанком поручено подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Согласно новому плану, надзороное ведомство и ЦБ должны разработать способы упростить доступ к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

    Проверка цифровых активов и валюты

    Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанку поручено представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и валютой.

    В Национальном плане противодействия коррупции содержится предложение проводить просветительские мероприятия, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Правительству РФ, в свою очередь, поручено проанализировать практику рассмотрения госорганами жалоб на коррупцию. При необходимости кабмин может представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

    Общественная палата РФ должна будет с участием Минюста и Минтруда подготовить предложения о мерах по стимулированию участия граждан, общественных объединений и НКО в борьбе с коррупцией и по привлечению волонтерских движений к системной работе в этой сфере. Губернаторам рекомендовано с участием профильных ведомств и общественных структур определить приоритетные направления и проекты в области противодействия коррупции для оказания поддержки.

    Вводимый указом президента от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» план предусматривает совершенствование системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей. Но прежде должен быть сделан анализ практики применения таких ограничений, например, касающихся получения подарков отдельными категориями чиновников.

    «О противодействии коррупции»

    Павел Уткин, ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон», обращает внимание на то, что даже нынешней системы отчетности о доходах чиновников и контроля за ней оказалось недостаточно. Госслужащие уже подают декларации доходах и имуществе не только своем, но и родственников. Все источники доходов и так должны быть в распоряжении ФНС и Пенсионного фонда, а значит, и у проверяющих органов. Но теперь и эти контрольные возможности подлежат расширению.

    Однозначно правильными он считает шаги по запрету работы на госслужбе коррупционерам, а также разработке механизмов по вычислению держателей цифровых активов, говорит эксперт. Но вторая история может отразиться не только на коррупционерах и тех, кто занимается противозаконной деятельностью благодаря финансированию в криптовалютах, но и на рядовых гражданах — государство получит доступ ко всем активам инвесторов, если, конечно, сможет преодолеть децентрализованную систему блокчейна, говорит он.

    Во вторник, 6 августа 2019 года, вступил в силу очередной закон, который, по мысли народных избранников, должен «повысить эффективность борьбы с коррупцией». Инициированный президентом РФ Владимиром Путиным еще в октябре 2018 года, он необыкновенно оперативно прошел первое, второе и третье чтения в Госдуме РФ (в декабре 2018 года и в январе 2019 года), к концу января закон уже был одобрен Советом Федерации.

    Цель закона прежде всего в облегчении работы Генпрокуратуры по поиску иностранных счетов чиновников, депутатов. Согласно документу, теперь Генеральная прокуратура РФ самостоятельно либо через Центральный банк РФ сможет запрашивать сведения о наличии у российских чиновников вкладов, счетов, наличных денежных средств, ценностей и иностранных финансовых инструментов в иностранных банках за рубежом. Регулятор, в свою очередь, сможет обращаться с запросом о предоставлении информации в зарубежные центральные банки, после чего передавать ее в Генеральную прокуратуру РФ.

    До сих пор регулятор не вправе был разглашать банковскую тайну, поправки в итоге сделали исключения для сведений об иностранных счетах чиновников. Генпрокуратура также получила полномочия по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок «подозрительных» счетов. Сами проверки, очевидно, будут осложняться санкционной войной с той же Европой.

    Напомним, хотя запрет на иностранные счета для чиновников и был установлен в 2013 году, однако при этом он не был отражен в законе о противодействии коррупции, где перечислены причины, по которым должностное лицо может быть уволено. В проекте поправок 2017 года, который разрабатывал, к слову, парламент Мордовии, предлагалось внести дополнение, по которому чиновника могут уволить за наличие счетов в зарубежных банках, а также за использование иностранных финансовых инструментов. Это якобы должно было упростить увольнение должностных лиц по причине «утраты доверия».

    С ним согласен и известный российский экономист Никита Кричевский, который отмечает, что и сегодня вся эта информация о иностранных счетах не является секретом. Она доступна: тот же Росфинмониторинг, ФСБ могут совершенно спокойно получать информацию о счетах. Сам же новый законопроект он считает скорее «уточнением рамок», никакого прорыва или инновации экономист в нем не видит. Может ли он помочь побороть коррупцию в России?

    В январе 2019 года на портале проектов нормативных актов было размещено уведомление о разработке Минюстом РФ подобного документа. В пресс-службе министерства сообщали, что готовящийся законопроект о том, когда несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений и требований не является правонарушением, обозначит случаи, когда чиновники в силу объективных обстоятельств не могут исполнить эти ограничения. Там подчеркнули, что этот законопроект готовится в соответствии с поручением, прописанным в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденном указом президента РФ.

