Внешний госдолг России на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний госдолг России на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.

В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.

НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.

Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.

В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.

Размер внешнего долга России на 2022 год

Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.

В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?

Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.

А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.

На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.

Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.

Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.

Источниками гос. долга являются:

  • Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
  • Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
  • Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
  • Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)

Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.

Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.

Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.

К концу 2020 года из-за пандемии и ограничительных мер объем внешнего долга всех стран заметно подрос от 83,5% до 96%.

Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. За один только 2019-2020 год ставка возросла с 105% до 123%.

В США гос. долг также возрос с 108% до 129%, а на 2022 год ожидается еще повышение до 132%.

Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2022 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики.

Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд. долларов США, при этом уже к концу 2021 года страна должна выплатить 14 млрд. долларов. При этом правительство и Президент Украины с полной уверенностью заявляют, что обязательно расплатятся с долгами, ведь ВВП растет на 4,8%. Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы.

Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране- Белоруссии.

В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты. Белоруссия должна 24 млрд. долларов, то есть 38% от ВВП. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.

Госдолг в 2022-2024 годах ожидается на уровне близком к 20% ВВП

Безопасным для экономики считается соотношение внешнего долга к ВВП не более 60%.

Огромный внешний долг имеет Япония, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 223%.

Второй в списке стран с самыми большими долгами идет Греция, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 180%.

Следующими в списке идут Ливан, Йемен, Италия, Португалия, Мозамбик и Кабо-Верде.

Любой внешний долг – это существенный показатель доверия к стране со стороны зарубежных партнеров. Если страна имеет стабильную экономику и возможно для дальнейшего развития, то внешний долг не является огромной проблемой для Правительства.

Конечно, при постоянном росте государственного внешнего долга, авторитет правительства падает, и доверие народа к власти уменьшается.

20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

Минфин ожидает увеличения госдолга в 2020-2022 годах

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

    • Внешний долг России
      • 2021: Сокращение внешнего долга до $459 млрд
      • 2020: ЦБ: Внешний долг России сократился на 4,3% до $470,1 млрд
      • 2019: Внешний долг около $850 млрд
      • 2017
        • Россия погасила последний внешний долг СССР
        • $513,478 млрд

      По оценке Банка России, внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2021 года составил 459,3 млрд долларов США, сократившись с начала года на 8,6 млрд долларов США. Снижение долговых обязательств перед нерезидентами наблюдалось во всех секторах экономики, кроме банковского сектора, при этом наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности по обязательствам прочих секторов по внешним кредитам, а также уменьшение портфелей нерезидентов в суверенных ценных бумагах.

      Внешний долг России в 2020 году сократился на 4,3% (или на $21,3 млрд), составив $470,1 млрд. Об этом свидетельствуют данные Центробанка РФ.

      Регулятор отметил, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано по всем секторам экономики. Наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности прочих секторов по привлечённым кредитам.

      Российский госдолг через три года достигнет 21,3% ВВП

      На апрель 2019 года почти весь внешний долг России – долг корпоративный. А государство предпочитает занимать деньги внутри страны. Внутренний долг по ОФЗ – около 200 млрд.долл., в 4 раза больше внешнего. Но и сложив все долги государства, получим скромные 10-15% от ВВП.

      Совокупный долг корпоративного сектора больше – около 600 млрд.долл., 30-40% от ВВП. Итого всех долгов насчитаем около $850 млрд, или около в 50% от ВВП. Основная часть долга покрыта накоплениями, в частности, международными резервами, размер которых достиг $491 млрд. Таким образом Россия остается незакредитованной и финансово устойчивой экономикой.

      В мае 2021 г Счётная палата РФ сообщила, что государственный долг России за I квартал увеличился на 741,3 млрд рублей и по состоянию на 1 апреля достиг 19 681 692,6 млн рублей (17% ВВП).

      Внутренний долг вырос на 683 млрд рублей, до 15,434 трлн рублей, а внешний снизился на $598,3 млн, до $56,1 млрд.

      Государственный долг России в 2020 году вырос на 5,4 трлн рублей (на 39,9%) и составил около 19 трлн рублей или 17,8% от ВВП. Об этом свидетельствуют данные Счетной палаты.

      Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

      Пополняется бюджет за счет:

      • налоговых поступлений;
      • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
      • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
      • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

      Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

      Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

      Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

      Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

      Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

      Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

      Расходы на обслуживание внутреннего госдолга России вырастут на 300 млрд рублей

      По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:

      • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
      • владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.

      Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.

      Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

      Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

      Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

      По источникам госдолг подразделяется:

      • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
      • кредиты у международных структур: банков и фондов;
      • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
      • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

      В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

      Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

      • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
      • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
      • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
      • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
      • не ослабевающее санкционное давление.

      Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

      Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.

      Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

      1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
      2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
      3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
      4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
      5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.

      Внешний долг России: 1994 – 2021

      Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

      Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

      Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

      • Нормативно-правовая база
      • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
      • Структура долга
      • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
      • Глоссарий
      • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

      И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

      Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

      В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

      Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

      По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

      Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

      Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

      В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

      …Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

      А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

      Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

      А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

      Долг Размер

      Органы госуправления

      59 544

      Центральный банк

      13 410

      Банки

      45 770

      Прочие секторы

      91 966

      По данным ЦБ

      Долг органов госуправления представлен в основном еврооблигациями и рублевыми облигациями федерального займа. Инвесторы охотно дают в долг государству, поскольку страна может похвастать репутацией качественного заемщика. Это и низкий уровень госдолга, и сильные золотовалютные резервы. Многим нравится потенциальная доходность от вложений в российский госдолг.

      Что касается частного долга, то он по своим размерам немного опережает долг госсектора. Частники – это банки, компании, предприятия, в которых у государства нет никакой доли, либо она не превышает 50%.

      На дату Показатель

      сентябрь 2020

      30%

      сентябрь 2019

      28%

      сентябрь 2018

      28%

      сентябрь 2017

      35%

      сентябрь 2016

      41%

      сентябрь 2015

      36%

      сентябрь 2014

      31%

      сентябрь 2013

      31%

      сентябрь 2012

      28%

      сентябрь 2011

      27%

      По данным ЦБ

      По состоянию на 1 октября 2020 года, почти половина (49%) внешнего долга представляла собой займы в американских долларах. Еще 26% — это рублевые заимствования. На долю евро приходится 20% внешнего долга страны. Также небольшой кусочек долгового пирога представлен в иных валютах.

      Интересно посмотреть на валютную структуру долга в досанкционный период. Например, по состоянию на 1 апреля 2014 года, доля внешнего долга в американских долларах была гораздо выше, составляя 63%. Доля рублевого долга оценивалась в 23%, долга в евро – на уровне 11%.

      В последние годы регулярно поднимается тема санкций в отношении российского госдолга. Различные законопроекты в этом направлении уже существуют, но пока еще лежат без движения в Конгрессе США.

      В 2019 году уже были введены частичные санкции против госдолга РФ. В частности, США запретили американским банкам принимать участие в первичном размещении валютного госдолга РФ. Но эксперты сразу же назвали такие ограничения символическими, поскольку в отношении покупок на вторичном рынке никаких блокировок не было. Таким образом, инвесторы могли пропустить первый этап размещения долговых бумаг, но без проблем купить их позже на вторичке.

      Специалисты полагают, что серьезные санкции в отношении госдолга РФ невозможны, поскольку в мировой финансовой системе сегодня вся связаны и, например, полный запрет на владение российским госдолгом может отозваться неприятными последствиями для многих стран и инвесторов.

      Госдолг России оказался в руках США. Более 21 млрд долларов держат три фонда

      • Реестр МФО
      • Реестр коллекторов
      • Узнать кредитную историю
      • Вопрос юристу
      • Калькулятор займов
      • Кредитный рейтинг
      • Реестр бюро КИ
      • Юристы по банкротству
      • Вакансии
      • Сравнение МФО

      >#б(1!ш,2©2© / economics

      119

      Кузьмина Мария Михайловна Новосибирский государственный университет экономики и управления

      DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11477 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Kuzmina Maria Mikhailovna

      Novosibirsk State University of Economics and Management

      ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION

      Abstract

      The relevance of this work lies in the fact that public debt is one of the most acute problems in the Russian economy, it has become one of the most important sources of receipt of money in the budget of the Russian Federation, therefore, constant control over the structure of the public debt is necessary.

      Аннотация

      Актуальность данной работы заключается в том, что государственный долг является одной из острейших проблем в экономике России, он стал одним из важнейших источников поступления денег в бюджет РФ, поэтому необходимым являет постоянный контроль над структурой госдолга.

      Keywords: government debt, external debt, domestic debt

      Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, внутренний долг

      В статье будут рассмотрены следующие задачи:

      1. ознакомится с понятием и видами государственного долга;

      2. проанализировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ

      3. рассмотреть планы погашения госдолга.

      Объект исследования: структура государственного долга РФ

      Предмет: сущность, динамика внешнего и внутреннего госдолга

      В современном мире сложно назвать государство, которое не прибегало бы к государственным заимствованиям. С точки зрения обслуживания и сокращения государственного долга есть проблемы различного характера, помимо экономических проблем, возникают и политические, которые основаны на положении политической ситуации в мире.

      Их использование обусловлено рядом факторов: ограниченность в собственных финансовых ресурсах, покрытие дефицита государственного бюджета, исполнение долговых обязательств, финансирование проектов, поддержание национальной валюты. Государственный долг не рассматривается как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к его полному погашению. Госдолг возникает в условиях, когда государственная расходная часть бюджета превышает доходную, следовательно образуется бюджетный дефицит.

      Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

      Государственный долг может быть внешним и внутренним. Под внешним долгом понимается задолженность перед иностранными государствами, компаниями, лицами. Он является обременительным для страны, так как приходится отдавать в счет уплаты долга и процентов ценное сырье, товары. Если платежи составляют 20-30% от внешнеэкономической деятельности, страна не только попадает в ряды должников, но и получить при необходимости новый займ будет весьма затруднительно.

      Под внутренним долгом принято понимать задолженность перед своим населением, то есть у правительственных органов есть долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами.

      Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

      — Кредиты, полученные правительством.

      — Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.

      — Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством

      На 2019 год основными заёмщиками капитала являются США на долю которого приходится 20421273 млн.долл., второе место — Великобритания, чей долг составляет 8537203 млн.долл.

      • Российский госдолг находится на невысоком уровне
      • Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах
      • Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом
      • Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока
      • Риск санкций уже во многом реализовался
      • Российский долг устойчив
      Долг/ВВП (2020), % Изменение в отношении долга к ВВП, п.п.
      2019–20 2020–21
      Развитые страны 120.1 18.19 2.39
      Развивающиеся страны 64.4 7.52 -0.11
      Бедные развивающиеся страны 49.5 3.40 0.40
      Германия 68.9 9.28 1.32
      США 127.1 18.92 5.73
      Китай 66.8 9.77 2.78
      Саудовская Аравия 89.6 15.67 -2.96
      Россия 19.3 5.55 -1.21
      Индия 98.9 11.29 -0.54
      Мексика 60.6 7.29 -0.05
      Бразилия 32.4 9.64 -1.41
      Южная Африка 77.1 14.91 3.72

      Источник: Источник: МВФ.

      В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.

      В феврале-марте 2021 года на международных финансовых рынках повышается тревожность, растут доходности по трежерис. Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США 1 , последующими за пакетом Байдена, а также большим объемом заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. Значительно увеличились доходности длинных бумаг, в то время как доходности двухлетних казначейских облигаций сохранились на прежнем уровне.

      На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.

      В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.

      В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.

      Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

      Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

      Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

      Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

      Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

      Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

      На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

      1 Ссылка на предыдущий доклад

      2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.

      3Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.

      Если вам интересно посмотреть, как менялись суммы задолженности в разные периоды существования нашей страны, то это можно легко отследить по таблице ниже:

      Дата

      Сумма, млрд. долларов

      1991, 25 декабря

      67,8

      1997, 31 декабря

      123,5

      2000, 1 января

      158,7

      2001, 1 января

      143,7

      2002, 1 января

      133,5

      2003, 1 января

      125,7

      2004, 1 января

      121,7

      2005, 1 января[19]

      114,1

      2006, 1 января[20]

      76,5

      2007, 1 января[21]

      52,0

      2008, 1 января[22]

      44,9

      2009, 1 января[23]

      40,6

      2010, 1 января[24]

      37,6

      2011, 1 ноября[25]

      36,0

      2012, 1 января[26]

      34,7

      2013, 1 января[27]

      54,4

      2014, 1 января[28]

      61,7

      2015, 1 января[29]

      54,4

      2015, 1 декабря[12]

      50

      2016, 1 января[12]

      50

      2016, 1 декабря[12]

      51,2

      2017, 1 января

      51,2

      2017, 1 декабря

      51,2

      2018, 1 января

      49,8

      2019, 1 июня

      51,3

      2020, 1 января

      17,704

      Таким образом, размер внешнего совокупного долга постепенно сокращается. Уже сейчас Россия производит погашение ударными темпами, которые стали возможны благодаря тому, что многие страны соглашаются на выплаты товарами.

      На том же сайте вы можете посмотреть предполагаемый график погашения внешних задолженностей, имеющихся у России. На данный момент есть документ с цифрами, актуальными на апрель 2020 год, обновляется он ежеквартально.

      Предполагается, что окончательное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств года произойдет в 2047-ом году. Будет выплачено в последний год порядка 7 миллиардов долларов США, а в общей сложности погашений будет сделано на 41.170,816 миллионов долларов США.

      Какие можно сделать выводы? По-прежнему во внешнем долге нашей страны значительное место принадлежит задолженностям, которые возникли после распада СССР, но также и солидную часть составляют внешние облигационные займы.

      На данный момент уровень внешнего долга постепенно сокращается, пусть и не такими ударными темпами как раньше. Оснований для этого много – сокращение ВВП, проседание рубля по отношению к другим валютам, зарубежные санкции и т.д., сейчас еще свое влияние оказывает сложная эпидемиологическая ситуация. Тем не менее, страна следует графику, и полное погашение долга уже не за горами.

      Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

      При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

      Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).

      Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.

      • Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
      • Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
      • Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
      • Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
      • Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
      • Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
      • Долги по торговым операциям с другими странами.

      Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.

      По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

      • Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

      который состоит из следующих статей:

      • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
      • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
      • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
      • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
      • Прочее – $30 млн.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *