Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности приема на работу водителя на перевозку груза в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Труд водителей в 2021 году: новые нормы, правовое регулирование, контроль. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция
На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.
Право
К списку статей
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец заполнения журнала регистрации инструктажей по БДД 18.6 КБ
- В процессе выполнения своих обязанностей водитель грузовика состоит в подчинении у начальника транспортного отдела.
- Кандидат на эту позицию должен отвечать следующим требованиям по квалификации:
- законченное среднее образование;
- стаж управления грузовым автомобилем от 1 года;
- действительные водительские права категории «С».
- Водитель грузового автомобиля обязан знать:
- нормы безопасности по перевозкам грузов, а также в управлении грузовым автомобилем;
- актуальные ПДД;
- нормы заполнения и проверки путевых листов, накладных и других требуемых документов;
- нормы оценки качества его работы;
- используемые марки грузовиков, их особенности и различия;
- специфику перевозки различных типов грузов;
- нормы размещения грузов, их погрузки, разгрузки, а также крепления;
- нормы профилактики неисправностей грузовиков;
- способы оперативного ремонта частей грузовика;
- правила ухода за своим грузовиком, а также его технического обслуживания;
- порядок обслуживания грузовиков в гаражах, а также их хранения на стоянках;
- правила обращения с навигационной системой грузовика, а также другим электронным оборудованием;
- назначение и принципы действия основных составляющих машины;
- правила проверки грузовиков перед выездом на трассу;
- нормы ухода за выданной спецодеждой.
- Водитель грузового автомобиля руководствуется следующими положениями:
- действующим законодательством;
- нормами ПДД и актами, регулирующими перевозки грузов;
- документацией компании;
- сведениями из этой инструкции.
- На время отсутствия водителя грузовика его функции по перевозкам передаются другому водителю, отобранному начальником транспортного отдела.
Водитель грузового автомобиля может нести следующую ответственность:
- За нарушения ПДД и действующих законов, совершенные в процессе выполнения работ, — в соответствии с нормами действующего законодательства.
- За ненадлежащее выполнение своих обязанностей — в соответствии с нормами компании, в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
- За ущерб, причиненный компании из-за своих некомпетентных действий, — в соответствии с правилами компании, в границах, обозначенных в соответствующих пунктах законодательства.
Особенности приема на работу водителя
- Водитель грузового автомобиля получает дополнительные льготы в случае работ в северных районах.
- Премии водителю предоставляются по итогам года и квартала, по мере выполнения им планов перевозок, которые указаны в соответствующей документации компании.
- Водителю выдается одежда для работы, а также может быть выдан и другой инвентарь в порядке, который прописан в соответствующей документации компании.
- На время длительных рейсов работнику выдаются денежные средства на текущие расходы в соответствии с правилами компании.
Для компании-работодателя документ требуется как приложение к трудовому договору, конкретизирующее упомянутые там пункты.
Для работника содержимое инструкции позволяет определить основные моменты работы, что позволяет не отвлекаться на общение с начальником.
Следовательно, данный документ служит средством профилактики должностных конфликтов. А как юридически значимый документ должностная инструкция может использоваться в судебных и досудебных разбирательствах.
В трудовом законодательстве нет требований к составлению должностной инструкции. Поэтому работодатели имеют большие возможности для адаптации документа для своих нужд. Тем не менее есть и определенные деловые стандарты, которых стараются придерживаться при составлении инструкции. Так, типовая должностная инструкция включает следующие части:
- Общие положения.
- Функции специалиста.
- Трудовые права.
- Меры ответственности специалиста.
К этим четырем базовым разделам работодатели могут добавить следующие:
- Условия труда.
- Должностные связи.
- Принципы оценки специалиста.
- Квалификационные требования.
Чем крупнее работодатель и чем больше работников, тем больше смысла во включении дополнительных разделов, которые предупреждают возможные конфликты и непонимания.
Базовый раздел, в котором описывают общие рабочие положения. В их число входит:
- кто будет временно заменять водителя;
- кому подчиняется водитель;
- кто принимает решение по приему на работу водителя и его увольнению;
- чем руководствуется водитель;
- квалификация водителя и требуемые от него знания.
Особенно важны пункты, в которых перечислены требования к квалификации на данную должность, а также требования к навыкам, которые должны соотносится с функциями, перечисленными далее.
Внимание! Если водитель требуется на грузовик определенной марки или определенной грузоподъемности, то следует отдельно упомянуть об этом в перечне навыков.
Новшеств в требованиях и правилах предъявляемых к работникам-водителям с изданием нового приказа не так уж много, но они есть:
- Водитель грузовика обязан знать правила использования тахографов.
- В случаях, предусмотренных законодательством, для водителей грузовиков допускается использование иностранного водительского удостоверения.
- Водитель легковушки теперь обязан знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе инвалидам с применением спецустройств, а также способы безопасного осуществления погрузки-разгрузки, размещения и крепления груза в машине.
С 2022 года – новые транспортные накладные: бумажная и электронная
Принимая на работу водителя, обращайте внимание:
- на его возраст;
- соответствие квалификационным требованиям;
- отсутствие медицинских противопоказаний.
Внимание! Чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, кандидату на должность водителя нужно пройти медосмотр. О порядке прохождения медосмотров водителями читайте в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17). |
А здесь рассмотрим подробнее два первых критерия.
В зависимости от вида управляемого транспортного средства (далее – ТС) ст. 15 Закона от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» установлены ограничения по возрасту. Так, право на управление:
- мототранспортными средствами и мотоколясками (категории А1, А) имеют лица, достигшие 16 лет;
- автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами на улично-дорожной сети всех типов, кроме автобусов, трамваев и троллейбусов (категории В1, В, С1, С, Т) – лица старше 18 лет;
- автомобилями с прицепами или полуприцепами, а также предназначенными для перевозки крупногабаритных, с большим весом и опасных грузов (категории ВЕ, С1Е, СЕ) – лица старше 19 лет;
- автобусами, трамваями и троллейбусами (категории D1, D, D1E, DE, T) – лица, которым исполнился 21 год.
То есть законодательно установлен минимальный возраст для получения прав на управление ТС той или иной категории.
Однако! Максимального возрастного ценза для вождения ТС не установлено. Это значит, что работодатель может принять на работу водителя пенсионного возраста, если у того нет медицинских противопоказаний для управления ТС. |
Квалификационные требования к водителям определены в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт»), утвержденном приказом Минтранса и связи от 14.02.06 г. № 136.
Квалификационные характеристики делятся на общие и дополнительные. Для вашего удобства приведем их в таблице.
На кого распространяются |
Квалификационные характеристики |
|||||
Общие требования (для водителей всех ТС) |
||||||
1. Наличие водительского удостоверения*. 2. Полное или базовое общее среднее образование. 3. Профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей ТС). 4. Специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки соответствующей категории. 5. Прохождение квалификационной аттестации |
||||||
Дополнительные характеристики Согласно абзацу четвертому п. 9 Положения № 340, водительский стаж подтверждается выпиской из трудовой книжки или справкой с места работы с указанием:
Кандидат на должность водителя подходит по возрасту, имеет нужную квалификацию и не имеет противопоказаний по состоянию здоровья. Теперь нужно правильно оформить водителя на работу. Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу Будущий сотрудник подает заявление о приеме на работу, а также:
Шаг 2. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу На основании заявления оформляется приказ о приеме водителя на работу по типовой форме № П-1, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489, или в произвольной форме, но с указанием обязательных реквизитов (см. образец в конце консультации). С приказом сотрудника знакомят под подпись. В приказе необходимо указать наименование должности согласно Классификатору ДК 003:2010. В нашем случае это может быть, например, водитель автотранспортных средств (КП 8322), водитель погрузчика (КП 8334). Шаг 3. Уведомление органов ГНС В орган ГНС подается уведомление о приеме на работу водителя по форме приложения к постановлению КМУ от 17.06.15 г. № 413. Уведомление подается до того, как водитель приступит к работе. Шаг 4. Внесение записи в трудовую книжку В трудовую книжку водителя вносится запись о приеме на работу на основании соответствующего приказа (распоряжения). Да, нужно, однако порядок присвоения классности водителю в законодательстве не описан. Поэтому руководитель предприятия должен самостоятельно разработать этот порядок и закрепить в локальном акте. Это может быть, к примеру, Положение о присвоении классности водителям или соответствующий приказ. Или можно предусмотреть эту процедуру в коллективном договоре.
Нет, действующее законодательство этого не требует. Поэтому новый работодатель может, но не обязан оставить за водителем класс, установленный на предыдущей работе (см. письмо Минсоцполитики от 30.12.15 г. № 781/13/116-15). При трудоустройстве водителю можно присвоить III класс с дальнейшим присвоением:
Сделайте все правильно! Классность присваивается водителю квалификационной комиссией во время квалификационной аттестации. Присвоение классности оформляется приказом с установлением доплаты за классность.
В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2020 г. УТВЕРЖДЕН На 2021-2026 гг. определены правила прохождения профотбора и профобучения лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электротранспорта. Профотбор включает в себя подтверждение соответствия представленных работником документов профессиональным и квалификационным требованиям, а также испытание. Последнее проводится под руководством водителя-наставника. Установлены требования к его стажу. Также у водителя-наставника не должно быть за последний год ДТП, совершенных по его вине. Закреплено, как оформляется лист испытаний. Он должен храниться у работодателя не менее 5 лет. В проекте приказа ФНС содержится электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов. Для транспортной накладной в электронном формате разработчики предусмотрели 4 файла обмена. Кроме транспортной накладной, в проекте приказа содержатся документы:
В транспортной накладной в электронной форме предусмотрены 4 обязательных файла обмена. Утвержденный файл обмена информацией грузоотправителя будет содержать сведения:
В файле обмена информацией перевозчику необходимо будет указывать сведения:
Предусмотрен файл обмена информацией грузополучателя со сведениями о приеме груза от перевозчика и характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. И четвертый файл обмена перевозчика — о выдаче груза грузополучателю (лицу, правомочному на получение груза) с дополнительной информацией о выдаче вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельствах такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю. Должностная инструкция водителя грузового автомобиляНаименование нужно прописать в «шапке» путевого листа и указать тип транспортного средства. Например: «Путевой лист грузового автомобиля», «Путевой лист легкового автомобиля», «Путевой лист автобуса», «Путевой лист строительной техники» и др. Номер путевого листа может состоять только из цифр, или дополнительно из буквенных префиксов и символов-разделителей. Нумерацию следует вести в хронологическом порядке с начала года или обнулять ежемесячно. В каждом следующем документе можно изменять значащую часть числа на одну единицу. Например, «Д-I 63» заменить на «Д-I 64». Этот реквизит также нужно внести в «шапку» документа, чуть ниже строки с наименованием и номером. Если путевой лист оформляется на несколько дней, то обязательно указать дату начала и окончания срока действия. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …». Перечень дополнительных реквизитов зависит от цели перевозки и вида транспорта, который используется. Эти сведения помогут контролировать учет топлива и работу водителей, фиксировать выручку или рассчитывать стоимость работ для сторонних заказчиков. Для всех видов транспорта обычно указывают следующие дополнительные сведения:
Назовем некоторые важные особенности оформления путевых листов. Обязательно оформите его перед тем, как водитель выйдет на маршрут. Иначе инспекторы ГИБДД выпишут штраф. Когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу, нужно сделать отметку о предсменном техническом контроле, а не о предрейсовом. Если на одном транспортном средстве работает несколько водителей, укажите всех в одном путевом листе, либо выпишите документ на каждого сменщика. Рассмотрим подробнее, что должен (но часто забывает) делать работодатель, чьи работники перевозят пассажиров или грузы на ТС: 1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Все ДТП с участием автомобиля работодателя, независимо от места их совершения, подлежат учету. Правила учета ДТП утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП). Новые требования к работникам при осуществлении перевозок
Вопрос о переходе на электронную систему оборота документов в сфере грузовых и пассажирских перевозок поднимался уже несколько лет, но так и не находил разрешения. Обещания официально ввести электронные транспортные накладные перевозчики слушали уже не в первые, но в 2020 году ситуация, наконец, начала меняться. Тестирование нового формата электронного документооборота было проведено в октябре прошлого года (с 1 по 30 число). По отзывам участников эксперимента, всё прошло довольно неплохо: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно. По итогам теста с 1 января 2021 года новая редакция Правил допускает оформление важных документов в цифровом виде, а именно: транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов. Стоит отметить, что бумажные физические экземпляры этих документов из тиража не выходят и сохраняют свою силу. Возможно, предложение “в Правила перевозки грузов введено понятие «водитель»” покажется забавным. Но с точки зрения законодательства, формулировка должна быть исчерпывающей и точной. И новая редакция документа это определение предусматривает. Итак, согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, теперь водитель должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору. Также новая редакция “Правил перевозок автомобильным транспортом” ввела перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Теперь дополнительно к стандартным данным о контрагентах и адресам пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов нужно указать следующую информацию:
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
Дт 62 Кт 90,
Дт 90 Кт 68,
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
Дт 90 Кт 20, 26.
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
Дт 90 Кт 44. Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг». Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ. Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации. Пример: Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика. Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие. Пример: Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза. Транспортное средствоМашина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором. Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки. Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ. Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта. За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает. Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза. Пример: Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку. Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке. Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной. Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:
Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию. С 2022 года поставщикам придется использовать электронные перевозочные документыПеревозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта. За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому. Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие. Пример: За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя. В Российской Федерации не существует понятия неофициальное трудоустройство, поэтому принятие на работу без заключения договора – нарушение, за которое предусмотрено наказание. Поэтому чаще всего работодатели поступают по закону, не являются исключением и водители легкового и грузового автомобиля. Чтобы избежать возможных неприятностей в виде штрафных санкций, с шоферами также заключается договор, регулирующий трудовые отношения. В него стандартно входят пункты, согласно которым сотрудник, управляющий транспортным средством:
Со своей стороны лицо или организация, принимающие сотрудника на работу, должны обеспечить его работой. Работодатель также обязуется предоставить наемному работнику комфортные условия труда, не забывая при этом выплачивать заработную плату. В случае несоблюдения пунктов договора работник имеет полное право требовать материальной и моральной компенсации через суд, чего не могут сделать сотрудники, нанятые «на словах». К слову, и уволить участника трудовых отношений на законных основаниях без веских оснований работодатель не может, как в случае с сотрудниками, трудоустроенными неофициально. Остается выяснить, насколько отличается договор с водителем. Вступая в трудовые отношения с шофером, руководитель предприятия или организации, как физическое лицо – предприниматель, должны понимать, что данная профессия имеет некоторые характерные особенности, которые придется учитывать при заполнении пунктов договора. В первую очередь, стоит учесть, что водитель не сидит в теплом офисе, а находится постоянно в движении, при этом довольно часто работа выполняется в выходные и праздники, сверхурочные выезды также далеко не редкость. Сотрудник, вынужденный управлять грузовым или легковым транспортом, к тому же, должен иметь достаточный практический опыт, что также стоит учесть. Это особенно важно, учитывая сложности в виде ненормированного рабочего дня и сверхурочных работ, в том числе передвижение в ночное время суток. Как оформить путевой лист по действующим в 2021 году правиламОбратить внимание стоит не только на личные качества, но и на физическое состояние кандидата. Водитель несёт ответственность за материальные ценности, а если речь идёт о водителе пассажирского транспорта – за человеческие жизни. При рассмотрении заявки кандидата важную роль играют следующие факторы: На такую должность нельзя брать несовершеннолетнего человека. Кандидаты рассматриваются в возрасте от 18 лет.
Должно быть сделано заключение о том, что кандидат в состоянии управлять транспортным средством.
Они должны соответствовать тому транспорту, который человек будет водить. Так как речь идёт о грузовиках, требуется наличие категории C: |
Максимальная масса автомобиля |