Федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В основном изменения касаются постановки на учет гражданина в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ вступил в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений.

Внесены изменения в Закон о занятости

Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):

1. Признать утратившими силу с 1 июля 2021 года:

1) пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 85-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2211);

2) пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 175-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3696);

3) подпункт 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

4) абзацы второй — четырнадцатый пункта 22 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 160);

5) пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

6) пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6242);

7) пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 367-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6443);

8) пункт 15 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7039);

9) пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);

10) пункт 2 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 235-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4784);

11) пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст. 6190);

Республики Башкортостан

  • —Черным по белому
  • —Белым по черному
  • —Темно-синим по голубому
  • —Коричневым по бежевому
  • —Зеленым по темно-коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

30.06.2021 Обычная важность


С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 28.06.2021 № 291 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Граждане, оставшиеся по каким-либо причинам без работы, имеют право на получение пособия по безработице. Для граждан в предпенсионном возрасте эти выплаты назначаются по особым правилам, предусматривающим увеличенный срок и размер выплат.


При этом предпенсионерам, имеющим длительный трудовой стаж, период выплаты пособия дополнительно продлевается.


Чтобы оформить пособие по безработице, предпенсионеру нужно обратиться в центр занятости населения по месту его регистрации. Сначала ему окажут содействие в поиске работы, а при отсутствии подходящей вакансии в установленные сроки присвоят статус безработного и назначат ежемесячное пособие по безработице.

Право на пособие по безработице как лицу предпенсионного возраста предоставляется за 5 лет до его выхода на пенсию, в том числе по льготным основаниям, предполагающим досрочное назначение. При этом обязательно нужно учитывать график постепенного увеличения сроков выхода на пенсию с 2019 г. — с 55 до 60 для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин.

Значение предпенсионного возраста определяется по таблице в зависимости от даты рождения женщин и мужчин:

Для предпенсионеров утвержден особый порядок выплаты пособия по безработице в 2022 году в связи с присвоением статуса безработного. Эти правила установили одновременно с принятием закона о повышении пенсионного возраста в России (его увеличили с 55 до 60 для женщин и с 60 до 65 — для мужчин).

Порядок назначения пособия для граждан в предпенсионном возрасте предусматривает:

  • увеличенный срок выплаты пособия как безработному;
  • повышенную максимальную планку размера выплаты.

Размеры и продолжительность выплат устанавливаются в зависимости от причины и даты увольнения предпенсионера, а также длительности его трудового стажа. При этом продолжительный трудовой стаж (20 лет у женщин и 25 — мужчин) дополнительно увеличивает срок, в течение которого выплачивается пособие.

Нужно отметить, что измененный порядок выплаты по сути является компенсацией для граждан, оставшихся по тем или иным причинам без работы в том возрасте, в котором они по «старому» закону должны были быть уже на пенсии.

Сроки, в течение которых предпенсионерам выплачивается пособие по безработице, и размер выплаты регулируются статьей 34.2 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». При этом минимальный и максимальный размер выплаты ежегодно устанавливаются Правительством РФ.

Например, нормативы на 2022 год утверждены Постановлением Правительства № 1940 от 15.11.2021 г.:

  • минимальная выплата составляет 1500 рублей;
  • максимальная — 12 792 рублей.

Если предпенсионер проживает в районе Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, минимальная и максимальная сумма устанавливается с применением районного коэффициента в данной местности.

По представленной далее таблице можно определить размер и срок выплаты пособия по безработице в зависимости от категории, к которой относится предпенсионер:

Для предпенсионеров, имеющих продолжительный стаж работы, предусмотрено дополнительное увеличение периода выплаты пособия по безработице, согласно части 2 ст. 34.2 закона № 1032-1.

Однако такое право предоставляется только предпенсионерам, обратившимся в службу занятости в течение года после увольнения.

Право на продление срока предоставляется женщинам со стажем не менее 20 лет и мужчинам со стажем не менее 25 лет. Такое же право есть и у граждан, претендующих на досрочное назначение пенсии (например, по вредности).

  • За каждый год работы сверх нормативов 20/25 лет период выплаты увеличивается на две недели. Например, для женщины со стажем 25 лет к стандартному сроку назначения пособия 12 месяцев добавляется еще 10 недель.
  • Суммарно период выплаты предпенсионеру не может быть больше 24 месяцев в течение 36 месяцев.

Чтобы оформить ежемесячное пособие по безработице, предпенсионеру необходимо обратиться в центр занятости населения для поиска подходящей работы и установления статуса безработного. При этом обращаться нужно в ЦЗН по месту регистрации. При обращении на биржу по месту жительства могут только оказать содействие в поиске работы, но пособие по безработице назначить не смогут.


Предпенсионеру необходимо предоставить следующие документы:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовую книжку или трудовой договор (если гражданин когда-либо работал);
  • Документы об образовании, квалификации, обучении, ученой степени и звании;
  • Справку о величине среднего заработка за последние три месяца работы, если предпенсионер уволен менее, чем год назад;
  • Документ, подтверждающий статус предпенсионера (его можно получить в ПФР или в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда).

Нужно отметить, что этот документ ЦЗН может запросить в Пенсионном фонде самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия.

В течение 10 дней с даты подачи документов сотрудники ЦЗН подберут подходящие вакансии. Если вариантов трудоустройства нет, не позднее одиннадцатого дня с даты подачи документов будет принято решение о признании предпенсионера безработным.

Пособие назначается с того дня, когда предпенсионера признали безработным. Если же его уволили в связи с сокращением штата, ликвидацией предприятия или прекращением деятельности ИП, при этом он не был трудоустроен в период, в течение которого за ним сохранялась средняя зарплата по последнему месту работы, выплаты назначат с первого дня после истечения этого периода.

Выплачивать пособие будут ежемесячно при условии, что предпенсионер будет в установленные сроки проходить перерегистрацию (не более 2 раз в месяц).

  • Также при постановке на учет безработному предпенсионеру могут предложить обучение: пройти курсы повышения квалификации или обучиться новой профессии. В течение такого обучения выплачивается стипендия в размере 12 792 руб. в 2022 году.
  • Если предпенсионеру осталось менее двух лет до пенсионного возраста, ЦЗН может выдать направление на досрочный выход на пенсию как безработному.

Как действовать работодателям, чтобы не нарушить обновлённый закон о занятости

Практика показывает, что работодатели неохотно нанимают на работу предпенсионеров в 2022 году. Поэтому нередко гражданин не может найти работу и вынужден длительный промежуток времени стоять на учете в центре занятости. Если у человека присутствуют соответствующие права, его могут отправить на досрочную пенсию.

Процедура производится с учетом положений статьи 32 ФЗ №1032-1. В частности, обращают внимание на страховой стаж и основания, ставшие поводом для увольнения.

Право на досрочную пенсию имеют лица, которые были уволены в связи с ликвидацией организации, сокращением штата, прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако назначить досрочную пенсию могут только с согласия гражданина.

Государство перестанет гарантировать выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности) – соответствующий абзац статьи 28 и статья 29 закона о занятости упраздняются. Также служба занятости не сможет выплачивать обучающимся материальную помощь. Вместо всего этого будет продолжаться выплата пособия по безработице – обучение перестанет быть поводом для приостановки выплаты пособия (изменения в статью 35 закона). Это не очень хорошо – ведь сроки выплаты пособий ограничены, и теперь обучение будет «съедать» их часть.

Базой для расчета размера пособия по безработице сейчас служит средний заработок за последние три месяца. Это заменяется на средний заработок, исчисленный в порядке, установленном кабмином. Как он это сделает – пока непонятно, возможно, заработок будет браться не за три месяца, а за какой-то другой период.

Список тех, кому пособие по безработице положено минимальное, пополнят граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность (то есть, бывшие ИП) или вышедшие из КФХ. По-видимому, сказанное не касается тех, кто был самозанятым и прекратил им быть. Хотя они могут относиться к «иным случаям», и тогда пособие им тоже назначат только минимальное.

В законе о занятости населения появится новая статья 13.2, посвященная квотированию приема инвалидов на работу. Сейчас общие правила прописаны законом о соцзащите инвалидов, и в целом остается все, как и было – квоты устанавливает субъект РФ в определенных пределах. Для работодателей с численностью от 100 человек – 2-4%, от 35 до 100 – не более 3%. Первая квота устанавливается обязательно, вторая – по усмотрению региональных властей.

Новой статьей прописываются подробности – например, что при подсчете среднесписочной не учитываются филиалы в других регионах. Такие отделения будут подчиняться законам региона, в котором находятся, и учитываться будет численность самого филиала.

Для ряда работодателей – органов власти, компаний с госучастием, частных фирм с численностью от 25 человек – вводится обязанность размещать на портале «Работа в России» информацию:

  • о потребностях в работниках и об условиях их привлечения
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей
  • о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Все работодатели по-прежнему будут обязаны подавать сведения о вакансиях в службы занятости – это в общих чертах не поменяется, однако новый закон устанавливает, что порядок такой отчетности должно будет утвердить правительство.

При работе с соискателями, направленными службой занятости, работодатель сможет передавать ей инфоормацию о результатах (о провальных переговорах или о приеме на работу) через портал «Работа в России».

Есть и более реальные инициативы, уже разработанные законопроекты. Законопроектом №1059864-7 предусмотрены весомые изменения в законе о занятости населения в 2021 году. Последние новости — он внесен в Госдуму РФ и рассматривается.

Этот документ предусматривает гарантии для работников, которые стали «вынужденно безработными» из-за наложенного запрета на деятельность их работодателей. Такой запрет возможен вследствие возникновения чрезвычайной ситуации или установления режима повышенной готовности.

С инициативой выступили представители партии КПФР, они предложили начислять вынужденно безработным пособие установленного законом МРОТ и не менее среднемесячной заработной платы. Авторы законопроекта в пояснительной записке описали ситуацию. В период пандемии работодатели должны были выдавать заработную плату без осуществления деятельности. Заработок выплачивается в случае продолжения трудовых взаимоотношений. Если контракт расторгается, статус вынужденно безработного утрачивается.

Некоторые гарантии уже прописаны в законодательстве. Так, ст.25 закона о занятости населения» обязывает работодателей содействовать государству, взаимодействовать с центрами занятости, сообщать о ликвидации и т.д.

Статья 36 закона о занятости населения определяет формы помощи безработным, которые утратили право на получение пособия.

Закон 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями на 2021 год (какими бы они не были) станет доступен в официальных источниках с момента вступления поправок в силу. Все изменения печатаются на портале нормативных актах, в официальных СМИ.

Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ

ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.

Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:

  • неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
  • уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
  • бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
  • отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
  • отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
  • граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
  • не работающие три года и более.
  • трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
  • рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
  • оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).
  1. Государство обязано осуществлять содействие инвалидам, которые в этом нуждаются, по трудоустройству и адаптации на рабочем месте.
  2. Содействие или сопровождение – это оказание помощи в индивидуальном порядке при трудоустройстве, адаптации инвалида на рабочем месте, формирование доступной среды для передвижения инвалида до рабочего места и на нем.
  3. Программы по профессиональному сопровождению инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
  4. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которые ответственны за программу по сопровождению инвалидов в профессиональной деятельности, должны разрабатывать программу мероприятий для сопровождения, информировать работодателей о программе, работать с медико-социальными экспертами, осуществлять профориентацию, обучение, переобучение граждан с инвалидностью.
  5. Служба занятости должна индивидуально разрабатывать программу сопровождения для каждого инвалида, основываясь на программах реабилитации и абилитации.
  6. Организацию доступной среды для того, чтобы инвалиды могли добираться до рабочего места, могут осуществлять негосударственные организации (например, фонды) по договору со службой занятости.
  7. Работодатели, участвующие в программе, могут назначать наставников для сотрудника-инвалида (по желанию работников) из более опытных сотрудников, которые смогут помочь инвалиду освоиться и вовремя внести предложения по условиям для работы инвалида руководству.

Согласно ФЗ №350, изменились правила и порядок начисления пособий по безработице (статья 31 ФЗ №1032-1). Так, пособия теперь должны назначаться всем гражданам, которые признаны безработными, с первого дня признания.

Пособие безработным (в том числе военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом) может выплачиваться в течение не более, чем шесть месяцев (суммарно за год). Безработные, которые впервые ищут работу, не работавшие более года, уволенные по статье, уволенные в течение года и работавшие в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленные с обучения, предоставленного службой занятости, могут получать пособие только в течение трех месяцев в год (суммарно за год).

Пособие не назначается повторно, если с предыдущего обращения гражданина не прошел год в таких случаях, как:

  • гражданин был снят с учета в предыдущий раз в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины;
  • гражданин пытался получить пособие обманным путем;
  • гражданин письменно отказался от услуг службы занятости.

В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».

В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе.

По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).

Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.

В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».

С выходом в свет Федерального закона N 235-ФЗ «О внесении изменений…», пункт первый статьи 29 о выплате стипендии на время прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения настоящего закона о занятости населения пополнился третьим абзацем: лица, которые поступили на обучение в течение 12 месяцев после прохождения военной службы, имеют право на стипендию, если до увольнения, связанного с призывом, они были трудоустроены не менее 26 недель. Если график был неполный, делается соответственный перерасчет.

Федеральный закон от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ

Внимания заслуживает, в частности, дополнительные гарантии детям-сиротам, которые устраиваются на работу впервые.

На протяжении 6 месяцев после регистрации в ФСЗ, они могут рассчитывать на материальную поддержку в сумме, равной средней зарплате в регионе проживания. По истечении этого срока детям, оставшимся без попечения взрослых, до момента их трудоустройства или достижения 23-летнего возраста, выплачивается пособие по безработице по МРОТ.

Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

  • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
  • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
  • быть трудоспособным.

Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);

абзац исключен. — Федеральный закон от 17.07.1999 N 175-ФЗ;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статья 34. Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан

Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

  1. Структура
  2. Статистика по стране
  3. Статистика по регионам
  4. Занятость по отраслям

Структура

Структура занятости населения в России формируется только из людей трудоспособного возраста. Напомним, что до 2018 года в Российской Федерации мужчины считались трудоспособными до 60 лет, женщины – до 55 лет. С 2019 года возраст выхода на пенсию начнётся постепенно увеличиваться. С 2023 года представители сильной половины человечества будут работать до 65 лет, дамы – до 60 лет. Тем самым правительство рассчитывает на увеличение численности трудоспособного населения.

Составляющие структуры занятости:

  • Резиденты, которые осуществляют трудовую деятельность по найму.
  • Резиденты РФ, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. К ним относят индивидуальных предпринимателей и людей, занимающихся фермерским хозяйством.
  • Военнослужащие, которые проходят службу.
  • Резиденты Российской Федерации, которые находятся на обучении в среднеобразовательных школах, производственно-технических училищах, колледжах или высших учебных заведениях.
  • Резиденты других государств, которые осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
  • Резиденты РФ, которые заняты в домашнем хозяйстве. К таким гражданам можно отнести женщин, которые сидят в декретном отпуске или людей, которые осуществляют уход за больными или престарелыми людьми.

Согласно данным Росстата в 2020 году было зарегистрировано 80 000 000 граждан трудоспособного возраста, 77 000 000 из которых являются официально трудоустроенными. Безработными зарегистрированы порядка 3 000 000 резидентов РФ.

Незанятость равна 5,9%.

В 1 квартале 2018 года зарегистрировано 75 901 000 человек в критерии рабочей силы в возрасте от 15 лет. Из них трудоустроенными были 72 056 000 граждан. Безработных в 1 квартале 2018 года было 3 845 000 граждан РФ.

В феврале 2018 года численность трудоспособного населения составила 75 770 000 человек, 71 963 000 из которых официально работали и исправно вносили налоговые платежи в бюджет. В этом месяце согласно статистическим данным количество безработных уменьшилось по сравнению с январём на 37 человек.

В марте количество трудоспособного населения составило 76 085 000 человек, 72 277 000 из которых зарегистрированы как экономически активные лица. В марте 2018 года количество безработных равнялось 3 808 000 человек.

Уровень участия в рабочей силе в 2018 году был равен 62.6%. В 2017 году данный показатель равнялся 59.1%, а это означает, что рабочая сила к количеству населения в возрасте от 15 лет и старше увеличилась на 0.3%.

Занятость населения России составила 59.4%. В 2017 году уровень занятости населения России был на отметке в 59.1%. Данный показатель за календарный год вырос на 0.5%.

В 2019 количество экономически активного населения составило 83 700 миллионов человек, а в 2020 – 80 600 000. Минэкономразвития России спрогнозировало увеличение количества трудоспособного населения в 2021 году до 82,6 млн человек.

Если сравнивать динамику численности трудоспособного населения в 2020 году и 2021 году, то можно сделать вывод, что в 2021 году экономически активного населения стало меньше почти на 3 миллиона, а численность безработных увеличилась до 4 321 000.

Согласно закону о бюджете прожиточный минимум и МРОТ вырастут выше прогнозируемой инфляции. Как пояснил ранее журналистам полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, это составит «порядка 8,6% по одному направлению и более 8% — где-то 8,13% — по другому направлению». Таким образом, МРОТ должен увеличиться до 13 890 рублей, а прожиточный минимум на душу населения — до 12 654 рублей. Для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 13 793 рублей, для пенсионеров — 10 882 рублей, для детей — 12 274 рублей. Согласно закону вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ. Кроме того, как пояснил на заседании профильного комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, фактическая инфляция также будет учитываться при определении размера маткапитала.

В 2022 году прогнозируется увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с 2021 годом с 6,8% до 7,2% ВВП, в 2023 году — снижение до 6,5%, в 2024 году — до 5,7%. Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей, при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6,145 трлн рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы — 3,397 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов, согласно прогнозу, составит 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей, из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6,483 трлн рублей и 6,467 трлн рублей, дополнительные нефтегазовые доходы — 2,71 трлн рублей и 2,096 трлн рублей соответственно. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть — $44,2, $45 и $45,9 за баррель в 2022-2024 годах.

В части ненефтегазовых доходов в 2022-2024 годах прогнозируется незначительное снижение их доли в ВВП — с 11,6% до 11,4%. Доля нефтегазовых доходов в 2022-2024 годах в общем объеме доходов федерального бюджета снижается с 38,1% до 33,2%, доля ненефтегазовых доходов увеличивается с 61,9% до 66,8% соответственно.

В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022-2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств ФНБ до 23,267 трлн рублей.

Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» был принят в апреле 1991 года Верховным Советом РФ. Была создана Федеральная служба занятости населения и соответствующий Государственный фонд. После внесения некоторых поправок, закон в полном объеме вступил в силу в июле 1992 года.

Закон о занятости населения регулирует правовые, экономические и организационные аспекты деятельности государства. Целью акта является создание механизма обеспечения и гарантии исполнения конституционного права гражданина на труд и защиту от безработицы, содействие занятости населения.

Рассмотрим подробнее структуру закона. Акт содержит в себе шесть глав (седьмая утратила силу еще в 2007 году), включающих 37 статей. Ключевые аспекты закона о занятости населения:

  • Основные положения: понятие занятости, безработицы, признание гражданина безработным, политика государства в области содействия занятости населения, законодательные основы, полномочные органы, роль органов местного самоуправления;
  • Права граждан: на выбор места, консультацию, профориентацию, содействие в переезде и переселении для трудоустройства, в том числе на труд за пределами территории страны. Право на психологическую поддержку, основное и дополнительное профессиональное образование по линии службы занятости населения. Право на получение информации. Обжалование действий полномочных органов и должностных лиц;
  • Гарантии государства, в том числе для отдельных категорий граждан;
  • Регулирование и организация:
    • Государственная служба занятости населения: стандарты предоставления госуслуг;
    • Отчетность и информация: регистры, база вакансий, иные ресурсы;
    • Привлечение к труду иностранных граждан;
    • Координационные структуры, профсоюзные организации;
    • Источники финансирования для различных нужд, связанных с обеспечением занятости населения (мероприятия, содействие);
    • Профессиональное обучение;
    • Организация общественных работ;
  • Работодатели: содействие в занятости населения, права;
  • Социальные гарантии и компенсации: социальная поддержка, стипендии, пособие по безработице, материальная помощь. Порядок получения, размеры, сроки, условия продления.

За прошедший год закон о занятости населения подвергался внесению дополнений трижды: в декабре 2016, в мае и июле 2017 года.

В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».

В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе. По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).

Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.

В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».

13.10.2021 Обычная важность


Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В основном изменения касаются постановки на учет гражданина в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ вступил в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Скидки по акциям, накопительные скидки, скидки по промокодам

  • Контроль

    Проверяем состояние книг перед отправкой

  • Мурманской области

    Основные положения Закона, которые необходимо знать каждому российскому гражданину:

    • отсутствие работы – не основание для привлечения к административной или прочей ответственности (аб. 2 ч. 2 ст. 1 Закона);
    • о том, кто признается занятым, можно почитать в ст. 2 Закона – в частности, таковыми признаются студенты-очники, граждане, работающие по трудовому договору, ИП, нотариусы, адвокаты, члены КФХ, солдаты-срочники и др.;
    • иностранцы, а также лица без определенного гражданства, имеют точно такое же право на содействие государства в области занятости, как и российские граждане (ч. 2 ст. 6 Закона), кроме случаев, когда иное установлено международным договором;
    • физические лица имеют право на содействие ЦЗН в поиске подходящей работы, в выборе определенной сферы деятельности, в профориентации (ч. 1 ст. 9 Закона), при этом все консультации юриста оказываются на безвозмездной основе;
    • есть возможность подбирать работу путем обращения к ИАС “Работа в России”, куда работодатели добавляют информацию о наличии вакантных мест (ст. 16.2. Закона);
    • минимальный размер выплаты по безработице установлен Постановлением Правительства № 812 от 12 октября 2010 года “О размерах…” на отметке 850 рублей, и с тех пор не менялся.

    В Законе прямо не указано, для реализации каких целей он был принят. Но если провести анализ нормативных положений всех статей, то можно выделить следующие цели:

    • надлежащее определение правовых, экономических основ политики в сфере содействия занятости;
    • реализация заложенных в Конституции прав граждан на свободу выбора профессии, на запрещение принудительного труда;
    • установление мер финансовой поддержки (пособия по безработице) для граждан, по тем или иным причинам, не имеющим возможности устроиться на работу, но ищущим и готовым в любое время приступить к ней;
    • определение иных мер социальной поддержки безработных (ст. 28 Закона), в частности, выплата стипендии в период осуществления профобучения;
    • установление дополнительных гарантий для социально-незащищенных категорий (например, выделение квот для инвалидов – ч. 1 ст. 13 Закона);
    • разграничение полномочий органов федеральной, региональной и местной власти в области содействия занятости граждан (см. ст. 7.1., 7.1-1. и 7.2. Закона).

    С момента принятия Закона в 1991 года было внесено множество поправок различными Федеральными законодательными актами.

    Последние изменения были внесены 7 марта 2020 года 56-м ФЗ “О внесении…”. Данным ФЗ Глава 6 Закона была дополнена ст. 37.1., гласящей об опубликовании сведений о предоставлении социальных гарантий в Единой государственной информационной системе соцобеспечения.

    До этого изменения были внесены еще и 235-ФЗ от 29 июля 2017 года “О внесении…”. Данный ФЗ изложил п. 2 ч. 12 ст. 18.1. Закона в новой редакции, дополнил ч. 1 ст. 29 новым 3-м абзацем, изменил ч. 1 ст. 30 и внес некоторые иные поправки.

    Права граждан перечислены в Главе 2 Закона (ст. 8 – ст. 11):

    Ст. 8 Закона Гласит о праве граждан:
    • самостоятельно искать работу и заключать трудовой договор с любым работодателем;
    • либо обращаться в ЦЗН для помощи в поиске подходящей работы
    Ст. 9 Закона Гласит о праве граждан:
    • на бесплатную консультацию в ЦЗН по вопросам трудоустройства;
    • на бесплатное получение информации, связанной с профориентацией;
    • на возможность прохождения профессионального обучения;
    • на получение государственных услуг, предоставляемых ЦЗН, в электронной форме;
    • на безвозмездное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другой субъект Российской Федерации для трудоустройства
    Ст. 10 Закона Определяет право российских граждан искать работу и трудоустраиваться за пределами нашей страны
    Ст. 11 Закона Регламентирует правомочие физических лиц обжаловать действия должностных лиц ЦЗН:
    • в вышестоящий ЦЗН;
    • или в судебный орган
    Ст. 36 Закона Определяет право физических лиц, которые утратили право на получение пособия по безработице, оформить материальную помощь в порядке, указанным в Приказе Минтруда № 10н от 29 июня 2012 года “Об утверждении…”
    Ст. 21 Закона Гласит о правах профсоюзов и иных представительных органов на:
    • участие в разработке госполитики в области занятости;
    • содействие реализации гарантий трудящихся в вопросах осуществления занятости, трудоустройства, увольнения, предоставления льгот;
    • получение предварительного уведомления о массовом увольнении не менее, чем за 3 месяца;
    • ходатайство перед органами исполнительной власти о проведении взаимных консультаций по проблемам занятости;
    • требование от работодателя включать в коллективный договор конкретные меры по обеспечению занятости
    В ст. 26 Закона Права работодателя перечислены:
    • право на прием на работу лиц, обратившихся напрямую, на равных условиях с лицами, пришедшими по направлению от ЦЗН;
    • право на получение от ЦЗН безвозмездного информирования о положении на трудовом рынке (в том числе, и в электронной форме с использованием Интернета);
    • право на обжалование действий ЦЗН в вышестоящий орган или в суд

    О дополнительных гарантиях для отдельных категорий говорится в ст. 13 Закона:

    В частности, ч. 1 настоящей статьи указывает, что дополнительные гарантии включают в себя
    • реализацию программ по содействию занятости (подробнее см. в Постановлении Правительства № 298 от 15 апреля 2014 года “Об утверждении…”);
    • создание дополнительных трудовых мест;
    • учреждение специализированных организаций, например, организаций для труда инвалидов;
    • установление квоты трудовых мест людей с ограниченными возможностями (см. ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года “О социальной…”);
    • организацию обучения по специальным программам;
    • другие меры
    Ч. 3 ст. 13 Закона Гласит о дополнительных гарантиях для лиц, уволенных в связи с сокращением штата или численности, а именно о наличии у таких граждан прав на:
    • сохранение очередности на получение жилья или улучшение условий проживания по старому месту работы;
    • пользование лечебными учреждениями;
    • детям сокращенных – на посещение дошкольных образовательных учреждений
    Ч. 4 ст. 13 Закона Определяет право супругов военнослужащих, которые были уволены со службы, на первоочередное трудоустройство во ФГУПы и МУПы, при прочих равных условиях
    Обращаем внимание, что с 1 января 2020 года ФЗ № 476 от 29 декабря 2017 года внесет в Главу 3 Закона новую статью 13.1 Нормами данной статьи будут расширены меры социальной поддержки для инвалидов, в частности:
    • будет оказываться индивидуальная помощь при трудоустройстве;
    • будут создаваться условия для ускорения профессиональной адаптации;
    • будет оказываться помощь по формировании пути передвижения инвалида до места работы и обратно

    Итак, все необходимые нормы о социальных гарантиях в области трудоустройства представлены в Законе. Последние поправки были внесены 7 марта 2020 года, первые – 20 апреля 1996 года. Также нормы закреплены в Конституции, международных договорах и иных правовых актах.

    Внесены изменения в Закон о занятости населения

    В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 37), каждый гражданин России имеет право на свободный выбор рода занятости, соответствующие требованиям безопасности и гигиены условия труда, материальное вознаграждение не ниже текущего минимального размера оплаты труда и на защиту населения от безработицы.

    Законодательную основу в области труда и занятости граждан составляют:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Трудовой кодекс РФ;
    • Закон о занятости населения и иные федеральные и региональные нормативные акты.

    Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» был принят в апреле 1991 года Верховным Советом РФ. Была создана Федеральная служба занятости населения и соответствующий Государственный фонд. После внесения некоторых поправок, закон в полном объеме вступил в силу в июле 1992 года.

    Закон о занятости населения регулирует правовые, экономические и организационные аспекты деятельности государства. Целью акта является создание механизма обеспечения и гарантии исполнения конституционного права гражданина на труд и защиту от безработицы, содействие занятости населения.

    Рассмотрим подробнее структуру закона. Акт содержит в себе шесть глав (седьмая утратила силу еще в 2007 году), включающих 37 статей. Ключевые аспекты закона о занятости населения:

    За прошедший год закон о занятости населения подвергался внесению дополнений трижды: в декабре 2016, в мае и июле 2017 года.

    В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».

    В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе. По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).

    Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.

    В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».

    С выходом в свет Федерального закона N 235-ФЗ «О внесении изменений…», пункт первый статьи 29 о выплате стипендии на время прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения настоящего закона о занятости населения пополнился третьим абзацем: лица, которые поступили на обучение в течение 12 месяцев после прохождения военной службы, имеют право на стипендию, если до увольнения, связанного с призывом, они были трудоустроены не менее 26 недель. Если график был неполный, делается соответственный перерасчет. Размер стипендии установлен на уровне 75 процентов от среднего заработка за последние три месяца трудовой деятельности, предшествовавшей призыву. Эта сумма должна находиться в пределах минимальной и максимальной величины пособия по безработице. Увеличивается на размер районного коэффициента.

    С января 2019 года вступили в силу изменения в закон о занятости. Эти изменения регулируются Федеральным законом № 350-ФЗ и направлены на увеличение выплат пособий, а также на установку новых правил и сроков нахождения на обеспечении государства в связи с отсутствием трудоустройства. Часть условий была пересмотрена, поэтому новая редакция сильно повлияет на лиц без работы и их нахождение на учете.

    Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

    • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
    • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
    • быть трудоспособным.

    Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.