Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда федеральных госслужащих в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Госслужащим называют работника государственной службы, занимающегося определенными задачами управления. Обеспечение его деятельности устанавливается законодательством и осуществляется за счет федеральных средств.
Финансовое обеспечение и деятельность госслужб регулирует ФЗ №58 от 27.05.2003, ФЗ №53 от 28.03. 1998, ФЗ %79 от 27.07.2004, Указ Президента №1574 от 31.12.2005 и различные нормативы и законы, касающиеся функционирования отдельных служб.
Перечень лиц, которых относят к государственным служащим, оговорен в законе о системе госслужбы (ФЗ №58). Службы, относящиеся к государственным:
- Гражданская государственная. Сотрудники обеспечивают исполнение полномочий государственных органов на федеральном уровне. Государственные должности устанавливает Конституция РФ.
- Военная. Представляет собой особый вид профессиональной деятельности граждан, обеспечивающий защиту и оборону государства.
- Другие (иные) виды. Статус госслужащего предоставляется различным категориям работников федеральных органов власти.
Повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
Последнее повышение окладов государственных чиновников было в 2020 году — с 1 октября оклад по должности вырос на 3%. На пленарном заседании Госдумы 25 ноября 2020 года был принят законопроект, согласно которому индексация окладов госслужащих приостановлена до 1 января 2022 года. Зарплат чиновников регионального уровня он не касается — индексацию устанавливают региональные власти.
Принятие такого решения связано с критическим падением бюджетных доходов в 2020 году и большими затратами на антикризисные меры, связанные с пандемией. Предполагается, что дефицит бюджета сохранится до 2023 года. На переносе зарплатных реформ чиновников правительство сэкономит около 200 млрд рублей. В 2023 году планируется вернуться к индексации окладов при условии сокращения числа госслужащих.
-
140 кг хлеба, 7 трусов с износом 2 года. Какой состав потребительской корзины предлагается в России
62 0
-
Обзор налоговых новостей: автоматизированный УСН, налоги на Курилах и льготы инвалидам
38 0
-
НДФЛ с выплат при увольнении из армии и МВД
31 0
-
НДФЛ при расторжении договора дарения жилья
30 0
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.
Для этого правительство использует следующие меры поддержки.
Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб.
В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.
Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ).
В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.
Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.
Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.
По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета.
У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно.
К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники.
Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.
Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе.
Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.
Ведется разработка тарифной сетки, включающей 18 разрядов и учитывающей квалификацию, уровень ответственности, стаж.
По новым положениям величина оклада должна быть не меньше 50% дохода работника.
Так же предусмотрена доплата за работу сверх установленного трудовым договором времени, в календарные и праздничные выходные, ученую степень, величину стажа.
До половины оклада можно выплачивать на оздоровительные мероприятия, до 30% – на оказание материальной помощи.
Эксперименты по внедрению новой системы оплаты труда будут проводить в семи специально выбранных для этого регионах с декабря 2021 года по 31 марта 2022 года.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» Педагоги детских садов и общего образования
Педагоги дополнительного образования
Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования
Преподаватели вузов
Врачи
Средний и младший медицинский персонал
Социальные работники
Работники культуры
Научные сотрудники
Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей
Специалисты по кадрам
Специалисты по комплексной реабилитации
Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений
Социальные психологи
Юристы
Бухгалтеры и экономисты
Инженеры
Программисты
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников
Наименование классного чина Оклад за классный чин (рублей в месяц) Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса 3479 Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса 3290 Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса 3102 Государственный советник Российской Федерации 1 класса 2821 Государственный советник Российской Федерации 2 класса 2633 Государственный советник Российской Федерации 3 класса 2447 Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 2162 Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 1977 Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 1788 Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 1694 Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 1413 Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 1319 Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 1131 Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 1038 Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 849 Стаж работы Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10 от 5 до 10 лет 15 от 10 до 15 лет 20 свыше 15 лет 30 Степень секретности Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)«Особой важности» 50 — 75 «Совершенно секретно» 30 — 50 «Секретно» (при оформлении допуска с проведением
проверочных мероприятий)10 — 15 «Секретно» (при оформлении допуска без проведения
проверочных мероприятий)5 — 10 Ваш успех начинается здесь!
☎ Очное обучение:
+7 (831) 437-08-51
☎ Онлайн-обучение:
+7 (831) 467-22-99
☎ Общежитие:
+7 (831) 468-05-68
✉ Интернет-приемная:
Написать нам
Повышение зарплат бюджетников обусловлено тем, что ранее уровень выплат определялся региональными властями на основании МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в субъекте. Такая методика расчета приводила к тому, что зарплаты бюджетников в разных регионах значительно отличались. Чтобы выровнять этот дисбаланс, в ноябре 2020 года президент подписал указ о том, что регулированием зарплат бюджетников будет заниматься Кабинет министров, то есть основные вопросы будут решаться на федеральном уровне.
Для госслужащих изменят правила оплаты труда и премирования
Реализация стратегии началась с законодательных изменений. Они включают ряд нормативных актов, регулирующих такие аспекты:
- Вопрос выплат теперь решается на федеральном уровне. На региональном — можно регулировать доплаты, премии для бюджетников.
- Расчет зарплат не основывается на региональном прожиточном минимуме, как было раньше. В настоящее время уровень оплаты должен быть не менее среднестатистического (медианного) показателя МРОТ по региону.
- Вводится дифференцированная оплата труда по категориям. Предусматривается 18 разрядов для госслужащих.
- Ежегодно повышается показатель МРОТ за счет индексации, в процентном отношении он превышает уровень инфляции.
- Разрабатываются отраслевые подзаконные акты, которые регулируют начисление выплат гражданам, в том числе бюджетникам.
- Совершенствуется расчетная система начисления заработных плат.
По поручению президента правительство разработало программу, которая предусматривает повышение оплаты труда бюджетников до 200%. Расчет будут делать, опираясь на показатель МРОТ в регионе.
В связи с тем, что в 2022 году планируют поднять показатель МРОТ в среднем по стране на 4,7% (13 393 руб.), автоматически на такой же процент вырастет минимальная зарплата у бюджетников. В 2023 году запланировано повышение МРОТ на 5,8%.
Предполагается:
- увеличение окладов, ставок;
- введение тарифных сеток по категориям;
- премии не ниже 5% от окладов;
- в общей сумме доплаты могут составлять 60-120%.
Каждый сотрудник бюджетной сферы может рассчитывать на материальную помощь (30% от оклада) и выделение средств на оздоровление (50%).
С 1 января 2022 года на увеличение размера зарплаты могут претендовать:
- врачи;
- учителя;
- бюджетники, которые попадают под действие майских указов.
Каждый регион сам решает на сколько производить индексацию, но не ниже 4% (выше можно). К примеру, в Магаданской области в 2022 году бюджетникам увеличат зарплату в несколько этапов на 10%, а в Омской единоразово на 5%ю
Чтобы улучшить работу медицинских работников, в ряде регионов был запущен пилотный проект по улучшению условий оплаты труда. Теперь на их оклад будет оказывать влияние сложность работы, квалификация, региональный коэффициент, компенсационные выплаты.
В 2022 году индексация окладов сотрудников медицинской сферы составит 6,5%.
С целью экономии на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, заработная плата госслужащих была «заморожена», но в 2022 году индексацию возобновят.
Запланировано повышение зарплат работников различных федеральных государственных органов на 4% с 01.10.2022 года.
Военным и приравненным к ним лицам зарплату с 01.10.2022 года повысят на 4%
Все повышения в 2022 году пройдут на фоне увеличения федерального МРОТ, который по сравнению с 2021 годом станет больше на 1 108 (8,6%) рублей и составит 13 890 рублей (в 2021 году – 12 792 руб.).
Независимо от организации (бюджетная, внебюджетная), изменения затронут примерно 3 млн работников.
По ТК РФ (ст. 133) месячная зарплата при условии отработки нормы рабочего времени не должна быть ниже МРОТ. Если принят региональный МРОТ (но не ниже федерального), то в расчет берут именно его, если он не принят, то действует МРОТ, принятый на федеральном уровне.
Увеличение зарплат госслужащим запланировано с 1 октября 2022, 2023 и 2024 годов. Именно такое предложение было внесено на рассмотрение в Госдуму. 4% — не такая уж и большая сумма. Но это лучше, чем ничего. Особенно, если учесть, что в 2021 году Министерство Финансов решило сэкономить и отказаться от индексации. В результате около 3 млрд рублей было направлено на другие нужды.
Согласно поданному в Госдуму законопроекту правительства РФ, госслужащие могут рассчитывать не только на повышение заработной платы, но и на изменения, касающиеся премии. Ее будут получать не только те, кто выполняет особо сложные и важные задания, но и те, кто просто ответственно и добросовестно подходит к выполнению своей работы.
И это не все новшества. С принятием законопроекта правительство получит полномочия решать, как будут начисляться выплаты федеральным гражданским служащим и тем работникам госорганов, которые занимают должности, не относящиеся к госслужащим.
Деньги на премии будут выделяться из федерального бюджета. Правительство получит их благодаря сокращению штата.
Изменения пройдут в 2 этапа. Первый начнется 1 января 2022 года и затронет систему начисления премий. Второй — 1 января 2023 года и коснется федеральных судов, представительств органов власти за границей и т.д.
Оплата труда гражданского служащего
Итак, обобщим. Госслужащим повысят зарплату в 2022 году на 4%. Почему именно на 4%? Это связано с прогнозируемым уровнем инфляции. При этом заработная плата работников других отраслей станет больше на 6,9%.
Получается, что на повышенный оклад могут рассчитывать военнослужащие, полицейские, сотрудники прокуратуры, те, кто работает в министерствах.
Если государство сможет справиться с дефицитом бюджета, а, как показал 2021 год, у него это хорошо получается, то повышение зарплаты госслужащим в 2022 году состоится. Все станет ясно после того, как будет принят бюджет.
То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.
Изменения в начислении заработной платы работникам предприятий государственной и муниципальной форм собственности происходят трижды в год:
- 1 апреля;
- 1 июня;
- 1 октября.
В федеральном бюджете заложено повышение зарплат в 2021 г. на 6,8%. В этом году изменения в оплате не достигнут бюджетной сферы. Но, начиная с 01.01.2022, ситуация изменится.
Работники бюджетной и муниципальной отрасли должны получать одинаковую заработную плату независимо от того, в каком регионе они проживают. Согласно новому законопроекту, правительство должно установить определенные требования к отраслевым системам оплаты труда. Это важно, так как в 2021 г. сложилась следующая картина: за одни и те же обязанности работники, которые проживают в различных регионах, получают разную оплату за свой труд.
Например, сотрудник средней образовательной школы в Сибири получает за свою работу 35 тыс. руб. А зарплата учителя в столице составляет 125 тыс. руб. При этом часовая нагрузка, уровень образовательного заведения, квалификация педагогов никак не отличается.
Чтобы узнать, как правильно рассчитать зарплату бюджетникам, нужно понять из чего она состоит. Так, выделяют несколько частей:
- основной оклад;
- индивидуальные премии;
- доплаты за вредные условия труда;
- оплата сверхурочных, праздничных и выходных дней;
- надбавка за стаж, ученую степень и звание.
Внимание!
Нововведения будут касаться увеличения доли оклада и уменьшения премии.
По существующим правилам, большая часть выплат приходится на оклад. Профсоюзы считают, что его размер не может быть меньше 80%. Депутаты государственной Думы убеждены, что величина оклада может варьироваться в пределах 50-70%. Разница мнений довольно весомая.
При этом стоит учесть, что дополнительные выплаты и поощрения к основному окладу региональные власти отменить не смогут. В первую очередь, законодательство не допустит уменьшения размера зарплат, а во-вторую — педагогов и медиков необходимо стимулировать финансово, чтобы они не начали искать иные пути заработка. В любом случае, для увеличения размера оклада деньги будут взяты из госбюджета.
Согласно новым поправкам, которые были приняты к ТК, правительству президент поручил разработать новые требования к установлению уровня оплаты труда в каждой сфере. Первыми, кто получит оплату за свой труд в измененном формате, станут медицинские работники. Ожидается это 01.01.2022 г. После этого изменения по цепочке пройдут и в других отраслях.
Согласно ст. 134 ТК России, ежегодная индексация положена всем трудящимся. Коммерческая сфера не является исключением из этого правила, поскольку положение Трудового кодекса полностью распространяется и на работу компаний частной формы собственности. Одновременно с этим, есть определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу №33-22702/2017, где было определено, что повышение заработной платы — это гарантия от государства.
Это значит, что индексировать заработок граждан должны организации, получающие госфинансирование. В случае, когда деятельность компании осуществляется без государственной поддержки, то и выполнять гарантии она не обязана. Следовательно, коммерческая фирма может отказаться от проведения индексации зарплаты, но при условии, что они готовы оспаривать свое решение в рамках судебного разбирательства. Порядок индексации с частными организациями прописывают в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.
Ст. 134 Трудового кодекса России гарантирует индексацию зарплаты всему персоналу, исключения никакого нет. Отсутствуют ограничения по должности, профессии, полу, возрасту, стажу, специальности, сроку действия трудового договора и иным условиям. Это значит, что в 2022 г. индексация будет проведена для всех трудоустроенных сотрудников, в том числе:
- постоянных работников, которые присутствуют на рабочих местах;
- штатных сотрудников и совместителей;
- дистанционного персонала;
- удаленных занятых, которые отсутствуют, например — находятся в декрете или отпуске за свой счет.
Проиндексировать следует и оплату труда директора, даже при условии, что он единственный учредитель организации. Но это возможно только тогда, когда с ним заключен трудовой договор.
Если учредитель выполняет обязанности директора на основании гражданско-правового договора, то индексация проведена не будет. В данном случае никакого наказания не грозит.
Законодательством установлены только общие положения касательно индексации зарплаты сотрудников. Но размер и механизм проведения полностью лежит на плечах работодателя. Верховный суд в п.10 Обзора судебной практики №4 (2017) выделил определенные вопросы относительно индексации, которые должны быть раскрыты в локальных актах работодателя:
- основание проведения;
- сроки и периоды;
- алгоритм определения коэффициента;
- сколько будет индексация зарплаты в 2022 году;
- список выплат, которые нужно увеличить.
В основном, работодатели ориентируются на изменение индекса цен или на уровень инфляции. Это расчетные экономические показатели, определяемые Росстатом. Эти значения официальные и ознакомиться с ними можно на оф.сайте ведомства.
То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.
Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:
Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:
- общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
- двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.
В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2021 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена.
Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.
На зарплаты судей КС и ВС в 2022 году выделят 942 млн руб.
Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.
В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:
- сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
- перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
- часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.
Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.
Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.
Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.
В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:
- сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
- сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
- второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
- на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.
Как отмечает экономист Илья Петров, необходимо дождаться плана по повышению заработных плат, который подготовит правительство, чтобы понять, какие категории ждет индексация. Однако по опыту прошлых лет, отмечает эксперт, на прибавку могут рассчитывать все работники бюджетной сферы.
«Обычно повышение зарплаты касается всех работников государственных органов власти и государственной сферы. К ним также относятся врачи, учителя, военнослужащие (но не срочники), сотрудники полиции, научные работники, таможенники и работники казначейства.
Если мы говорим, что на данный момент в бюджетной сфере заняты примерно 17 млн человек, то справедливо предположить, что повышение коснется их всех или большинства», – подытожил собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Президент распорядился при оценке достижения целевых показателей уровня зарплаты отдельных категорий бюджетников не учитывать федеральные выплаты за классное руководство педагогам школ и организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Документ содержит положения об индексации сотрудников государственных и муниципальных учреждений с 1 октября 2022 года. Программа рассчитана до 2024 года включительно и распространяется на судей, работников прокуратуры и СК, работников федеральных госучреждений и других категорий сотрудников федеральных госорганов.
Как менялась заработная плата в последние годы
Год Рост зарплат 2019 3% 2020 5,4% 2021 6,1% 2022 6,5% На рынке труда отмечается стабильный, хотя и медленный рост. В результате восстановления экономики и спроса на сырьевые ресурсы ожидаются и иные варианта увеличения заработной платы. В частности, речь идёт о росте суммы базовой выплаты или путём установления общего размера для всех регионов страны.
Аналогичные меры будут приняты и в отношении сотрудников медицинских и образовательных учреждений. Их ожидает рост зарплат на 200%. А так как и труд местных структур исполнительной власти никто не планирует преуменьшать, то он также будет достойно оценён.
Кроме индексации рост зарплат муниципальных служащих будет обеспечен, в том числе и посредством исполнения президентских указов, которые глава государства подписал в мае 2012 года.
В соответствии с этими документами ожидается рост заработных плат бюджетников разных категорий. Для сотрудников ряда учреждений (муниципальных и государственных) увеличение будет весьма значительным и зависит от величины среднего дохода в каждом субъекте РФ.
Несмотря на то, что планировалось реализовать майские указы в 2018 году, в ряде регионов их ещё продолжают воплощать в жизнь. Рост доходов бюджетников продолжится и в 2022 году, так как они до сих пор не соответствуют уровню, рекомендованному главой государства.
Планируют скорректировать структуру денежного содержания госслужащих
Недавно президент Российской Федерации подписал очередной указ по поводу того, чтоб увеличить оклады федеральных госслужащих. Они должны вырасти в 1,03 раза, то есть на 3 %. Такой рост затронет оклады федеральных служащих, а также тех людей, которые трудятся в дипломатических представительствах и консульствах.
Причём говоря о таком повышении, нужно сказать, что она запланирована на 2020 год – все мероприятия начнутся 1 октября, но уже сегодня ведутся разговоры по поводу того, что в следующем году необходимо повторить такую же манипуляцию, то есть присутствуют все шансы на то, что увеличение зарплаты государственным гражданским служащим будет произведено в октябре 2021 года.
Очень спорным вопросом в последнее время является процедура индексирования. Власти долго спорили по причине того, нужно или не нужно индексировать заработные платы государственных служащих, но пришли всё-таки к определённому решению. Индексация зарплат будет, но с задержкой – к 2023-му году рост составит 5 %. Именно такие заголовки сегодня украшают СМИ.
Речь идёт о том, что заморозка индексации всё-таки будет, и она будет в 2021-м году, но впоследствии её компенсируют и заработные платы достигнут того придела, который был до решения о заморозке.
Как таковой, информации по поводу того, будет ли сокращение федеральных госслужащих в 2021 году в прессе не появляется. Напротив, не так давно штат некоторых высших органов власти был расширен за счёт того, что на работу пришли новые люди.
В этой сфере деятельности всегда есть некая текучка кадров, но официально о волне сокращения государственных служащих речь не идёт. Никто не отменяет того факта, что сотрудник может потерять свои рабочие места в результате несоответствия занимаемой должности или некачественного выполнения трудовых обязанностей, но это естественный процесс.
Ранее власти принимали решение по поводу сокращения с целью экономии бюджетных средств, но практика показывает, что подобная методика не самым благоприятным образом отражается на состоянии структуры, поэтому на сегодняшний день такой метод не рассматривается.
Обсуждая тему заработных плат для федеральных служащих необходимо уделить некое внимание тому, какое предложение недавно сделала партия «Единая Россия». Они предлагают увеличить долю оклада в зарплате всех бюджетников. Причём сделать это так, чтобы он стал равен 70 %.
По словам Андрея Турчака, который является секретарём Генерального совета, это позволит реформировать систему оплаты труда в целом.
В комментариях говорится о том, что предлагается также ввести в обиход ряд неких компенсационных и стимулирующих выплат. При этом соотношение базовых и стимулирующих выплат должно составлять 70 на 30, и ставка федерального госслужащего на 2021 год в РФ также попадет под эти правила.
Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году
Очень спорным вопросом в последнее время является процедура индексирования. Власти долго спорили по причине того, нужно или не нужно индексировать заработные платы государственных служащих, но пришли всё-таки к определённому решению. Индексация зарплат будет, но с задержкой – к 2023-му году рост составит 5 %. Именно такие заголовки сегодня украшают СМИ.
Речь идёт о том, что заморозка индексации всё-таки будет, и она будет в 2021-м году, но впоследствии её компенсируют и заработные платы достигнут того придела, который был до решения о заморозке.
Российские законодатели продолжают принимать законы, ограждающие власть от критики и наказывающие население и СМИ за недовольство. Резкие высказывания против власти и административного аппарата в социальных сетях могут приравнять к хулиганству, а СМИ — оштрафовать за «фейковые» новости.
Первым законопроектом дополнят статью 20.1 Кодекса об административных нарушениях (КоАП). Согласно этой статье, распространение информации, в неприличной форме выражающей неуважение к государству, государственным символам и органам госвласти, наказывается денежным штрафом (1–5 тыс. рублей) или арестом до 15 суток.
Также приняты поправки к закону «Об информации…». Документ наделяет генерального прокурора и его заместителей правом обращаться в Роскомнадзор с требованием блокировки оскорбительной информации в рамках досудебного разбирательства.
Эти законопроекты были внесены в Думу в день Конституции, пункт 1 статьи 29 которой гласит, что каждому гарантирована свобода мысли и слова. В пункте 5 той же статьи главного документа страны «гарантируется свобода массовой информации».
Как таковой, информации по поводу того, будет ли сокращение федеральных госслужащих в 2021 годув прессе не появляется. Напротив, не так давно штат некоторых высших органов власти был расширен за счёт того, что на работу пришли новые люди.
В этой сфере деятельности всегда есть некая текучка кадров, но официально о волне сокращения государственных служащих речь не идёт. Никто не отменяет того факта, что сотрудник может потерять свои рабочие места в результате несоответствия занимаемой должности или некачественного выполнения трудовых обязанностей, но это естественный процесс.
Ранее власти принимали решение по поводу сокращения с целью экономии бюджетных средств, но практика показывает, что подобная методика не самым благоприятным образом отражается на состоянии структуры, поэтому на сегодняшний день такой метод не рассматривается.
п/п Наименование должности Должностной оклад (рублей в месяц) Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов) Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах к должностному окладу) 1. Должности категории «руководители» Высшая группа должностей 1 Заместитель федерального министра 9880 10,5 150-200 2 Директор департамента 9093 5,5 150-200 3 Заместитель директора департамента 8743 4 150-200 2. Должности категории «помощники (советники)» Высшая группа должностей 5 Помощник федерального министра 8743 4 150-200 6 Советник федерального министра 8743 4 150-200 3. Должности категории «специалисты» группа должностей 7 Начальник отдела в департаменте 7432 3,5 120-150 8 Референт 7258 3 120-150 Ведущая группа должностей 9 Заместитель начальника отдела в департаменте 6471 2,5 90-120 10 Ведущий советник 6384 2,5 90-120 11 Советник 6295 2,5 90-120 12 Ведущий консультант 6209 2,5 90-120 13 Консультант 6121 2,5 90-120 Старшая группа должностей 14 Главный специалист-эксперт 5597 2,5 60-90 15 Ведущий специалист-эксперт 5073 2,5 60-90 16 Специалист-эксперт 4547 2,5 60-90 4. Должности категории «обеспечивающие специалисты» Ведущая группа должностей 17 Ведущий специалист 2 разряда 5859 2,5 90-120 Старшая группа должностей 18 Старший специалист 1 разряда 4547 2,5 60-90 19 Старший специалист 2 разряда 4461 2,5 60-90 20 Старший специалист 3 разряда 4374 2,5 60-90 Младшая группа должностей 21 Специалист 1 разряда 3848 2,5 до 60 Наименование классного чина Оклад за классный чин (рублей в месяц) Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса 3237 Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса 3062 Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса 2886 Государственный советник Российской Федерации 1 класса 2625 Государственный советник Российской Федерации 2 класса 2450 Государственный советник Российской Федерации 3 класса 2277 Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 2012 Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 1839 Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 1663 Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 1576 Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 1314 Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 1227 Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 1052 Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 965 Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 790 Похожие записи: