Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Москва. 2022. судебные решения об отказе в замене Чернобыльского удостоверения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
КС РФ постановил уточнить закон о льготах для семей чернобыльцев
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки В.Н.Фоминой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика К.В.Арановского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Заявительница по настоящему делу гражданка В.Н.Фомина — вдова умершего в 2008 году инвалида вследствие чернобыльской катастрофы оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.
Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2015 года был установлен юридический факт нахождения В.Н.Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н.Фоминой было отказано.
Оставляя без удовлетворения требования В.Н.Фоминой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Железнодорожный районный суд города Рязани в решении от 11 апреля 2016 года исходил из того, что в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная выплата устанавливается членам семьи умершего инвалида-чернобыльца лишь в том случае, если они имели право на нее при жизни умершего, и что пункт 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907), не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на данную компенсацию. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июня 2016 года. Определением от 22 июля 2016 года судья Рязанского областного суда отказал В.Н.Фоминой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н.Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.
Прокурор разъясняет — Южная транспортная прокуратура
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
№727
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 831
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 165н
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2006 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ
ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ГРАЖДАНАМ УДОСТОВЕРЕНИЯ
УЧАСТНИКА ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25), Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5489; 2005, N 26, ст. 2650) приказываем:
1. Утвердить прилагаемый Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Признать утратившими силу Приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации:
от 29 февраля 2000 г. N 114/66/23н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 апреля 2000 г., регистрационный номер 2207);
от 13 ноября 2000 г. N 561/262/96н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 ноября 2000 г., регистрационный номер 2451);
от 27 января 2004 г. N 41/26/12н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2004 г., регистрационный номер 5514).
Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.Ю.ЗУРАБОВ
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
Утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерацииот 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н |
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ
ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ГРАЖДАНАМ УДОСТОВЕРЕНИЯ
УЧАСТНИКА ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
ВС РФ признал недействующей норму, которая допускает возложение на ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы обязанности повторно представлять документы, подтверждающие участие в ликвидации, при обращении за получением удостоверения ликвидатора по новой форме. Норма препятствует предоставлению таким гражданам права на соцподдержку.
Как получить жилищный сертификат чернобыльцам (чернобыльский сертификат) в 2019 -2020 г.
Документы, условия, порядок получения
Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации
К сожалению, в связи с дефицитом бюджета, количество отказов в признании чернобыльцев нуждающимися и предоставлении жилищных сертификатов резко возросло.
Областными министерствами спускаются целые рекомендации, как отказать гражданам в получении сертификата. Немалую роль играет и некомпетентность самих органов местного самоуправления.
Если :
— Вы не знаете как получить сертификат;
— Вам отказали в его предоставлении;
— Вас отказываются признать нуждающимся в улучшении жилищных условий;
или просто у Вас есть другие вопросы — свяжитесь с нами и мы решим ваши проблемы.
Мы готовы предложить вам как дистанционное сопровождение всей процедуры получения сертификата, так и полное представление ваших интересов во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и судами.
Первичная консультация бесплатна!
*отправленное сообщение является конфеденциальным и не подлежит передаче третьим лицам
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Бакурский Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Северное Медведково г. Москвы о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдаче удостоверения ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в период с 8 июня 1986 г. по 7 июля 1986 г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части
[скрыто] в п. Барсуки Красногорского района Брянской области, который является зоной отчуждения. 19 июня 1996 года ему выдано удостоверение АЕ № [скрыто], как лицу, работавшему в населённом пункте Барсуки
Красногорского района Брянской области с 8 июля 1986 г. по 7 августа 1986 г.
Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истец выполнял изыскательские работы, которые не относятся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2010 г. Бакурскому Ю.Н. в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 октября 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Бакурского Ю.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав истца.
Согласно нормам статей 13, 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам и военнослужащим, принимавшим участие в 1986-1987 годах участие в
работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающие право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом.
Отказывая в удовлетворении иска Бакурского Ю.Н., суд исходил из того, что воинская часть [скрыто], в которой работал истец, отсутствует в перечне учреждений, предприятий и организаций, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец выполнял проектно-изыскательские работы, которые, по мнению суда, не относятся к работам, проводимым непосредственно при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом суд сослался на пункт 12 Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведённым в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. № 5625-1, которым предусмотрены работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально-техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населённого пункта.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает этот вывод суда основанным на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Бакурский Ю.Н., являясь служащим воинской части [скрыто], находился в командировке в населённых пунктах Красногорского района Брянской области, в том числе в д. Барсуки, в период с 8 июля 1986 г. по 7 августа 1986 г.
Согласно справке администрации Красногорского района Брянской области от 12 апреля 1995 г. № 152 Бакурский Ю.Н. находился в командировке в Красногорском районе Брянской области с 8 июля 1986 г. по 7 августа 1986 г. и с 1 июня 1988 г. по 22 июля 1988 г., выполнял изыскательские работы для строительства газопровода-отвода к н.п. Красная Гора и межпоселковых газопроводов к н.п. Палужская Рудня, Заборье, Барсуки, Александровка, Николаевка. По степени радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС указанные населённые пункты относятся к зоне отселения, Барсуки — к зоне отчуждения.
19 июня 1996 года Бакурскому Ю.Н. было выдано удостоверение АЕ № [скрыто], подтверждающее его проживание и работу в д. Барсуки
Красногорского района Брянской области в вышеуказанный период.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р ��арсуки Красногорского района
Брянской области включён в перечень населённых пунктов, отнесённых к зоне отчуждения; изменения в отношении данного населенного пункта не вносились.
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 2 августа 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 октября 2010 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Бакурского [скрыто] к Управлению социальной защиты населения района Северное
Медведково г. Москвы удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения района Северное Медведково г. Москвы выдать Бакурскому [скрыто] удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ГПК РФ | Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке |
ГПК РФ | Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции |
Есть два главных правовых акта, на основании которых выдают удостоверение:
- Закон № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Это огромный документ, которым руководствуются органы соцзащиты, решая, имеет ли гражданин право на поддержку как пострадавший от аварии на ЧАЭС.
- Совместный приказ МЧС, Минздравсоцразвития и Минфина России от 11.04.2006 № 228/271/63н. Он регламентирует именно выдачу удостоверений.
Это по сути две ступени оформления правового статуса чернобыльца. И если вторая проста и понятна, то первая содержит тысячу условий и нюансов.
Кому должны выдать удостоверение чернобыльца?
- Тем, кто вследствие катастрофы на ЧАЭС перенес лучевую болезнь или другие патологии, вызванные радиацией.
- Тем, кто из-за чернобыльской аварии стал инвалидом. Это и ликвидаторы, и военные, призванные к месту катастрофы, и жители близлежащих населенных пунктов. Также в эту категорию попадают люди, ставшие донорами костного мозга для тех, кто боролся за жизнь после получения огромной дозы радиации.
- Тем, кто в 1986 году был принудительно эвакуирован из зоны отчуждения или выехал из нее добровольно. В эту категорию попадают взрослые и дети, в том числе те, которые на момент эвакуации находились в материнской утробе.
- Тем, кто участвовал в устранении последствий катастрофы в 1986–1987 годах. Это снова ликвидаторы, военные, медики, а также люди, осуществлявшие эвакуацию.
- Тем, кто в 1988–1990 годах был занят на работах над возведением объекта «Укрытие».
- Тем, кто в 1988–1990 годах под контролем государства продолжал ликвидацию последствий аварии в зоне отчуждения и непосредственно на ЧАЭС.
- Тем, кто постоянно проживает или работает на территории с льготным социально-экономическим статусом, либо в зоне с правом на отселение, либо непосредственно в зоне отчуждения.
- Тем, кто работает в зоне отселения, но проживает за ее пределами.
- Тем, кто добровольно переехал из зоны с правом на отселение в любое время с 26 апреля 1986 года и по настоящий момент.