    На тот момент министр юстиции России Александр Коновалов в ходе правчаса в Совфеде в феврале того же года опроверг слухи о попытке ослабить законодательство о коррупции, подчеркнув, что «никто и никогда не говорил и не собирается говорить о том, что есть какие-то обстоятельства, исключающие или извиняющие коррупцию как таковую, то есть получение взяток, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, должностные подлоги и так далее». Он заявлял, что речь идет «о технических элементах, в частности моментах, когда невозможно исполнить те или иные требования».

    Как будут бороться с коррупцией в России: ВС опубликовал план на 2021-2023 годы

    Юрий Пронько: Сергей Михайлович, мне представляется, что нынешние проблемы здравоохранения, в том числе связанные с ковидом, проистекают, по большому счёту, из пресловутой оптимизации, а также из раздолбайства чиновников, например, в части выплат медработникам, о чём на днях в Госдуме говорил генпрокурор Игорь Краснов:

    За неполный год нами выявлено и пресечено свыше 370 тысяч нарушений законодательства в данной области, в результате вмешательства прокуроров более 350 тысяч граждан получили ранее задержанные выплаты на сумму более 15 млрд рублей. Среди них значительное число медработников. По актам прокурорского реагирования выплачены им положенные средства за работу и профилактику с коронавирусной инфекцией более 900 млн рублей.

    Сергей Михайлович, как такое возможно? Я надеюсь, что за этим заявлением последуют и уголовные дела, и посадки. Вот что говорит генпрокурор: у тех медиков, которые работают в «красной зоне», попытались «заныкать» почти миллиард рублей. Вы находите какое-то объяснение такому явлению?

    – Вы говорите «раздолбайство», а я убеждён, что многие люди старшего поколения сказали бы жёстче – «страх потеряли». И это действительно так. Потому что вот эта безответственность витает везде, куда ни посмотри.

    Я всегда говорю, что у любого ЧП всегда обязательно есть фамилия, имя и отчество чиновника или должностного лица, которые что-то не так сделали. Либо это коррупционер, либо чиновник, работающий спустя рукава по принципу «после меня хоть потоп».

    Ведь действительно, это важнейший момент: когда врачи, рискуя своей жизнью, спасают людей, президент даёт поручение сделать им доплаты. А кто-то считает – «да ладно, подождут». Потому что это его не касается. А вот если бы этого чиновника отправить туда, в «красную зону», чтобы он в этом комбинезоне хотя бы два часа побыл, когда ни воды попить, ни в туалет не сходить. Да он взвыл бы, он бы понял, что это такое. Ведь это ещё и физическая работа большая.

    Но коль скоро вы напомнили о выступлении в Госдуме генпрокурора, то я скажу – он молодец! Впервые на моей памяти было такое выступление генерального прокурора в парламенте. Ведь когда он говорил о правонарушениях, о преступлениях, он говорил о об экономических причинах, в том числе о коррупции, о монопольном картельном сговоре, о повышении тарифов и многом другом.

    – Он приводил конкретные примеры конкретных регионов. Я тоже был приятно удивлён этим выступлением.

    – Впервые я услышал, чтобы генпрокурор так чётко всё сказал по поводу лесных пожаров и так называемых зон контроля, введённых несколько лет назад, согласно которым лес можно не тушить, пока огонь не подойдёт к населённым пунктам. Краснов сказал, что это правило надо менять. И это полностью совпадает с позицией нашей фракции.

    – Итак, мы говорим о проекте госбюджета на 2022–2024 годы, который в эти дни обсуждается в Госдуме. К сожалению, бюджетная политика, которая не первый год проводится Минфином России во главе с Антоном Силуановым, вызывает всё больше и больше вопросов. По большому счёту эта политика свелась к изъятию денег из экономики, направлению дополнительных нефтегазовых доходов на скупку иностранной валюты, на пополнение ФНБ. Однако в «Единой России» утверждают, что ассигнования будут увеличены.

    Сергей Михайлович, в записках и обоснованиях по проектировкам бюджета на ближайшие три года ожидаемый экономический рост обозначен в 3%. Получается, они дезавуировали указ президента Путина, в котором предусматривается рост выше мировых показателей? То есть ни ЦБ, ни Минфин, ни правительство в целом не собираются выполнять указ президента.

    Что именно не устраивает вас в проекте бюджета?

