Пенсионный возраст в Беларуси с 2022 года для женщин

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси с 2022 года для женщин». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ежегодное повышение страхового стража на полгода, начавшееся одновременно с повышением пенсионного возраста, продлится до 2025 года.

Для тех, кто выходит на пенсию в нынешнем году, страховой стаж составляет 18 лет. В следующем году он повысится до 18 с половиной лет, в 2023 году – до 19 лет, в 2024 году – до 19 с половиной лет.

К 2025 году страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту/за выслугу лет составит 20 лет.

В Беларуси повысят пенсионный возраст: на сколько и когда

Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.

Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).

Также ряд категорий населения может получать пенсию по возрасту, имея 10 лет страхового стажа.

Дата рождения Пенсионный возраст, лет Период выхода на пенсию
женщины мужчины женщины мужчины
01.01-30.06.1962 01.01-30.06.1957 55,5 60,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1962 01.07-31.12.1957 56 61 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1963 01.01-30.06.1958 56,5 61,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1963 01.07-31.12.1958 57 62 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1964 01.01-30.06.1959 57,5 62,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1964 и младше 01.07-31.12.1959 и младше 58 63 01.07-31.12.2022

Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.

По данным Министерства труда и социальной защиты, различные виды пенсий получают около 2,5 млн человек. Если учесть, что численность населения Беларуси на 1 января 2021 года составила 9 349 645 человек, то значит, что пенсионерами считаются 26,7 % населения Беларуси.

Когда повышают пенсии?

Как поясняют в Минсоцзащиты, перерасчет осуществляется в двух случаях. Во-первых, в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения и на основании указов Президента. А во-вторых, если изменяется бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, а значит и минимальная трудовая пенсия, социальная пенсия, надбавки и повышений к ним, доплаты к пенсиям лиц старше 75 лет.

Напомним, с 1 сентября пенсии по сравнению с августом вырастут на 6,3%.

В Беларуси повышают пенсионный возраст: когда и на сколько

Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту. В их число включают пенсии по возрасту на общих основаниях, досрочные пенсии по возрасту по условиям труда или по социальным основаниям. Кроме того, к трудовым относятся пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Трудовые пенсии назначаются тем, кто в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежал государственному социальному страхованию и уплачивал обязательные страховые взносы. Вот почему зарплаты в конвертах могут негативно отразиться на начислении пенсионных пособий.

Обязательное условие для назначения трудовой пенсии по возрасту и трудовой пенсии за выслугу лет – стаж работы. И непременно с уплатой обязательных страховых взносов во внебюджетный фонд соцзащиты населения. Это так называемый страховой стаж.

Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требовалось: в 2016 году – 15,5 года страхового стажа; в 2021 году – 18 лет. С 2022 года необходим страховой стаж 18,5 года. В 2023 году понадобится 19 лет, в 2024 году – 19,5 года. С 2025 года и в последующие годы — 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется 5 лет страхового стажа. Однако необходимо выполнить и другие условия, предусмотренные законодательством. Такая пенсия назначается: родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам, лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста были инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года.

  • женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
  • лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
  • лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
  • лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.

С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.

В 2022 году повышается пенсионный возраст. Как будут начислять пенсии в Беларуси

На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.

В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.

Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.

Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.

Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Главное условие для получения трудовой пенсии в Беларуси – наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН в течение 18 лет. Но это пока: в 2022 году этот показатель вырастет до 18 лет и 6 месяцев. Простыми словами, если у вас есть зеленая пластиковая карточка соцстраха, и вы официально отработали более 18 лет, пенсию вы непременно получите.

Важно: ежегодно страховой стаж повышается, также на полгода. Так, в 2023-м он составит 19 лет, тогда как в 2024-м – 19,5 лет. Завершится реформа по стажу в 2025 году – к тому моменту отработать придется как минимум 20 лет.

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957 01.07 — 31.12.2017 50,5
01.07 — 31.12.1957 01.07 — 31.12.2018 61
01.01 — 30.06.1958 01.07 — 31.12.2019 61,5
01.07 — 31.12.1958 01.07 — 31.12.2020 62
01.01 — 30.06.1959 01.07 — 31.12.2021 62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше 01.07 — 31.12.2022 63

Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Следует отметить, что даже после завершения реформы выход на пенсию в Беларуси будет одним из самых ранних в Европе. В большинстве стран Евросоюза, США и Японии возраст выхода на пенсию для населения – 60-65 лет. При этом и мужчины, и женщины имеют в этом вопросе одинаовые права – разные сроки выхода для них не предусмотрены.

Согласно статистике, в Беларуси насчитывается свыше 2 млн. 350 тыс. пенсионеров. Каждый год это число увеличивается еще примерно на 40-50 тыс. человек, в то время как количество работающих людей прирастают не такими впечатляющими темпами. Чтобы решить «пенсионный вопрос», правительство и приняло решение инициировать непопулярную реформу.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2018 году не сильно отличается от привычных всем значений – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем он будет расти, однако увеличение будет поступательным и не станет шоком для населения. А для экономики страны такое увеличение выхода на заслуженный отдых принесет только пользу.

Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.

Таблица от BBQcash, считаем вместе:

Год Минимальный стаж Пенсионный возраст Дата рождения Сроки выхода на заслуженный отдых
Муж. Жен. Муж. Жен
2020 17,5 62 57 С июля 1958 г. С июля 1963 г. С июля 2020 г.
2021 18 62, 5 57,5 С января 1959 г. С января 1964 г. С июля 2021 г.
2022 18,5 63 58 С июля 1959 г. и младше С июля 1964 г. и младше С июля 2022 г.

Интересное от BBQcash: Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 27 лет (324 месяца) работы подряд (или меньше, если проработали меньше 27 лет). С 1 января 2022 года его поднимут на один год — до 28 лет (336 месяцев). Ежегодно этот период повышается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы, следует из информации на сайте Минтруда.

Допустим, мужчина выходит на заслуженный отдых в 2022 году, он трудился без перерывов. В таком случае для расчета пенсии возьмут его заработок за последние 28 лет. Если же был период, когда он не работал в эти 336 месяцев, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. Важный момент: непрерывный стаж на размере пенсии не сказывается, никаких бонусов за него не дают.

Пенсионный возраст в Беларуси могут повысить еще на 5 лет

С 1 января 2022 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение.

Так, в 2022 году пенсионный возраст для мужчин составит 63 года, а для женщин — 58.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.

К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.

Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:

  • сотрудники предприятий с вредными условиями;
  • госслужащие;
  • матери 5 детей;
  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих;
  • карлики и лилипуты;
  • учителя.

Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.

  • 2 декабря на кольце в Дзержинске прицеп от трактора «зацепил» легковушку
  • В Дзержинске средь бела дня пьяный бесправник не разминулся со столбом
  • Дзержинский РЦГЭ: в ноябре от укусов клещей пострадали 4 человека
  • 2 декабря на кольце в Дзержинске прицеп от трактора «зацепил» легковушку
  • В Дзержинске средь бела дня пьяный бесправник не разминулся со столбом
  • Дзержинский РЦГЭ: в ноябре от укусов клещей пострадали 4 человека
  • 3 декабря нотариусы Минского областного нотариального округа проконсультируют бесплатно
  • 30 декабря Дзержинский ГДК приглашает на новогоднее шоу

Трудовые пенсии повысятся в Беларуси с 1 сентября текущего года в связи с ростом средней зарплаты по стране. В целом они вырастут на 7%. Деньги будут выделяться из внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Напомним, в последний раз размер трудовых пенсий повышался в республике 1 декабря 2020 года – тогда они увеличились на 6%.

Средняя пенсия по возрасту сейчас составляет 512,78 рубля, минимальная пенсия с доплатой – 276,36 рубля

    Ранее мужчины могли уйти с работы на «заслуженный отдых» в 62 года, женщинам такое право давалось при наступлении 57 лет. Помимо этого закона рассматривались нормативные акты, в которых рассчитывалось повышение пенсионного возраста в конце 2022 года. В таком случае новая пенсионная реформа может стартовать в 2023 году. Пока, белорусам остается привыкать к обновленному пенсионному возрасту и учитывать его при расчете стажа для пенсионного обеспечения.

    Уже с середины 2021 года в Беларуси начинается увеличение пенсионного возраста, это коснется мужчин, у которых в паспорте дата рождения – первое полугодие 1959 года. Также подобные нововведения относятся к женщинам с датой рождения первое полугодие 1964 года. Для этих граждан выход на пенсию в РБ наступит уже в начале 2021 года.

    Процесс постепенного увеличения пенсионного возраста в РБ в несколько этапов начала внедряться еще в 2017 году, в середине 2022 года будет полностью завершен этап пенсионной реформы и выделено соответствующе финансирование.

    Интересно, что общая система реформирования затронула белорусов со следующими датами рождения:

    • Женщины – 1962 – 1964 года;
    • Мужчины – 1957 – 1959 года.

    Помимо базового года выхода на пенсию меняется и минимальный трудовой стаж для пенсионного обеспечения – т.е. меняется расчет суммы взносов всех периодов, когда белорус производит отчуждение доходов в ФСЗН. С 2021 года этот период составляет 18 лет.

    Итак, какова новая методика расчета пенсии в Беларуси, что готовят белорусам власти в 2022 году? В середине прошлого года власти РБ внесли нововведения в начисление профессиональных пенсий, тем белорусам, которые трудятся в условиях опасной среды, токсичности и т.д. Также на «особую» пенсию могут рассчитывать педагоги, врачи.

    Особенности сводятся к тому, что работникам было позволено вернуться к старой системе расчетов и оформлять пенсию в раз мере пенсии по возрасту.

    Стоит помнить, что профессиональные страховые пенсии были назначены в 2009 году, ранее выплаты осуществлялись из стандартной пенсионной системы. Изменения были обусловлены увеличением количества граждан, претендующих на профпенсию, поэтому актуальным стало решение разделить пенсионную финансовую нагрузку.

    Гособеспечение для граждан спец профессий функционирует на накопительной основе: какова была зарплата и соответственно отчисления – такой будет и пенсия.

    Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

    С повышением возраста белорусским пенсионерам в РБ соответственно повышается срок минимальный страховой стаж, который является обязательным для производственных пенсий. В прошлом году было установлено 17,5 лет, после его повысили до 18 лет, но по окончании пенсионной реформы стаж для «выхода на заслуженный отдых» будет составлять 20 лет. Это планируется реализовать до 2024-2025 года.

    Актуально будет знать, особенно тем, кто работает нелегально или «по серой» зарплате, что пенсионный возраст в РБ 2022и страховой стаж считается в тех ситуациях, когда белорусский гражданин оплачивает в полной мере налоги в ПФ и фонд соцзащиты. Новая пенсионная реформа на будущие 3 года включает проект, рассматриваемый возможность покупки недостающего страхового стажа.

    При этом изменится и срок страхового стажа, после отработки которого можно будет получить трудовую пенсию. В будущем году такой показатель вырастет с 18 до 18,5 лет. Страховой стаж засчитывается работнику за срок выплаты за него нанимателем взносов в Фонд социальной защиты, сообщили в Министерстве труда.

    Белорусы, не оформившие страховой стаж по новым правилам, будут получать социальную пенсию. Это 141,73 руб.

    Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.

    Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).

      При этом изменится и срок страхового стажа, после отработки которого можно будет получить трудовую пенсию. В будущем году такой показатель вырастет с 18 до 18,5 лет. Страховой стаж засчитывается работнику за срок выплаты за него нанимателем взносов в Фонд социальной защиты, сообщили в Министерстве труда.

      Белорусы, не оформившие страховой стаж по новым правилам, будут получать социальную пенсию. Это 141,73 руб.

      Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.

      Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).

      «>

      Опубликовано: Вячеслав Алехин

      Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.

      Телефон для связи с редакцией:

      +375 (25) 640-22-40

      Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.

      Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

      Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

      — Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

      Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

      Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

      В 2022 году повысят пенсионный возраст: как будут начислять пенсии

      В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.

      Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

      Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

      Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

      02.12.2021 Приглашаем жителей города принять участие в разработке генерального плана города Витебска 02.12.2021 Как в первые дни зимы работают коммунальные службы Витебска? 26.11.2021 20 декабря в Витебской области откроются елочные базары 23.11.2021 25 ноября на портале www.e-vacancy.by пройдет «Электронная ярмарка вакансий». 23.11.2021 В Витебской области изменяются частотные каналы трансляции телевидения

      • Новости
        • Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
        • Официальный сайт Витебского облисполкома
        • Каталог ресурсов государственных органов
        • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
        • Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
        • Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
        • Информация о либерализации экономической деятельности
        • БРСМ в Витебске
        • Витебское областное управление МЧС РБ
        • Национальное агентство по туризму
        • Фонд ”Витебскоблимущество“
        • Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
        • Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
        • Совет Республики
        • Министерство по налогам и сборам
        • ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
        • РУП «Национальный центр электронных услуг»
        • Проверка контрагентов
        • Ивацевичи
        • Береза
        • Ганцевичи
        • Пинск
        • Дрогичин
        • Темы
          • Авто
          • Детский мир
          • Досуг
          • ЖКХ
          • Здоровье
          • История
          • Культура
          • Лайфхаки (полезные советы)
          • Мой питомец
          • Мужской клуб
          • О женском
          • Печальное
          • Политика
          • Сад-Огород
          • Советы по дому
          • Спорт
          • Спросить юриста
          • Технологии
          • Цены
          • Экономика
        • События
          • Новости региона
          • Происшествия
          • Полезно знать
        • Места
        • Люди
        • Каталог
          • Ивацевичи
          • Береза
        • Реклама

        Пенсионный возраст в Беларуси вновь увеличится в 2022 году

        Как отметили в президентской пресс-службе, документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Пенсионная система в Белоруссии действует со времен Советского Союза, не меняясь на протяжении десятков лет. Между тем, как отмечают специалисты, социально-демографические условия в стране существенно изменились. Достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан (женщин в возрасте 55 лет и мужчин в возрасте 60 лет) находятся еще в трудоспособном состоянии. В стране продолжают работать порядка 660 тыс. пенсионеров. При этом рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения. Специалисты также указывают на позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Белоруссии.

        На начало 2016 года в Белоруссии насчитывалось более 2,35 млн пенсионеров, и их число возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на пенсионные фонды. Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, считают эксперты, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан или уменьшать размер пенсий. Новый указ, рассчитывают власти, позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших пять-восемь лет.

        «За последний год численность жителей Белоруссии, достигших возраста 55-60 лет, увеличилась более чем на 40 тысяч. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2,44 млн. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств — порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м — 5,2%, в 2020-м — 6,9%, а в 2030-м — почти 20%», — отметил замминистра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

        Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2021 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

        — Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

        Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

        Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2021 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.

        — Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.

        Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

        — Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

        Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

        — Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

        Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

        Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

        — И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

        Что говорили власти о пенсионной «уравниловке» Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

        Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

        — С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

        Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

        В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.

        Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.

        Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.

        Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.

        В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.

        Важно знать! Транспортный налог для пенсионеров

        При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.

        Условия назначения пенсии по возрасту

        Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :

        1) достижение установленного пенсионного возраста;

        2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:

        — страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;

        — трудового, который в основном включает общий период работы по трудовому договору, договору подряда или в качестве ИП .

        Некоторые периоды засчитываются в трудовой стаж лица, несмотря на неуплату в это время страховых взносов в ФСЗН. К примеру, когда работник получал высшее образование в дневной форме, находился на больничном или в декретном отпуске .

        С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.

        Различные виды пенсионных калькуляторов весьма распространены в Интернете, что объясняется повышенным интересом граждан к вопросам начисления пенсий. Однако следует помнить, что не существует калькулятора, который хотя бы приблизительно достоверно мог рассчитать размер ваших будущих пенсионных выплат. Это связано с множеством причин, основной из которых является крайняя непрозрачность системы расчета пенсионных накоплений, практикуемой ПФР.

        Законодательно к факторам, непосредственно влияющим на размер начисления страховой пенсии, относятся:

        1. Заработная плата будущего пенсионера либо задекларированный доход при самозанятости.
        2. Длительность стажа.
        3. Социально значимые периоды жизни, к которым относятся служба в рядах ВС, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.
        4. Избранный будущим пенсионером способ пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
        5. Продолжение трудовой деятельности после наступления возраста пенсионирования.

        Все эти факторы постоянно претерпевают изменения, а коренная ломка пенсионной системы РФ привносит изменения практически ежедневно.

        Поэтому единственные достоверные расчеты калькулятора могут быть предоставлены лишь в части:

        1. прогнозируемого для выхода на пенсию года;
        2. возраста выхода на пенсию;
        3. минимального объема стажа, необходимого для выхода на пенсию.

        16 июня 2021 года проект закона о повышении пенсионного возраста был передан в Госудуму. 29 августа президент выступил со своими предложениями. Как поменялась таблица выхода на пенсию в зависимости от года рождения? Сравним варианты и покажем таблицы, опубликованные Пенсионным фондом.

        Эксперты КонсультантПлюс составили много инструкций, которые помогут оформить пенсию и разобраться в новых правилах и последних изменениях. Собрали самые полезные. Регистрируйтесь по ссылке, чтобы получить к ним бесплатный доступ.

        14 июня 2021 года премьер-министр Медведев на заседании Кабинета министров сформулировал следующие условия пенсионной реформы:

        • выход на пенсию для женщин — 63 года (плюс 8 лет);
        • пенсионный возраст для мужчин повышается на 5 лет (достигает 65 лет).

        По словам премьера, это пойдет на пользу всем российским пенсионерам, так как позволит улучшить их финансовое положение: появится возможность ежегодно индексировать пенсии в среднем на 1000 рублей, что более чем в 2 раза увеличивает нынешний размер индексации. Но произойти это может только в случае роста экономики страны, обеспечить который и должны трудоспособные граждане (по статистике, сейчас только четверть пенсионеров уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста). О том, что это выгодно гражданам, заявил и Алексей Кудрин.

        Премьер объявил также, что изменения не будут одномоментными:


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.