Предельные индексы роста цен на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предельные индексы роста цен на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.

В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:

  • НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
  • УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
  • ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
  • торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).

Дефляторы влияют на конечную цену товаров, работ и услуг. Используйте новые индексы и их отраслевые значения при подготовке прогнозов и планировании закупок на 2021 год — это фрагмент статьи с портала Госконтракт. Полную версию читайте:

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2022 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Зачем это нужно? Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.

Анализируя уровень ценообразования и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.

Несмотря на значимость расчетных коэффициентов, их применение имеет существенный недостаток. При расчете будущих цен существенно занижается уровень инфляции. А это отрицательно сказывается на определении реального уровня доходов населения страны.

Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2022 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2022 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):

ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:

ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Кабмин установил индексы роста тарифов для регионов на 2022 год

В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.

На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):

  • строительство — 105,1;
  • нефть — 103,6;
  • водоснабжение и водоотведение — 104,0;
  • газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
  • индекс потребительских цен — 103,8;
  • сельское хозяйство — 103,3.

Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее — Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2021 г. (протокол N 29).

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2022 — 2024 гг. (базовый вариант):

2022 2023 2024
прогноз
Индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, г/г, в % 98,0 100,8 101,2

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

П.В. Крючкова

Приведены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2024 г. по базовому варианту, применяемые при формировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Это в т. ч.:

— индексы изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США;

— показатели инфляции;

— индексы цен производителей и индексы-дефляторы по видам экономической деятельности.

Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.

Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.

Инфляция достигнет 10 %: что подорожает в России в 2022 году

Здесь схема работы отличается от обычной покупки товаров или услуг. Заказчик строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации должен рассчитывать стоимость, используя проектно-сметную документацию. Основанием для нее является сметное нормирование, нормативы в котором просчитываются с учетом индекса-дефлятора. Он включает в себя и текущий период, и все последующие годы, в которые будет проводиться строительство или ремонт.

Согласно закону о закупочной деятельности, индекс-дефлятор используется в случаях, когда нужно определить начальную максимальную стоимость контракта. Принимая во внимание динамику изменения цен и отраслевые показатели, и заказчик, и подрядчик установят ту стоимость, которая будет не завышенной и не заниженной. Благодаря этому уже в процессе сотрудничества они предотвратят чрезмерные траты бюджета и претензии со стороны тех, кто будет проверять работу.

Министерством экономического развития были разработаны сценарии для улучшения российской экономики до 2023 года.

Из-за политически нестабильной ситуации некоторые государства в отношении России введи ограничительные санкции, стоимость нефти уменьшается, а таможенные пошлины, напротив, растут – учитывая все это, чиновники рассмотрели сразу три сценария:

  1. Базовый план, не подразумевающий никаких существенных изменений в экономике страны – значения всех основных факторов останутся на базовом или текущем уровне.
  2. Консервативный план, который полагает, что основные экономические показатели могут существенно ухудшиться при учете внешние и внутренние факторы.
  3. Целевой план предусматривает благоприятное развитие событий в экономике России во внешнем и внутреннем рынке.

Проводится всесторонний анализ факторов развития экономики: не только внутренние (ВВП, налоги, МРОТ и прочие), но и внешние – в особенности касается санкций, примененных со стороны США и ряда европейских стран. Рассмотрим каждый сценарий подробнее.

В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.

На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):

  • строительство — 105,1;
  • нефть — 103,6;
  • водоснабжение и водоотведение — 104,0;
  • газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
  • индекс потребительских цен — 103,8;
  • сельское хозяйство — 103,3.

Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.

Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.

Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в IV квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в III квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ во II квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в I квартале 2021 года

Индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития: как считать, прогноз

Приказ Минстроя России от 14 октября 2021 г. № 745/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам совершенствования сметных норм» (Дополнение 8)

Приказ Минстроя России от 20 октября 2020 г. № 636/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним»

Базовый вариант среднесрочного Прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.
Консервативный вариант разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий.
При необходимости прорабатываются дополнительные варианты прогноза, отражающие иные модели изменения внешних и внутренних условий развития.

Крайнее обновление индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, применяемых при формировании цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу, произведено 5 октября 2021 года (письмо Министерства экономического развития России №33918-ПК/Д03и).
Актуализированные параметры (отчет за 2020 год, оценка 2021 года и прогноз на 2022, 2023 и 2024 годы) означены в прилагаемом базовом варианте среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, одобренного на заседании Правительства 21.09.2021.

Минэкономразвития России разработало сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — сценарные условия, прогноз).

С момента подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сентябре 2020 года наблюдается улучшение как внешних, так и внутренних условий развития российской экономики. Вместе с тем экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в России и в мире до конца не преодолены — более того, в значительном числе стран вновь введены либо продлены карантинные ограничения, направленные на борьбу с ростом заболеваемости. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, которая будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.

Сценарные условия разработаны в двух вариантах — базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Консервативный вариант основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 в сентябре текущего года будет подготовлен среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в котором будет учтено, в том числе, развитие ситуации в российской и мировой экономике в ближайшие месяцы.

Индекс потребительских цен на 2021, 2022, 2023

Ситуация в мировой экономике в течение 2020 г. складывалась лучше, чем ожидалось международными организациями и экспертным сообществом. Снижение мирового ВВП составило -3,3% по итогам прошлого года и оказалось выше оценок Международного валютного фонда (октябрь: -4,4%). ВВП США в 2020 г. снизился на -3,5% (прогноз МВФ от октября: -4,3%), Японии — на -4,8% (-5,3%), еврозоны — на -6,6% (-8,3%). Китай оказался единственной крупной страной с положительным темпом роста ВВП в 2020 г. (2,3%, прогноз МВФ: 1,9%).

Вместе с тем новая коронавирусная инфекция продолжила распространяться во второй половине 2020 года. Новые «волны» заболеваемости вынудили многие правительства сохранить или вновь ввести карантинные меры, вплоть до «локдаунов», которые сохраняются и в настоящее время. Введение (продление) карантинных ограничений оказывает сдерживающее влияние на восстановление экономики.

В то же время в крупнейших странах сохраняется поддержка со стороны как бюджетной, так и денежно-кредитной политики. Кроме того, как и ожидалось, меры по борьбе с пандемией приобрели более точечный и целенаправленный характер. Произошедшая адаптация бизнеса и населения к карантинным ограничениям, а также набирающая обороты вакцинация позволяют рассчитывать на дальнейшее постепенное восстановление экономической активности в течение 2021 года. Вместе с тем восстановление будет носить неоднородный характер по странам: более активный рост ожидается в США и Китае, в то время как в европейских странах экономическая активность достигнет докризисных показателей не ранее 2022 года.

В среднесрочной перспективе пандемия новой коронавирусной инфекции и обусловленный ею экономический спад окажут длительное негативное воздействие на экономическую активность в мире. С высокой вероятностью она усугубит замедление темпов роста мировой экономики, которое прогнозировалось на текущее десятилетие еще до пандемии в связи с негативными демографическими тенденциями в развитых странах, растущим неравенством и недоинвестированием. В результате по-прежнему ожидается замедление темпов роста мировой экономики до уровня около 2,5% — 3,0% в среднесрочной перспективе под воздействием накопленных структурных дисбалансов (в том числе, по мере сворачивания экстренных мер экономического стимулирования и «охлаждения» финансовых рынков).

Краткосрочная отрицательная динамика на финансовых рынках после возобновления роста числа заражений новой коронавирусной инфекцией и связанных с ней повторных ограничений в 4 кв. 20 была нивелирована началом массовой вакцинации населения во второй половине 2020 года. С конца сентября ведущие фондовые индексы развитых стран демонстрировали значительное восстановление: так, индекс S&P 500 в начале ноября прошлого года достиг уровней середины февраля (около 3400 пунктов), а в начале апреля 2021 г. обновил исторический максимум (4103 пункта). Индекс европейских акций STOXX 600 в настоящее время находится вблизи уровней конца февраля 2020 г., приблизившись к 437 пунктам. Сводный фондовый индекс стран с формирующимися рынками MSCI EM обновил исторический максимум в середине февраля 2021 г., почти в 2 раза превысив значение марта 2020 г. (1445 пунктов в феврале 2021 г., 770 пунктов в середине марта 2020 года), а в начале апреля 2021 г. находился на уровне выше 1300 пунктов.

Восстановление на фондовых рынках обусловлено оптимизмом участников рынка относительно перспектив массовой вакцинации, сохранением ультрамягкой денежно-кредитной политики ведущих центральных банков, а также дополнительными бюджетными стимулами в ряде крупных стран (в первую очередь, США). Вместе с тем растущий разрыв между финансовыми и фундаментальными экономическими показателями (ожидаемый постепенный характер восстановления экономической активности, с одной стороны, и полное восстановление стоимости активов в первом квартале 2021 г. — с другой) означает возросшие риски для финансовой стабильности при сворачивании стимулирующих мер в среднесрочной перспективе.

Цены на сырьевые товары в начале 2021 г. продолжили расти под влиянием как финансовых (восстановление склонности к риску глобальных инвесторов), так и фундаментальных факторов (увеличение спроса в связи с постепенным снятием ограничительных мер). Достаточно активное восстановление наблюдается на рынке металлов: так, медь в марте 2021 г. торговалась на ~25% выше, чем в 4 кв. 20, алюминий — на ~15%, никель — на ~3%. В то же время цена на золото в марте 2021 г. сократилась на ~8% по сравнению с последним кварталом 2020 г. и на ~13% в сравнении с августом 2020 г., когда цена на золото достигла исторических максимумов (более 2000 долл. за тонну в отдельные торговые сессии).

На рынке нефти в условиях продолжающегося восстановления спроса и ограниченного предложения наблюдается положительная динамика. В декабре 2020 г. группа стран — производителей нефти ОПЕК+ приняла решение о более плавном, чем было запланировано в апреле 2020 г., наращивании добычи в текущем году. Кроме того, на предложение нефти в начале 2021 г. оказал негативное влияние ряд разовых факторов (аномальные морозы в штате Техас, авария контейнеровоза в Суэцком канале).

В результате в декабре 2020 г. цена на нефть марки «Юралс» вновь превысила уровень 50 долл. США за баррель, а с середины февраля 2021 г. держится выше 60 долл. США за баррель. Средняя цена на нефть марки «Юралс» за январь — март 2021 г. составила 59,9 долл. США за баррель (в том числе март: 63,9 долл. США за баррель).

С учетом указанных факторов оценка цены на нефть на текущий год существенно повышена по сравнению с прогнозом (до 60,3 долл. США за баррель в среднем за 2021 г. по сравнению с 45,3 долл. США за баррель в сентябре).

Как и в прогноз от сентября 2020 г., в сценарные условия заложена предпосылка об окончании сделки ОПЕК+ в мае 2022 г. в соответствии с согласованными параметрами. По мере запланированного наращивания добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также ожидаемой коррекции на финансовых и сырьевых рынках среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» снизится — до 56,2 долл. США за баррель в 2022 г. и 54 — 55 долл. США за баррель в среднесрочной перспективе.

Ситуация в экономике в 2020 г. сложилась лучше, чем ожидалось. Российский ВВП снизился на -3,0% (в оценке от сентября 2020 г.: -3,9%) — меньше, чем ВВП крупнейших стран и мировая экономика в целом. Существенный спад произошел в добыче полезных ископаемых за счет ограничений добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, направленной на поддержку цен на нефть. При этом в ключевых несырьевых отраслях (сельское хозяйство, строительство, обрабатывающая промышленность) выпуск по итогам 2020 г. сохранился на уровне 2019 г. или даже показал небольшой рост. Инвестиции в основной капитал сократились на 1,4% (в прогнозе от сентября ожидали -6,6%) — это первый случай в новейшей российской истории, когда спад инвестиционной активности оказался меньше падения экономики в целом.

Более позитивная, чем ожидалось, ситуация в российской экономике в 2020 г. — это результат, в первую очередь, реализованных мер поддержки экономики. В условиях снижения экономической активности меры Правительства Российской Федерации были направлены на сохранение доходов граждан — как работающих, так и временно оставшихся без работы, семей с детьми. Меры прямой финансовой поддержки включали, в том числе, единовременные выплаты семьям с детьми, расширение выплат пособий по безработице, увеличение минимального размера выплат по больничным листам и упрощение порядка их оформления и другие. Меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (прямые гранты субъектам МСП, отсрочки и списания по налоговым, страховым и арендным платежам, программы льготного кредитования и др.) были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса в целях высвобождения средств на выплату заработных плат.

В начале 2021 г. основные экономические показатели сохраняются вблизи уровней конца 2020 г., однако восстановление экономики пока не завершено. Существенное влияние на февральские показатели оказал календарный фактор (плюс один календарный день в високосном 2020 году).

За январь — февраль, по оценке Минэкономразвития России, ВВП России сократился на -2,5% г/г. Сдерживающим фактором остается сделка ОПЕК+. Однако по сравнению с концом 2020 г. ситуация в добывающем комплексе улучшилась — сказывается плановое ослабление ограничений на добычу нефти (+0,5 млн. барр./сутки с 1 января в целом по группе).

Обрабатывающая промышленность после активного роста в конце прошлого года вновь показывает снижение (-1,3% г/г в январе — феврале). Спад наблюдается в нефтепереработке, металлургическом комплексе. Вместе с тем продолжился рост в химическом комплексе (включая фармацевтику), легкой промышленности и машиностроении.

Восстанавливаются показатели транспортного комплекса — в том числе, за счет трубопроводного и воздушного транспорта. Ситуация в строительстве остается стабильной.

Продолжается постепенное восстановление потребительского спроса. Оборот розничной торговли в январе практически вышел на уровень прошлого года (в феврале снижение возобновилось под влиянием календарного фактора). Объем платных услуг населению и оборот общественного питания пока существенно ниже прошлогодних уровней (-7,4% г/г и -10,8% г/г в январе — феврале соответственно), но также восстанавливаются. Оживление потребительского спроса подтверждается альтернативными индикаторами (обороты контрольно-кассовой техники, индекс потребительских расходов Сбербанка).

На рынке труда также наблюдается последовательное улучшение ситуации. В феврале уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снижается шестой месяц подряд (до 5,7% от рабочей силы, на пике в августе 2020 г. — 6,4%). Одновременно сокращается и численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости.

Сохраняется поддержка экономики со стороны как денежно-кредитной, так и бюджетной политики. Кредит экономике растет темпом более 9% г/г четвертый месяц подряд (февраль: +10,1% г/г), основной вклад вносят корпоративное и ипотечное кредитование. Объем расходов бюджетной системы (федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные фонды) в январе — феврале превысил уровень прошлого года на 15,7% г/г, или +794 млрд рублей.

В начале 2021 г., несмотря на рост цен на сырьевых рынках, наблюдалось ослабление рубля до уровней около 75 — 77 руб. за долл. США. Вместе с тем поддержку валютному курсу оказывает сохранение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, которое, по оценке, в текущем году возрастет почти вдвое (до уровня около 4% ВВП с 2,2% ВВП в 2020 году). По мере нормализации настроений на финансовых рынках ожидается возвращение валютного курса в диапазон 71 — 72 рубля за долл. США в конце текущего года. Среднегодовой курс российской валюты в 2021 г. прогнозируется на уровне 73,3 рубля за долл. США, в 2022 г. — 71,8 рубля за долл. США. В среднесрочной перспективе курс рубля в рамках базового варианта ожидается на уровне 72 — 74 рублей за доллар США.

Индексы-дефляторы Минэкономразвития

Прогноз ВВП на 2021 г. скорректирован до 2,9% (с 3,3% ранее) с учетом повышения базы 2020 года (-3,0% против -3,9%, ожидавшихся в сентябре) и более плавного наращивания добычи в рамках сделки ОПЕК+ по сравнению с параметрами, согласованными в апреле прошлого года.

Основной вклад в рост ВВП внесет восстановительный рост потребления товаров и услуг (+5,1% и +11,3% соответственно после снижения на -4,1% и -17,3% в 2020 году). Инвестиции в основной капитал увеличатся на 3,3% (после снижения на -1,4% в 2020 году). Чистый экспорт внесет отрицательный вклад в ВВП с учетом опережающего восстановления импорта в текущем году, а также сохранения экспорта нефти и нефтепродуктов на пониженном уровне.

При этом в сценарных условиях, как и в сентябрьском прогнозе, по-прежнему предполагается выход экономики к концу 2021 г. на траекторию устойчивого роста, соответствующего достижению национальных целей развития Российской Федерации.

Кроме того, в сценарные условия заложено выполнение в полном объеме мероприятий, предусмотренных Общенациональным планом.

Рост ВВП в 2022 г. (3,2%) предполагает окончание сделки ОПЕК+ в соответствии с согласованными параметрами. В среднесрочной перспективе рост ВВП продолжится темпом около 3% с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, в том числе, в части запуска нового инвестиционного цикла.

Традиционное повышение тарифов на коммунальные услуги произойдёт 1 июля 2022 года. Региональные власти до конца года должны утвердить цены на ресурсы для населения региона в пределах установленных кабмином предельных индексов. Правительство РФ утвердило индексы для каждого субъекта на 2022 год распоряжением от 30.10.2021 № 3073-р.

У каждого региона России своя максимальная планка роста цен на ресурсы. Самый высокий показатель роста цен на коммунальные услуги установлен, как и в прошлом году, для Чечни – 6,5%. За ней следует Санкт-Петербург с предельным индексом в 6,3%. В число «лидеров» второй год подряд попали Крым и Севастополь – там тарифы в среднем могут вырасти на 6,2%. Наименьшая планка роста цен на ресурсы для населения кабмин установил для Свердловской области (2,9%), Республики Марий Эл (3,2%) и Чукотки (3,3%). Почти в двух десятках регионов тарифы увеличатся в среднем на 3,4%.

Предельные индексы устанавливаются для тарифов на ГВС, ХВС, отопление, газо- и энергоснабжение, вывоз мусора. Утверждённый кабмином процент роста является средним показателем по региону и в целом по всем коммунальным услугам.

Как отметил зампред Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, член Экспертного совета Ассоциации «Р1» Дмитрий Гордеев, схема применения индексов при определении стоимости коммунальных ресурсов устарела. Она не учитывает инфляцию и степень изношенности сетей, необходимости в их модернизации.

Индексом-дефлятором в экономике называют показатель, который используется для составления прогноза относительно настоящей стоимости работ, товаров и услуг в определенный период времени. Говоря простым языком, это специальный расчетный коэффициент, который помогает определить, какими будут ценники в ближайшем будущем. Так, например, зная индекс-дефлятор на 2022 год для смет, можно предположить, насколько изменится стоимость того или иного изделия или группы товаров.

Здесь схема работы отличается от обычной покупки товаров или услуг. Заказчик строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации должен рассчитывать стоимость, используя проектно-сметную документацию. Основанием для нее является сметное нормирование, нормативы в котором просчитываются с учетом индекса-дефлятора. Он включает в себя и текущий период, и все последующие годы, в которые будет проводиться строительство или ремонт.

Согласно закону о закупочной деятельности, индекс-дефлятор используется в случаях, когда нужно определить начальную максимальную стоимость контракта. Принимая во внимание динамику изменения цен и отраслевые показатели, и заказчик, и подрядчик установят ту стоимость, которая будет не завышенной и не заниженной. Благодаря этому уже в процессе сотрудничества они предотвратят чрезмерные траты бюджета и претензии со стороны тех, кто будет проверять работу.

Официальные индексы цен и индексы-дефляторы

Минэкономразвития уже выдало приказ об утверждении индекса-дефлятора на 2022 год и даже на 2023. При этом были учтены множество внешних и внутренних факторов, в той или иной мере влияющих на экономику государства.

Один из упомянутых факторов — санкции, введенные некоторыми странами в отношении РФ. Из-за них падает цена на сырье и растут таможенные сборы. Ввиду этого, определяя индекс-дефлятор, экономисты создают сразу 3 варианта развития событий:

  1. Базовый. Все факторы остаются неизменными. Санкции будут такими же, как и в прошлые годы. То же самое касается и стоимости нефти. Если говорить о таможенных пошлинах, то они будут на уровне 2018 года.
  2. Благоприятный. Подразумевает отмену или ослабление санкций и ограничений. В таком случае стоимость нефтепродуктов станет больше, а таможенные пошлины снизятся.
  3. Целевой. Неблагоприятный прогноз. Оправдается при влиянии на экономику неблагоприятных факторов, например, если санкции и ограничения будут ужесточены. Нефть подешевеет до самых низких из возможных показателей, пошлины, равно как инфляция и безработица, вырастут.

Получается, что индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития показывает, как будет развиваться российская экономика при воздействии на нее различных внешних и внутренних обстоятельств.

Минэкономразвития сообщает об индексах-дефляторах на будущий год заранее. Так, данные на 2021 год были утверждены приказом от 30.10.2020 года. Вместе с приказом идет разъяснительное письмо. Строительство в этом году получило показатель, равный 105,1, нефть — 103,6, сельское хозяйство — 103,3 и т.д.

В упомянутом выше документе указаны индексы-дефляторы и на 2022 год. Прогноз был одобрен на заседании правительства, прошедшем 16 сентября 2020 года. Утвержденные цифры для некоторых сфер указаны в таблице:

2020 2021 2023
ВВП Номинальный объем (в млрд. руб.) 106974 115533 124223
Темп роста (%) 96,1 103,3 103,4
Индекс-дефлятор (%) 101,1 104,5 104,0
Продукция сельского хозяйства Темп роста 101,0 102,1 102,1
Индекс-дефлятор 99,3 102,6 103,8
Оборот розничной торговли Номинальный объем 33313 36329 38850
Темп роста 95,8 105,1 102,9
Индекс-дефлятор 103,4 103,8 103,9
Промышленность Индекс-дефлятор 101,0 104,6 104,5

Приведенные цифры говорят о том, как будет развиваться та или иная сфера по базовому сценарию. Поэтому они не окончательные и могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.

Некоторое замедление инфляция показала на минувшей неделе, с 2 по 8 ноября. Но Владимир Бессонов уверен, что по данным за одну неделю серьезные выводы делать рано. Последние несколько недель на уровень инфляции помимо основных причин влияли еще факторы сезонности и предвыборная поддержка населения. «Под конец лета темпы прироста индекса потребительских цен снижаются, а осенью, наоборот, растут по очевидным причинам. И сейчас мы переживали как раз этот сезонный рост. А у него всегда есть конец, которому как раз сейчас самое время и наступить.

Инфляция не удержалась в пределах

Отрасль экономики Индекс-дефлятор по годам
2019 2020 2021
Промышленность 103.3 102.9 103
Промышленность без топливно-энергетического комплекса 104.1 104.1 103.9
Полезные ископаемые 101.2 100.6 101
Топливно-экономические ископаемые 100.9 100.4 100.8
Уголь 104.5 104 103.7
Газ и нефть 100.5 100 100.4
Металлическая руда 104.2 102.5 102.7
Прочие ископаемые 103.2 103.3 103.3
Обрабатывающее производство 103.9 103.5 103.5
Пищевое производство 103.1 103.2 103.5
Текстиль и кожа 104.2 103.8 103.5
Древесина 105.1 104.6 104.3
Бумага 105.2 104.7 104.4
Нефтепродукты 101.3 100.1 100.6
Химические вещества к медицинским изделиям из резины и пластмассы 105.2 104.9 104.7
Неметаллическая минеральная продукция 103.9 103.7 103.6
Черная металлургия 104.2 104.7 103.7
Драгоценные металлы и ядерное топливо 106 104.5 104.1
Готовые изделия из металла 104.5 104.5 104.2
Машиностроение 105.5 105.3 105.4
Прочее производство 102.8 102.9 103.2
Электроэнергия газа и пара 105 104.2 104
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов 104 104 104
Сельское хозяйство 103.5 103.1 103.3
Растениеводство 103.7 102.9 102.9
Животноводство 103.4 103.5 103.7
Транспорт, включая трубопроводы 104.3 104.2 104.1
Инвестиции и капиталовложения 105 104.4 104.2
Строительство 105 104.8 104.5
Розничная торговля 104.2 103.5 104
Платные услуги населения 104.8 104.2 104.3

Ежегодные прогнозы Минэкономразвития Российской Федерации в области оборонной промышленности необходимы для того, чтобы планировать цены на создание и обслуживание продукции оборонного значения.

Расчетные коэффициенты помимо этого используют, чтобы определять стоимость гособоронзаказов по утилизации и предоставлению других услуг из перечня закупок.

Правительство утверждает предельные индексы повышения платы за коммунальные услуги, а региональные власти могут скорректировать это значение в меньшую сторону в конкретном муниципальном образовании. Для этого главы регионов определяют индексы для каждого населенного пункта на своей территории на следующий год.

Как правило, тарифы повышаются ровно на тот процент, который предусмотрен федеральным постановлением. Индексы ограничивают повышение платы на следующие коммунальные услуги:

  • холодное и горячее водоснабжение
  • водоотведение
  • электроснабжение
  • газоснабжение
  • отопление
  • обращение с ТКО

Точное повышение тарифа на отдельные виды коммунальных услуг могут быть ниже или выше индекса. Но при их сложении общий процент увеличение с 1 июля не должен превышать индекса. Расходы на капитальный ремонт и прочие услуги этими индексами не ограничиваются.

В первом полугодии 2022 года повышения тарифов не будет, индексация пройдет во втором полугодии 2022 года.

С 1 июля меньше всего вырастут платежи в Свердловской области (2,9 процента), Республике Марий Эл (3,2 процента) и Чукотском автономном округе (3,3 процента). Наибольшее увеличение платы пройдет в Чечне (6,5 процента), Санкт-Петербурге (6,3 процента), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2 процента).

Как узнать актуальные тарифы?
Действующие тарифы всегда публикуются на сайте комитета по тарифам вашего региона. Сайты данных учреждений мы собрали на этой странице. Достаточно выбрать свой регион, перейти на официальный сайт и найти там раздел «Тарифы» или, например, «Последние новости».

На первый взгляд это сложно. Но, к сожалению, тарифов ЖКУ достаточно много, и они могут отличаться даже для разных населенных пунктов в пределах одного района. Поэтому если вы действительно хотите получить достоверную информацию о стоимости ЖКУ в вашем регионе, то это единственный вариант.

Индекс-дефлятор – коэффициент, применяемый для прогнозирования цен на товары разных категорий и услуги в будущих периодах. Применив такой показатель, можно выяснить предполагаемую и ожидаемую стоимость чего-либо спустя некоторое время.

К сведению! Индекс-дефлятор многие путают с другим не менее важным экономическим показателем – индексом потребительских цен (ИПЦ). Но два этих коэффициента существенно различаются. Дефлятор применяется для прогнозирования, а ИПЦ – для измерения инфляции и средних уровней изменений цен на разные услуги и товары в течение отчётного периода.

Инфляция – это некий экономический феномен, который проявляется в росте цен на основные потребительские товары, обусловленном увеличением общих объёмов финансовых средств в стране. То есть фактически в государстве свободных финансов стало больше, но произошло снижение их покупательской способности, то есть частично их стоимость обесценилась: на одну и ту же сумму теперь можно приобрести товаров и услуг меньше, чем в предыдущем периоде.

На заметку! Инфляция является процессом длительным, практически непрерывным и устойчивым, поэтому её следует отличать от разового повышения цен, обусловленного каким-либо внезапно возникнувшим временным фактором (к примеру, реформой или военным конфликтом). И необязательно должна расти стоимость всех услуг и товаров: достаточно стабильного и необратимого увеличения цены определённых наименований.

Со стороны населения инфляция воспринимается как негативное явление, и это абсолютно справедливо: люди на привычные услуги и товары тратят больше, но при этом зачастую их доходы остаются прежними или же увеличиваются незначительно. Высокий уровень инфляции становится показателем кризисных экономических процессов, которые происходят в государстве.

Регулированием денежного оборота в стране и уровня инфляции занимается Центральный Банк государства (Центробанк, ЦБ). Если банк отслеживает уменьшение объёмов финансов, то запрашивает у Гознака выпуска большего количества наличности и одновременно понижает ключевую ставку, определяющую процент кредитования государства для банковских организаций.

Вследствие пониженной ключевой ставки и больших объёмов денежных средств россияне начинают брать дешевые кредиты и активно тратить личные накопления. Покупательская способность и спрос увеличиваются, неизбежно провоцируя увеличение цен. Для уменьшения инфляционного уровня ЦБ повышает ключевую ставку: банки начинают кредитовать граждан под более высокие проценты, а население уменьшает траты и экономит. Из-за низкого спроса уменьшается стоимость услуг и товаров, а инфляция соответственно замедляться.

Информация Минэкономразвития РФ

  1. Ползучей или умеренной. Рост цен не превышает 10% за год.
  2. Галопирующей или скачкообразной. Показатели годового увеличения цен варьируются от 10 до 50%.
  3. Гиперинфляцией. Рост цен очень стремительный: от 50 до нескольких сотен или даже тысяч процентов.

По характеру проявления инфляция подразделяется на открытую и скрытую, то есть подавленную. В первом случае наблюдается продолжительное увеличение стоимости услуг и товаров. При подавленной инфляции размеры заработной платы и цены жёстко контролируются государством: денег в стране остаётся столько же, но возникает товарный дефицит (такая ситуация складывалась в СССР).

Кем составляется прогнозы по уровню инфляции? Этим занимается, прежде всего, Росстат, то есть Федеральная служба статистики, являющаяся федеральным российским органом власти, ответственным за формирование официальных статистических сведений о положении государства в разных сферах, в том числе и экономической. Именно Росстат на основе показателей за прошлые отчётные периоды ежегодно составляет прогнозы, причём как краткосрочные (на будущий год), так и долгосрочные (на несколько лет вперёд).

Также экономическим прогнозированием занимается Министерство экономического развития (сокращение – Минэкономразвития). Это структурное подразделение отслеживает все происходящие в экономике России изменения, анализирует влияющие на экономическое состояние факторы, изучает бюджет, ведёт расчёты и формирует прогнозы на будущее.

Ещё прогнозы по уровню инфляции составляются и независимыми организациями, в число которых входят агентство прогнозирования экономики «АПЭКОН», исследовательский холдинг «Ромир», «X5 Retail Group». Кроме того, прогнозированием занимаются и исследовательские институты: как российские, так и зарубежные.

На заметку! Экономические прогнозы разных организаций или структурных подразделений могут несколько различаться, но, как правило, незначительно, ведь за основу берутся базовые сведения, полученные за прошедший период, то есть фиксированная определённая информация. Различия же обусловливаются разницей в ожиданиях, учётом разных факторов и степени их воздействия.

В основе вычисления уровня инфляции лежит так называемая потребительская корзина – определённый набор необходимых услуг (коммунальных и прочих), а также потребительских и непотребительских товаров (продуктов, одежды и обуви, средств и предметов личной гигиены).

В большую корзину включено порядка семисот различных услуг и товаров: от продуктов питания и коммунальных платежей до походов в развлекательные заведения, смартфонов и автомобилей. Ежегодно состав такой корзины изменяется с учётом реальных расходов российских семей и статей их бюджетов. Пересматривается и структура, ведь доли затрат на те или иные услуги и товары могут меняться. А стоимость основных позиций отслеживается статистами каждый месяц регулярно.

На уровень инфляции влияют разные факторы. Все они останутся актуальными для 2022-го года:

  • Погодные условия. Так, из-за засухи снизится урожайность, и возрастут цены на сельскохозяйственную продукцию.
  • Инфраструктура. Пример: между двумя соседними городами построили дорогу, по которой могут поставляться товары. В результате возросла конкуренция, а цены понизились.
  • Расходы на вооружение. Когда средства правительством направляются в занимающиеся оснащением ВС и армии организации, то промышленные фабрики и заводы снижают объёмы производства гражданской продукции.
  • Валютный курс. Если иностранная валюта дорожает, то закупающие сырьё за границей производители повышают стоимость конечной продукции.
  • Прогнозы. Например, если в СМИ появится информация о спрогнозированном экспертом скачке цен, то все могут начать скупать товары, и столь высокий спрос вызовет подорожание товаров.
  • Тарифы. В себестоимость большей части продукции закладываются расходы на обслуживание транспорта, электроэнергию, водоснабжение. Если всё это подорожает, то и цены неизбежно возрастут.

В учёт идут все факторы, но необязательно будет прослеживаться влияние всех сразу. А действие некоторых предугадать просто невозможно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.