Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика казенного учреждения на 2022 год конструктор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Конструктор учетной политики — 2022
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Стандарты устанавливает требования к порядку учета основных средств и капвложений. С вступлением в силу этих стандартов старое ПБУ 6/01 перестает действовать.
В учетной политике отражают способ перехода на новые стандарты:
Ретроспективный — данные за предыдущие годы пересчитываются так, как будто стандарты действовали и ранее.
Перспективный — данные корректируют по состоянию на 01.01.2022.
ФСБУ 6/2020 позволяет организации самостоятельно установить стоимость, с которой объект будет считаться основным средством или выбрать месяц, с которого стартует начисление амортизации (месяц, когда объект приняли к учету, или следующий за ним).
Дорогостоящее техобслуживание по новому стандарту нужно признавать отдельным объектом ОС.
Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
Переоценка проводится одним из двух способов: пересчет первоначальной стоимости и накопленной амортизации или уменьшение первоначальной стоимости на накопленную амортизацию и пересчет до справедливой стоимости.
По ФСБУ 26/2020 в сумму фактических затрат при учете капвложений включают оценочное обязательство по будущему демонтажу (утилизации) и восстановлению окружающей среды. Если с поставщику платили с отсрочкой более года, то стоимость капвложений отражают с учетом дисконтирования. Организации, которые вправе вести учет упрощенно, эти правила могут не применять.
Стандарт устанавливает требования к документам и документообороту в бухучете и распространяется на:
- первичные учетные документы, которыми отражают факты обычной хозяйственной жизни предприятия;
- регистры бухучета, в которых обобщается информация о фактах хозяйственной жизни компании.
Документы должны быть составлены на русском языке или иметь построчный перевод с иностранного языка. А все указанные в них денежные величины должны быть выражены в рублях. Бухгалтерские регистры должны соответствовать основным принципам бухучета.
Стандарт регламентирует порядок составления, подписания, внесения исправлений, хранения и доступа к бухгалтерской документации, в том числе оформленной в электронном виде.
Обратите внимание: по этому стандарту организации обязаны составить график документооборота, который необходимо приложить к учетной политике.
Проверьте вашу учетную политику:
1. Если способ ведения учета регламентирован, то дублировать положения ФСБУ не нужно, достаточно дать на него ссылку. Удалите из учетной политики правила, которые прописаны в новых ФСБУ и не предусматривают вариантов.
2. В тех пунктах, где ФСБУ допускают варианты учета, выберите подходящий и дайте ссылку на норму.
Например:
«При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применять линейный способ (п. 35 ФСБУ 6/2020)».
3. Если ФСБУ содержит нормы, аналогичные прежним, то замените ссылку на ФСБУ.
Например:
«Учет основных средств вести на счете 01 „Основные средства“. Учет основных средств и капитальных вложений ведется в соответствии с Федеральными стандартами бухгалтерского учета 6/2020 „Основные средства“ и 26/2020 „Капитальные вложения“, утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н».
4. Если ФСБУ разрешает организации самостоятельно утвердить лимит или способ учета — зафиксируйте в документе свое решение.
Например:
«Актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относится к объектам ОС, если его стоимость более 100 тыс. рублей».
Новое в учетной политике на 2022 год
-
Почему важно держать ОКВЭДы в порядке
170 0
-
ТОП девять фраз директора, от которых любой бухгалтер закипает
3,7 тыс. 57
\n\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\n\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\n\n
\n\n
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
\n\n
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
\n\n
\n\n\n\n
СПРАВКА
\n\n\n
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
\n\n\n\n\n
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
\n\n
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Положение об учетной политике организации на 2022 год
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
С 2020 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.
Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.
Разработка учетной политики для целей бухучета: что учесть на 2022 год
В рамках учетной политики должен быть определен порядок расчета резерва предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование.
Это требование действовало и ранее. Оно вытекало из инструкции по применению единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
Теперь же к Стандарту «Выплаты персоналу» вышли методические рекомендации. Согласно рекомендациям предложены 3 варианта расчета резервов предстоящей оплаты отпусков:
1 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по каждому работнику из расчета его среднедневного заработка.
2 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по учреждению в целом из средней заработной платы по всем сотрудникам учреждения.
3 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу из расчета средней заработной платы, рассчитанной по каждой группе персонала.
Учреждение при формировании учетной политики может выбрать одну из этих методик для расчета резерва отпусков.
Согласно Стандарту и методических рекомендаций к нему учетной политикой нужно предусмотреть:
- порядок начисления амортизации по объектам нематериальных активов или группам объектов нематериальных активов. Это может быть один из трех методов: линейный, методом уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции;
- порядок определения стоимостных оценок нематериальных активов, полученных в результате необменных операций;
- принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
- особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам нематериальных активов;
- порядок проведения инвентаризации объектов нематериальных активов.
Учетной политикой можно также предусмотреть:
- дополнительный забалансовый счет для учета созданных силами учреждения товарных знаков и знаков обслуживания, выходных данных и (или) связанных с ними торговых наименований, формул, рецептов и экспертных знаний и иных объектов аналогичного характера, а также внутренне созданной деловой репутации;
- перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов нематериальных активов, созданных собственными силами. Определить, на основании каких первичных учетных документов объекты нематериальных активов будут приниматься к бухгалтерскому учету.
Согласно методическим рекомендациям к Стандарту в рамках правил документооборота, являющихся частью учетной политики, допустимо определить ответственных лиц и срок представления ими документов, содержащих аналитическую информацию о связанных сторонах, для ее раскрытия в составе бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Примерная форма перечня связанных сторон для формирования информации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности приведена в методических рекомендациях. Они доведены письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.
Учетной политикой необходимо предусмотреть забалансовый счет для учета объектов непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Это объекты, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.
В общем случае для учета материальных ценностей, не удовлетворяющих критериям актива, применяется забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении». Ввести новый забалансовый счет можно только по согласованию с вышестоящим органом. Это следует из инструкции по применению единого плана счетов. Поэтому, как вариант, учетной политикой можно предусмотреть счет 02 для учета непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Такой вариант не требует согласования с вышестоящим органом.
Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
1. Учетная политика предприятия
2. Учетная политика 2022
3. Изменения в учетной политике на 2022 год
4. Новое в учетной политике на 2022 год
С 1 января 2022 года для организаций, которые не являются бюджетными, станет обязательным выполнение ФСБУ 27/2021. Если вы не обновили политику учета по упомянутым требованиям, то сделайте это с 2022 года, иначе юридическое лицо может получить штраф.
В 2018 году принят стандарт ФСБУ 25 2018, затрагивающий вопросы аренды и договоров лизинга. До конца года предприниматели могут добровольно переходить на упомянутый стандарт, пока он не стал обязательным. Установленные требования распространяются на всех предпринимателей, независимо от формы собственности юрлица и способа уплаты налогов.
В ФСБУ 27 2021 вводится понятие даты составления первичного учетного документа. Это дата, за которую на документе проставлена подпись. Подписать документ может работник, отвечающий за бухгалтерию, или работник, совершивший операцию. Дата составления может не совпадать с тем днем, когда произошло фактическое событие.
ПУД может распространяться на несколько хозопераций. Разрешается составлять один ПУД для повторяющихся или долгих операций: для расчета процентов, оформления поставок по одному контракту, для контроля амортизации и т.д. По длительным или многократным хозоперациям ПУД оформляется за выбранный интервал. Оформить документ необходимо в отчетную дату.
Второе понятие, которое вводится в отчетность, это оправдательный документ. Он не содержит реквизитов для оформления хозоперации. Оправдательный документ не оформляет события, но является основанием для их оформления. Информацию об оправдательном документе следует вносить в ПУД в 2022 году.
Компании получают право решать, как именно изменять форму ПУД, но в пределах разрешенных шаблонов. Обновления следует официально утвердить в рамках политики юридического лица.
Стандарт устанавливает требования к языку документации, определяет необходимость перевода, правила исправления и хранения бланков. В список нововведений входит требование составить и утвердить график документооборота.
Предприниматели не обязаны подавать отчеты через оператора ЭДО. ФНС вправе предлагать альтернативные способы для сдачи отчетов. Юридические лица, отчеты по которым включаются в ГИРБО, освобождаются от обязанности сдавать отчеты в контролирующие органы.
Действие стандарта не распространяется на бюджетные структуры. Прочим юридическим лицам нужно выбрать вариант перехода, прежде чем изменять схему учета ОС:
- Ретроспективный вариант. Понадобится исправлять информацию за предыдущие годы, как будто обновленная система применялась с момента создания предприятия.
- Перспективный вариант. Понадобится скорректировать информацию на 1 января 2022 г. Из первоначальной стоимости ОС, рассчитанной по старым правилам, нужно будет вычитать амортизацию, рассчитанную по измененному стандарту.
Стандарт вносит корректировки в учет малоценных ОС. Юридические лица теперь могут решать, объекты с какой стоимостью считаются основными средствами. Снимаются действующие лимиты в размере 40 000 и 100 000 рублей. Но срок полезного использования основных средств остается прежним: не менее года.
У бухгалтерии появилась возможность выбирать месяц начисления амортизации:
- Месяц, когда произошло принятие основного средства.
- Следующий месяц после принятия основного средства.
Нововведения затрагивают и отчетность по существенным периодическим затратам. Техническое обслуживание, которое проводится реже одного раза в год и требует значительных затрат, следует признавать объектом ОС. В политике нужно указывать критерии существенных расходов, способ оценки периодичности, порядок списания переоценки.
Для расчета ликвидационной стоимости объекта нужно знать:
- Сумму, которая будет получена при выбытии, включая ценность, появляющуюся в момент выбытия.
- Рассчитанную сумму расходов на выбытие объекта.
Разница между этими цифрами и является ликвидационной стоимостью. Она может быть нулевой, если сумму поступлений нельзя рассчитать или бухгалтерия не рассчитывает на поступление при ликвидации.
Стандарт предлагает дополнительную методику для списания переоценки. Разрешается списать накопление амортизации, затем довести балансовую цену объекта до рыночной. Различие нужно учесть как доход или как убытки юридического лица.
Перейти на стандарт можно ретроспективным или перспективным способом. Но перспективную методику разрешается использовать только для вложений, оформленных после введения этого стандарта.
Какие нововведения устанавливает стандарт:
- Оценочные обязательства по запланированному демонтажу, утилизации, восстановлению экологии стоит учитывать, как фактические затраты для признания капвложений.
- Если деньги перечисляются на счет поставщика позднее, чем через год после оформления сделки, то сумма вносится в капвложения (с поправкой на дисконтирование).
Юридические лица и ИП, работающие с упрощенной отчетностью, могут отказаться от некоторых пунктов, упомянутых в стандарте. Отказ требуется прописывать в утвержденной политике.
ФСБУ 25 2018 позволяет владельцу объекта, который сдается в аренду, выбрать метод списания арендных платежей:
- Расходы на аренду ОС можно списывать равными частями, если выполняются заданные условия. Объект не должен находится в субаренде. Срок действия договора не должен превышать 12 месяцев. Рыночная стоимость объекта не должна превышать 300 000 рублей.
- Расходы на аренду имущества, которое не соответствуют указанным требованиям, нужно учитывать по МСФО. Обязательство вносить платежи возникает в дату передачи объекта с оценкой права использования.
На балансе в отчетности формируется стоимость аренды. На нее распространяется амортизация, когда объектом аренды является не земельный участок.
Срок эксплуатации, на основе которого рассчитываться амортизация, не должен превышать срок действия договора между сторонами. Исключением является ситуация, когда объект переходит в собственность арендатора по договору лизинга.
Арендодатель получает возможность вести учет по двум методикам:
- Операционный способ. Арендодатель принимает все выгоды и риски, связанные с правом владения объектом. Доходы учитываются равномерно, а риски принимаются, несмотря на то, что имуществом пользуется другое лицо.
- Финансовый способ. Выгоды и риски передаются арендатору на время действия договора. У собственника формируются инвестиции на сумму чистой стоимости имущества на дату его передачи в аренду. ФСБУ вводит понятие «инвестиционная недвижимость».
За прошедшие несколько лет прослеживается четкая тенденция. Изменения в бухгалтерском и налоговом учете вводятся, чтобы привести российские законы в соответствие со стандартами международного права.
При обновлениях сохраняется принцип государственного контроля над юридическими лицами. Он необходим для проверки достоверности бухучета и правильности налогообложения.
С 1 января становится обязательным соблюдение нескольких ФСБУ, принятых в 2018 и 2020 году. Нововведения затрагивают оформление аренды и лизинга, контроль амортизации ОС и затрат на ремонт, стандарты ведения документооборота.
Стороны получили два способа учитывать доходы и расходы при аренде имущества. Но каждый из вариантов доступен при выполнении условий, перечисленных в стандарте.
Вносить изменения в учетную политику по части новых требований к учету основных средств следует с выбора способа перехода:
- Ретроспективный — пересчет данных за предыдущие годы, как будто стандарт применялся и раньше.
- Перспективный — корректировка входящий данных по состоянию на 01.01.2022.
Далее стандарт разрешает предприятиям и организациям устанавливать стоимость, после который объект будет считаться основным средством. При этом срок полезного использования по-прежнему не менее года.
ФСБУ 6/2020 дает право выбора месяца, с которого начинать начислять амортизацию:
- месяц принятия к учету;
- месяц, следующий за месяцем принятия к учету.
Новый стандарт большое значение уделяется определению существенности и периодичности затрат.
В этом году обновленную или полностью переписанную учетную политику нужно утвердить до 30 декабря, так как 31 декабря объявлен нерабочим днем — перенос с 3 января 2021 года.
Анализируя законодательные изменения последних лет в части бухгалтерского и налогового учетов, явно прослеживается тенденция переориентирования российских принципов бухучета под международные стандарты. При этом сохраняется значительная роль государственных органов, осуществляющих контроль, в первую очередь с целью определения достоверности и правильности исчисленных и уплаченных налогов. Для этих целей они используют именно учетные данные.
Учетная политика, разрабатываемая для предприятия индивидуально, составляется по общему шаблону, что упрощает процесс ее формирования и позволяет получить четкую структуру.
- Название и описание учреждения. Так и указывается «Государственное бюджетное учреждение … ИНН … КПП … ОКПО …».
- Номера приказа и его суть. «Приказ №…», на следующей строчке – «Об утверждении …».
- Слева указывается название города, в котором произошло составление документа, и где действует предприятие, справа отображается дата его оформления.
- Цель формирования. Чаще всего указывается: «во исполнение Закона …».
- После этого следует основная часть. Она содержит «Приказываю», а также перечень указаний составителя. Например, «утвердить учетную политику…», «довести документы до отдельных филиалов и служб…», «обеспечить контроль исполнения приказа…» и т. д.
- Далее следует подпись руководителя учреждения, его инициалы, дата составления документа.
- Следующая часть – сама учетная политика. Сначала нужно отобразить перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми она составлена. Чаще всего это Приказ Минфина №157н, 174н, 52н, 65н.
- Далее следует приложение, представленное рабочим планом счетов. Оно представлено в форме таблицы, которая содержит 5 столбцов. Их названия следующие: аналитический код классификации, КФО, синтетический счет (в данном случае происходит подразделение на объект учета, группу, вид). Следующий столбец – код аналитического типа, последний – название счета.
Заполнять документ должен руководитель казенного учреждения или его доверенное лицо, обладающее должным уровнем компетентности.
[docs]
Формирование схемы ведения бухгалтерского учета производится с принятием во внимание специфики отрасли юридического лица. В качестве ключевого принципа выступает последовательность и логичность действий. Поправки в документ могут быть внесены в следующих ситуациях:
- внесение в бюджетное законодательство, регулирующие бухучет;
- при смене учреждением норм и принципов ведения бухгалтерского учета в целях повышения качества отчетности;
- если правомочия, которые были возложены вышестоящей инстанцией, потерпели изменения.
Несколько лет назад казенные учреждения могли действовать самостоятельно, но с недавних пор перед ними появилось обязательство – отчитываться перед структурой, осуществляющей консолидацию отчетности. Это может быть лицо, распоряжающееся активами бюджета, а также казначейство.
Положения учетной политики могут быть отражены в документах перспективным и ретроспективным способом. Формирует политику главный бухгалтер предприятия или другое лицо, несущее ответственность за организацию бухгалтерского учета. Процедура утверждения проводится у руководителя.
Об изменениях в формировании учетной политики – ниже на видеолекции.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ___________________
от «__»_______ 2014 г. № ____
Об учетной политике государственного казенного учреждения
_____________________________________________________
Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год
Организация бухгалтерского учета. В этом разделе предусматриваются основные организационные моменты бюджетного учета. В частности, следует указать:
- на основании каких нормативных актов ведется учет в учреждении;
- перечень видов деятельности, осуществляемых учреждением;
- кто осуществляет учет (бухгалтерия учреждения или централизованная бухгалтерия);
- формы первичных документов, применяемых для ведения бухгалтерского учета;
- регистры бюджетного учета;
- способ ведения бухгалтерского учета: автоматизированный или механический (приводится название программного продукта);
- перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
- порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, кассы;
- перечень подотчетных лиц, предельный размер подотчетных средств, сроки представления авансового отчета;
- перечень лиц, имеющих разъездной характер работы, и способ возмещения им транспортных расходов;
- состав комиссий: по списанию основных средств, проведению инвентаризации имущества, кассы, установлению сроков полезного использования нефинансовых активов и т.д.;
- порядок и срок сдачи бюджетной отчетности.
Ведение бухгалтерского учета. В данном подразделе определяются правила учета нефинансовых активов, особенности применения забалансовых счетов, порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет затрат на выполнение работ.
Например, в отношении основных средств следует указать:
- при соблюдении каких условий нефинансовые активы признаются основными средствами;
- как формируется первоначальная стоимость основных средств в случаях приобретения или изготовления их учреждением самостоятельно, поступления в безвозмездном порядке;
- методику определения структуры инвентарных номеров;
- порядок определения срока полезного использования основного средства в целях принятия к учету и начисления амортизации (указывается, в каких случаях срок полезного использования может быть пересмотрен, например в результате проведения работ по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации);
- особенности учета основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно;
- способ амортизации;
- порядок списания основных средств.
1.1.1. Бюджетный учет учреждения осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бюджетного учета, Инструкция N 162н) и иными законами и нормативными актами РФ, субъекта РФ, предназначенными для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности учреждения.
1.1.2. В учреждении применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
- 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
- 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 3 — средства во временном распоряжении.
Бухгалтерский учет осуществляет бухгалтерия учреждения.
1.1.3. Рабочий план счетов разработан в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. Рабочий план счетов приводится в приложении 1 к учетной политике.
1.2.1. Учет основных средств. В качестве основных средств принимаются к учету материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо управленческих нужд учреждения.
Согласно ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
НДС. Согласно п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей обложения НДС утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Она применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
В этом подразделе необходимо установить перечень операций, облагаемых, не облагаемых НДС, и указать, что их учет ведется раздельно. Кроме того, необходимо отразить момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (по мере отгрузки или по мере поступления денежных средств).
Налог на прибыль. Налоговым законодательством предусмотрено два метода ведения налогового учета: кассовый метод и метод начисления. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 273 НК РФ применять кассовый метод могут только те налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб.
Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы
Учётная политика была создана таким образом, чтобы Вы смогли без труда понять все новые требования законодательства, при минимальных временных затратах. Всё что Вам будет нужно — это вписать наименование Вашей организации и внести корректировки в текст, который будет выделен другим цветом — красным или жёлтым. Учётная политика была разработана квалифицированными специалистами, включая Действительный член Международной Федерации профессиональных бухгалтеров. Были учтены все необходимые аспекты налогового и бухгалтерского учёта и разработан простой и понятный способ использования шаблона. Грамотные формулировки, высокая скорость и отсутствие противоречий делает шаблон учётной политики незаменимым помощником.
- Экономия времени и денег. Чтобы составить качественную учетную политику, главный бухгалтер должен не только досконально знать свое учреждение, но и успевать следить за постоянно изменяющимся законодательством. Используя шаблон учетной политики, специалист экономит время:
- на формирование стандартной информации, которая есть в любой учетной политике: общие вопросы, нормативные документы, рабочий план счетов и т.д.;
- на формирование приложений к учетной политике – законодательство обязывает бухгалтеров разработать различные первичные документы и утвердить их в учетной политике. Цена шаблона включает в себя не только саму учетную политику, но и все необходимые приложений к ней;
- на изучение изменений в законодательстве и отражении их в учетной политике, т.к. шаблон выделит вопросы, которые вы должны внести в учетную политику;
- на продумывание грамотных формулировок для формирования текста учетной политики.
- Доверие к разработчику – шаблон учетной политики по бюджетному и казенному учету разработан профессиональным бухгалтером, лектором-практиком, соавтором книг и методических разработок.
- Простота покупки – достаточно прислать заявку любым удобным способом (по электронной почте, через заявку на сайте, по телефону), оплатить счет и шаблон будет вам отправлен на электронную почту, а оригиналы документов – по почте.
Если вы еще сомневаетесь в необходимости для вас шаблона учетной политики, звоните, задавайте вопросы – мы развеем ваши сомнения!
Посмотрите также другие продукты 1С: Бухгалтерия госучреждения, 1С Бухгалтерия Базовая.
-
Полная программа
-
Преподаватели
-
Методический материал, кофе-паузы.
Порядок и механизмы осуществления внутреннего и внешнего контроля финансово-хозяйственной деятельности, казначейского сопровождения и обслуживания целевых бюджетных средств существенно изменился в 2021 году в связи с внедрением специализированных стандартов контроля для контрольных органов, новым порядком казначейского обслуживания в Федеральном казначействе и обширной практике внедрения автоматизированных систем контроля платежей.
В Российской Федерации строится система государственного (муниципального) финансового контроля, который осуществляется Счетной палатой, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), Федеральным казначейством и учредителем (распорядителем) государственных (муниципальных) учреждений.
При построении системы внутреннего финансового контроля в учреждениях государственного сектора рассматриваются вопросы необходимости непрерывного контроля соблюдения правовых актов, регулирующих составление и исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, включая порядок ведения учетной политики, меры по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Предметом внутреннего финансового аудита является оценка (тестирование) эффективности (надежности) и качества процедур внутреннего финансового контроля посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами учреждениями государственного сектора.
Семинар актуален для бюджетных, автономных и казенных учреждений, финансовых органов и органов власти.
Образец приказа по учетной политике на 2022г. в свете ФСБУ6/2020,ФСБУ 26/2018
В Приказе № 26н разъясняется, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы — сметная документация состоит из шести разделов. Вот структура сметы:
- Первый раздел предназначен для итогового свода по всему документу.
- Во втором разделе приводится расшифровка ЛБО по расходам получателя средств. Учитываются все затраты, связанные с функциями подведомственного учреждения: заработная плата и другие выплаты работникам, закупочная деятельность (приобретение товаров, работ, услуг для нужд организации), налоговые отчисления и другое.
- В третьем разделе отражаются лимиты по расходам на предоставление бюджетных инвестиций, субсидии бюджетным и автономным учреждениям, субсидирование производителям товаров, работ и услуг и другие специализированные показатели.
- В четвертом разделе расписываются планируемые затраты на госзакупки.
- Пятый раздел — для справочной информации об объемах и направлениях расходования средств по принятым публичным обязательствам.
- В шестом разделе указываем сведения о курсах иностранных валют к рублю для операций, совершенных в такой валюте.
Выделяют следующие этапы составления сметного расчета:
- Планирование показателей на финансовый год и плановые периоды.
- Разработка сметного документа и обоснований расчетов.
- Согласование и утверждение с вышестоящими органами.
В методических рекомендациях по заполнению регистра определено, в какой срок утверждают смету без гостайны, — утверждайте сметный регистр в течение 10 рабочих дней после доведения ЛБО. Смету расходов подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо.
ВАЖНО!
А вот в какой срок утверждают смету при наличии гостайны — 20 рабочих дней с даты доведения лимитов.
Некоторые учреждения обязаны согласовывать сметные документы с вышестоящими организациями или учредителями. Если предусмотрено согласование, заполните раздел «Согласовано». Напишите Ф. И. О. ответственного лица и оставьте место для его подписи. Утвержденный документ передают ГРБС на следующий день после подписания, но не позже.
С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
☝🏼 Это интересно
Изменения в законе о персональных данных с 1 сентября 2021 года
Похожие записи: