Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ведения кассовых операций в иностранной валюте в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В бухучете описанная выше покупка и выдача валюты отразится следующим образом:
- перечислены средства на покупку валюты (Дт 57 Кт 51);
- зачислена валюта на р/с компании (Дт 52 Кт 57);
- оприходована валюта в кассе (Дт 50 «Валютная касса» Кт 52);
- выдана валюта работнику для загранкомандировки (Дт 71 Кт 50).
Подробнее о том, как правильно отразить в учете валютные операции, см. материал «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»
Выдача валюты из кассы производится по письменному заявлению работника или распоряжению руководителя фирмы (п. 6.2 порядка, утв. указанием № 3210-У) и оформляется расходным кассовым ордером (пп. 4–6 указанного порядка), а также записями в кассовой книге (двумя суммами: в инвалюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату операции).
Можно избежать лишних хлопот, связанных с валютными кассовыми операциями при направлении работника в загранкомандировку. К примеру, выдать аванс из кассы в рублях, а работник уже сам приобретет необходимую валюту в обменном пункте. Или необходимую сумму в рублях можно перечислить на банковскую карту работника – такая ситуация рассмотрена в письме Минфина от 17.07.2015 № 03-03-06/41128.
Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте
Учет кассовых операций в иностранной валюте в целом аналогичен рублевому учету. При этом также нужно соблюдать кассовый порядок (оформлять кассовые ордера, вносить записи в кассовую книгу и т.д.). Для выдачи валюты нужна валютная касса, а в учете нужно использовать отдельный субсчет к счету 50 «Касса».
Избежать лишних хлопот по учету и организации кассовых валютных операций может помочь безналичное перечисление на карту сотрудника необходимой для командировки суммы в рублях.
Кассовый учет валютных операций в целом аналогичен обычному рублевому кассовому учету. Фирме необходимо прописать в договоре с кассиром о полной мат. ответственности положения, касающиеся валютных операций. При осуществлении расчетов руководствуются документом ЦБ 3210-У от 11/03/14 г.
Валюта в кассе обычно не хранится, ее приобретают в банке и приходуют в кассу. Это можно сделать, используя открытый валютный счет.
Открывать еще одну кассовую книгу для валютных записей не нужно: порядок ведения операций по кассе запрещает это. У фирмы кассовая книга должна быть только одна. Учет по счету 50 ведут на отдельном субсчете. Для каждой валюты необходим отдельный субсчет.
В кассовых документах недостаточно отразить выданную и принятую сумму в валюте. Более того, такой способ записи будет нарушением закона – БУ должен отражать расчеты в рублях. Информацию необходимо совместить, отразить параллельно с учетом номинала и курса.
Способы отражения учетных данных могут быть разными, например:
- в учетные регистры включаются дополнительные показатели;
- выписываются вторые экземпляры;
- делается запись через дробь.
В кассовой книге должны быть отражены колебания валютного курса и их следствие – курсовые разницы. Это делается с помощью дополнительных записей, отражающих изменения.
Важный вопрос – о дате пересчета. На него отвечает ПБУ 3/2006. В отношении кассовых операций пересчет может быть:
- на дату события (хоз. операции);
- на отчетную дату (для отражения в отчетности БУ пересчитывают сальдо);
- по мере изменения курса (в некоторых случаях).
Если в организации совершается значительное число однородных хоз. операций с наличной валютой, а колебания курса незначительны, можно использовать для пересчета усредненное курсовое значение за месяц или за менее длительный период (по тексту ПБУ 3/2006, р. II).
Записи о курсовых разницах не отражают кассовый приход и расход, только колебания курса, поэтому вместо РКО и ПКО для их документирования используют мемориальный ордер по ф. ОКУД 0401108 (указ. ЦБ 2161-У от 29/12/08 г.).
Из сказанного следует, что, перед тем как делать проводки и оформлять первичные документы, бухгалтер должен:
- обозначить календарную дату х/операции (пересчета);
- ознакомиться с курсом ЦБ валюты на эту дату;
- определить произведение валютной суммы на курс ЦБ;
- если имеет место пересчет, определить разницу курса.
Валюту стараются выдать в тот же день, когда она получена из банка, и вернуть на счет в тот день, когда подотчетное лицо произвело возврат в кассу – в целях сокращения записей по пересчету курса.
Проводки по валютным операциям, связанным с кассовой наличностью, будут такими:
- Дт 50/ «наименование валюты» Кт 52 – поступила валюта из банка в кассу;
- Дт 71 Кт Дт 50/ «наименование валюты» — выдача валюты командированному (обратная проводка – возврат аванса);
- Дт 50/ «наименование валюты» Кт 91/1 – плюсовая курсовая разница;
- Дт 91/2 Кт 50/ «наименование валюты» — минусовая курсовая разница;
- Дт 52 Кт 50/ «наименование валюты» — сдана валюта в банк.
Пусть в банке для выдачи под отчет получена сумма 1500 долл. США, а на следующий день она выдана командированному лицу. В день получения курс доллара был 64,01, в день выдачи – 64,02.
- 1500 * 64,01 = 96015. Дт 50/долл. США Кт 52 — 96015,00 — получена в банке валюта;
- 1500 * 64,02 = 96030. Дт 71 Кт 50/долл. США — 96030,00 — выдана под отчет валюта;
- 64,02 — 64,01 = 0,01. 0,01 * 1500 = 15. Дт 50/долл. США Кт 91/1 15,00 — положительная курсовая разница отражена в учете.
Кстати говоря! Покупка валюты и зачисление на счет компании перед оприходованием в кассу учитывается через счет 57 «Переводы в пути»: 57/51- покупка валюты за рубли, 52/57 – зачисление купленной валюты.
Ведение кассовых операций в иностранной валюте
- Учет наличной валюты в кассе в целом не отличается от обычного кассового учета рублевых операций.
- Согласно законодательству РФ круг наличных операций с валютой юрлиц максимально ограничен: на практике валюту можно выдавать на руки только сотрудникам, отправляющимся в загранкомандировки.
- В кассовой книге должна содержаться двойная информация об операциях: в рублях и в валюте.
- Необходимо учитывать, кроме самих приходно-расходных операций, также и курсовые разницы.
Настоящее Указание на основании пункта 5 статьи 4, статьи 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2013, N 30, ст. 4084; 2019, N 29, ст. 3857) (далее — Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ), пункта 5 части первой статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2019, N 30, ст. 4151), части 2 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2011, N 50, ст. 7348) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 24 января 2020 года N 1) определяет порядок ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
1. В уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков, внутренних структурных подразделениях уполномоченных банков) (далее — уполномоченный банк (филиал, ВСП) с юридическими лицами (в том числе другими уполномоченными банками (филиалами, ВСП), индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (далее при совместном упоминании — клиенты) осуществляются следующие кассовые операции:
прием наличной иностранной валюты от клиентов для зачисления сумм наличной иностранной валюты на их банковские счета, их счета по вкладам (депозитам);
выдача наличной иностранной валюты клиентам со списанием сумм выданной наличной иностранной валюты с их банковских счетов, с их счетов по вкладам (депозитам);
пересчет наличной иностранной валюты.
2. Работники уполномоченного банка (филиала, ВСП) при ведении кассовых операций с наличной иностранной валютой должны применять документы, предусмотренные Положением Банка России от 29 января 2018 года N 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2018 года N 51359 (далее — Положение Банка России N 630-П), и Указанием Банка России от 30 июля 2014 года N 3352-У «О формах документов, применяемых кредитными организациями на территории Российской Федерации при осуществлении кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России, банкнотами и монетой иностранных государств (группы иностранных государств), операций со слитками драгоценных металлов, и порядке их заполнения и оформления», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2014 года № 34110, оформляемые на бумажном носителе или в виде электронных документов с использованием технических средств, автоматизированной системы уполномоченного банка.
В документах, оформляемых работниками уполномоченного банка (филиала, ВСП) при ведении кассовых операций, наличная иностранная валюта должна указываться по наименованиям.
3. Формирование дела с кассовыми документами, оформляемыми при ведении кассовых операций с наличной иностранной валютой, производится уполномоченным банком (филиалом, ВСП) в соответствии с учетной политикой уполномоченного банка.
Хранение документов, оформляемых при ведении кассовых операций с наличной иностранной валютой на бумажном носителе, осуществляется в порядке, аналогичном установленному пунктом 16.8 Положения Банка России N 630-П для наличных денег, в деле с кассовыми документами.
Хранение документов, оформляемых при ведении кассовых операций с наличной иностранной валютой в виде электронных документов, осуществляется с обеспечением хранения данных, содержащихся в автоматизированной системе уполномоченного банка, с применением средств защиты информации, принятых к использованию в уполномоченном банке.
Документы, оформленные в виде электронных документов, предусмотренных приложением 1 к Указанию Банка России от 25 ноября 2009 года N 2346-У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2009 года N 15828, 7 октября 2011 года N 21994, 25 декабря 2014 года № 35398, 15 августа 2016 года № 43245, 19 января 2018 года N 49689, 12 декабря 2018 года N 52977 (далее — Указание Банка России N 2346-У), хранятся в соответствии с Указанием Банка России N 2346-У.
4. Кассовые работники при приеме и пересчете наличной иностранной валюты на основании справочных материалов и получаемых от Банка России информационных сообщений должны определять, является ли принимаемая наличная иностранная валюта законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также проводить проверку подлинности банкнот иностранных государств (группы иностранных государств). Проверка подлинности банкнот иностранных государств (группы иностранных государств) должна проводиться кассовыми работниками в порядке, аналогичном установленному абзацем четвертым пункта 2.9 Положения Банка России N 630-П для наличных денег.
Больше нет обязательного срока для сдачи в бухгалтерию авансового отчёта и подтверждающих документов. Раньше работник должен был отчитаться в течение трёх рабочих дней:
- либо со дня выхода на работу,
- либо со дня, следующего за истечением срока, на который выданы деньги.
Теперь руководители сами решают, когда работникам отчитываться. Новый срок надо прописать в локальных документах или указывать в каждом приказе о выдаче денег под отчёт.
ОП теперь могут не вести кассовую книгу, если не хранят наличные и после каждой смены передают их в кассу юрлица.
До поправок все ОП, которые принимали и выдавали наличные, должны были вести кассовую книгу. Если расчётного счёта не было, обязанность тоже сохранялась. За отсутствие своей книги налоговики штрафовали компании на 50 тыс. рублей, а руководителей на 5 тыс. рублей.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.
Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.
К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:
-
зарплаты сотрудникам;
-
страховых возмещений по договорам страхования;
-
вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));
-
подотчетных средств;
-
денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?
Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.
Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.
Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).
Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).
Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.
Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:
-
банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;
-
монета имеет мелкие механические повреждения.
Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.
Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.
Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):
-
загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;
-
посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;
-
посторонний рисунок, оттиск штампа;
-
контрастное пятно диаметром 5 мм и более;
-
разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;
-
сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;
-
нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.
Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.
И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.
В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).
Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.
Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).
В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.
В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.
Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.
В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.
Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.
Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.
Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.
Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).
Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.
Начиная с 30.11.2020 учреждениям разрешено вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работника. Это следует из нового положения п. 4 Указания № 3210-У, которым установлены требования к таким устройствам. В частности, автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и (или) выдачу банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков, указанных в п. 1.1 Положения № 630-П.
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
-
для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;
-
для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Нарушениями в данном случае считаются:
1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;
2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.
При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).
Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).
В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.
Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.
[1] Как указано в Письме ЦБ РФ от 04.05.2012 № 29-1-1-6 / 3255, данное требование должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций таким подразделением (см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № 09АП-65335 / 2017 по делу № А40-166498 / 17, от 28.11.2018 № 09АП-53986 / 2018 по делу № А40-85393 / 18).
[2] Такое заявление составляется в произвольной форме.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов[1].
Данные формы расчетов имеют юридическое равенство, т. е. ни одна из них на основании закона не является основной или второстепенной по отношению к другой.
Физические лица могут производить расчеты между собой, оплату за товары, работы и услуги в любой из этих форм[2].
Операции по наличным расчетам образуют у юридических лиц и ИП кассовые операции. Минфин России, Банк России, ФНС России разработали большой объем документации и разъяснений по правилам ведения кассовых операций. Одно из основных — Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. от 05.10.2020).
Юридические лица и ИП могут осуществлять расчеты и наличными деньгами с учетом нормативных ограничений[3]. Одно из основных из них: если сумма в рамках одного договора превышает 100 000 руб., она (или ее часть сверх указанного ограничения) должна быть перечислена в безналичном порядке[4]. Данный лимит распространяется на сделки между:
• юридическими лицами;
• индивидуальными предпринимателями;
• юридическим лицом и ИП (если договор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности).
К сведению
Если одна из сторон договора — физическое лицо, не являющееся ИП, лимит по наличным расчетам не применяется (п. 1 ст. 861 ГК РФ).
Безналичная форма расчетов — основная для юридических лиц и ИП. При проведении безналичных расчетов нужно руководствоваться Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (в ред. от 11.10.2018; далее — Положение № 383-П).
Безналичные расчеты осуществляются банками и иными кредитными организациями путем перевода денежных средств с открытием или без открытия банковских счетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).
Банки осуществляют перевод как наличных, так и безналичных денежных средств по банковским счетам следующим образом[5]:
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и зачисляют их на банковские счета получателей средств;
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и выдают наличные денежные средства получателям средств — физическим лицам;
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и увеличивают остаток электронных денежных средств получателей средств.
Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа[6].
Положение № 383-П во многом универсальный документ по правилам проведения расчетов, так как предусматривает также и правила субординации между участниками расчетов. В частности, согласно п. 1.25 этого Положения банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров без участия банков, за исключением случаев возникновения претензий по вине банков.
Наличные расчеты между юридическими лицами, а также ИП — достаточно большой сегмент в общем объеме расчетных операций.
По официальным данным Банка России, за 2020 г. объем наличных денег в обращении вырос на 26,4 %, т. е. более чем на четверть. На 01.01.2021 данный объем составил 13,4 трлн руб., что на 2,8 трлн руб. больше показателя годом раньше.
Основные причины такого роста — сложная экономическая ситуация прошлого года и желание бизнеса сохранить финансовую и юридическую способность к работе всеми способами, не всегда полностью законными.
Чтобы обеспечить государственный контроль за денежным оборотом и минимизировать незаконные операции на территории РФ, еще в 2001 г. был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), в котором:
• отражены правила взаимоотношений физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
• установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях;
• определен единый для физических и юридических лиц порог, при превышении которого операции подлежат обязательному контролю.
К сведению
Этот показатель систематически актуализируется в зависимости от уровня инфляции, объема наличного оборота, других экономических факторов.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
В этой же статье приведен конкретный список операций, на которые распространяется это правило. Например, в подп. 1 п. 1 речь идет об операциях с денежными средствами в наличной форме, в том числе в виде снятия со счета или зачисления на счет юридического лица денежных средств в наличной форме.
