Акт камеральной налоговой проверки образец заполненный в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт камеральной налоговой проверки образец заполненный в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).

Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Когда еще решения налоговиков могут быть признаны недействительными, читайте в статье «Инспекция должна обеспечить участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки».

Акт камеральной налоговой проверки — образец

Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.

При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

\n\n

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

\n\n

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

\n\n

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

\n\n\n

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

\n\n

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

\n\n

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

\n\n

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Их несколько:

  • проверка декларации по итоговым данным и контрольным показателям,
  • сопоставление сведений из декларации с расчетами за предыдущие периоды и с отчетностью по другим налогам,
  • анализ полноты сведений декларации и информации, полученной налоговиками из внешних источников – госорганов, регистрационных и контрольных структур и т.д.
  • и дополнительно по декларациям НДС: перекрестная проверка соответствия декларации с отчетностью контрагентов. Данные Книги покупок компании, заявившей налоговые вычеты, должны совпадать с записями Книги продаж ее поставщика, в которой отражен НДС к начислению.

Камеральная проверка по НДС проходит по своим правилам. Изначально все декларации проходят автоматизированный форматно-логический контроль в АСК НДС-2, а далее следует углубленная проверка. Если заявлен НДС к возмещению или выявлены противоречия в декларации по НДС или расхождения с данными поставщиков (разрывы).

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

Проверьте все выявленные налоговиками расхождения по кодам ошибок из приложения к требованию. Сверьте записи в декларации с вашими документами. По реквизитам, числовым показателям и суммам.

Когда в требовании не указаны конкретные ошибки и бухгалтеру неясно, какие показатели пояснять, выполнять такое требование компания не обязана. Направьте в ИФНС мотивированный отказ с просьбой уточнить запрос.

Если ошибки технические – для ответа удобно использовать формализованное пояснение по ТКС с исправленными записями. Сократите время на подготовку. Но можно ответ в налоговую составить и в свободной форме.

1. В случае отсутствия ошибок в пояснениях надо указать, что в декларации ошибки, несоответствия и противоречия отсутствуют. Оснований для корректировки налоговых обязательств и внесения исправлений в декларацию нет.

Наиболее распространенными поводами для запроса пояснений являются такие расхождения:

— в декларации по НДС не восстановлен НДС, оплата и отгрузка отражены в разных налоговых периодах,- величины доходов от реализации в декларации по налогу на прибыль и показателя выручки от реализации в декларации по НДС,- при безвозмездном получении имущества, товаров или услуг,- при безвозмездной их передаче для собственных нужд, не учитываемых при расчете налога на прибыль,- между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности и другие.

Буйная фантазия налоговиков не ограничена. Их может заинтересовать, к примеру, обоснованность вычетов по НДС по неоплаченным сделкам. Или отражение в учете процентов по обязательствам. Будьте готовы объяснить причину отсрочки, взаимозачет, иные необычные или странноватые операции или условия договоров.

2. В случае, если ошибки есть, но они не повлияли на величину налоговой базы и сумму налога, в пояснении укажите причины искажений и правильные данные.

Это могут быть такие ошибки : неправильно указанный ИНН контрагента, код вида операции. Или поставщик отразил реализацию в более раннем периоде, чем вы отразили налоговые вычеты и тд..

Можно подать уточненку. ФНС в своем письме от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15/23367@ рекомендует подать и уточненку, и пояснения. Но с уточненкой спешить не советую – с ее подачи срок камеральной проверки начнет течь заново. На этом этапе достаточно пояснений.

К пояснению можно приложить и подтверждающие документы, по вашему усмотрению. Но пока не стоит. Если налоговой потребуется – их затребуют отдельно.

3. Если ошибки в декларации привели к занижению налога – все внесения исправлений – только через уточненную декларацию.

Перед тем как сдать уточненку, доплатите недоимку и пени. Чтобы избежать штрафов.

Особая тема – налоговые разрывы. Если вы уверены в правомерности НДС-вычетов при обнаружении налоговых разрывов и не спешите нести уточненную декларацию — будьте готовы к углубленной проверке с пристрастием. Проверьте имеющиеся у вас сведения и документы, свяжитесь с контрагентами. Проанализируйте свои перспективы отстоять вычет и готовность к судебному разбирательству.

Стоит знать, что в случае слабого звена /паршивой овцы в цепочке – требования о налоговых разрывах приходят всем участникам цепочки. Но далеко не каждый отказывается от вычетов и несется галопом сдавать уточненку. Важно оценить степень своего риска и возможный масштаб потерь — платить налоги за поставщика 5-7-9 звена или все же сопротивляться.

Как представить пояснения к декларации – на бумаге или по ТКС вы можете выбрать сами по любому налогу, кроме декларации по НДС. Если декларацию по НДС вы обязаны сдавать только через ТКС – пояснения отправляйте по ТКС. По утвержденному ФНС формату. Это строго: на бумаге – представленными не считаются. Если отчетность по НДС сдавать в электронном виде не обязаны – подойдет любая форма пояснений: электронно или на бумаге.

При камеральной проверке налоговики могут затребовать дополнительные документы только в строго определенных статьей 88 Налогового кодекса случаях. Любые запросы сверх этого перечня неправомерны. Поэтому прежде чем готовить документы по требованию, проверьте, обязаны ли вы его исполнять.

Могут затребовать документы, если:

  • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению,
  • заявлены убытки либо представлена уточненка на уменьшение суммы налога,
  • применены налоговые льготы,
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению,
  • в декларации обнаружены ошибки, несоответствия и противоречия из документов, имеющихся у налоговиков,
  • декларация по налогу на прибыль или НДФЛ представлена участником договора инвестиционного товарищества,
  • в уточненной декларации по истечении 2-х лет с даты представления отчетности заявлено уменьшение налога или увеличение убытка,
  • в расчете по страховым взносам применен пониженный тариф или отражены необлагаемые страховыми взносами выплаты,
  • в декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный налоговый вычет,
  • по декларациям по налогам, связанным с использованием природных ресурсов: НДПИ, водному и земельному налогам.
  • отчетность, к которой не приложены обязательные для представления одновременно с декларацией документы.

Срок ответа на требование – 10 рабочих дней с даты его получения. (статья 93 Налогового кодекса).

По общему правилу срок камеральной проверки не может быть более 3 месяцев со дня представления налоговой декларации и расчета по налогам.

С 3 сентября 2018 года до двух месяцев сокращен срок камеральной проверки для деклараций по НДС. Но может быть продлен руководителем инспекции до 3-х месяцев. Причем, очень легко — если будут подозрения в нарушениях. При этом проверяемого — вас- уведомлять никто не будет. Не обязаны. Поймете сами по активности действий инспектора или сообщат партнеры-контрагенты.

Для деклараций по НДС, представленных иностранцами, оказывающими услуги в электронной форме через Интернет, срок камеральной проверки – 6 месяцев.

Встречаются случаи, когда по истечении трех месяцев и более прилетает акт камеральной проверки. И за ним следует решение о взыскании налога и привлечении к ответственности. Да, к сожалению, в последнее время сформировалась негативная практика, поддерживаемая судами, допускающая затягивание налоговиками процессуальных сроков камеральных проверок. И отменить решение по итогам проверки только на том основании, что налоговики вас проверяли дольше положенного срока, в суде не получится. Если действительно в результате проверки налоговики выявят налоговое нарушение.

Но если вы закон не нарушали и готовы отстаивать правомерность своей позиции по существу – заявляйте об отмене решения налоговиков и по причине нарушения сроков контрольных процедур. Срок установлен и его никто не отменял!

Вы вправе обжаловать действия и бездействие налоговой в вышестоящем налоговом органе и в суде. В суд заявление у вас примут только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Согласно пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса.

Может побудить налоговиков соблюдать установленные законами сроки жалоба в прокуратуру. Если жалоба будет направлена своевременно – прокурор вправе потребовать прекратить проверку. Вправе, но не обязан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня регистрации. Не стоит обольщаться. Но принципиальным – можно попробовать.

Ситуация. Если за несколько дней до истечения срока проверки инспектор просит сдать уточненку с минимальными, ничего не значащими исправлениями — не ведитесь. Вас используют. Инспектор не уложился в установленное для проверки время, а объясняться у строгого начальника о продлении срока не хочет. Подача новой уточненки включит счетчик проверки заново. А вам добавит лавину требований, головную боль и бессонные ночи.

Сокращение камеральной проверки декларации по НДС до 2-х месяцев было заявлено как широкий жест законотворцев, озабоченных непростой судьбой российского бизнеса.

Но есть большой риск, что этот аттракцион невиданной щедрости будет обесценен другими возможными новациями в Налоговый кодекс.

Аудитор счетной палаты, проведя анализ работы ФНС, стал взволнован: не хватает у налоговиков времени на проверку деклараций по НДС по механизму симметричной сверки с контрагентами АСК НДС-2. Налоговые декларации, сданные, к примеру, с 7 по 12 числа не могут быть проверены перекрестным способом.до 25 числа. Так как основная часть деклараций сдается и загружается в систему в последние дни срока, 25-го числа. Нужна поправка в статью 88 Налогового кодекса: срок камеральной проверки по НДС считать с 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Один для всех. И фактическая дата представления декларации для срока камералки будет не важна.

Еще одна озабоченность того — же чиновника: недостаточно налоговая штрафует за нарушение сроков сдачи отчетности. И сумму штрафов надо увеличивать. А то непорядок: затраты бюджета на составление и отработку одного протокола об административном правонарушении — 2 540 рублей, а максимальный штраф должностному лицу по статье 15.5 КоАП – всего 500 рублей. Бюджет несет потери.

И еще одно предложение правительству от счетной палаты – обязать бизнес направлять документы для проверок в налоговую исключительно в электронном виде по ТКС, закрепив норму в пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса. Как вам предложение? Учитывая поток запросов из налоговой? Все перешли на электронный документооборот? Или готовы принимать в штат сканеристов и сканеристочек?

Вот такие новости. Фискальная система- как лернейская гидра. На месте одной позитивной нормы вырастают три зловредных.

Внесут эти изменения в законодательство? Или нет? Будем наблюдать.

Но в пределах сроков — даже если требование получено в последний день камералки — представить обязаны.

Если принято решение о проведении доп. мероприятий — запрос налоговиков в рамках закона. Его надо исполнить. В других случаях за пределами сроков проверки – не обязаны. Письмо Минфина от 18 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-75.

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Камеральную проверку проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму.

Никакого специального решения для камеральной проверки не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности: с проверки реквизитов фирмы, расчетов по авансовым платежам, деклараций по налогам (взносам).

Исчисление срока проведения камеральной проверки декларации или расчета и приложенных к ним под­тверждающих документов начинается со дня представления налоговикам налоговой декларации (расчета).

Компания вправе представить в инспекцию все документы как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. Листы документов, представляемых в бумажном виде, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Документы, составленные в электронном виде, можно подать через личный кабинет налогоплательщика. Они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Далее изучается информация в самой отчетности. Ин­спекторы проверяют:

  • «арифметику» и взаимоувязку показателей;
  • правильность применения ставок по налогам, тари­фов по взносам, льгот.

Потом проверяющие сопоставляют отчетные данные с показателями за прошлые годы, с информацией о вас из других источников и с данными по другим аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить подозрительные фирмы – кандидатов на выездную проверку.

Продолжительность камеральной проверки – три меся­ца со дня представления налоговой декларации (расчета).

Налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать документы при выявлении ошибок в декларации и представленных налогоплательщиком документах.

Цель камеральной проверки – убедиться в правильности заполнения налоговых форм, соответствии данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении доку­ментов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщают налогоплательщику с требованием внести необходимые исправления в установленный срок.

Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные. Причем без выхода на предприятие: оно само представит в налоговый орган необходимые для проверки документы.

Такая подмена приводит в том числе к несоблюдению гарантий, установленных Налоговым кодексом для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки. В первую очередь это касается запрета проведения повторной выездной проверки.

Предоставленное налоговому органу право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы ограничено сущностью камеральной проверки.

Фирма должна представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию.

Обратите внимание

Инспекторы вправе требовать у организации или ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Если в результате инспекторы обнаружат факт совершения налогового правонарушения («или иного нарушения законодательства о налогах и сборах»), они обязаны составить акт камеральной проверки. На это налоговикам отводится 10 рабочих дней с момента окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

Обратите внимание

Aкт камеральной проверки в течение пяти дней с даты его подписания вручают под расписку. Если вы уклоняетесь от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его почтой заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если вы не согласны с выводами, содержащимися в акте камеральной проверки, можете представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение одного месяца с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Через 10 рабочих дней после истечения этого срока инспекция должна принять решение. Если в ходе рассмотрения материалов проверки будут нужны дополнительные документы, руководитель инспекции может продлить срок их рассмотрения на месяц.

Если в ходе проверки будут назначены дополнительные мероприятия, то решение по материалам проверки должно быть принято не позднее 10 дней со дня их завершения (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам дополнительных мероприятий, то он может в течение 10 дней со дня их окончания подать письменные возражения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание

Даже если налогоплательщик не подал свои возражения по акту, инспекция должна пригласить фирму на рассмотрение материалов проверки. Это даст ей возможность, если потребуется, устно представить свои возражения на выводы проверяющих (п. 2 ст. 101 НК РФ). Если же представителей организации на заседание не пригласили, это может стать основанием для отмены решения.

Плательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, может ознакомиться с решением по проверке и материалами налогового контроля. Такие документы разрешается осмотреть, снять с них копии или сделать выписки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении налогоплательщика к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения должно содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, каким образом они были установлены в ходе налоговой проверки, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие изложенное в решении, а также обстоятельства, отягчающие ответственность налогоплательщика.

В решении должны быть указаны статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за совершенные налоговые правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения об уплате санкций, недоимки по налогу, пеней, начисленных на дату вынесения решения за несвоевременную уплату налога.

Решение должно быть вручено в течение пяти дней со дня вынесения. Оно вступит в силу не сразу, а когда истечет один месяц со дня его вручения организации.

Это время можно использовать для того, чтобы обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе (п. 9 ст. 101 НК РФ). Управление рассмотрит жалобу в течение месяца со дня получения. Оно может отменить решение инспекции или утвердить его пол­ностью или частично. Решение инспекции по налоговой проверке вступит в силу только после вынесения «вышестоящего» вердикта.

На основании решения инспекция оформляет требование об уплате налога, пеней и штрафов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Если налогоплательщик в установленный требованием срок добровольно не уплатил недоимку, пени и штраф, инспекция взыщет деньги в принудительном порядке. Сделать это она может не позднее двух месяцев после окончания срока исполнения требования о добровольном погашении долга.

Обратите внимание

Eсли инспекция пропустит этот срок, то в дальнейшем она сможет действовать только через суд. На подачу иска ей отведено шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о принудительном взыскании инспекция долж­на предъявить фирме в течение шести дней после того, как его вынесет (п. 3 ст. 46 НК РФ). На основании этого документа инспекция направит в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, инкассовое поручение на списание нужной суммы. А банк должен исполнить это поручение в течение одного операционного дня.

Банк может списывать нужную сумму по мере прихода средств на счет налогоплательщика, если это не нарушает очередность платежей, установленную гражданским законодательством (п. 6 ст. 46 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за непредставление декларации, как правило, выносится не раньше чем через 6 дней после истечения установленного срока представления декларации.

Налогоплательщик, не представивший отчетность, приглашается в налоговый орган для выяснения причины непредставления налоговой отчетности. Кроме того, налоговый орган приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган принимается в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока сдачи соответствующей формы отчетности.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Требовать объяснений от налогоплательщика. Налоговая может запросить уточненную декларацию и подтверждающие документы или вызвать налогоплательщика в ФНС.

Запрашивать у госучреждений, контрагентов и банков информацию о налогоплательщике. Например, об открытых счетах и оборотах на них, об имуществе, которое принадлежит бизнесу.

Допрашивать свидетелей. Например, бухгалтера компании или ее руководителя.

Привлекать специалистов. Например, переводчика, инженера или другого эксперта в бизнесе, который проверяют. Специалист поможет налоговой понять, все ли работает так, как говорит предприниматель.

Проводить экспертизу. Например, проверять соответствие подписей в счетах-фактурах и паспорте руководителя.

Если компания не нарушила налоговое законодательство, по результатам проверки акт не составляется (ст. 88, 100 НК РФ).

В общем случае ИФНС не сообщает компании о завершении камеральной проверки, если не выявлены нарушения законодательства. Исключением – ситуация, когда камеральная проверка проводилась в отношении декларации по НДС с заявительным порядком возмещения налога. В этом случае ИФНС обязана сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства в течение семи рабочих дней после окончания проверки (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию

Камеральная налоговая проверка

Повторная камеральная проверка

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральные и выездные проверки

Камеральная проверка по НДС

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Акт Банк Бухучет Бюджет Государственная служба Договор Должностная инструкция Заявка Жилищный фонд Журнал Заявление Здравоохранение Инструкция Исковое заявление Исполнительная власть Коммерческие организации Местное самоуправление Минфин Минобрнауки Налог Некоммерческие организации Оборона Образование Отчет Перечень Правопорядок Правосудие Приказ Природа Промышленность Протокол Расчет Сведения Собственность Справка Страхование Строительство Торговля Транспорт Требования Труд Уведомление Финансы Энергетика Юридическое лицо …

Бесплатная консультация

г. Москва 07.03.2012 (место составления) (дата)

Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью «Аноним» ИНН/КПП (ООО «Аноним»), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 «Не по форме»)

2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)

2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)

2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО «Аноним» не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)

2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)

2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)

2.6. Среднесписочная численность организации — 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)

2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию — нулевую отчетность и декларации по НДС — нулевые. (8)

2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)

2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)

Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме:

3.1.2. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета:

3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога:

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с ООО «Аноним» налоги и пени.

3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

3.2.3. Привлечь ООО «Аноним» к налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации:

Приложения: на 6 листах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт выездной налоговой проверки состоит в основном из сверки данных о правильности суммы отчислений и о своевременности внесения платежей. Проверка осуществляется касательно всех налогов, которые обязан вносить налогоплательщик по месту его жительства, и основывается на данных, указанных в документации, а также на основе имеющихся объектов налогообложения.

Для сверки данных уполномоченные лица имеют право проводить полное обследование всех имеющихся у налогоплательщика объектов, магазинов, зданий, складов, земельных участков, и осуществлять инвентаризацию его активов, поддающихся налогообложению.

Выездная проверка налоговой службой, согласно законодательству, обязательно должна быть задокументирована, для этого представителями налоговой службы составляется акт налоговой проверки, который должен соответствовать нормам. Такой акт необходимо составить не позже чем через два месяца после проведения проверки и оформления справки, в которую заносятся сведения касательно проведенной проверки.

Итоги проверки консолидированной группы налогоплательщиков должны быть занесены в акт представителями налоговой службы не позже чем через три месяца после написания справки о проведении выездной проверки.

Акт обязательно составляется по форме, которая установлена по приказу налоговой службы и используется в случаях, касающихся законных налоговых сборов. Этим же приказом были одобрены требования к написанию акта выездной налоговой проверки, он должен включать три основные части: вводную, описательную и итоговую.

После составления акт заверяется подписями лиц, осуществивших проверку, и налогоплательщиком, которого проверяли. Если лицо, подвергающееся проверке или его уполномоченный представитель не согласен заверить документ своей подписью, в акте делается соответствующая пометка.

Для подтверждения нарушений, которые были обнаружены во время проведения проверки, к акту прикладываются необходимые документы. В акт, в раздел о порядке проведения проверки и продления ее сроков, вносятся данные о сроках проведения основной или повторной проверки.

После подписания акта налоговой проверки он должен быть предоставлен объекту проверки или его представителю в положенный срок, который не должен превышать пяти дней. Факт передачи акта должен быть подкреплен распиской или другим видом документа, содержащим дату его получения.

Если же объект проверки выступает против получения акта, и всеми возможными способами уклоняется от передачи документа, тогда в акт вносится пометка об этом, а сам документ отправляется по почте с помощью заказного письма на адрес налогоплательщика или его организации.

Работники налоговой службы отвечают за надлежащее выполнение положенных на них обязательств. За невыполнение должностных полномочий работники привлекаются к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности согласно законодательству РФ.

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Приложение N 27. Акт налоговой проверки (форма по КНД 1160098 )

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы, но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись.

г. Москва 07.03.2012 (место составления) (дата)

Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью «Аноним» ИНН/КПП (ООО «Аноним»), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 «Не по форме»)

2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)

2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)

2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО «Аноним» не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)

2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)

2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)

2.6. Среднесписочная численность организации — 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)

2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию — нулевую отчетность и декларации по НДС — нулевые. (8)

2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)

2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)

Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме:

3.1.2. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета:

3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога:

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с ООО «Аноним» налоги и пени.

3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

3.2.3. Привлечь ООО «Аноним» к налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации:

Приложения: на 6 листах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *