Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «115 ФЗ изменения в 2022 году для юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Новые правила для блокировки от ЦБ: больше всех пострадают фрилансеры и самозанятые
18,2 тыс. 1
Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году
Федеральным законом от 02.07.2021 N 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.
Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:
— осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
— доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети «Интернет» включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — Единый реестр).
В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ).
1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?
В связи с тем, что на момент принятия юридического лица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее — сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией. Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений — применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию?
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок. Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.
3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?
Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях. В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.
4. Установление сведений о лицензиях на право осуществления деятельности должно проводиться в отношении всех заявленных видов деятельности или только в отношении основного вида деятельности?
Абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ не содержит исключений на установление сведений о полученных лицензиях только в отношении основного вида дея��ельности юридического лица.
Вместе с тем, как указано в ответе на вопрос 1 данного письма, не требуется установление сведений о полученных лицензиях в отношении всех заявленных в ЕГРЮЛ видах деятельности.
Поправками к законодательству от 2 июля 2021 г. организациям и ИП, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещено принимать на обслуживание компании и осуществлять по их поручению операции, если компания должна иметь лицензию, а ее нет, а также если сайт компании внесен в черный список.
Сообщается, что сведения о лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов, заверенных копий, государственных и иных информсистем.
Проверка членства в СРО поправками не предусмотрена, но она может осуществляться в рамках оценки рисков.
Если в ЕГРЮЛ заявлена лицензируемая деятельность, но она не осуществляется, то поправки не применяются.
Сайт можно проверить через форму на сайте Роскомнадзора.
- По вступившим в силу изменениям провести обучение сотрудников на основании внесенных изменений:
- НФО в течение 3 (трех) рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 16.07.2020 включительно;
- иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) незамедлительно, в течение 1-2 рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 14.07.2020 включительно.
- Факт проведенного обучения зафиксировать во внутренних документах (Журнал проведения целевых (внеплановых) инструктажей/журнал проведения дополнительных инструктажей).
- При необходимости в установленные сроки внести изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ по вступившим в силу положениям:
- НФО в срок до 13.10.2020;
- иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) в срок до 13.08.2020.
Для организаций находящихся на Абонентском обслуживании в ООО «Акцепт Групп» по Пакету документов/Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ – в установленный срок будет подготовлена и направлена обновленная редакция Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
- сделки с недвижимостью;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юрлиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юрлиц и иностранных структур без образования юрлица.
Отменяются «сделочные коды». Новые требования меняют контроль «сделок» на контроль «операций»: отныне обязательному контролю подлежат именно операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а не сами сделки, как раньше.
Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб. Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется. Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.
Это позволит «наиболее широко» толковать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. У банков будет больше возможностей запрашивать документы, возрастут риски привлечения к ответственности за неисполнение требований «антиотмывочного» законодательства.
Важное изменение для бизнеса: все операции по договорам лизинга дороже 600 000 руб., будь то списание денег или зачисление денег, будет контролироваться Росфинмониторингом.
Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. Это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.
Поправки к «антиотмывочному» закону были приняты в июле. Тогда же президент подписал закон о цифровых финансовых активах, который ввел криптовалюты и аналогичные инструменты в правовое поле.
Одновременно с легализацией цифровые финансовые активы попали под контроль 115-го ФЗ. Теперь информацией с Росфинмониторингом должны делиться еще и «операторы обмена цифровых финансовых активов».
Пользователям основных криптовалютных бирж (например, Binance), беспокоиться пока не о чем: они в основном не зарегистрированы в России, а значит, требования «антиотмывочного» закона на них не действуют.
Субъектов Федерального закона № 115-ФЗ ждут глобальные изменения в сфере ПОД/ФТ
Подозрение могут вызвать:
- несоответствие сделки уставным целям организации;
- отсутствие явного экономического смысла;
- запутанный или необычный характер операции;
- дробление крупной суммы на несколько мелких переводов;
- вывод капиталов за рубеж;
- финансирование «серого» импорта;
- большие объемы снятия наличных или переводов на счета физических лиц, в том числе ИП.
Обычно такие операции отслеживаются автоматически. Роботы сканируют перед отправкой платежные документы и выискивают соответствующие ключевые слова. После этого подозрительная операция проверяется уже работником банка.
Если организация или ИП хочет избежать подозрений в совершении незаконных операций, ЦБ рекомендует соблюдать несколько простых правил.
При смене генерального директора, места нахождения или кодов ОКВЭД, утверждении новой редакции устава недостаточно сообщить об этом в налоговую. Новые данные следует предоставить также банку, а при необходимости внести соответствующие изменения в карточку подписей и получить новую ЭЦП. Тогда у него не возникнет вопросов, почему вместо лица, указанного в ЕГРЮЛ, платежные документы подписывает другой человек, или почему студия дизайна получает оплату за услуги клининга.
Аналогичным образом ИП должен сообщать о смене места проживания или фактического ведения бизнеса.
Налоговая вправе самостоятельно исключить организацию из ЕГРЮЛ, а индивидуального предпринимателя — из ЕГРИП.
Поводом для исключения юридического лица может явиться не только фактическое прекращение деятельности, но и предоставление им недостоверных сведений. Чаще всего проверяют место нахождения организации, поэтому в ЕГРЮЛ следует всегда указывать адрес, где она действительно находится.
Индивидуального предпринимателя могут исключить из ЕГРИП даже за несвоевременно поданную налоговую декларацию.
Чем детальнее отражается назначение платежа, тем меньше вопросов будет у банка. В первую очередь нужно указать, за что переводятся деньги. Дополнительно указываются реквизиты всех документов, на основании которых совершается перевод.
Стандартный комплект включает договор, счёт на оплату и акт. Однако отсутствие какого-то из них не так существенно, если это можно объяснить условиями сделки. Например, счёт на оплату включает оферту или договор предусматривает аванс.
Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января
Неспособность организации или ИП вовремя заплатить налоги при наличии постоянного дохода ставит под сомнение не только эффективность использования получаемых денег. Вполне логичной кажется постановка вопроса, что организация создана с фиктивными целями и позднее будет брошена как ненужная.
ЦБ рекомендует, чтобы доля уплаты налогов с расчётного счёта была не меньше 0,9% от дебетового оборота.
Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.
Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.
Клиенту следует самостоятельно выяснять причины отказа в совершении операции. Обязанность у банка сообщать о них без запроса отсутствует.
Банки определяют перечень и состав документов в соответствии с внутренними документами и условиями заключённых договоров с клиентами. Таким образом, банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объёме.
Рекомендации по порядку действий в случае приостановления операций, запросе документов, принятии решения банка об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада)
1. Отказ в совершении операции/заключении договора банковского счета (вклада) и (или) с которыми расторгнут договор банковского счёта (вклада).
Если банк принимает решение об отказе от проведения операции, он направит клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.
Ваши действия
Выяснить причины отказа в совершении операции, затем предоставить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада), а также обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, в случае получения от банка сообщения о невозможности устранения соответствующих оснований.
Законодательством предусмотрен перечень лиц, которым было отказано в проведении операции/заключении договора банковского счёта (вклада) и (или) с которыми расторгнут договор банковского счёта (вклада) на основании Федерального закона № 115-ФЗ.
Перечень лиц формируется на основании сообщений банков, направленных в уполномоченный орган (Росфинмониторинг), и доводится до банков Банком России.
Исключение клиента из этого списка происходит на основании принятия банком и (или) межведомственной комиссией решения в пользу клиента.
2. В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счёта (вклада) с клиентом (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).
