Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплаты детям войны в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В подаваемых на федеральном уровне законопроектах предлагается ввести для детей войны следующие льготы:
- всех лиц, входящих в данную категорию, предлагается приравнять к лицам, имеющим статус тружеников тыла, с предоставлением им всех соответствующих преференций;
- бесплатная выдача лекарств, если они прописаны этим людям врачом;
- предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте;
- предоставление права на социальное и медицинское обслуживание вне очереди;
- планируются и другие льготы, связанные с пониженной оплатой услуг ЖКХ и снижением налогов.
Реально в настоящее время в регионах, принявших соответствующие решения, дети войны получают следующие льготы:
- бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте;
- сниженные ставки на все или некоторые виды услуг ЖКХ;
- внеочередное обслуживание в поликлиниках и больницах.
Состав льгот и сама возможность их получения зависят от конкретного региона проживания человека, имеющего право на этот статус
В настоящее время в России порядка 13 млн. человек, которые бы могли претендовать на включение в данную категорию. Реальные выплаты и льготы получает меньшая часть. При этом даже в регионах, где такие преимущества установлены, ими пользуются не все. Часть пенсионеров о них просто не знает и, соответственно, не обращается за ними.
Правда, в России много других законов о предоставлении различных льгот, которые охватывают значительную часть граждан, родившихся в предвоенные годы и годы боевых действий.
Приравнивание детей войны к труженикам тыла для многих пенсионеров, пользующихся льготами в настоящее время, увеличит их объем. Предполагается, что пожилые люди, имеющие статус детей войны и подпадающие под действие других законов, в будущем должны будут выбрать один из законов, по которому они будут пользоваться преимуществами. Также предполагается, что после принятия закона каждый гражданин, имеющий право на этот статус, должен будет его оформить самостоятельно.
Предлагается выплачивать «детям войны» ежемесячное пособие
Эпопея с введением статуса детей войны и предоставлением им денежных выплат и льгот продолжается уже несколько лет, в течение которых неоднократно вносились соответствующие законопроекты в федеральные органы государственной власти. Однако на настоящий момент все подобные нормативно-правовые акты сняты с рассмотрения. Ожидаемые лицами, родившимися в предвоенные годы и годы боевых действий, льготы на федеральном уровне так и не введены. Прогнозировать возможность принятия такого закона в 2018 году достаточно сложно в связи с определенными финансовыми трудностями в стране, хотя ряд политиков и заявляет о том, что будет добиваться принятия этого решения. Часть регионов пошла по иному пути и приняла собственные законы, устанавливающие этот статус и вводящие по нему преимущества. На данный момент таких регионов 20. Уточните в местных органах власти, действует ли такой закон в вашей области или республике.
Если ваш родственник хочет получить льготу, но не знает, как это сделать, запишитесь на консультацию к нашим юристам. Они расскажут, на что пенсионер может претендовать, и как ему получить положенную выплату от государства.
Алтайский край | Республика Саха (Якутия) |
Амурская область | Москва |
Астраханская область | Мурманская область |
Белгородская область | Ненецкий автономный округ |
Владимирская область | Оренбургская область |
Вологодская область | Орловская область |
Еврейский автономный округ | Приморский край |
Иркутская область | Самарская область |
Кировская область | Санкт-Петербург |
Красноярский край | Сахалинская область |
Курская область | Севастополь |
Магаданская область | Смоленская область |
Псковская область | Ставропольский край |
Республика Адыгея | Тверская область |
Республика Алтай | Удмуртская Республика |
Республика Бурятия | Ульяновская область |
Республика Коми | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Республика Мордовия | Чувашская Республика |
Разъяснения Департамента о «детях войны»
Партия ЛДПР внесла в Госдуму ФС РФ законопроект, которым предлагается определить в законодательстве статус детей Великой Отечественной войны и порядок предоставления им ежемесячных выплаты. Об этом заявил замруководителя фракции ЛДПР, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Законопроектом предлагается отнести к категории детей Великой Отечественной войны граждан России, которые родились с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года и постоянно проживали в СССР в годы войны.
Согласно документу ежемесячная денежная выплата детям Великой Отечественной войны устанавливается в размере не менее 30 процентов от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России.
При этом она должна подлежать индексации в связи с увеличением величины размера прожиточного минимума на душу населения, говорится в проекте закона. Депутат уверен, что принятие законопроекта позволит повысить уровень и надежность социальных гарантий для этой категории граждан в случае придания им определения «Дети Великой Отечественной войны», «дети Великой Победы».
«Данная категория граждан нуждается в особом внимании государства, так как, пережив вместе со взрослыми тяготы и лишения военного времени, они до настоящего времени не имеют официального признания на государственном уровне так же, как и ветераны Великой Отечественной войны», — указано в пояснительной записке к документу.
Партия КПРФ предлагала принять отдельный Закон о Детях войны.
Согласно проекту дети войны – социально-демографическая группа граждан Российской Федерации, переживших Великую Отечественную войну 1941-1945 годов (далее – период Великой Отечественной войны) и Вторую мировую войну в детском возрасте (не достигших возраста 18 лет по состоянию на 3 сентября 1945 года), постоянное место жительства которых зарегистрировано в городе Москве.
В отношении указанной категории граждан предлагалось установить ежемесячную выплату в размере — 1584 рубля. Выплата предоставляется лицам, которые не имеют правовых оснований для получения иных дополнительных мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством или законодательством города Москвы.
Согласно первоначальному проекту, представленному представителями партии «Единая Россия», в Законе от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» предлагается установить отдельную норму, посвященную детям войны.
Так, согласно предлагаемой норме детям войны будут предоставлены следующие меры социальной поддержки:
- право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
- право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
- преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих детей войны бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по указанным путевкам;
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);
- преимущественное право при приеме в организации стационарного социального обслуживания или организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание, внеочередной прием в организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому
Также детям войны при определенных условиях может быть назначена ежемесячная городская выплата.
Справка. Дети войны — лица, родившиеся в период с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года.
Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
Кто может воспользоваться льготой «дети войны»?
В отличие от некоторых других стран (например, Украины), в России на федеральном уровне до сих пор не закреплено законодательное определение «ребенок войны». По логике следует, что это все те, кто на момент окончания Великой Отечественной войны считался несовершеннолетним или был младше определенного возраста. В России же социальная защита всех, кто так или иначе относится к ВОВ, регулируется законом «О ветеранах».
Соответственно, если человек родился до начала войны, однако не работал в 1941-1945 годах в тылу или не обеспечивал обороноспособность страны (или документы об этом не сохранились), формально он не считается ветераном – и, соответственно, ни под какие федеральные выплаты не попадает.
Однако регионы в России имеют право вводить меры социальной поддержки для отдельных категорий населения, и в некоторых из них существует и категория «Дети войны».
Вероятно, статус «ребенок войны» (или просто льготы – в ряде регионов этот статус не выделяется, но льготы по возрасту есть) оформить проще, чем любую другую выплату для пожилого человека – в данном случае роль играет только возраст, поэтому достаточно паспорта.
Например, в Москве ЕДВ для детей войны назначается автоматически и выплачивается вместе с пенсией, но в отдельных регионах может потребоваться и специальное заявление. В любом случае, никак дополнительных документов собирать не нужно – статус предоставляется исключительно по возрасту.
А чтобы оформить выплату, потребуется минимум документов – паспорт, СНИЛС и реквизиты счета для выплаты. В Москве не нужно и это – там чиновники обещают оформить все автоматически, ведь данные о возрасте пенсионеров и так есть в системе.
Отметим, что в ряде регионов дети войны могут получить специальную медаль. Это не государственная награда – ее учредил общественный фонд «Дети Великой Отечественной войны», и для ее получения нужно предоставить документы, подтверждающие, что в годы ВОВ человек жил на территории СССР. С другой стороны, Фонду достаточно удостоверения о присвоении человеку категории «ребенок войны».
До настоящего времени статус «дети войны» существует только на уровне отдельных регионов, однако такие попытки делаются. С 2014 года в Госдуму попадало несколько разных законопроектов, которые, правда, отклонялись.
Проблема в том, что в России достаточно много людей попадают под эту категорию, а авторы законопроектов прописывали достаточно крупные денежные выплаты для них, причем не указывали, за счет каких источников финансировать эти расходы.
Однако последний из внесенных проектов – законопроект «О детях войны» авторства КПРФ – имеет чуть больше шансов. Документ прописывает следующее:
- к детям войны приравниваются все, кто родился с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года;
- они должны получать ежемесячную выплату в размере 5000 рублей;
- кроме того, они должны иметь кое-какие другие льготы – частично они скопированы из закона о ветеранах.
В Госдуме уже высказали пару замечаний к проекту – там не поняли, почему старшая граница возраста для права на выплаты – 1928 год, а еще неправильно определены компетенции разных уровней власти.
Тем не менее, Совет Госдумы планировал рассмотреть документ в апреле 2021 года. Но вместо рассмотрения было проголосовано перенести рассмотрение на неопределенный срок.
Собянин повысил минимальную пенсию в Москве
В целях сохранения уровня социальной поддержки и социальной стабильности и в соответствии с полномочиями Правительства Москвы, установленными правовыми актами города Москвы в сфере социальной защиты населения, Правительство Москвы постановляет:
1. Установить размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год (приложение 1).
2. Утвердить перечень единовременных социальных выплат на 2022 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы (приложение 2).
3. Установить величину городского социального стандарта в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» и назначения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров, указанных в пункте 6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», в размере 21 193 рублей.
4. Признать утратившими силу:
4.1. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год».
4.2. Постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2015 г. № 905-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП».
4.3. Пункт 3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. № 238-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».
4.4. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2017 год».
4.5. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. № 956-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 января 2006 г. № 37-ПП и от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП».
4.6. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2017 г. № 56-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
4.7. Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2017 г. № 273-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП».
4.8. Пункты 1-3, 5 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2018 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП».
4.9. Пункты 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2017 г. № 818-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».
4.10. Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2017 г. № 881-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП».
4.11. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2018 г. № 675-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП».
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.
Мэр Москвы С.С.Собянин
1.2.1 Ежемесячное пособие на ребенка:
1.2.1.1 семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы, и среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы в расчете на душу населения:
1.2.1.1.1 на детей в возрасте от 0 до 3 лет:
1.2.1.1.1.1 одиноких матерей (отцов), военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов — 17 216
1.2.1.1.1.2 в остальных семьях — 11 477
1.2.1.1.2 на детей в возрасте от 8 до 18 лет:
1.2.1.1.2.1 одиноких матерей (отцов), военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов — 6 887
1.2.1.1.2.2 в остальных семьях — 4 592
1.2.1.1.3 на детей в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) — 8 087
1.3.1 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям:
1.3.1.1 с 3-4 детьми — 1 379
1.3.1.2 с 5 и более детьми — 1 722
1.3.2 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 5 и более детей — 2 067
1.3.3 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 10 и более детей — 2 067
1.3.4 Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей — 1 722
1.3.5 Ежемесячная компенсационная выплата многодетной матери, родившей 10 и более детей и получающей пенсию — 22 954
1.3.6 Ежегодная компенсационная выплата семье, имеющей 10 и более детей, к Международному дню семьи — 22 954
1.3.7 Ежегодная компенсационная выплата семье, имеющей 10 и более детей, ко Дню знаний — 34 430
1.3.8 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям:
1.3.8.1 с 3-4 детьми — 1 199
1.3.8.2 с 5 и более детьми — 2 397
1.3.9 Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей — 264
1.3.10 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477
1.3.11 Единовременная выплата родителям (усыновителям), награжденным Почетным знаком «Родительская слава города Москвы» — 229 528
1.4.1 Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 13 772
1.4.2 Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет неработающим родителям, являющимся инвалидами I или II группы — 13 772
1.4.3 Ежемесячная компенсационная выплата потерявшим кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет — 1 666
1.4.4 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477
1.5.1 Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет — 1 722
1.5.2 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми:
1.5.2.1 на детей одиноких матерей (отцов):
1.5.2.1.1 получающих ежемесячное пособие на ребенка — 862
1.5.2.1.2 не получающих ежемесячное пособие на ребенка — 345
1.5.2.2 на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 690
1.5.2.3 на детей из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 690
1.5.2.4 на детей в возрасте до 1,5 лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами — 690
1.5.3 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей до 3 лет:
1.5.3.1 одиноким матерям, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, семьям, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 776
1.5.3.2 студенческим семьям — 2 153
Прибавка к пенсии. Игорь Руденя объявил о новых мерах поддержки детей войны
Первая версия законопроекта, в рамках которого была поставлена задача о выдаче вспомоществований детям войны, разработана еще в 2006 году. Однако тогда Госдума принимать его отказалась, мотивируя отрицательную резолюцию недостаточным количеством денег в бюджете. В следующий раз соответствующий вопрос был поднят в 2014 году, когда депутаты нижней палаты ФС представили на всеобщее обозрение Федеральный закон №493165-6. Данная инициатива вновь не увенчалась успехом, и, на протяжении последних нескольких лет, об указанных нормативах было неслышно.
Три года назад партии КПРФ и «Справедливая Россия» дополнили и заново оформили предложенные законодательные нормы, правда, опять безрезультатно. Однако эксперты, занимающиеся рассмотрением этого вопроса, уверяют, что в условиях современной экономики и стабилизирующейся ситуации в стране, указанный акт может быть принят уже в 2022 году.
Последняя редакция Федерального закона №493165-6, автором которой стали ответственные лица партии КПРФ, предполагала адресацию детям войны следующего списка преференций:
- освобождение от уплаты взносов по капремонту (при проживании в МКД);
- оказание бесплатных врачебных услуг в государственных клиниках;
- преимущества при предоставлении земельных участков для строительства;
- выдача внеочередных мест в центрах социального обслуживания;
- получение мест в домах инвалидов и прочих учреждениях такого формата.
Таблица предлагаемых россиянам с определенным статусом привилегий может быть расширена, как минимум, вдвое. Современные политологи выдвигают огромное количество проектов, тем или иным образом, затрагивающих людей, жизнь которых изменилась вследствие нападения нацисткой Германии на СССР.
До этого речь шла о послаблениях федерального формата – перечне льгот, адресуемых абсолютно всем гражданам страны (с соответствующим статусом!). Однако уже в 2021 году на территории некоторых субъектов России действуют ряды законодательных норм, по регламентам которых дети войны могут получать различные вспомоществования. Такие правила закреплены, например, в Белгородской, Иркутской и Смоленской области, а также в Москве и Республике Удмуртия.
Набор региональных льгот зависит от многих различных факторов, но чаще всего в него входят:
- доплаты к пенсионным пособиям;
- выплаты на День Победы;
- скидка на оплату ЖКХ и некоторых налогов;
- выдача бесплатных путевок в санатории;
- безвозмездные стоматологические работы и протезирование;
- адресация лекарственных средств, медикаментов и препаратов;
- скидки на поездные и самолетные билеты.
Получить информацию о том, какие именно преференции действуют на территории того или иного субъекта РФ, можно, например, в МФЦ. Аналогичными данными располагают сотрудники органов социальной защиты населения.
В 2021 году в Российской Федерации есть, по крайней мере, 30 различных регионов, на территории которых дети войны могут претендовать на статус и полный перечень определенных материальных вспомоществований. Несмотря на то, что на федеральном уровне привилегии такого уровня установлены не были, местные органы самоуправления различных субъектов страны сумели взять ситуацию в свои руки.
«Дети войны» и новые выплаты пособий
Человек, столкнувшийся с тем, что на территории его проживания отсутствует законодательно закрепленное понятие о детях войны, может попробовать подать документы на выдачу иных послаблений.
В качестве основания для адресации различных видов вспомоществования используются такие факторы:
- инвалидность, полученная вовремя ВОВ;
- участие в сражениях ВОВ;
- наличие статуса ветерана боевых действий;
- проживание в Ленинграде во время блокадного периода;
- наличие статуса труженика тыла и пр.
Обратиться за предоставлением тех или иных компенсаций могу, например, родственники человека, погибшего во время сражений Великой Отечественной войны.
Конечно, размер платежей во многом зависит от финансовых возможностей самого региона. Например, жители Москвы и Санкт-Петербурга могут претендовать на большие пособия, по сравнению с россиянами, зарегистрированными, например, в Иркутске или Пскове. Однако, как уже говорилось ранее, ситуация может вскоре измениться: федеральный проект отнесет детей войны к отдельным категориям льготников, увеличив размеры субсидий до уровня, единого по всей стране.
На сегодняшний день точную формулировку того, кто именно имеет статус «дети войны» дать попросту невозможно. Это связано с тем, что законодательная инициатива, выдвинутая в 2014 году, на данный момент не прошла далее стадии законопроекта. Иными словами, действующее федеральное законодательство не определяет данный вопрос, а статус «дети войны» не является общераспространенным.
При этом законопроект не отклонен, а находится на рассмотрении, что позволяет использовать его положения в качестве теоретической базы для более детального рассмотрения данной проблематики.
В соответствии с положениями законопроекта установлено, что «дети войны» будут иметь право на следующие меры социальной поддержки:
- Денежную выплату. Размер ежемесячной денежной выплаты должен составлять 1 тысячу рублей. При этом установлена возможность ее ежегодной индексации.
- Бесплатный проезд. Льготники рассматриваемой в статье категории смогут воспользоваться без оплаты всеми видами муниципального и пригородного транспорта.
- Ежегодная диспансеризация. Поскольку граждане, относящиеся к категории «дети войны», находятся в преклонном возрасте, вопросы, связанные с поддержанием здоровья и профилактикой заболеваний, имеют для них важное значение. По этой причине диспансеризация для данных льготников должна быть ежегодной.
- Установка телефона вне очереди. Несмотря на развитие сотовой связи, многие пожилые граждане предпочитают пользоваться стационарными домашними телефонами. Особенно это актуально для жителей небольших городов и поселков, где качество мобильной связи может быть довольно низким.
- Внеочередной прием на социальное обслуживание. Согласно положениям законопроекта «дети войны» имеют приоритет при определении порядка очередности получения социальных услуг.
В Тверской области введут дополнительные меры поддержки детей войны
Для пенсионеров, относящихся к рассматриваемой льготной категории, наиболее значимой является ежемесячная денежная выплата. В тех регионах, где она выплачивается ежемесячно, ее величина имеет разные значения в зависимости от благосостояния субъекта.
Это наглядно отражено в данной таблице:
Регион | Сумма (руб.) |
НАО | 7000 |
ЯНАО | 1000 |
Санкт-Петербург | 1000 |
Волгоградская область | 750 |
Амурская области | 720 |
Белгородская область | 701 |
Иркутская область | 650 |
Ленинградская область | 534 |
Красноярский край | 420 |
Проект закона, предусматривающий предоставление льгот «детям войны», содержит те из них, на которые могут рассчитывать и граждане, относящиеся к другим льготным категориям. В данном случае лицо не может получать две преференции одновременно, то есть они не суммируются. В законопроекте прямо указано, что в этом случае гражданин имеет право выбора относительно того, какого типа льготой воспользоваться.
Аналогичная норма имеется и в большинстве региональных нормативно-правовых актов, которые действуют на данный момент.
Несмотря на то, что первоначальный проект закона о «детях войны» был впервые представлен на рассмотрение депутатам Государственной Думы еще в 2014 году, до сих пор на федеральном уровне данная категория льготников не выделена. Соответствующий статус присваивается лишь в некоторых регионах на основании местных нормативных актов. Перечень льгот для региональных льготников сильно разнится в зависимости от проживания в конкретном субъекте федерации.
В ряде регионов России действуют местные законы, по которым дети войны получает ежемесячные пособия и пользуются определенными льготами. Как правило, соцподдержка ограничивается правом внеочередного приема в медицинских и социальных учреждениях. Но есть регионы, где детям войны выделяют ежегодные или даже ежемесячные денежные пособия. Ниже мы собрали несколько примеров.
В Ставропольском крае к детям войны относятся граждане, не достигшие совершеннолетия на 3 сентября 1945 года (Закон Ставропольского края от 13 декабря 2018 года N 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае»).
Им предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты в размере 5 000 рублей. Кроме того, они имеют право на внеочередное оказание медицинской помощи и преимущественное право на предоставление социальных услуг.
Здесь в категорию детей войны попадают граждане, родившиеся на территории СССР в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года включительно (Закон Самарской области №31-ГД от 07.04.2014 г. «О мерах социальной поддержки граждан…»).
Им положена ежегодная денежная выплата ко Дню Победы (9 мая) в размере 1000 рублей. Но не всем, а только если ежемесячная пенсия меньше 2-х прожиточных минимумов пенсионера в регионе.
Какие льготы предоставят детям войны в Москве
Там под статус детей войны попадают граждане родившимся в период с 23 июня 1923 года по 2 сентября 1945 года (Закон Иркутской области от 15 июля 2013 г. № 66-ОЗ «О статусе детей Великой Отечественной войны…»).
Им полагается ежемесячное пособие в размере 383 рублей, ежегодная выплата ко Дню Победы в размере 5 000 рублей, а также денежная компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Здесь в категорию детей войны попадают те, кому на момент окончания ВОВ не исполнилось 18 лет. Кроме этого, есть еще одно условие: один из родителей в период с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года погиб, пропал без вести или умер от ран, полученных на фронте (Закон Новосибирской области от 29 декабря 2004 года N 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан…»).
Им положены ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей и внеочередное оказание медицинской помощи и социального обслуживания.
Конечно, одна публикация не может вместить все разнообразие регионального законодательства о детях войны.
В Волгоградской области определен статус не детей войны, а «Детей Сталинграда». Под него попадают граждане, находившиеся в несовершеннолетнем возрасте в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории города Сталинграда, охваченной боевыми действиями.
Им предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 399 рублей, а также компенсация 50% стоимости услуг ЖКХ.
Чтобы узнать, установлены ли какие-либо льготы детям войны в вашем регионе, надо обратиться в местное отделение органов социальной защиты населения.
На федеральном уровне статус и льготы детям войны не установлены, но в ряде регионов действует местные меры социальной поддержки данной категории граждан.
В большинстве регионов меры поддержки детей войны ограничиваются правом внеочередного обращения в медицинские или социальные организации. Но в некоторых местах есть и денежные доплаты.
Уточнить, какие именно льготы для детей войны действуют в вашем регионе, можно в органах социальной защиты населения.
Под детьми войны следует понимать тех граждан, которые родились в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом для получения статуса необходимо было проживать на территории СССР постоянно в Великую Отечественную Войну. Льготы детям войны устанавливаются по нескольким категориям:
- налоговые;
- медицинские;
- жилищные;
- транспортные (проездные).
К категории детей войны не относятся те лица, которые в период войны находились в местах лишения свободы. В регионах существенно расширяют перечень выплат и льгот для детей войны. Так, в некоторых областях дополнительно предоставляют льготные условия для протезирования (в том числе и зубов) или перемещения по стране путем железнодорожного сообщения или авиа-перелета.
Дети войны в годы войны напрямую в военных действиях не участвовали, однако оказывали посильную помощь в тылу, испытывали голод и страдания, попадали в концлагеря. Именно поэтому многие законодатели испытывают острое желание помочь таким людям прожить достойную старость.
Ст.6 проекта ФЗ N 493165-6 “О детях войны”:
Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категории детей войны.
Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
Из 85 субъектов России только 18 реализуют помощь детям войны, остальные (в том числе и Москва) руководствуются иными законодательными нормами, предоставляя льготы и выплаты инвалидам ВОВ, участникам, вдовам или семьям погибших. А вот дети войны выплаты не получают, если не попадают под описанные категории.
В рамках законопроекта льготы детям войны не ограничиваются только бесплатным проездом в транспорте города, но и реальной финансовой помощью. Так, предполагается делать выплаты в размере 1 тысячи рублей ежемесячно, в качестве доплаты к пенсии. При этом выплаты детям войны подлежат ежегодной индексации, в соответствии с установленными нормам, относящимся к инфляции.
Ст.8 проекта ФЗ N 493165-6 “О детях войны”:
Ежемесячная денежная выплата детям войны устанавливается в размере 1000 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Кроме того финансовая поддержка предполагается в виде обязательных льгот и привилегий. Так, законодатели предлагают внеочередную установку домашнего телефона, услуги которого оплачиваются также по особым, более выгодным, условиям. Программа «Дети войны» предполагает ежегодную бесплатную медицинскую диспансеризацию, социальную поддержку нуждающимся на дому вне очереди, запись в дома престарелых и дома инвалидов вне очереди. Эти льготы детям войны в некоторых регионах предоставляют, а вот доплаты к пенсии осуществляют единицы.
В среднем в РФ насчитывается порядка 13 миллионов пенсионеров, кто попадает под категорию детей войны, из них реальную помощь получают единицы. Некоторые просто не знают о том, что им положены компенсации и льготы, а органы социальной поддержки не информируют граждан о такой возможности.
Несмотря на то, что не все регионы поддержали инициативу законодателей, некоторые все-таки реализовали на своем местном уровне меры поддержки для детей войны.
Таким льготникам предоставлены следующие виды льгот:
- транспортные (в общественном транспорте);
- льготы при оплате всех или отдельных видов коммунальных услуг;
- внеочередное обслуживание в медучреждениях;
- получение бесплатных лекарств по рецепту.
Кроме того, в отдельных регионах дети войны получают доплату к пенсии.
Так, в Амурской области пенсионеры получают выплаты в размере 600 рублей ежемесячно, а в Самарской области предоставляются льготные цены на протезирование зубов во всех медицинских учреждениях, в том числе в платных и частных клиниках.
В случае если Федеральный закон «О детях войны» будет принят, многие пенсионеры получат установленные на всей территории РФ выплаты и льготы, отказать в которых будет не вправе ни один государственный или муниципальный орган власти. Кроме того региональная практика показывает, что пенсионеры успешно реализуют свои права в рамках проекта, пользуясь бесплатным проездом в городском транспорте или внеочередным зачислением в дома престарелых, не обременяя своих родственников требованием ухода, в том числе и медицинского.
К детям войны можно отнести граждан РФ и бывшего СССР, которые были рождены с июня 1923 по 1945 год включительно. Это люди, не участвующие в военных действиях во время ВОВ, но пострадали от нее.
Какая пенсия у детей войны
Этой группе граждан не положены федеральные льготы есть регионы, где эта группа вовсе не определена. Поэтому пенсионных выплат положенных «Детям войны» нет. Но зачастую эти люди обладают другими статусами с особыми преимуществами:
- Труженик тыла;
- Член семьи погибшего инвалида ВОВ;
- Ветеран или инвалид ВОВ.
И, как следствие, есть права на повышенные пенсии, льготные и доп. выплаты, Федерального уровня, для этих категорий.
Закон не ограничивает привилегии данных пенсионеров исключительно правами на транспортный проезд, им так же полагаются пенсионные доплаты.
Важно! «Детям войны» каждый месяц выплачивается добавка к пенсионной выплате в сумме 1000 руб. Эта сумма подвергается индексации ежегодно 1 апреля.
Сумма индексации устанавливается в соответствии с ФЗ и размером бюджета на текущий финансовый период и прогнозом относительно величины инфляции. Правительством был разработан проект «Дети войны», благодаря которому эта надбавка к пенсии получила бы распространение по всему государству. К сожалению, в 2017 году проект не реализован. С 2013 года его ежегодно представляют к рассмотрению, но каждый раз он отклоняется и откладывается.
В 2018 году есть план утвердить льготные выплаты и приоритеты групп населения, относящейся к «детям войны» на федеральной ступени:
- Планируется уровнять «детей войны» к группе «труженик тыла» и обеспечить аналогичные привилегии;
- Предоставить «детям войны» внеочередное медицинское и социальное обеспечение;
- Обеспечить безвозмездными лекарствами по назначениям врача.
Трудность в реализации плана состоит в том, что часть граждан, попадающих в эту льготную группу, уже получают положенные льготы и выплаты на других основаниях. Однако требуется уровнять повсеместно граждан, имеющих отношение к этой льготной группе.
Новые льготы и доплаты с 1 января 2022 года. Кому и сколько положено?
Группа граждан, относящихся к «детям войны» проживают больше чем в 15 регионах РФ. Для регистрации льгот нужно подойти в органы соц. защиты по месту проживания.
К примеру, в Москве и Московской области не существует законодательных норм регулирующих льготы для «детей войны». Но, вне зависимости от этого, местное управление старается следовать федеральным инициативам в этом направлении любым образом. Так же дума Москвы внесла предложение уровнять детей войны и тружеников тыла.
Иные же регионы дают право на получение льгот на иных условиях. Одни области могут дать категорию ребенка ВОВ, только на основании рождения в годы ВОВ, другие же если есть условие в виде гибели кого-либо из родителей в период войны.
Поскольку органы регионального значения ограничены в полномочиях, пенсионные надбавки «детям войны» весьма скромные. Обычно надбавки к пенсионным выплатам не превышают 1000 рублей. Даже при приложенных чиновниками усилиях этот финансовый показатель не поднимется.
Необходимо вмешательство государственного уровня, чтобы оказать «детям войны» посильную финансовую поддержку. Ведь именно эти люди так много сделали для восстановления страны в послевоенное время.
Во время Великой Отечественной войны Советский союз сильно пострадал от прошедших боевых действий. В качестве компенсации людям дали различные льготы, зависящие от статуса. Одной из категорий граждан, получающих поддержку в связи с ВОВ, являются дети войны.
Первоначально следует разобраться с определением. В РФ детьми войны называют людей, родившихся во время ВОВ или же раньше, но по своему возрасту не принимавших участия в развернувшихся боевых действиях. Сейчас их поддержка находится в несколько подвешенном состоянии, это относится и к пенсионным доплатам.
Помощь оказывается категориям людей, появившимся на свет с 23.06.1923 по 1945-й год. Родившиеся в этот период не достигли совершеннолетия и, как предполагается, не принимали участия в боестолкновениях, хотя им и пришлось перенести лишения и тяготы военного времени. Этим людям предоставляется государственная и региональная поддержка, направленная на уменьшение размера налоговых издержек и коммунальных платежей. Условия немного отличаются в разных регионах. Это зависит от того, признан статус местными властями и уделяется ли ему активное внимание.