В чем выражена новация по данному методу контроля?
До 10.01.2021 действовало правило по проверке операций юридических лиц на ту же сумму, но только если она не обусловлена характером хозяйственной деятельности юридического лица. То есть не попадали под контроль наличные расчеты, которые возникали при проведении операций по используемому организацией виду деятельности на систематической основе и закрепленных в Уставе этой организации[7].
Теперь же все операции по поступлению и списанию наличных денежных средств у юридического лица на сумму 600 000 руб. и выше будут объектом контроля кредитной организации, через которую проводится данная операция.
Несмотря на то что документ по контролю за этими операциями принят не Банком России, государственным контролером будет именно кредитная организация, т. е. отделение банка, заключившее договор на обслуживание с данным юридическим лицом.
Таким образом, организация должна быть готова обосновать проведение операции с наличным расчетом на сумму 600 000 руб. Как это сделать? Предоставить в банк письменное пояснение, при необходимости приложить к нему копии документов, обосновывающих законность расчетов (пример 1).
Законом № 208-ФЗ отменено действие абз. 6 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, что привело к исключению непосредственно из сферы контроля обмена банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
Это изменение технического характера, так как такой обмен обязательно сопровождается снятием со счета или зачислением на счет юридического лица денежных средств в наличной форме. Поэтому при превышении лимита в 600 000 руб. нужно будет указать источник данной суммы.
С 10.01.2021 выведены из-под обязательного контроля:
• перевод денежных средств за границу на счет или вклад, открытый на анонимного владельца;
• поступление денежных средств из-за границы со счета или вклада, открытого на анонимного владельца.
При этом под обязательный контроль подпадают следующие операции:
• зачисление денежных средств на счет или вклад или списание денежных средств со счета или вклада иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня регистрации (инкорпорации);
• зачисление денежных средств на счет или вклад или списание денежных средств со счета или вклада иностранной структуры без образования юридического лица, если операции по этому счету или вкладу не производились с момента его открытия.
Новые правила кассовых операций и выдачи наличных под отчёт в 2021 году
Нужно обратить внимание на следующие моменты:
1. В подпункте 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ перечислены виды сделок с движимым имуществом, которые подлежат обязательному контролю. При этом под контроль попадают операции с этим видом имущества. Это объясняется тем, что, исходя из обычая делового оборота, понятие «операция» включает в себя и понятие «сделка».
Ранее под контроль уже попадали выплаты физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения[8]. Теперь же контролируемые операции включают также выплату и юридическому лицу страхового возмещения и получение от него страховой премии.
Обратите внимание: под действие данной нормы попадают и все иные виды страхования, перечисленные в подп. 1–3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020), выплаты по которым превышают 600 000 руб. Например:
• по страхованию жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
• по пенсионному страхованию;
• по страхованию жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
2. Выведены из-под контроля операции на сумму от 600 000 руб. либо на эквивалентную сумму в иностранной валюте:
• по получению имущества по договору лизинга.
До внесения изменений контролировалась сделка по получению или предоставлению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга)[9]. Теперь эта норма будет распространяться только на предоставление движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
• по переводу денежных средств некредитными организациями по поручению клиента.
3. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее. Ответ на запрос почтового отделения при перечислении суммы свыше 600 000 руб. представлен в примере 2.
С 10.01.2021 под обязательный контроль подпадает операция с наличными или безналичными деньгами в рамках сделки с недвижимостью, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее.
Законодатель предусматривает контроль не за сделкой, а за оборотом расчетов, независимо от того, какой статус имеет получатель или отправитель этой денежной массы.
Новое в этой норме выражается в следующем. Ранее контролировалась сделка с недвижимым имуществом с учетом суммового барьера, результатом которой является переход права собственности на такое имущество.
В новой редакции Закона № 115-ФЗ будут контролироваться операции по любой сделке с недвижимым имуществом.
Таким образом, если фирма-посредник исходя из условий участия в расчетах по сделке с недвижимостью будет осуществлять расчетные операции, превышающие вышеназванную сумму, при этом не будучи продавцом или покупателем недвижимости, то к ней будет также направлены запросы контролирующего органа. Ответ на такой запрос представлен в примере 3.
Для целей обязательного контроля с 50 млн руб. до 10 млн руб. снижена минимальная сумма второго и последующих зачислений денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по ГОЗ и исполнителю, участвующему в поставках продукции по ГОЗ.
При этом контроль второго и следующих начислений производится, если сумма первого зачисления равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
Начало 2021 года принесло не только надежды на будущее, но и изменения в организации и проведении контроля за денежными операциями.
Установлен полный контроль за операциями с наличными: банки теперь контролируют все операции с наличными в сумме 600 000 руб. и более (до 2021 г. – только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью).
Дополнен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Например, это лизинговые платежи на сумму 600 000 руб. и более.
\r\n\r\n
В устаревших правилах были приведены ситуации, в которых предельная величина наличных расчетов не применялась. В список входило снятие денег: под отчет; на личные цели ИП; на выплаты сотрудникам из фонда оплаты труда и выплаты социального характера.
\r\n\r\n
Новые правила такого списка не содержат. Можно ли сделать вывод, будто перечисленные операции разрешено осуществлять только с учетом 100 тысячного ограничения?
\r\n\r\n
Нет, нельзя. Объяснение такое же, как для случая с расчетами между бизнесменом и физлицом. В правилах четко сказано, что лимит применяется при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо организацией и ИП. А снятие предпринимателем наличных на потребительские цели не относится ни к одной из этих операций. Следовательно, ни о каком ограничении тут речь не идет. То же относится к выдаче подотчетных средств и к обналичиванию денег на зарплату.
Новшества в правилах ведения кассовых операций
В устаревших правилах были приведены ситуации, в которых предельная величина наличных расчетов не применялась. В список входило снятие денег: под отчет; на личные цели ИП; на выплаты сотрудникам из фонда оплаты труда и выплаты социального характера.
Новые правила такого списка не содержат. Можно ли сделать вывод, будто перечисленные операции разрешено осуществлять только с учетом 100 тысячного ограничения?
Нет, нельзя. Объяснение такое же, как для случая с расчетами между бизнесменом и физлицом. В правилах четко сказано, что лимит применяется при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо организацией и ИП. А снятие предпринимателем наличных на потребительские цели не относится ни к одной из этих операций. Следовательно, ни о каком ограничении тут речь не идет. То же относится к выдаче подотчетных средств и к обналичиванию денег на зарплату.
Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2014 г. № 32404
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(БАНК РОССИИ)
11 марта 2014 г. №3210-У г. Москва
(в ред. Указаний Банка России от 03.02.2015 № 3558-У, от 19.06.2017 № 4416-У )
УКАЗАНИЕ
Приказ об установлении лимита остатка кассы
Расчет лимита остатка кассы на 2020 год
Расчет лимита остатка кассы на 2021 год
Лимит остатка кассы
Расчет лимита остатка кассы на 2018 год
Все организации, которые принимают от покупателей или клиентов наличные денежные средства, обязаны рассчитать и установить лимит остатка кассы – если этого не сделать, придется заплатить серьезный штраф (не распространяется действие этого правила только на индивидуальных предпринимателей и субъекты малого бизнеса – им кассовые лимиты можно не устанавливать). О том, как определить размер лимита на 2021-2022 г.г., и каким документом ввести его в действие, расскажем в статье.
Формула, привязанная к объему выручки, имеет следующий вид:
L = V / P x N, где
- L – расчетный лимит остатка кассы;
- V – сумма наличных денег, поступающих в кассу за определенный расчетный период за реализованные товары, работы, услуги;
- P – продолжительность выбранного расчетного периода, на протяжении которого деньги поступают в кассу предприятия (не может превышать 92 рабочих дня юрлица);
- N – период времени между инкассациями или операциями по самостоятельной передаче денег в банк (этот период времени не может превышать 7 рабочих дней; если в населенном пункте, в котором расположено предприятие, нет отделения банка, продолжительность периода времени между инкассациями может быть увеличена до 14 рабочих дней).
Пример
В кассу ООО «Альфа», работающего ежедневно без выходных, поступают наличные деньги от покупателей. Компания выбрала для расчета трехмесячный период с июля — по сентябрь 2021 г. Объем поступлений, учитываемых для расчета, следующий:
- в июле – 1 315 050 рублей (31 рабочий день);
- в августе – 1 598 311 рублей (31 рабочий день);
- в сентябре – 1 419 547 рублей (30 рабочих дней).
Инкассация денежных средств происходит один раз в два дня.
Расчет лимита остатка кассы будет следующим: (1 315 050 + 1 598 311 + 1 419 547) / (31 + 31 + 30) х 2 = 94 193 руб.
В бухучете РФ базовой валютой выступают российские рубли. Все обязательства компании и ее хозоперации ведутся в отечественных RUB. Какая именно инвалюта используется фактически, не имеет значения. Чтобы хозоперацию, проходящую в у. е., корректно обозначить в учете, следует точно определиться с ее рублевым объемом. Делается это в таком порядке:
- Определяется дата проделанной операции (пересчета).
- Уточняется официальный курс Центробанка РФ на это число.
- Умножается размер инвалюты на котировку.
- Определяется величина курсовой разницы (КР) при пересчете.
Важно! Выданный аванс в инвалюте пересчитывается один раз – в день его предоставления сотруднику.
Фирма или любое иное предприятие имеет право получать наличную инвалюту в кассу только в случаях, разрешенных законом. Это происходит в условиях:
- снятия денег со счета в валюте в уполномоченном банковском учреждении с целью выдачи командировочных сотрудникам, выезжающим за пределы РФ;
- возврата возможного остатка неиспользованной инвалюты работником после возвращения с поездки.
Процесс описывается так:
Шаги | Описание |
1. | Формируется приказ руководителя о направлении в командировку за пределы РФ сотрудника компании |
2. | Документ поступает в бухгалтерию |
3. | Сотрудник бухгалтерии рассчитывает сумму расходов на командировку |
4. | В уполномоченный банк предоставляется оформленное компанией письмо. Оно составляется в произвольной форме, либо по образцу, разработанному кредитным учреждением |
5. | Получение заказанной суммы в банковской кассе (валютной) |
6. | Инвалюта поступает в кассу предприятия, фиксируется приходным ордером по актуальному курсу на день получения |
7. | У. е. выдаются сотруднику по расходному кассовому ордеру (РКО) |
Важно! Денежные суммы в кассовых ордерах фиксируются и в у. е., и в RUB. Последние подлежат пересчету по курсу Банка РФ, актуальному на момент выдачи инвалюты или ее поступления.
Издержки, которые несет компания из-за оплаты командировочных, включаются в состав расходов и уменьшают базу обложения налогом на прибыль и НДС. Положительная курсовая разница, возникновение которой неизбежно по причине изменения котировок валют, в бухучете включается в доходы прочие, а отрицательная – в прочие издержки.
Налоговым учетом предусмотрено отражение КР как внереализационных доходов, так и расходов.
Основные операции, которые проводятся с инвалютой, отражаются так:
Дебет | Кредит | Пояснение |
50 | 52 | Инвалюта из банка (валютного текущего счета) поступила в кассу компании |
71 | 50 | Инвалюта выдана подотчетному сотруднику, который отправляется в командировку за рубеж |
50 | 71 | Подотчетное лицо возвратило в кассу неиспользованную инвалюту |
52 | 50 | Возврат инвалюты из кассы компании в банк |
Лишних записей, связанных с переоценкой инвалюты, можно избежать, если выдавать ее сотрудникам для покрытия командировочных расходов в тот же день, когда наличные получены в банке. Сдавать обратно инвалюту разумно в день внесения ее в кассу компании подотчетными лицами.
Вопрос № 1. Сотрудник, находясь в заграничной командировке, сэкономил некоторую сумму, выданную ему под отчет. Каковы сроки ее возвращения в кассу компании?
Ответ: Неиспользованные наличные следует вернуть в кассу не позднее трех дней (рабочих) после приезда из командировки.
Вопрос № 2. Существуют ли перечень документов, подтверждающих суточные?
Ответ: В авансовом отчете расходованные суточные не нуждаются в подтверждении.
Вопрос № 3. Каков размер суточных за каждый командировочный день за рубежом?
Ответ: Предельный размер, необлагаемый НДФЛ, составляет 2 500 рублей (по РФ – 700,00). Предприятие вправе установить величину суточных самостоятельно, но при этом не забыть об удержании НДФЛ с сумм, превышающих норму.
Вопрос № 4. Работнику выплачен аванс по командировочным перед поездкой. Он потратил личные инвалютные средства и представил все подтверждающие документы. Работник получит сумму перерасчета в валюте?
Ответ: Деньги выплачиваются в рублях по актуальному курсу Центробанка РФ, который зафиксирован в день утверждения авансового отчета.
Вопрос № 5. Во время загранкомандировки сотрудник компании расплачивался за проживание в отеле личной банковской карточкой. Какие подтверждающие документы он должен предоставить, чтобы получить в кассе потраченную сумму?
Ответ: Документы, подтверждающие расходы – квитанции электронного терминала.
Бизнес на внешнем рынке, обмен опытом с зарубежными партнерами предусматривает поездки за границу и проведение операций с инвалютой. Они предполагают абсолютное соблюдение предписаний валютного законодательства в целом, и в ведении кассового учета в частности.
Реализовывать физлицам услуги либо товары за расчет в иностранной валюте в России запрещено всем отечественным предпринимателям.
Потому в кассу организации наличные иностранные деньги могут попасть в редких случаях, оговоренных законодательно. Приход и расход иностранных денежных знаков должно оформлять кассовыми ордерами.
Валютные суммы в ордерах должны показываться и в валютном и в рублевом эквиваленте одновременно. Перевод на рублевые значения происходит по курсу ЦБ РФ при принятии/выдаче средств.
Любая организация вправе иметь лишь одну кассовую книгу. В ней отображаются абсолютно все операции по кассе, как с рублями, так и с валютой.
Термин «расчетно-кассовые операции в иностранной валюте» является аналогом обычных операций по кассе, отличием становится лишь вид используемой денежной единицы.
Определение «операций валютных» наличествует в ст.1 п.1 пп.9 ФЗ №173. Здесь данным термином обозначается обретение либо отчуждение ценностей в валютном эквиваленте, ввоз или вывоз инвалюты и подобное.
Понятие «кассовых операций» приводится в п.2 Указания ЦБ РФ №3210-У от 11.03.2014, касающемся правил осуществления операций с кассой.
Расчетно-кассовые операции в иностранной валюте это принятие иностранной денежной наличности, ее пересчет и выдача.
Случаев, когда кассовая операция одновременно является валютной не так уж и много. Согласно ФЗ №173 валютные расчеты в большинстве своем должны осуществляться по безналичному расчету.
По обыкновению расчеты иностранными деньгами проводятся в таких формах как:
Перевод через банк | В процессе расчета один банк пересылает платежное поручение другому |
Документарное инкассо | Экспортер поручает «родному» банку принять от импортера, через иной банк или прямо, назначенную денежную сумму либо подтверждение платежа в конкретный срок в обмен на товарную документацию |
Документарный аккредитив | Банковская организация выставляет денежное обязательство, основываясь на поручении клиента-импортера в пользу экспортера |
По открытому счету | Покупатель перечисляет оплату на открытый счет продавца |
Чеками | Покупатель выписывает чек на предъявителя, то есть на продавца |
Но все же закон предусматривает исключения, когда иностранная валюта может законно попасть в кассу организации. Таких ситуаций немного и все они законодательно определены.
Осуществление в РФ любых валютных операций регламентируется законодательным актом «О валютном регулировании …» и созданными на его основе нормативами. Контролирует регулирование оборота валют ЦБ РФ.
Все операции валютного характера разделяются на текущие и по движению капитала. Текущими считаются:
Переводы в/из РФ инвалюты для расчетов без отсрочивания платежей по экспорту/импорту | А также для расплат по кредитованию сделок экспортно-импортного типа на период не больше трех месяцев |
Приобретение или выдача займов | На период не больше полугода |
Переводы в/из РФ дивидендов | Процентов или прочих доходов по операциям, касающихся движения средств |
Переводы в/из РФ неторгового характера | Так то пенсионных выплат, алиментов, наследства и подобных платежей |
Текущие операции с валютами вправе производить любые резиденты РФ без каких-либо ограничений. Чего не скажешь о подобных операциях, сопутствующих передвижению капитала.
Новые правила ведения кассовых операций с 30 ноября 2020
Ситуация, когда в кассе коммерсанта может оказаться иностранная валюта, встречается редко. Всё дело в том, что расчеты в валюте между российскими организациями запрещены (п. 1 ст. 9 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
К примеру, если российская расплатится за купленный товар с российской не рублями, а долларами или иной валютой, она нарушит закон. Наказание за это предусмотрено ст. 15.25 КоАП.
Термин «валютные операции» содержится в подп. 9 п. 1 ст. 1 закона № 173-ФЗ и включает в себя приобретение и отчуждение валютных ценностей, ввоз и вывоз валюты и т.д. А понятие кассовых операций дано в п. 2 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У о порядке ведения кассовых операций и расшифровывается как прием наличных денег, их пересчет и выдача.
Ситуаций, когда термины «валютная» и «кассовая» операция применяются вместе, совсем немного. Это связано с тем, что основная часть валютных расчетов, по закону № 173-ФЗ, должна осуществляться в безналичной форме. Отдельные случаи, когда валюта все-таки попадает в кассу компании, прописаны в этом же законе.
К ним, к примеру, относится случай выдачи из кассы валюты работнику для загранкомандировки (подп. 9 п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ).
Остановимся подробнее на порядке учета кассовых операций в иностранной валюте для данного случая.
При отображении в бухучете и отчетности инвалюты надлежит руководствоваться Положением по бухучету «Учет …, стоимость … в иностранной валюте».
Вся финансовая наличность в кассе и прочие активы/пассивы организации в иностранных средствах подлежат переводу в рубли.
Для бухучета перевод происходит по курсу ЦБ РФ относительно рубля на дату свершения операции с иной валютой. Датой свершения операции считается дата приходования в кассу либо выдачи из кассы денежных средств.
Текущая стоимость иностранной наличности в кассе организации может быть пересчитана при трансформации курса валют по котировкам ЦБ РФ. Курсовая разница, касающаяся формирования уставного капитала, относится на добавочный капитал.
Что касается всех остальных валютных операций, то разницы по курсу зачисляются в убыток или прибыль организации по мере принятия к учету.
Помимо того курсовая разница может приниматься к учитыванию по окончании отчетного года (в качестве сальдо по счету 83, субсчет 4 о курсовых разницах).
Зачисление иностранных денег в кассу оформляется стандартной первичной документацией. При принятии создается приходный кассовый ордер по унифицированной форме КО-1.
Отпуск средств оформляется посредством подготовки расходного ордера по унифицированному образцу КО-2.
Детальный порядок проведения валютных расчетно-кассовых операций нормативами ЦБ РФ не определен. Ранее Центробанк советовал заводить отдельную кассовую книгу для регистрации валютных операций.
Как указано в п. 1 Инструкции N 148н , бюджетный учет должен осуществляться в учреждении в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), иными нормативными правовыми актами и вышеупомянутой Инструкцией.
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Пункт 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете обязывает вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций учреждений в валюте РФ — в рублях.
Поскольку ЦБ РФ пересматриваются курсы валют, от этого рублевый эквивалент фиксированной валютной суммы изменяется. Изменения рублевого эквивалента за период между датами перерасчета называются курсовыми разницами. Переоценка денежных средств в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операции в иностранной валюте и на отчетную дату (п. 113 Инструкции N 148н). Для переоценки нужно:
- определить дату совершения операции (перерасчета);
- узнать курс валюты на дату совершения операции (перерасчета);
- произвести перерасчет по курсу валюты на дату совершения операции:
- определить сумму курсовой разницы.
Кассовые операции в иностранной валюте, как и в валюте РФ, оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата России N 88 .
Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Прием валюты в кассу учреждения и ее выдача из кассы производятся по приходным (ф. 0310001) и расходным (0310002) кассовым ордерам. До передачи в кассу на исполнение кассовые документы регистрируются в специальном журнале в порядке сплошной нумерации с указанием кодов, причин и условий поступления и выдачи наличных рублевых и валютных средств.
Согласно п. 113 Инструкции N 148н для учета операций по движению денежных средств бюджетного учреждения в иностранной валюте применяется счет 201 07000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте», в случае если операции:
- проводятся не через органы казначейства;
- осуществляются со средствами в иностранной валюте, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Из данного пункта следует, что Инструкцией N 148н указанный счет не предусмотрен для отражения поступления средств бюджета в иностранной валюте, если лицевые счета учреждений обслуживаются в ОФК. Однако в Письме Федерального казначейства от 23.12.2005 N 42-7.1-01/2.4-385 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операции со средствами в иностранной валюте» даны Разъяснения и указания по отражению операций с денежными валютными средствами бюджета. В частности, в приведенных в данном Письме бухгалтерских проводках для учета операций со средствами, выраженными в иностранной валюте, при обслуживании лицевого счета в ОФК также используется счет 120107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».
Отмена требования репатриации рублей и иностранной валюты для российских экспортеров. Основания для прекращение административного производства за не. Правовое регулирование сделок с цифровыми финансовыми активами, электронными средствами платежа, цифровой валютой. Административная ответственность за незаконное использование электронных средств платежа.
Изменения в порядок ведения кассовых операций в 2020 году не вносились. Руководствоваться необходимо указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, последняя редакция которого вступила в силу 19.08.2017 (см. указание ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У). Этим распоряжением Центробанк:
- поменял порядок составления ПКО и РКО кассы на основании чеков КК-техники;
- ввел новое правило оформления кассовых документов в электронной форме;
- изменил оформление и порядок выдачи подотчетных сумм.
Для наглядности представим эти изменения в ведении кассы в виде таблицы:
Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У о порядке ведения кассовых операций |
|
---|---|
Отменено/изменено |
Суть изменений в правилах ведения операций с наличными |
П. 5.2 утратил силу |
П. 4.1. Кассовые документы (ПКО и РКО) оформляют по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абз. 27 ст. 1.1 Фед. закона от 22.05.2003 № 54 |
П. 5.1 изменен |
П. 5.1. При оформлении ПКО в электронном виде квитанцию к ПКО направляют вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты |
П. 6.1 изменен |
П. 6.1. Наличие подписей ответственных лиц проверяется при оформлении документов на бумажном носителе |
П. 6.2 изменен |
П. 6.2. В случае оформления РКО в электронном виде получателем наличных денег проставляется электронная подпись |
П. 6.3 изменен |
П. 6.3. Отдельное заявление на подотчет составлять не обязательно, если на подотчетное лицо есть приказ (т. е. вернулся порядок, действовавший до 01.06.2014) |
П. 6.3 изменен — абзац третий утратил силу |
П. 6.3. Выдавать аванс допустимо при непогашенном долге по предыдущему подотчету |
Как видим, кассовая дисциплина с принятием последней редакции указания 3210-У значительно изменилась.
Чтобы учреждению избежать проблем с контролирующими органами, необходимо соблюсти несколько ключевых требований по отражению движения наличных. Рассмотрим ключевые условия, как организовать ведение в 2020 году онлайн-кассы.
Соблюдайте следующий порядок ведения операций с наличными:
- Назначьте кассира. Введите новую штатную единицу «бухгалтер-кассир» либо возложите обязанности по ведению расчетов наличными на другого специалиста. Отметим, что кассиром назначается только штатный работник учреждения. На внештатника или договорника возложить такие обязанности нельзя. Ознакомьте кассира с действующим порядком ведения КО под подпись.
- Утвердите лимит наличных. Лимит остатка кассы — это максимальная сумма наличных денег, которая может храниться в специализированном помещении каждый день, то есть в кассе. Исключением признаются дни выплаты зарплаты, пособий и стипендий. В остальные дни сумму денег, превышающую лимит по кассовым операциям, необходимо сдать на расчетный счет.
- Фиксируйте каждую операцию с наличными. Любое движение денег, поступление или расход в кассе необходимо отразить соответствующим документом. Причем не только первичным, но и зарегистрировать в журнале ведения учета.
- Отражайте операции в бухучете. На каждую операцию с наличными в кассе необходимо составить соответствующую бухгалтерскую проводку. Отражайте движение денег на соответствующих счетах, согласно инструкциям по ведению БУ.
- Обеспечьте тотальный контроль операций. Организуйте систематические проверки. Только профессиональный контроль и проверки того, как соблюдаются правила ведения кассы, позволят избежать штрафов за нарушение ведения кассовой дисциплины.