Судебная практика по спорам между банками и клиентами о правомерности отказа банка в совершении операции клиента или правомерности расторжения в одностороннем порядке договора банковского счёта идёт по пути установления наличия или отсутствия у банка веских доказательств для признания операции сомнительной. То есть если будет установлено, что банк располагает такими доказательствами и без предоставления клиентом дополнительных документов, то приостановление операций признаётся правомерным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.03.2019 № Ф05-2493/2019 по делу № А40-103845/2018, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2016 № Ф06-11074/2016 по делу № А65-26637/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2016 № 306-ЭС16-14571 отказано в передаче дела № А65-26637/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
Если же будет установлено, что у банка недостаточно доказательств для признания операции сомнительной, а документы, необходимые для всестороннего анализа операции, банк не запрашивал, суды встают на сторону клиентов, признавая действия банка не соответствующими закону, и могут удовлетворить требование об исполнении спорной банковской операции (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2018 № Ф05-12617/2018 по делу № А40-73732/2017, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 № 12АП-3988/2018 по делу № А12-42603/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2017 № Ф05-3272/2017 по делу № А40-33535/2016).
3. Если вы получили информацию о том, что налоговый орган приостановил операции по счетам в банках за непредставление налоговой отчётности, необходимо по телефону уточнить у сотрудников банка или налоговой инспекции, за непредставление какой декларации (расчёта) приостановили операции по счёту
Также рекомендуется следующее:
- если у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять определённую декларацию (расчёт), необходимо обратиться в налоговый орган по месту его учёта;
- если декларация (расчёт) не была направлена, то в возможно короткий срок представить её;
- если декларация (расчёт) направлялась в электронном виде и есть квитанция о приёме, следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) с приложением копии квитанции;
- если декларация (расчёт) направлялась в электронном виде, но не была принята, и есть уведомление об отказе в приёме, необходимо устранить указанные в уведомлении ошибки и в кратчайший срок представить исправленную декларацию;
- если декларация (расчёт) направлялась в электронном виде и есть только подтверждение даты отправки (отсутствует уведомление об отказе в приёме или квитанция о приёме), следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) с приложением копии подтверждения даты отправки;
- если декларация (расчёт) представлялась лично в налоговый орган, следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) и предоставить её копию с отметкой налогового органа о приёме;
- если декларация (расчёт) направлялась по почте с описью вложения, следует обратиться в налоговый орган по месту учёта организации (ИП) и предоставить копию описи вложения с отметкой почтового отделения о дате приёма отправления.
Отказ в проведении операции/заключении договора банковского счёта (вклада) может быть основан на непредставлении в банк запрошенных им документов. Банк может оценить данную операцию на предмет подозрительности и принять соответствующее решение не в пользу клиента.
Обращаем ваше внимание, что банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключённых договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях. Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.
Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо о невозможности устранения соответствующих оснований, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
Банк обязан в течение одного дня после принятия решения об устранении вами оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счёта (вклада), направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.
Если банк отказывает, он направляет сведения об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счёта (вклада) в Росфинмониторинг. По результатам рассмотрения представленных вами ранее запрошенных и недостающих документов (отсутствие которых ранее привело к первичному отказу) банк вправе принять решение об устранении вами оснований, в соответствии с которыми им ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счёта (вклада), и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.
В том случае если компания или ИП неверно оформили документы, неправильно составили платежное поручение, попытались срезать налоги или просто не сообщили банку об изменении важных данных, то банк за это должен клиента наказать.
Например, компания по уставным документам занималась перевозкой металлопроката, а потом решила возить яблоки из соседней Беларуси. И вот в один ужасный день счет и карты, к ним привязанные, могут оказаться заблокированными. Банку может показаться подозрительной такая резкая смена деятельности, не подкрепленная документами. И он потребует от клиента объяснить непонятные операции.
Приедем еще один пример — в уставных документах фирмы написано, что компания оказывает консалтинговые услуги в области аренды офисов. А в один момент в банк поступает платежка, в которой сказано, что она перечисляет средства контрагенту «за поставку цемента».
Это будет точно истолковано как отмывание денег, так как профиль деятельности и назначение платежа не совпадают. То есть в платежке назначение платежа указано «с потолка». На то время, пока клиент не объяснит банку, откуда взялась такая платежка, операции по его счету, скорее всего, будут приостановлены.
Что нужно было сделать, чтобы избежать блокировки и объяснения с банком? Надо было предупредить банк заранее, что клиент решил отремонтировать найденный консалтинговой компанией офис. А вот поставку цемента для ремонта попросил оплатить со счета консалтера. Конечно, нужно будет приложить к такой платежке документы на оказание услуг. Но только так можно не налететь на блокировку счета.
Единого перечня документов не существует. У физ. лица, работающего по найму, это будет, скорее всего, все тот же паспорт, ИНН, СНИЛС и справка 2 НДФЛ из бухгалтерии с места работы. Если вы самозанятый, то банк потребует скрины уплаты налогов и подтверждение факта регистрации на сайте ФНС.
Но если вы переводили средства, например, физ. лицу и в банке вы скажете — я вернул долг, который брал взаймы у брата, то с вас могут потребовать документы о степени родства. Такие случаи встречаются в практике.
К самым общераспространенным подтверждающим документам для ИП относятся:
- документы о начислении зарплаты работникам;
- уставные документы ИП с указанием кодов деятельности;
- договоры с контрагентами;
- договоры займа;
- договоры аренды — считается, что у ИП тоже должен быть хотя бы минимальный офис;
- справки из налоговой инспекции;
- договоры подряда;
- договоры найма помещения, например, для магазинов;
- счета на оплату товаров и услуг;
- квитанции об оплате;
- выписки со счетов в других банках.
Кроме этого, должно быть подтверждение уплаченных налогов с доходов (этого требует налоговое законодательство РФ).
Если документы подтверждают обоснованность финансовых операций, блокировка снимается и далее обслуживание счета и карты происходит в обычном порядке.
Изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов
Существует ряд очень простых рекомендаций, соблюдение которых обычно позволяет избежать пристального внимания к себе со стороны контрольных подразделений банков и Росфинмониторинга.
В целом, они заключаются в том, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах:
- Не стоит поддаваться уговорам знакомых и друзей дать данные карты «чтобы погонять через нее средства», то есть идти на поводу просьб о переводе средств на карту, особенно крупных денежных сумм, и выводом их потом на счета карт неизвестных вам лиц.
- Не снимать с карты крупные суммы наличных по чьей-либо просьбе. Или если банк звонит с вопросом — куда вам столько нала — уметь быстро ответить — зачем вам нужна такая купная сумма наличных. Да, банк может заблокировать карту во время снятия денег в банкомате.
- Стараться больше пользоваться безналичными способами оплаты товаров и услуг.
- Не использовать карту для незаконного предпринимательства без оформления ИП и открытия бизнес-карты.
- При самозанятости — не просить перечислять заказчиков деньги на счета и карты, на которых нет статуса «самозанятый».
- Не платить с личной карты за товары и услуги переводом денег на карту физ. лица, а не на бизнес карты ИП.
- Позаботиться о документах или хотя бы объяснениях, подтверждающих любые операций по счету.
- Платить налоги и не придумывать серых схем для ухода от них.
- Вовремя предоставлять документы по запросу банка. Чем более подробное объяснение финансовых операций поступает в банк, тем больше шансов на благоприятное для клиента решение вопроса.
- Работать по кодам внешнеэкономической деятельности (ОКВЭДам) и соблюдать правила валютного контроля.
- Соблюдать соответствие сведений, заявленных о себе в ЕГРЮЛ, с данными в платежке. Меняется бизнес — меняйте данные в реестре о себе. В платежке необходимо писать подробное назначение платежа, а не приводить только номера договора и счета.
- Исполнять принцип «утром документы, вечером — стулья», то есть оплата должна проходить после обоснования платежа. И надо быть всегда готовым к тому, что необходимо будет подтвердить законность операции документами.
- Не стоит участвовать в финансировании «серого» импорта.
Центробанк России начнет охоту за переводами между картами физ. лиц. А это может обернуться новой волной блокировкой карточных счетов по требованиям 115 закона. Речь идет о том, что финрегулятор планирует применить нормы работы своей платформы «Знай своего клиента» для фиксации сомнительных, с точки зрения этого закона и требований Налогового кодекса, операций банковских клиентов по счетам граждан.
