Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет суммы крупной сделки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Наличие законодательных оснований для признания сделки крупной дает возможность собственникам фактически защитить свой бизнес от нежелательных и несогласованных действий генерального директора. Если сделка, подпадающая под критерии крупной, будет проведена без одобрения собственников, то они получат основанную на законе возможность оспорить ее.
Заключение крупной сделки для ООО или АО, как правило, налагает на хозяйствующий субъект ряд масштабных обязательств. Чаще всего финансовых (например, связанных с оплатой закупаемого товара). Принятие таких обязательств без ведома собственников фирмы либо их доверенных лиц — во многих случаях крайне нежелательный для бизнеса сценарий.
Здесь может иметь место и коррупционная составляющая (когда директор договаривается о крупной закупке от «своего» поставщика), и недостаточная компетентность руководителя (когда поставщик не «свой», но не самый выгодный, о чем знают только собственники, а директор в силу неопытности не подозревает об этом).
Рассмотрим теперь подробнее специфику проведения крупных сделок обществами с ограниченной ответственностью.
Крупной считается сделка, стоимость предмета которой превышает 25% от общей величины активов компании. При этом условия контракта должны удовлетворять критериям, установленным ст. 46 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 78 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208 (для ООО и АО соответственно).
Чтобы подсчитать, является ли сделка ООО крупной, нужно разделить балансовую (закупочную, продажную) стоимость имущества — предмета сделки на балансовую стоимость всех активов предприятия. Узнать больше об особенностях законодательного регулирования правоотношений с участием ООО вы можете в статьях: «Каков порядок выхода участников из состава ООО?»; «Оформление передачи доли в ООО другому участнику».
Чтобы понять, какая сделка будет крупной, нужно разобраться с балансом ООО. Баланс — это активы и пассивы компании. Активы — это собственность компании, которая может приносить доход. Например:
- деньги;
- долги, которые ей должны вернуть;
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- инвестиции;
- резервы.
А пассивы — это то, из чего состоят активы, например уставной и добавочный капитал, кредиты.
Каждый год бухгалтер считает, сколько у компании активов, а сколько пассивов. Этот подсчет называется «бухгалтерским балансом». Его компания сдает в налоговую и Росстат.
Одобрение сделки — это согласие участников общества на ее проведение. Без согласия налоговая и любой из участников общества могут ее отменить.
Сделку одобряют на собрании участников общества. Во время собрания секретарь ведет протокол и пишет: кто проголосовал против, а кто — за. Голосов за должно быть больше хотя бы на один.
Главный риск с крупными сделками — отмена сделки. Отменить может налоговая или участники общества, если сделка прошла без одобрения.
Компания «Буржуа» продала здание компании «Элита». По всем признакам сделка была крупной, но одобрение участников общества компания-продавец не получала. Через полгода налоговая отменила сделку. Здание вернулось к «Буржуа», а «Элита» получила назад свои деньги.
Но за эти полгода «Элита» вложила миллион рублей в ремонт и в рекламу. Этот миллион «Элита» будет требовать у «Буржуа» в суде.
Покупатель может подстраховаться: запросить у компании-продавца бухгалтерский баланс, чтобы посчитать, крупная ли сделка. И, если да, проследить, чтобы ее одобрили по правилам: попросить копию протокола или решения.
Усилен контроль за наличными. Как это скажется на сделках с недвижимостью
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо (далее — Обращение) и сообщает.
Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее — Инструкция 33н).
Согласно положениям Инструкции 33н обязательным отчетом в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для бюджетных учреждений является Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730).
Для расчета контрольного показателя при определении цены крупной сделки бюджетного учреждения используются показатели Баланса (ф. 0503730), а именно строки 350 графы 10 «Актив — итого на конец отчетного периода».
Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).
Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.
В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:
- государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
- муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
- частные – образовываются частными физическими или юрлицами.
Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.
Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы. В частности, это бумага о том, что истец владеет 1% и более от общего числа. Таким документом может стать выписка из ЕГРЮЛ, перечень участников ООО. К заявлению также рекомендуется приложить эти бумаги:
С начала 2021 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
Пленум Верховного суда о крупных сделках: как его применяют на практике
В российском законодательстве содержатся нормы, которые регулируют подобные сделки. Ведь при отчуждении значительной доли активов могут возникнуть убытки или даже несостоятельность организации. В чем же суть крупных сделок? Какое определение дано в законодательстве?
- установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
- если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
- определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
- изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
- уточняют непричастность сделки к обычным.
С уверенностью можно сказать, что на практике взаимозависимые лица захотят распространить действие данных поправок ретроспективно, дабы уйти от контроля налогового органа, воспользовавшись преимуществами новых норм при отчёте за предыдущие налоговые периоды.
Показательна история налогоплательщика, который посчитал, что, на основании статей 19 и 54 Конституции РФ, вступившие в законную силу поправки о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, возможно распространить на предшествующие изменениям правоотношения.
Правила одобрения сделки, если в обществе только один участник несколько иные. Когда этот участник выступает в качестве исполнительной власти, т.е. числится в качестве исполнительного или Генерального директора, то в таких случаях получать одобрение не нужно. Если этот человек не оформлен директором, то следует от его имени составить простое письменное разрешение.
- Если сделка совершается в рамках стандартной хозяйственной деятельности. Например, если общество покупает оборудование необходимое для производственного процесса или берет в банке кредиты на покрытие текущих нужд. Факт обычности сделки каждый раз устанавливается индивидуально.
- В случаях, при которых доля уставного капитала переходит самому обществу.
- Если права на имущество общество получает в результате реорганизации.
- При условии, что сделка относится к публичным договорам, которые заключаются по стандартной, оформленной законодательно схеме.
- В случаях, когда рассматриваемую сделку общество обязано заключить по закону. И соответственно цены на нее изначально установлены законодательством..
- Когда сделка заключается на основании предварительного договора, оформленного надлежащим образом.
Крупная сделка , совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта , может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя , если будет доказано , что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения*.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок , связанная с распоряжением денежными средствами , отчуждением иного имущества ( которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии , что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения , определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату , если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2021 Год
Крупной сделкой могут признаваться взаимосвязанные сделки с небольшой стоимостью, которые в совокупности образуют КС с достаточной стоимостью. Рассмотрим признаки взаимосвязанности:
- Однородность.
- Операции совершены в один и тот же период.
- Сторонами операций являются одни и те же лица.
- Единая хозяйственная цель.
К примеру, учреждение может совершить ряд операций, направленных на вывод имущества в период объявления несостоятельности. В этом случае можно объединить все операции в одну и признать ее крупной сделкой.
В пунктах 7-8 статьи 46 ФЗ №14 прописаны критерии сделок, которые не будут признаваться крупными. Если операция соответствует этим критериям, ее не нужно соотносить с правилами крупной сделки, не требуется получать решение собрания. Рассмотрим эти критерии:
- Операции в границах стандартной хозяйственной деятельности. К примеру, ООО приобрела технику, которая нужна для работы с последующим извлечением прибыли. Это также займы на текущие потребности. Стандартность операции не определяется лицензиями общества на какое-либо направление деятельности. Обычность ее нужно устанавливать в каждом конкретном случае.
- Часть уставного капитала перешла к ООО.
- Произошел переход прав на собственность в рамках реорганизации.
- Публичные соглашения на типовых условиях.
- Операции, обязательность совершения которых оговорена в законах. В рамках этих операций фигурируют установленные тарифы и стоимость.
- Были куплены акции на основании обязательного предложения.
- Операции, оформленные на основании предварительного соглашения.
Операции, выполняемые единственным учредителем, не будут считаться крупными на основании пункта 7 статьи 46 ФЗ №14. Факт наличия единственного участника в ООО должен быть подтвержден выпиской ЕГРЮЛ.
С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
- Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
- Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
- Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
- Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.
Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.
Для аннулирования крупной сделки необходимо составить иск. Основанием для признания операции недействительной будет статья 173.1 ГК РФ, пункт 4 статьи 46 ФЗ «Об ООО». Ответчиком будет являться ООО и его контрагенты. Для оспаривания нужно доказать наличие этих обстоятельств:
- Операция должна быть одобрена в качестве крупной сделки.
- Операция не была одобрена в надлежащем порядке.
- Контрагент имел сведения о том, что операция нуждается в одобрении.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы. В частности, это бумага о том, что истец владеет 1% и более голосов от общего числа. Таким документом может стать выписка из ЕГРЮЛ, перечень участников ООО. К заявлению также рекомендуется приложить эти бумаги:
- Документы, подтверждающие совершение операции: кредитное соглашение, расчет размера займа.
- Бухгалтерский баланс.
- Устав общества.
- Документальные доказательства того, что порядок оформления сделки являлся незаконным.
- Свидетельство о том, что ответчику направлена копия иска.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Доверенность, если иск подает представитель.
Обращаться с иском нужно в арбитражный суд. Составлять заявление рекомендуется совместно с юристом.
Какие сделки относятся к крупным
Вот готовый образец документа
РЕШЕНИЕ 1/2021 внеочередного Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Идеал»
Дата, время и место проведения собрания: 14 часов 00 минут, «25» февраля 2021 года, г. Идеальный, ул. Идеальная На Собрании присутствовали (сведения о лицах, принявших участие в Собрании):
Кворум составляет 100%. Собрание правомочно принимать решения по всем вопросам повестки дня. Подсчет голосов осуществляется секретарем Собрания. Повестка дня
По первому вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич с предложением избрать Председателем Собрания Идеалова Антона Сергеевича, Секретарем Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Возложить обязанности по подсчету голосов на Секретаря Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили: избрать Председателем Собрания Идеалова Антона Сергеевича, Секретарем Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Возложить обязанности по подсчету голосов на Секретаря Собрания — Идеалову Галину Владимировну. По второму вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич. Докладчик предложил одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал» на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал», на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая. По третьему вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич, предложивший определить срок действия протокола об одобрении крупных сделок до «25» февраля 2022 года. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили определить срок действия протокола об одобрении крупной сделки до «25» февраля 2022 года. По четвертому вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич, предложивший избрать в качестве способа подтверждения принятия общим собранием участников решения и состава участников Общества, присутствовавших при его принятии, подписание протокола всеми участниками Общества. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили избрать в качестве способа подтверждения принятия общим собранием участников решения и состава участников Общества, присутствовавших при его принятии, подписание протокола всеми участниками Общества.
|
-
Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!
364 0
Чтобы квалифицировать сделку как крупную, лучше начать с ее признаков. А они одинаковы и для ООО (ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО), и для АО (ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО)). Представим их в виде Схемы1.
Гораздо сложнее понять, заключена ли сделка в процессе обычной хозяйственной деятельности. Именно по этому критерию чаще всего возникают споры.
Считается, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, если она приводит к сокращению масштабов работы (например, к потере региона или рынка сбыта) или прекращению (изменению) вида деятельности. Такой сделкой может быть, скажем, продажа (передача в аренду) основного производственного актива компании (п. 9 Постановления № 27).
Судебная практика
Компания заключила два договора оказания услуг. Контрагент внес предоплату. Через некоторое время директор компании подписал соглашение о расторжении договоров, по которым компания должна была вернуть полученные деньги (6,75 млн руб.).
Это не понравилось единственному участнику, и он обратился в суд. По его мнению, сделки были крупными, т.к. их цена превышала 25% балансовой стоимости активов. Но согласия на расторжение договоров директор не получил.
Суд отказал в иске. Компания вела деятельность в области права, предоставления консультационных и посреднических услуг по аренде нежилой недвижимости. Поэтому заключение договоров оказания услуг, а также соглашений о расторжении договоров было обычной практикой в компании (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2019 № Ф05-8542/2019 по делу № А40-219683/18).
Еще одним примером сложности определения обычной хозяйственной деятельности стало нашумевшее дело «Объединенной вагонной компании».
Судебная практика
Внеочередное общее собрание акционеров дало согласие на совершение взаимосвязанных крупных сделок. «Объединенная вагонная компания» поручилась отвечать по обязательствам своих дочерних компаний на общую сумму 115 млрд руб.
Несколько акционеров в голосовании не участвовали и в результате этого приобрели право требования выкупа своих акций. После предъявления этих требований компания оказалась должна около 8 млрд руб., что в перспективе могло повлечь банкротство.
Тогда миноритарный акционер (он же – генеральный директор компании) обратился в суд с требованием о признании решения собрания недействительным (мотив – оно принято по вопросу, не отнесенному к компетенции собрания). По мнению истца, сделки по обеспечению обязательств дочерних компаний не являются крупными и совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности. Компания регулярно заключает подобные договоры поручительства, это обычная практика в холдинге. Проводить собрание акционеров в такой ситуации было совершенно ни к чему.
Также в рамках спора возник вопрос о том, можно ли признать несколько договоров поручительства взаимосвязанными сделками. Поручительства даны за разные компании, по разным договорам купли-продажи, но перед одним покупателем и, на наш взгляд, объединены общей хозяйственной целью.
Суд первой инстанции признал договоры поручительства взаимосвязанными сделками, а проведение собраний – правомерным (решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2018 по делу № А40-99921/2018). По мнению суда:
- стоимость имущества по сделкам превысила 25% балансовой стоимости активов (количественный критерий);
- сделки могут привести к прекращению деятельности общества (качественный критерий).
Значит, с точки зрения закона сделки являются крупными.
Апелляционная инстанция это решение отменила и удовлетворила требования генерального директора. Суд указал, что сделки по выдаче поручительства не являются крупными, а совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности. Только за последние три года компания выдала 22 подобных поручительства. Суд учел, что другие холдинговые вагоностроительные компании тоже заключают подобные договоры, а совет директоров в своем заключении не расписал, почему отнес спорные сделки к крупным.
Также апелляция посчитала, что несколько договоров поручительства не являются взаимосвязанными сделками. Аргументы такие (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 № 09АП-51519/2018):
- компания поручилась за разных юридических лиц и по разным договорам;
- вопрос об одобрении каждой сделки был вынесен в отдельный пункт повестки дня собрания.
Кассация эти выводы поддержала (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 № Ф05-24063/2018)2.
Таким образом, для признания сделок крупными необходимо, чтобы они не были заключены в процессе обычной хозяйственной деятельности. Регулярное заключение компанией аналогичных сделок повлечет отказ в признании сделки крупной вне зависимости от стоимости имущества.
Сделка с заинтересованностью может быть признана недействительной на основании п. 2 ст. 174 ГК РФ, крупная сделка – в соответствии со ст. 173.1 ГК РФ.
Обратиться с требованием об оспаривании сделки может само общество, член совета директоров (наблюдательного совета), акционер (участник). Для последнего установлен предельный порог: он должен владеть как минимум 1% голосующих акций (общего числа голосов в ООО). Например, Десятый арбитражный апелляционный суд отказал участнику общества в оспаривании сделки в качестве крупной на том основании, что участник не обладает необходимым процентом голосов, а следовательно, правом на предъявление иска. На момент совершения сделки его доля составляла 0,825%, что ниже минимально допустимого порога (постановление от 14.03.2019 № 10АП-24364/2018 по делу № А41-62684/18).
Крупная сделка в ООО: что это и как оформить
Некоторые специалисты отмечают, что сложность оспаривания сделок – это позитивное направление в судебной практике. До недавнего времени возникали ситуации, когда сделки оспаривали миноритарии, владеющие менее чем 1% акций (голосов). Это приводило к дестабилизации гражданского оборота.
С этим мнением можно согласиться, ведь оспаривание сделки участником или акционером – ситуация неординарная. Если в компании тысячи акционеров и каждому будет дано право оспаривать сделки, то всегда найдется какая-нибудь «несправедливость». А компания только и будет делать, что судиться.
- Свежие
- Посещаемые
Совет директоров (наблюдательный совет) общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки.
Заключение о крупной сделке включается в информацию (материалы), предоставляемую акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.
При отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) в обществе заключение о крупной сделке утверждается единоличным исполнительным органом общества.
Известно, что ООО, участвующее в госзакупках, должно при аккредитации на сайте госзакупок, а далее к каждой к заявке прикладывать решение/протокол об одобрении крупной сделки. Документ достаточно формальный, но в последние месяцы все больше заявок отклоняется из-за проблем с ним.
А дело вот в чем. Верховный Суд в своем Обзоре от 25.12.2019 г. перевернул с ног на голову всю сложившуюся годами практику по этому вопросу (в частности о том, каким образом следует оформлять и заверять такие решения).
Юристы уже подробно разобрали эти разъяснения, но тут я вас казуистикой мучать не буду (кому интересно, поищите в интернете, информации полно).
Итог: возмущаться смысла нет, приспосабливаемся….
Перейдем к практике
Что надо сделать:
- Посмотрите свое решение.
Если оно принято до 25.12.2019, то уточните срок действия этого решения. Если срока нет, то оно действует один год. Проблем у вас до окончания этого срока не будет.
- Посмотрите свой устав.
Есть ли там фраза о способе подтверждения решений общего собрания участников ООО? Если там уже прописан какой-то порядок утверждения (не нотариальный), то все хорошо. Следите, чтобы решения подтверждались в соответствии с этим порядком.
- Проблема?
Если порядок в уставе не установлен, а срок «старого» решения истек или истекает, поздравляю, у вас проблема.
Как ее решить?
Есть 3 варианта:
- Заверить новое решение об одобрении крупных сделок нотариально и его прикладывать везде (напишите только срок действия лет 5-10)))
- Внести изменения в устав ООО, включив туда нормы об альтернативном (не нотариальном) порядке утверждения решений.
- Принять решение о том, что далее все решения учредителей будут удостоверяться альтернативным способом (не нотариально). Вот это решение нужно будет все-таки один раз заверить у нотариуса.
Если такое решение есть (не удостоверенное нотариусом до 25.12.2019), то ранее вынесенные на его основания решения об одобрении сделок сохраняют свою силу, а вот новых выносить нельзя (надо выполнить какое-то из действий 1-3).
Важно! Все это действует и для тех ООО, у которых один учредитель. Не ищите логики, просто примите это.
Какие бывают альтернативные способы подтверждения?
-подписание протокола всеми участниками ООО;
-подписание протокола всеми присутствующими участниками ООО;
-подписание протокола председателем и секретарем собрания.
УТВЕРЖДЕН Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации
25 декабря 2019 года
Как составить решение об одобрении крупной сделки для госзакупок
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
Регистрирующий орган вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с отсутствием нотариального удостоверения решения единственного участника общества, необходимого в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ. Отказ регистрирующего органа был обжалован в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены, поскольку суды сочли, что законодательство не требует нотариально удостоверять решение единственного участника общества.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении требования отказал, указав, что подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ направлен на то, чтобы исключить фальсификацию решения, принимаемого высшим органом управления общества, и действие указанной нормы в равной мере распространяется и на решение единственного участника общества, которое также подвержено риску фальсификации. Кроме того, закон не содержит исключения в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении, установленного подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ
Для регистрации участника закупки в Единой информационной системе, помимо сведений о нем, выписки из ЕГРЮЛ, учредительных документов, система запрашивает такой документ, как решение об одобрении крупных сделок. Ранее при аккредитации на площадке участник также должен был прикрепить это решение. Что же это за документ и кто именно его должен делать и прикреплять в системе?
В соответствии с пунктом р ч. 5 Постановления правительства от 30.12.2018 г. №1752 («Правила регистрации участников закупок в ЕИС») при регистрации в ЕИС участник должен предоставить решение или копию решения о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
В части 6 правил регистрации участников описаны информация и документы, которые должен предоставить участник – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Никакого решения о сделках в этом списке нет и не может быть. Физическое лицо действует от своего имени, представляет свои личные интересы, поэтому у него в соответствии с законодательством не существует устава. За все сделки он несет персональную ответственность, и его одобрения на бумаге соответственно не нужно.
В соответствии с п. 1-2 ст. 24.1. 44-ФЗ требовать предоставить информацию или документы, которые не установлены Постановлением Правительства, при регистрации участников не допускается.
Таким образом, уважаемые ИП и физ. лица, кроме копии всех страниц паспорта никаких документов в ЕИС вы не прикрепляете! Вносите недостающую информацию в пустые поля (телефон и т.п.), выписка из ЕГРИП генерируется автоматически. Решение об одобрении (совершении) крупной сделки – это не ваш документ, его у вас быть не должно.
Сделка считается крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности юридического лица и связана с покупкой (или продажей) имущества. Порядок одобрения сделки регулируется законом в зависимости от организационной формы.
Так, например, в соответствии с ФЗ от 26.12.1995 г. №208 «Об акционерных обществах» крупная сделка осуществляется с согласия совета директоров общества либо общего собрания акционеров.
У государственных/муниципальных унитарных предприятий крупная сделка происходит с согласия собственника имущества (161-ФЗ).
Автономные учреждения, руководствуясь 174-ФЗ, совершают крупную сделку с одобрения его наблюдательного совета.
Некоммерческие организации руководствуются 7-ФЗ. У них решение о крупной сделке может быть только с предварительного согласия органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Ну и общества с ограниченной ответственностью руководствуются 14-ФЗ, в соответствии с которым решение о крупной сделке принимает общее собрание общества.
Помимо соответствующих федеральных законов и нормативных правовых актов, условия совершения крупной сделки может быть прописано в учредительных документах юридического лица.
Если в обществе один учредитель, он же единственный участник, то он вправе принять решение о крупной сделке. Протокол же составляется, если у общества несколько собственников, на общем собрании. При этом в последнем указывается председатель и секретарь собрания, наличие кворума. Если у общества создан совет директоров, то в соответствии с уставом он может быть уполномочен в принятии решения о сделке.
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Идентификатор применяется для определения контрактов и расчетов по ним. Это особый 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется в течение всего срока действия договора. Идентификационный код формируется в порядке, определенном в Приказе Казначейства РФ от 09.01.2018 г. № 5н. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ, должны указывать этот код в счетах-фактурах.
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Подход к расчету стоимости кредита изменится в 2022 году
Для одобрения крупной сделки для ООО и(или) АО требуется получить одобрение учредителей или акционеров. Например, при реализации имущества, цена которого превышает на 25 % БСА. Важность корректного расчета заключается в том, что при ее неверном расчете сделка признается недействительной.
Также рассчитать БСА важно для понимания, может ли компания попасть под налоговый мониторинг и избавиться от камеральных и выездных налоговых поверок: этот показатель на 31 декабря года, предшествующего году подачи заявления на мониторинг, должен быть не меньше 3 млрд руб.
Для объединения организаций в КГН все объединяемые предприятия вместе, как одно из условий, должны иметь на 31 декабря БСА не менее 300 млрд руб.
Стоимость активов по балансу — это что? Ответ содержится в том же письме от 16.10.2001 № ИК-07/703. Балансовая стоимость активов — это строка баланса, содержащая надпись «БАЛАНС», то есть это цифра, являющаяся суммой валюты этого отчета.
Фактически БСА организации составляет сумма активов бухгалтерского баланса: это сумма ее внеоборотных и оборотных средств или сумма итогов разделов I и II этого отчета. Следует помнить, что основные средства и НМА показываются в отчете по остаточной стоимости, то есть за вычетом накопленной амортизации.
Законодательно оформление расчета не установлено. Обычно в таких случаях составляется справка о БСА по форме, разработанной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями закона 402-ФЗ с обязательным наличием в ней следующей информации:
- название справки;
- дата составления;
- наименование организации-составителя;
- описание того, для чего составлена справка;
- порядок расчета и сумму рассчитанного показателя;
- единица измерения показателя;
- должности и подписи (с расшифровкой) ответственных лиц.
В зависимости от целей, справка может составляться не на все, а на определенное имущество предприятия. Например, для реализации основного средства определяется его цена по данным баланса.
По данным баланса так же легко определяется среднегодовая стоимость активов. С его помощью более реально можно представить величину и изменения имущества организации, чтобы регулировать их на любую отчетную дату. Средняя стоимость активов может быть рассчитана как среднеарифметическое суммы их стоимости на начало и конец отчетного периода, то есть
(сумма активов на начало года + сумма активов на конец года) / 2.
Итак, БСА показывает суммарную цену всего имущества предприятия, его фундаментальную часть в виде необоротных средств и быстро реализуемого имущества в составе оборотного имущества. Правильный расчет БСА и коэффициентов для финансового анализа на ее основе очень важно для понимания финансового состояния любой фирмы и законного осуществления операций с ее имуществом.