Порядок утилизации автомобиля в 2022 году физическими лицами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок утилизации автомобиля в 2022 году физическими лицами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Утилизация автомобиля — это его безопасное уничтожение. При изготовлении автомобиля используются различные материалы: металлы, пластики, стекло, технические жидкости. Если автомобиль просто «выбросить на помойку», то со временем вредные вещества попадут в почву и атмосферу.

Утилизация транспортного средства предусматривает его безопасную переработку. Сотрудники специальной организации (утилизационного пункта) разбирают автомобиль, сортируют материалы и отправляют их на дальнейшую переработку.

Условия программы утилизации автомобилей в 2022 году

Программа утилизации впервые заработала в России в 2010 году и повторно введена в 2014 году. Суть ее заключалась в том, что при сдаче старого автомобиля на утилизацию, автовладелец получал скидку в размере 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. При этом скидка компенсировалась за счет государства.

К сожалению, мне не удалось найти нормативный правовой документ, который регламентирует правила проведения программы утилизации в 2022 году, поэтому более подробной информации о действующих условиях участия дать не могу. Если Вам известен документ, регламентирующий данный вопрос, прошу написать его реквизиты в комментариях к данной статье.

Утилизация авто в России – закрепленный в нормативных документах процесс, который регулируется определенными условиями и требованиями к авто и его собственнику:

  • длительностью срока владения транспортным средством;
  • нахождением в безраздельном владении: не в лизинге и не закредитовано;
  • маркой и годом выпуска: они есть в списке авто, для которых утилизация предусмотрена.

В СМИ есть утверждения, со ссылкой на достоверные источники, о намеченных изменениях в программе, но точных сведений о характере трансформаций не приводится, все на уровне гипотез и предположений. Говорят, что может быть повышен утилизационный сбор, расширен список подлежащих процессу, об изменении самого процесса (введении дополнительных пунктов в условия). Предлагается узнавать обо всем в дилерском центре, дислоцированном по месту проживания. Предусмотрен единый список требований, условия утилизации автомобилей не зависят от его видовой принадлежности – легковое, грузовое, спецтехника или прицеп.

Программа утилизации – несомненно важный аспект для каждого государства с развитой инфраструктурой и обилием транспортных средств, которые с течением времени теряют эксплуатационные свойства, создавая проблему для экологии. Запуск и применение этого мероприятия помогают:

  • устранить дефицит в деталях для еще находящихся в эксплуатации (целый ряд запчастей в хорошем состоянии пускаются в реализацию, особенно дефицитные проходят восстановление);
  • освободить парковочные места для рабочих ТС;
  • получить (в некоторых случаях) скидку на приобретение другого авто;

Подробные разъяснения можно найти на официальном сайте Гарант Ру и Госуслугах. Все это – неоспоримые бонусы для трех сторон – государства, которому выплачивается утилизационный сбор, автовладельца, избавляющегося без проблем от хлама и получающего скидку на новый, и дилера, получающего бонусы от государства в виде снижения налогового обременения, новых клиентов и предмет для продажи с целью получения прибыли.

Правила утилизации автомобилей в 2022 году в России могут быть пересмотрены по нескольким направлениям. Нововведения коснутся:

  • усложнения системы: специфика мероприятия может определяться большим количеством бюрократических препон и специфики для каждой отдельной разновидности ТС;
  • индексации сборов и коэффициента, применяемого в расчетах;
  • базовая ставка останется неизменной, а вот специальный коэффициент планируется увеличить;
  • есть вероятность создания специальных площадок для проведения утилизации и перенесения процесса из дилерских центров

Информация в СМИ и на специальных сайтах подается в виде предположений, со ссылкой на январские заявления, сделанные в начале текущего года. Относительно недавно появился обновленный вариант списка марок, от которых можно избавиться и рекомендованных расценок. В нем фигурируют не только российские, но и корейские, японские, французские, немецкие, чешские авто.

Утилизация автомобилей в 2022 году

Пока неизвестно, до какого числа проводится утилизация, поэтому нужно заблаговременно позаботиться о том, чтобы стать ее участником. Для этого придется пройти через несколько этапов и каждый из них может потребовать затрат – временных или финансовых. Если заняться этим своевременно, можно пройти через все этапы, не торопясь и не нервничая:

  • отправиться в отделение ГИБДД вместе с документами – техпаспортом и свидетельством со станции техосмотра и снять авто с официального учета;
  • узнать адрес дилерского центра и съездить туда со всеми необходимыми документами;
  • сдать авто на утилизацию, получить компенсацию и купить новое авто со скидкой, если есть такое намерение.

Список документов, необходимых автовладельцу для визита в дилерский центр: паспорт гражданина РФ, заверенную копию техпаспорта автомобиля, бумаги, полученные при посещении ГИБДД: карта чета с отметкой, свидетельство о снятии с учета, отметка в ПТС.

Остальное уже находится в компетенции дилера, если будут созданы спецплощадки для этого, то придется посетить и еще одно место, а затем отправиться за покупкой по другому адресу.

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров.

Ряд основных условий:

  • Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  • Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  • Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  • Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.

Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Однако, помимо множества преимуществ, программа утилизации, запанированная на 2022 год также имеет и традиционные сборы, которые удерживаются с владельцев ТС.

Важно! утилизационный сбор на автомобили в 2022 году в Российской Федерации планируется поднять на 10-15%. Правительство рассматривает вариант поднятия в 2022 году утилизационного сбора для легковых автомобилей с 20 000 рублей до 25 000 рублей и для прицепов с 150 000 до 187 500 рублей.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Причин, по которым может потребоваться утилизация автомобиля, несколько:

  1. Ремонт автомобиля нецелесообразен. Нередко так бывает со старыми машинами: вложения в ремонт существенно превышают их рыночную стоимость. Следовательно, от автомобиля проще избавиться, чем пытаться починить.
  2. Машину невозможно продать. На старые машины простых моделей очень тяжело найти покупателей.
  3. Автомобиль серьёзно пострадал в ДТП. Если машина не застрахована по каско, а виновника ДТП нет, платить за ремонт придётся из собственного кармана. Иногда восстановительные работы предполагают такие большие затраты, что от автомобиля проще избавиться.

Если старый автомобиль просто оставить стоять во дворе, за него придётся платить транспортный налог — даже если машина не выезжает на дороги. Чтобы налог не начисляли, авто нужно утилизировать.

Автомобиль можно разобрать на запчасти: часть из них продать — например, двигатель и коробку передач, остальные — утилизировать. В этом случае процедура сложнее.

Нужно определиться, какие элементы автовладелец оставит у себя, указать их в заявлении о снятии с учёта и пояснительной записке, а затем демонтировать их и предоставить в ГИБДД для осмотра. Если у таких деталей есть собственные идентификационные номера, ГИБДД их укажет в специальном свидетельстве на высвободившийся номерной агрегат. Без него продать запчасти легально не получится. После этого можно извлечь нужные детали из авто и отвезти машину в пункт утилизации.

Снятие автомобиля с учёта — это бесплатная процедура. Но если требуется свидетельство на агрегаты, придётся заплатить пошлину 350 ₽ за каждую бумагу, то есть за каждый агрегат.

Если автомобиль не на ходу, отдельно придётся оплатить услуги эвакуатора, который повезёт машину до пункта утилизации. В столице в пределах МКАД это обойдётся в 2500–3500 ₽.

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 коэффициент (k)

Утилизация автомобилей в 2022 году в России

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.

Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

В каждом ведомстве устанавливается свой порядок согласования. Например, федеральные учреждения, подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Согласно этому документу для рассмотрения вопроса о возможности согласования решения о списании федерального имущества подведомственная организация представляет в Минобрнауки следующие документы на электронном и бумажном носителях:

1) сопроводительное письмо о согласовании решения о списании федерального имущества;

2) заключение организации о возможности списания федерального имущества с учетом прогноза влияния списания федерального имущества на дальнейшую деятельность организации;

3) перечень объектов федерального имущества организации, решение о списании которых подлежит согласованию;

4) инвентарную карточку учета основного средства, решение о списании которого подлежит согласованию;

5) выписку из реестра федерального имущества в отношении федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию;

6) копию решения организации о создании комиссии по подготовке и принятию решений о списании федерального имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации;

7) копию протокола заседания комиссии организации;

8) оформленный комиссией организации акт о списании федерального имущества;

9) подписанные фотографии федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию, с указанием даты съемки.

В случае списания автотранспортного средства также представляются копии:

  • технического паспорта автотранспортного средства;

  • свидетельства о регистрации автотранспортного средства;

  • документа о прохождении последнего техосмотра автотранспортного средства;

  • заключения о техническом состоянии автотранспортного средства, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате организации – копия заключения, выданного лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы подписываются руководителем и главным бухгалтером организации (за исключением оформляемого комиссией организации акта о списании) и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. Министерство рассматривает их и принимает решение о согласовании списания имущества учреждения либо дает отказ. В случае принятия положительного решения о согласовании руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании федерального имущества, а также документы, подтверждающие утилизацию списанного федерального имущества.

Юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие с государственного учета транспортного средства по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, осуществляется после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Регистрационное подразделение снимает с государственного учета транспортное средство при предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании транспортного средства в специально отведенном поле.

Программа утилизации автомобилей в 2022 году: будет ли

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании транспортного средства, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, которые следует представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются организацией в месячный срок в Росимущество, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

* * *

При принятии решения о списании и утилизации пришедших в негодность транспортных средств федеральным казенным учреждениям необходимо руководствоваться Положением № 834, а также разработанными в соответствии с ним ведомственными порядками.

Оформленный комиссией учреждения акт о списании автомобиля может быть утвержден только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До утверждения акта реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), не допускается.

Выбывший из эксплуатации автомобиль (списанный с баланса) подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

Запчасти, металлолом, оставшиеся в распоряжении учреждения в результате разборки списанного автомобиля, принимаются к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000). Доходы от реализации металлолома зачисляются в доход бюджета.

После утилизации автомобиль снимается с государственного учета, а сведения по нему передаются в Росимущество.

Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.

4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения «Автоваза» премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.

Соответствующие поправки в закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.

Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.

Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового — 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) — 322,4 тыс. рублей.

В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.

Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.

26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.

29 декабря 2015 года новыми поправками в закон «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).

В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году — в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.

В действующей до 2020 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного — 480 тыс. рублей.

От уплаты утилизационного сбора освобождены:

  • личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
  • автомобили диппредставительств;
  • ретроавтомобили;
  • различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.

В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.

Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.

Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Поменять на «скидку» можно не каждое транспортное средство. Возраст «старушки» должен превышать 10 лет, а продолжительность владения должна составлять более полугода. Кроме того, в машине должны присутствовать все механизмы и части. Страна производитель не имеет значения. Также не важно на ходу ТС или нет.

Начинать оформление документов нужно с похода в ГИБДД. В ближайшем к месту жительства отделении нужно написать заявление на снятие с регистрационного учёта и желании сдать авто в утиль. Доставку машины в пункты переработки должен обеспечить владелец. При себе нужно иметь:

  • документ удостоверяющий личность;
  • оригинал ПТС;
  • справка о снятии с учёта.

С полным перечнем адресов утилизационных пунктов можно ознакомиться на официальном сайте минпромторга.

Отправляться в салон за новой машиной нужно уже с сертификатом. Для граждан РФ предоставляется возможность купить автомобиль не только со скидкой, но и при необходимости в кредит. Некоторые дилеры в рамках программы утилизации предлагают клиентам дополнительные бонусы (подарки, скидки).

В случае если ТС сдается не в trade-in, то владельцу придется оплатить государственный сбор за его переработку. Размер платы зависит от габаритов авто (4-7 тыс. руб.).

Интерес к данной программе непосредственно у представителей государственной власти вызван потребностью стимуляцией спроса россиян на транспортные средства отечественного производства.

Таким образом, основная цель программы – это стимуляция развития автомобильной промышленности в России, которая параллельно позволяет гражданам РФ приобретать новые автомобили для своей семьи на относительно выгодных условиях.

Бонусным действием программы является уборка с улиц старого автопрома, который зачастую на дорогах является потенциально опасным. И стоит заметить, что по данным статистики, за время действия данного закона число транспортных средств, которые ездят по дороге в неисправном состоянии или стоят брошенные, существенно сократилось.

Человек, который решил принимать участие в программе, должен обладать автомобилем, возраст которого превышает 10 лет, потому что только это позволит получить ему сертификат на «скидку» во время покупки нового ТС в размере от 50 000 (обычно выделяется именно на ВАЗ) до 350 тысяч рублей.

Основные принципы, которым подчиняется утилизация авто в России:

  • деньги не вручаются человеку лично, а выплачиваются тем регионам, которые платят заводом по производству транспортных средств (размер компенсационных выплат зависит от того, сколько было продано машин за год);
  • сегодня стать участниками утилизации могут не только физические лица, а юридические, поэтому под сдачу попадают не только легковые авто, а грузовые;
  • недавно условия утилизации автомобилей несколько изменились, потому что в программе появился принцип trade-in, суть которого состоит в том, что ТС сдается не просто на утиль, дилер забирает её для капитального ремонта и последующей перепродажи (по такой методике принимаются только те машины, которые не старше 6 лет).

Для справки: метод trade-in и утилизации предполагает, что в программе могут принимать участие автомобили, которые собранны на российских заводах. Однако речь сегодня идёт и о зарубежных марках, ведь на территории РФ на сегодняшний день насчитывается около четырёх сотен производств, на которых собираются не только УАЗ и ЛАДА, а еще Skoda, Nissan и Peugeot.

Недавно в прессе появилась информация о том, что Минпромторг принял во внимание идеи, предлагаемые Вадимом Шевцовым. Она касается обновления коммерческого автопарка Российской Федерации по программе утилизации автомобилей. И уже сегодня известно, что в 2020-м году из бюджета будут выделены деньги именно на эту программу.

Точная цена на утилизацию авто в 2020 году в Россииеще неизвестна, но есть идея выделить из бюджета от 25-ти до 42 миллиардов рублей, которые позволит существенно обновить автопарк, ведь сегодня возраст практически половины коммерческих транспортных средств явно превышает порог в 10 лет.

Вадим Шевцов считает, что те грузовики, которые ездят сегодня по автомагистралям Российской Федерации опасны не только для окружающих транспортных средств, они наносят вред и окружающей среде, поэтом ситуацию необходимо менять.

Программа будет действовать по условиям «льготного лизинга», и власти планируют просубсидировать около 10% от стоимости автомобилей. Основное правило – для одной машины сумма скидки не должна превышать 500 000 рублей. (3 1,00

Порядок утилизации транспортных средств

Цена для каждого автомобиля разная, что зависит от многих факторов, включая марку и модель. Приведем пример на некоторых вариантах разных производителей, предлагающих купить авто по сертификату на утилизацию.

Таблица 1. Скидка по утилизации автомобилей в 2020 году.

Марка Максимальная скидка, руб.
Alfa Romeo 50 000
Datsun 70 000
Citroen 50 000
Ford 200 000
Kia 75 000
Skoda 130 000
Renault 50 000
Volkswagen 90 000
ВАЗ 90 000
ГАЗ 350 000
УАЗ 120 000
Peugeot 50 000
Mazda 95 000
Nissan 100 000
Opel 140 000
SsangYong 120 000
Hyundai 50 000
Mitsubishi 75 000

Материальные ценности (МЦ), полученные при утилизации основных средств, могут быть направлены:

  • на продажу.

В этом случае они отражаются в составе оборотных активов в форме бухгалтерского баланса и классифицируются в качестве товаров или материалов с выделением их в особый подкласс, например «МЦ, полученные при утилизации»;

  • на использование в обычной деятельности компании в качестве МПЗ.

Тогда такие ценности отражаются в составе оборотных активов в балансе, но классифицируются в составе аналогичного класса МПЗ, находящегося у компании.

Решив поучаствовать в программе, важно соответствовать установленным условиям:

  • срок владения транспортным средством — не менее полугода;
  • российское гражданство у собственника;
  • возраст машины — минимум 6 лет;
  • полная укомплектованность: наличие двигателя, КПП, аккумулятора, всех кресел, кузова и пр.

Если претендент на участие или машина не соответствуют хотя бы одному из параметров, дилер вправе отказать.

Чтобы избавиться от старого транспорта и получить сертификат на скидку при покупке нового, необходимо выполнить следующее:

  1. Обратиться с заявлением к дилеру, у которого действует акция. Узнать информацию об этом можно на его официальном сайте. Чаще всего именно автосалоны занимаются такими вопросами.
  2. Если дилер не занимается утилизацией, придется искать другого или делать все самостоятельно. Для этого необходимо представить транспорт в утилизационный центр вместе с документами. Будет произведен осмотр, по результатам выдадут сертификат.
  3. С сертификатом гражданин направляется в автосалон и выбирает новую машину.
  4. Во время сделки купли-продажи оплачивается стоимость транспорта с учетом скидки.

Утилизируем автомобиль без неприятных последствий

Впервые программа начала действовать в РФ в 2010 году, но в 2014 ее отменили. Впоследствии она была возобновлена через 2 года до конца 2018, но затем ее продлили до конца 2019. Однако стоит учитывать существенный нюанс: если до окончания 2019 выделенные из бюджета деньги израсходуются, выдача сертификатов автоматически будет остановлена.

В бюджет заложено около 10 млрд руб., поэтому шанс сдать транспорт в утиль до конца 2019 все же есть. Если же граждане не успеют воспользоваться акцией, можно поинтересоваться аналогичными услугами у дилеров: например, trade-in, и т. п.

На данный момент в «Утилизации» участвуют следующие марки:

  • ВАЗ;
  • УАЗ;
  • ГАЗ;
  • Опель;
  • SSangYong;
  • Пежо;
  • Рено;
  • Ниссан;
  • Фольксваген;
  • Ситроен;
  • Форд;
  • Шкода;
  • Хендэ и Киа.

Скидки предоставляются с учетом максимально допустимых размеров в соответствии с моделями авто.

Суть государственной «акции» заключается не только в избавлении регионов от автохлама, но и в защите экологии. Именно поэтому участвующие в ней автомобили доставляются в отдельные пункты и утилизируются с помощью специального оборудования.

Такая практика действует во многих странах, но, например, в Европе она платная, поэтому граждане ЕС предпочитают продавать транспорт за границу по сниженной цене. В России же утилизировать авто можно бесплатно, а взамен получить приятный бонус в виде скидки на новое авто.

Чтобы избежать проволочек и получить сертификат без проблем, рекомендуется обратить внимание на несколько моментов:

  • проще всего доверить процедуру автодилеру. Это позволит получить купон максимально быстро;
  • важно обратить внимание на ВИН-номер, указанный на двигателе: если он не совпадает с номером в СТС, авто не примут;
  • если машина старая, но покупательский спрос на нее присутствует, выгоднее будет продать ее самостоятельно, а вырученные деньги вложить в приобретение нового авто.

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля

\r\n\r\n

С 1 января 2022 года лица, уполномоченные подписывать отчетность, должны были перейти на новый формат подписания документов: использовать личную электронную подпись физлица и прилагать к ней машиночитаемую доверенность (МЧД). Такой порядок вводили поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с поздним появлением соответствующих нормативных правовых актов участники рынка ЭДО могли не успеть перейти на МЧД к 1 января 2022 года.

\r\n\r\n

Межведомственная рабочая группа при правительстве РФ, в состав которой входят представители Минцифры, ФНС и других госорганов, решила ввести переходный период для использования электронной доверенности (иначе «машиночитаемой доверенности», МЧД). Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Участники заседания отметили, что переходный период необходим, чтобы информационные системы и участники ЭДО успели подготовиться к работе с МЧД.

С 1 января 2022 года лица, уполномоченные подписывать отчетность, должны были перейти на новый формат подписания документов: использовать личную электронную подпись физлица и прилагать к ней машиночитаемую доверенность (МЧД). Такой порядок вводили поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с поздним появлением соответствующих нормативных правовых актов участники рынка ЭДО могли не успеть перейти на МЧД к 1 января 2022 года.

Сами по себе действия по утилизации автомобиля не сложны. Другое дело, если владелец старого авто решается вступить в программу утилизации, подписав договор с автодилером. В этом случае обязательно привлекайте специалиста для юридической проверки чистоты сделки, не берите на себя обязательства, не изучив тщательно документы и не проанализировав ситуацию. Помочь в этом могут наши автоюристы. Любую консультацию вы можете получить на нашем сайте или позвонив по указанным номерам телефонов.

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

Независимо от причин утилизации, сначала необходимо подать в ГИБДД заявление с обоснованием решения. Если автомобиль угнан или продан, нужно приложить договор купли-продажи и сделать уточнение в объяснительной, в таком случае ТС будет официально откреплено от владельца. © РИА Новости / Андрей Стенин

Новые транспортные средства, которые по какой-то причине подлежат утилизации (например, после ДТП, угона, перепродажи) проходят ту же процедуру, что и машины с пробегом. Но если ТС находится в залоге у банка (куплено в кредит, лизинг, рассрочку), утилизировать его невозможно.

Создавая такую корпоративную программу за счет собственных средств, автопроизводитель стимулирует спрос на свои новые автомобили.

Любой автолюбитель, желающий сдать в утиль свое авто, может получить скидку на приобретение нового автомобиля, выполнив несколько условий.

«Отсутствие долгов и штрафов, запретов, арестов или исполнительных производств в отношении ТС, подлежащего утилизации обязательно», — отмечает Николай Баранов.

Чаще всего дилеры выставляют следующие требования к автомобилю, сдаваемому в утиль:

  • —быть в собственности не менее 12 месяцев;
  • —машина имеет все документы и полную комплектацию.

Для чего нужна утилизация автомобиля?

Утилизация автомобиля избавляет от необходимости платить ежегодный транспортный налог. Утилизация возможна, даже если от автомобиля ничего не осталось. Государственная пошлина за процедуру снятия с учета в связи с утилизацией не взимается.

Чтобы утилизировать автомобиль, вам нужно:

Шаг 1. Произвести утилизацию.

Шаг 2. Снять автомобиль с регистрационного учета в ГИБДД.

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.