- Тем, кто проходит или проходил военную службу в радиусе от ЧАЭС до внешних границ зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В Приказе № 228/271/63н сказано, что оформление и выдача удостоверений чернобыльцам в каждом субъекте РФ осуществляется уполномоченным органом по месту проживания обратившегося. Как правило, это отдел соцзащиты, входящий в структуру администрации населенного пункта.
- Стандартный вариант – обращение в районный отдел соцзащиты. Граждане подают туда документы напрямую.
- Подача документов в МФЦ – вариант, доступный в некоторых городах (например, в Санкт-Петербурге. Сотрудники МФЦ принимают, проверяют, сканируют предоставленные документы и направляют их в Соцзащиту.
- Самый удобный способ – оформление через «Госуслуги» – пока доступен только для жителей Челябинской области.
Апелляционное определение И. (2018)
Если гражданин когда-то получил удостоверение чернобыльца, но оно утеряно или повреждено, его можно восстановить. Для этого также нужно обратиться в соцзащиту или МФЦ.
Для оформления дубликата удостоверения нужно предоставить:
- паспорт;
- заявление в произвольной форме (в нем нужно указать номер удостоверения и объяснить причины его порчи или утери);
- справку из ОВД и бюро находок (если оно есть в населенном пункте).
Порядок и сроки выдачи дубликата те же.
Таким образом, получить право на льготы могут не только граждане, лично пережившие последствия аварии на ЧАЭС, но и нетрудоспособные члены их семей, в том числе вдовы и дети чернобыльцев. И хотя связанные с чернобыльской катастрофой правовые ситуации контролирует МЧС России, выдачей удостоверений занимаются органы соцзащиты.
- В случае перевода чернобыльца на другое рабочее место, заработная плата на котором ниже, он получает материальное возмещение в сумме, равной разнице между старой и новой зарплатой.
- Если человек теряет свою трудоспособность, ему выплачивается компенсация, сумма которой не меньше среднего заработка на данной территории в данный момент. Благодаря этому чернобылец получает возможность на нормальный жизненный уровень, который он мог потерять в связи с ухудшением состояния здоровья.
- Если у чернобыльца есть дети до 14 лет, ему выплачивается компенсация в сумме 300 руб. Эта сумма фиксированная.
- Граждане, которые в результате аварии на Чернобыльской АЭС потеряли свое здоровье и стали инвалидами, получают каждый месяц денежную помощь. Ее сумма зависит от группы инвалидности (1 – 1 000 руб., 2 – 2 500 руб., 3 – 5 000 руб.).
На сегодняшний день принято нововведение в схеме выдачи нового или взамен утерянного удостоверения чернобыльца. Оно заключается в том, что все необходимые документы собираются и дублируются сотрудниками соответствующих организаций.
- Люди, которые подверглись воздействию высокой дозы радиации. Это могут быть, как жители, так и непосредственно участники ликвидации аварии.
- Те, кто получил группу инвалидности в результате воздействия высокой дозы радиации. К ним относятся: цивильные, военные, сотрудники ОВД, пожарники. В эту категорию также относятся граждане, которые по собственной воле стали донорами спинного мозга для нуждающихся в его пересадке.
- Люди, которые жили и покинули зону отчуждения.
- Гражданские, медицинские работники и военнослужащие, которые занимались вывозом матценностей на безопасную территорию.
- Дети родители которых были эвакуированы. Также те, кто находился в утробе эвакуированной матери.
- Жители четвертой зоны.
ВАЖНО! В отдельных регионах с учетом специфики качества жизни могут рассматриваться дополнительные мероприятия по предоставлению преференций, утвержденных нормативно-правовыми актами местного уровня.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 10 ноября 2009 года N 17-П, суды указывают на то, что граждане, добровольно выехавшие из оны ЧАЭС на новое место жительства, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.-т.е доказывать, что вы молоимущие не нужно чиновники явно ограничивают вас в правах.-повод для обращения в прокуратуру или суд.
На каждого несовершеннолетнего ребенка предусмотрено пособие на питание: в дошкольном учреждении – 433 рубля 6 коп., а в школе – 84 руб. 21 коп. на месяц. Существуют и ежемесячные пособия на детей:
В сфере налогообложения граждане, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законом об участниках чернобыльских событий 1986 г., полностью освобождаются от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство, которое находится в их собственности и официально зарегистрировано.
Законодательством нашей страны предусмотрен целый перечень льгот для социально незащищенных людей, попавших в сложную ситуацию. И в том числе для тех, кто в далеком 1986 году пострадал из-за аварии на Чернобыльской АЭС, а также имеет опыт проживания на в местности неподалеку от территории, на которой произошла катастрофа. Причем эти льготы действуют не только для самих участников тех событий, но и для их детей и даже внуков. Далее рассмотрим, какие льготы детям чернобыльцев полагаются в настоящий момент.
Решение Гражданское дело 2-1908/2017 ~ М-676/2017 Мытищинский городской суд
Организацию установления и выплаты компенсации вдовам сотрудников, погибших в аварии на ЧАЭС и в ходе ликвидации ее последствий, взяли на себя страны бывшего Советского Союза. В связи с этим был разработан и введен в действие ряд нормативных актов, регулирующих этот порядок.
- Возмещение вреда, который был причинен их здоровью. Для возможности осуществления такого действия потребуется получить медицинское заключение связи полученного облучения в зоне аварии на ЧАЭС с состоянием здоровья или потерей трудоспособности;
- Возмещение вреда, который был причинен личному имуществу граждан. Такое положение в большей степени касается тех, кто на момент аварии проживал в зоне радиоактивного поражения;
- Компенсацию риска, которому подвергался гражданин при выполнении работ в опасной для здоровья зоне;
- Компенсацию риска, которому подвергался гражданин, выполняющий обязанности по долгу службы в зоне, где распространялись вредные вещества;
- Получение различных социальных выплат в зависимости от причиненного здоровью ущерба.
- граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
- лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
- лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
- доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
- работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.
Зоной проживания с правом на отселение является часть территории РФ, которая пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС, с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км (ст. 10 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее — Закон № 1244-1). Граждане, проживающие в этой зоне и добровольно выехавшие из нее, относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 11 ст. 13 Закона № 1244-1). Согласно ст. 22 Закона № 1244-1 данной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона № 1244-1.
В совокупности минимальный объем выплат чернобыльцам за счет средств федерального бюджета в зависимости от группы инвалидности составляет от 13 до 43 тыс. рублей ежемесячно, без учета страховой пенсии по старости.
Из них под меры социальной защиты, установленные данными законами, подпадает 1 436 317 граждан, проживающих на территориях, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», 105 409 граждан, принявших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (включая 46 250 инвалидов вследствие воздействия радиации, в том числе 866 инвалидов вследствие аварии на ПО «Маяк»), и 5 184 семьи, потерявшие кормильца.
Рекомендуем прочесть: Как уволить женщину с ребенком до 14 лет по инициативе работодателя
После присвоения статуса «чернобылец» гражданам РФ предоставляют различные льготы. В этой ситуации выдают чернобыльское удостоверение. Этот документ получают следующие лица:
- Зона отчуждения – к ней относится часть территории Брянской области – Барсуковское, Заборское, Медведевское поселения, в том числе поселки Барсуки, Князевщина, Нижняя Мельница, Прогресс.
- Зона отселения – часть территории Брянской области – Злынковскй, Гордеевский, Клинцовский, Красногорский и Новозыбковский районы.
- Зона проживания с правом на отселение – часть поселений на территории следующих регионов – Брянская, Калужская, Орловская, Тульская области.
- Зона проживания со льготно-экономическим статусом – часть поселений таких субъектов как Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской и некоторых других регионов.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 10 ноября 2009 года N 17-П, суды указывают на то, что граждане, добровольно выехавшие из оны ЧАЭС на новое место жительства, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.-т.е доказывать, что вы молоимущие не нужно чиновники явно ограничивают вас в правах.-повод для обращения в прокуратуру или суд.
Чтобы реализовать свое право на привилегии и «бонусы», полагающиеся по закону, необходимо обратиться в орган социальной защиты на месте своего проживания, чтобы написать соответствующее заявление. К нему понадобится подкрепить официальные документы, включительно с:
Назначение пенсии лицу подвергшемуся радиации на Чернобыльской АЭС
Организацию установления и выплаты компенсации вдовам сотрудников, погибших в аварии на ЧАЭС и в ходе ликвидации ее последствий, взяли на себя страны бывшего Советского Союза. В связи с этим был разработан и введен в действие ряд нормативных актов, регулирующих этот порядок.
- Возмещение вреда, который был причинен их здоровью. Для возможности осуществления такого действия потребуется получить медицинское заключение связи полученного облучения в зоне аварии на ЧАЭС с состоянием здоровья или потерей трудоспособности;
- Возмещение вреда, который был причинен личному имуществу граждан. Такое положение в большей степени касается тех, кто на момент аварии проживал в зоне радиоактивного поражения;
- Компенсацию риска, которому подвергался гражданин при выполнении работ в опасной для здоровья зоне;
- Компенсацию риска, которому подвергался гражданин, выполняющий обязанности по долгу службы в зоне, где распространялись вредные вещества;
- Получение различных социальных выплат в зависимости от причиненного здоровью ущерба.
- граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
- лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
- лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
- доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
- работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.
Зоной проживания с правом на отселение является часть территории РФ, которая пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС, с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км (ст. 10 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее — Закон № 1244-1). Граждане, проживающие в этой зоне и добровольно выехавшие из нее, относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 11 ст. 13 Закона № 1244-1). Согласно ст. 22 Закона № 1244-1 данной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона № 1244-1.
В совокупности минимальный объем выплат чернобыльцам за счет средств федерального бюджета в зависимости от группы инвалидности составляет от 13 до 43 тыс. рублей ежемесячно, без учета страховой пенсии по старости.
Из них под меры социальной защиты, установленные данными законами, подпадает 1 436 317 граждан, проживающих на территориях, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», 105 409 граждан, принявших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (включая 46 250 инвалидов вследствие воздействия радиации, в том числе 866 инвалидов вследствие аварии на ПО «Маяк»), и 5 184 семьи, потерявшие кормильца.
Рекомендуем прочесть: Как восстановить статус москвича
После присвоения статуса «чернобылец» гражданам РФ предоставляют различные льготы. В этой ситуации выдают чернобыльское удостоверение. Этот документ получают следующие лица:
- Зона отчуждения – к ней относится часть территории Брянской области – Барсуковское, Заборское, Медведевское поселения, в том числе поселки Барсуки, Князевщина, Нижняя Мельница, Прогресс.
- Зона отселения – часть территории Брянской области – Злынковскй, Гордеевский, Клинцовский, Красногорский и Новозыбковский районы.
- Зона проживания с правом на отселение – часть поселений на территории следующих регионов – Брянская, Калужская, Орловская, Тульская области.
- Зона проживания со льготно-экономическим статусом – часть поселений таких субъектов как Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской и некоторых других регионов.
Копия ведомости с заполненными графами, заверенная гербовой печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее двух месяцев со дня поступления бланков удостоверений в уполномоченный орган.
Это интересно: В Рамках Исполнительного Производства Пристав Имеет Право Арестовать Охотничье Ружье
Конституционный суд защитил права чернобыльцев
Зоной проживания с правом на отселение является часть территории РФ, которая пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС, с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км (ст. 10 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее — Закон № 1244-1). Граждане, проживающие в этой зоне и добровольно выехавшие из нее, относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 11 ст. 13 Закона № 1244-1). Согласно ст. 22 Закона № 1244-1 данной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона № 1244-1.
В совокупности минимальный объем выплат чернобыльцам за счет средств федерального бюджета в зависимости от группы инвалидности составляет от 13 до 43 тыс. рублей ежемесячно, без учета страховой пенсии по старости.
Из них под меры социальной защиты, установленные данными законами, подпадает 1 436 317 граждан, проживающих на территориях, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», 105 409 граждан, принявших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (включая 46 250 инвалидов вследствие воздействия радиации, в том числе 866 инвалидов вследствие аварии на ПО «Маяк»), и 5 184 семьи, потерявшие кормильца.
Рекомендуем прочесть: Входит ли в трудовой стаж прохождение производственной практики
После присвоения статуса «чернобылец» гражданам РФ предоставляют различные льготы. В этой ситуации выдают чернобыльское удостоверение. Этот документ получают следующие лица:
- Зона отчуждения – к ней относится часть территории Брянской области – Барсуковское, Заборское, Медведевское поселения, в том числе поселки Барсуки, Князевщина, Нижняя Мельница, Прогресс.
- Зона отселения – часть территории Брянской области – Злынковскй, Гордеевский, Клинцовский, Красногорский и Новозыбковский районы.
- Зона проживания с правом на отселение – часть поселений на территории следующих регионов – Брянская, Калужская, Орловская, Тульская области.
- Зона проживания со льготно-экономическим статусом – часть поселений таких субъектов как Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской и некоторых других регионов.
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
Это интересно: Если Купил Дом Без Доступа К 3 Метра Будут Ли Проблемы
Чтобы реализовать свое право на привилегии и «бонусы», полагающиеся по закону, необходимо обратиться в орган социальной защиты на месте своего проживания, чтобы написать соответствующее заявление. К нему понадобится подкрепить официальные документы, включительно с:
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
После присвоения статуса «чернобылец» гражданам РФ предоставляют различные льготы. В этой ситуации выдают чернобыльское удостоверение. Этот документ получают следующие лица:
- Зона отчуждения – к ней относится часть территории Брянской области – Барсуковское, Заборское, Медведевское поселения, в том числе поселки Барсуки, Князевщина, Нижняя Мельница, Прогресс.
- Зона отселения – часть территории Брянской области – Злынковскй, Гордеевский, Клинцовский, Красногорский и Новозыбковский районы.
- Зона проживания с правом на отселение – часть поселений на территории следующих регионов – Брянская, Калужская, Орловская, Тульская области.
- Зона проживания со льготно-экономическим статусом – часть поселений таких субъектов как Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской и некоторых других регионов.
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
Это интересно: Жирная Красная Линия На Кадастровой Карте
Сертификат, выполненный на персонифицированной бумаге, предоставляет его владельцу право на оформление безвозмездной субсидии от государства на приобретение жилья. Единовременное улучшение жилищных условий регламентируется Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако реализовать право на получение сертификата можно согласно нормам Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Важно! Сертификат распространяется на чернобыльца и членов его семьи, к которым относятся дети, супруги и родители лица, претендующего на получение жилищного документа. Также на звание членов семьи чернобыльца могут претендовать другие родственники или его иждивенцы, что устанавливается в судебном порядке.
Субсидию можно использовать только:
- для приобретения недвижимого имущества;
- при оформлении ипотечного кредита для уплаты первоначального взноса.
Выдачу документа производит уполномоченный орган исполнительной власти определенного региона. Согласно Постановления Правительства № 153 документ может быть выдан лицу, который был подвержен радиационному воздействию при чернобыльской аварии. Жилищный сертификат чернобыльца выдается в соответствии с установленной очередью. Для того, чтобы встать в очередь, следует обратиться в уполномоченные органы и предоставить следующей пакет документов:
- заявление о включении в списки участников программы;
- паспорт;
- документ, подтверждающий право лица на получение сертификата, как правило, это удостоверение чернобыльца;
- выписка из домовой книги;
- выписка финансового лицевого счета;
- документ, который подтверждает право на получение дополнительных квадратных метров;
- документ о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок постановки на учет значение не имеет);
- документ, который подтверждает родственные связи.
Важно! Все документы подаются либо в виде оригиналов, либо в виде заверенных копий.
После принятия документов уполномоченный орган рассматривает их и принимает решение о включении заявителя в программу или об отказе в этом. В случае отказа, заявитель может обратиться за получением сертификата вновь, но только после устранения всех отмеченных органом недочетов. Основанием для отказа принятия гражданина в программу может быть:
- неполное предоставление заявителем документов;
- указание в представленных документах недостоверных сведений;
- получение ранее социальных выплат от государства;
- отсутствие у заявителя прав на получение жилищного сертификата чернобыльца.
Если органы принимают решение о включении гражданина в программу, на него заводится учетное дело. Для того, чтобы субсидию получить в следующем году, документы должны быть приняты уполномоченным органом в период с 01 января по 01 июля предшествующего года.
Субсидия исчисляется исходя из средней стоимости жилого помещения, определяемая в соответствии:
- с нормами жилой площади;
- со стоимостью одного квадратного метра жилья, установленной в конкретном регионе.
Рассмотрим более подробно. Стоимость одного квадратного метра определяется уполномоченным органом субъекта РФ, однако для некоторых регионов Постановление Правительства № 153 устанавливает повышенные коэффициенты, например: 1,2 – для Москвы, 1,1 – для Тюменской области и другое. Нормативная жилая площадь определяется:
- для одиноко живущих граждан – 33 кв. м;
- для семьи из 2-х человек – 42 кв. м;
- для семьи не менее чем из 3-х человек – 18 кв.м.
Важно! При наличии оснований, предусмотренных законодательством, дополнительно могут предоставляться 15 кв. м, например: если гражданин призван инвалидом.
Предоставление таких нормативов требует соблюдения следующих условий:
- если у лица, получающего сертификат, и членов его семьи отсутствует иная жилплощадь;
- при наличии у гражданина договора социального найма жилого помещения, он подлежит расторжению;
- при наличии у гражданина жилья без обременения, он передает его в собственность государства безвозмездно. В случае, если гражданин отказывается отчуждать жилое помещение, нормативы рассчитываются исходя из разницы между размером жилья. Однако, субсидия может быть не выплачена, если гражданин не отказался от квартиры, а общая площадь в которой он нуждается меньше 18 кв. м.
Москва.2021.Судебные Решения Об Отказе В Замене Чернобыльского Удостоверения
Суд в процессе рассмотрения данного гражданского дела пришел к выводу о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации подлежащих применению в данном деле положений оспариваемого закона и, приостановив своим определением от 14 сентября 2021 года производство по ходатайству представителя истца, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Володарского районного суда города Брянска, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
Жилищный сертификат чернобыльца — льгота, представляющая собой крупную денежную сумму на покупку недвижимости для проживания с целью улучшить жилищные условия тех, кто пострадал из-за аварии, случившейся 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Сертификат не позволяет потратить деньги ни на какие иные приобретения, кроме дома, квартиры либо комнаты. Порядок получения жилой недвижимости по сертификату регламентирован Постановлением № 153. Данная программа по наделению определенных категорий россиян жильем получила название «Жилище». Она должна была закончиться еще в 2021 году, однако с того времени продлевалась дважды. Последним Постановлением № 889 программа была продлена до 2021 года.
Для определения суммы госпомощи в расчет берут цену квадратного метра, установленную в регионе проживания заявителя. Для некоторых субъектов страны сумму увеличивают на определенный коэффициент:
Человека, проживающего в одиночестве, государство обеспечивает 33 квадратными метрами жилплощади. Если у него есть семья, льготные метры распространяются и на всех ее членов. На двоих дается 42 квадрата, а если семья больше, на каждого положено по 18 квадратов. Семьей при этом считаются супруги, их родители и дети, проживающие на одной территории. Не столь близкая родня, проживающая постоянно с заявителем, считается семьей, только если этот факт установлен судом.
При этом суд сослался на пункт 12 Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведённым в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. № 5625-1, которым предусмотрены работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально-техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населённого пункта.
Бакурский Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Северное Медведково г. Москвы о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдаче удостоверения ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2021 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Москва. 2021. судебные решения об отказе в замене Чернобыльского удостоверения
Для получения российской водительских прав вместо луганских в 2022 году, потребуется:
- Официально установить легальное основание для присутствия в стране. Вид отношений, установленных между государством и заявителем, влияет на то, что будет являться удостоверением личности.
- Собрать необходимые документы.
- Обратиться в Госавтоинспекцию при личной явке или через МФЦ. Службы проконсультируют по поводу написания заявления.
- Пройти проверку знаний и умений.
После успешного выполнения заданий у лица будет 2 вида прав: ЛНР и российские. Поэтому при необходимости, водитель может использовать первые, когда находится на территории республики.
При замене иностранных водительских прав на российские в 2022 году следует обратить внимание на некоторые особенности:
- Если дата выдачи национальной лицензии для вождения ранее 28.03.11, то проверять ее нужно по Приложению 6 прошлой редакции Венской конвенции — от 28.09.2004. Данное положение содержится в официальном разъяснении Госавтоинспекции от 13.04.15.
- Граждане РФ могут ездить с иностранными правами, но суды иногда принимают позицию, обратную этой (решение Ленинского районного суда Тульской области по делу № 12-30/2018). Поэтому во избежание проблем и при наличии возможности удостоверение лучше поменять.
- Ограничения заниматься на машине деятельностью для извлечения прибыли не относятся только к гражданам тех государств, в которых русский язык уподобляется государственному. Если он характеризуется лишь отдельными атрибутами правительственного или юридически лимитирован, то условие действительно.
В первую очередь рассмотрим общий алгоритм для обмена иностранных прав:
- Проверить права и убедиться, что их можно заменить.
- Подготовиться к экзаменам.
- Собрать необходимые документы.
- Обратиться в ГИБДД для сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения.
Далее в рамках данной статьи каждый из этапов будет рассмотрен более подробно.
К сожалению, далеко не все страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении, выдают соответствующие этой конвенции удостоверения.
Например, некоторые государства перешли на новый формат прав гораздо позже, чем 28 марта 2011 года.
Рассмотрим, что можно предпринять, если права не подлежат обмену:
- Обменять иностранные права на новые иностранные.
- Пройти обучение в российской автошколе и получить права заново.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из предложенных вариантов:
Для замены иностранных прав на новые придется посетить государство, где эти права получены. Это возможно далеко не всегда, а стоимость поездки может быть довольно высокой.
Однако выбор этого варианта позволит впоследствии перенести в российские права стаж вождения (он используется при расчете стоимости страховки и важен при работе в качестве водителя). Также в новые права будут перенесены все имеющиеся категории, и для этого придется лишь один раз сдать экзамены.
Самый серьезный недостаток при прохождении обучения в российской автошколе — это большое количество времени, которое придется потратить на получение прав (несколько месяцев). Если водителю требуются несколько категорий прав, то на каждую из них придется проходить отдельное обучение и сдавать отдельные экзамены. При выборе этого варианта стаж вождения из иностранных прав не переносится. Что касается стоимости обучения, то она может быть сравнима со стоимостью поездки.
Преимущество у данного варианта лишь одно — не нужно ехать в другое государство.
Ситуация, сложившаяся в указанной местности, оказала негативное влияние на деятельность большого количества граждан. В силу воздействия загрязнения на рассматриваемую местность много населенных пунктов остались заброшенными. Около таких территорий вряд ли получится встретить что-то живое, так как все вымерло. Лица, работающие на атомной станции и представители их семей, в результате трагедии получили заболевания, которые вылечить не удастся. Часть людей приобрела статус инвалидов, некоторые погибли.
В настоящее время с момента трагедии прошло несколько десятилетий. Отголоски трагедии заметны до сих пор. Данная трагедия стала точкой преткновения, чтобы правительством были разработаны мероприятия, направленные на улучшение жизни граждан, получивших вред в этой аварии. Аналогичные меры применимы к лицам, которые имеют отношение к трагедии.
В отдельную группу лиц выделены граждане, которые жили в непосредственной близости к предприятию, трудились на нем или устраняли возникшие последствия. Для них законодательством разработаны привилегии, выплаты компенсационного типа и другая поддержка. С наступлением каждого года список льготных условий подвергается коррективам.