Штрафы по 44 ФЗ 2022 с последними изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы по 44 ФЗ 2022 с последними изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Новые штрафы для поставщиков по 44-ФЗ

Вид нарушения

Статья КоАП

Размер штрафа, руб.

1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1 статьи 7.29. 30 000 2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2 статьи 7.29. 50 000 3 Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Часть 2.1 статьи 7.29. 50 000 4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные

лица

5 Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены Часть 3 статьи Должностные контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) 7.29 лица 10 000 6 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица 30 000 7 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица 30 000 8 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня Часть 1 статьи 7.30. Должностные лица 5 000

• предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,

• приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000 13 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 14 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 15 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 16 Часть 3 статьи 7.30. Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000 19 Установление не предусмотренных ФЗ-44:

• порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

• требований к участникам закупки,

Часть 4 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 5 000 и не

• требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,

• требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов

более 30 000 20 Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 10 000 и не более 50 000

21

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные лица — 3 000 22 Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Часть 6 статьи 7.30. 5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 23 Часть 7 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 24 Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44 Часть 8 Должностные Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) статьи 7.30. лица — 30 000 25** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 26

  • Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!

    370 0

    Претензия — заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе (Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.).

    В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Таким образом, при любом нарушении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) претензию с требованием об устранении нарушений.

    А в соответствии с ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) заказчику является правом поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения обязательств по контракту заказчиком.

    Но в соответствии со ст.4 АПК РФ при невыполнении обязанности по досудебному урегулированию спора (направление претензии и ответ на претензию в срок) лицо теряет право на судебную защиту своих интересов.

    В том числе, для заказчика по госконтракту предусмотрена ответственность за бездействие, предусмотренная ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.

    Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Срок, в течение которого начисляется пеня, начинается со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, и заканчивается днем фактического исполнения обязательств (включается в срок просрочки).

    Существуют исключения, ч. 7 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени, то применяется другой порядок.

    Т.е. порядок начисления пени, предусмотренный ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе является общим и применяется в случаях, когда другими законам не установлено специального порядка начисления пени. Например, в сфере энергоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 существенным условием договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии является также ответственность сторон, определяемая данным постановлением.

    Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года

    Претензия оформляется в свободной форме, но существуют обязательные атрибуты:

    • Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
    • Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
    • Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
    • Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
    • Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
    • Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
    • Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
    • Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
    • В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.

    Претензию необходимо направить заказным письмом или иным способом, позволяющим отследить получение письма, по адресу места нахождения Адресата, т.е. тот адрес, который указан в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве адреса регистрации лица.

    Копию или экземпляр претензии, а также чек об отправке или иной документ, подтверждающий направление претензии Адресанту необходимо сохранить.

    Не рекомендуем передавать претензию лично в руки, во избежание спорных ситуаций в будущем.

    Адресат, получивший претензию, обязан ее рассмотреть и ответить в срок, установленный в договоре.

    Если в договоре такой срок не установлен, то в некоторых случаях сроки определяются законом, например, 10 календарных дней установлен срок для ответа страхователя на претензию в рамках ОСАГО в соответствии с Законом об ОСАГО или 30 календарных дней по искам о неосновательном обогащении в соответствии с ч.5 ст.4 АПК РФ.

    В схожих ситуациях исчисляем сроки по аналогии с установленным законодательством, в противном случае необходимо ответить в разумный срок (п.2 ст.314 ГК РФ).

    При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

    • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
    • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

    Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

    • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
    • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

    В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:


    Исполнитель
    Пени С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.
    Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

    Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.

    Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп.

    Пени Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):
    10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;
    5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;
    1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;
    0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;
    0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;
    0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;
    0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;
    0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;
    0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб.
    Штрафы Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб.
    Штрафы Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:

    10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;
    5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;
    1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

    Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

    10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;
    5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;
    1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

    Штрафы За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ.
    Штрафы Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:

    1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;
    5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;
    10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;
    100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше.

    Штрафы Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

    В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

    Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

    Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

    После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

    Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

    Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

    Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

    Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

    В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

    С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

    Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

    В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

    Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

    ВНИМАНИЕ!

    Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
    Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

    С 1 января 2022 года сократятся сроки оплаты исполненного по контрактам

    В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

    До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

    ВНИМАНИЕ!

    В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
    Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
    Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
    Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
    С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

    Включает:
    ☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
    ☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
    ☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
    ☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

    Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

    Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

    Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

    В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

    ✔ Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
    В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
    Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:

    Какие произойдут изменения

    В настоящее время

    С 1.01.2022

    Заявка

    Состоит из двух частей

    Единая форма заявки без разделения на части

    Возможность внести изменения в извещение

    Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

    Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок

    Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

    10 минут

    4 минуты

    Общее время для проведения торговой сессии

    Не ограничено

    5 часов с момента начала торгов

    ✔ Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года будет предусмотрено только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно будет включать проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, требования к заявке на участие и иную обязательную информацию. Типовыми будут и требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок. По этим процедурам разными будут только срок и способ подачи ценового предложения. Документация о закупке будет предусмотрена только для закрытых закупок.

    ✔ На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались еще в текущем году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
    В 2022 году все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

    ✔ Сокращение сроков оплаты по контрактам.
    С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях (участниками могут быть все поставщики независимо от категории организации) оплата по контракту (после подписания закрывающих документов) происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение срок оплаты не будет завершено. С 2023 года предусмотрен более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех — 10 дней.
    Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

    Ответственность сторон по 44-ФЗ в 2022 году: штрафы и пени

    \r\n\r\n

    При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

    \r\n\r\n

      \r\n\t
    1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
    2. \r\n\t

    3. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
    4. \r\n

    \r\n\r\n

    Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

    \r\n\r\n

    Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

    \r\n\r\n\r\n\r\n

    Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

    \r\n\r\n

    \r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n\t

    \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n

    \r\n\t\t\t

    НМЦК, руб.

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    До 3 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    От 3 до 50 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    От 50 до 100 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    От 100 млн

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Штраф, руб

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    5 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    10 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    100 000

    \r\n\t\t\t

    \r\n\r\n\r\n\r\n

    ВАЖНО

    \r\n\r\n\r\n

    \r\n

    Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

    \r\n\r\n\r\n\r\n\r\n\r\n

    \r\n\r\n

    Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

    \r\n\r\n

    Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

    \r\n\r\n

    Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

    \r\n\r\n

    В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

    \r\n\r\n

    \r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n\t

    \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Статья КоАП

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Вид нарушения

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Сумма штрафа

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.1 ст.7.29

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    30 000 руб. — на должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.2 ст.7.29

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    50 000 руб. — на должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.2 ст.7.29.3

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    10 000 руб. — на должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.3 ст.7.29

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    30 000 руб. — должностное лицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.1.4 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    15 000 руб. — на должностное лицо;

    \r\n\r\n\t\t\t

    50 000 руб. — на юрлицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.3 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.4 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

    \r\n\r\n\t\t\t

      \r\n\t\t\t\t
    • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования к участникам закупки;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
    • \r\n\t\t\t\t

    • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
    • \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ч.4.1 ст.7.30

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

    Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

    Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

    НМЦК, руб.

    До 3 млн

    От 3 до 50 млн

    От 50 до 100 млн

    От 100 млн

    Штраф, руб

    1 000

    5 000

    10 000

    100 000

    ВАЖНО

    Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

    Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

    Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

    Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

    ВАЖНО!

    Конкретного определения, как часто изменяется 44-ФЗ, нет. Законодатели корректируют положения Федеральной контрактной системы, как только действующая нормативная база становится неактуальной. Следующее масштабное изменение состоится уже скоро — с 1 января 2022-го. 01.01.2022 вступят в силу поправки из 360-ФЗ от 02.07.2021, которые полностью реформируют ФКС и оптимизируют процесс закупок как для заказчиков, так и для поставщиков.

    Когда изменения вступят в силу Что изменится Нормативно- правовой акт
    01.01.2022

    Понятия и принципы работы Федеральной контрактной системы:

    1. Операторы ЭП теперь участники контрактной системы.
    2. В определениях появились заказчики, которые работают за рубежом.
    3. Включили понятие контракта на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан.
    4. Добавили понятие отдельного этапа исполнения контракта.
    5. Изменили понятие «банковская гарантия»: определение утратило значение по ГК РФ. Ч. 2 ст. 3 44-ФЗ больше не действует.
    360-ФЗ от 02.07.2021

    Наполнение ЕИС, порядок разработки региональных информационных систем:

    1. Из ЕИС убрали библиотеку типовых контрактов.
    2. Систему наполняют документами, обязательными к размещению по 44-ФЗ и 223-ФЗ и обязательными к формированию.
    3. Для закупок не требуется согласие на обработку персональных данных.
    4. Нельзя разрабатывать региональные информационные системы, которые не интегрированы с единой.

    Электронный документооборот, сроки хранения документов закупки:

    1. Документы следует хранить минимум 6 лет.
    2. Иностранные участники подписывают документы заказа ЭП, которые выпустили по правилам иностранного государства или международных стандартов и признали в России.
    3. У всех документов, размещаемых в ЕИС и на площадках, появляется единая форма. Правительство разрабатывает и утверждает требования к документам.
    4. У информации из ЕИС — приоритет по сравнению с другими сведениями участника, если они не совпадают с ЕИС.
    5. Документы доступны для ознакомления через 1 час после их размещения.
    6. При изменении извещения оператор площадки сообщает об этом всем, кто подал заявки или отправил запросы на разъяснения.
    7. Оператор обеспечивает конфиденциальность всем участникам заказа. Исключение — малые закупки в электронной форме по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
    8. Исключили чч. 5–12 ст. 24.2 44-ФЗ о порядке регистрации и перерегистрации в едином реестре участника закупки.

    Работа со специальным счетом, судебные издержки:

    1. Нельзя накладывать взыскание на заблокированные средства на спецсчете (как пример — исполнительный лист).
    2. Судебные издержки больше не регулируются нормами 44-ФЗ.

    Правила изменения ФКС:

    1. Все федеральные законы, которые изменяют порядок планирования, определения поставщиков, контроль закупок, их мониторинг и аудит, вступают в силу не раньше 1 января очередного календарного года. Если же изменения принимают после 1 октября, то они вступают в силу через один календарный год.

    Порядок общественного обсуждения:

    1. Общественное обсуждение проводят для закупок от 2 млрд руб.
    2. Правительство и местные власти вправе снижать ценовой порог.
    3. Среди исключений — закрытые закупки и федеральные закупки по гособоронзаказу.
    4. Порядок проведения общественного обсуждения теперь закреплен ФКС, а не постановлением правительства.
    5. Предложения и замечания с нецензурной речью не выкладывают в ЕИС.

    Порядок предоставления преференций для организаций уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов:

    1. Заказчики приобретают товары у УИС и организаций инвалидов, как и у другого участника рынка.
    2. Если товар есть в правительственном перечне, то его закупают отдельно и ни с чем не смешивают. В таких случаях заказчики предоставляют преимущества УИС и организациям инвалидов.

    Способы закупок:

    1. Сократили количество способов закупок. Заказчики используют:
    • конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
    • закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
    • аукционы (открытый электронный аукцион);
    • закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
    • электронные запросы котировок;
    • электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

    По особым правилам вступают в силу положения об одностороннем отказе. Текст 44-ФЗ обновляют с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта по результатам электронной процедуры вступит в силу с 01.07.2022 (ч. 12.1 44-ФЗ). До 1 июля 2022 г. все решения об одностороннем отказе принимаются и направляются поставщику по правилам, которые действуют для бумажных процедур, а в ЕИС размещаются по правилам, которые действуют для информационной системы. Если заказчик не получил подтверждения о вручении заказного письма поставщику или же появилась информация об отсутствии поставщика по адресу отправки, то датой уведомления является день после 15 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.

    С 01.07.2022 поставщики тоже смогут в одностороннем порядке отказаться от контракта через ЕИС. До этого момента все действия совершаются по правилам бумажных процедур (ч. 20.2 ст. 95 44-ФЗ).

    Еще одно нововведение июля 2022-го: стороны вправе использовать электронный документооборот при применении мер ответственности. Они отправляют электронные уведомления и обмениваются юридически значимыми документами в электронном виде.

    Оптимизационные изменения-2022

    С 01.07.2023 стороны начнут заключать в ЕИС соглашения об изменении, расторжении контракта по итогам электронных процедур. Исключение — закупки, по которым информацию нельзя публиковать в ЕИС. Для заказов у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ региональные нормативы больше не определяют исключительную компетенцию такого поставщика.

    Мы собрали в таблицу февральские изменения в госзакупках в 2021 году с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменение вступило в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
    02.02.2021

    Установили, что в закупках продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции в рамках гособоронзаказа) порядок определения НМЦК определит Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.

    Мы собрали в таблицу изменения в тендерах в 2021 году (с 01.04.2021) с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативный акт
    01.04.2021 Серьезно изменился порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какие правила утвердили законодатели:
    1. Предельное значение НМЦК — 3 млн рублей. А совокупный лимит для этих процедур в 100 млн рублей перестанет действовать.
    2. Новый период приема заявок — 4 рабочих дня после публикации извещения.
    3. Исправить извещение не получится, а отменить получится за 1 час до окончания приема предложений.
    4. Придется представлять документы, которые подтвердят соответствие требованиям к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
    5. Запретили требовать документы, которые передаются вместе с продукцией.
    6. Придется предоставлять решение или протокол об одобрении крупной сделки, если заключение госконтракта или обеспечение выполнения обязательств по нему считается крупной сделкой.
    7. Комиссия госзаказчика оформляет один протокол о подведении итогов, в котором приводит сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. В нем же указывают и информацию о том, что запрос не состоялся.
    8. Проект контракта в ЕИС и на электронную площадку направляют в течение 3 часов после публикации итогового протокола. У победителя и госзаказчика будет по 1 рабочему дню для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.

    Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, то заказчики не продлевают процедуру, а сразу подписывают госконтракт с единственным поставщиком.

    Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
    Разрешили проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
    1. Поставщики формируют и размещают на электронных площадках первоначальное предложение о поставке.
    2. Операторы электронных площадок проводят предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это происходит в течение 1 часа. Если двух предварительных предложений участников нет, то оператор направит уведомление в ЕИС, а заказчики не получат ценовую информацию от других поставщиков.
    3. Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на электронной платформе. В протоколе приводят обоснованное решение по каждому предложению.
    4. Госконтракт по итогам заключат упрощенно — по новым правилам, которые предусмотрены для заключения контракта по результатам электронного запроса котировок. С 01.10.2021 планируют ввести функционал взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.

    Федеральный закон № 249-ФЗ от 31.07.2020

    Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. Указание Банка России № 5536-У от 28.08.2020
    Изменили п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки.

    Федеральный закон № 436-ФЗ от 22.12.2020

    Никаких изменений в 44-ФЗ с 11 июня 2021 г. не принимали, а вот в другие июньские дни законодатели скорректировали ряд нормативов.

    Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
    09.06.2021

    Дополнили список товаров, работ и услуг, которые поставляют учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Среди таких товаров:

    • 01.11.1 — пшеница;
    • 02.10.11 — саженцы деревьев и кустарников;
    • 08.12.12.160 — песчано-гравийные смеси;
    • 42.11.10.130 — дорожные ограждения.

    А некоторые товары из перечня исключили:

    • 25.40.12.700 — служебное оружие;
    • 27.40.21.110 — электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов и аккумуляторов.
    Постановление Правительства № 821 от 28.05.2021
    18.06.2021 Правительство утвердило перечень ведомственных заказчиков и подведомственных учреждений, которые обязаны проводить электронное актирование и прописывать условие об электроприемке в госконтрактах. Всего таких ведомственных заказчиков 63. Среди них — Минфин, Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, ФАС. Распоряжение Правительства РФ № 1659-р от 18.06.2021

    Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

    У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

    НМЦК, руб. Менее 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100 млн и выше
    Штраф, руб. 1 000 5 000 10 000 100 000

    Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

    Основные изменения в правилах участия в закупках 2021 – 2022 годах

    В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

    Статья КоАП Вид нарушения Сумма штрафа
    ч.1 ст.7.29 Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ 30 000 руб. — на должностное лицо
    ч.2 ст.7.29 Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ 50 000 руб. — на должностное лицо
    ч.2 ст.7.29.3 Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) 10 000 руб. — на должностное лицо
    ч.3 ст.7.29 Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено 30 000 руб. — должностное лицо
    ч.1.4 ст.7.30 Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований 15 000 руб. — на должностное лицо;
    50 000 руб. — на юрлицо
    ч.3 ст.7.30 В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ 50 000 руб. — надолжностное лицо;
    500 000 руб. — на юрлицо
    ч.4 ст.7.30 Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
    • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
    • требования к участникам закупки
    • требования к размеру обеспечения заявок на участие
    • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
    • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ

    Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:

    1. Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
    • штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
    • принудительные работы на срок до пяти лет
    • лишение свободы сроком до семи лет
    1. Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
    • штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
    • лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет

    Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:

    • штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
    • лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет

    Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.

    Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

    В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

    Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

    • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
    • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
    • Запрос котировок в электронной форме.

    В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

    Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

    • в текущем году — 15 дней;
    • в следующем году — 10 дней;
    • с 2023 года — 7 дней.

    Для остальных поставщиков:

    • сейчас — 30 дней;
    • в 2022 году — 15 дней;
    • с 2023 года — 10 дней.

    Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

    При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *