Количество статей в конституции РФ на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Количество статей в конституции РФ на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Конституция Российской Федерации

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция Российской Федерации — с новыми поправками 2020 года

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Конституция, в том виде, каком она известная нам сейчас, вступила в силу 12 декабря 1993 года, много лет назад, когда наше государство приняло известную уже сегодня форму Федерации. Однако, формироваться она начала раньше.

Так, еще во времена царствования монархов, а если говорить точнее, в период правления царя Василия Шуйского, появились в законе нашей страны первые конституционные элементы, ограничивающие правящего самодержца крестоцеловальной записью.

Искомая часть Конституции является вступительным сегментом, в котором обозначаются такие важные моменты, как:

  • цели создания искомого нормативно-правового акта;
  • мотивы его применения;
  • условия использования документа.

Этот текст, хоть и считается просто вступительным, несет в себе важное значение, на которое принято ориентироваться в работе органов:

  • исполнительной;
  • судебной;
  • законодательной власти.

Вправе ли был КС России проверять конституционные поправки 2020 года?

Сейчас на территории нашей страны действуют правила, принятые Конституцией от 12 декабря 1993 года (она же действующая Конституция). Вступление данного документа в силу произошло после того, как распался Союз Советских Социалистических республик, а потом у в преамбуле искомого нормативно-правового акта и обознаются ценности, характерные для общества с демократическим укладом.

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.»;

14) часть 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:

«2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.»;

15) статью 81 изложить в следующей редакции:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.

2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.

3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.»;

19) статью 93 изложить в следующей редакции:

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации.

2. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.

3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации) остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;

42) статью 128 изложить в следующей редакции:

— Статья 118

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам

— Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

— Статья 125

Сокращение численности судей КС РФ

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Часть 4 излагается в следующей редакции:

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.

51 Конституционный Суд Российской Федерации:

Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

Статья 129 излагается в следующей редакции:

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации с последними изменениями на 2022 год

После трехдневного голосования в сентябре и распределения мандатов в Государственной думе 8-го созыва наступило некоторое затишье. Партия «Единая Россия» получила 324 мандата и конституционное большинство в 2/3 голосов. Напрашивался вопрос: а зачем правящий режим так старался получить именно такой результат? Вроде как депутаты предыдущего созыва выполнили «черновую» работу – приняли поправки в Конституцию (и самое главное – подчистили плацдарм для нового выдвижения Президента на новый срок), подняли возраст выхода на пенсию для простых россиян, приняли повышение налога НДС на 2%, приняли ряд репрессивных законов для усиления контроля над обществом.

Но правящая элита добивалась именно наличия конституционного большинства. В ход были брошены и административные рычаги, и изменение избирательного процесса в пользу правящей партии, и прямой подкуп избирателей через выделение финансовых средств для выплаты населению, и прямые фальсификации результатов. Начали считать на востоке: «Единая Россия» – 35%, а КПРФ – 25%. Дошли до центра: получили 49 с хвостиком для власти и чуть менее 19% для КПРФ.

Можно с большой долей вероятности предположить, что принятыми поправки в Конституцию дело не ограничивается. Возможно, в ближайшее 2 года нас ждёт довольно значительное переформатирование политической системы и государственного устройства, в том числе и территориальные изменения.

Для этих целей Кремлю и правящей элите необходимо конституционное большинство в Государственной думе.

Так что старые баннеры 2020 года рано сдавать в утиль, надо поменять только даты.

Понятие «публичная власть» появилось в современном российском законодательстве после внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 году. Это понятие более глубокое и включает в себя «органы государственной власти» и «органы местного самоуправления».

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны или государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство (страну) от общественного строя.

27 сентября текущего года сенатор Российской Федерации А.А. Клишас и депутат Государственной думы П.В. Крашенинников внесли на рассмотрение Государственной думы проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (№ 1256381-7). 9 ноября предполагается принятие данного проекта в первом чтении.

Павел Крашенинников, представляя проект нового закона в редакции газеты «Российская газета», отметил:

«Единство системы публичной власти предполагает согласованное действие различных уровней власти, как единого целого».

В информационном пространстве предложенному проекту пока уделяется мало внимания, более актуальны вопросы пандемии, локдаунов, ограничений, коронавируса и т.д. В 2018 году во время чемпионата мира по футболу так же сначала незаметно было принято решение о пенсионной реформе.

На проект закона к 1 ноября поступило 15 отзывов от законодательных органов регионов, из них 8 региональных парламентов поддержали концепцию проекта, один региональный парламент высказал отрицательное мнение, шесть региональных парламентов высказали поддержку с учётом замечаний и предложений.

Андрей Александрович Клишас – член Совета Федерации от Красноярского края. Доктор юридических наук, профессор, специалист по конституционному праву, теории государства и права. Учился в Российском университете дружбы народов (РУДН). Его сокурсником был Алексей Навальный. Семь лет Андрей Клишас был председателем совета директоров ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». В 2011 году по списку «Единой России» баллотировался в Государственную думу, но мандат не получил. На выборах депутатов Норильского городского совета в 2012 году прошёл в состав по списку «Единой России», и губернатор Красноярского края назначил его представителем в Совет Федерации. В партии «Единая Россия» утверждён председателем либеральной платформы партии.

Многие россияне слышали высказывания Президента Владимира Путина о наличии «некой» бомбы, которую заложили большевики при создании державы – Советского Союза. Эта мина, по мнению Президента, – федеральное устройство государства.

Можно было к этим высказывания отнестись как просто к фразеологии, ведь и руководители могут ошибаться. Совершенно понятно, что в то время и в тех условиях принятые решения большевиков были совершенно оправданы и правильны.

Октябрьская революция и большевики выполнили сложную задачу – объединили в единое государство разрушенную в феврале 1917 года страну. Фактически после февраля – марта 1917 года страна рассыпалась, Финляндия без договора, подписанного царём, превращалась в полноправное государство. Польша и Прибалтика были оккупированы. Центральная Рада Украины в июне выставила требования полной независимости. В апреле 1917 года Временное правительство объявило о независимости Польши. Посол Франции в России писал: «Финляндия, Лифляндия, Эстляндия, Польша, Литва, Украина, Грузия, Сибирь требуют для себя независимости или, по крайней мере, полной автономии».

Чтобы заново собрать окраины, необходимо объединяющая идеология: понятная всем, вне зависимости от национальности или вероисповедания. Это и сделали большевики, собрав заново Россию в один кулак, объединив народы на вненациональных и внеконфессиональных идеях коммунизма.

Сколько статей в Конституции Российской Федерации?

Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.

Полномочия Президента РФ
• Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства.
• Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд.
• Президент может освободить Премьер-министра от должности с сохранением Правительства.
Совет Федерации
• Введено новое понятие «сенатор». Члены Совета Федерации теперь называются сенаторами.
• Лица, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности + бывшие Президенты могут назначаться сенаторами пожизненно.
• Новые полномочия сенаторов:
— могут лишить неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
— могут назначать Председателя Конституционного суда;
— назначать Председателя Счетной палаты;
— направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти.
Государственная Дума
• Ужесточены требования к депутатам: избираться вправе лицо, постоянно проживающее в России, не имеющее иностранного гражданства и вкладов за границей.
• Полномочия депутатов:
— утверждать по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;
— выдвигать обвинения против Президента для отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий — в целях лишения его неприкосновенности;
— осуществлять парламентский контроль (вместе с Советом Федерации);
— нельзя одновременно занимать должность депутата и сенатора.
Правительство РФ
• Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
• Ужесточение требований к премьер-министру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов: возрастной ценз — 30 лет, лицо не должно иметь иностранного гражданства и вкладов за границей.
• Председатель Правительства вступает в должность после утверждением его кандидатуры Государственной Думой.
• Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды
Судебная система
• Уменьшение состава судей Конституционного суда с 19 до 11 человек;
• Новая обязанность Конституционного суда — проверка конституционных актов по запросу Президента РФ;
• Ужесточение требований к судьям: отсутствие иностранного гражданства и вкладов за пределами РФ .
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления и органы государственной власти теперь входят в единую систему публичной власти Российской Федерации.

В ст. 67 добавлено понятие федеральных территорий. Они могут быть созданы в России федеральным законом, этим документом определяется и порядок управления такими территориями.

В этой же статье указано, что РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Не допускаются действия, направленные на отчуждение части территории России (кроме делимитации, демаркации, редемаркации госграницы), а также призывы к таким действиям.


В конституцию добавлена ст. 67.1. В ч. 1 говорится о том, что РФ является правопреемником Советского Союза на своей территории, а также в отношении членства в международных организациях, их органах, в международных договорах, в отношении предусмотренных этими договорами обязательств и активов СССР за границей.


В ч. 2 ст. 67.1 указано, что Россия, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

В ч. 3 ст. 67.1 говорится, что РФ чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.


В ст. 68, где ранее было указано, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский, добавлено, что это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ.

В этой же статье говорится, что культура в России является уникальным наследием ее многонационального народа, она поддерживается и охраняется государством.


В поправках к ст. 69 сказано, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Здесь же подчеркивается, что РФ оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.


В ст. 71 внесены поправки в несколько пунктов, перечисляющих вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. Сюда добавлены:

  • организация публичной власти;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития России;
  • установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
  • информационные технологии и связь, космическая деятельность;
  • обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
  • метрологическая и метеорологическая служба;
  • установление ограничений для государственных и муниципальных чиновников, в том числе связанных с наличием иностранного гражданства, вида на жительство, с открытием и наличием счетов, хранением денег и ценностей в иностранных банках за границей.

Вносить поправки в Конституцию могут: президент, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.

В первые годы после принятия, несмотря на предложения ельцинской оппозиции, поправки в Основной закон не вносили. В период с 1996 по 2003 год внесли пять поправок на основе указов президента. И все они касались изменений названий регионов или их состава.

Так, 9 января 1996 года Борис Ельцин скорректировал названия двух субъектов РФ: Ингушская Республика стала в Конституции Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия — Республикой Северной Осетией — Аланией. В феврале того же года по такому же принципу в Конституции появилась Республика Калмыкия (вместо Республики Калмыкии — Хальмг Тангч).

Позже в Конституции в их нынешнем виде появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, а также Чувашия и Ханты-Мансийский автономный округ; исчезли Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа.

Конституция Российской Федерации со всеми последними поправками на 2022 год

Декабрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Впервые абсолютную власть монарха в России попытались ограничить в начале XVII. Полномочия правившего в тот момент царя Василия Шуйского ограничили «Крестоцеловальной записью». Скажем прямо, рамки этот документ установил не слишком жесткие.

Следующей попыткой ограничить власть монарха стали «кондиции», которые ввел князь Михаил Голицын в XVIII веке. С их помощью он попытался ограничить власть императрицы Анны Иоанновны, дочери Петра I. Князю это не удалось: императрица порвала документ и стала самодержицей всероссийской.

8 декабря 1991 года Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председателем Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич заключили Беловежское соглашение об образовании СНГ. Действие последней Конституции СССР было прекращено.

Действующую Конституцию Российской Федерации приняли 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования.

За всю историю действующей Конституции власти приняли 15 законодательных актов, вносящих поправки в ее текст.

Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием (объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя.

Фейк или правда: В конституции закрепят обязанность россиянок рожать до 27 лет

Сама специфика праздника предопределяет характер торжеств. Несмотря на то, что 12 декабря достаточно давно является рабочим днем, отмечают его весьма широко. На территории всей страны устраиваются патриотические шествия и митинги, организуются концерты с участием звезд эстрады, повсеместно проходят круглые столы и тематические викторины.

На улицах городов волонтеры раздают всем желающим праздничную атрибутику с соответствующей символикой: информационные брошюры, ленты, воздушные шарики, значки, магниты и другую сувенирную продукцию. В школах проводят уроки и лекции, посвященные Конституции, на которых учителя и приглашенные гости объясняют учащимся всю важность знания Главного Закона страны.

По понятным причинам в этом году многие мероприятия пройдут в онлайн-формате.

День Конституции посвящен событиям 12 декабря 1993 года, когда после долгих противостояний, слушаний и обсуждений на различных уровнях был принят основной закон страны посредством всенародного голосования.

Праздник был учрежден Указом Президента РФ Б. Ельцина от 19 сентября 1994 г. № 1926 «О Дне Конституции Российской Федерации» и закреплен Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». 12 декабря было объявлено государственным праздником и выходным днем.

24 декабря 2004 года Госдума внесла изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым 12 декабря стало рабочим днем, начиная с 2005 года. День Конституции России был исключен из перечня государственных праздников и причислен к памятным датам.

В этот день проходят торжественные заседания на государственном уровне. Выдающихся деятелей права награждают медалями, почетными грамотами и памятными подарками.

Улицы населенных пунктов украшаются государственными флагами и транспарантами.

Ассоциации юристов и адвокатов организуют научно-практические конференции, семинары, на которых обсуждают поправки к основному закону РФ, нормативные акты, проблемы отрасли и пути их решения.

В образовательных учреждениях проводятся тематические классные часы, уроки правоведения, на которых учащиеся изучают основные положения Конституции страны, устраиваются конкурсы рисунков и плакатов.

Музеи готовят тематические выставки фотографий и документов. Общественные движения устраивают акции, раздавая листовки с цитатами статей Конституции РФ. Проводятся соревнования по легкой атлетике, мини-футболу, дзюдо. В учреждениях культуры проходят праздничные концерты.

В эфире радиостанций и телевидения транслируются передачи, посвященные Дню принятия основного закона страны. Демонстрируются кадры исторической хроники, звучат воспоминания политических деятелей.

Первая Конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Этот документ закреплял диктатуру пролетариата, отменял частную собственность на землю, а тех, кто жил на нетрудовые доходы и использовал наемный труд, лишал политических прав. То есть в данной конституции фактически были отражены основные идеалы социалистического строя.

На протяжении существования Советского Союза были приняты три конституции: в 1924, 1936 («Сталинская») и 1977 («Брежневская») годах.

Первый основной закон СССР был утвержден Вторым Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 года. Этот документ отражал многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию молодой советской республики иностранными государствами. По мере необходимости в текст закона вносились изменения и дополнения.

Первая советская Конституция состояла из двух разделов – Декларации об образовании СССР и Договоре об образовании СССР. В декларации уделялось особое внимание национальной политике страны, подчеркивались главные принципы объединения союзных республик, а именно добровольность и равноправие. Этот документ был насквозь пронизан идеалами мировой революции, порицал капитализм и провозглашал новое союзное государство «решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР, констатировавший объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство, вступил в силу 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов. Именно эта дата считается днем основания Советского Союза. Впоследствии отредактированная и дополненная версия этого договора вошла в состав первой советской Конституции. Договор включал в себя 11 глав, в которых помимо прочего закреплялись суверенные права союзных республик, устанавливался порядок выборов ЦИК, определялась ответственность наркомов и т.д.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР, получившая название «Сталинской». Также ее называли «Конституцией победившего социализма». Новый основной закон страны был принят VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года. По замыслу ее создателей, новая Конституция должна была быть более демократичной, чем предыдущая, и отражать в себе важный этап в истории СССР – построение социализма. Одной из главных целей, которые преследовали составители закона, было укрепить авторитет на международной арене и заручиться поддержкой со стороны иностранных держав в противостоянии набиравшему силу фашизму.

Одним из главных нововведений, закрепленных в Конституции, стало преобразование избирательной системы. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в Конституции Сталин четко сформулировал стоящие перед партией задачи:

«Систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Ее надо менять еще в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения…»

Так в стране появились всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. При этом неявка на голосование наказывалась довольно строго и могла стоить гражданину не только льгот, но даже жилплощади.

В обсуждении проекта Конституции участие беспрецедентное количество человек – 75 миллионов! Было внесено 1,5 миллиона предложений, дополнений и поправок. В работе над текстом закона принимал участие лично Сталин, автором основной части текста стал Николай Бухарин. Изменения в Конституцию имел право вносить только Верховный Совет СССР, причем любые поправки вносились только в том случае, если за них голосовали не менее 2/3 членов каждой из палат. В «Сталинскую» Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с тем, что менялась структура советского правительства.

Данная Конституция просуществовала более 40 лет, а 7 октября 1977 года ей на смену пришла новая – «Брежневская», или «Конституция развитого социализма». Она закрепляла однопартийную политическую систему в стране. Первая редакция не несла в себе существенных изменений в государственном строе, а вот версия 1988 года уже содержала в себе важные поправки. Так, высшая власть от Верховного Совета переходила к Съезду народных депутатов, в который могло выдвигаться неограниченное число кандидатов. Также был учрежден Комитет конституционного надзора СССР.

За время действия «Брежневской» Конституции изменения в нее вносились шесть раз. Самые масштабные поправки были приняты 14 марта 1990 года: была отменена однопартийность и руководящая роль КПСС, учрежден пост Президента СССР и создан институт частной собственности.

Последняя советская Конституция официально прекратила свое действие 12 декабря 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение о создании СНГ. Правда, некоторые члены российского парламента усомнились в законности данной ратификации, поскольку, согласно редакции Конституции РСФСР 1978 года, рассматривать подобный документ должен был Съезд народных депутатов РСФСР, так как он затрагивал государственное устройство республики как части Советского Союза и, следовательно, влек за собой изменения в российскую Конституцию.

Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).

Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.

Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

За всю историю действующей Конституции РФ поправки в нее вносились 15 раз. Первым нововведением стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года об изменении названий двух республик – Ингушетии и Северной Осетии – Алании. В дальнейшем большинство поправок касались как раз случаев переименования и объединения субъектов Федерации. Также отдельной поправкой стал федеральный закон о присоединения к России Крыма и Севастополя, принятый 21 марта 2014 года. Последние изменения в Конституцию были внесены 27 марта 2019 года, когда президент Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область – Кузбасс.

Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

(См. также комментарий к ст. 130 Конституции).

Статья 133 устанавливает основные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. К ним относятся право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления обеспечивают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Главной гарантией местного самоуправления является право на судебную защиту. Оно реализуется как в порядке конституционного судопроизводства (конституционными (уставными) судами субъектов Федерации и в определенной степени Конституционным Судом Российской Федерации), а также в рамках гражданского процесса. Так, в соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Местное самоуправление гарантируется также правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, должны компенсироваться органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Соответственно, решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, должны реализовываться органами местного самоуправления лишь в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.

Следует отметить, что данная конституционная гарантия также в большинстве случаев реализуется посредством судебной защиты прав муниципальных образований.

Также в качестве гарантии независимости местного самоуправления можно рассматривать норму п. 2 ст. 5 названного закона, согласно которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

При этом запреты на ограничение прав местного самоуправления установлены и другими статьями названного закона и иных федеральных законов.

Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.

Большинством людей основной закон страны воспринимается как некая абстракция, которая востребована только учёными и законодателями. В какой-то степени так оно и есть, поскольку декларация прав и свобод подтверждается большим количеством нормативов разного иерархического уровня.

Однако Конституция РФ обладает свойством прямого действия. Это означает, что каждый человек может отстаивать в суде свои конституционные права, независимо от того, есть ли нормативный акт, конкретизирующий их защиту.

Так что Конституция не только способствует развитию совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, но и действует прямо в каждом конкретном случае. Так что знание статей основного закона является насущной необходимостью любого жителя России.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.