Прижав «к ногтю» (или полагая, что он это сделал) операции юр лиц и индивидуальных предпринимателей, ЦБ намерен взяться за переводы по картам обычных граждан. О такой инициативе сообщил в середине сентября 2021 года директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский. По его словам, ЦБ займется этим вопросом в течение ближайших года — полутора лет.
Правда, ЦБ уже давно вменил банкам в обязанности слежение за переводами физ. лиц. На деле реализация этого контроля пока упирается в отсутствие ресурсов у самих банков. Шутка ли — только по данным за 2020 год число карт, выпущенных всеми российскими банками, перевалило за 300 млн штук.
И, кроме этого, дело стопорится из-за огрехов в организации взаимодействия между ЦБ и другими ведомствами. Ведь в задачи Банка России не входит ловля преступников или повышение собираемости налогов в казну.
Но то, что в ближайшие годы требования к переводам между картами физ. лиц могут ужесточиться, это факт. А звонки из банков с просьбой объяснить целесообразность и основания того или иного перевода — участиться.
Банк России приступил к серьезной войне с нелегальными платежами, и на этот раз под подозрение попали переводы с карты на карту, пишет издание «Коммерсант». Пока регулятор лишь проводит опрос кредитных организаций, но, как говорят банкиры, в неофициальных беседах представители ЦБ советует банкам максимально сократить объем таких переводов между физ лицами.
Несколько лет назад Банк России предложил банкам осуществлять переводы через систему ЦБ — «Систему быстрых платежей» (СБП), где «хвост» любой транзакции можно отследить и саму операцию заблокировать. Но при работе через СБП, в отличие от работы через свои платежные шлюзы, кредитные организации теряют прибыль, которую они получают, взимая комиссии за переводы.
Так, ЦБ разослал участникам платежного рынка запрос о необходимости предоставить данные по выявлению ими часто совершаемых переводов (так называемых дроперских операций). В запросе из Банка России речь идет о переводах средств с карты физ лиц на карты физ лиц. В частности, в запросе требуется указать ограничения и лимиты по таким операциям; параметры их отслеживания банками, то есть количество переводов в единицу времени (неделя, месяц, год) и объем таких переводов.
При это упор делается на факт использования карты, принадлежащей одному физ лицу. Требует ЦБ и разъяснить методы, которым кредитные организациями пользуются при переводах физ лиц, выявляют не облагаемые налогами операции, и механизмы контроля и пресечения таких платежей. Кроме того, ЦБ запрашивает у банков реестры операций, в том числе отмененных держателями карт и заблокированных самими банками, а также и суммы комиссий по таким операциям.
Незадолго до рассылки этого запроса ЦБ опубликовал критерии, по которым банки должны выявлять и предотвращать платежные операции, направленные на перевод средств в адрес теневого бизнеса. Переводы с карты на карту действительно активно используются для мошеннических операций. По сути, карту можно открыть практически в любом банке, затем передавать кому угодно, получать на нее средства, чтобы потом обналичивать.
Часть участников платежного рынка уже стали отказываться от предоставления своим клиентам услуги по переводу денег с карты на карту. Так РНКО «Платежный центр» (оператор системы «Золотая корона») принял решение в принципе перестать оказывать такую услугу, как перевод с карты на карту, на всех интернет-страницах.
Не существует эффективных методов по контролю за операциями «карта-карта», когда сервис предоставляется внешним клиентам, считают в «Золотой короне». Банк объективно в этом случае лишен возможности оценить легализационные риски конкретной операции.
В любом случае, в ближайший год следует ждать ужесточения контроля банков за переводами между картами физ лиц.
Написать комментарий
209016
Как не попасть в черный список Росфинмониторинга в 2021 году — разъяснения ЦБ
Фото 30938
70383
Фото 17845
21071
С 30 января 2021 года действует новая редакция Федерального закона №115-ФЗ
Фото 15770
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
Статья 1
Разъяснения о применении новых норм ФЗ 115 от 22.09.2021
«выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 – 3 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;»;
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.»;
- Абзац 2 пункта 2 статьи 6 изложен в новой редакции. В частности дополнено, что порядок определения и доведения до сведения перечня лиц, причастных к терроризму и экстремизму устанавливается Правительством Российской Федерации в том числе и для других юридических лиц, а также физических лиц. Ранее, например, для лиц, указанных в ст. 7.1 закона не было определено каким органом такой порядок устанавливается.
- Пункт 1 статьи 7.5 изложен в новой редакции. Установлено, что порядок формирования уполномоченным органом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведения до сведения других юридических лиц, а также физических лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Ранее, например, для лиц, указанных в ст. 7.1 закона не было определено каким органом такой порядок устанавливается.
- Важные изменения для организаций и предпринимателей розничной торговли ювелирными изделиями. С 13.07.2020 года вступили в силу поправки в п. 1.4-2 статьи 7, согласно которым идентификация клиента физического лица, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца может не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки на сумму не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Всем провести обязательный внутренний инструктаж
Организациям и индивидуальным предпринимателям ювелирной отрасли скорректировать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 13.08.2020 в случае наличия измененного текста в правилах.
Заказать изменения в ПВК
Ломбардам внести изменения в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок, не позднее 3-х месяцев после даты вступления в силу изменений, в случае наличия в правилах измененного текста.
Новые правила идентификации клиентов в 2021 году
В текущем году 115 ФЗ исполняется 20 лет. «Если говорить простым языком, — рассказывает Мария Гайнутдинова, — этот закон направлен против отмывания денежных средств, не зря его еще называют «антипомывочным». Его требования направлены на то, чтобы обязать банки отслеживать финансовые операции, осуществляемые их клиентами».
Закон обязателен для всех российских банков без исключения, а его неисполнение грозит отзывом лицензии.
Для выполнения этой задачи в каждом банке работает отдел финансового мониторинга, сотрудники которого при помощи специальных программ контролируют проводимые операции и выявляют нарушителей — компании, которые занимаются номинальной (фиктивной) деятельностью или незаконным обналичиванием денежных средств.
Если тот или иной субъект кажется службе финмониторинга подозрительным, инициируется механизм внутренней проверки, в ходе которой клиент предоставляет контролерам определенный набор документов по произведенным операциям. Такие проверки являются одной из мер противодействия легализации (отмыванию) доходов.
Важно! Отказ от предоставления запрошенной информации грозит блокировкой счета. Кроме того, обслуживание счета может быть приостановлено на тот срок, пока идет проверка.
«Откровенно говоря, у банка могут возникнуть сомнения относительно практически любого перевода», — предупреждает наш эксперт.
Среди основных причин для блокировки счета можно назвать следующие:
• частые операции по снятию наличных;
• крупные входящие переводы;
• переводы на счета юридических или физических лиц;
• переводы денежных средств за границу;
• частые переводы, превышающие 600 000 рублей.Таким образом, получается, что практическое любое действие может быть сочтено подозрительным с точки зрения службы финансового мониторинга.
По словам Марии Гайнутдиновой, также счет может быть заблокирован Федеральной налоговой службой. В данном случае основанием для заморозки может служить:
• неуплата налогов в срок;
• нарушения, выявленные в ходе очередной налоговой проверки;
• неправильное ведение электронного документооборота;
• несвоевременное предоставление налоговой декларации, если задержка составляет десять и более дней;
• несвоевременное предоставление отчетов по заработной плате работников организации, а также по страховым взносамПомимо перечисленного, счет может быть заблокирован по решению суда.
Получить такое ограничение рискуют лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, а также должники по кредитам. При этом замораживается не весь счет целиком, а сумма имеющегося долга. Если денег на счете достаточно, то их спишут в счет уплаты задолженности, если нет, тогда держателю дается время на возврат долга. Если он не будет осуществлен, счет могут заблокировать полностью.
Мария Гайнутдинова поясняет, что избежать неприятностей со своим счетом в банке можно, если неукоснительно соблюдать ряд правил:
• Писать логичное и подробное назначение платежа.
«Лучше максимально развернуто объяснять, за что конкретно и по какому договору вы платите, — говорит наш собеседник, — тогда у банка не возникнет подозрений относительно экономического смысла осуществляемого перевода».
• Проверять партнеров.
Как говорится, доверяй, но проверяй. Вы сами можете и не подозревать, что сотрудничаете с подозрительным контрагентом, но если у банка такая информация будет, тогда вы тоже скорее всего подвергнитесь проверке с его стороны.
• Подготавливать договора заранее.
Важно, например, сначала подписывать документ, и только затем совершать предоплату.
• Работать по своим кодам ОКВЭД.
Оплачено должно быть только то, что числится в ваших кодах Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности
• Не иметь слишком много различных расчетных счетов.
Крайне рекомендуется использовать один счет для всех переводов. Если же это не представляется возможным, следует свести к минимуму их количество.
• Платить налоги со своего расчетного счета.
• Не снимать все наличные.
«Старайтесь минимизировать расчеты наличными, — советует эксперт, — однако если наличных расчетов не избежать, обязательно сохраняйте чеки и договоры».
• Работать с одним, а не с разными банками — такой отличающийся постоянством клиент всегда вызывает меньше подозрений.
• Собирать и хранить все платежные документы.
В этом случае вы всегда сумеете дать обоснование каждому произведенному переводу.
• Оплачивать хозяйственные нужды с расчетного счета.
Так банк увидит ваши затраты, и у него не будет сомнений в реальности компании.
«Конечно, обойтись без неприятностей с налоговой вполне возможно, — говорит Мария Гайнутдинова, — если неукоснительно соблюдать все их требования: вовремя подавать декларации и отчеты, платить налоги и вносить необходимые взносы. С судебными приставами также все предельно ясно — не надо копить задолженности. С банками ситуация несколько труднее, но тоже вполне решаемая».
Собеседник ФАН рассказывает, как вести себя в случае, если ваш счет заблокировали:
Первое, что нужно сделать — это уточнить, что именно заблокировано (заблокировать могут весь счет, конкретную сумму или и то, и другое) и по какой причине.
Второе — нужно подготовить пакет документов, обосновывающих каждую финансовую операцию, которую банк счел подозрительной.
Далее нужно узнать детали блокировки — сумму, и какой госорган ее произвел.
Если выяснится, что ограничения наложены по решению суда из-за имеющихся долгов, погасите их.
Если инициатором блокировки выступает налоговая, то следует сделать все, что требует инспекция: оплатить образовавшиеся задолженности, заполнить и отправить декларацию, устранить нарушения в документообороте, направить для ознакомления подтверждения внесенных взносов.
Важно! На время блокировки счета некоторые действия с ним могут быть недоступны. Какие именно, зависит от госоргана, который прислал уведомление о блокировке.
В скором времени начнут действовать новые правила заморозки счетов компаний и индивидуальных предпринимателей. Рассказываем, какими они будут:
• Последняя редакция 115 ФЗ подразумевает, что период просрочки возрастет с десяти до двадцати дней.
• Заблокировать счет можно будет только сообщив об этом его держателю. Таким образом у владельца будет две недели на то, чтобы предотвратить блокировку.По словам нашего эксперта, такие новшества помогут не допустить внезапной заморозки счетов, связанной со случайными ошибками, допущенными налогоплательщиками. Однако, будут ли поправки работать как следует пока что сказать трудно, поскольку закон не предусматривает ответственности для контролирующих органов за то, что те не отправили вовремя соответствующее уведомление.
«Я все же советую не надеяться на авось, а правильно вести документацию, в срок предоставлять необходимые отчеты и платить взносы, тогда и проблем не возникнет», — заключает Мария Гайнутдинова.
Похожие записи:
- По вступившим в силу изменениям провести обучение сотрудников на основании внесенных изменений: