Закон о курении РФ последняя редакция в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о курении РФ последняя редакция в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

Закон «О запрете курения»

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 506-ФЗ)

4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Новая концепция противодействия потреблению табака ужесточит эти меры. Предполагается полный запрет курения в коммунальных квартирах, на всех видах автомобильного общественного транспорта, на остановках, у зданий торговых центров, и на расстоянии ближе 3 м от них. Запрет распространится на курение в любом помещении в присутствии детей и лиц, возражающих против курения табака.

Главным изменением может стать запрет на продажу табака лицам, родившимся в 2015 году и позже, даже после достижения ими совершеннолетия.

Табак вне закона: как Минздрав планирует бороться с курением до 2022 года

Комплекс мер определен в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Это международный договор, который вступил в силу в 2005 году и принят 180 странами.

В конвенции используется подход, который нацелен на уменьшение спроса и предложения табачной продукции. Это меры по защите людей от табачного дыма, лечению от зависимости, информирование населения об опасности курения, борьбе с незаконной торговлей табаком, ценовые и налоговые меры, запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним, и другие.

Страны, принявшие эту конвенцию, постепенно выполняют обязательства по договору. В России в 2013 году был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

За нарушение установленных в России запретов существуют различные административные штрафы. Для юридических и должностных лиц они более существенны.

Кроме того, у продавца конфискуют табачную продукцию в случае ее продажи несовершеннолетнему. А за рекламу и другое стимулирование курения инициатор расплатится еще и приостановлением деятельности на срок до 90 дней.

  1. Удивительно, но иногда самой действенной оказывается вежливая просьба. Можно сослаться на на здоровье, присутствие детей и непереносимость дыма.
  2. Если это не помогло, можно разместить объявление о запрете курения с указанием нормы закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
  3. В ответ на злостное нарушение можно вызывать участкового или полицию и написать соответствующее заявление.

Тем не менее, во многих случаях вопрос о контроле за соблюдением закона пока остается открытым.

Подготовила Ирина Якушева

  • 26 Марта 2012, 13:03 78 Тверь собирает подписи в поддержку архимандрита Ефрема. Настоятель Ватопедского монастыря обвиняется в махинациях с недвижимостью
  • 12 Марта 2012, 16:03 11 Где можно ознакомиться со списками «домов-счастливчиков», попавших в программу по капремонту в 2012 году
  • 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал

«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

Нацпроект «Демография» поставил цель по снижению числа курильщиков в России до 10% к 2024 году. Этот показатель пока не достигнут. Но статистика говорит о том, что число курильщиков в нашей стране планомерно сокращается.

По данным Роспотребнадзора в 2020 году курили 21,6% россиян. Для сравнения, еще в 2013 году эта цифра равнялась 41%.

Среди причин, которые побудили людей бросить курить, называли рост стоимости сигарет, введение запретов на курение в общественных местах, увеличение популярности здорового образа жизни. Из-за существенного увеличения стоимости сигарет курить стали реже, а курильщики ограничиваются меньшим количеством сигарет.

Также опросы показывают, что общественное мнение заняло антитабачную сторону – более 80% россиян поддерживают действующие запреты курения.

Но, несмотря на позитивные изменения, пока Россия остается одной из самых курящих стран в мире.

Законодательные изменения, о которых мы расскажем на этом сайте, направлены на установление регулирования никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления — нагреваемый табак, вейпы, никотиновые пэки и так далее.

Это серьезные изменения для общества, табачной индустрии, и в частности, для компании «БАТ Россия» и наших партнеров.

Мы создали данный сайт, чтобы помочь нашим партнерам своевременно перестроиться на новые правила и продолжить строить успешный бизнес в соответствии с нормами законодательства.

Если по ходу изучения материалов сайта у вас возникнут вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь разделом «Вопросы и ответы».

Спасибо за то, что вы с нами!

  • Запрет оптовой и розничной торговли пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.

    Часть 8 статьи 19 →

  • Запрет продажи никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления никотинсодержащей продукции.

    Часть 1 статьи 20 →

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукции в определенных общественных местах, где установлен запрет курения, за исключением специально выделенных мест, оборудованных помещений в случаях, установленных ст. 12 Закона.

    Часть 1 статьи 12 →

  • Обращаем внимание, что предусмотрены отдельные сроки вступления в силу запрета на потребление никотинсодержащей продукции в помещениях предприятий общественного питания, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

  • По-прежнему можно курить и потреблять никотинсодержащую продукцию на улице, в кафе на открытом воздухе и террасах, в квартирах жилых домов (за исключением помещений общего пользования в коммунальных квартирах).

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукцией в помещениях предприятий общественного питания.

    Пункт 14 части 1 статьи 12 →

  • Новые категории
  • Техническое
    регулирование
  • Реклама
    и стимулирование
  • Выкладка
    и демонстрация
  • Места
    для потребления
  • Вопросы и ответы
  • Продажа
  • Сроки вступления
    в силу закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

С даты вступления в силу поправок ПФР будут информировать мужчин с 45 лет и женщин с 40 лет о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информировать будут раз в три года при условии, что россиянин не получает какую-либо пенсию.

На 2022 год установлена величина прожиточного минимума. По России на душу населения она составит 11 950 рублей, для трудоспособного населения — 13 026, для пенсионеров — 10 277 и для детей — 11 592 рубля.

С 1 января также вступает в силу новый порядок формирования кредитной истории. Минимальный доход россиян с долгами защитили от взысканий: с 1 февраля будет действовать норма о сохранении ежемесячного дохода должника не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.

Правило не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью или вызванного смертью кормильца, и нанесенного преступлением ущерба.

ГД приняла законы о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы

Упрощен порядок получения налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по кредитам, а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Все эти виды вычетов с 1 января можно оформить документы через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.

Больничные листы будут оформляться только в электронном виде с 1 января. Пособия перечислят на банковский счет застрахованного, указанный в заявлении, либо в личном кабинете на госуслугах, либо отправят по почте или в иную организацию. Плата за банковские услуги взиматься не должна. Пособия выплачиваются в течение 10 рабочих дней.

В России запустят ГИС ОМС. Система предназначена для учета информации о медпомощи, контроля за ее качеством и скоростью ее оказания. Полный функционал должен стать доступным к 2022 году.

В 2022 году россияне должны будут начать платить НДФЛ с процентных доходов по вкладам — первый платеж надо будет сделать до 1 декабря в 2022-го на основании налогового уведомления. Расчеты будут проводить анонимно на основе на информации банков о суммах выплаченных процентов.

Налогом будет облагаться только сумма доходов, которая выше установленной нормы. Для расчета нормы использовали доход по процентам при вкладе на миллион рублей по ставке, равной ключевой ставке ЦБ. При этом сама сумма банковского вклада не будет облагаться налогом.

Фермерам разрешат строить жилые дома в непосредственной близости от обрабатываемой ими земли. Чтобы защитить земли сельхозназначения от массовой застройки, ввели ограничения: построить можно только один дом не выше трех этажей и общей площадью не более 500 квадратных метров; площадь застройки не должна превышать 0,25% от площади участка.

Переводы через СБП станут доступнее. Минимальный лимит, установленный банками для денежных переводов через систему, не может быть ниже 150 тысяч рублей в день.

С 1 апреля 2022 года участников СБП обязали обеспечить клиентам возможность оплачивать покупки и услуги с помощью мобильного приложения СБПэй. С его помощью появится возможность расплатиться по QR-коду в любых торговых точках, которые принимают оплату через СБП.

Курение: какие ограничения коснутся граждан?

— Нельзя больше рекламировать и продавать через интернет никотиносодержащую продукцию и сами устройства для ее потребления.

На сайтах интернет-магазинов, которые торговали вейпами, электронными сигаретами и системами нагревания табака уже появились разъяснения: онлайн теперь можно купить только комплектующие, аккумуляторы и зарядники к устройствам. За всем остальным надо прийти ножками в стационарные магазины (и предъявить там документ, доказывающий, что тебе больше 18 лет).

Все то же касается и кальянов.

— В стационарных торговых точках тоже будут изменения. Запрещена выкладка на витрине соответствующих изделий (так же, как табака и сигарет). То есть если нужна жидкость для вейпа, надо сказать об этом продавцу — и только тогда он вправе показать вам имеющийся товар.

Запрещена продажа никотинсодержащей продукции несовершеннолетним (раньше этого ограничения не было).

— В жидкостях для электронных устройств, которые имеются в продаже, концентрация никотина не должна превышать 20 мг/мл (раньше продавались и более концентрированные).

— К размещению самих торговых точек теперь тоже действуют все те же ограничения, что и при продаже сигарет и табака — нельзя продавать рядом с образовательными, медицинскими учреждениями и т. п.

— Запрещены всевозможные акции, лотереи и прочие мероприятия (включая бесплатную раздачу), которые так или иначе могут стимулировать потребление подобной продукции. То есть предлагать попробовать на халяву системы нагревания табака и рассказывать, что это помогает бросить курить, — такое теперь вне закона.

— И самый важный момент — санкции за курение электронных сигарет и айкосов в неположенных местах. Часть ограничений были уже введены раньше. В большинстве общественных мест дымить такими устройствами нельзя еще с 31 июля. С октября введена вторая порция ограничений — на курение в кафе и прочих заведениях общественного питания. Хочешь вейп или кальян — иди в кальянную, но там не покормят. С 28 января запреты расширены на оставшиеся общественные заведения и места типа рынков, нестационарных торговых объектов, предприятий бытовых услуг и т.п.

Сухой остаток: теперь использовать электронные устройства для курения можно лишь там, где и обычные сигареты. Нарушители совершенно так же могут налететь на штрафы (от 500 до 1000 рублей, а если на детской площадке, то 2000-3000 рублей).

Напомним историю вопроса. Ограничения для курильщиков в России начали вводить с 2013 года, когда был принят закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. Если отвлечься от вейпов и кальянов, самым последним ударом по курильщикам должно было стать резкое повышение акцизов на табак и табачные изделия с 1 января этого года — сразу на 20%. По оценкам экспертов, в среднем пачка сигарет в связи с этим должна была подорожать на 20 рублей. На никотинсодержащие заменители обычного курева рост акцизов, впрочем, тоже распространялся.

Курильщикам надо готовиться и к еще большему увеличению затрат. Поскольку почти все, что возможно, уже запретили и ограничили, дальше бороться с ними предполагается в основном финансовыми методами — повышая каждый год акцизы. А стало быть, и стоимость курева в том или ином виде.

Законодательный акт, направленный на запрет курения в общественных местах, вступил в законную силу в июне 2013 года, однако, в нем присутствуют положения, действие которых начинается в другое время:

  • с 01.01.2014 года в силу вступали налоговые и ценовые меры, направленные на сокращения спроса на табачные изделия (статья 13 Закона);
  • с 01.06.2014 года в силу вступили положения пп. 3-6, 12 ч. 1 ст. 12; ч. 3 ст. 16; ч. 1-5, п. 3 ч. 7 ст. 19 Закона;
  • с 01.01.2017 года в силу вступают положения пп. 1-2 ч. 1 ст. 18 Закона.

Текст нормативно-правового акта перечисляет меры, которые способствуют охране здоровья граждан от потребления табака и воздействия табачного дыма, а также устанавливает:

  • права и обязанности граждан в обсуждаемой области;
  • общие понятия и принципы охраны здоровья в указанной сфере;
  • полномочия органов государственной власти.

Федеральный закон определяет большое число ограничений, связанных с охраной здоровья граждан от потребления табака и воздействия его дыма, из них можно выделить два основных.

Ограничение мест для курения. Изначально закон устанавливает ограничение на курение на территориях, в том числе в помещениях, которые предназначены для оказания образовательных, медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, услуг учреждений культуры и спорта, органов по делам молодежи, на транспортных средствах, пригородного и городского сообщения, на территориях, прилагающих к помещениям, и в самих помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов, метрополитена. Данная норма начала действовать с 01 июня 2013 года. Поэтапно запрет курения распространился на поезда дальнего следования, воздушные и морские суда, на помещения, которые предназначены для оказания жилищных услуг, на гостиницы и общежития, на места общественного питания и помещения/места, где оказываются услуги торговли. Таким образом, с 01.06.2014 года, согласно Закону, курение запрещено в ресторанах и барах, поездах дальнего следования, электричках и на платформах, а также в гостиницах и общежитиях.

Ограничения торговли изделиями для курения:

— запрет реализации табачных изделий в местах, располагающихся на расстоянии 100 метров от границы территорий образовательных учреждений, начал действовать уже с июня 2013 года. Тогда же появился полный запрет на продажу табака и табачных изделий несовершеннолетним;

— запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных объектах торговли (киоски, ларьки) начал действовать с июня 2014 года.

Помимо указанных ограничений, закон о запрете курения вводит полный запрет на рекламу табачных изделий, в том числе, на демонстрацию таких изделий, процесса курения и стимулирования их продажи. Кроме того, закон устанавливает такие меры, направленные на охрану здоровья граждан, как:

  • информирование населения о вреде потребления табака, которое осуществляется путем использования средств массовой информации, в виде образовательных программ и информационных компаний;
  • оказание медицинской помощи населению, которая направлена на лечение табачной зависимости;
  • строгий учет производства, импорта/экспорта, а также реализации табачных изделий;
  • ценовые и организационные меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;
  • меры государственного контроля в обсуждаемой области и ответственность за нарушение требований Закона.

Статья 23 ФЗ о запрете курения закрепляет следующую ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий употребления табака и от воздействия табачного дыма: дисциплинарную, гражданско-правовую и административную. Остановимся подробней на последней. Например, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака предусмотрен штраф на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей. В случае нарушения запрета на курение в определенных местах назначается штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

Закон о курении на балконе в многоквартирном доме в 2021 году

В процессе исполнения законодательного документа становится понятно, что мест для курения гражданам фактически не остается – курить можно либо в специально отведенных для этого местах, дома или в автомобиле и избегать мест, где курение строго запрещено, например детские площадки, территории школ и т.д. Поэтому, чтобы избежать административных санкций мы рекомендуем:

  • тщательно изучить перечень мест, где курить запрещено, и исключить для себя возможность нарушения запрета;
  • если Вас все-таки уличили в содеянном, помните, что бремя доказывания вины полностью лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством вины может быть только то обстоятельство, когда нарушителя «поймали за руку», для этого момент нарушения должен видеть непосредственно представитель органов исполнительной власти, который и имеет право привлечь к административной ответственности;
  • согласно действующему законодательству, если Вы не согласны с протоколом об административном правонарушении, Вы можете оспорить его в судебном порядке (ч. 2 ст. 1 КАС РФ);
  • даже если вас засняли на видео, Вы можете ссылаться на ст. 23 Конституции РФ, как на нарушение неприкосновенности частной жизни граждан и потребовать признать доказательства недействительными, согласно ч. 3 ст. 59 КАС РФ, как полученные с нарушением закона.

Как уже указывалось выше, общественное мнение относительно закона о запрете курения разделилось, одни пытаются понять, что им теперь делать – бросать курить или искать компромиссные решения в данном вопросе, другие, напротив, измученные пагубными привычками соседей и сослуживцев, ищут способы правового воздействия на них. Итак, куда обращаться, если курильщик намеренно игнорирует Закон, тем самым нарушая права других граждан:

  • нужно уведомить нарушителя лично о том, что в данном месте курить нельзя, например, показать ему выдержку текста Закона, также можно разместить объявления о запрете курения;
  • при отказе курильщика идти на компромиссы, сторона, чьи права нарушены, имеет право обратиться с заявлением к сотруднику полиции, если последний отказывается принять должные меры реагирования, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.

Важно! Несмотря на то, что закон действует уже несколько лет, до сих пор вопрос о том, как будет выполняться контроль за его соблюдением органами исполнительной власти, остается не решенным.

Мировая пандемия и опасность инфицирования в общественных и административных зданиях привела к необходимости ускорения инновационных методов документооборота. Эта тенденция распространяется по всему миру, и Россия – не исключение:

  • больничный лист будет выдаваться только в электронном виде;
  • пособия по временной нетрудоспособности – перечисляться на банковский счет без уплаты комиссии финансовому учреждению, не позднее 10 дней с момента закрытия;
  • запускается система контроля за качеством и скоростью оказания медуслуг;
  • у СБЛ появятся новые возможности – например, оплата с мобильного приложения товаров и услуг;
  • можно будет пройти регистрацию по месту или адресу проживания, получив свидетельство в электронном виде, а сама процедура будет упрощена.

Предусмотрена не только возможность оформления пенсии через портал Госуслуг, но и сохранение сельской надбавки, если пенсионер переезжает в город. Это только те новшества, которые потребовали закрепления в законодательстве, поскольку предусмотрено их повсеместное введение. Некоторые бонусы новых информационных технологий уже работают – например, обмен сведениями в порядке межведомственного взаимодействия, позволяющий получать документы и пособия без утомительного сбора справок, сидения в очередях и написания заявлений в органах соцзащиты или ПФР.

В перечне, какие законы вступят в силу с 1 января 2022 года в России, есть новые нормативные акты, которые касаются отдельных категорий населения или представителей некоторых профессий:

  • водители транспортных средств будут сдавать анализы на алкоголь и наркотические соединения в крови;
  • экскурсоводы – проходить обязательную регистрацию и тестирование на профпригодность;
  • фермеры смогут строить дома на сельхозугодиях, при условии, что строение займет не более четверти площади и будет не выше трех этажей;
  • направляя на медосмотр или психиатрическую экспертизу, организации будут сохранять зарплату и должность своим сотрудникам.

Новое в законодательстве коснется правил бухгалтерского учета, порядка лесовосстановления, безопасности перевозки грузов, переработки и обогащения угля, определения технических параметров оборудования и требований к проектной документации в капитальном строительстве. Все это – приказы, нормативные акты, письма и инструкции, разработанные профильными департаментами.

В 2022 году прогнозируется увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с 2021 годом с 6,8% до 7,2% ВВП, в 2023 году — снижение до 6,5%, в 2024 году — до 5,7%. Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей, при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6,145 трлн рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы — 3,397 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов, согласно прогнозу, составит 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей, из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6,483 трлн рублей и 6,467 трлн рублей, дополнительные нефтегазовые доходы — 2,71 трлн рублей и 2,096 трлн рублей соответственно. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть — $44,2, $45 и $45,9 за баррель в 2022-2024 годах соответственно.

В части ненефтегазовых доходов в 2022-2024 годах прогнозируется незначительное снижение их доли в ВВП — с 11,6% до 11,4%.

Доля нефтегазовых доходов в 2022-2024 годах в общем объеме доходов федерального бюджета снижается с 38,1% до 33,2%, доля ненефтегазовых доходов увеличивается с 61,9% до 66,8% соответственно.

В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022-2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств ФНБ до 23,267 трлн рублей.

Изменение КоАП РФ с 28 января 2021 года

Расходы федерального бюджета на реализацию 47 госпрограмм (открытая часть) на 2022 год планируются в объеме 15,563 трлн рублей, на 2023 год — 16,242 трлн рублей, на 2024 год — 16,569 трлн рублей, или 78%, 77,3% и 77,6% общего объема расходов федерального бюджета (открытая часть) соответственно.

В структуре расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов в 2022-2024 годах наибольший объем расходов будут составлять расходы на социальную политику с тенденцией к снижению в плановом периоде (4,4% ВВП в 2022-2023 годах, 4,2% ВВП — в 2024 году), говорится в заключении Счетной палаты.

Правительство представило поправки ко второму чтению федерального бюджета, которые предусматривают перераспределение в 2022 году 641,4 млрд рублей, в 2023 году — 665,2 млрд рублей, в 2024 году — 815,4 млрд рублей, сообщила ранее замминистра финансов РФ Ирина Окладникова на заседании комитета по бюджету. 19 ноября комитет одобрил три поправки президента РФ к проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы, обеспечивающие финансами предложения главы государства о повышении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Предполагается, что по итогам реализации поправок прожиточный минимум и МРОТ вырастут выше прогнозируемой инфляции. Как пояснил ранее журналистам полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, это составит «порядка 8,6% по одному направлению и более 8% — где-то 8,13% — по другому направлению». Согласно этим расчетам, МРОТ должен увеличиться до 13 тыс. 890 рублей, а прожиточный минимум на душу населения — до 12 тыс. 654 рублей Для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 13 тыс. 793 рублей, для пенсионеров — 10 тыс. 882 рублей, для детей — 12 тыс. 274 рублей.

Поправки «Единой России» ко второму чтению федерального бюджета на 2022-2024 годы предусматривают дополнительное выделение средств на жилье инвалидам, развитие региональной сети автодорог, комплексное развитие сельских территорий и капитальный ремонт вузов. Кроме того, поправки предполагают создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в ряде регионов. В частности, средства на развитие автодорог регионального значения, увеличиваются с 30 млрд до 50 млрд рублей в год, а на субсидии организациям воздушного транспорта для обеспечения доступности воздушных перевозок дополнительно выделяется по 1,5 млрд рублей в год, указывал ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

На обеспечение антивирусными лекарствами для ВИЧ-инфицированных, в том числе в сочетании с вирусом гепатита, выделяется дополнительно по 2,3 млрд рублей ежегодно. Субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов увеличиваются на 2022 году на 2,15 млрд рублей, на 2023 году — на 2,07 млрд рублей, в 2024 году — почти на 2,5 млрд рублей Также, согласно поправкам «Единой России», на комплексное развитие сельских территорий в 2022 году будет дополнительно выделено 4,46 млрд рублей.

Ко второму чтению были увеличены расходы по госпрограммам «Научно-технологическое развитие РФ», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Также были увеличены субсидии на господдержку малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых, уплачивающих налог на профессиональный доход, в 2022 году до 14,8 млрд рублей, в 2023 году до 18,6 млрд рублей. Кроме того, ко второму чтению были распределены 98% средств, заложенные в межбюджетных трансфертах, указал ранее первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, к принятию во втором чтении были рекомендованы поправки, предусматривающие выделение дополнительных средств на ремонт автодорог регионального и местного значения, субсидирование авиаперелетов для жителей Дальнего Востока, развитие сельских территорий, повышение доступности медпомощи на селе, обеспечение жильем инвалидов, капитальный ремонт студенческих общежитий, строительство спортплощадок, содействие занятости молодежи, устранение цифрового неравенства. «Но главное — индексация социальных расходов выше уровня инфляции», — подчеркнул Вячеслав Володин, напомнив, что президент РФ предложил в следующем году проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6%.

«Значит, вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ», — пояснил председатель Государственной думы. По его словам, повышение социальных выплат и зарплат коснется 19 млн граждан России. Вячеслав Володин добавил, что в ближайшее время предстоит принять решение о дополнительной индексации пенсий. Кроме того, по фактической инфляции в следующем году будет проиндексирован материнский капитал.

Если подробней, то согласно 5 пункту 110 статьи нового кодекса, потребление всех вышеперечисленных табачных изделий запрещается:

  • в помещениях и на территории организаций образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних;
  • в помещениях организаций здравоохранения;
  • в пунктах общественного питания;
  • в объектах культуры, музеях, библиотеках и лекториях, кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, организациях спорта и физкультурно-оздоровительных организациях, на спортивных аренах и других сооружениях, предназначенных для массового отдыха;
  • в ночных клубах, на дискотеках;

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Курение запрещено во всех общественных местах, в том числе на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных, медицинских услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, во всех видах общественного транспорта, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Подробный перечень общественных мест, в которых действует запрет на курение, указан в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Также курение разрешено в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам в рамках нарушения ими трудовой дисциплины в случае несоблюдения норм о запрете курения табака на рабочих местах. Выбор мер дисциплинарной ответственности за нарушение норм указанного Федерального закона в данном случае является компетенцией конкретного работодателя.

Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением вреда жизни или здоровью человека, и порядок ее применения нормативно регламентирован в статьях 1084 — 1094 Гражданского кодекса РФ.

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

К 2022 году от курения откажутся ещё 5% россиян

На основании статьи 12 ФЗ №15 курить запрещается:

  • в местах, где скапливается много людей;
  • в любых зданиях общественного назначения, в особенности в государственных учреждениях;
  • в магазинах, залах для торговли, а также в местах, где оказываются услуги быта;
  • в гостиницах, общежитиях и многоквартиных домах;
  • на территории общественных пляжей;
  • на территории автозаправок, так как данное место считается пожароопасным;
  • во время вождения автомобиля;
  • в общественных заведениях: рестораны, кафе, бары;
  • в мастерских, ателье и ремонтных конторах.

Для мест общественного питания, в том числе в кафе и ресторанах, курение табака запрещено. Однако законом не запрещается организовывать места для курения. Необходимо учитывать, чтобы данные зоны не находились в помещении, где оказываются услуги общественного питания.

Место для курения может быть организовано на открытой площадке, а также в отдельном помещении, которое является смежным с рестораном. Это помещение должно иметь свой вход и систему вентиляции.

В процессе изучения закона №15 становится понятно, что мест для курения очень мало: специально отведенные места, дома, в автомобиле. Чтобы не быть привлеченным к ответственности необходимо:

  • запомнить места, где курение запрещено и не нарушать данный закон;
  • привлечь к административной деятельности может только представитель органа исполнительной власти, который поймал нарушителя «за руку»;
  • если нарушитель не согласен с протоколом о административном правонарушении, то он может оспорить обвинение в суде;
  • если нарушение заснято на видео, то можно ссылаться на 23 статью Конституции РФ, как неприкосновенности частной жизни граждан и требовать признание доказательств недействительными.

На нарушителя закона №15 можно воздействовать следующим образом:

  • предупредить о запрете курения в данном месте и дать ему выдержку из закона;
  • развесить объявления, в которых указаны пункты о запрете;
  • если на нарушителя данные меры не повлияли, то можно написать заявление в полицию. При отсутствии реакции полиции, жалобу можно нести в прокуратуру.

Закон № 15 действует уже несколько лет. Однако вопрос о том, как органы исполнительной власти будут контролировать соблюдение данного закона, еще до конца не решен. Однако, несмотря на это, данный закон необходим. Он призван приносить пользу тем, кто курит и тем, кто соседствует с такими гражданами.

Успех прежде всего зависит от каждого гражданина, которые вовремя реагируют на нарушения и помогают органам исполнительной власти. Положительные результаты ожидаются по истечении некоторого времени после введения в действие норматива. Также будут издаваться новые подзаконные акты, которые будут регулировать механизм закона.

Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:

  • защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
  • проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.

В ФЗ №15 прописаны следующие положения:

  • понятия, которые применяются в законе;
  • защита людей от дыма табака;
  • права госорганов в данной проблеме;
  • взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
  • права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
  • меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
  • меры по ограничению употребления табачных изделий;
  • определение мест, у которых курить запрещается;
  • политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
  • обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
  • предъявление требований к упаковке;
  • предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
  • установление запретов на рекламу табачных изделий;
  • оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
  • наложение ограничительных условий на торговлю;
  • наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
  • надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
  • установление штрафов за нарушение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *