Индекс оплаты труда основных рабочих в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индекс оплаты труда основных рабочих в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2022 году в некоторых субъектах Российской Федерации минимальные зарплаты увеличат в связи с повышением регионального МРОТ выше федерального значения.

Например, в настоящее время в Москве региональный МРОТ составляет 20589 рублей, в Московской области — 15500, в Санкт-Петербурге — 19190, в Ленинградской области — 13315.

С 1 января 2022 года в указанных субъектах РФ региональный МРОТ могут увеличить, что повлечет за собой и рост заработных плат.

Региональный МРОТ не может быть ниже федерального. Если региональный МРОТ не установлен, то применяется федеральный минимальный размер оплаты труда.

Нарушение работодателем требований законодательства о минимальной заработной плате влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Кто в 2022 году будет нарасхват на рынке труда, и как вырастут зарплаты

С 2022 года минимальный размер оплаты труда увеличат на 6,4%. МРОТ составит 13617 рублей. Поэтому с 1 января 2022 года всем работникам, получающим заработную плату ниже федерального МРОТ, зарплату увеличат до 13617 рублей.

Это повышение коснется примерно трех миллионов работников независимо от того, в какой организации они работают (бюджетной или внебюджетной).

В соответствии с трудовым законодательством:

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

В 2021 году федеральный МРОТ составляет 12792 руб.

Индексация зарплат работникам внебюджетных организаций в 2022 году будет осуществляться в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными документами. При этом минимальная заработная плата у внебюджетников не может быть ниже МРОТ.

Увеличение зарплат учителям и медицинским работникам в 2022 году

С 2022 года в сфере образования и здравоохранения запустят новые системы оплаты труда. Известно, что эти системы похожи между собой и обе будут построены на принципе единого подхода к начислениям, что позволит уравновесить заработные платы работников в разных регионах, а также в разных учреждениях одного региона.

Однако до настоящего времени предложения правительства о новых параметрах оплаты труда медработников и учителей не обнародованы. Поэтому говорить о конкретных суммах повышения зарплат в 2022 году этим категориям бюджетников рано.

Зарплаты федеральным госслужащим ежегодно повышают в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции. Однако в 2021 году индексации зарплат федеральных госслужащих не было. Ее заморозили до 1 января 2022 года. Будет ли индексация в 2022 году, станет известно после принятия закона о федеральном бюджете. Проект закона поступит в госдуму до 1 октября.

Зарплаты госслужащих субъектов РФ индексируют в соответствии с законом о региональном бюджете.

Изменения в начислении заработной платы работникам предприятий государственной и муниципальной форм собственности происходят трижды в год:

  • 1 апреля;
  • 1 июня;
  • 1 октября.

В федеральном бюджете заложено повышение зарплат в 2021 г. на 6,8%. В этом году изменения в оплате не достигнут бюджетной сферы. Но, начиная с 01.01.2022, ситуация изменится.

Работники бюджетной и муниципальной отрасли должны получать одинаковую заработную плату независимо от того, в каком регионе они проживают. Согласно новому законопроекту, правительство должно установить определенные требования к отраслевым системам оплаты труда. Это важно, так как в 2021 г. сложилась следующая картина: за одни и те же обязанности работники, которые проживают в различных регионах, получают разную оплату за свой труд.

Например, сотрудник средней образовательной школы в Сибири получает за свою работу 35 тыс. руб. А зарплата учителя в столице составляет 125 тыс. руб. При этом часовая нагрузка, уровень образовательного заведения, квалификация педагогов никак не отличается.

Чтобы узнать, как правильно рассчитать зарплату бюджетникам, нужно понять из чего она состоит. Так, выделяют несколько частей:

  • основной оклад;
  • индивидуальные премии;
  • доплаты за вредные условия труда;
  • оплата сверхурочных, праздничных и выходных дней;
  • надбавка за стаж, ученую степень и звание.

Внимание!

Нововведения будут касаться увеличения доли оклада и уменьшения премии.

По существующим правилам, большая часть выплат приходится на оклад. Профсоюзы считают, что его размер не может быть меньше 80%. Депутаты государственной Думы убеждены, что величина оклада может варьироваться в пределах 50-70%. Разница мнений довольно весомая.

При этом стоит учесть, что дополнительные выплаты и поощрения к основному окладу региональные власти отменить не смогут. В первую очередь, законодательство не допустит уменьшения размера зарплат, а во-вторую — педагогов и медиков необходимо стимулировать финансово, чтобы они не начали искать иные пути заработка. В любом случае, для увеличения размера оклада деньги будут взяты из госбюджета.

Согласно новым поправкам, которые были приняты к ТК, правительству президент поручил разработать новые требования к установлению уровня оплаты труда в каждой сфере. Первыми, кто получит оплату за свой труд в измененном формате, станут медицинские работники. Ожидается это 01.01.2022 г. После этого изменения по цепочке пройдут и в других отраслях.

Согласно ст. 134 ТК России, ежегодная индексация положена всем трудящимся. Коммерческая сфера не является исключением из этого правила, поскольку положение Трудового кодекса полностью распространяется и на работу компаний частной формы собственности. Одновременно с этим, есть определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу №33-22702/2017, где было определено, что повышение заработной платы — это гарантия от государства.

Это значит, что индексировать заработок граждан должны организации, получающие госфинансирование. В случае, когда деятельность компании осуществляется без государственной поддержки, то и выполнять гарантии она не обязана. Следовательно, коммерческая фирма может отказаться от проведения индексации зарплаты, но при условии, что они готовы оспаривать свое решение в рамках судебного разбирательства. Порядок индексации с частными организациями прописывают в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Ст. 134 Трудового кодекса России гарантирует индексацию зарплаты всему персоналу, исключения никакого нет. Отсутствуют ограничения по должности, профессии, полу, возрасту, стажу, специальности, сроку действия трудового договора и иным условиям. Это значит, что в 2022 г. индексация будет проведена для всех трудоустроенных сотрудников, в том числе:

  • постоянных работников, которые присутствуют на рабочих местах;
  • штатных сотрудников и совместителей;
  • дистанционного персонала;
  • удаленных занятых, которые отсутствуют, например — находятся в декрете или отпуске за свой счет.

Проиндексировать следует и оплату труда директора, даже при условии, что он единственный учредитель организации. Но это возможно только тогда, когда с ним заключен трудовой договор.

Если учредитель выполняет обязанности директора на основании гражданско-правового договора, то индексация проведена не будет. В данном случае никакого наказания не грозит.

Законодательством установлены только общие положения касательно индексации зарплаты сотрудников. Но размер и механизм проведения полностью лежит на плечах работодателя. Верховный суд в п.10 Обзора судебной практики №4 (2017) выделил определенные вопросы относительно индексации, которые должны быть раскрыты в локальных актах работодателя:

  • основание проведения;
  • сроки и периоды;
  • алгоритм определения коэффициента;
  • сколько будет индексация зарплаты в 2022 году;
  • список выплат, которые нужно увеличить.

В основном, работодатели ориентируются на изменение индекса цен или на уровень инфляции. Это расчетные экономические показатели, определяемые Росстатом. Эти значения официальные и ознакомиться с ними можно на оф.сайте ведомства.

Основное изменение в расчете работников со средним уровнем заработной платы – это повышение ставки ООСМС до 3%.

Кроме этого незначительное изменение окажет «переход» стандартного вычета из МЗП в МРП.

Для наглядности выполним расчет в таблице, сравним его с расчетом в 2021 году.

Показатель Расчет в 2021 году Расчет в 2022 году
Размер дохода 150 000 тенге 150 000 тенге

ОПВ

150 000 * 10%

15 000 тенге

150 000 * 10%

15 000 тенге

ИПН

(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 500 (1МЗП)) *10%

8 950 тенге

(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 882 (12 МРП)) *10%

8 912 тенге

СО

(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%

4 725 тенге

(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%

4 725 тенге

СН

150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)

7 815 тенге

150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)

7 815 тенге

ВОСМС

150 000 * 2%

3 000 тенге

150 000 * 2%

3 000 тенге

ООСМС

150 000 * 2%

3 000 тенге

150 000 * 3%

4 500 тенге

За счет работодателя

15 540 тенге

17 040 тенге

За счет работника

26 950 тенге

26 912 тенге

Сумма «на руки»

123 050 тенге

Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.

Для этого правительство использует определенные меры поддержки:

  • Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.
  • Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.
  • Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.

Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.

Индексация зарплат в 2022 году в бюджетной и коммерческих сферах

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее — Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2021 г. (протокол N 29).

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2022 — 2024 гг. (базовый вариант):

2022 2023 2024
прогноз
Индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, г/г, в % 98,0 100,8 101,2

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

П.В. Крючкова

Приведены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2024 г. по базовому варианту, применяемые при формировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Это в т. ч.:

— индексы изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США;

— показатели инфляции;

— индексы цен производителей и индексы-дефляторы по видам экономической деятельности.

Написать комментарий

      С 01.01.2022 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»2 будет дополнен ст. 15.2 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Новая норма касается ответственности работодателя за непредставление или несвоевременное представление сведений в ФСС РФ. В частности:

      • штраф за непредставление или несвоевременное представление документов в фонд будет составлять 200 рублей за каждый документ;
      • за непредставление / несвоевременное представление информации, необходимой для назначения и выплаты пособия, штраф существенно выше – ​5000 рублей за каждый выявленный случай;
      • еще один штраф установлен за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, если это повлекло несение дополнительных расходов ФСС РФ, – ​штраф в размере 20% от суммы расходов, но не менее 1000 и не более 5000 рублей.

      Сейчас Законом № 255‑ФЗ установлена ответственность ст. 15.1 только за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. В ч. 2 статьи говорится о том, что если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то виновные лица должны возместить страховщику причиненный ущерб.

      Напомним, что в настоящее время действует еще и ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»3 , устанавливающая ответственность работодателей в части нарушения правил представления расчета по страховым взносам. Согласно ей, за нарушение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов грозит штраф 200 рублей. За нарушение срока его представления – ​в размере 5% суммы страховых взносов за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый месяц с даты, когда он должен был быть представлен, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 рублей.

      С 01.02.2022 удержать денежные средства из заработной платы работника по исполнительным листам можно только таким образом, чтобы у работника осталась сумма прожиточного минимума для трудоспособного населения8 . Исключение составляют требования:

      • по взысканию алиментов9 ;
      • возмещению вреда жизни и здоровью;
      • в связи с потерей кормильца;
      • возмещению ущерба, причиненного преступлением.

      По общему правилу вопросы с остатком денежных средств в размере прожиточного минимума будут решаться с судебными приставами. Должнику следует написать заявление и указать счет, с которого нельзя списывать денежные средства в размере, превышающем прожиточный минимум. Но работодателям тоже полезно знать об этом нововведении, т. к. исполнительные листы очень часто попадают им в руки.

      Связанный материал На работника пришел исполнительный документ № 02 / 2018

      См. статью «На работника пришел исполнительный документ» в № 2’ 2018

      С 01.01.2022 немного изменятся правила оплаты дополнительного отпуска при производственной травме или профессиональном заболевании10 .

      Связанный материал Суды о предоставлении дополнительных отпусков № 08 / 2021

      См. статью «Суды о предоставлении дополнительных отпусков» в № 8’ 2021

      Согласно подп. 10 п. 2 ст. 17 Закона № 125‑ФЗ работодатель обязан предоставлять сотруднику, который нуждается в санаторно-курортном лечении из-за производственной травмы, профессионального заболевания, дополнительный оплачиваемый отпуск на весь период лечения, включая проезд к месту лечения и обратно.

      По новым правилам за 2 недели до даты начала допотпуска работодатель должен направить в ФСС РФ сведения о застрахованном лице, сведения из приказа о предоставлении отпуска, расчет размера оплаты отпуска, сведения о способе получения оплаты отпуска работником. Форма предоставления этих сведений будет утверждена дополнительно ФСС РФ.

      Сам отпуск оплачивается фондом в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об оплате в размере среднего заработка работника.

      С 01.03.2022 женщины смогут работать в авиационной отрасли (авиационным механиком, инженером по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов и др.)11.

      Также уточнены конкретные профессии, по которым не могут работать женщины при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования. К ним относятся: котельщик; токарь на ручных токарно-давильных станках; чеканщик на работах ручным пневматическим инструментом; слесарь по монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад; слесарь-ремонтник, занятый монтажом и обслуживанием технологического оборудования и ремонтом нефтепромыслового оборудования; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.

      Кроме этого, исключено положение о необходимости подтверждения безопасности условий труда заключением государственной экспертизы (при желании женщин работать в запрещенных профессиях). Теперь будет достаточно результатов специальной оценки условий труда.

      В целом срок действия перечня работ, на которых ограничен труд женщин, установлен до 01.03.2028.

      Связанный материал Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция № 11 / 2018

      См. статью «Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция» в № 11’ 2018

      С 01.03.2022 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен ст. 13.2. Согласно ей работодатели обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной квотой12 :

      Связанный материал Квотирование рабочих мест для инвалидов № 08 / 2014

      См. статью с образцами документов «Квотирование рабочих мест для инвалидов» в № 8’ 2014

      • если работников более 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
      • если число работников от 35 до 100, то квота – ​до 3%.
      • Конкретный размер будет устанавливаться законом субъекта РФ.

        При определении среднесписочной численности работников не учитываются:

        • работники, занятые в филиалах и представительствах, расположенных в других регионах;
        • работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным.

        При этом филиалы и представительства должны соблюдать квоту отдельно по своей численности работников.

        Обязанность работодателя по соблюдению квоты будет считаться выполненной только при заключении трудового договора с инвалидом. Если до вступления в силу данных законодательных изменений изменений можно организовать рабочие места для инвалидов только в штатном расписании формально, то с марта следующего года нужно будет реально оборудовать рабочие места и трудоустраивать таких граждан. Обращаем внимание, что за несоблюдение квоты приема на работу инвалидов к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ могут привлечь должностное лицо работодателя. Штраф составит от 5000 до 10 000 рублей.

      Новая редакция раздела Х ТК РФ, который касается охраны труда, вступает в силу с 01.03.2022. Большинство изменений направлены на обеспечение безопасности рабочих мест и привлечение работников к реализации положений об охране труда. Выделим наиболее интересные новшества.

      1. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда 4-го класса (новая статья 214.1 ТК РФ). Если по результатам спецоценки условия труда отнесены к 4-му классу опасности, руководитель работодателя обязан выполнить следующие действия, показанные в схеме.

      Президент России подписал Федеральный закон от 22.11.2021 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Поправки касаются электронного документооборота (ЭДО) в сфере трудовых отношений. Закон направлен на упрощение оформления кадровых документов. Как сказано в пояснительной записке, соискатель сможет подобрать себе работодателя из другого региона, дистанционно пройти собеседование и заключить трудовой договор.

      Обязанности перейти на ЭДО пока нет, каждый работодатель сможет решить этот вопрос по своему усмотрению. В случае перехода работодателям не нужно дублировать электронные документы на бумажном носителе. Все взаимодействие с работниками будет происходить в электронной форме при использовании электронных подписей.

      В электронном виде работник сможет знакомиться с внутренними документами работодателя, заключать трудовой договор, подавать заявления работодателю и пр. Заявления и уведомления, направленные работником через систему автоматизации документооборота (СЭД), будут считаться полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления.

      Для внедрения ЭДО работодатель сможет использовать портал «Работа в России» или свою собственную информационную систему. Но ЭДО через портал «Работа в России» будет существенно проще и дешевле – ​для подписания документов будет достаточно ЭЦП, оформленной на портале госуслуг.

      Для перехода к ЭДО в первую очередь необходимо будет разработать локальный нормативный акт, в котором указать:

      • сведения об используемой системе ЭДО;
      • порядок доступа к ней;
      • перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
      • дата введения ЭДО;
      • срок уведомления работников о введении;
      • сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
      • порядок проведения инструктажа работников (при необходимости);
      • исключительные случаи, при которых допускается оформление документов на бумажном носителе.

      Далее нужно будет уведомить каждого работника и получить письменное согласие на взаимодействие с ним через ЭДО. Если работник откажется, то придется продолжать оформление документов с ним в бумажной форме, причем безвозмездно. Однако законодатель рассчитывает, как и в случае с трудовыми книжками, в конце концов всех перевести в электронный формат. Поэтому сотрудники, принимаемые на работу после 31.12.2021 или не имеющие до этой даты трудового стажа, обязаны использовать ЭДО, их согласие получать не требуется.

      Работодатель должен будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) (в своей СЭД):

      1) при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений,

      2) а также при подписании приказов / распоряжений о применении дисциплинарных взысканий, уведомлений об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

      Для подписания иных документов можно использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП), выданную с использованием инфраструктуры электронного правительства.

      Если ЭДО ведется через портал «Работа в России», то во всех случаях можно будет использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.

      Согласно закону, работник сможет подписывать электронные документы следующими видами ЭЦП: УКЭП, УНЭП (выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства или порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора), простая электронная подпись (если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ, подойдет не для всех документов).

      Если ЭДО будет внедрен с использованием системы «Работа в России», то работник также сможет использовать простую электронную подпись (если у него подтверждена учетная запись на портале госуслуг).

      Обратите внимание, что расходы на изготовление электронной подписи работнику (в случае ее отсутствия) будет нести работодатель.

      Добавим также, что большая часть изменений вступила в силу с момента опубликования федерального закона (22.11.2021), часть – ​с 1 сентября 2022 года (касающаяся использования портала «Работа в России»13), и еще часть – ​с 1 марта 2023 года.

      Кстати, одно из изменений, уже вступивших в силу — приказ о приеме на работу становится не обязательным документом. Прием на работу, согласно ст. 68 ТК РФ теперь может оформляться только трудовым договором. Правда, мы бы не рекомендовали торопиться отказываться от приказа, ведь в трудовую книжку (и СЗВ-ТД) запись вносится на основании приказа

      В заключение отметим, что о ряде других изменений, которые вступят в силу в начале года, мы писали в новостях журнала. Например, мы рассказывали, что с 01.01.2021 работодателям придется указывать сведения о вакансиях на платформе «Работа в России».

      Индексация зарплат, рост оклада служащих, МРОТ на 2022 в обзоре трудовых прав

      Это значит, что с 1 января 2022 года до 13 890 рублей вырастет минимальная выплата по больничному листу. По МРОТ считают пособие по временной нетрудоспособности тем, чей стаж меньше 6 месяцев, у кого не было доходов за последние 2 года или среднемесячный размер зарплаты меньше МРОТ. До минималки снижают больничное пособие тем, кто нарушил режим, предписанный врачом.

      Работникам, чей доход ниже указанной цифры, нужно будет добавить. Разумеется, речь идет о начисленной заработной плате, то есть до удержания подоходного налога, при условии полностью отработанной месячной нормы рабочего времени.

      От МРОТ зависят декретные пособия — по беременности и родам и детские — по уходу за ребенком до 1,5 лет.

      Минэкономразвития России разработало сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — сценарные условия, прогноз).

      С момента подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сентябре 2020 года наблюдается улучшение как внешних, так и внутренних условий развития российской экономики. Вместе с тем экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в России и в мире до конца не преодолены — более того, в значительном числе стран вновь введены либо продлены карантинные ограничения, направленные на борьбу с ростом заболеваемости. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, которая будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.

      Сценарные условия разработаны в двух вариантах — базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Консервативный вариант основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

      В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 в сентябре текущего года будет подготовлен среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в котором будет учтено, в том числе, развитие ситуации в российской и мировой экономике в ближайшие месяцы.

      Ситуация в мировой экономике в течение 2020 г. складывалась лучше, чем ожидалось международными организациями и экспертным сообществом. Снижение мирового ВВП составило -3,3% по итогам прошлого года и оказалось выше оценок Международного валютного фонда (октябрь: -4,4%). ВВП США в 2020 г. снизился на -3,5% (прогноз МВФ от октября: -4,3%), Японии — на -4,8% (-5,3%), еврозоны — на -6,6% (-8,3%). Китай оказался единственной крупной страной с положительным темпом роста ВВП в 2020 г. (2,3%, прогноз МВФ: 1,9%).

      Вместе с тем новая коронавирусная инфекция продолжила распространяться во второй половине 2020 года. Новые «волны» заболеваемости вынудили многие правительства сохранить или вновь ввести карантинные меры, вплоть до «локдаунов», которые сохраняются и в настоящее время. Введение (продление) карантинных ограничений оказывает сдерживающее влияние на восстановление экономики.

      В то же время в крупнейших странах сохраняется поддержка со стороны как бюджетной, так и денежно-кредитной политики. Кроме того, как и ожидалось, меры по борьбе с пандемией приобрели более точечный и целенаправленный характер. Произошедшая адаптация бизнеса и населения к карантинным ограничениям, а также набирающая обороты вакцинация позволяют рассчитывать на дальнейшее постепенное восстановление экономической активности в течение 2021 года. Вместе с тем восстановление будет носить неоднородный характер по странам: более активный рост ожидается в США и Китае, в то время как в европейских странах экономическая активность достигнет докризисных показателей не ранее 2022 года.

      В среднесрочной перспективе пандемия новой коронавирусной инфекции и обусловленный ею экономический спад окажут длительное негативное воздействие на экономическую активность в мире. С высокой вероятностью она усугубит замедление темпов роста мировой экономики, которое прогнозировалось на текущее десятилетие еще до пандемии в связи с негативными демографическими тенденциями в развитых странах, растущим неравенством и недоинвестированием. В результате по-прежнему ожидается замедление темпов роста мировой экономики до уровня около 2,5% — 3,0% в среднесрочной перспективе под воздействием накопленных структурных дисбалансов (в том числе, по мере сворачивания экстренных мер экономического стимулирования и «охлаждения» финансовых рынков).

      Краткосрочная отрицательная динамика на финансовых рынках после возобновления роста числа заражений новой коронавирусной инфекцией и связанных с ней повторных ограничений в 4 кв. 20 была нивелирована началом массовой вакцинации населения во второй половине 2020 года. С конца сентября ведущие фондовые индексы развитых стран демонстрировали значительное восстановление: так, индекс S&P 500 в начале ноября прошлого года достиг уровней середины февраля (около 3400 пунктов), а в начале апреля 2021 г. обновил исторический максимум (4103 пункта). Индекс европейских акций STOXX 600 в настоящее время находится вблизи уровней конца февраля 2020 г., приблизившись к 437 пунктам. Сводный фондовый индекс стран с формирующимися рынками MSCI EM обновил исторический максимум в середине февраля 2021 г., почти в 2 раза превысив значение марта 2020 г. (1445 пунктов в феврале 2021 г., 770 пунктов в середине марта 2020 года), а в начале апреля 2021 г. находился на уровне выше 1300 пунктов.

      Восстановление на фондовых рынках обусловлено оптимизмом участников рынка относительно перспектив массовой вакцинации, сохранением ультрамягкой денежно-кредитной политики ведущих центральных банков, а также дополнительными бюджетными стимулами в ряде крупных стран (в первую очередь, США). Вместе с тем растущий разрыв между финансовыми и фундаментальными экономическими показателями (ожидаемый постепенный характер восстановления экономической активности, с одной стороны, и полное восстановление стоимости активов в первом квартале 2021 г. — с другой) означает возросшие риски для финансовой стабильности при сворачивании стимулирующих мер в среднесрочной перспективе.

      Цены на сырьевые товары в начале 2021 г. продолжили расти под влиянием как финансовых (восстановление склонности к риску глобальных инвесторов), так и фундаментальных факторов (увеличение спроса в связи с постепенным снятием ограничительных мер). Достаточно активное восстановление наблюдается на рынке металлов: так, медь в марте 2021 г. торговалась на ~25% выше, чем в 4 кв. 20, алюминий — на ~15%, никель — на ~3%. В то же время цена на золото в марте 2021 г. сократилась на ~8% по сравнению с последним кварталом 2020 г. и на ~13% в сравнении с августом 2020 г., когда цена на золото достигла исторических максимумов (более 2000 долл. за тонну в отдельные торговые сессии).

      На рынке нефти в условиях продолжающегося восстановления спроса и ограниченного предложения наблюдается положительная динамика. В декабре 2020 г. группа стран — производителей нефти ОПЕК+ приняла решение о более плавном, чем было запланировано в апреле 2020 г., наращивании добычи в текущем году. Кроме того, на предложение нефти в начале 2021 г. оказал негативное влияние ряд разовых факторов (аномальные морозы в штате Техас, авария контейнеровоза в Суэцком канале).

      В результате в декабре 2020 г. цена на нефть марки «Юралс» вновь превысила уровень 50 долл. США за баррель, а с середины февраля 2021 г. держится выше 60 долл. США за баррель. Средняя цена на нефть марки «Юралс» за январь — март 2021 г. составила 59,9 долл. США за баррель (в том числе март: 63,9 долл. США за баррель).

      С учетом указанных факторов оценка цены на нефть на текущий год существенно повышена по сравнению с прогнозом (до 60,3 долл. США за баррель в среднем за 2021 г. по сравнению с 45,3 долл. США за баррель в сентябре).

      Как и в прогноз от сентября 2020 г., в сценарные условия заложена предпосылка об окончании сделки ОПЕК+ в мае 2022 г. в соответствии с согласованными параметрами. По мере запланированного наращивания добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также ожидаемой коррекции на финансовых и сырьевых рынках среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» снизится — до 56,2 долл. США за баррель в 2022 г. и 54 — 55 долл. США за баррель в среднесрочной перспективе.

      Ситуация в экономике в 2020 г. сложилась лучше, чем ожидалось. Российский ВВП снизился на -3,0% (в оценке от сентября 2020 г.: -3,9%) — меньше, чем ВВП крупнейших стран и мировая экономика в целом. Существенный спад произошел в добыче полезных ископаемых за счет ограничений добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, направленной на поддержку цен на нефть. При этом в ключевых несырьевых отраслях (сельское хозяйство, строительство, обрабатывающая промышленность) выпуск по итогам 2020 г. сохранился на уровне 2019 г. или даже показал небольшой рост. Инвестиции в основной капитал сократились на 1,4% (в прогнозе от сентября ожидали -6,6%) — это первый случай в новейшей российской истории, когда спад инвестиционной активности оказался меньше падения экономики в целом.

      Более позитивная, чем ожидалось, ситуация в российской экономике в 2020 г. — это результат, в первую очередь, реализованных мер поддержки экономики. В условиях снижения экономической активности меры Правительства Российской Федерации были направлены на сохранение доходов граждан — как работающих, так и временно оставшихся без работы, семей с детьми. Меры прямой финансовой поддержки включали, в том числе, единовременные выплаты семьям с детьми, расширение выплат пособий по безработице, увеличение минимального размера выплат по больничным листам и упрощение порядка их оформления и другие. Меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (прямые гранты субъектам МСП, отсрочки и списания по налоговым, страховым и арендным платежам, программы льготного кредитования и др.) были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса в целях высвобождения средств на выплату заработных плат.

      В начале 2021 г. основные экономические показатели сохраняются вблизи уровней конца 2020 г., однако восстановление экономики пока не завершено. Существенное влияние на февральские показатели оказал календарный фактор (плюс один календарный день в високосном 2020 году).

      За январь — февраль, по оценке Минэкономразвития России, ВВП России сократился на -2,5% г/г. Сдерживающим фактором остается сделка ОПЕК+. Однако по сравнению с концом 2020 г. ситуация в добывающем комплексе улучшилась — сказывается плановое ослабление ограничений на добычу нефти (+0,5 млн. барр./сутки с 1 января в целом по группе).

      Обрабатывающая промышленность после активного роста в конце прошлого года вновь показывает снижение (-1,3% г/г в январе — феврале). Спад наблюдается в нефтепереработке, металлургическом комплексе. Вместе с тем продолжился рост в химическом комплексе (включая фармацевтику), легкой промышленности и машиностроении.

      Восстанавливаются показатели транспортного комплекса — в том числе, за счет трубопроводного и воздушного транспорта. Ситуация в строительстве остается стабильной.

      Продолжается постепенное восстановление потребительского спроса. Оборот розничной торговли в январе практически вышел на уровень прошлого года (в феврале снижение возобновилось под влиянием календарного фактора). Объем платных услуг населению и оборот общественного питания пока существенно ниже прошлогодних уровней (-7,4% г/г и -10,8% г/г в январе — феврале соответственно), но также восстанавливаются. Оживление потребительского спроса подтверждается альтернативными индикаторами (обороты контрольно-кассовой техники, индекс потребительских расходов Сбербанка).

      На рынке труда также наблюдается последовательное улучшение ситуации. В феврале уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снижается шестой месяц подряд (до 5,7% от рабочей силы, на пике в августе 2020 г. — 6,4%). Одновременно сокращается и численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости.

      Сохраняется поддержка экономики со стороны как денежно-кредитной, так и бюджетной политики. Кредит экономике растет темпом более 9% г/г четвертый месяц подряд (февраль: +10,1% г/г), основной вклад вносят корпоративное и ипотечное кредитование. Объем расходов бюджетной системы (федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные фонды) в январе — феврале превысил уровень прошлого года на 15,7% г/г, или +794 млрд рублей.

      9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

      В начале 2021 г., несмотря на рост цен на сырьевых рынках, наблюдалось ослабление рубля до уровней около 75 — 77 руб. за долл. США. Вместе с тем поддержку валютному курсу оказывает сохранение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, которое, по оценке, в текущем году возрастет почти вдвое (до уровня около 4% ВВП с 2,2% ВВП в 2020 году). По мере нормализации настроений на финансовых рынках ожидается возвращение валютного курса в диапазон 71 — 72 рубля за долл. США в конце текущего года. Среднегодовой курс российской валюты в 2021 г. прогнозируется на уровне 73,3 рубля за долл. США, в 2022 г. — 71,8 рубля за долл. США. В среднесрочной перспективе курс рубля в рамках базового варианта ожидается на уровне 72 — 74 рублей за доллар США.

      Сочетание мягкой денежно-кредитной политики ведущих центральных банков, неблагоприятной ситуации с урожаем в мире по отдельным культурам и увеличения закупок со стороны ряда крупных импортеров привело к ускорению роста мировых цен на продовольственные товары начиная с середины 2020 года. В начале 2021 г. данная тенденция сохранялась. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН, в I квартале 2021 г. мировые цены на зерновые выросли на 7% (20% в июле — декабре 2020 г.), на масла — 21% (51%), на сахар — 10% (16%).

      Рост цен на мировых рынках, наряду с ослаблением рубля (на 7% к доллару США во второй половине 2020 г., на пике ослабление превышало 10%) и снижением урожая ряда сельскохозяйственных культур в России привели к ускорению потребительской инфляции (4,9% г/г в декабре 2020 г., 5,8% г/г в марте 2021 года), в том числе — на продовольственные товары (6,7% г/г в декабре 2020 г., 7,6% г/г в марте 2021 года).

      С учетом принятых Правительством Российской Федерации мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары ожидается снижение инфляции в годовом выражении до 4,3% г/г на конец текущего года. В среднесрочной перспективе инфляция ожидается вблизи целевого уровня в 4%.

      Прогноз ВВП на 2021 г. скорректирован до 2,9% (с 3,3% ранее) с учетом повышения базы 2020 года (-3,0% против -3,9%, ожидавшихся в сентябре) и более плавного наращивания добычи в рамках сделки ОПЕК+ по сравнению с параметрами, согласованными в апреле прошлого года.

      Основной вклад в рост ВВП внесет восстановительный рост потребления товаров и услуг (+5,1% и +11,3% соответственно после снижения на -4,1% и -17,3% в 2020 году). Инвестиции в основной капитал увеличатся на 3,3% (после снижения на -1,4% в 2020 году). Чистый экспорт внесет отрицательный вклад в ВВП с учетом опережающего восстановления импорта в текущем году, а также сохранения экспорта нефти и нефтепродуктов на пониженном уровне.

      При этом в сценарных условиях, как и в сентябрьском прогнозе, по-прежнему предполагается выход экономики к концу 2021 г. на траекторию устойчивого роста, соответствующего достижению национальных целей развития Российской Федерации.

      Кроме того, в сценарные условия заложено выполнение в полном объеме мероприятий, предусмотренных Общенациональным планом.

      Рост ВВП в 2022 г. (3,2%) предполагает окончание сделки ОПЕК+ в соответствии с согласованными параметрами. В среднесрочной перспективе рост ВВП продолжится темпом около 3% с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, в том числе, в части запуска нового инвестиционного цикла.

      В 2020 г. оклад инженера бюджетного предприятия составлял 23000 руб. В 2021 г. проиндексированная с учетом роста инфляции зарплата в месяц будет установлена на уровне:

      23000 х 1,049 = 24127 руб.

      Ряд категорий трудящихся подпадает под действие «майского» Указа Президента № 597, согласно которому в 2021 году ожидаемое повышение зарплат научных сотрудников, работников музеев, театров, библиотек, а также педагогов и медиков должно составить примерно 6,1%.

      Совфед увеличил МРОТ в 2022 году до 13 890 рублей

      Единого подхода к расчету индексации для работников небюджетной сферы нет. Письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 подтверждает, что способы устанавливаются локальными актами работодателей. Рассчитать индексацию в 2021 г. (коэффициент) можно по официальному уровню роста инфляции, индексу потребительских цен за прошедший период, уровню роста МРОТ или прожиточного минимума в регионе и т.д. Исходя из своих финансовых возможностей работодатель может провести индексацию в размере большем, чем официальные данные о росте указанных показателей.

      ИП или компания определяет процент повышения зарплат общий для всех сотрудников. Выбранный способ необходимо закрепить внутренним документом.

      Как рассчитать свой процент индексации заработной платы покажем на примере.

      В ООО работает 3 человека: директор (оклад 40000 руб.), главный бухгалтер (оклад 30000 руб.), менеджер (оклад 20000 руб.). Руководство компании решило в качестве индексации с февраля 2021 г. повысить оклады на 5,5% (коэффициент 1,055), новые оклады сотрудников составят:

      • директора — 40000 х 1,055 = 42200 руб.;
      • гл. бухгалтера 30000 х 1,055 = 31650 руб.;
      • менеджера 20000 х 1,055 = 21100 руб.

      В штатное расписание компании было внесено соответствующее изменение.

      Компания может увеличить не все составляющие зарплаты, а только ее часть – например, повысить оклады (тарифные ставки), но не менять размер стимулирующих выплат. Покажем такую индексацию на примере расчета при сдельной оплате труда.

      Подписи под документом поставили губернатор Виктор Томенко, исполнительный директор Союза промышленников регионального объединения работодателей Виктор Мещеряков, лидер профсоюзов Иван Панов, а также руководители краевых объединений строителей, лесопромышленников, жилищно-коммунальных организаций, агропромышленного комплекса и других отраслей экономики.

      Повышение МРОТ коснется почти 100 тысяч жителей края. Подписанты договорились, что профсоюзы должны будут проследить за тем, чтобы стимулирующие выплаты не перетекли в новый гарантированный МРОТ, а начислялись, как должно быть, сверх него.

      – Мы увеличиваем размер минимальной заработной платы в Алтайском крае на 28%, до 16 638 рублей. С учетом повышающих коэффициентов, которые
      в разных районах края действуют, размер минимальной заработной платы в 2022 году составит более 19 тысяч рублей. То есть не менее этой суммы должен получать работник, который выполнил свое трудовое задание, – подчеркнул глава региона.

      Губернатор также отметил, что в соглашении отразилось последнее решение президента РФ об увеличении показателей прожиточного минимума и МРОТ на уровни, превышающие темпы инфляции, а именно на 8,6%.

      – При этом традиционно региональная минимальная заработная плата превышает федеральный МРОТ в среднем на 20%. Эту традицию мы сохранили, – отметил глава региона.

      Изменение коснулось и темпов роста заработной платы в зависимости от ее уровня.

      – Поменялись параметры ускоренного роста заработной платы в отраслях, на предприятиях. Если средняя зарплата по итогам 2021 года сложилась в конкретной организации в размере меньше 22 тысяч рублей, то на следующий год она должна подняться не меньше чем на 20%, – сказал губернатор. – Если в размере от 22 тысяч до 35 тысяч рублей, то на 10%. Если зарплата больше, то работодатели должны индексировать ее на уровень инфляции.

      – Поменялись параметры ускоренного роста заработной платы в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях. Если средняя заработная плата по итогам 2021 года сложилась в конкретной организации в размере меньше 22 тысяч рублей, то на следующий год она должна подняться не меньше чем на 20%, – сказал губернатор. – Если она сложилась в размере от 22 тысяч до 35 тысяч рублей, то на 10%. Если зарплата больше, то работодатели должны индексировать ее в соответствии с уровнем инфляции.

      Виктор Мещеряков рассказал, что по первому документу существенных возражений у работодателей не было. Даже пункт, в котором описывается обязательство работодателей по динамике повышения заработной платы в зависимости от средней зарплаты на предприятии, не вызвал отторжения ни у кого.

      – А вот по МРОТ переговоры шли неоднозначно, – сказал Мещеряков. – Они проходили в два этапа до 20 октября. С учетом роста инфляции мы все же решили, что наши работники не должны потерять реальные доходы.

      Председатель Алтайского крайсовпрофа Иван Панов добавил, что в ходе переговоров работодатели реального сектора экономики согласились с динамикой, предложенной профсоюзами, но с оговоркой исключить из минимального размера заработной платы стимулирующие выплаты.

      – Учитывая опережающие инфляцию темпы роста минималки, мы согласились с данной редакцией, но с оговоркой: начиная с нового года будем проводить мониторинг заработной платы в реальном секторе экономики и в случае нарушения прав работников и при попытках сыграть на стимулирующих выплатах будем принимать соответствующие меры. Тем более что в региональном трехстороннем соглашении норма о невключении стимулирующих выплат в размер минимальной заработной платы сохранена, – сказал Иван Панов.

      Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.

      Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:

      1. ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
      2. Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
      Отрасль экономики Индекс-дефлятор по годам
      2019 2020 2021
      Промышленность 103.3 102.9 103
      Промышленность без топливно-энергетического комплекса 104.1 104.1 103.9
      Полезные ископаемые 101.2 100.6 101
      Топливно-экономические ископаемые 100.9 100.4 100.8
      Уголь 104.5 104 103.7
      Газ и нефть 100.5 100 100.4
      Металлическая руда 104.2 102.5 102.7
      Прочие ископаемые 103.2 103.3 103.3
      Обрабатывающее производство 103.9 103.5 103.5
      Пищевое производство 103.1 103.2 103.5
      Текстиль и кожа 104.2 103.8 103.5
      Древесина 105.1 104.6 104.3
      Бумага 105.2 104.7 104.4
      Нефтепродукты 101.3 100.1 100.6
      Химические вещества к медицинским изделиям из резины и пластмассы 105.2 104.9 104.7
      Неметаллическая минеральная продукция 103.9 103.7 103.6
      Черная металлургия 104.2 104.7 103.7
      Драгоценные металлы и ядерное топливо 106 104.5 104.1
      Готовые изделия из металла 104.5 104.5 104.2
      Машиностроение 105.5 105.3 105.4
      Прочее производство 102.8 102.9 103.2
      Электроэнергия газа и пара 105 104.2 104
      Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов 104 104 104
      Сельское хозяйство 103.5 103.1 103.3
      Растениеводство 103.7 102.9 102.9
      Животноводство 103.4 103.5 103.7
      Транспорт, включая трубопроводы 104.3 104.2 104.1
      Инвестиции и капиталовложения 105 104.4 104.2
      Строительство 105 104.8 104.5
      Розничная торговля 104.2 103.5 104
      Платные услуги населения 104.8 104.2 104.3

      Ежегодные прогнозы Минэкономразвития Российской Федерации в области оборонной промышленности необходимы для того, чтобы планировать цены на создание и обслуживание продукции оборонного значения.

      Расчетные коэффициенты помимо этого используют, чтобы определять стоимость гособоронзаказов по утилизации и предоставлению других услуг из перечня закупок.

      Вследствие инфляции повышаются цены – предприниматель поднимает заработную плату. В свою очередь, с повышением расценок возрастают и производственные траты, то есть увеличиваются издержки. Чтобы избежать убыточности, производитель должен поднять стоимость своих товаров и услуги. Поднятие цен снова означает инфляцию.

      Чтобы хоть немного снизить темпы возрастания этой «спирали», предусмотрены некоторые ограничения для механизма индексации.

      Индексация направлена на компенсацию не любых скачков цен, а только тех, которые связаны с инфляцией. Темп и размер инфляции отслеживается на государственном уровне, остальные факторы рыночной экономики менее поддаются учету и контролю.

      Индексации подлежат не любые доходы, а только те, что контролируются и регламентируются государственными органами (заработная плата, пенсия, социальные выплаты).

      Дополнительная защита не нужна доходам, которую приносит владельцам их частная собственность и предпринимательская деятельность:

      • аренда недвижимости;
      • торговля личным имуществом;
      • доход от частных фермерских и подсобных хозяйств;
      • прибыль от других видов законной деятельности.

      Хозяева и бизнесмены сами регулируют уровень издержек и доходов путем свободного образования цен на свои товары и услуги.

      МРОТ в России с 1 января 2022 года

      Поскольку индексация является номинальным увеличением дохода, она подвержена тем же налоговым последствиям, что и обычная заработная плата:

      • налог на прибыль в месяц начисления индексации (кроме тех случаев, когда индексация начислена за счет прошлых прибылей);
      • страховые взносы и отчисления в фонды на индексированную сумму;
      • НДФЛ с дополнительно начисленных средств за расчетный месяц.

      Это нарушение закона, чреватое административной ответственностью. Инспекция по труду, зафиксировав такое нарушение, может обеспечить ущемленным сотрудникам защиту их попранных прав, заставив нерадивого предпринимателя исправить ошибку и ответить по закону. Для этого работникам потребуется обратиться туда с жалобой о том, что на предприятии отсутствует или не соблюдается процедура индексации зарплат.

      ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Многие опасаются обращаться в трудовую инспекцию, не зная о своем праве требовать не предоставлять работодателю сведений об авторе жалобы в соответствии с ч. 2 со ст.358 ТК РФ. При этом анонимно обратиться тоже не получится: жалобы без авторства не рассматриваются.

      Обращаться можно и прямиком в суд, случается, что иск производится по представлению органов контроля. Срок для этого – 3 месяца со дня, когда трудящийся осознал, что его права оказались ущемленными (это может быть день начисления непроиндексированной зарплаты, аванса).

      ВНИМАНИЕ! Суд в большинстве случаев просто обяжет предпринимателя разработать и принять положение об индексации, если в иске не содержится дополнительных требований.

      При определении начальной стоимости контракта на строительство необходимо:

      1. Подготовить проектно-сметную документацию.
      2. Составить смету затрат на строительство.
      3. Ценовые показатели сметы просчитать под действующий коэффициент на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
      4. Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
      5. Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.

      Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.

      • Какой будет минимальная заработная плата в Германии в 2021 году?
      • В Германии с 1 мая вводится новая минимальная зарплата для медсестер
      • Минимальная цена на продукты в Германии: будет ли?


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.