Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поставщик фирма однодневка ответственность в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
«Фирма-однодневка» — юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью и ведёт деятельность, нацеленную на уклонение от уплаты налогов или хищение государственных средств. Несмотря на то что этот термин отсутствует в законодательстве, он широко используется в контролирующих органах.
«Фирмы-однодневки» называют также «короткоживущими предприятиями». Срок существования таких организаций крайне мал — 1–2 года. Такой срок жизни обусловлен тем, что к моменту проявления интереса у ФАС, мошенники нелегально её ликвидируют.
Часто происходят ситуации, когда организации создают на людей, которые теряют свои паспорта. Существуют даже нелегальные площадки, на которых продают компании-однодневки, оформленные на людей, которые ничего об этом не подозревают.
» data-prop.id=»1360″>
«Фирмы-однодневки»: кто попадает под подозрение ФНС
-
Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год
952 0
Общие риски
По оценке руководителя комитета по защите прав потребителей в сфере культуры и спорта в Объединении потребителей России Екатерины Лариной, деятельность таких фирм, как правило, направлена на обналичивание или вывод в офшоры денежных средств. Деловой контакт с такой фирмой грозит целым рядом рисков, связанных с хозяйственной деятельностью.
Так, руководитель отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing Ирина Аношина выделяет следующие риски для случаев, когда однодневка является поставщиком:
- риск признания договора недействительным;
- непоставка товара, неоказание услуг, невыполнение работ;
- несоблюдение сроков исполнения договора;
- ненадлежащее качество товаров, работ или услуг;
- невозврат перечисленного аванса;
- поставка товара, имущества, находящегося в залоге;
- риск потери репутации у клиента.
Также она не исключила, что компании, которая работает с однодневкой, могут быть выдвинуты обвинения в участии в коррупционных схемах и в отмывании денежных средств.
Кроме того, из наиболее острых встречаемых на практике рисков руководитель проектов Налоговой практики юридической фирмы VEGAS LEX Юрий Иванов выделил невозможность нести гарантийные обязательства по выполненным работам и поставленным товарам. Он добавил, что взаимодействие с подобными фирмами несет риск дальнейшего интереса со стороны МВД России и Следственного комитета РФ как по налоговым преступлениям, так и по иным составам: за незаконную банковскую деятельность (по существу за обналичивание денежных средств), за незаконное образование юридического лица, за подделку документов и так далее. Такой интерес может ограничиться запросом документов, отметил эксперт. Но если он приведет к обыскам, выемкам и допросам, это фактически парализует деятельность компании на неопределенный период.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
Под опасностью при работе с фирмами однодневками находятся не только организаторы схемы по уклонению от уплаты налогов, но и все партнеры однодневки.
Если фирму обвинят в уклонении от уплаты налогов, недействительными могут стать все расчеты с этой фирмой. Налоговики пересчитают налоговые обязательства и потребуют от всех участников схемы, доплатить налоги.
Участники сделок должны будут уплатить недоимки, пени и штрафы, до 40% от суммы неуплаченных обязательств в бюджет в соответствии по статьей 122 НК РФ.
К финансовым потерям добавляются еще и риски потерять деловую репутацию. Компания, которая была партнером однодневки, может попасть в реестр недобросовестных компаний.
Фирмы-однодневки: как выявить опасного контрагента?
В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 года по делу № А53-32464/2016 в качестве доказательства надежности контрагента выступило другое судебное решение. Проверяя налогоплательщика, ИФНС углядела в его сделках связи с однодневками. Однако сгоряча к разряду таковых проверяющие отнесли вполне добропорядочных партнеров организации. Подтверждая их надежность, компания представила доказательства своего долгосрочного с ними сотрудничества. Кроме того, их добросовестность ранее уже была подтверждена судом в других разбирательствах.
Похожая ситуация сложилась и в другом деле, в отношении которого вынесено постановление АС Поволжского округа №Ф06-30805/2018 от 03.04.2018 года по делу №А12-17016/2017.
Иногда налогоплательщики придерживаются такой тактики: доказывают, что сделка была, поскольку закупленные товары были ей нужны для осуществления деятельности. И главное — показывают, что эти товары действительно использовались для дела: были реализованы или пошли в производство. Причем в качестве доказательства целесообразно представить не только документы, но и показания сотрудников — как собственных, так и контрагента, поставившего спорные точки зрения ИФНС товары.
Приведем пример — постановление АС Поволжского округа №Ф06-28668/2017 от 13.02.2018 года по делу № А12-10631/2017. ИФНС подозревала компанию в приобретении продуктов у недобросовестных поставщиков. Однако налогоплательщику удалось доказать, что приобретенный товар — овощи и фрукты — были поставлены в торговые сети.
Хорошо, если удастся привлечь к разбирательству организацию или ИП, которые осуществляли поставку спорному контрагенту товаров, впоследствии попавших к налогоплательщику. В судебной практике последнего времени есть пример, как это смогло перевесить чашу весов на сторону компании (постановление АС Уральского округа №Ф09-197/18 от 15.02.2018 года по делу №А76-31970/201).
ИФНС обвинила налогоплательщика в работе с лишним посредником. Однако поставщик этого посредника рассказал суду, что он является их региональным представителем и работает добросовестно. Факт сотрудничества подтверждался договорами об организации поставок и дилерским соглашением. В итоге суд признал решение ИФНС недействительным.
Надо признаться, выглядит довольно странно, когда сотрудники компании слово в слово повторяют обстоятельства, имевшие место 2-3 года назад. Подспудно возникает мысль, что дело тут вовсе не прекрасной памяти, а в тщательной подготовке.
Между тем суды признают: забыть обстоятельства, которые произошли 3 года назад, вполне нормально. Примером может служить постановление АС Уральского округа №Ф09-1549/18 от 03.04.2018 года по делу №А76-18751/2016. В нем судьи сослались на то, что с момента сделки прошло более 3 лет, поэтому участники и путаются в показаниях. Арбитры решили, что это не говорит о нереальности сделки.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
Помимо рассмотренных выше форм ответственности поставщика дополнительно может быть предусмотрена уплата неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Важно подчеркнуть, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Статья 331 ГК РФ определяет, что соглашение о неустойке составляется в письменной форме независимо от формы основного обязательства, иначе соглашение о неустойке недействительно.
Неустойка за недопоставку или просрочку поставки взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество ТМЦ в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или соглашением (ст. 521 ГК РФ).
Данная норма интересна тем, неустойка со стоимости недопоставленных в предыдущем периоде ТМЦ взыскивается вторично, если они не переданы приобретателю. Это обусловлено тем, что количество товаров, не переданное в предыдущем периоде, прибавляется к ТМЦ, которые должны быть переданы в следующем периоде (в следующий частный срок), и с этого количества при невыполнении обязательства начисляется неустойка.
При этом надо понимать, что указанная неустойка взыскивается с поставщика вне зависимости от того, есть ли условие о неустойке в договоре поставки. Это так называемая «законная» неустойка (ст. 332 ГК РФ).
Ответственность за нарушение договора поставки предусмотрена и для покупателя. Он обязуется принять и оплатить ТМЦ. Принять товар — значит совершить действия, которые необходимы для обеспечения передачи и получения соответствующего имущества. Когда покупатель в нарушение закона не принимает поставку или отказывается ее принять, продавец вправе потребовать принять поставку или отказаться от исполнения договора (ст. 484 ГК РФ).
Статья 54.1 НК РФ содержит три условия для уменьшения суммы налогов:
-
налогоплательщик не допустил искажений в бухгалтерской и налоговой отчётности;
-
обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.);
- снижение размера налоговых обязательств не является основной целью сделки.
Соблюдение этих правил в схематичном виде выглядит следующим образом:
Под «искажением» ФНС понимает:
-
Отражение в отчётности нереальных операций;
-
Отражение операций, имеющих иной действительный экономический смысл, нежели тот, который «указан» в отчётности.
Реальность имеет ключевое значение и потому выступает первым тестом, проводимым ИФНС при оценке операций налогоплательщика. Если сделка в действительности не исполнялась, а лишь имела место на бумаге, учесть её в целях налогообложения нельзя, независимо от результатов других тестов.
Второй аспект искажения заключается в выявлении действительного экономического смысла операции. То есть необоснованную налоговую выгоду получают не только учитывая нереальные сделки, но и выдавая одни за другие. Например, под видом займа предоставляют невозвратные инвестиции, учитывая при этом начисленные проценты в расходах. В этом случае налоговые последствия корректируются путём переквалификации сделки в соответствии с её реальным экономическим смыслом. То есть заём условно переведут во вклад в имущество, который не подразумевает начисление процентов, а значит и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
Не оставила ФНС без внимания и ситуацию взаимодействия с контрагентами, оптимизирующими НДС, не подходящими под определение технической компании. Это, например, компания, которая ведёт реальную предпринимательскую деятельность, но сама пользуется услугами технических контрагентов для оптимизации налогов. Либо компания, которая формально имеет необходимые ресурсы, но встраивается в цепочку сделок для переноса налоговых рисков с основной компании.
Последствия неуплаты налога такими компаниями могут быть переложены на налогоплательщика при условии, что он знал о нарушениях своего контрагента.
Для доказывания факта осведомлённости, налоговая служба в первую очередь рекомендует устанавливать подконтрольность таких контрагентов налогоплательщику либо согласованность действий с ними. Здесь имеет место попытка пресечь создание подконтрольных буферных компаний, наделённых необходимыми ресурсами, которые аккумулируют на себе риски взаимодействия с техническим контрагентами.
Статья 54.1 указывает, что основой целью сделки не может быть экономия на уплате налогов. В своих разъяснениях ФНС предлагает механизм определения основной цели через постановку вопроса: а совершил бы налогоплательщик такую сделку, если бы налоговые преимущества ему не были бы предоставлены?
В целом, новизны в этом подходе нет. Мы не раз указывали, что гарантией налоговой безопасности является понятная деловая цель, которая должна превалировать над налоговым эффектом.
Однако, анализируемое письмо не просто говорит о необходимости деловой цели, оно повышает требования к ней. Так налоговая служба указывает на необходимость оценки конкретной операции и её деловой цели в совокупности с другими операциями налогоплательщика. То есть сама по себе операция может иметь понятную деловую цель, однако, её сопоставление с другими операциями указывает на то, что выполнена она была преимущественно для получения налогового эффекта.
ФНС выделяет три признака искусственного дробления:
-
отсутствие реальной самостоятельности субъектов группы, в том числе контроль финансовых потоков налогоплательщиком и отсутствие нормальных предпринимательских расходов;
-
использование общих работников и других ресурсов;
-
искусственное разделение единого производственного процесса, включая выполнение хоть и разных, но неразрывно связанных между собой процессов (видов деятельности), направленных на получение общего результата.
Ранее налоговый орган уже выделял данные признаки в числе прочих (См. Письмо ФНС РФ от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@.), новые разъяснения акцентируют внимание на, так называемых, «снайперских» признаках, выявление которых практически гарантирует победу инспекции в суде.
Ещё один важный комментарий касается порядка определения суммы доначислений при выявлении искусственного дробления.
ФНС указывает, что при определении налоговых обязательств, будут учитываться не только совокупные доходы объединяемой группы, но и соответствующие расходы, уплаченный поставщикам НДС и суммы налогов, оплаченные в рамках применения спецрежимов. То есть в зачёт пойдёт всё то, что реально было уплачено.
Такая позиция поможет исключить возможные споры с зачетом и возвратом уплаченных налогов, в том числе теми налогоплательщиками, которые признаны несамостоятельными и подконтрольными по результатам претензий в искусственном дроблении бизнеса.
В Налоговом кодексе отсутствуют такие понятия, как фирмы-однодневки, фирмы-прокладки и т. д., поэтому в работе налоговой службы подобная терминология не используется.
Чтобы обозначать такие организации ФНС ввело новый термин – «техническая компания», под которым подразумевают организацию не ведущую реальную деятельность и не выполняющую налоговые обязательства по сделкам, оформленным от их имени.
В ряде случаев существует возможность доказать реальность сделки, даже если ФНС считает, что контрагент имеет все признаки фиктивности. Именно таким путем пошло руководство ЗАО «СПТБ Звездочка», чей случай стал каноническим в судебной практике.
Фирма приобрела материалы, стоимостью 2,6 млн. рублей. Для данного предприятия такая сделка не считалась крупной, поэтому детальной проверки контрагента руководство не провело. Однако инспекторы посчитали поставщика техническим, поскольку у предприятия отсутствовали собственные технические средства, управленческий и вспомогательный персонал.
В данном случае суд встал на сторону ЗАО, посчитав, что необязательно проводить проверку каждого поставщика при незначительных сделках. Такое положение закреплено в определении ВС РФ № 307-ЭС19-27597 от 14 мая 2020 года.
Если реальность сделки может вызвать сомнения у фискальных органов, следует собрать доказательства того, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.
Тем более, что теперь, после изменения законодательства, появилась возможность оформить налоговую реконструкцию.
Сразу стоит отметить, что возможность реконструировать налоги – занятие не из легких.
Расходы и вычеты НДС будут сняты в том случае, если сотрудниками фискальной службы будет установлен формальный документооборот и обналичка по договору, но при этом налогоплательщик не предоставит доказательства выполнения обязательств по сделке.
Если инспекторам удастся доказать, что компания знала, или должна была знать, о заключении сделки с фирмой-однодневкой, то тут возможно только два иных варианта.
- В случае определения реального поставщика будет проведена реконструкция в части наценки. Налоговая инспекция позволит учесть расходы, потраченные на уплату налога на прибыль и вычеты по НДС. Однако только по документам реального поставщика.
- Если не удалось выявить реального поставщика, то вычеты по НДС будут сняты, но можно будет учесть расходы по налогу на прибыль. Для установления их размера необходимо будет привлечь эксперта-оценщика, либо доказать соответствие цен рыночным, на основе закупок, не вызвавших нареканий фискальной службы.
И хотя сегодня реконструкция налогов нормативными документами еще не предусмотрена, а будет задействована лишь после согласования всех документов в Министерстве финансов – практика такой реконструкции уже имеет место в налоговом поле РФ. Обнадежить может и тот факт, что зачастую судья встает на сторону предприятий, решая споры с налоговой службой в пользу предпринимателей.
\n
Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.
\nОсобенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).
\nНа текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.
\nИнтересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.
\nОднако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.
\nВ положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?
\nВо-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.
\nВо-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.
\n
В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.
\nВо второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).
ФНС подготовила инструкцию по борьбе с фирмами-однодневками
В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.
Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).
Для начала узнаем, откуда исходит уверенность в том, что вести предпринимательскую деятельность в форме ООО финансово безопасно? Статья 56 Гражданского кодекса РФ гласит, что учредитель (участник) не отвечает по обязательствам организации, а организация не отвечает по его долгам. Именно поэтому на вопрос: «Какую ответственность несёт учредитель ООО?» большинство отвечает – только в пределах доли в уставном капитале.
Действительно, если компания платёжеспособна и вовремя рассчитывается перед государством, работниками и партнёрами, то нельзя привлечь собственника к оплате счетов фирмы. Созданная организация выступает в гражданском обороте как самостоятельное лицо, и сама отвечает по собственным обязательствам. В результате создаётся ложное впечатление полного отсутствия ответственности собственника ООО перед кредиторами и бюджетом.
Однако ограниченная ответственность общества действует, только пока существует само юридическое лицо. А вот если ООО признаётся банкротом, то участников могут привлечь к дополнительной или субсидиарной ответственности. Правда, надо доказать, что к финансовой катастрофе компании привели именно действия участников, но ведь кредиторы, желающие вернуть свои деньги, приложат для этого все усилия.
Статья 3 закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ: «В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников на указанных лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».
Субсидиарная ответственность не ограничена размером уставного капитала, а равна размеру долга перед кредиторами. То есть, если фирма-банкрот должна миллион, то его и взыщут с учредителя ООО в полном размере, несмотря на то, что в уставный капитал он внёс только 10 000 рублей.
Таким образом, понятие ограниченной ответственности в пределах уставного капитала имеет отношение только к организации. А участник может быть привлечен к неограниченной субсидиарной ответственности, что в финансовом смысле уравнивает его с индивидуальным предпринимателем.
ФНС России гордится высокой собираемостью налогов в казну. Не будем сейчас обсуждать правомерность методов работы налоговиков, просто признаем, что с ними шутки плохи. Это с частными кредиторами можно договориться о списании части долга или реструктуризации выплат, а с бюджетом критической будет уже сумма задолженности свыше 300 000 рублей.
Ответственность учредителя по долгам юридического лица перед государством тоже прописана в законе.
Статья 49 НК РФ: «Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена участниками указанной организации».
Если размер задолженности по налогам превышает 300 000 рублей, а срок погашения более 3 месяцев, то организация находится в зоне риска. Надо предпринять все меры для выплаты долга или заявить о признании ООО банкротом, иначе это сделает налоговая инспекция, но уже с требованием признать виновными руководителя и/или учредителей.
Попытки вывести активы из организации, чтобы не платить недоимку по налогу, тоже ни к чему хорошему не приведут. К примеру, в деле № А07-7955/2009 арбитражный суд Республики Башкортостан привлек учредителей к субсидиарной ответственности при следующих обстоятельствах.
Общество, имея задолженность по налогам в сумме 675 тысяч рублей, перевело все свои активы в другую организацию, созданную этими же лицами. Участники полагали, что при отсутствии средств на уплату налога и признании общества банкротом обязательства юридического лица прекращаются. Однако налоговая инспекция, подав иск, доказала вину собственников компании в образовании недоимки и взыскала долг из их личных средств.
Конечно, привлечь учредителя ООО по долгам его компании сложнее и дольше, чем индивидуального предпринимателя, ведь процедура банкротства достаточно длительна. Однако с 2015 года у налоговых инспекторов появился ещё один инструмент взыскания – в рамках возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ.
Так, в определении ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 суд признал ответственным руководителя и единственного владельца за неуплату НДС в крупном размере и подтвердил законность взыскания с физического лица ущерба государству в размере неуплаченной суммы налога. Это решение, по сути, стало судебным прецедентом, после которого все подобные дела рассматриваются проще и быстрее. Учредитель же, кроме обязанности выплаты самого долга, получает ещё и судимость.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
\r\n\r\n
Начнем с проверок потенциальных контрагентов. Здесь судьи отметили, что ИФНС часто подменяет понятия. Вместо того, чтобы установить факт проявления организацией осмотрительности при выборе контрагента, налоговики выявляют изъяны в эффективности и рациональности хозяйственных решений, принятых налогоплательщиком. Именно так, по мнению высокого суда, следует квалифицировать претензии налоговых органов о том, что налогоплательщик при заключении сделки не запросил данные о складах, транспорте, сотрудниках контрагента, а ограничился лишь проверкой сведений по ЕГРЮЛ и сверкой паспортных данных руководителя.
Начнем с проверок потенциальных контрагентов. Здесь судьи отметили, что ИФНС часто подменяет понятия. Вместо того, чтобы установить факт проявления организацией осмотрительности при выборе контрагента, налоговики выявляют изъяны в эффективности и рациональности хозяйственных решений, принятых налогоплательщиком. Именно так, по мнению высокого суда, следует квалифицировать претензии налоговых органов о том, что налогоплательщик при заключении сделки не запросил данные о складах, транспорте, сотрудниках контрагента, а ограничился лишь проверкой сведений по ЕГРЮЛ и сверкой паспортных данных руководителя.
Гражданский кодекс Российской Федерации, рассматривая вопросы поставок по соответствующим договорам, не дает разъяснений, что именно считается недопоставкой. Тем не менее покупатели, к сожалению, нередко встречаются с этим явлением на практике. Суды накопили достаточно прецедентов, связанных с недопоставками, поэтому сложилось следующее ее определение.
Не всегда заказ от поставщика должен прибыть к покупателю одномоментно. Ст. 508 ГК РФ разрешает разбивать доставку на партии, оговаривая размеры и сроки доставки каждой из них. Если сроки специально не оговорены, по умолчанию за период принимается месяц. Как в таких ситуациях быть с недопоставкой, обнаруженной в одной из партий? Закон рекомендует правила (ст. 511 ГК РФ), но стороны в договоре могут их изменить и установить свою процедуру:
- Если одна из первых партий поставки оказалась с недостачей, поставщик должен восполнить ее в одной или нескольких следующих партиях.
- Если не предусмотрено иного, недостачу нужно восполнить до истечения действия договора поставки, иначе к недопоставке добавится срыв сроков.
- Если поставщик восполнил недопоставку после окончания установленного срока, он не вправе требовать за это оплату и даже обязан вернуть покупателю предоплату, если таковая была вручена.
- Если товар доставлялся сразу нескольким получателям и в одной из партий обнаружилась недопоставка, она не перекрывается «лишним» товаром, отгруженным другому покупателю – восполнять недопоставку придется тому адресату, с кем был заключен договор и кому именно товар «недовезли» (п. 2 ст. 511 ГК РФ).
Если выявлена и зафиксирована недопоставка, поставщик оказывается виновным в ненадлежащем исполнении договора и к нему может быть применена одна из форм имущественной ответственности:
- возмещение покупателю нанесенных убытков;
- выплата предусмотренной договором неустойки;
- при оплате товара авансом – взыскание процентов.
Кто отвечает за нарушение договора поставки
Новый специальный налоговый режим для малого бизнеса будут «обкатывать» в тестовом режиме с 1 июля 2022 года – в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.
АУСН подходит компаниям и ИП с доходом не более 60 млн руб. с начала года и численностью работников не более пяти человек.
Что же касается ставок налога, то они такие:
- 8 процентов – «доходы»;
- 20 процентов – «доходы минус расходы».
Можно сразу выделить сразу несколько плюсов и минусов новой системы АУСН. При этом, заметим, что “плюсы” сейчас широко рекламируются в СМИ, а о “минусах” обсуждений мало:
Плюсы АУСН Минусы АУСН Не надо заполнять налоговую декларацию и книгу учета Счет можно открыть только в банке из списка ФНС Не надо сдавать отчетность по взносам и НДФЛ Зарплата только безналичная Не надо платить взносы Платежи по налогу — ежемесячные Не надо вести бухучет Лимиты доходов и численности меньше, чем на упрощенке Можно не опасаться выездных проверок Ставки налога выше, чем на упрощенке Казалось бы – прекрасные условия! Однако есть целый ряд НО, которые ограничивают применение АУСН. Так, например, у организаций остаточная стоимость основных средств по данным бухучета не должна превышать 150 млн руб., а доля участия других организаций – не более 25 процентов. Кроме того нельзя:
Что нельзя на АУСН Комментарий Выдавать зарплату сотрудникам наличными или безналом, но через небанковские кредитные организации Можно забыть про переводы на карту или по номеру телефона Выплачивать доходы, облагающиеся НДФЛ по любым ставкам, кроме 13-процентной, доходы в натуральном виде или доходы, при которых возникает матвыгода Допускается только «обычная» зарплата до 5 млн. рублей в год Нанимать нерезидентов и работников с правом на досрочную пенсию Не получится работать с иностранцами и работниками, которые претендуют на досрочную пенсию Применять другие режимы Нельзя совмещать, например, УСН и АУСН Иметь филиалы и обособленные подразделения Откроете филиал или «обособку» – утратите право на АУСН Также АУСН не подходит для КФХ, НКО, унитарных предприятий и частнопрактикующих лиц – нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков и т. д. Нельзя работать с ценными бумагами, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, оказывать кредитные и финансовые услуги, быть участником договора простого товарищества.
Итак, существует целый ряд ограничений на применение АУСН. Но расстраиваться не нужно. Оказывается, что для многих компаний и ИП новый режим АУСН вообще не выгоден. Много ситуаций, когда налог по АУСН оказывается почти в 2 раза больше, чем на обычной «упрощенке».
Закон не дает определения фирмам-однодневкам. Но сам термин в предпринимательской лексике встречается постоянно. До сих пор в строительных и банковских сферах использование подобных компаний является нормой.
Между тем результат работы с однодневкой может быть очень печальным – от доначисления всевозможных налогов вплоть до уголовной ответственности директора.
В общепринятом смысле под фирмой-однодневкой понимают юридическое лицо, созданное не для предпринимательской деятельности и не обладающее самостоятельностью.
В начале 2016 года ФНС вынесла приказ, где перечислены все признаки фирмы-однодневки. В нем порядка 10 показателей. Жесткая проверка необходима, чтобы все фиктивные организации исключить из списка ЕГРЮЛ. До этого было непонятно как налоговики должны были их проверять.
По данным ФНС до 1 мая в Российской Федерации было зарегистрировано около 5 млн компаний, из них 20 % не сдают налоговую отчетность больше года. За прошлый 2015 год из реестра исключили 3 % юридических лиц. Сильный контроль способен сделать реестр максимально достоверным.
Последствия за создание фиктивных компаний ложатся на плечи номинального директора и номинального учредителя.
Ответственность директора за создание фирмы-однодневки зависит от ситуации. Наказание может быть в виде административного штрафа или уголовной ответственности.
Также не исключается ответственность учредителя за фирму-однодневку. Он может привлекаться за фальсификацию, указание ложных данных при регистрации и незаконное образование юридического лица. Это регулируется статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.
Ответ на вопрос: для чего фирма-однодневка может быть нужна бизнесу, очень прост. Главное назначение большинства фирм-однодневок – это снижение налогового бремени и возможность получения дополнительных неучтенных денежных средств, которые можно пустить в оборот. Жизнь рядового российского предпринимателя никогда не была легкой.
С момента появления в России предпринимательства как такового, постоянное увеличение налогового бремени, появление все новых и новых взносов, обязательных платежей и т.д., не говоря уже про их интенсивный рост от года к году, научили бизнес реагировать соответствующим образом.
Стоит понимать, что для бизнеса это не столько вопрос получения дополнительной прибыли для обогащения, сколько вопрос выживания. Быть абсолютно «честным» малому или среднему предприятию, который составляет основу нашей экономики, невозможно. Как показала практика, честный предприниматель быстро заканчивает свою деятельность банкротством. Отдавая практически все заработанное государству, не получаешь не только желанной прибыли, но и даже оборотных средств. Теряется сам смысл существования бизнеса.
Какой выход? Вывод напрашивается сам собой – использование серых схем, самой лучшей и доступной из которых является фирма-однодневка. Именно фирма-однодневка стала для бизнеса простым решением сложных проблем.
Я не хочу сказать, что фирма-однодневка явление сугубо позитивное. Как уже отмечено, использование фирм-однодневок для снижения налогового бремени – это цель большинства бизнесменов, но не всех. Всегда будут существовать те, кто найдет и другой способ применения, а именно: заработать любой ценой. Количество тех, кто пострадал от действий недобросовестных контрагентов очень велико.
Хочется привести цитату к.э.н. Грушина А.В., который отметил, что принятие тех или иных мер, направленных на борьбу с фирмами-однодневками, необходимо сочетать со снижением уровня налогового бремени. Оптимальным подходом для определения уровня налоговой нагрузки является моделирование бизнеса компаний различного размера, в разных регионах и отраслях экономики. Налоговое бремя должно быть посильным и не приводить к банкротству компаний.
Действия государства должны быть направлены в первую очередь на создание таких условий функционирования бизнеса, которые не вынуждали бы искать «дыры в заборе». А вот борьба с «кидалами» должна быть действительно жесткой.
Обеспечение закупок — это финансовое подтверждение того, что в случае победы поставщику хватит ресурсов выполнить работу. Обычно он предоставляет денежные средства или банковскую гарантию. Сейчас есть два вида:
- Обеспечение заявки — это гарантия того, что участник сможет исполнить обязательства по контракту. Требуется на этапе подачи заявки.
- Обеспечение исполнения контракта — страховка на тот случай, если выбранный поставщик отправит плохой товар/окажет некачественную услугу или сорвет поставку. Требуется от победителя на этапе заключения контракта.
Это конечно далеко не все изменения в госзакупках, а только основные на наш взгляд, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.
Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков. Надеемся, что это позволит большему количеству компаний участвовать в тендерах и расширять свою базу заказчиков.
В любом случае, поставщику стоит:
- Регулярно мониторить подходящие закупки на электронных торговых площадках;
- Внимательно изучать требования заказчика к поставщикам в определенном тендере до подачи заявки;
- Определять ресурсы, необходимые в случае выигрыша для исполнения контракта.
- Проблемные вопросы уголовно-правовой квалификации использования «Фирм-однодневок» для хищений денежных средств, выделенных на закупки для государственных нужд 2013 / Гук Дмитрий Владимирович
- Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица в российском уголовном праве 2019 / Габов Андрей Владимирович
- Предложения по правильной квалификации форм хищений как направление оптимизации противодействия экономической преступности 2009 / Нескородов Александр Александрович
- Правильная квалификация действий, связанных с обманом и злоупотреблением доверием в сфере экономической деятельности как направление противодействия преступности 2008 / Нескородов А. А.
- Закономерности современного этапа развития уголовно-экономического законодательства и проблемы его совершенствования 2013 / Кравец Юрий Петрович
Похожие записи: