115 ФЗ изменения в 2022 для физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «115 ФЗ изменения в 2022 для физических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новые правила для блокировки от ЦБ: больше всех пострадают фрилансеры и самозанятые

    18,3 тыс. 1

    1. По вступившим в силу изменениям провести обучение сотрудников на основании внесенных изменений:
      • НФО в течение 3 (трех) рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 16.07.2020 включительно;
      • иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) незамедлительно, в течение 1-2 рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 14.07.2020 включительно.
    2. Факт проведенного обучения зафиксировать во внутренних документах (Журнал проведения целевых (внеплановых) инструктажей/журнал проведения дополнительных инструктажей).
    3. При необходимости в установленные сроки внести изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ по вступившим в силу положениям:
      • НФО в срок до 13.10.2020;
      • иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) в срок до 13.08.2020.

    Для организаций находящихся на Абонентском обслуживании в ООО «Акцепт Групп» по Пакету документов/Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ – в установленный срок будет подготовлена и направлена обновленная редакция Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

    Отменяются «сделочные коды». Новые требования меняют контроль «сделок» на контроль «операций»: отныне обязательному контролю подлежат именно операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а не сами сделки, как раньше.

    Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб. Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется. Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.

    Это позволит «наиболее широко» толковать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. У банков будет больше возможностей запрашивать документы, возрастут риски привлечения к ответственности за неисполнение требований «антиотмывочного» законодательства.

    Важное изменение для бизнеса: все операции по договорам лизинга дороже 600 000 руб., будь то списание денег или зачисление денег, будет контролироваться Росфинмониторингом.

    Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. Это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

    Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать

    17251

    18538

    41836

    12910

    Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

    Фото 16632

    12907

    Обязательному контролю подлежат:

    1. снятие или зачисление на счёт организации наличных денежных средств;
    2. пополнение уставного капитала наличными;
    3. все операции организации, созданной менее трёх месяцев назад;
    4. первые операции по счёту с момента открытия;
    5. предоставление имущества по договору лизинга;
    6. операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями и ломом из них;
    7. предоставление или получение беспроцентных займов;
    8. операции с цифровыми финансовыми активами;
    9. операции с недвижимым имуществом;
    10. любые операции, если их вторая сторона зарегистрирована или проживает в Иране или КНДР или пользуется услугами банков из этих стран.

    Сведения о таких операциях передаются в Росфинмониторинг, если их сумма превышает 600 тыс рублей. Для операций с недвижимостью лимит увеличен до 3 млн рублей.

    Подозрение могут вызвать:

    1. несоответствие сделки уставным целям организации;
    2. отсутствие явного экономического смысла;
    3. запутанный или необычный характер операции;
    4. дробление крупной суммы на несколько мелких переводов;
    5. вывод капиталов за рубеж;
    6. финансирование «серого» импорта;
    7. большие объемы снятия наличных или переводов на счета физических лиц, в том числе ИП.

    Обычно такие операции отслеживаются автоматически. Роботы сканируют перед отправкой платежные документы и выискивают соответствующие ключевые слова. После этого подозрительная операция проверяется уже работником банка.

    Если организация или ИП хочет избежать подозрений в совершении незаконных операций, ЦБ рекомендует соблюдать несколько простых правил.

    При смене генерального директора, места нахождения или кодов ОКВЭД, утверждении новой редакции устава недостаточно сообщить об этом в налоговую. Новые данные следует предоставить также банку, а при необходимости внести соответствующие изменения в карточку подписей и получить новую ЭЦП. Тогда у него не возникнет вопросов, почему вместо лица, указанного в ЕГРЮЛ, платежные документы подписывает другой человек, или почему студия дизайна получает оплату за услуги клининга.

    Аналогичным образом ИП должен сообщать о смене места проживания или фактического ведения бизнеса.

    Налоговая вправе самостоятельно исключить организацию из ЕГРЮЛ, а индивидуального предпринимателя — из ЕГРИП.

    Поводом для исключения юридического лица может явиться не только фактическое прекращение деятельности, но и предоставление им недостоверных сведений. Чаще всего проверяют место нахождения организации, поэтому в ЕГРЮЛ следует всегда указывать адрес, где она действительно находится.

    Индивидуального предпринимателя могут исключить из ЕГРИП даже за несвоевременно поданную налоговую декларацию.

    Чем детальнее отражается назначение платежа, тем меньше вопросов будет у банка. В первую очередь нужно указать, за что переводятся деньги. Дополнительно указываются реквизиты всех документов, на основании которых совершается перевод.

    Стандартный комплект включает договор, счёт на оплату и акт. Однако отсутствие какого-то из них не так существенно, если это можно объяснить условиями сделки. Например, счёт на оплату включает оферту или договор предусматривает аванс.

    Создание нескольких организаций или регистрация ИП на несколько человек может быть законным способом уменьшить налоговые платежи. Однако внимание к таким схемам усиливается с каждым годом. Признание налоговой выгоды необоснованной приведет не только к проблемам с банком, но и к доначислению налогов, пеней и штрафов.

    В зоне особого внимания группы взаимозависимых компаний и ИП, совокупная выручка которых превышает лимиты по специальным режимам налогообложения.

    Неспособность организации или ИП вовремя заплатить налоги при наличии постоянного дохода ставит под сомнение не только эффективность использования получаемых денег. Вполне логичной кажется постановка вопроса, что организация создана с фиктивными целями и позднее будет брошена как ненужная.

    ЦБ рекомендует, чтобы доля уплаты налогов с расчётного счёта была не меньше 0,9% от дебетового оборота.

    Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

    Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

    Центробанк усиливает контроль за платежами физлиц с карты на карту

    Клиенту следует самостоятельно выяснять причины отказа в совершении операции. Обязанность у банка сообщать о них без запроса отсутствует.

    Банки определяют перечень и состав документов в соответствии с внутренними документами и условиями заключённых договоров с клиентами. Таким образом, банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объёме.

    Рекомендации по порядку действий в случае приостановления операций, запросе документов, принятии решения банка об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада)

    1. Отказ в совершении операции/заключении договора банковского счета (вклада) и (или) с которыми расторгнут договор банковского счёта (вклада).

    Если банк принимает решение об отказе от проведения операции, он направит клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

    Ваши действия

    Выяснить причины отказа в совершении операции, затем предоставить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада), а также обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, в случае получения от банка сообщения о невозможности устранения соответствующих оснований.

    Законодательством предусмотрен перечень лиц, которым было отказано в проведении операции/заключении договора банковского счёта (вклада) и (или) с которыми расторгнут договор банковского счёта (вклада) на основании Федерального закона № 115-ФЗ.

    Перечень лиц формируется на основании сообщений банков, направленных в уполномоченный орган (Росфинмониторинг), и доводится до банков Банком России.

    Исключение клиента из этого списка происходит на основании принятия банком и (или) межведомственной комиссией решения в пользу клиента.

    2. В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счёта (вклада) с клиентом (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

    Судебная практика по спорам между банками и клиентами о правомерности отказа банка в совершении операции клиента или правомерности расторжения в одностороннем порядке договора банковского счёта идёт по пути установления наличия или отсутствия у банка веских доказательств для признания операции сомнительной. То есть если будет установлено, что банк располагает такими доказательствами и без предоставления клиентом дополнительных документов, то приостановление операций признаётся правомерным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.03.2019 № Ф05-2493/2019 по делу № А40-103845/2018, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2016 № Ф06-11074/2016 по делу № А65-26637/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2016 № 306-ЭС16-14571 отказано в передаче дела № А65-26637/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).

    Если же будет установлено, что у банка недостаточно доказательств для признания операции сомнительной, а документы, необходимые для всестороннего анализа операции, банк не запрашивал, суды встают на сторону клиентов, признавая действия банка не соответствующими закону, и могут удовлетворить требование об исполнении спорной банковской операции (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2018 № Ф05-12617/2018 по делу № А40-73732/2017, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 № 12АП-3988/2018 по делу № А12-42603/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2017 № Ф05-3272/2017 по делу № А40-33535/2016).

    3. Если вы получили информацию о том, что налоговый орган приостановил операции по счетам в банках за непредставление налоговой отчётности, необходимо по телефону уточнить у сотрудников банка или налоговой инспекции, за непредставление какой декларации (расчёта) приостановили операции по счёту

    Также рекомендуется следующее:

    • если у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять определённую декларацию (расчёт), необходимо обратиться в налоговый орган по месту его учёта;
    • если декларация (расчёт) не была направлена, то в возможно короткий срок представить её;
    • если декларация (расчёт) направлялась в электронном виде и есть квитанция о приёме, следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) с приложением копии квитанции;
    • если декларация (расчёт) направлялась в электронном виде, но не была принята, и есть уведомление об отказе в приёме, необходимо устранить указанные в уведомлении ошибки и в кратчайший срок представить исправленную декларацию;
    • если декларация (расчёт) направлялась в электронном виде и есть только подтверждение даты отправки (отсутствует уведомление об отказе в приёме или квитанция о приёме), следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) с приложением копии подтверждения даты отправки;
    • если декларация (расчёт) представлялась лично в налоговый орган, следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) и предоставить её копию с отметкой налогового органа о приёме;
    • если декларация (расчёт) направлялась по почте с описью вложения, следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) и предоставить копию описи вложения с отметкой почтового отделения о дате приёма отправления.

    Для подачи заявления необходимо подготовить следующий пакет документов:

    • само заявление;
    • сведения о конкретной операции, в проведении которой вам было отказано (дата, номер платёжного документа, сумма, контрагент);
    • сведения о банке, принявшем решение об отказе;
    • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в МВК;
    • сообщение банка о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;
    • документы, представленные вами в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее принято решение об отказе.

    Отказ в проведении операции/заключении договора банковского счёта (вклада) может быть основан на непредставлении в банк запрошенных им документов. Банк может оценить данную операцию на предмет подозрительности и принять соответствующее решение не в пользу клиента.

    Обращаем ваше внимание, что банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключённых договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях. Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.

    Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо о невозможности устранения соответствующих оснований, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

    Банк обязан в течение одного дня после принятия решения об устранении вами оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счёта (вклада), направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

    Если банк отказывает, он направляет сведения об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счёта (вклада) в Росфинмониторинг. По результатам рассмотрения представленных вами ранее запрошенных и недостающих документов (отсутствие которых ранее привело к первичному отказу) банк вправе принять решение об устранении вами оснований, в соответствии с которыми им ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счёта (вклада), и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

    О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” за исключением поднадзорных Банку России.

    Федеральным законом от 02.07.2021 №355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.

    Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:

    • осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
    • доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети «Интернет» включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).

    В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

    1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?

    В связи с тем, что на момент принятия юридического лица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее – сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией.

    Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

    Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений – применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

    2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию?

    В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

    Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок.

    Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

    Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.

    3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?

    Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях.

    В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надл��жащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.

    «Антиотмывочные» правила: новые и еще новее

    Что вызовет у банков подозрение
    Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг
    Какие операции с наличными под особым контролем у банков
    Начинающие предприниматели и физлица — в зоне риска
    Какую информацию нужно предоставлять банку
    Как не попасть под 115-ФЗ. 9 правил
    Как поступает банк, если считает операцию подозрительной
    Что делать, если банк заблокировал счет
    Как это работает. Внутренняя банковская кухня
    Кто, помимо банка, может «сдать» вас Росфинмониторингу
    Важное о 115-ФЗ в 2021 году

    Любой держатель банковского счета рискует заинтересовать госорганы, ответственные за исполнение Федерального закона №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Закон, ставший в последние пять лет настоящим кошмаром предпринимателей, был принят еще 20 лет назад. Никто толком и не знал о его существовании, но в 2016 резко изменилась практика применения ФЗ-115, действие которого касается очень многих сфер деятельности — от обналички до использования налоговых схем.

    Любой банк, в котором вы обслуживаетесь, может счесть какую-нибудь операцию по счету сомнительной. Тогда он вправе заблокировать операцию вплоть до момента, когда рассмотрит ваши объяснения и сочтет их убедительными.

    Нередко заблокированным оказывается, помимо самой операции, еще и доступ к банку-онлайн, а то и полностью счет. А это уже очень серьезная проблема. После блокировки счета невозможно открыть новый в другом банке. Да и новое юридическое лицо зарегистрировать не получится.

    • Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.
    • Отсутствие налоговых платежей. Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.
    • Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка. Маловато будет.
    • Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.
    • Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.
    • Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.
    • Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.
    • Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.

    Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ) был создан в ноябре 2001 года. Через два месяца после принятия 115 ФЗ. Это не совпадение. Одна из основных задач Росфинмониторинга, главного подразделения финансовой разведки страны — реализация 115-го закона.

    Эта структура имеет полномочия на запрос практически любой информации по движению денежных средств на счетах предпринимателей и организаций.

    В 2021 году введены новые правила, по которым банки отчитываются перед Росфинмониторингом.

    Отныне обязательному контролю подлежат:

    1. Любые операции со счетом юрлица, по которым снимается или зачисляется наличка. Причем неважно, какой деятельностью это лицо занимается;
    2. Операции иностранных структур без образования юрлица. Но только на протяжении 90 дней с момента регистрации. Если же три месяца никаких операций не совершалось, под контроль попадает первое перечисление, которое будет проведено;
    3. Выплаты причитающихся вознаграждений физическим лицам, которым повезло выиграть в лотерею;
    4. Операции с жилыми и нежилыми помещениями, которые не влекут смену собственника. Этот пункт будет работать при фигурирующих суммах, превышающих 3 миллиона рублей;
    5. Любые платежи по лизинговым договорам, превышающие 600 тысяч;
    6. Почтовые переводы. Здесь установлена контрольная планка в 100 тысяч рублей;
    7. Возврат предоплаты за связь, при условии непригодившегося остатка в размере 100 тысяч.

    Еще одно нововведение. С 2021 года структуры, работающие с денежными средствами или другим имуществом своих клиентов, не обязаны отчитываться по всем без исключениям операциям, фигурирующим в ФЗ-115. Росфинмониторинг интересуют только платежи, относящиеся к виду деятельности вышеназванных организаций.

    Есть конкретные признаки неблагонадежности клиента, которые у банка могут вызвать подозрение в нарушении ФЗ-115:

    • со счета часто снимается нал,
    • больше трети недельного оборота выводится наличными,
    • с момента регистрации юрлица прошло менее 24 месяцев,
    • вывод наличных приурочен к началу или концу банковского дня,
    • контрагенты, со счетов которых поступают средства, считаются банкирами неблагонадежными,
    • поступления и суммы вывода в наличку оказываются немного меньше, чем 600000 рублей.

    Банк может заинтересоваться практически любой информацией о вашей фирме. Вплоть до справки о деловой репутации из другого банка, в котором вы обслуживаетесь. В списке запрашиваемых документов наверняка будут платежные поручения об уплате налогов, договоры купли-продажи со всеми сопутствующими документами (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, допсоглашения и т.д.), штатное расписание с документами об уплате НДФЛ, информационная записка с подробным обоснованием экономической целесообразности проводимых по счету операций. На самом деле, что угодно может оказаться в этом списке.

    Татьяна Секерина, индивидуальный предприниматель в концертно-развлекательной сфере, поделилась своим опытом:

    «Как это обычно бывает, карту заблокировали в выходной. В субботу. Никаких уведомлений не приходило, просто столкнулась с тем, что моя карта физлица не работает. Позвонила в Сбербанк спросить, что у меня с картой. И вот тогда узнала о блокировке ипэшного счета и карты, а заодно и о существовании 115-ФЗ. Банк сказал, что я должна «подтвердить движение денег». У них были вопросы не по конкретному переводу, а по всем операциям больше определенной суммы за последнее время. К счастью, я всегда храню договоры, акты, чеки. Хотя по закону ИП не обязан сохранять первичную документацию. Налоговая этим не интересуется.

    Я никуда не ходила, бумагу не носила. Все документы прикрепляла в электронном виде в личном кабинете. Написала подробное объяснение по каждой сумме. По карте физлица, разумеется, сложно что-то подтвердить документами, поэтому я сопровождала комментариями «Вернула долг», «Перевела деньги на покупку шубы для мамы». В результате через несколько дней все разблокировали. Но это была довольно неприятная неделя. Во-первых, само название закона про терроризм звучит жутковато. Во-вторых, неизвестность. Ты же не знаешь, что будет дальше. Никто ничего не комментирует. Может, завтра разблокируют, а может будешь сидеть в подвале на табуретке и лампой будут в лицо светить, вопросы задавать. Зато теперь я знаю, для каких случаев храню отчетные документы и всем знакомым тоже советую ничего не выбрасывать, чтобы не попасть под 115-ФЗ»

    Росфинмониторинг разъяснил новые правила контроля наличных и сделок

    1. У организации есть история. Фирма должна периодически продавать, покупать, производить что-нибудь. Какие-то следы жизнедеятельности бизнеса должны быть заметны.
    2. В штате есть несколько работников. Да, есть бизнесы, не предполагающие нескольких сотрудников, но наличие штата банком считается атрибутом функционирующего не на бумаге, а по факту бизнеса.
    3. У организации помимо налогов есть расходы на оплату арендуемых площадей, телефона, интернета, тепла-электричества, скрепок и степлеров в конце концов!
    4. Часто бывает, что фирма имеет счета сразу в нескольких банках. В таком случае хорошо бы платить по статьям, перечисленным в предыдущем пункте со всех счетов. Это ведь не очень сложно, зато сразу всем банкам будет видно, что организация работает.
    5. Немного наличных денег нужно иногда снимать. Ведь в реальной жизни без расходов наличными средствами бизнес обойтись не может. А значит нужно показать, что ваша структура действительно живая. Только не переусердствуйте! Пусть вывод нала не превышает тридцати процентов.
    6. Пусть счет будет активным. Хорошо, когда совершается много операций. И важно, чтобы контрагентов тоже было много. Хотя бы несколько. Уж точно не один.
    7. Нужно помнить о своих ОКВЭД. Не соответствующие заявленным видам деятельности операции возбуждают контролирующие органы. Важно своевременно уведомлять банк о каждом изменении в ЕГРЮЛ.
    8. Не оставляйте без ответов вопросы банкиров. Причем, делать это надо быстро. Утром вопрос — вечером ответ. Сегодня запрос — завтра письмо. Банк должен видеть, что вы не прячетесь.
    9. Проверка контрагентов — обязательная процедура. Вы можете идеально выполнять восемь предыдущих правил, но один подозрительный контрагент способен поставит под удар вашу организацию.

    Закон позволяет банку выполнить следующие действия:

    • Потребовать предоставления документов о конкретных операциях.
    • Запросить информацию о происхождении денег. Поинтересоваться личностями партнеров по бизнесу, контрагентами.
    • Произвольно установить срок предоставления документов. Этот срок законодательно не оговорен, так что каждый банк устанавливает его на свой вкус.
    • Прислать своих сотрудников на предприятие, в офис, другое место ведения вашего бизнеса.
    • Вызвать клиента для устного разъяснения.
    • Повысить степень риска клиента. Это довольно неприятная штука, не блокирующая, но усложняющая работу со счетом.

    У разных банков могут быть разные алгоритмы действий и разные списки запрашиваемых документов. Здесь мы говорим о том, что может сделать банк, а не о том, что он точно сделает.

    Написать комментарий

        Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

        Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

        Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

        В августе 2001 года, с цель борьбы с теневой экономикой, был принят федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

        Уровень экономики в начале 2000-х годов достиг такого уровня, когда возникла необходимость в применении ряда мер для предотвращения получения нелегальных доходов, попыток их легализовать (вложив их в легальный экономический сектор) или профинансировать теневой бизнес. Разработка и внедрение законодательного механизма, который препятствует возможности узаконивания собственности, приобретенной преступным путем, и спонсированию терроризма должно служить охране интересов граждан (законных) и государства в целом.

        Изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов

        Давайте рассмотрим необходимый минимум условий использования карты, который поможет не попасть под внимание службы безопасности банка и предотвратит возможную блокировку карты (счета) согласно ФЗ №115.

        1. Не обналичивайте деньги! Старайтесь, как можно чаще, прибегать к безналичному расчету за товары и услуги, тем более, что сейчас в 98% случаев можно рассчитать пластиком. В любом банке могут сказать, что карта не является средством для снятия наличных (как бы странно это не звучало). Риск попасть под «прицел» службы безопасности банка появляется в тот момент, когда сумма обналиченных денег превышает 30% от поступивших за последнюю неделю. Это не является правилом, уточнить этот порог можно в своем банке.
        2. Не рекомендуется переводить средства между различными банками. Они очень не любят наблюдать за тем, как деньги утекают к конкурентам, тем более если это происходит часто.
        3. Единовременные операции по переводу между физическими лицами суммы, превышающей 600 тыс. рублей обязательно попадают под внимание ФНС.
        4. «Веерные рассылки» также запрещены. Пример: вы получаете определенную сумму и начинаете производить множество операций по переводу маленьких сумм на карты физ. лиц.
        5. Транзитные операции (переброска поступивших денег на другие счета), особенно те, которые производятся постоянно — залог того, что обслуживание карты, в скором времени, будет приостановлено или заблокировано. Для банка, такие операции — явный признак отмывания денег.
        6. Не передавайте Ваши карты третьим лицам (даже близким родственникам и друзьям). Они могут быть использованы для обналичивания денежных средств или совершение транзитных операций.
        1. Получите карту максимального статуса (чем выше статус, тем лучше и лояльнее банк к клиенту).
        2. Производите расчеты только по безналичной оплате.
        3. Совершайте денежные переводы только внутри одного банка.
        4. Позаботьтесь о сохранении всех документов, подтверждающих легальное поступление денежных средств на карту (зарплатный квиток, договор, накладные, счета и т.д.).
        5. Как бы ни смешно это было, но повысить лояльность банка к физическому лицу поможет наличие открытого в этом банке кредита или кредитной карты.
        6. По возможности используйте электронные платежные системы, например, Perfect Money или Advanced Cash.
        7. В случае, если у банка возникли вопросы к Вам, обязательно идите на контакт. В случае игнорирования с Вашей стороны, может сработать правило – молчит, значит виновен.

        Список негативных последствий в этом случае очень большой:

        • Расторжение договора с банком. Деньги, находящиеся на ваших счетах забрать можно, но открыть новый счет, вклад или взять кредит в этом банке не получится в течение 5 лет;
        • Невозможность предпринимателя вести хозяйственную деятельность (закупка товара, оплата счетов, выплата заработной платы и т. д.);
        • Потеря бизнес партнеров и многое другое.

        Для разблокировки карты и счетов необходимо:

        1. Предоставить документы, подтверждающие законность получения денежных средств.
        2. Если таковые отсутствуют, то можно придумать причину, подтвердить которую заведомо невозможно. Например, покупка/продажа криптовалют. Однако практика прошлого года показала, что это работает не во всех банках. Так, Сбербанк не примет никаких объяснений, если они не подтверждены документально. Альфа-банк и Тинькофф готов в подобных случаях пойти навстречу своим клиентам, но лишь раз. Вторая подобная ситуация неминуемо приведет к блокировке.

        Не смотря на все очевидные выгоды и блага, которые государство рассчитывало получить после принятия Федерального закона №115:

        • Борьба и снижение коррупции в различных ветвях власти и государственных структурах;
        • Вывод из теневого (нелегального) бизнеса огромного количества денежных средств и перенаправление их в развитие экономики страны;
        • Предотвращение финансирования терроризма;

        На практике выглядит все иначе и намного печальнее. По причине отмывания денег, услуги обслуживания и возврат денежных средств с банковских счетов стали невозможными и для добропорядочных граждан, предпринимателей, юридических лиц, которые честно ведут свои финансовые дела и вовремя платят налоги. Требования банков о предоставлении различных документов, объяснений, выписок, подтверждающих легальность происхождения средств (во многих случаях честно заработанных), вызывает у людей, по меньшей мере, негодование, возмущение и огромный дискомфорт, что наталкивает на мысли о новой схеме государства отнять, обмануть, решить экономические трудности за счет собственности своего народа.

        Во избежание различных неприятностей мы настоятельно рекомендуем соблюдать крайне простые правила, перечисленные нами выше. Это поможет вам сохранить долгосрочные и доверительные отношения с банками и значительно сократит вероятность применения по отношению к вам ФЗ №115.

        • ТЕГИ
        • Банковские карты
        • ЭПС

        В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

        • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
        • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

        Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

        • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
        • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
        • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

        Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали. Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк. Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

        Эксперты разъяснили нюансы новых правил использования наличных: кому выгодно

        Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

        • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
        • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

        В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

        В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

        Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

        Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

        Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

        В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

        • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
        • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
        • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
        • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
        • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
        • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.
        1. Абзац 2 пункта 2 статьи 6 изложен в новой редакции. В частности дополнено, что порядок определения и доведения до сведения перечня лиц, причастных к терроризму и экстремизму устанавливается Правительством Российской Федерации в том числе и для других юридических лиц, а также физических лиц. Ранее, например, для лиц, указанных в ст. 7.1 закона не было определено каким органом такой порядок устанавливается.
        2. Пункт 1 статьи 7.5 изложен в новой редакции. Установлено, что порядок формирования уполномоченным органом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведения до сведения других юридических лиц, а также физических лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Ранее, например, для лиц, указанных в ст. 7.1 закона не было определено каким органом такой порядок устанавливается.
        3. Важные изменения для организаций и предпринимателей розничной торговли ювелирными изделиями. С 13.07.2020 года вступили в силу поправки в п. 1.4-2 статьи 7, согласно которым идентификация клиента физического лица, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца может не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки на сумму не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

        Как не попасть в черный список Росфинмониторинга в 2021 году — разъяснения ЦБ

        В текущем году 115 ФЗ исполняется 20 лет. «Если говорить простым языком, — рассказывает Мария Гайнутдинова, — этот закон направлен против отмывания денежных средств, не зря его еще называют «антипомывочным». Его требования направлены на то, чтобы обязать банки отслеживать финансовые операции, осуществляемые их клиентами».

        Закон обязателен для всех российских банков без исключения, а его неисполнение грозит отзывом лицензии.

        Для выполнения этой задачи в каждом банке работает отдел финансового мониторинга, сотрудники которого при помощи специальных программ контролируют проводимые операции и выявляют нарушителей — компании, которые занимаются номинальной (фиктивной) деятельностью или незаконным обналичиванием денежных средств.

        Если тот или иной субъект кажется службе финмониторинга подозрительным, инициируется механизм внутренней проверки, в ходе которой клиент предоставляет контролерам определенный набор документов по произведенным операциям. Такие проверки являются одной из мер противодействия легализации (отмыванию) доходов.

        Важно! Отказ от предоставления запрошенной информации грозит блокировкой счета. Кроме того, обслуживание счета может быть приостановлено на тот срок, пока идет проверка.

        «Откровенно говоря, у банка могут возникнуть сомнения относительно практически любого перевода», — предупреждает наш эксперт.

        Среди основных причин для блокировки счета можно назвать следующие:

        • частые операции по снятию наличных;
        • крупные входящие переводы;
        • переводы на счета юридических или физических лиц;
        • переводы денежных средств за границу;
        • частые переводы, превышающие 600 000 рублей.

        Таким образом, получается, что практическое любое действие может быть сочтено подозрительным с точки зрения службы финансового мониторинга.

        По словам Марии Гайнутдиновой, также счет может быть заблокирован Федеральной налоговой службой. В данном случае основанием для заморозки может служить:

        • неуплата налогов в срок;
        • нарушения, выявленные в ходе очередной налоговой проверки;
        • неправильное ведение электронного документооборота;
        • несвоевременное предоставление налоговой декларации, если задержка составляет десять и более дней;
        • несвоевременное предоставление отчетов по заработной плате работников организации, а также по страховым взносам

        Помимо перечисленного, счет может быть заблокирован по решению суда.

        Получить такое ограничение рискуют лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, а также должники по кредитам. При этом замораживается не весь счет целиком, а сумма имеющегося долга. Если денег на счете достаточно, то их спишут в счет уплаты задолженности, если нет, тогда держателю дается время на возврат долга. Если он не будет осуществлен, счет могут заблокировать полностью.

        Мария Гайнутдинова поясняет, что избежать неприятностей со своим счетом в банке можно, если неукоснительно соблюдать ряд правил:

        • Писать логичное и подробное назначение платежа.

        «Лучше максимально развернуто объяснять, за что конкретно и по какому договору вы платите, — говорит наш собеседник, — тогда у банка не возникнет подозрений относительно экономического смысла осуществляемого перевода».

        • Проверять партнеров.

        Как говорится, доверяй, но проверяй. Вы сами можете и не подозревать, что сотрудничаете с подозрительным контрагентом, но если у банка такая информация будет, тогда вы тоже скорее всего подвергнитесь проверке с его стороны.

        • Подготавливать договора заранее.

        Важно, например, сначала подписывать документ, и только затем совершать предоплату.

        • Работать по своим кодам ОКВЭД.

        Оплачено должно быть только то, что числится в ваших кодах Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности

        • Не иметь слишком много различных расчетных счетов.

        Крайне рекомендуется использовать один счет для всех переводов. Если же это не представляется возможным, следует свести к минимуму их количество.

        • Платить налоги со своего расчетного счета.

        • Не снимать все наличные.

        «Старайтесь минимизировать расчеты наличными, — советует эксперт, — однако если наличных расчетов не избежать, обязательно сохраняйте чеки и договоры».

        • Работать с одним, а не с разными банками — такой отличающийся постоянством клиент всегда вызывает меньше подозрений.

        • Собирать и хранить все платежные документы.

        В этом случае вы всегда сумеете дать обоснование каждому произведенному переводу.

        • Оплачивать хозяйственные нужды с расчетного счета.

        Так банк увидит ваши затраты, и у него не будет сомнений в реальности компании.

        «Конечно, обойтись без неприятностей с налоговой вполне возможно, — говорит Мария Гайнутдинова, — если неукоснительно соблюдать все их требования: вовремя подавать декларации и отчеты, платить налоги и вносить необходимые взносы. С судебными приставами также все предельно ясно — не надо копить задолженности. С банками ситуация несколько труднее, но тоже вполне решаемая».

        Собеседник ФАН рассказывает, как вести себя в случае, если ваш счет заблокировали:

        Первое, что нужно сделать — это уточнить, что именно заблокировано (заблокировать могут весь счет, конкретную сумму или и то, и другое) и по какой причине.

        Второе — нужно подготовить пакет документов, обосновывающих каждую финансовую операцию, которую банк счел подозрительной.

        Далее нужно узнать детали блокировки — сумму, и какой госорган ее произвел.

        Если выяснится, что ограничения наложены по решению суда из-за имеющихся долгов, погасите их.

        Если инициатором блокировки выступает налоговая, то следует сделать все, что требует инспекция: оплатить образовавшиеся задолженности, заполнить и отправить декларацию, устранить нарушения в документообороте, направить для ознакомления подтверждения внесенных взносов.

        Важно! На время блокировки счета некоторые действия с ним могут быть недоступны. Какие именно, зависит от госоргана, который прислал уведомление о блокировке.

        В скором времени начнут действовать новые правила заморозки счетов компаний и индивидуальных предпринимателей. Рассказываем, какими они будут:

        • Последняя редакция 115 ФЗ подразумевает, что период просрочки возрастет с десяти до двадцати дней.
        • Заблокировать счет можно будет только сообщив об этом его держателю. Таким образом у владельца будет две недели на то, чтобы предотвратить блокировку.

        По словам нашего эксперта, такие новшества помогут не допустить внезапной заморозки счетов, связанной со случайными ошибками, допущенными налогоплательщиками. Однако, будут ли поправки работать как следует пока что сказать трудно, поскольку закон не предусматривает ответственности для контролирующих органов за то, что те не отправили вовремя соответствующее уведомление.

        «Я все же советую не надеяться на авось, а правильно вести документацию, в срок предоставлять необходимые отчеты и платить взносы, тогда и проблем не возникнет», — заключает Мария Гайнутдинова.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.