    – Реальные фиксированные суммы понижены. И это – в условиях пандемии. Наша фракция будет голосовать против этого бюджета, потому что это бюджет консервации бедности, отставания в экономическом развитии нашей страны от всех других стран. Мы видим, что сокращаются все социальные расходы, в том числе и на здравоохранение, и на образование, и на культуру. Нет никакого роста экономики, зато вводится правило отсечения, для того чтобы опять деньги в кубышку складывать.

    Но ведь там же уже 14 триллионов рублей! У нас профицит бюджета 2,1 триллиона рублей! Неужели непонятно, что эти деньги надо направить на ту же индексацию пенсий работающим пенсионерам, на то, чтобы вернуть пенсионный возраст, на то, чтобы поднять реальные зарплаты, дать людям деньги. Мы предлагали ввести справедливый базовый доход. Вот что сегодня нужно.

    Если у людей будут деньги, у них будет рост платежёспособности, они с этими деньгами пойдут в магазин, они будут покупать товары, а значит, будет расти спрос, и экономика заработает. Этот экономический механизм понятен всем, кроме нашего министра финансов и всего финансового-экономического блока, которые продолжают толкать деньги в ФНБ. И возникает ещё вопрос: а как там эти деньги хранятся? Не в ценных ли бумагах замечательного «дружественного» государства США?

    – И в ценных бумагах Британии, Франции, других стран.

    – Мы кредитуем их экономики, а наша экономика не требует денег? Разве не нужно, чтобы заработала наша экономика, а самое главное – чтобы люди задышали? Чтобы действительно у нас хотя бы 7% от ВВП доставались и здравоохранению, и образованию, и культуре хотя бы 3%, а не менее 1%, как сейчас.

    Это я уже озвучиваю параметры нашего альтернативного бюджета, который на 9,7 триллиона рублей больше по доходам, и мы показываем, где взять эти деньги. Наш бюджет и по расходам больше на 11,7 триллиона – мы не забыли и про детей войны, и про индексации пенсий, и об увеличении заработной платы, и про здравоохранение.

    Но наши предложения не услышали. Сейчас идёт второе чтение проекта бюджета. И сейчас мы уже не имеем права вносить свои предложения. Но мы в обсуждаемом проекте тоже кое-что нашли. К примеру, 185 миллиардов рублей на премирование чиновников. Ребята, а вы ничего не попутали? Может, наших пенсионеров лучше премировать индексацией пенсии?

    Но мы реалисты, мы понимаем, что наши поправки будут отметены. Поэтому мы заранее знаем, что будем голосовать против этого проекта бюджета.

    – Сергей Михайлович, но если послушать ваших коллег по Думе, того же Андрея Макарова, то борьба с бедностью у них уже увенчалась успехом, это в других странах большие проблемы. Вот как рапортует глава комитета Госдумы по бюджету и налогам:

    На фоне повсеместного повышения уровня бедности во всех странах, где разбрасывались вертолётные деньги, у нас в стране уровень бедности в кризис сократился – 12,1%, в кризис, я подчеркиваю, бедность не возросла, а сократилась.

    Я-то считаю, что у нас катастрофическая ситуация в демографии и с доходами населения. Сергей Михайлович, на ваш взгляд, депутаты Госдумы вообще понимают, как страна живёт?

    – Послушав господина Макарова, захотелось спросить: в какой замечательной России он живёт, где всё вообще хорошо? Давайте конкретно по названной им цифре. По данным Росстата, якобы действительно уровень бедности был 12,3%, а стало 12,1%. И что-то мне подсказывает, что, возможно, эти люди просто умерли, вот и бедных стало меньше.

    А теперь давайте посмотрим в корень. Весной этого года, когда был отчёт правительства в Госдуме, я задал простенький вопрос господину Силуанову по поводу того, как у нас считается – кто бедный, а кто не бедный? Я спросил: я правильно понимаю, что если человек получает хотя бы на 100 рублей меньше прожиточного минимума, то он бедный, а если получает на 100 рублей больше, то он уже не бедный? «Да», – ответил господин Силуанов. А реально у нас более 40 миллионов бедных в стране. То, что сегодня министр и финансово-экономический блок правительства называет бедностью, на самом деле нищета.

    Бедных у нас больше половины людей, которым только-только на еду хватает, а многие и впроголодь живут. Какая ипотека? Откуда деньги на решение каких-то других проблем? И вот на этом фоне в Госдуме мы слышим такие бравурные речи о том, что мы впереди планеты всей, у нас всё хорошо.

    Полная версия интервью доступна в видеоформате, здесь же представлена лишь часть беседы Сергея Миронова с Юрием Пронько.

    Прокуроры могут получить доступ к банковской тайне. Проработать предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере для борьбы с коррупцией до 1 ноября 2021 года поручено Генпрокуратуре и Банку России.

    Запрет поступать на госслужбу

    Россиянам, которые избежали уголовной ответственности, но получили штраф за совершение коррупционного преступления, могут запретить поступать на госслужбу. Предложения по установлению такого запрета предстоит разработать Генпрокуратуре с МВД, ФСБ и СК России. Также планируется установить ограничения для чиновников, госслужащих, руководителей предприятий, имеющих непогашенную судимость или подвергавшихся преследованию за преступления коррупционного характера.

    Минцифры и Минтруд должны расширить информированность граждан страны о возможности их участия в общественном контроле за деятельностью органов власти через государственные интернет-ресурсы. Могут быть усовершенствованы старые сайты и созданы новые.

    Цифровые финансовые активы и цифровая валюта

    Планируется усовершенствовать законодательство для регулирования вопросов, связанных с выявлением и пресечением коррупционных преступлений, предметом которых являются цифровые финансовые активы и цифровая валюта. Предложения необходимо подготовить Генпрокуратуре.

    Правительство будет анализировать практику применения горячих линий, по которым граждане сообщают о возможных коррупционных правонарушениях, и телефонов доверия. При необходимости система должна быть усовершенствована.

    Подкуп иностранцев

    Генпрокуратура будет отслеживать факты подкупа иностранцев и руководителей международных организаций при сделках. Отчет о работе должен предоставляться ежегодно до 1 мая.

    Планируется усилить контроль при предоставлении субсидий регионам. Минфину и Минтруду поручено подготовить методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при принятии решений по предоставлению средств из федерального бюджета субъектам РФ.

    Взаимодействие власти и бизнеса

    Будет разработан комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса для противодействия коррупции. Эта задача поручена правительству.

    Министерству науки и высшего образования поручено утвердить и реализовать программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы. В рамках мер предусмотрят, в том числе, проведение мероприятий для обучающихся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования.

    Новая магистратура

    Планируется открытие магистратуры по программе «Антикоррупционная деятельность». Этот вопрос должен быть рассмотрен до 15 июня 2022 года.

    Наиболее действенной мерой в вопросе предотвращения коррупции в Дании является закон Дании о коррупции, принятый в 2002 году. В соответствии с законом, представители датского правительства каждый год обязаны публиковать информацию о своем имуществе и личных доходах. Кроме того, чтобы чиновники не имели возможности использовать служебное положение в личных целях, они обязаны продать свои акции в иностранных предприятиях.

    Пункт 20 Конструкционного регламента датского парламента гласит о том, что любой депутат имеет право на получение информации о позиции любого министра по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию. В связи с этим в парламенте регулярно проводятся заседания, на которых министры отвечают на запросы своих коллег относительно подозрений в получении взятки или лоббирования интересов какой-либо компании.

    Изменения в законодательстве о противодействии коррупции в 2021 году

    Существенное противодействие коррупции в Дании оказывает Датское Агентство по кредитованию экспортных операций. Лица, подающие заявки в агентство, обязаны подписать декларацию о неприменении взяточничества, подразумевающую отказ участия в коррупционных действиях. В случае нарушения подписанных договоренностей, повлекшего за собой финансовые убытки, заявители обязуются выплатить агентству компенсацию. К тому же заявитель теряет право на покрытие потерь по гарантии, выданной агентством ранее.

    Основной задачей Торгового Совета является борьба с коррупцией в Дании на внешних рынках. Организация помогает заключать сделки на международных рынках, сохраняя при этом хорошую репутацию датских компаний. Совет оказывает содействие в решении как ординарных деловых проблем, требующих консультирования, так и сложных вопросов, решение которых невозможно без помощи местного правительства. В Совете придерживаются политики «абсолютной нетерпимости», что является показательным примером неприятия коррупции для сотрудников организации.

    Назначение фонда – помогать расширению бизнеса за границей через инвестирование международных компаний развивающихся стран при поддержке Дании. Фонд обеспечивает консультативные услуги, участие в уставном капитале, ссуды и гарантии на коммерческих условиях для капиталовложений в сфере обслуживания. Говоря о том, как борются с коррупцией в Дании сотрудники этой организации, нужно сказать, что при подписании соглашений о выделении ссуд и долевом участии, фонд активно использует типовые антикоррупционные положения.

    39150

    80116

    69305

    26156

    20316

    Фото 16718


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *