Новое положение о закупках по 223-ФЗ на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое положение о закупках по 223-ФЗ на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2021-2022 годах

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

\n

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

\n

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

\n

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

\n

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

\n

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

\n

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

\n

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

\n

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

\n

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

\n

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

\n

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.
Примерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

Таким образом, заказчикам, уже применяющим ПП РФ № 1352 и тем, кто только готовится к применению новых для себя правил, стоит помнить о двух составляющих поддержки субъектов МСП:

  1. требовании выполнения норматива по закупкам у субъектов МСП в отчетном году;
  2. необходимости соблюдения процедурных норм ПП РФ № 1352 и Закона № 223-ФЗ (в части закупок у субъектов МСП).

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Особенности закупок у МСП в 2022

Закупочный план — обязательный документ для любого заказчика по 223-ФЗ. Если его не разместить, организация не сможет проводить торговые процедуры и заключать договоры в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (ст. 4 223-ФЗ). Вот какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки:

  • 223-ФЗ;
  • локальным положением о закупке;
  • Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.

Важно!

ПЗ формируются с учетом нормативных актов РФ, локальных нормативов организации и действующих положений о закупке. При необходимости заказчики учитывают биржевые индексы, курсы валют в зависимости от вида деятельности (п. 6 Правил № 932). Сюда же включается информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше срока действия ПЗ.

В ст. 4 223-ФЗ закреплено, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — минимум на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). В п. 3.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены правительством по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ, содержит формируемый на срок не менее 3 лет раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

В ПЗ включают сведения о заказах, необходимых для удовлетворения потребностей организации-заказчика. Если сведения о процедуре не подлежат публикации, в ПЗ их не включают (п. 4 Правил № 932). Заказчик вправе не включать сведения о торгах по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если принял решение не размещать такие заказы в ЕИС. К ним относятся:

  • процедуры до 100 000 или до 500 000;
  • услуги по привлечению во вклады денежных средств;
  • получение кредитов и займов;
  • заказ брокерских услуг;
  • торги, связанные с заключением договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления.

В ст. 4 указано и то, на какой период заказчики по 223-ФЗ формируют план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, — от пяти до семи лет. Сюда же относится и закупка лекарственных средств. Если заказчик включен в перечень из РП № 475-р от 21.03.2016, его ПЗ подлежит обязательному мониторингу и оценке (ПП РФ № 1169 от 29.10.2015). В результате проверки заказчику выдают решение о соответствии или несоответствии плановых документов законодательству. Если ПЗ не соответствует закону, необходимо устранить нарушения, иначе ФАС приостановит закупочную деятельность заказчика.

После расчетов заказчик по 223-ФЗ утвердил план закупок на следующий год, в какой крайний срок нужно разместить его в ЕИС, тоже прописано в законе № 223. ПЗ публикуют в Единой информационной системе в течение 10 дней со дня утверждения (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения из ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Разместите ПЗ до 31 декабря года, предшествующего отчетному: если не успеете, не сможете проводить заказы в рамках закона № 223.

Заказчик самостоятельно определяет период подготовки и порядок формирования проекта документа с учетом требований законодательства и Правил № 932. Организации публикуют ПЗ в информационной системе в разное время, но установленные сроки (10 дней после утверждения, не позднее 31.12) необходимо соблюдать в любом случае.

В Правилах № 932 разъясняется, в каком виде план закупок по 223-ФЗ должен быть размещен в ЕИС, — в электронном виде, позволяющем его сохранять, копировать или искать произвольные фрагменты текста. ПЗ необходимо подписать электронной подписью. В плановые документы включают такую информацию:

  • наименование, адрес, телефон и электронная почта заказчика;
  • порядковый номер заказа;
  • предмет торгов;
  • ИКЗ;
  • ОКВЭД;
  • минимальные требования к товарам, работам, услугам;
  • количество приобретаемых товаров, работ, услуг;
  • регион поставки;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора;
  • планируемая дата размещения;
  • срок исполнения;
  • тип заказа — в электронной форме или нет;
  • отметка о торгах только среди СМП;
  • отнесение к инновационным изделиям;
  • финансирование за счет субсидий из бюджета.

Заполняйте каждый столбец формы ПЗ, которая утверждена действующей редакцией ПП РФ № 932. При формировании планового документа необходимо провести помесячную или поквартальную разбивку. Если заказчик образовался в течение года путем выделения из состава юрлица, он обязан сформировать собственный закупочный план, а реорганизованный заказчик — внести изменения в локальный ПЗ (письмо Минфина № 24-01-07/78247 от 07.09.2020).

А в пользовательском руководстве приводится инструкция, как правильно разместить план закупок по 223-ФЗ на 2022 год в ЕИС:

Шаг 1. Зайдите на официальный сайт Единой информационной системы и перейдите в личный кабинет по 223-ФЗ.

Шаг 2. Внесите плановые сведения при помощи функционала ЕИС одним из трех доступных способов:

  • создайте структурированный план, заполняя сведения о каждой закупке. Дополнительно прикрепите графический вид ПЗ (скан-копию);
  • сформируйте структурированный план и прикрепите электронный файл с планом в Word или Excel;
  • загрузите в ЕИС плановый документ в электронной форме.

Шаг 3. Чтобы выполнить загрузку, нажмите кнопку «Создать план закупки» и выберите необходимый формат ПЗ.

Шаг 4. Определите период планирования.

Шаг 5. Заполните сведения по каждой позиции. Загрузите электронный файл. Подпишите ПЗ усиленной квалифицированной ЭП и опубликуйте.

ПЗ, которые необходимо проверить на соответствие, публикуются в том же порядке. Проект планового документа автоматически направляется в контролирующий орган для оценки (п. 19(1) Положения № 908).

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

ВНИМАНИЕ!

Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

ВНИМАНИЕ!

В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечения заявки в запросе котировок. С 2022-го, чтобы обеспечить заявку на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 до 3 млн руб., заказчик должен установить в извещении это требование.

Также появится новая форма обеспечения в виде независимой гарантии. Сейчас участники предоставляют обеспечение гарантией банка или денежными средствами, которые перечисляются на счёт заказчика до подписания контракта. СМП и СОНКО могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если есть опыт. С 2022-го участники закупок могут получить независимые гарантии в государственной компании «ВЭБ РФ» либо у гарантийных организаций регионов. Если участник закупок зарегистрирован в иных странах-членах ЕАЭС, он может получить независимую гарантию в Евразийском банке развития.

В закупки на заключение контрактов жизненного цикла введут раздельное предоставление обеспечения. В момент заключения контракта поставщик должен предоставить обеспечение на доставку товаров, а после поставки – обеспечение на дальнейшее обслуживание. В контракте нужно указать стоимость каждого из этапов.

Также вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин разъяснил, что цель поправок – сделать обеспечение исполнения контрактов жизненного цикла более доступным для участников.

Если при применении конкурентных способов НМЦК 20 млн руб. и более, заказчик устанавливает дополнительное требование*: участник закупки должен исполнить (с учётом правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключённого по 223-ФЗ при уплате таким участником неустоек, возникших при исполнении контракта. Стоимость исполненных обязательств должна быть не меньше 20% НМЦК.

* кроме осуществления закупок отдельных видов ТРУ, в отношении участников которых Правительство РФ установило доп. требования по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ.

Из открытого доступа в 2022-ом исключат сведения по зарегистрированным в ЕРУЗ участникам закупок.

Основания для возврата заявки участнику

Оператор может отклонить заявку:

  1. Если заказчик запретил доставку иностранных ТРУ, а участник указал в заявке иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
  2. Если закупка проводится для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП. Участник декларирует свою принадлежность только к СОНКО, а статус СМП определяется автоматически.

Для участия в закрытых электронных процедурах участнику нужно направить документы оператору специализированной электронной площадки, чтобы подтвердить, что его закупка соответствует требованиям законодательства РФ.

По ФЗ от 02.07.2021 № 344-ФЗ получатели субсидий обязаны проводить закупки по 44-ФЗ . Право на субсидии имеют:

  • коммерческие организации, 100% акций которых принадлежат РФ, субъекту РФ;
  • государственные корпорации (компании), публично-правовые компании (п. 8, 8.1 ст. 78; подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК РФ).

В 2021-ом уже действуют отдельные изменения, поэтому участникам закупок уже сейчас нужно подготовиться к участию в процедурах с учётом новых правил и особенностей. Но основной блок изменений запланирован на 2022-ой и последующие года.

План закупок по 223-ФЗ на 2022 год: как составить

С 03.12.2019 вступил в силу приказ госкорпорации «Росатом» №1/23-НПА от 22.10.2019, который утвердил критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки.

А вот изменений 223-ФЗ от 01.07.2019 нет. В федеральном законе №70-ФЗ от 01.05.2019 предусмотрели изменения для тендеров по 223-ФЗ, которые вступили в силу с 31.07.2019. С этой даты заказчики расходуют по 223-ФЗ деньги, которые подарили, в том числе пожертвования, или достались по завещанию, при условии, что они внесли изменения в положение о закупках и предусмотрели в нем такое право. Это нужно было сделать до 01.10.2019.

С 27.07.2019 формально вступило в силу постановление правительства №878. С этой даты заработали новые правила ведения реестра радиоэлектронной продукции и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ. Но фактически реестр появился на сайте Минпромторга только 16.09.2019. Соответственно, и изменения в правилах о преференциях для отечественной радиоэлектроники применяют с этой даты.

Подробнее об этом: «Особенности закупок радиоэлектронной продукции по постановлению №878».

Изменения в 223-ФЗ внесла ст. 3 федерального закона №505-ФЗ от 31.12.2017. А в статье 4 говорится о том, когда и какие положения начинают применяться. Часть правил действует с момента опубликования закона №505. Другая часть вступила в силу 01.07.2018.

В соответствии с п. 3 ст. 4 №505-ФЗ заказчики обновляли, утверждали и размещали в ЕИС положение о закупках до 01.01.2019. Если этого не сделали, документ не имеет силы.

В положении о закупке предусматривали как конкурентные, так и неконкурентные способы. Причем для первых в приоритете закон ставит электронные торги (иное заказчик указывает в документах сам). Если такие процедуры проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, то допускаются только электронные закупки.

К конкурентным тендерам относят такие:

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы предложений;
  • запросы котировок.

Заказчики дополняют список в положении по нормам 223-ФЗ.

Для участников установили правила, по которым они направляют запросы о разъяснениях. На ответ и размещение его в ЕИС заказчикам дается 3 рабочих дня. Отменяют торги до окончания подачи заявок. После этого момента отказываются от проведения закупки только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

В электронном виде конкурентные закупки проводятся на электронных площадках и в соответствии с новым порядком и особенностями для СМП.

В отношении неконкурентных процедур (в т. ч. закупок у единственного поставщика) заказчик указывает в положении их способы, порядок проведения и перечень случаев, когда они применимы.

В документацию включают сведения о технических и качественных характеристиках закупаемой продукции, а при использовании товарного знака дополняют позицию фразой «или эквивалент». Исключение здесь составляет, например, приобретение запасных частей к технике.

Начальную цену контракта в ряде случаев заменяют на цену за единицу продукции или формулу, по которой вычисляют общую стоимость закупаемых товаров, работ или услуг. В этом случае указывают и максимальную цену контракта.

Вот перечень изменений с 31.12.2017:

  1. Скорректировали сферу влияния закона.
  2. Изменили порядок обжалования.

Разберем подробнее.

Теперь заказчики, помимо прочего, закупают товары, работы и услуги для коммерческого использования.

А вот на приобретение продукции у поставщиков, которые для заказчика являются взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом, действие закона уже не распространяется. Положение о закупках содержит обоснованный перечень таких компаний.

Вводят типовое положение о закупках. Принимает его, публикует в ЕИС, изменяет и устанавливает список заказчиков, для которых оно действует, орган власти, который наделен функциями и полномочиями учредителя бюджетного (автономного) учреждения или обладает правом собственности имущества унитарного предприятия. В таком документе устанавливают дату, до которой положение приводили в соответствие с типовым.

Информация о приобретении финансовых услуг (в т. ч. кредиты, займы, депозитные вклады) и о заключении и исполнении договоров на владение или пользование недвижимостью (аренда, субаренда, купля-продажа и т. п.) не публикуются в ЕИС.

В 223-ФЗ введена статья 6.1 о ведомственном контроле за соблюдением норм законодательства. Такая функция возложена на орган власти, выступающий в роли учредителя, например государственного учреждения.

Новшества в порядке обжалования:

  1. Жалуются на действие (бездействие) не только заказчика, но и оператора электронной площадки или закупочной комиссии.
  2. Оспаривает в ФАС действия (бездействие), совершенные после окончания приема заявок, только тот участник, который подал заявку.
  3. Жалобу ФАС рассматривает только на основании доводов, непосредственно относящихся к предмету обжалования.

С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

Главное новшество — перевод всех закупок у МСП в электронный формат. Они будут проводиться на площадках, которые предназначены для торгов по 44-ФЗ.

Второе изменение в части закупок у МСП заключается в том, что ограничен перечень конкурентных способов определения поставщика. С этой целью заказчик может проводить:

  • конкурсы,
  • аукцион,
  • запросы котировок,
  • запросы предложений.

Остальные закупки, как и прежде, можно проводить любыми способами, которые заказчик закрепил в Положении. Также за заказчиком остается право устанавливать дополнительные этапы в таких закупках.
Кроме того, введены ограниченные сроки для публикации извещения о таких процедурах в ЕИС:

  1. Для конкурсов и аукционов:
  • при НМЦ менее 30 млн извещение публикуется не позднее 7 дней до окончания приема заявок;
  • при НМЦ более 30 млн — не позднее 15 дней.
  1. Для запросов котировок (НМЦ не должна быть более 7 млн рублей) извещение публикуется не позднее 4 рабочих дней до окончания приема заявок.
  2. Для запросов предложений (НМЦ должна быть не более 15 млн рублей) извещение публикуется не позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания приема заявок.

В Положении нужно прописать порядок, в соответствии с которым заказчик будет осуществлять конкурентные и неконкурентные закупки. Это нужно сделать к 1 января 2019 года.
Все прочие закупки, кроме как у субъектов МСП, по умолчанию следует также проводить в электронной форме. Однако в Положении о закупке заказчик может отразить иной порядок, то есть классические бумажные процедуры.

В соответствии с новыми правилами, заказчики по 223-ФЗ должны определять требования к участникам конкурентной процедуры в закупочной документации.
Кроме того, заказчику следует прописывать сроки проведения каждого этапа процедуры, а также критерии, в соответствии с которым он будет оценивать заявки.

Не позже чем за 3 дня до окончания приема заявок участник закупки может обратиться за разъяснениями. На подготовку ответа и размещение его в ЕИС закачку дается 3 рабочих дня. При этом не следует указывать автора запроса. Все сроки заказчик должен контролироваться самостоятельно.
Если запрос поступил к заказчику не через ЭТП, он может на него не отвечать.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Заказчиков по 223-ФЗ обязали создавать закупочные комиссии, которые должны принимать участие в процедуре определения победителя. Заказчикам следует определить самостоятельно, кто будет входить в состав такой комиссии и как она будет функционировать.
Кроме того, теперь после открытия заявок заказчик не сможет отказаться от проведения закупки. Это не зависит от того, каким способом она проводится и в какой форме.

Введены следующие сроки для публикации извещения в ЕИС (до даты окончания приема заявок):

  • при проведении конкурса или аукциона — 15 дней;
  • при проведении запроса котировок — 5 рабочих дней;
  • при проведении запроса предложений — 7 рабочих дней.

Эти даты относятся ко всем закупкам, кроме объявленных для МСП.
Также изменены сроки заключения договора по итогам конкурентной закупки. Его следует заключать не ранее, чем через 10 и не позднее, чем через 20 дней с той дата, когда в ЕИС был размещен итоговый протокол закупки.

Кратко упомянем о других изменениях:

  1. Подписи. И заказчикам, и поставщикам следует подписывать любые документы в рамках закупки усиленной квалифицированной электронной подписью. Если кто-либо из участников процесса воспользуется иной ЭЦП, площадка такие документы не примет. Среди прочего это относится и к запросам на разъяснение документации, которые участники направляются заказчику через ЭТП.
  2. Обеспечение заявки. Изменения предусматривают для заказчика право назначать обеспечение в закупках стоимостью более 5 млн рублей. При этом размер такого обеспечения должен быть не более 5% от НМЦ. В документации заказчик должен указать приемлемые способы предоставление такого обеспечения, и поставщик может выбрать один из них на свое усмотрение.
  3. Неконкурентная закупка. Сведения о такой закупке заказчики могут не размещать в ЕИС.
  4. Конфиденциальность сведений. На оператора ЭТП возлагается обязанность не разглашать сведения об участнике торгов до подведения итогов закупки. В любых процедурах, кроме электронного аукциона, площадка не раскрывает заказчику коммерческие предложения заявителей.

Какие изменения нужно внести в Положение о госзакупках в связи с изменениями в 223-ФЗ от 05.04.2021?

Ответ

В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленными Федеральным законом от 05.04.2021 N 86-ФЗ, в положение о закупках следует внести следующие изменения:

1) положение о закупке в числе прочего должно содержать порядок определения и обоснования:

  • начальной (максимальной) цены договора,
  • цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

2) В документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) теперь должно быть указано обоснование:

  • начальной (максимальной) цены договора (цены лота) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 15 июля 2021 года. Положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 15 июля 2021 года считаются не размещенными в ЕИС.

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения скорректированного положения о закупке, но не позднее 14 июля 2021 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

На практике заказчики могут столкнуться с такой позицией ФАС: на правовые возможности заказчика осуществлять ту или иную закупку у единственного поставщика влияет и то, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги (ТРУ) к тем, которые согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны закупать в электронной форме по Перечню[4].

В связи с этим весьма интересен конкретный случай, когда территориальный орган ФАС, рассматривая жалобу на неправомерную закупку заказчиком у ЕП работ по изготовлению единых платежных документов в виде бесконвертных отправлений с последующей доставкой абонентам, пришел к выводу, что, поскольку код ОКПД 2 этих работ есть в перечне ТРУ, которые должны закупаться в электронной форме, заказчик обязан был проводить данную закупку в электронной форме, а следовательно, конкурентным способом[5].

Напомним, что в Перечне таких ТРУ несколько десятков и они далеко не экзотичны, к ним относятся, например, услуги по чистке и уборке, мебель, канцелярские товары. Поэтому следование вышеприведенной позиции может серьезно усложнить закупочную деятельность заказчика. Вместе с тем эта позиция далеко не бесспорна, ведь в соответствующем правительственном постановлении прямо говорится о том, что закупка ТРУ, включенных в «электронный» перечень, не проводится в электронной форме, если осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно положению о закупке заказчика (п. 2 Постановления № 616).

Отметим, что в принципе возможна даже такая ситуация: через закупку у единственного поставщика заказчик пытается вообще избежать электронных закупок, установив в своем положении о закупке норму о том, что такие закупки в числе прочего могут осуществляться в случае, когда закупаются ТРУ, определенные в соответствующем правительственном постановлении для электронных закупок.

Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:

  1. Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).

  2. Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.

  3. Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).

  4. Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.

  5. Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год[6]. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС[7].

  6. Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.

  7. Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.

Обратите внимание:

Чтобы не вызвать нареканий у ФАС, при проведении закупок у единственного поставщика заказчику необходимо, прежде всего, соблюдать свои же собственные правила в отношении таких закупок.

Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.

Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым[8].

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

  • когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

  • когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

  • когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Соответственно, во всех остальных ситуациях, с точки зрения сторонников такого подхода, заказчик просто злоупотребляет своей свободой.

Более того, в отдельных случаях и территориальные органы ФАС, и суды доходят в своих решениях до следующего весьма радикального вывода: поскольку заказчики по Закону № 223-ФЗ должны руководствоваться в своей деятельности и «другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), то нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться к закупкам по Закону № 223-ФЗ в части, не урегулированной Законом № 223-ФЗ, а условия и правила закупок у единственного поставщика Закон № 223-ФЗ как раз и не регулирует[9]. И раз, например, закупка ГСМ у единственного поставщика не допускается по Закону № 44-ФЗ, то она не должна допускаться и по Закону № 223-ФЗ.

Такие выводы очень опасны для большинства заказчиков, которые достаточно вольно устанавливают в своих положениях о закупке различные случаи закупки у единственного поставщика. Но точку в этой спорной ситуации, вероятно, сможет поставить только ВС РФ, если дело дойдет до него. Ведь такой глобальный вывод одновременно может значить и то, что в своих положениях о закупке заказчики должны ориентироваться на нормы Закона № 44-ФЗ не только в отношении закупок у единственного поставщика, а вообще в отношении любых ситуаций, которые не регулируются нормами самого Закона № 223-ФЗ. А это, нужно признать, уже не что иное, как полный пересмотр подходов, сложившихся в практике.

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

Например, если заказчик вместо одной конкурентной закупки «монолитных» работ для строительства здания в течение трех месяцев заключает семь договоров на эти работы с одним и тем же подрядчиком (все договоры не превышают установленного в положении о закупке порога для закупок у ЕП) и при этом не может обосновать необходимость оперативного и срочного удовлетворения своих нужд в этих работах, то его действия могут быть признаны нарушающими вышеуказанный принцип осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ[10].

«Косо смотрят» на дробление закупок и регулирующие органы. Так, Минэкономразвития указывало, что в таких случаях злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика приводит к недобросовестной конкуренции[11].

В ряде случаев ФАС и суды не считают дробление закупок нарушением Закона № 223-ФЗ.

Например, суд не усмотрел нарушения Закона № 223-ФЗ в случае, когда заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания. В решении суда отмечается, что установка поручней на каждом этаже здания может осуществляться как одновременно, так и с перерывом во времени, технологических препятствий для установки поручней на одном из этажей без их установки на другом этаже нет, разделение работ по этажам не является нарушением закона[12].

В другом случае суд счел незаконным решение ФАС о нарушении заказчиком Закона № 223-ФЗ в виде искусственного дробления закупки на два договора по оценке технического состояния аттракционов, поскольку ФАС в рамках административного дела не привела правовых норм, указывающих на невозможность заключения заказчиком двух договоров с одним поставщиком, и не доказала факт искусственного дробления договоров[13].

Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, — это особый вид коммерческих организаций: они не являются собственниками имущества, которым располагают. Собственниками этого имущества является учредитель ГУПа или МУПа — государственное или муниципальное образование соответственно. Таким образом, ГУПы и МУПы, хоть и являются коммерческими структурами и ведут коммерческую деятельность, тесно связаны с бюджетной системой.

Опираясь на эту логику, с начала 2017 года МУПы и ГУПы перевели на работу по закону о контрактной системе, обязав их следовать всем процедурам этого закона. Но уже к 2018 году стало ясно, что, в силу специфики деятельности, МУПы и ГУПы не способны работать жестко внутри контрактной системы. Таким организациям часто требуются оперативные закупки, а контрактная система для них слишком неповоротлива. После многочисленных обращений от руководства ГУПов и МУПов со всей страны принято решение, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, если расходует бюджетные средства.

При этом такие организации остаются в числе заказчиков по закону о контрактной системе.

Важным условием для перехода к работе по 223 закону для МУПов и ГУПов является принятие и публикация положения о закупке. Положение о закупке — это внутренний документ организации, регламентирующий подробно правила проведения тендеров по ФЗ 223, поскольку в самом нормативном акте эти правила описаны крайне не подробно. С помощью положения организация устанавливает, какие процедуры она проводит, в каком порядке, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором, условия для заключения договоров без проведения конкурентных тендеров с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем и иные аспекты работы. Принявшие положения ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в строгом соответствии с придуманными ими правилами — если предприятие нарушает собственное положение, это основание для привлечения к административной ответственности.

Чтобы начать работать по 223 закону, внутренний закупочный документ необходимо принять и опубликовать в ЕИС до конца года, предшествующего году начала работы по этому закону. Например, если предполагается работа ГУП по 223-ФЗ с 2021, положение подлежит публикации до конца 2020 и не позднее.

Исключение из этого правило имело место в 2018, когда организациям разрешили перейти к работе по 223 закону в текущем году при условии публикации положены до 01.10.2018. Сейчас таких послаблений больше нет.

Вторым важным условием для МУПов и ГУПов является то, что в таком порядке они вправе расходовать исключительно внебюджетные средства. Федеральный закон однозначно отвечает на вопрос, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант, дар, наследство, пожертвование или иной внебюджетный доход, — да, в таких случаях оно вправе использовать упрощенную систему. Бюджетные деньги предприятия продолжают расходовать в рамках контрактной системы.

У возврата к упрощенному порядку для МУПов и ГУПов имеются и дополнительные последствия, например, субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП, как это предусмотрено постановлением правительства от 11.12.2014 № 1352.

Стать заказчиками по 223 закону вправе любые ГУПы и МУПЫ, кроме тех, которые не утвердили своевременно положение о закупке. Если положения нет, государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ работать не вправе, оно организует процедуры в рамках контрактной системы.

Также по закону о контрактной системе работают ГУПы и МУПы при организации закупок за счет бюджетных субсидий: если финансирование закупки идет из бюджета любого уровня, проводить такую закупку разрешено только в рамках контрактной системы.

Переход к работе по 223 закону для унитарных предприятий состоит из следующей последовательности действий:

  1. Принятие принципиального решения.
  2. Написание, утверждение и публикация в ЕИС положения о закупке.
  3. Ожидание начала следующего календарного года — законодатель теперь однозначно устанавливает норму, когда МУП переходит на 223-ФЗ, — с начала года, следующего за годом публикации.
  4. Проведение процедур в соответствии с правилами положения о закупке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.