Номенклатура дел в детском саду на 2022 год с новыми сроками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Номенклатура дел в детском саду на 2022 год с новыми сроками». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ

Номенклатура дел в ДОУ и сроки хранения документов

  • Должностные Профстандарт
  • Должностные по ЕКС
  • Должностные заместителей
  • Должностные администрации
  • Должностные учителей
  • Должностные персонала
  • Должностные лаборантов
  • Перечень должностных
  • Охрана труда администрации
  • Охрана труда учителя
  • Учебно-вспомогательный персонал
  • Обслуживающий персонал
  • Техника безопасности классного руководителя
  • Техника безопасности для учащихся
  • Инструктажи для учащихся
  • Охрана труда психолога
  • Охрана труда в библиотеке
  • Охрана труда в столовой
  • Перечень инструкций по ОТ
  • Пожарная безопасность в школе
  • Инструктажи по ПБ в школе
  • Видео пожарной безопасности
  • Перечень инструкций по ПБ

Полный перечень номенклатуры дел ДОУ на 2019 по 2025 год

  • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
  • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
  • Инструкции школьного лагеря
  • Инструкции для детей лагеря
  • Инструктажи для детей
  • Положения ДОУ
  • Документация по коронавирусу
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
  • Нормативные документы ОТ

В общем случае каждое образовательное учреждение должно разработать индивидуальную НД, которая является основой общего документооборота организации. Исключение составляют образовательные учреждения, для которых разработана типовая НД.

Как и примерная, типовая НД содержит обязательный перечень дел, которые заводятся в образовательных учреждениях. Но в отличие от примерной, которая носит рекомендательный характер, типовая обязательна к применению. Типовые НД разрабатываются для организаций, имеющих разветвленную сеть подведомственных учреждений.

Форма индивидуальной НД разрабатывается в соответствии со структурой, прописанной в п. 3.4.9 Основных правил работы архивов организации, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее — Архивные правила). В соответствии с указанной нормой НД должна состоять из 5 граф, при этом данные из 1, 2 и 4 граф индивидуально разработанной НД затем переносятся на обложки дел. НД должна включать все заголовки дел, которые были заведены в организации в течение года.

Рассмотрим структуру НД подробнее:

1. В первой графе указываются индексы каждого из дел, причем сам индекс состоит из группы цифр, отделенных друг от друга с помощью дефиса. В индексе указывается цифровое обозначение структурного подразделения организации и номер (порядковый) дела по существующей НД в этом структурном подразделении. Например, 03-02, где 03 — цифровое обозначение структурного подразделения, а 02 — номер по порядку заголовка дел по разработанной там НД.

Архивными организациями рекомендуется сохранять схожие индексы для типичных дел разных структурных подразделений. Например, дела с приказами следует обозначать «04» во всех подразделениях организации (02-04, 03-04 и т. д.).

2. Во второй графе НД должны отображаться непосредственно сами заголовки дел. Их сортировка внутри разделов НД должна производиться исходя из степени важности, а также с учетом наличия связанных документов. Так, сначала следует расположить заголовки дел, включающих организационные вопросы, причем распорядительная документация от вышестоящих организаций должна располагаться раньше, чем локальная документация. И последними следует отобразить заголовки дел, содержащих планы и отчеты.

Заголовки тех дел, которые были заведены по географическому признаку, вносятся в алфавитном порядке исходя из присутствующих географических названий. То же касается и дел, заведенных по корреспондентскому признаку.

Среди заголовков дел не допускается использовать обобщающие названия, такие как «Разные документы», «Общая корреспонденция» и т. д. Также недопустимо использовать в заголовках сложные синтаксические обороты и вводные слова. Причем заголовки могут быть уточнены в процессе формирования дел.

Допускается использовать обобщающее слово «Документы» в отношении тех заголовков дел, в которых собрана документация по одному поднятому вопросу, но они могут быть не связаны по хронологии делопроизводства. В заголовке со словом «Документы» должно дальше идти уточнение, которое конкретно указывает на разновидности и характер документации (например, «Документы по проведению технических семинаров»).

Если в деле накапливаются документы по вопросу, не решенному в течение года, тогда заголовок такого дела должен быть внесен в номенклатуру следующего года, причем под таким же индексом. Если дело объемное (состоит из нескольких томов), то следует составить общий заголовок дела.

3. В третьей графе следует указать количество дел, томов. Графа заполняется в конце года.

4. В четвертой графе проставляется срок хранения дел.

5. В пятой графе указываются примечания. Графа может заполняться на протяжении всего срока действия данной индивидуальной НД. Здесь проставляются данные о переходящих на следующий год делах, пометка по делам, которые надлежит уничтожить или передать в другую организацию, и т. д.

Структура индивидуальной НД может формироваться по направлениям деятельности, как и примерная, но может быть построена и по другой схеме. Различают форматы построения по следующим принципам:

  • структурному (администрация, учебная часть, канцелярия, бухгалтерия);
  • номинальному (исходя из наименования должностей специалистов, отвечающих за формирование дел, — заведующая, методист, секретарь, медсестра и т. д.);
  • смешанному (номинально-функциональному) — тогда структура примет следующий вид: название раздела, должность специалиста, а подразделы — выполняемые специалистом функции.

Примеры составления номенклатуры дел см. в материалах:

  • «Как составить номенклатуру дел организации — образец»;
  • «Номенклатура дел отдела кадров — образец».

Номенклатура дел образовательного учреждения на 2021 год

В соответствии с п. 3.4.10 Архивных правил НД завершается по окончании делопроизводственного года (в учебных заведениях это окончание учебного года). В НД делается итоговая запись о количестве заведенных за этот год дел, отдельно по делам постоянного и временного хранения.

Сведения, указанные в итоговой записи НД, сообщаются соответствующему архивному учреждению. Информация об этом заносится в НД с указанием должности и расшифровки лица, сделавшего эту запись.

НД утверждается в конце каждого делопроизводственного года. При этом в действие она вводится в начале указанного года. Порядок утверждения НД подробно прописан в п. 3.2.5.3, 3.2.5.5 Государственной системы документационного обеспечения управления, утвержденной приказом Главархива СССР от 25.05.1988 № 33.

О том, как составляется приказ на утверждение НД, читайте в материале «Приказ об утверждении номенклатуры дел — образец».

Утвержденная по структуре и форме индивидуальная НД может действовать на протяжении нескольких лет, если в учреждении не произошло каких-либо коренных структурных или функциональных изменений. При изменениях НД будет уточняться и вводиться в действие новым приказом.

Экземпляр НД за каждый год должен храниться в учреждении постоянно. Такая документация учитывается в деле, формируемом секретариатом учреждения при отражении в последующей НД.

Каждое образовательное учреждение ежегодно должно вводить в действие свою индивидуальную номенклатуру дел, которая разрабатывается с учетом существующей в организации практики делопроизводства на основании примерной НД. Примерные НД служат своего рода методическим пособием, которое помогает организациям разрабатывать собственные НД с индивидуальной структурой и существующими особенностями заполнения. В индивидуальной НД должны быть отображены все документы, которые были заведены на протяжении учебного года в образовательном учреждении. Документация в НД отображается путем указания заголовков дел с указанием сроков их хранения и других имеющих значение в делопроизводстве сведений.

Форма номенклатуры дел включает пять граф:

  • индекс дела;
  • заголовок дела;
  • количество дел;
  • срок хранения дела;
  • примечание.

Индекс дела определяет руководитель самостоятельно. Заголовок дела должен соответствовать приказу № 558 например: Документы (акты, заключения, протоколы, отчеты о несчастных случаях и производственных авариях.

Номенклатура дел: сроки по новому Перечню

__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

На _____ год

УТВЕРЖДАЮ

_____________________________

______________

____________

______________

Индекс
дела

Заголовок дела

(тома, части)

Количество
дел

(томов)

Срок хранения
дела

(тома, части)

и № статей по
Перечню
1

Примечание

1

2

3

4

5

01. Руководство (канцелярия)

01-01

Нормативные правовые
акты органов,
осуществляющих
управление в сфере
образования,
регламентирующие
образовательные
отношения

ДМН.

Ст. 1 «б» ТП

Относящиеся к
деятельности
детского сада –
постоянно

01-02

Организационно-
распорядительные акты
учредителя

Постоянно.**2

Ст. 19 «а» ТП

01-03

Протоколы общих
собраний (заседаний)
работников

Постоянно.**

Ст. 18 «б» ТП

01-04

Протоколы
управляющего совета
(наблюдательного
совета, попечительского
совета) и документы к
ним

Постоянно.**

Ст. 18 «б» ТП

01-05

Соглашение и
дополнительные
соглашения о
выделении субсидий

Постоянно.**

Ст. 980 ТП

01-06

Устав детского сада

Постоянно.**

Ст. 50 «а» ТП

После замены
новыми

01-07

Локальные
нормативные акты по
основным вопросам
деятельности

Постоянно.**

Ст. 27 «а», 57 «а»
ТП

01-08

Лицензия на
осуществление
образовательной
деятельности

Постоянно.**

Ст. 97 ТП

01-09

Санитарно-
эпидемиологическое
заключение на
образовательную
деятельность

Постоянно.

Ст. 186 ТП

01-10

Санитарно-
эпидемиологическое
заключение на
медицинскую
деятельность

Постоянно.

Ст. 186 ТП

01-11

Свидетельство о
постановке на учет в
налоговом органе (ИНН)

Постоянно.**

Ст. 381 ТП

01-12

Свидетельство о
внесении записи в
ЕГРЮЛ

Постоянно.**

Ст. 39 ТП

01-13

Документы (договор,
контракт,
свидетельства) на
право оперативного
управления
имуществом, на право
пользования
земельным участком

Постоянно.**

Ст. 125 ТП

01-14

Протоколы совещаний
при заведующем

Постоянно.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2018, N 1, ст. 19), подпунктом 6 пункта 6 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4034; 2018, N 52, ст. 8239), приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения.

Руководитель
А.Н. АРТИЗОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом
Федерального архивного агентства
от 20.12.2019 г. N 236

ØЛокальные акты

  1. Должностная инструкция воспитателя.
  2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
  3. Инструкция по охране труда.

ØДокументация по организации работы воспитателя

  1. Рабочая программа
    Комплексно-тематическое планирование.
    Календарный план воспитательно-образовательной работы.
  2. Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
  3. Оценка результатов освоения программы Педагогическая диагностика.
  4. Творческая папка по самообразованию (Срок хранения — постоянно).
  5. План досуговой деятельности.
  6. План проектной деятельности.

ØДокументация по организации работы с воспитанниками ДОУ.

  1. Табель посещаемости.
  2. Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.
  3. Возрастной список детей и возрастные особенности
  4. Лист здоровья на воспитанников группы.
  5. Режим дня группы.
  6. Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет).
  7. Адаптационный лист.
  8. Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. (на время карантина)

ØДокументация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
  2. Протоколы родительских собраний группы.
  • Рабочий журнал воспитателя

Рабочий журнал включен в обязательную педагогическую документацию воспитателя ДОО. Он поможет воспитателям ДОО спланировать работу по различным видам деятельности, систематизировать результаты наблюдений за детьми, организовать работу с родителями.

  • Локальные акты

Ввиду того, что в образовательный процесс введены государственные стандарты, для детских садов это ФГОС ДО, то и ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы.

По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:

Локальные акты — это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения — постоянно.

В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:

  • Должностная инструкция воспитателя.
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
  • Инструкция по охране труда.
  • Документация по организации работы воспитателя
  • Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно — образовательной работы с детьми определенного возраста
  • Планирование воспитательно-образовательной деятельности.

Комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.

Комплексно-тематические планы – это планы работы с воспитанниками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.

Календарный план воспитательно-образовательной работы. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно- тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.

Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы. В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку.

Во второй половине дня — бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д..

  • Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).

В настоящее время действуют три вида номенклатуры дел:

  1. Типовая — это вид номенклатуры дел (НД), который определяет перечень документации и дел для однотипных организаций.
  2. Примерная номенклатура дел отражает примерный состав дел и их индексов для учреждений, на которые распространяются данные перечни.
  3. Индивидуальная — это вид номенклатуры дел, который утвержден в конкретном учреждении на основании типовых и примерных номенклатурных распорядительных приказов.

Стоит отметить, что типовые и примерные формы описи обычно закрепляются в нормативно-правовых актах вышестоящих министерств и ведомств. Нормы распространяются на все подведомственные учреждения и структурные подразделения. Такой норматив должен быть доведен в определенные сроки, в установленном порядке.

Например, Министерством образования региона утверждается примерная номенклатура дел в школе на 2020 год с новыми сроками хранения. Данный норматив будет обязателен к применению для всех школ, подведомственных региональному министерству.

Индивидуальная опись дел создается для конкретного экономического субъекта. То есть этот норматив предусматривает особенности с учетом видов деятельности, а также основываясь на правовых, структурных и прочих особенностях.

Росархив разъяснил новый порядок хранения документов

Опись дел создается одновременно с образованием нового экономического субъекта, то есть номенклатура дел должна быть разработана и утверждена вместе с созданием учреждения. Утвержденный документ подлежит ежегодному анализу, то есть при необходимости учреждение корректирует действующий список дел и с нового года применяет уже измененный приказ.

Все устаревшие формы дел, которые не будут применяться в новом году, торопиться исключать из описи не следует. Проверьте, соблюдены ли сроки хранения по данной категории бланков, дел и форм. Если конкретная форма упразднена, однако ее срок хранения номенклатуры дел в организации еще не истек, то не исключайте этот бланк из описи.

Внесите новые формы дел и документации в опись только в том случае, если их планируется использовать в новом отчетном периоде. Регистрировать формы «для галочки» не нужно.

Также отметим, что просто скопировать типовой или примерный перечень дел, доведенный вышестоящими министерствами и ведомствами, нельзя. Почему? Типовой или примерный перечень дел не может учитывать индивидуальных особенностей конкретного учреждения. Напомним, что несмотря на схожесть подведомственных учреждений по типам и видам деятельности, существенные различия в структуре, штатной численности и юридическим аспектам неизбежны. Именно поэтому необходимо «доработать» типовой норматив описи дел, добавив индивидуальные формы и исключив лишние дела.

Довольно часто, составляя перечень типовых архивных документов с указанием сроков хранения 2020, упускаются некоторые важные формы, дела и бланки. Что существенно затрудняет систематизацию документооборота. Чтобы избежать проблем такого характера, следуйте простому алгоритму:

Шаг 1. Назначьте ответственного.

Отдельным приказом или иным распорядительным локальным актом обозначьте конкретного работника организации, который будет отвечать за составление или обновление номенклатурной описи дел. Определите конкретные сроки для разработки этого норматива.

Шаг 2. Озадачьте начальников и заместителей.

Обяжите каждого начальника всех структурных подразделений госучреждения самостоятельно разработать перечень форм и бланков, используемых в работе. Такой подход позволит исключить «потерянные» и «забытые» формы дел.

Определите конкретный период времени, в течение которого начальники отделов обязаны подготовить опись дел. Готовые описи по отделам передайте ответственному лицу.

Шаг 3. Объединение.

Когда все перечни дел по отделам будут сданы, необходимо проанализировать информацию. Затем объединить все перечни дел в один — индивидуальный номенклатурный список дел. Допустимо сохранить разбивку номенклатуры дел на разделы, причем каждый раздел норматива — это отдельное структурное подразделение госорганизации.

Например, номенклатура дел в ДОУ на 2020 год с новыми сроками хранения с подразделами: секретариат, отдел кадров, бухгалтерия, аппарат управления, педсостав.

Шаг 4. Утвердите приказ.

Когда номенклатура дел полностью готова, то необходимо подготовить отдельный приказ или распоряжение об утверждении. Используйте актуальный образец, как утвердить номенклатурный перечень дел.

Количество необходимых экземпляров НД компания определяет самостоятельно. Например, учреждение определило следующие места хранения:

  1. Первый экземпляр хранится в канцелярии.
  2. Второй используется в работе делопроизводителя компании либо в отделе канцелярии.
  3. Третий используется в архиве компании.
  4. Четвертый передан в государственный архив при сдаче документации на хранение.
  5. Остальные копии переданы в структурные подразделения организации для использования в работе.

Вопрос: В какой период составляют номенклатуру дел на 2022 год?

Ответ: На 2022 год номенклатура составляется в октябре — декабре 2021 г.

Номенклатуру дел должен утвердить руководитель организации до 1 января года, на который она составлена (ч.2 п.153 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).

Более конкретный срок составления — на предстоящий делопроизводственный (календарный) год номенклатура дел составляется в IV квартале текущего года — указан в п.18 гл.4 Методических рекомендаций по составлению и применению номенклатур дел организаций, типовых и примерных номенклатур дел (утв. приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста от 01.07.2020 № 23).

Вопрос: На основании каких нормативных документов необходимо составлять номенклатуру дел организации?

Ответ: Основные НПА, которыми руководствуются при разработке номенклатуры дел:

• Инструкция по делопроизводству (гл.10);

• Инструкция о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 06.02.2019 № 19;

• Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утв. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 143 (гл.5);

• Правила работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций, утв. постановлением Минюста от 06.02.2019 № 20;

• Перечень № 140;

• Методические рекомендации № 23;

• Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совмине от 26.03.2004 № 2.

Вопрос: Необходимо ли согласовывать номенклатуру дел с вышестоящим архивом? Или достаточно согласовать с экспертной комиссией и утвердить руководителю?

Ответ: Зависит от того, является ли организация источником комплектования госархива.

Порядок согласования установлен п.155 Инструкции по делопроизводству:

Согласование Учреждение образования
является источником комплектования государственных архивов иные
С кем С соответствующими госархивами и структурными подразделениями по архивам и делопроизводству областных (Минского городского) исполкомов ЦЭК вышестоящих организаций
Срок — 1 раз в 5 лет;
— после значительных изменений в структуре организации независимо от срока предыдущего согласования

Вопрос: Организация занимается предоставлением услуг, не имеет выделенных структурных подразделений, соответственно, номенклатура дел должна быть составлена по функциональной схеме: Руководство, Производственная деятельность, Бухгалтерский отчет и отчетность, Работа с кадрами, Обеспечение безопасности, Обеспечение сохранности документов.

Что еще добавить (переименовать)? Нужен ли раздел «Производственная деятельность»? Если да, то какие документы в него включать?

Ответ: Зависит от видов документов, образующихся в деятельности организации.

Названия разделов (подразделов) сводной номенклатуры дел, построенной по функциональному принципу, — это управленческие функции или направления деятельности организации.

Вопрос: Если у организации нет структурных подразделений, то в номенклатуре дел должностные (рабочие) инструкции и штатные расписания лучше отнести к разделу «Руководство»? Правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, ведению трудовых книжек и присвоение разрядов по неквалифицированному труду — работа с кадрами?

Ответ: Зависит от ситуации. Функциональный принцип построения применяется в бесструктурных организациях.

Названия разделов номенклатуры дел организации, построенной по функциональному принципу, — это управленческие функции или направления деятельности организации (п.162 Инструкции по делопроизводству).

Перечисленные документы (штатные расписания, должностные (рабочие) инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о ведении трудовых книжек и присвоении разрядов по неквалифицированному труду), как правило, включают в раздел «Работа с кадрами» номенклатуры дел.

В то же время включение документов зависит от того, у кого они будут находиться на оперативном хранении: у руководителя организации или у работника, ответственного за кадры.

Вопрос: Номенклатура дел будет согласовываться с вышестоящей организацией. В ней 11 разделов, последний раздел «Архив».

Можно ли добавить новый раздел перед разделом «Архив» и соответственно менять номер раздела архива с 11 на 12?

Ответ: Следует уточнить в госархиве, с которым будет согласовываться номенклатура дел, поскольку нет конкретного требования в НПА, что раздел «Архив» последний.

Независимо от принципа построения сводной номенклатуры дел и утвержденной структуры организации в первый раздел включаются дела службы ДОУ.

Наименования временно действующих коллегиальных органов и общественных организаций в порядке значимости указываются в конце номенклатуры дел в качестве самостоятельных разделов (п.37 Правил № 143).

Вопрос: В номенклатуре дел на 2020 год журнал регистрации входящих документов был под номером 1-22 (дело с пометкой «Переходящее»), в 2021 году номенклатура изменилась, добавились новые дела и журнал регистрации входящих документов стал под номером 1-28.

Правильно ли это? Как быть, если переходящие дела должны переходить из года в год под одним номером?

Ответ: Журнал регистрации входящих документов должен остаться под номером 1-22.

Дела, в которые группируются документы по вопросам, разрешаемым в течение 2 и (или) более лет (переходящие дела), включаются в номенклатуру дел следующего года под тем же индексом.

В конце каждого раздела (подраздела) номенклатуры дел предусматриваются резервные индексы для незапланированных дел, заводимых в течение года (подп.39.1 п.39 Правил № 143).

Номенклатура дел для детского сада

Номенклатура дел необходима в каждой организации в 2021 году для учета, упорядочивания и правильного хранения документации. Без нее не удастся выполнить требование Закона об архивном деле об обеспечении сохранности документов по личному составу. В статье расссказываем, как составить номенклатуру. Скачайте образец.

Из этой статьи вы узнаете:

Ни одно предприятие не может работать без множества всевозможных документов. Их количество растет, со временем в них становится все труднее ориентироваться. Чтобы в итоге не утонуть во всей этой бумажной массе, ее нужно систематизировать. Номенклатура дел – это систематизированный перечень, включающий все важные документы – учредительные, приказы, исходящие, входящие и т.д.

Конечно, каждый ответственный делопроизводитель раскладывает бумаги по соответствующим папкам, сортируя их по темам или по отделам. В номенклатуре все эти папки фиксируются с обозначением сроков хранения. Это облегчает их поиск и последующую передачу в архив.

Формирование номенклатуры дел обязательно не для всех. ФЗ № 125 от 22.10.2004 предписывает создавать ее всем предприятиям, передающим бумаги в госархив. К ним относятся:

  • государственные и муниципальные конторы;
  • негосударственные компании в части документов, касающихся госсобственности;
  • негосударственные компании, заключившие договор с госархивом.

Но и всем прочим организациям также не помешает упорядочивание документооборота. Если компания крупная, имеет много отделов, и, соответственно, большое количество бумажной рутины, системное хранение всей этой документации будет полезно, облегчит поиск и упростит процедуру выявления устаревших документов, которым пора отправляться в архив или на уничтожение.

Документы, которые в 2021-м нужно передать в архив или уничтожить С 26 октября в десять раз увеличили штраф для должностных лиц за нарушение правил хранения, учета и использования архивных документов и установили штраф для юридических лиц. Эксперты журнала «Справочник кадровика» подготовили инструкцию, какие документы можно уничтожить в 2021 году и как организовать этот процесс, чтобы компанию или директора не оштрафовали. Читать Инструкцию

Различают следующие виды:

1. Типовая номенклатура. Это стандартный нормативный бланк, подходящий для компаний одного типа и определяющий перечень дел, которые будут описаны.
2. Примерная. Из названия понятно, что список включаемых дел определен не строго, а лишь в общих чертах. Он может быть расширен или уменьшен, но все же при его составлении лучше максимально придерживаться рекомендованного перечня.
3. Индивидуальная. Основываясь на первых двух видах, каждая компания вправе разработать свой собственный, индивидуальный вариант, в котором будут учтены особенности документооборота конкретного предприятия.

Мелкие компании обычно обходятся одной номенклатурой, а крупные составляют отдельную для каждого структурного подразделения и по мере готовности объединяют их в сводную.

Оформлять номенклатуру дел организации нужно грамотно и аккуратно, в особенности, если предстоит ее сдача в госархив. В документах, содержащих несколько листов, страницы нумеруются, комплект прошивается, заверяется на обороте контрольным листком с датой, количеством листов и подписью ответственного. На титульном листе, помимо стандартной общей информации, проставляется отметка об утверждении и виза директора.

Завершает документ подпись сотрудника, его составившего. Закон обязывает создавать четыре экземпляра номенклатуры дел организации:

  • для хранения в службе документального обеспечения (при ее отсутствии – у директора, секретаря или кадровика);
  • применения в работе делопроизводителя;
  • хранения в архиве предприятия;
  • хранения в госархиве.

По необходимости копии рассылаются в структурные подразделения.

Кадровики повышают квалификацию по новой программе Новая программа повышения квалификации Кадрового университета «Всероссийская аттестация специалистов по управлению персоналом – 2021» позволит кадровику быть в курсе последних изменений законодательства и практики по кадровым процедурам и документам. С помощью уроков вы усилите профессиональные компетенции и избежите штрафов. Программа подстраивается под вас! Вступительный тест выявит пробелы в ваших знаниях. По правильным ответам будет зачтена часть курсов и программа сократится. Пройти вступительный тест

Номенклатура дел – один из основных документов, который должен быть разработан в организации. В нем содержится информация о том, какие документы и в каком подразделении следует вести, кто с ними должен работать, где и в течение какого времени они должны храниться. Такой документ позволяет:

  • учитывать все дела, которые ведутся в организации,
  • группировать их в зависимости от типа или принадлежности,
  • обеспечивать их сохранность и быстрый поиск, когда это необходимо,
  • определять правила формирования дел, в зависимости от их сути или хронологии.

Список дел, из которых будет состоять номенклатура, определите самостоятельно. Для этого распределите по видам, направлениям деятельности, тематике все документы, которые образуются в процессе деятельности организации

Все дела сгруппируйте в тематические разделы. Заголовки сформулируйте так, чтобы они отражали состав дел.

Номенклатура дел 2021: готовый образец с новыми сроками хранения

Приказ Росархива от 20.12.2019 №236 устанавливает сроки хранения документов в организации. Поэтому ориентируйтесь на него.

Кроме того учтите, что теперь документы, которые нужны для расчета и уплаты налогов, требуется хранить на целый год дольше. Такую поправку внесли в кодекс (Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ). Раньше их следовало держать в архиве не менее четырех лет. Новый срок хранения — пять лет. Он распространяется также на налоговых агентов.

Чтобы правильно указать срок хранения документов в номенклатуре дел на 2021 год, отчет ведите с 1 января года, который следует за тем, когда бумаги составили или приняли к учету. Например, документ вы составили в 2021 году. Начните высчитывать срок его хранения с 1 января 2022 года.

Все первичные документы и отчетность храните столько времени, сколько указано в правилах архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Учетную политику — пять лет после года, когда ее последний раз использовали для бухгалтерской отчетности (ст. 29 Закона № 402-ФЗ). В таблице вы найдете конкретные сроки.

За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов могут оштрафовать по статье 13.20 КоАП:

  • организацию — от 5000 до 10 000 рублей;
  • должностное лицо — от 3000 до 5000 рублей;
  • физлицо — от 1000 до 3000 рублей.

Как правило, информация в большей части документов имеет разовое значение и после использования теряет свою актуальность. А документы, содержащие ценную в научном и практическом отношении информацию, должны храниться постоянно. Для оптимального отбора ценных документов и проводится экспертиза с позиций определения государственного, социально-культурного и иного значения документов с целью отбора их на государственное хранение или для установления сроков их хранения. Комиссия создается приказом руководителя из наиболее квалифицированных специалистов, а также заведующего канцелярией, ведомственным архивом и главного бухгалтера. Основными задачами экспертной комиссии являются :рассмотрение проектов классификаторов и номенклатур делопроизводства.

    N п/п

    Наименование дела

    Срок хранения

    1

    2

    3

    1.

    Приказы и инструктивные письма Минобразования России и органов упрвления образованием

    До минования надобности
    (ДМН)

    2.

    Устав образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Постоянно

    3.

    Лицензия(и) на образовательную деятельность

    5 лет

    4.

    Договор с учредителем

    5 лет

    5.

    Личные дела сотрудников

    75 лет

    6.

    Трудовые книжки работников

    До востребования

    7.

    Штатное расписание

    Постоянно

    8.

    Приказы по основной деятельности

    Постоянно

    9.

    Книга записи обучающихся

    Постоянно

    10.

    Должностные инструкции сотрудников

    До замены новыми

    11.

    Приказы по личной деятельности

    75 лет

    12.

    Лицевые счета

    75 лет

    13.

    Графики предоставления трудовых отпусков, утвержденных директором и согласованных с профкомом

    1 год

    14.

    Журнал регистрации больничных листов

    3 года

    15.

    Протоколы заседаний педагогических (методических) советов

    Постоянно

    16.

    Расписание занятий, утвержденное директором и согласованное с профкомом

    1 год

    17.

    Журнал учета работы педагога дополнительного образования

    1 год

    18.

    Планы работы образовательного учреждения, утвержденные директором

    1 год

    19.

    Протоколы соревнований, конкурсов

    5 лет

    20.

    Книга замечаний и предложений инспектирующих организаций

    3 года

    21.

    Инструктивный материал по охране труда сотрудников и обучающихся

    ДМН

    22.

    Документы воспитателя на 2021-2022 учебный год

    В 2020-21 годах произошли существенные изменения в законодательном регулировании системы делопроизводства, документооборота и архивного дела в госсекторе: вступил в силу новый ГОСТ по делопроизводству, приняты новая инструкция по делопроизводству в госсекторе, примерное положение об архиве организации, приняты новые методические рекомендации по работе с документами по личному составу учреждений и организаций.

    Все это предъявляет новые требования к уровню профессиональной компетенции секретарей-делопроизводителей и других специалистов сфере ДОУ. Для изучения всех последних изменений и новаций в области делопроизводства 13 августа 2021 года Университет приглашает специалистов, ответственных за организацию делопроизводства, электронного документооборота, и архивного дела, а также специалистов, ответственных за работу с обращениями граждан, пройти обучение на новом семинаре: «Новые правила делопроизводства. Разработка номенклатуры организации на 2022 год».

    На семинаре будут представлены не только подробный обзор изменений законодательства, но и лучшие практики и современные технологии делопроизводства в госсекторе, рассмотрены эффективные методики работы с электронными документами, а также освещены сложные вопросы документооборота, номенклатуры дел и организации архивов.

    Известный российский эксперт в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела.

    Кандидат исторических наук, доцент кафедры делопроизводства и документооборота в госсекторе УГМУ, доцент кафедры ДОУ Российского государственного социального университета.

    Автор более 40 научных работ по различным аспектам документоведения, кадрового делопроизводства и архивоведения.

    Руководитель более 20 проектов по внедрению систем делопроизводства и электронного документооборота в различные государственные учреждения Москвы и Московской области.

    Университет государственного и муниципального управления (УГМУ) создан в 2016 году как центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих России, а также работников государственных и муниципальных учреждений и предприятий. В создании Университета приняли участие специалисты, имеющие большой опыт в подготовке государственных и муниципальных служащих в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Московском городском университете управления Правительства Москвы и Московском областном учебном центре.

    На сегодня Университет государственного и муниципального управления является одним из ведущих специализированных учебных центров страны, в котором проходят очное и очно-заочное обучение работники и служащие государственного и муниципального секторов Российской Федерации. Ежегодно в нашем Университете проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку по различным направлениям более двух тысяч слушателей из многих регионов России, более шести тысяч слушателей принимают участие в краткосрочных семинарах и тренингах.

    Номенклатура дел – это систематизированный перечень документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков их хранения, а по истечении календарного года – с указанием их количества. Номенклатура дел является обязательным документом для федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений. Что касается коммерческих организаций, то в обязательном порядке ее должны разрабатывать только организации – источники комплектования государственных (муниципальных) архивов. Для прочих номенклатура теоретически не обязательна.

    Однако на практике любая организация рано или поздно приходит к необходимости ее создать: когда нужно избавиться от скопившихся за годы работы документов, установить сроки их хранения (иначе как понять, что можно уничтожать, а что нет?). А перечень дел и документов организации с указанием сроков хранения – это и есть номенклатура дел. Все это касается, конечно, тех организаций, которые растут и развиваются, а не топчутся годами на одном месте в ожидании штрафов от проверяющих органов.

    При работе над номенклатурой дел следует руководствоваться двумя документами (первый носит нормативный характер, второй – рекомендательный):

    • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, далее – Правила 2015);

    • Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, далее – Основные правила).

    Как мы уже сказали в определении, номенклатура дел является систематизированным перечнем дел организации. Это означает, что наименования подразделений и относящиеся к ним дела должны быть выстроены в определенной последовательности.

    Подразделения выстраиваются в порядке, определенном штатной структурой организации, либо в соответствии с утвержденной ранее системой индексации структурных подразделений. Один раздел номенклатуры дел соответствует одному подразделению (Таблица 3).

    По типовым перечням. Основными документами, устанавливающими сроки хранения дел, являются типовые перечни. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения – «номер один» среди них.

    Для производственных предприятий, проектных, строительных, а также всех прочих организаций, ведущих научно-техническую деятельность, действует Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182; в ред. от 28.04.2011).

    Оба перечня имеют удобную, продуманную структуру.

    По ведомственным перечням. Помимо типовых перечней, в России действуют перечни ведомственные, то есть относящиеся к определенному ведомству. Это, например:

    • Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федерального архивного агентства и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Росархива от 30.01.2013 № 12);

    • Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@; в ред. от 17.06.2015).

    • Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения (утвержден приказом ФСИН России от 21.07.2014 № 373) и др.

    Организации, работающие в обозначенной отрасли, используют «свой» перечень в обязательном порядке. Все остальные могут применять ведомственные перечни в справочных целях.

    По отраслевым нормативным актам. Наконец, сроки хранения документов (как правило, узкоспециальных) могут содержаться в отраслевых нормативных правовых актах: законах, правилах, инструкциях.

    Так, например, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) содержит специальную статью, которая так и называется – «Сроки хранения рекламных материалов» (ст. 2). А в отделах, занимающихся энергообеспечением предприятий, чтут Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утверждены постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163; в ред. от 20.02.2003), в которых тоже указаны сроки хранения для ряда документов.

    Очевидно, что секретарь или делопроизводитель совершенно не обязаны знать о существовании этих документов. Именно поэтому так важно при составлении номенклатуры дел взаимодействовать с коллегами из всех структурных подразделений своей организации.

    По протоколам ЭК. Если срок хранения документа найти не удалось либо начальник одного из отделов выразил желание увеличить срок хранения дела относительно заявленного в перечне, срок устанавливается экспертной комиссией организации (Пример 2). Если нет комиссии – приказом генерального директора. В графе 4 номенклатуры дел вместо статьи по перечню будут в этом случае указаны данные протокола заседания ЭК или приказа.

    Несмотря на то, что по правилам архивного дела сводная номенклатура составляется на основе номенклатур дел структурных подразделений, на практике чаще всего все происходит наоборот: отдел делопроизводства составляет сводную номенклатуру, после чего распространяет по отделам относящиеся к ним разделы. Как бы то ни было, в каждом подразделении должна оказаться его номенклатура дел (см. Пример 3). Она подписывается начальником подразделения.

    В конце каждого раздела нужно оставить несколько строк, чтобы при необходимости вписать туда дела, которые будут заведены в течение года. Обычно хватает трех-пяти строк. В конце сводной номенклатуры дел рекомендуется оставить целую страницу незаполненной: вдруг за год в организации появится новое подразделение.

    Номенклатура дел действует в течение одного года. Пользоваться на протяжении многих лет одной и той же – большая ошибка. Даже если состав дел организации за это время не поменялся (что очень маловероятно), учесть дела, заведенные в течение одного года, при таком подходе не представляется возможным.

    Поэтому в последние месяцы года, обычно в ноябре-декабре, номенклатура дел просматривается, в нее вносятся правки и изменения, после чего она вновь проходит процесс согласования и утверждается генеральным директором на следующий год.

    Уточнение номенклатуры дел подразумевает:

    • удаление из нее дел, которые не будут вестись в следующем году;

    • внесение дел, заведенных в течение года;

    • уточнение индексов подразделений, если проводились изменения организационной структуры предприятия.

    Источником информации обо всех новых и закрытых делах являются структурные подразделения. Составитель номенклатуры должен подойти к начальнику или ответственному за делопроизводство работнику каждого из отделов в буквальном смысле с карандашом в руках и вместе с ним просмотреть состав дел. Конечно, коллеги сами в течение года должны делать в своей номенклатуре соответствующие отметки, но на практике такая сознательность встречается редко.

    Удаляем закрытые дела. Удаление из номенклатуры закрытых дел означает, что в ее проекте на следующий год этих дел уже не будет. Ни в коем случае не нужно их вычеркивать из номенклатуры дел текущего года.

    Вносим в номенклатуру вновь заведенные дела. Если в течение года в подразделении были заведены новые дела, то они вписываются от руки во все экземпляры номенклатуры дел в специально оставленные для этого строки. Для этих дел сразу же назначается срок хранения (см. Пример 4).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.