Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о социальной защите населения РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обычно на начало года планируется запуск новых льгот или выплат от государства. Например, с 2018 года в России появились так называемые «путинские» выплаты, а с начала 2020-го – пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет (хотя они и выплачивались с середины года «задним числом»).
Однако на этот раз на начало 2022 года не было запланировано новых выплат – уже существующие пособия будут назначаться в прежнем режиме, но существенного расширения социальной поддержки власти пока не обещают. Так, с 2021 года в России появилось несколько новых выплат, в том числе:
- ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности до 12-й недели – в размере 50% прожиточного минимума в регионе;
- ежемесячная выплата неполным семьям на детей в возрасте от 8 до 17 лет – в размере 50% прожиточного минимума на детей в регионе;
- пересмотрен порядок выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет – теперь пособие может выплачиваться в размере 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума в зависимости от доходов семьи (ранее было только 50%).
Тем не менее, надежды на то, что в России появится что-то новое из выплат, есть. Так, в СМИ неофициально пишут о том, что на очередной ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин объявит о еще одной разовой выплате семьям с детьми – на это указывает разогнавшаяся инфляция, а также наличие свободных ресурсов в федеральном бюджете (профицит более 2 триллионов рублей). Возможно, на пресс-конференции будет объявлено и о других выплатах – но пока об этом остается только гадать.
«Начиная с 2022 года»: Минтруд меняет правила назначения выплат
Большинство социальных выплат индексируется на величину инфляции или другой установленный коэффициент, чтобы объемы помощи от государства не «съедала» инфляция. На 2022 год тоже запланировано повышение большинства соцвыплат, правда, величина повышения будет разной:
- страховые пенсии – пока намечен рост на 5,9%, однако по факту он явно будет выше. Президент распорядился повысить пенсии так, чтобы индексация была выше инфляции, а рост цен на данный момент достигает 8% (то есть, индексация будет еще больше);
- социальные пенсии – с 1 апреля 2022 года вырастут на 7,7%;
- ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам – вырастут ориентировочно на 5,8% с 1 февраля 2022 года. Однако окончательный коэффициент индексации утверждается в январе, поэтому он тоже может быть выше;
- материнский капитал – изначально его обещали повысить на 4% с начала года, но потом было решено повысить его на величину фактической инфляции 2021 года в первых числах января 2022-го;
- «путинские» выплаты, пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет, неполным семьям с детьми от 8 до 17 лет, а также беременным женщинам за раннюю постановку на учет по беременности – все это вырастет в зависимости от роста прожиточного минимума в регионах. По новой методике прожиточный минимум в регионах рассчитывается от общефедерального значения и двух коэффициентов (региональный и коэффициент, зависящий от категории пенсионера). Так как прожиточный минимум в целом по России вырастет с 11 653 до 12 654 рублей, стоит ожидать повышения детских пособий примерно на 8,6% в 2022 году;
- минимальная оплата больничного будет рассчитываться, исходя из МРОТ в размере 13 890 рублей (412,65 рублей за день больничного), а максимальная вырастет до 2572,6 рублей в день;
- минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет вырастет с 7083 до 7493 рублей, а максимальное – с 29600 до 31282 рублей в месяц;
- максимальное пособие по безработице вырастет с 12 130 рублей до 12 792 рублей.
Несмотря на то, что большинство выплат индексируются, некоторые все же остаются неизменными. Например, никак не вырастет сумма разовой субсидии на оплату ипотечного кредита многодетным семьям – она по-прежнему будет составлять 450 тысяч рублей, а также не изменится и величина ежемесячных компенсационных выплат по уходу за пожилым человеком или инвалидом I группы, выплата и дальше составляет 1200 рублей (по уходу за ребенком-инвалидом – 10 тысяч рублей, и тоже без изменений).
Особая мера поддержки – «Пушкинская карта» – позволяет молодежи ежегодно потратить определенную сумму на посещение музеев и театров. Если в 2021 году на нее зачислялось 3000 рублей (так как действовала она не с начала года), то в 2022-м школьники и студенты получат по 5000 рублей, потратить которые можно на посещение культурных заведений.
Однако выплаты повышаются, хоть и медленно, но каждый год, тем не менее, в 2022 году ожидаются изменения в процедурах выплат, а также в перечне тех, кто может на них претендовать.
В последние пару лет социальные выплаты в России стали более адресными – так, все пособия, начиная с выплаты беременным женщинам и заканчивая пособиями неполным семьям на детей до 17 лет, выплачиваются с учетом материальной обеспеченности семьи. Это означает, что у семьи должны быть доходы ниже определенного уровня, чтобы она могла претендовать на выплаты, а по некоторым – есть имущественный ценз и правило нулевого дохода.
Едва ли не больше всего нововведений касается не самих пособий или оснований для их назначения, а порядка и процедуры оформления выплат. Политика государства такова, что многие уже сейчас назначаются по одному заявлению на Госуслугах (все данные чиновники собирают сами), а функции оператора передают на один государственный орган.
Этим оператором, судя по всему, станет Пенсионный фонд России. С 2022 года в его ведение передаются сразу несколько видов выплат, в частности:
- пособия гражданам, имеющим детей (но которые по какой-то причине не подлежат обязательному социальному страхованию). То есть, пособие по беременности и родам, единовременное пособие по рождению ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплаты беременным женам и на детей военнослужащих-срочников будет выплачивать не органы соцзащиты, а ПФР – но только тем, кто официально не работает и не вправе получать выплаты от ФСС;
- компенсация страховой премии по ОСАГО инвалида;
- выплаты и компенсации тем, кто подвергался воздействию радиации;
- компенсации репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам.
До настоящего времени эти выплаты (а их получает более 2 миллионов граждан) нужно было оформлять через органы социальной защиты на местах и подразделения Роструда. Это слишком сложно и утомительно – везде свои правила, и обычно заявителям приходилось собирать массу документов. С переводом всех этих выплат в Пенсионный фонд они будут назначаться по единым правилам и по единому механизму на территории всей России.
Кроме того, продолжается внедрение системы социального казначейства и беззаявительное назначение отдельных выплат. Так, с 2022 года пособие по беременности и родам, а также единоразовое пособие по рождению ребенка будут назначаться проактивно – то есть, без заявления. Так, механизм был уже опробован – в России уже почти все регионы перешли на электронные больничные, а материнский капитал женщина получает автоматически после рождения ребенка.
А еще с 2022 года в России пенсии по инвалидности будут назначаться без заявлений – ПФР получит данные из федерального реестра инвалидов и автоматически назначит пенсию в течение 5 рабочих дней.
С 2022 года все больничные листы будут оформляться только в электронном виде, а пособия по ним начисляться автоматически. Беззаявительный порядок также распространится на выплаты пособий по беременности и родам и при рождении ребёнка. Для того чтобы этот механизм заработал, Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил новые правила взаимодействия государственных учреждений и работодателей с Фондом социального страхования (ФСС).
Пособия, как и прежде, будут выплачиваться напрямую из Фонда соцстрахования, только теперь гражданам не придётся подавать для этого никаких заявлений и документов. Сведения о размере заработной платы, уходе в отпуск по беременности и родам будут поступать в ФСС от работодателя, а о факте рождения ребёнка – из информационной системы ЗАГС.
С января 2022 года ПФР будет предоставлять новые выплаты
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
(с изменениями на 14 сентября 2021 года)
(в ред. приказов комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 28.01.2021 N 124, от 20.05.2021 N 910, от 14.09.2021 N 1919)
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 28.12.2020 N 834-п «О мерах по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации в 2021 — 2022 годах» приказываю:
1. Утвердить Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 — 2022 годах.
2. Утвердить прилагаемые типовые формы:
заявление (приложение N 1);
лист собеседования (приложение N 2);
акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи (одиноко проживающего гражданина) (приложение N 3);
отчет гражданина о выполнении программы социальной адаптации (приложение N 4);
социального контракта (приложение N 5);
программы социальной адаптации (приложение N 6).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2021 г. и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета
Л.Ю.ЗАБОТИНА
1.1. Настоящий Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 — 2022 годах (далее — Порядок) разработан в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 28.12.2020 N 834-п «О мерах по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации в 2021 — 2022 г.» и регламентирует предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее именуется — социальная помощь на основании социального контракта) гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
1.2. Получателями социальной помощи на основании социального контракта в Волгоградской области являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Волгоградской области и относящиеся к категории малоимущие семьи и (или) малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.
Место жительства получателя социальной помощи на основании социального контракта устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
1.3. Социальная помощь на основании социального контракта не предоставляется гражданам, находящимся на полном государственном обеспечении и (или) проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
1.4. Предоставление социальной помощи на основании социального контракта производится по месту жительства заявителя в соответствии с решением государственного казенного учреждения — центра социальной защиты населения (далее — центр социальной защиты населения).
1.5. Порядок расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина и учет доходов для предоставления социальной помощи на основании социального контракта, совокупный и среднедушевой доход семьи определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
В состав семьи заявителя включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
1.6. Распределение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется комитетом социальной защиты населения Волгоградской области на основании показателей, установленных пунктом 28 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 N 2394 «О внесении изменений в Приложение N 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»:
по мероприятию, указанному в подпункте «а» пункта 4.1 настоящего Порядка, не менее 20 процентов общей численности получателей;
по мероприятию, указанному в подпункте «б» пункта 4.1 настоящего Порядка, не менее 30 процентов общей численности получателей;
по мероприятию, указанному в подпункте «в» пункта 4.1 настоящего Порядка, не более 20 процентов общей численности получателей;
2.1. Социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на основании заявления гражданина либо его представителя.
2.2. Заявление подается в центр социальной защиты населения либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства заявителя.
Одновременно с заявлением представляются документы, указанные в разделе 3 настоящего Порядка.
Гражданин указывает в заявлении сведения о проживающих совместно с ним членах семьи.
2.3. В заявлении гражданина о предоставлении ему социальной помощи на основании социального контракта указывается согласие на обработку его персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие согласие совершеннолетних членов семьи заявителя или их законных представителей на обработку персональных данных (при наличии таких лиц).
2.4. Решение о предоставлении социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в ее предоставлении принимается центром социальной защиты населения не позднее чем через 10 дней со дня обращения заявителя, за исключением случаев, указанных в абзаце 2 настоящего пункта.
В случаях, когда члены семьи заявителя имеют разные адреса регистрации на территории Волгоградской области, а также в случаях, указанных в абзаце 24 пункта 3.4 настоящего Порядка, центром социальной защиты населения проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) представленных заявителем сведений о составе семьи, фактическом месте проживания членов семьи, доходах и о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения заявителя.
Обследование материально-бытовых условий проживания заявителя проводится комиссией центра социальной защиты населения при осуществлении мероприятий, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» пункта 4.1 настоящего Порядка. Порядок деятельности комиссии, осуществляющей обследования материально-бытовых условий проживания заявителя, и ее состав утверждаются приказом центра социальной защиты населения. По результатам обследования составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания заявителя, который подписывается членами комиссии, проводившей обследование, и заявителем.
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 20.05.2021 N 910)
2.5. О принятом решении заявитель уведомляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной помощи на основании социального контракта. В решении об отказе в назначении социальной помощи на основании социального контракта указываются основания для отказа.
2.6. В предоставлении социальной помощи на основании социального контракта отказывается в случае:
несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка;
представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений и документов о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
несоответствия или невыполнения заявителем условий предоставления социальной помощи на основании социального контракта, установленных действующим законодательством;
- Законы Костромской области
- Постановления администрации Костромской области
- Постановления губернатора Костромской области
- Распоряжения администрации Костромской области
- Распоряжения губернатора Костромской области
- Приказы департамента ТСЗН
- НПА 2017
- Прокуратура информирует
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» | 26.12.2008 | 294-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» | 24.04.2008 | 48-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» | 16.04.2001 | 44-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» | 21.12.1996 | 159-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»(в ред. от 24.04.2020) | 05.04.2003 | 44-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 27.12.2018) | 17.07.1999 | 178-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в ред. от 24.04.2020) | 28.12.2017 | 418-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 27.12.2019) | 27.07.2010 | 210-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 31.12.2017)
|