Как правильно в бюджетном учреждении отразить недостачу и излишки в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно в бюджетном учреждении отразить недостачу и излишки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В случае, если при проведении инвентаризации комиссия выявила признаки снижения ранее начисленного убытка от обесценения актива, необходимо учитывать, что если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился, то он не подлежит восстановлению. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»).

Восстановление убытка производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»).

Восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года. Наряду с этим по данному активу корректируются нормы амортизации, чтобы его измененная остаточная стоимость списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования (п. 25, 26 ФСБУ «Обесценение активов»).

Необходимо отметить, что в настоящее время в Инструкции № 183н[6] корреспонденция счетов по восстановлению убытка не указана. Автономное учреждение вправе предусмотреть в учетной политике необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 183н, по согласованию с финансовым органом и (или) с органом, осуществляющим полномочия учредителя (п. 5 названной инструкции).

Отражаем результаты инвентаризации

Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.

По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение отчетного периода, в пояснениях (в текстовой части пояснительной записки) раскрывается следующая информация (п. 32 ФСБУ «Обесценение активов»):

  • события и обстоятельства, которые привели к признанию или восстановлению убытка от обесценения актива;

  • сумма признанного или восстановленного убытка от обесценения актива;

  • группа, к которой относится актив, если предоставление такой информации предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • методы, использованные для определения справедливой стоимости при проведении теста на обесценение.

Также раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежит информация об объектах основных средств, не соответствующих критериям признания их активами (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).

* * *

В случае, если документы по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, подписаны после отчетной даты, результаты инвентаризации включаются в показатели годовой отчетности исходя из положений учетной политики учреждения о порядке отражения событий после отчетной даты (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/2736, Федерального казначейства № 07-04-05/02-932).


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[2] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.

Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

Возможные основания для дифференциации:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

  • В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.

Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:

  • например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
  • целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

В случае, если при проведении инвентаризации комиссия выявила признаки снижения ранее начисленного убытка от обесценения актива, необходимо учитывать, что если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился, то он не подлежит восстановлению. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»).

Восстановление убытка производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»).

Восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года. Наряду с этим по данному активу корректируются нормы амортизации, чтобы его измененная остаточная стоимость списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования (п. 25, 26 ФСБУ «Обесценение активов»).

Необходимо отметить, что в настоящее время в Инструкции № 183н[6] корреспонденция счетов по восстановлению убытка не указана. Автономное учреждение вправе предусмотреть в учетной политике необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 183н, по согласованию с финансовым органом и (или) с органом, осуществляющим полномочия учредителя (п. 5 названной инструкции).

Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.

По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение отчетного периода, в пояснениях (в текстовой части пояснительной записки) раскрывается следующая информация (п. 32 ФСБУ «Обесценение активов»):

  • события и обстоятельства, которые привели к признанию или восстановлению убытка от обесценения актива;
  • сумма признанного или восстановленного убытка от обесценения актива;
  • группа, к которой относится актив, если предоставление такой информации предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • методы, использованные для определения справедливой стоимости при проведении теста на обесценение.

Также раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежит информация об объектах основных средств, не соответствующих критериям признания их активами (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).

В случае, если документы по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, подписаны после отчетной даты, результаты инвентаризации включаются в показатели годовой отчетности исходя из положений учетной политики учреждения о порядке отражения событий после отчетной даты (Письмо Минфина РФ № 02‑06‑07/2736, Федерального казначейства № 07‑04‑05/02-932).


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[2] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Основные средства списывают как пришедшие в негодность в связи с утратой или хищением их частей. Далее необходимо выделить отдельные их составляющие в качестве самостоятельных объектов учета (материалов). На основании акта о списании основных средств с учета оставшиеся запасные части (в отношении вычислительной техники это системный блок, клавиатура, мышь и т.д.) приходуют по рыночным ценам.

Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2021 года вступили в силу 5 очередных федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции.

Материальная ответственность работника исключается в случаях нанесения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным.

Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре.

Пример 2. Бюджетное учреждение в IV кв. 2014 г. провело инвентаризацию материальных запасов. Сырье используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Инвентаризация закончилась 24 декабря. В результате по данным бухгалтерского учета была выявлена недостача материалов на сумму 8500 руб.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).

Виновное лицо внесло в кассу учреждения 9000 руб.По результатам инвентаризации по состоянию на 24 декабря бухгалтер отразил следующие записи:Д-т сч. 240110172 К-т сч. 210536440 — 8500 руб. — списана стоимость недостающих материалов;Д-т сч. 220974560 К-т сч. 240110172 — 9000 руб.

Данная сумма меньше балансовой стоимости недостающих нефинансовых активов. Виновное лицо будет возмещать ущерб денежными средствами на лицевой счет учреждения. Каким образом закрывается финансовый результат учреждения в таком случае? Какими бухгалтерскими записями отразить недостачу материальных запасов и основных средств?

Инвентаризация перед составлением бюджетной отчетности за 2020 г.

Если по результатам инвентаризации выявлены неучтенные объекты нефинансовых активов, следует это отразить следующей проводкой: Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 10000000 «Нефинансовые активы»- кредит счета 40110180 «Прочие доходы».

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Он вводит понятие «горизонтальные субсидии». Они могут быть направлены от региона к региону или от муниципалитета к муниципалитету.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности, была выявлена пропажа компьютера. Он относится к особо ценному имуществу и ранее был приобретен за счет средств от приносящей доход деятельности. Первоначальная стоимость ЭВМ — 54 000 руб. По нему была начислена амортизация в сумме 14 000 руб.

КВФО доходов от возмещения недостач – для бюджетных, автономных учреждений.

Независимо от того, по какому коду вида финансового обеспечения было отражено имущество в учете, доходы от возмещения недостачи для бюджетного и автономного учреждения следует считать доходами от приносящей доход деятельности, КВФО «2».

КОСГУ доходов от возмещения недостач денежных средств – для начисления дохода КОСГУ доходов не используют, для отражения кассовых доходов код КОСГУ законодательством не установлен, предлагаем использовать КОСГУ 199.

КОСГУ доходов от возмещения недостач денежных документов – для начисления доходов – КОСГУ 172, для отражения кассовых доходов код КОСГУ законодательством не установлен, предлагаем использовать КОСГУ 199.

КОСГУ доходов от возмещения недостач основных средств и материальных запасов – для начисления доходов – КОСГУ 172, для отражения кассовых доходов использовать КОСГУ 410 для возмещения недостачи основных средств, КОСГУ 440 – для возмещения недостачи материальных запасов.

КБК доходов от возмещения недостачи денежных средств (для казенных) законодательством не установлен, предлагаем использовать КБК доходов из группы 11705000000000 «Прочие неналоговые доходы», выбрать соответствующий код в зависимости от уровня бюджета.

КБК доходов от возмещения недостачи денежных документов (для казенных) законодательством не установлен, предлагаем использовать КБК доходов из группы 11705000000000 «Прочие неналоговые доходы».

КБК доходов от возмещения недостачи основных средств и материальных запасов (для казенных) – следует использовать коды КБК из группы 11402000000000 «Доходы от реализации имущества», выбрать соответствующий код в зависимости от уровня бюджета.

Код аналитической группы доходов (АГПДБ) от возмещения недостачи денежных средств законодательством не установлен, предлагаем использовать код 180.

Код аналитической группы доходов (АГПДБ) от возмещения недостачи денежных документов законодательством не установлен, предлагаем использовать код 180.

Код аналитической группы доходов (АГПДБ) от возмещения недостачи основных средств и материальных запасов – следует использовать код 410 для возмещения недостачи основных средств, код 440 – для возмещения недостачи материальных запасов.

В то же время трудовое законодательство прямо предусматривает, что с виновника недостачи взыскивается причиненный им ущерб, сумма которого равна рыночной цене утраченного имущества. В данной ситуации бухгалтеру следует списать недостачу и отразить средства, причитающиеся к получению с виновного работника, в составе текущих доходов учреждения. Поскольку деньги дает страховая компания, то это не средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Это собственные доходы учреждения, как указано в пункте 21 Инструкции № 157н. Следовательно, поступление страховки следует отражать по коду финансового обеспечения «2».

В данной статье рассмотрены примеры отражения недостачи материальных ценностей и финансовых активов, числящихся в бюджетном учете как средства, полученные из бюджета.

Казенным учреждениям необходимо направить в доход бюджета средства, удержанные из заработной платы в возмещение недостачи.

Дебет счета 1Х1 1 30211 837 – Кредит счета 1Х1 1 30403 737 – удержание недостачи из заработной платы.

Если учреждение наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета, ему следует перечислить средства, полученные в возмещение недостачи, на свой счет администратора доходов бюджета:

Дебет счета 1Х1 1 30403 737 – Кредит счета 1Х1 30405 211 – перечисление недостачи в доход бюджета.

Поступление средств на доходный счет бюджета следует отразить так:

Дебет счета 180 1 21002 199 – Кредит счета 180 1 20981 667 – поступление дохода от возмещения недостачи наличных денежных средств (удержано из заработной платы);

Дебет счета 180 1 21002 199 – Кредит счета 000 1 20982 667 – поступление дохода от возмещения недостачи денежных документов (удержано из заработной платы);

Дебет счета 410 1 21002 410 – Кредит счета 410 1 20971 667 – поступление дохода от возмещения недостачи основных средств (удержано из заработной платы);

Дебет счета 440 1 21002 440 – Кредит счета 440 1 20974 667 – поступление дохода от возмещения недостачи материальных запасов (удержано из заработной платы);

Дебет счета 180 1 21002 199 – Кредит счета 180 1 20989 667 – поступление дохода от возмещения недостачи бланков строгой отчетности (удержано из заработной платы).

Если учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета, ему следует начислить задолженность перед бюджетом, а затем перечислить средства, полученные в возмещение недостачи, администратору доходов бюджета:

Дебет счета 180 1 30404 199 – Кредит счета 180 1 30305 731 – задолженность по перечислению в бюджет дохода от возмещения недостачи наличных денежных средств (удержано из заработной платы);

Дебет счета 180 1 30404 199 – Кредит счета 000 1 30305 731 – задолженность по перечислению в бюджет дохода от возмещения недостачи денежных документов (удержано из заработной платы);

Дебет счета 410 1 30404 410 – Кредит счета 410 1 30305 731 – задолженность по перечислению в бюджет дохода от возмещения недостачи основных средств (удержано из заработной платы);

Дебет счета 440 1 30404 440 – Кредит счета 440 1 30305 731 – задолженность по перечислению в бюджет дохода от возмещения недостачи материальных запасов (удержано из заработной платы);

Дебет счета 180 1 30404 199 – Кредит счета 180 1 30305 731 – задолженность по перечислению в бюджет дохода от возмещения недостачи бланков строгой отчетности (удержано из заработной платы);

Дебет счета 1Х1 1 30403 737 – Кредит счета 1Х1 30405 211 – перечисление недостачи в доход бюджета.

Следующие записи надо отразить в учете при списании с лицевого счета средств, направленных в бюджет:

Дебет счета 180 1 30305 831 – Кредит счета 180 1 20981 667 – перечисление в бюджет дохода от возмещения недостачи наличных денежных средств (удержано из заработной платы);

Дебет счета 180 1 30305 831 – Кредит счета 000 1 20982 667 – перечисление в бюджет дохода от возмещения недостачи денежных документов (удержано из заработной платы);

Дебет счета 410 1 30305 831 – Кредит счета 410 1 20971 667 – перечисление в бюджет дохода от возмещения недостачи основных средств (удержано из заработной платы);

Дебет счета 440 1 30305 831 – Кредит счета 440 1 20974 667 – перечисление в бюджет дохода от возмещения недостачи материальных запасов (удержано из заработной платы);

Дебет счета 180 1 30305 831 – Кредит счета 180 1 20989 667 – перечисление в бюджет дохода от возмещения недостачи бланков строгой отчетности (удержано из заработной платы).

Показатели счета 30404 будут закрыты завершающими записями по итогам года.

Процесс инвентаризации помогает выявить отклонения учетных данных от фактического наличия имущества. Излишки появляются, когда наличное имущество организации превышает учтенное. Недостачи, напротив, указывают на недостающий актив.

Отражение результатов инвентаризации в учете зависит от причины появления расхождений. Инвентаризационная комиссия составляет ведомость по расхождениям и направляет ее руководителю для ознакомления с результатами проверки. Причины формирования излишков и недостач могут быть следующие:

Излишки Недостачи
Ошибки при проведении инвентаризации Естественная убыль
Неучтенные поставки Ошибки в ведении складского учета
Излишняя экономия Производственные издержки
Ошибки учета отпуска материалов и продукции Хищения
Избыточные поставки Некомпетентность или отсутствие материально-ответственных лиц (МОЛ)

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2020 г., связаны:

  • с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
  • с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
  • с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2020 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
  • с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.

В связи с особенностями инвентаризации 2020 г. и вступлением в силу Стандартов, ответственным за ведение учета лицам и инвентаризационной комиссии следует:

1. Провести анализ учета на использование рабочих счетов и дополнительной аналитике к счетам, не отвечающим требованиям органа, которому подается отчетность и/или не соответствующих вступившим в силу изменениям в Единый план счетов.

Согласно новой редакции Инструкции № 157н, дополнительные забалансовые счета и/или аналитика к счетам Единого плана счетов должны быть не только закреплены в учетной политике учреждения, но и соответствовать требованиям органа власти, которому сдается отчетность.

2. В процессе инвентаризации доходов будущих периодов разделить доходы будущих периодов по датам признания в финрезультате. Новая редакция Инструкции № 157н детализировала счет 401.40 «Доходы будущих периодов» на 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Также необходимо провести сверку в разрезе контрагентов и правовых оснований.

3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.

4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.

Например, при инвентаризации расчетов по доходам следует уточнить показатели счета 205 00 в части видов валюты и правовых оснований возникновение доходов, идентификационных номеров расчетов по доходам, уникальным идентификаторам начислений (УИН) (при наличии). Если принято решение вести учет на счете не по плательщикам доходов, а в разрезе групп плательщиков доходов, то при инвентаризации необходимо уточнить состав таких групп и провести сверку с персонифицированным учетом расчетов с плательщиками доходов в разрезе контрагентов (плательщиков доходов).

При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.

5. Выявить в учете объекты НМА и земельные участки, соответствующих требованию новых Стандартов. В состав непроизведенных активов включены участки, государственная собственность на которых не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н). В части инвентаризации непроизведенных активов следует уточнить их идентификационные номера (кадастровые, реестровые, учетные), а также местонахождение (адреса).

Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.

Инвентаризации подлежат имущество, финансовые активы и обязательства учреждения. Перечень случаев, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, установлен п. 81 Стандарта 256н.

Порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Локальным документом определяются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также случаи и сроки проведения (Письмо Минфина № 02—07—10/8553 от 10.02.20, п. 80 Стандарта 256н, п. 9 Стандарта 274н, п. 6 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ № 49). Нормы, содержащей указания на обязательность проведение инвентаризации исключительно по завершению отчетного (финансового) года, нет, однако по мнению Минфина РФ, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина РФ № 02—07—10/81064 от 22.10.19).

Непроведение инвентаризации не влечет штрафа, но является поводом для проверки имущества в рамках контрольных мероприятий. Выявленные излишки или недостачи в результате данных мероприятий свидетельствуют об искажении показателей учета и отчетности и является основанием для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.

Если инвентаризация проведена с нарушениями, то ревизоры могут признать ее недействительной, что также влечет к наложению штрафа. Примером такого нарушения может служить заполнение сведений о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации и проверки их фактического наличия, проведение инвентаризации по нескольким складам одновременно без приостановки их деятельности на время пересчета, взвешивания.

Отсутствие отражения результатов проведенной инвентаризации в учете — это прямой повод для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.

Если не провести инвентаризацию в установленных законом случаях, провести ее несвоевременно или допустить нарушения в документах, компания:

  • не сможет привлечь виновного работника к материальной ответственности;
  • не сможет учесть потери от недостачи в составе налоговых расходов;
  • получит доначисление НДС со стоимости недостачи.

Алгоритм от бератора – самая лучшая шпаргалка, которая поможет правильно отразить результаты инвентаризации МПЗ.

Бератор Практическая энциклопедия бухгалтера

Порядок учета результатов инвентаризации МПЗ зависит, конечно, от того, что выявила инвентаризация: излишки или недостачу.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки, их учитывают в составе доходов. Заметим, что виды доходов для учета излишков в бухгалтерском и налоговом учете различаются.

С недостачей все сложнее. Порядок учета зависит от гораздо большего количества факторов, которые нужно проверить:

  • утверждены ли у вас нормы естественной убыли;
  • укладывается ли сумма недостачи в пределы норм естественной убыли или превышает их;
  • есть ли виновные лица;
  • признают ли виновные лица свою вину или это может установить суд.

При изучении совокупности всех этих факторов бухгалтер выбирает правильные бухгалтерские проводки, определяет, к какому виду расходов можно отнести сумму недостачи и можно ли ее вообще учесть в налоговых расходах.

Все эти вопросы вам поможет решить новый алгоритм.

Упростите себе работу

Списание недостачи при инвентаризации

Недостача – это фактическое отсутствие денежных и материальных средств (включая ОС и товары), выявленное в ходе контрольных процедур, ревизии, инвентаризации.

Причины недостач могут быть разными, в частности, недостача может возникнуть в результате хищения или из-за безответственного отношения к хранению ценностей материально ответственным лицом.

Результаты комплексной проверки активов организации могут быть разными:

  • недостача — когда учетные остатки больше фактических;
  • излишки — когда выявлены лишние товары или материалы, которых нет в учетных данных;
  • пересорт — когда одних материальных ценностей не хватает, но зато есть лишние ценности под другими артикулами.

Кроме того, существует еще ревизия взаиморасчетов, результаты которой бухгалтер тоже отображает в учете. Главным документом в любой ситуации является сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей формы № ИНВ-19, на ее основании ведется бухгалтерский учет результатов инвентаризации. Сличительная ведомость может быть и другой формы, если это прописано в учетной политике. На ее основе проводится инвентаризация, проводки в бухучете отразят выявление недостачи, излишков и пересеортицы.

Недостача, к сожалению, самый частый итог инвентаризации, особенно в торговых фирмах и на складах. Это связано с различными факторами:

  • небрежным хранением;
  • воровством со стороны сотрудников или клиентов;
  • естественной убылью (так называемая «усушка», «утруска» и т. д.);
  • другими факторами.

Безболезненно списать разрешено только недостачу в пределах норм естественной убыли. Такие нормативы устанавливаются по каждому виду продукции, материалов и сырья и официально закрепляются в учетной политике. Вся остальная недостача списывается на виновных лиц, и только в случае, если их не удалось установить, ее списывают. Пошаговый алгоритм учета выявленной недостачи бухгалтером.

Шаг 1. Для начала необходимо отнести стоимость всех недостающих активов на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с помощью проводок:

  • Дт 94 Кт 10 (07, 08, 41, 43) — недостача материалов (оборудования, вложений во внеоборотные активы, товаров);
  • Дт 94 Кт 50 — недостача денег в кассе.

При недостаче основных средств или нематериальных активов проводок придется делать несколько, поскольку приходится учитывать не только остаточную стоимость, но и начисленную за период их эксплуатации амортизацию. Выглядеть они будут так:

  • Дт 02 Кт 01 — амортизация по недостающим основным средствам;
  • Дт 05 Кт 04 — амортизация недостающих нематериальных активов;
  • Дт 94 Кт 01 (04) — остаточная стоимость недостающих основных средств или нематериальных активов.

Шаг 2. Если материалов или сырья не хватает в пределах норм естественной убыли, то их можно сразу списать на счета по учету расходов. Для того чтобы бухгалтер имел право сделать такие проводки, руководитель компании издает приказ по итогам инвентаризации. Когда все формальности выполнены, проводки будут выглядеть так:

Дт 20 (44) Кт 94.

Шаг 3. Если не хватает ценностей больше, чем установленные нормативы, недостачу необходимо отнести на виновных в ней лиц. Для этого должно быть соответствующее заключение комиссии и приказ руководства. После оформления всех этих документов делают такую проводку в учетных регистрах:

Дт 73 Кт 94.

По счету 73 необходим аналитический учет в разрезе всех виновников с соответствующими проводками.

Шаг 4. Если виновных лиц установить не удалось или они смогли отстоять в суде невозможность возмещения убытков компании, сумму недостачи включают в состав прочих расходов. Проводка выглядит так:

Дт 91-2 Кт 94.

Если в ходе ревизии были выявлены неучтенные материальные ценности, которые принято называть излишками, их необходимо поставить на учет или оприходовать. Сделать это бухгалтер должен по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Коммерческие организации относят эту сумму на финансовые результаты, а некоммерческие увеличивают на нее доходы. Для этих целей используется пассивный синтетический счет 91-1 «Прочие доходы». Для того чтобы правильно отобразить в учете излишки, проводки мы собрали в одну таблицу.

Вид оприходуемых ценностей Дебет Кредит
Денежные средства в кассе 50 «Касса» 91-1 «Прочие доходы»
Основные средства 08 «Вложения во внеоборотные активы» 91-1 «Прочие доходы»
Материалы 10 «Материалы» 91-1 «Прочие доходы»
Товары 41 «Товары» 91-1 «Прочие доходы»

Для аналитики используются субсчета, бухгалтерские справки и другие документы. Основные средства, поставленные на учет таким способом, подлежат амортизации в обычном порядке.

Шаг 1
Издание приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации: назначение постоянно действующей и (или) рабочей инвентаризационной комиссии; определение сроков проведения инвентаризации и перечня инвентаризуемого имущества и обязательств
Шаг 2
Подготовка к проведению инвентаризации (представление материально ответственными лицами в бухгалтерию и рабочим инвентаризационным комиссиям приходных и расходных документов, отчетов о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности. Получение от материально ответственных лиц расписок о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны)
Шаг 3
Проведение инвентаризации (взвешивание, обмер, подсчет, проверка фактического наличия имущества и обязательств). Составление инвентаризационных описей и актов инвентаризации согласно приложениям 5-19 к Инструкции № 180
Шаг 4
Рассмотрение результатов инвентаризации постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и (или) руководителем организации
Шаг 5
Оформление результатов инвентаризации (подготовка инвентаризационной описи и сличительных ведомостей по формам согласно приложениям 5, 20, 21 к Инструкции № 180)
Шаг 6
Рассмотрение руководителем организации окончательных результатов инвентаризации, представленных рабочими инвентаризационными комиссиями; принятие решения об установлении виновных лиц, по выявленным излишкам и недостачам; издание приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации
Шаг 7
Зачет пересортицы.

Справочно

Порядок зачета пересортицы установлен в п.76 Инструкции № 180. Если после зачета по пересортице обнаружена недостача, то нормы естественной убыли должны применяться по тому наименованию актива, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли она рассматривается как недостача сверх норм

Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике казенного учреждения. Как правило, такой порядок устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Если в учреждении не предусмотрено каких-либо особенностей, то в учетной политике можно просто сделать ссылку на указанный нормативный акт.

При этом следует учитывать, что отдельные документы по оформлению инвентаризации в казенных учреждениях отличаются от тех форм, которые указаны в Методических указаниях по инвентаризации, так как в государственных (муниципальных) учреждениях применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России N 173н.

В таблице представлены основные документы, в которых отражаются результаты инвентаризации нефинансовых активов, их предназначение и порядок составления:

Наименование

Предназначение

Порядок составления

Регистр бухгалтерского учета

Инвентаризационная
опись
(сличительная
ведомость)
по объектам
нефинансовых
активов
(ф. 0504087)

Применяется для
сопоставления
фактического
наличия
с данными
бухгалтерского
учета,
на основании
чего выявляются
расхождения

Составляется комиссией учреждения
по материально ответственным лицам
с указанием места проведения
инвентаризации, распиской материально
ответственного лица и отражает:
наименование и код объекта учета,
инвентарный номер, единицу измерения;
сведения о фактическом наличии объекта
учета (цена, количество); сведения по
данным бухгалтерского учета
(количество, сумма); сведения
о результатах инвентаризации
(по недостаче и по излишкам —
количество и сумма)

Ведомость
расхождений
по результатам
инвентаризации
(ф. 0504092)

Является
основанием для
составления
Акта о
результатах
инвентаризации
(ф. 0504835)

Составляется бухгалтерией,
подписывается исполнителем и главным
бухгалтером, в форме фиксируются
установленные расхождения с данными
бухгалтерского учета: недостачи или
излишки по каждому объекту учета в
количественном и стоимостном выражении
(по рыночной стоимости)

Первичный учетный документ бухгалтерского учета

Акт о результатах
инвентаризации
(ф. 0504835)

Является
основанием для
оформления
необходимых
актов по
принятию к
учету излишков
либо списанию
недостач

Составляется комиссией, назначенной
приказом (распоряжением) руководителя
учреждения, подписывается членами
комиссии и утверждается руководителем
учреждения, в акте указываются
обобщенные результаты инвентаризации

Далее рассмотрим последовательность оформления этих документов.

Если в процессе инвентаризации были выявлены расхождения, нужно составить Ведомость расхождений (форма 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Ведомость следует приложить к Акту о результатах инвентаризации (форма 0504835).

Порядок учета разниц, выявленных при инвентаризации, зависит от многих факторов, например:

  • обнаружены ли виновники недостачи или нет;
  • в каком размере возникла недостача (в пределах норм естественной убыли или сверх нее);
  • по какому именно имуществу выявлены недостачи или излишки.

Согласно Инструкции № 157н, основные средства, материальные запасы и другое неучтенное имущество, выявленное в ходе инвентаризации, необходимо принять к учету. Его учитывают по текущей оценочной стоимости на дату проведения инвентаризации и включают в состав доходов учреждения текущего года.

Чтобы правильно отразить неучтенные объекты, следует разобраться в причинах их возникновения. Если излишки образовались из-за пересортицы, то излишек и недостачу можно аннулировать за счет взаимозаменяемости. При ошибках в учете необходимо исправить ошибочные учетные данные.

Обнаруженные при инвентаризации недостачи материальных ценностей относятся на виновных лиц (п. 220 Инструкции № 157н). В этом случае следует сделать проводки Дебет счета 209 00 000 «Расчеты по ущербу имущест­ву» — Кредит счета 401 10 000 «Доходы текущего финансового года».

Балансовую стоимость недостающих материальных запасов в пределах норм естественной убыли включают в текущие расходы учреждения. Эту операцию отражают по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов») или соответствующих аналитических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли списывают на уменьшение финансового результата текущего финансового года в дебет счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами») в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Если по тому или иному виду ценностей нормы естественной убыли нет, всю недостачу считают сверхнормативной. При этом учреждение обязано взыскать с виновного сумму ущерба – то есть рыночную стоимость утраченного имущества.

Сумму, предъявленную к взысканию, отражают по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» (соответствующие аналитические счета) и кредиту счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»).

Если виновник недостачи не установлен или суд уточнил взыскиваемую сумму, то в учете делают обратную проводку.


Близится окончание текущего финансового года, а следовательно, не за горами сдача годового отчета. В преддверии отчетной поры необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств учреждения. В консультации на практических примерах рассмотрим отражение результатов данного контрольного мероприятия – излишков и недостач.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Минфин вПисьме от 15.07.2014 № 02-06-10/34544 указал, что о достоверности представленной отчетности можно судить, только если проведена инвентаризация. Аналогичные разъяснения в части обязательности проведения контрольных мероприятий в конце года были представлены финансовым ведомством и в более ранних письмах – от 03.10.2013 № 02-06-10/41147, от 30.12.2013 № 02-06-010/58448.

Акцентируем внимание на основных моментах контрольного мероприятия. Общие правила его проведения регламентированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания). Отметим, что финансовым ведомством подготовлены изменения в Инструкцию № 157н (Приказ от 29.08.2014 № 89н). С учетом новых поправок порядок ведения инвентаризации следует закрепить в учетной политике учреждения и проводить контрольные мероприятия в соответствии с данным порядком, который должен быть разработан с учетом положений Методических указаний.

Перед началом инвентаризации руководитель учреждения издает приказ. В нем указываются состав инвентаризационной комиссии, срок проведения инвентаризации, имущество, подлежащее проверке.

Отдельно остановимся на составе инвентаризационной комиссии. Учитывая, что при инвентаризации проводится не только подсчет имущества (наличные денежные средства, транспортные средства, компьютеры и др.), взвешивание (продукты питания, гвозди и др.) или обмер (тканевые полотна, кабели и др.), но и иной анализ имущества и финансовых обязательств, целесообразно включить в состав комиссии работников бухгалтерии, а также других представителей учреждения, знания и квалификация которых необходимы при проведении контрольного мероприятия.

Инвентаризация может проводиться как сплошным, так и выборочным методом. При сплошном методе проверяется все имущество и все виды финансовых обязательств учреждений, при выборочном – отдельный вид имущества, например, только продукты питания или транспортные средства.

Заключительным этапом инвентаризации является сравнение фактических остатков нефинансовых активов, выявленных при проверке, с данными бухгалтерского учета. Если в ходе инвентаризации обнаружены расхождения, они указываются в ведомости расхождений.

Ниже рассмотрим отражение результатов по итогам проведения инвентаризации.

По результатам инвентаризации выявлены излишки

Как показывает практика проверок, отражение в бухгалтерском учете излишков трудностей не вызывает, поскольку оно осуществляется согласноИнструкции № 157н. В соответствии с п. 31 данного нормативного документа неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Здесь следует добавить уточнения. Как было отмечено выше, в Инструкцию № 157н подготовлены поправки. Планируется, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, учреждение должно будет принимать к бухгалтерскому учету не по их текущей рыночной стоимости, а по оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Оценочная стоимость определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н аналогично рыночной стоимости.

Излишки и недостачи имущества в государственных (муниципальных) учреждениях, как правило, выявляются в результате инвентаризации. Однако они могут быть обнаружены и в иных случаях (например, при безвозмездном поступлении имущества, его хищении), при которых также необходимо проводить инвентаризацию, для того чтобы оформить это имущество документально. О том, как правильно оформить и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете казенного учреждения, мы расскажем в данной статье.

Основными нормативными документами, которыми бухгалтеру казенного учреждения следует руководствоваться при оформлении и отражении в учете результатов инвентаризации, являются:

  • Методические указания по инвентаризации (за исключением учреждений силовых министерств и ведомств );
  • Приказ Минфина России N 173н ;
  • Инструкция N 157н ;
  • Инструкция N 162н .

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В учреждениях силовых министерств и ведомств применяется Приказ Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных силах Российской Федерации».
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике казенного учреждения. Как правило, такой порядок устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Если в учреждении не предусмотрено каких-либо особенностей, то в учетной политике можно просто сделать ссылку на указанный нормативный акт.

При этом следует учитывать, что отдельные документы по оформлению инвентаризации в казенных учреждениях отличаются от тех форм, которые указаны в Методических указаниях по инвентаризации, так как в государственных (муниципальных) учреждениях применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России N 173н.

В таблице представлены основные документы, в которых отражаются результаты инвентаризации нефинансовых активов, их предназначение и порядок составления:

Наименование Предназначение Порядок составления
Регистр бухгалтерского учета
Инвентаризационная
опись
(сличительная
ведомость)
по объектам
нефинансовых
активов
(ф. 0504087)
Применяется для
сопоставления
фактического
наличия
с данными
бухгалтерского
учета,
на основании
чего выявляются
расхождения
Составляется комиссией учреждения
по материально ответственным лицам
с указанием места проведения
инвентаризации, распиской материально
ответственного лица и отражает:
наименование и код объекта учета,
инвентарный номер, единицу измерения;
сведения о фактическом наличии объекта
учета (цена, количество); сведения по
данным бухгалтерского учета
(количество, сумма); сведения
о результатах инвентаризации
(по недостаче и по излишкам —
количество и сумма)
Ведомость
расхождений
по результатам
инвентаризации
(ф. 0504092)
Является
основанием для
составления
Акта о
результатах
инвентаризации
(ф. 0504835)
Составляется бухгалтерией,
подписывается исполнителем и главным
бухгалтером, в форме фиксируются
установленные расхождения с данными
бухгалтерского учета: недостачи или
излишки по каждому объекту учета в
количественном и стоимостном выражении
(по рыночной стоимости)
Первичный учетный документ бухгалтерского учета
Акт о результатах
инвентаризации
(ф. 0504835)
Является
основанием для
оформления
необходимых
актов по
принятию к
учету излишков
либо списанию
недостач
Составляется комиссией, назначенной
приказом (распоряжением) руководителя
учреждения, подписывается членами
комиссии и утверждается руководителем
учреждения, в акте указываются
обобщенные результаты инвентаризации

Далее рассмотрим последовательность оформления этих документов.

Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В них заносятся данные бюджетного учета и фактического наличия имущества раздельно по недвижимому и движимому имуществу в разрезе аналитических счетов учета. В случае расхождения данных выявляются излишки и (или) недостачи имущества, которые отражаются в соответствующей описи (ведомости) как в количественном, так и в суммовом выражении (по рыночной стоимости).

На момент выявления излишков или недостач инвентаризационная комиссия может внести в инвентаризационную опись только наименование объекта и количество, а сумма (стоимость), по которой будет оценено данное имущество, указывается после проведения соответствующих мероприятий по определению рыночной стоимости в установленном порядке (рассмотрен далее). Причем это относится как к излишкам, так и к недостачам.

По всем недостачам и излишкам инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета и выносит предложения:

  • по оприходованию излишков;
  • по отнесению недостач за счет виновных лиц либо их списанию со счетов бухгалтерского учета;
  • по исправлению ошибок в учете (например, если данные объекты по каким-либо причинам не были приняты к учету или списаны, о чем в учреждении имеются подтверждающие сведения).

Заключения комиссии по инвентаризации фиксируются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), после чего она подписывается всеми членами комиссии.

Обратите внимание! Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Таким образом, при обнаружении излишков или недостач, прежде чем в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) указывать их стоимость, необходимо установить причины их возникновения. Если анализ покажет, что в учреждении имеется достоверная информация о приобретении этого имущества, формировании первоначальной стоимости, принятии решения о списании и т.д., то можно говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Если же какие-либо документы отсутствуют, то для пр��нятия к учету выявленных объектов неучтенного имущества или для списания недостач следует определить рыночную стоимость данных объектов.

Учет операций, отражающих недостачу имущества, будет отличаться в зависимости от некоторых факторов (например, недостачи материальных запасов могут быть в пределах норм естественной убыли и сверх нее; могут относится на счет виновных лиц или быть связаны с чрезвычайными ситуациями (стихийное бедствие, катастрофа и т.п.)).

Таким образом, первое, что необходимо сделать при выявлении в учреждении фактов недостачи имущества, провести внутреннее расследование.

Если обнаружена недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли, она отражается по дебету счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 61 271, 0 109 71 271, 0 109 81 271, 0 109 91 271) и кредиту счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 31 440 — 0 105 36 440) (п. 26 Инструкции N 162н).

Недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли, а также иные виды недостач (в том числе порча, хищение имущества) списываются на финансовый результат учреждения и (или) относятся на счет виновных лиц.

Согласно п. п. 220, 221 Инструкции N 157н для учета расчетов по суммам выявленных хищений имущества, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, применяются счета:

  • 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
  • 0 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
  • 0 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
  • 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Если учреждению не удается установить виновное лицо, материалы по факту хищения передаются в следственные органы. Если по результатам судебных разбирательств виновное лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается (пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ). О приостановлении дела следователь уведомляет потерпевшее юридическое лицо (п. 1 ст. 209 УПК РФ). Потерпевший вправе получить копию постановления о приостановлении производства по уголовному делу (пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). В свою очередь, данный документ является основанием для списания сумм выявленных недостач и хищений на финансовый результат учреждения.

Отметим также, что решение о списании имущества (в том числе в случае выявления недостач, хищения) необходимо согласовывать с собственником имущества в установленном им же порядке. Напомним, согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Списание имущества осуществляется на основании утвержденных и согласованных соответствующих актов о списании (Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)).

Приведем в таблице типовую корреспонденцию счетов бюджетного учета по списанию имущества в связи с обнаружением недостач, по расчетам по недостачам.

Можно выделить три основных этапа проведения инвентаризации:

  • определение состава инвентаризационной комиссии, срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Все эти составляющие должны быть включены в один документ — приказ руководителя (форма ИНВ-22 );
  • сам процесс инвентаризации (осмотр, взвешивание, другие операции, направленные на выявление недостач и излишков при инвентаризации), т. е. действия инвентаризационной комиссии, направленные на установление фактических сведений в отношении имущества организации. Этот этап включает в себя составление инвентаризационной документации (описей имущества);
  • сличение установленных в результате проверки сведений с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, и уточнение этой информации (в т.ч. оприходование излишков при инвентаризации и списание недостач). Этот этап включает в себя составление сличительных ведомостей, документальное подведение итогов инвентаризации, соответствующие распорядительные действия со стороны руководства организации.
  • Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации должна соблюдать указания Минфина РФ по порядку ее проведения и учета результатов, оприходованию излишков и действий в отношении недостач.

    Указания на то, как именно проводить инвентаризацию, содержатся в Рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 (далее – Рекомендации).

    Чаще всего предприятия сталкиваются с появлением излишков товаров, сырья и материалов. В соответствии с налоговым кодексом РФ (п. 20 ст. 250) эти излишки должны быть учтены как внереализационные доходы предприятия. Но при этом возникает серьезный вопрос: как правильно оценить излишки, обнаруженные в процессе инвентаризации?

    Считая полученные излишки внереализационными доходами, ответственные лица берут во внимание ту стоимость, которая была получена предприятием при совершении сделки, то есть в натуральной форме. Отсюда следует, что определение цены зависит от стоимости совершенной сделки. Но при этом нужно руководствоваться еще и ст. 274 НК РФ. Это означает, что цена на излишки при инвентаризации определяется, исходя из их рыночной стоимости.

    Под рыночной стоимостью в данном случае понимаются цены на такой же или идентичный товар в рассматриваемом периоде. Дополнительно во внимание берутся и другие факторы:

    • колебания потребительского спроса;
    • положительные свойства продукции, влияющие на решение покупателя;
    • срок годности и другие.
    • Есть и еще один важный момент – излишки имущества, выявленные при инвентаризации, относятся на внереализационные доходы одним из следующих способов:

    • после завершения проверки (уже после оформления акта, составляемого инвентаризационной комиссией);
    • на момент заполнения годовых отчетов (сделать это нужно до 31 декабря отчетного года).
    • Методика налогового учета при этом не будет иметь значения. Перед зачислением излишков на баланс составляется приказ на оприходование излишков при инвентаризации.

      Полученные активы предприятие может либо использовать в производстве, либо перепродать. Но это не позволит считать всю стоимость излишков считать расходами. НК РФ определяет последовательность последующего выбытия таких излишков.

      Если активы используются в производстве, то в качестве материальных расходов признают только 20% от рыночной стоимости ТМЦ. Получается, что излишки ценностей, выявленные при инвентаризации, относятся на материальные расходы лишь частично при дальнейшем использовании.

      Если же излишки продаются, то правила продажи определяются предприятием самостоятельно, так как налоговый кодекс этот вопрос не регулирует. На практике же эти активы в организациях списывают так же, как и в случае использования их в производстве. Как отразить излишки при инвентаризации при продаже в таком случае? Учитывать нужно только налог на прибыль от рыночной цены.

      Каждый экономический субъект, будь то коммерческая фирма или бюджетное госучреждение, обязан периодически проводить инвентаризационные проверки. Данная процедура является обязательной, так как позволяет реально оценить фактическое наличие имущества и прочих ценностей. Без контрольно-ревизионных мероприятий оценить реальную стоимость активов предприятия невозможно. По итогам ревизии бухгалтерия отражает в бухучете проводки по инвентаризации.

      Отметим, что проверка может быть как плановой, так и внезапной или внеплановой. Например, внеплановая ревизия проводится при смене материально-ответственного лица или при установлении фактов хищений и прочих обстоятельствах. А к внезапной проверке можно отнести ревизию кассы.

      [2]

      Комплекс и сроки проведения ревизионных мероприятий инициируются только по специальному распоряжению руководства компании. Причем нет никакой разницы, плановая это ревизия или нет. Подробности в статье «Как составить приказ о проведении инвентаризации». А в этой мы коснемся бухучета и перечислим проводки, которые понадобятся бухгалтеру.

      Действующий порядок проведения инвентаризационных проверок прописан в ст. 11 закона № 402-ФЗ. Более подробная инструкция закреплена в отдельном Приказе Минфина РФ № 49 от 13.06.1995.

      Основной порядок действий мы рассмотрели в специальном материале «Как провести инвентаризацию основных средств».

      Итоги проведенного контрольного мероприятия должны быть оформлены соответствующим образом. Для этого используются специальные документы — инвентаризационные описи. Отметим, что заполнять данную учетную документацию придется даже если отклонений по результатам проверки не выявлено. Как правильно составить документ, мы рассказали в статье «Заполняем инвентаризационные описи».

      Какие же проводки нужно использовать для бухучета? Разберем на примере.

      По результатам ревизии в учреждении могут быть выявлены излишки. То есть фактическое наличие активов превысило показатели бухгалтерского учета. В таком случае неучтенное имущество должно быть принято к учету по его текущей оценочной стоимости, которая определена на дату постановки на учет (п. 31 Инструкции № 157н).

      Рассмотрим, как отразить в бухучете излишки при инвентаризации (проводки для бюджетного учреждения) на конкретном примере.

      По результатам инвентаризационной проверки были выявлены неучтенные объекты основных средств. Для определения стоимости имущества был заключен договор со сторонней организацией, которая оказывает оценочные услуги. По заключению оценочной кампании стоимость основного средства составила 105 000 рублей. Сумма услуг оценки — 2 500 рублей.

      Излишки и недостачи имущества в казенном учреждении: оформление и учет

      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина выпустил 15.06.2007 Письмо N 03-03-05/161, в котором ответил на следующие вопросы: как в бухгалтерском учете отражаются суммы излишков материальных ценностей, находящихся в учете по бюджетной деятельности? Является ли стоимость полученных излишков доходом, подлежащим обложению налогом на прибыль?

      Настоящая статья освещает позицию финансового ведомства по данным вопросам.

      ПБУ 6/01 актив учитывается в качестве основного средства при одновременном выполнении четырех условий:

      • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
      • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
      • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
      • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

      В соответствии с п.

      • выбором из справочника Сотрудники;
      • по гиперссылке Заполнить состав комиссии, которая обращается к справочнику Постоянно действующие комиссии.

      В группе Дополнительные параметры инвентаризационной описи необходимо заполнить реквизиты:

      • номер и дату приказа о проведении инвентаризации;
      • место проведения инвентаризации;
      • период проведения инвентаризации (даты начала и окончания);
      • причину инвентаризации.

      Рис. 4 5. После проведения документа по кнопке Печать (рис. 4) можно распечатать Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов ф. 0504087 (рис. 5). Рис. 5 6. Для оформления итогов инвентаризации и печати Акта о результатах инвентаризации (ф.

      0504835) предназначены документы Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и Акт о результатах инвентаризации (ф.

      Специалисты Минфина России также отмечают, что оценка стоимости имущества, выявленного при инвентаризации, должна производиться с учетом указанного пункта и отражаться в налоговом учете в порядке, аналогичном порядку, установленному в целях бухгалтерского учета, на дату проведения инвентаризации (письма Минфина России от 22.04.2011 № 03-03-06/1/263, от 12.10.2010 № 03-03-06/1/644, от 06.06.2008 № 03-03-06/4/42). Амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается в том числе имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *