Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жк РФ действующая редакция 2022 ТСЖ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Жилищный кодекс (ЖК РФ)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)
1. Жилище неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
1. В соответствии со ст. 291 «Товарищество собственников жилья» ГК РФ в ЖК РФ помещен целый раздел с названием, аналогичным названию ст. 291 ГК (кстати, комментируемая статья носит такое же наименование).
2. Собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников жилья (п. 1 ст. 291 ГК). Такое товарищество является некоммерческой организацией (ч. 1 комментируемой статьи).
3. В правовой литературе можно встретить суждение о том, что товарищества собственников жилья относятся к потребительским кооперативам. Утверждения подобного рода основываются на том, что законодатель предъявляет к товариществам собственников жилья и потребительским кооперативам много общих требований. Действительно, и те и другие субъекты как юридические лица относятся к некоммерческим организациям. Однако думается, что более весомы аргументы в пользу того, что товарищества собственников жилья являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц.
Первым отличием товариществ собственников жилья от потребительских кооперативов и, в частности, от жилищных кооперативов (самых близких по цели деятельности) является то, что в товариществах собственников жилья нет т.н. паевых правоотношений. В кооперативах средства паевого фонда являются средствами юридического лица и имеют строго целевое назначение: они предназначены исключительно для оплаты строительства или стоимости построенного дома. Члены же товариществ собственников жилья, как явствует даже из названия и подтверждается гражданским законодательством, являются собственниками помещений, т.е. они оплатили или приобрели жилое помещение по различным основаниям до вступления в товарищество (либо до его образования).
В качестве второго отличия выступает положение, прежде не содержавшееся в законодательстве, посвященном потребительской кооперации. Речь идет о новелле, значительно расширяющей права членов потребительских кооперативов, — о возможности потребительского кооператива распределять в соответствии с законом и уставом полученные доходы между его членами (п. 5 ст. 116 ГК). Товарищество собственников жилья такого права не имеет.
Следующим отличием является то, что у членов товарищества собственников жилья нет такой обязанности, как необходимость покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов (имеющейся у членов кооператива).
Безусловно, существенное значение имеют различия, лежащие в плоскости отношений собственности. По общему правилу товарищество собственников жилья не является субъектом права собственности на помещения и на объекты общего пользования многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив выступает в качестве собственника как жилых помещений, так и объектов общего пользования.
Кроме того, сфера организации и деятельности товариществ собственников жилья намного уже по сравнению с соответствующей сферой потребительских кооперативов. Товарищества собственников жилья могут организовываться только собственниками жилых и иных помещений и только для обеспечения эксплуатации (либо строительства и эксплуатации) многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом (ч. 1 комментируемой статьи). Что же касается потребительских кооперативов, то они могут создаваться с целью удовлетворения самых различных материальных и иных потребностей.
Подводя итоги сказанному, а также принимая во внимание норму, содержащуюся в п. 3 ст. 50 ГК РФ, которая допускает создание различных форм некоммерческих организаций, предусмотренных федеральными законами, можно говорить о самостоятельной организационно-правовой форме некоммерческой организации — товариществе собственников жилья.
Для более полного анализа различий между потребительскими кооперативами и товариществами собственников жилья представляется необходимым указать на то, что при обстоятельствах, отмеченных в законе, товарищества собственников жилья возникают на базе некоторых видов потребительских кооперативов. К таким видам относятся жилищные и жилищно-строительные кооперативы, в которых их члены полностью выплатили паевые взносы. В таких случаях последняя часть взноса выступает в роли катализатора — преобразователя правоотношений; обязательственные жилищные правоотношения трансформируются в правоотношения собственности. Ядро жилищно-кооперативных отношений — паевые правоотношения перестают существовать как таковые, а право пользования жилищем основывается уже не на факте членства в кооперативе, а на праве собственности.
4. В ст. 291 ГК РФ указано на необходимость наличия федерального закона, регламентирующего организацию и деятельность одного из видов некоммерческой организации. Однако исходя из необходимости развития и упорядочения отношений собственности на общее имущество многоквартирного дома законодатель, приняв в 1996 г. ФЗ «О товариществах собственников жилья», расширил предмет указанного законодательного акта, включив в него регулирование правоотношений долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Принимая в 2004 г. ЖК РФ, содержащий в себе кроме прочего разд. VI «Товарищество собственников жилья», законодатель действовал во исполнение и в соответствии с п. 2 ст. 291 ГК РФ, где указан уровень нормативного правового акта — закон, а также с учетом правоприменительной практики (положительной и отрицательной), в т.ч. судебной, действия ФЗ «О товариществах собственников жилья».
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Жилищный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 226-ФЗ
«О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О статусе военнослужащих»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ
«О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»
- Стратегия социально-экономического развития
- Паспорт региона
- Районы и города
-
Знаменитые вятчане
- Знаменитые вятчане
- Почетные граждане
- Награды и премии Кировской области
- Герои Отечества
- О награждении государственными наградами
-
История и символика
- История
- Символика
- Культурное наследие
- Великорецкий крестный ход
-
Народные промыслы
- Народные промыслы Вятского края
- Дымковская игрушка
- Средства массовой информации
- Общественная палата
- Военные комиссариаты
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
О том, что налог на недвижимость должен рассчитываться исходя из её кадастровой стоимости, все слышали уже давно. Но переходный период затянулся, и в 2021 году по такому правилу налоговые платежи вносили собственники только в 74 регионах РФ, при этом многие из тех, кто уже платил «по-новому», почти не заметили увеличения налогового бремени, так как практически во всех российских регионах пересмотр кадастровой стоимости в 2020-м или составил не более 0,1%, или не проводился вовсе. И так как граждане в 2021-м платили налоги за прошлый год, то они никаких изменений не почувствовали. Однако за последние полтора года цены на жильё на месте не стояли. По данным Росстата, в среднем по стране за указанный период вторичная недвижимость подорожала на 9,5%, новостройки — на 12%, а в Москве средний рост составил 18% на вторичку и 16,7% на жильё, приобретаемое на стадии строительства. И в ряде регионов пересмотр кадастровой стоимости в 2021-м уже анонсирован, а это значит, что и налоги тоже вырастут. Пока наибольшая определённость о величине роста только в Москве. Согласно проекту отчёта об итогах кадастровой оценки, размещённому в открытом доступе на сайте ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», кадастровая стоимость всех объектов в Москве на 2021 год выросла от 15% до 50%. Однако это не значит, что сумма налогов для владельцев квартир в Москве вырастет на эти же величины. Согласно закону, размер налога на недвижимое имущество физлиц не может расти больше чем на 10 процентов в год, хотя и это тоже немало.
— Налог на недвижимость, рассчитанный по новой кадастровой стоимости, большинству россиян предстоит уплатить осенью 2022 года, и в связи с тем, что по разным причинам данный вид налогов почти не повышался более двух лет, для многих граждан его новый размер может стать неприятным сюрпризом, — предупредил финансовый аналитик, кандидат экономических наук Олег Абелев. — Особенно это может быть ощутимо для москвичей и петербуржцев. Косвенно новые налоги отразят удорожание недвижимости в конкретном районе конкретного города. Ведь очевидно, что налоговое подорожание (кроме Москвы) будет для всех разным.
Товарищество собственников жилья как способ управления МКД имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно:
Преимущества | |
Оперативное решение возникающих проблем | ТСЖ состоит из собственников помещений, расположенных в МКД, а значит из лиц, заинтересованных в решении любой проблемы за короткие сроки. |
Прозрачность всех финансовых операций | В любой момент каждый из членов Товарищества или собственников жилья вправе запросить для ознакомления все документы, отражающие движение бюджетных денежных средств. |
Самостоятельный выбор контрагентов | Данный вид управления позволяет прибегать к услугам надежных и проверенных подрядчиков, выбранных членами ТСЖ, или производить ремонтные работы своими силами. |
Сокращение затрат | Жилищно-коммунальные взносы включают в себя оплату ресурсов и услуг, действительно необходимых жильцам МКД. |
Эффективное использование общедомовых помещений и конструкций | ТСЖ вправе использовать все помещения общего пользования, конструкции и придомовую территорию с целью получения выгоды (сдача в аренду для размещения офисов, рекламы и т.д.). |
Недостатки | |
Ошибки в управлении | Поскольку среди жителей МКД не всегда находятся специалисты, риск доверить управление многоквартирным домом некомпетентному лицу очень велик. |
Повышенная стоимость услуг и ресурсов | Как правило, выполнение разовых работ для ТСЖ обходится на порядок дороже, чем для Управляющей компании, имеющей постоянных подрядчиков и скидки. |
Ограниченный бюджет | Суммы, находящейся на счете Товарищества не всегда хватает на оплату внеплановых работ, что создает дополнительную финансовую нагрузку для жильцов МКД. |
Несовершенство действующего законодательства | В случае отказа от оплаты жилищно-коммунальных услуг некоторыми собственниками, ресурсоснабжающая компания в судебном порядке может взыскать долг непосредственно с Товарищества. |
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются собственники при регистрации ТСЖ, становится грамотное документальное оформление на всех этапах создания организации.
Товарищество собственников жилья создается в несколько этапов, включающих в себя:
1. Создание группы собственников, которая впоследствии будет заниматься организацией некоммерческого предприятия. Инициаторы создания ТСЖ могут не избираться на общем собрании, однако, должны иметь представление о юридических и экономических аспектах работы Товарищества.
Набор сотрудников в штат Товарищества происходит на основании потребностей собственников помещений. Как правило, в ТСЖ входит следующий персонал:
- председатель (обязательный сотрудник, избираемый собственниками МКД);
- члены правления, избираемые на общем собрании, занимающиеся подбором персонала и прочими вопросами, касающимися управлением организацией;
- бухгалтер, ведущий отчетность Товарищества (при его отсутствии данную функцию выполняет председатель):
- юрист (если жильцы посчитали необходимым наличие такого сотрудника в штате);
- рабочие:
- электрик;
- лифтер;
- консьерж;
- уборщица;
- слесарь-сантехник;
- дворник;
- паспортист.
В зависимости от положений утвержденного Устава, существует несколько способов избрания председателя Товарищества:
- путем избрания на общедомовом собрании;
- путем избрания руководителя членами правления ТСЖ из их числа.
Обязательным условием законности выборов становится наличие в повестке собрания соответствующих пунктов, а также отражение итогов голосования в протоколе. Руководитель ТСЖ избирается на срок, указанный в Уставе некоммерческой организации, но не превышающий двух лет. Оформление же сотрудника включает в себя:
- издание приказа о вступлении в должность;
- составление срочного трудового договора;
- подача заявления для оформления руководителя в ФНС;
- получение выписки из ЕГРЮЛ.
Минстрой пересмотрел правила пользования жильем
Члены правления некоммерческой организацией обязаны проводить годовое собрание во втором квартале года, следующего за отчетным. Мероприятие считается успешно проведенным лишь при явке 50% от всех собственников, в противном случае, сбор должен быть проведен еще раз, в заранее установленное время.
Что касается других видов отчетности перед жильцами, то форма их, обязательность и частотность устанавливается Уставом ТСЖ. Стоит отметить, что единая форма отчета председателя и членов правления не установлена законодательно и остается на усмотрение собственником помещений, расположенных в МКД,
Споры, возникающие в процессе работы Товарищества собственников жилья – не редкость. Процедура разрешения конфликтных ситуаций предполагает вынесение собственниками, недовольными качеством предоставляемых услуг и их стоимостью, соответствующих вопросов на общем собрании.
Как правило, большинство вопросов решается на начальной стадии, однако, возможны и случаи дальнейшего развития конфликта и обращения владельцев МКД в жилищную инспекцию, ФНС и т.д.
Конфликтные ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства возникают довольно часто, причиной тому может служить не только незаконные действия руководства Товарищества, но и завышенные требования собственников помещений, не входящих в Устав некоммерческой организации. Итак, подать жалобу на ТСЖ правомерно в случае:
- ненадлежащего исполнения обязанностей по уходу за МКД и прилегающей к нему территорией;
- нерациональный расход средств бюджета, проявляющийся в воровстве, несогласованных с собственниками тратах и завышенных суммах сделок;
- повышение жилищно-коммунальных платежей, не связанное с увеличением тарифов за поставляемые ресурсы;
- низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующее действующему законодательству;
- отсутствие реакции на требование собственников и жильцов многоквартирного дома устранить неполадки;
- несвоевременное начало отопительного сезона, низкая температура в помещениях МКД;
- приостановление подачи холодной и горячей воды на время, превышающее законодательно установленные сроки;
- отсутствие мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта помещений и конструкций общего пользования, расположенных в МКД.
Сегодня в продаже:
- Общее собрание собственников помещений в многоквартирном домеИздательство: Прометей. Год: 2020.
Это первая и пока единственная книга по данной теме, которую мы постарались сделать максимально полезной и простой для понимания даже тем, кто не обладает глубокими познаниями в сфере жилищного права. Вместе с тем она содержит исчерпывающие сведения по подготовке и проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и может стать настольным справочником для сотрудников управляющих организаций, членов советов многоквартирных домов,…
- Споры по оплате ЖКХ. Разъяснения Верховного Суда РФИздательство: Проспект. Год: 2020. Серия: Законы и Кодексы.
Издание содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»…
10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.
Предоставление коммунальных услуг – одна из основных функций коммунальных организаций. Вот что входит в обязанности ЖКХ по обслуживанию дома:
- Сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
- Выявление расхитителей энергоресурсов.
- Налаживание сотрудничества с коммунальными предприятиями-поставщиками услуг. Также сюда относят заключение договоров и перерасчет сумм за услуги ненадлежащего качества.
- Хранение технической документации на дом.
- Регистрационный учёт жильцов.
- Организация собраний собственников.
- Информирование потребителей о внесениях изменений в тарифы на ЖКУ.
По закону УК должна собирать средства за предоставление услуг, решать организационные вопросы.
У управляющей организации есть не только обязанности. Она, например, имеет право:
- Требовать от владельцев жилья своевременной, полной оплаты предоставленных ЖКУ, а при выявлении нарушений сроков платежей – выставлять должникам пени.
- В заранее обговоренное время получать доступ в квартиру для проведения осмотра, проверки коммуникаций, проведения их ремонта.
- Проверять не реже раз в полгода корректность и достоверность передаваемых жильцами показаний счётчиков.
- Заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии, воды, газа.
- Если это не противоречит законодательству, ограничивать потребителей в коммунальных услугах.
- Информировать о незаконных способах эксплуатации жилья, общих нежилых площадей.
- Использовать резервные средства для выполнения ремонтных работ.
- Требовать возмещения убытков, которые возникли по вине жильцов или исполнителей работ.
Чтобы разобраться, имеет ли право управляющая компания выполнять определенное действие, следует изучить актуальное законодательство и положения заключенного договора.
На коммунальную организацию возложено множество функций. Она:
- выступает посредником в поставке ресурсов;
- обслуживает дом;
- осуществляет ремонт;
- поддерживает хорошее техническое состояние оборудования;
- представляет собственников жилья перед РСО;
- является единым исполнителем коммунальных услуг перед владельцами квартир.
Фактически УК выполняет те же функции, что возлагались на участки ЖКО. Некоторые изменения были вызваны временем, организация приобрела большую независимость.
Очевидно, что ни один многоквартирный дом не сможет нормально существовать без слаженного обслуживания, контроля состояния коммуникаций и систем, ухода за придомовым участком.
Недовольство работой УК – распространенное явление. Часто жильцы жалуются, что компания недобросовестно выполняет свои обязанности, например, проводит некачественный капитальный ремонт балконов. В результате пренебрежения состоянием оборудования возникают неустойки и случаи завышения тарифов.
В этой ситуации можно обращаться в разные инстанции:
- суд;
- прокуратуру;
- местную администрацию;
- контролирующие структуры – Роспотребнадзор , жилищную, пожарную инспекцию и так далее.
Точно определить, в какой орган подавать заявление, поможет юрист – специалист в сфере жилищного права. Но для начала стоит постараться решить конфликт мирным путем и обратиться к руководству коммунальной фирмы.
Для этого нужно составить письменную претензию, детально описать в ней ситуацию и объяснить, в чём заключается ненадлежащее предоставление услуг. С полученным ответом можно отправляться в вышестоящие надзорные структуры.
В суд и прокуратуру обычно обращаются с серьезными нарушениями. Как показывает практика, коллективная жалоба эффективнее обращения одного жильца.
Зная перечень обязанностей управляющей организации, жильцы, с одной стороны, избегут завышенных ожиданий, а с другой – не растеряются, если придется отстаивать свои права в разных инстанциях. В этом контексте важное значение приобретает грамотно составленный договор между жильцами и УК. Именно на основании этого документа можно добиться успешного сотрудничества и исключить взаимные претензии.
Комментируемая статья определяет роль правления в системе органов управления товарищества собственников жилья, цели его деятельности, порядок формирования.
Как орган управления товарищества правление осуществляет руководство его деятельностью. Правление принимает решение по достаточно большому кругу вопросов. Как это определено ч. 1 комментируемой статьи, правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания.
Правление избирается общим собранием (из числа членов товарищества) и подотчетно ему. Решение принимается, при наличии кворума, большинством голосов присутствующих на собрании членов ТСЖ или их представителей. Правление избирает из своего состава председателя правления.
Срок полномочий правления ТСЖ определяется уставом товарищества, но не может превышать 2 лет.
Решения принимся на заседаниях правления, если за них проголосовало большинство членов правления (при наличии кворума). На заседании ведется протокол.
Обязанности правления определены ст. 148 ЖК РФ. Так, правление контролирует внесение членами товарищества обязательных платежей и взносов; заключает договоры на обслуживание и ремонт общего имущества дома; проводит общее собрание членов товарищества и т.д. Согла ст. 146 ЖК РФ общее собрание ведет председатель правления или его заместитель, а в случае их отсутствия — один из членов правления.
Правление товарищества собственников жилья избирается общим собранием из числа членов товарищества. Срок его деятельности устанавливается уставом товарищества (но не более чем 2 года).
Правление товарищества избирает из своего состава председателя правления товарищества на срок, установленный уставом товарищества.
Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы, совершает сделки, не требующие обязательного одобрения правлением или общим собранием, и проч. (ч. 2 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления представляет на решение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, обслуживих многоквартирный дом, положение об оплате их труда (п. 10 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Председатель созывает заседание правления в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления правомочно при наличии большинства членов правления. Решение правления оформляется протоколом (ст. 147 ЖК РФ).
Формирование товарищества, объединяющего в себе полноправных владельцев квартир и домов, подразумевает организацию определённого рода деятельности. Она направлена на то, чтобы управлять одним или даже несколькими жилыми объектами. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы обеспечить жильцов важными ресурсами и проконтролировать рациональное применение домового имущества.
Как и в любых отношениях, в случае с управлением домом определяются свои права и обязанности. Смысл в том, что товарищество существует по определённым правилам, оно не может произвольно под конкретной организационно-правовой формой осуществлять любую деятельности. Товарищество всегда является организаций без коммерческой цели, а значит, прибыль не является смыслом её деятельности. Именно поэтому для товарищества собственников были определены перечни прав и обязанностей.
Товарищество всегда должно иметь председательствующего, который в первую очередь будет отвечать за работу ТСЖ. Соответственно, права и обязанности товарищества также будут распространяться и на него.
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ, ТСЖ (Товарищество собственников жилья) – это некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме для организации коллективного управления всем недвижимым имуществом, обеспечения его использования, обладания и распоряжения в пределах определенных нормами законодательства.
Регистрация ТСЖ аналогична постановке на учет юридического лица и особых сложностей не представляет. После регистрации ТСЖ присваивается индивидуальный расчетный счет, на который впоследствии поступают внесенные жильцами средства.
Для процедуры регистрации ТСЖ необходимы следующие документы:
- бланк заявления о постановке на учет юридического лица;
- протокол общего собрания собственников недвижимости;
- расчет доли каждого из собственников;
- устав ТСЖ.
Согласно ст. 140 ЖК РФ решением общего собрания ТСЖ может преобразовываться в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
План любых работ по обслуживанию дома и смета годовых расходов утверждается общим собранием жильцов.
Если решение было принято посредством заочного голосования, любой член ТСЖ имеет право на раскрытие информации о деятельности товарищества и на ознакомление с протоколами заочных собраний.
Также можно ознакомиться с расходами ТСЖ посредством просмотра расчетного счета товарищества, который отражает не только все поступления, но и снятия.
Возможность объединиться в одно ТСЖ несколькими домами появилась не сразу, а лишь после принятия закона № 123, согласно которому в ст. 136 ЖК РФ были внесены изменения относительно этого.
Однако такая возможность на практике показала себя далеко не идеально. Получалось, что в ТСЖ объединялось немалое количество домов. И целью их становилось не управление домом собственниками. В таком объединении возникал упрощенный порядок замены УО. Таким образом, многие ТСЖ так и существовали фиктивно.
Процесс создания организации начинается с инициативной группы, которая возьмется убеждать соседей зарегистрироваться ТСЖ. Для этого должно быть набрано не менее 5 человек. Главное, разделить обязанности между собой, затем — сформировать органы управления.
Группа должна четко знать: зачем создавать товарищество собственников жилья, каким они видят дом через годы и что понадобится для реализации плана. На эти и другие вопросы они будут отвечать другим домовладельцам.
Далее оцениваются ресурсы, активы и риски. К активам относится все, за счет чего может вестись самостоятельное хозяйство. К рискам относится состояние дома, стен, труб, подвалов… Но самый большой риск представляют неплательщики. Поэтому следует продумать, как с ними бороться.
Статья 135 ЖК РФ. Товарищество собственников жилья
Собрание может проходить как в очной, так и в очно-заочной и заочной формах. Чаще всего общедомовые собрания превращаются в многочасовой базар. После того как это надоедает, все просто расходятся по домам. Поэтому заочное голосование, часто становится хорошей альтернативой словесным баталиям. Листы для голосования подготавливаются инициативной группой и разносятся по квартирам.
После собрания составляется протокол, на основании которого, согласно действующему законодательству, в том числе ст. 136 ЖК РФ, затем создается и регистрируется товарищество. В него вносятся имена инициатора собрания, председателя и секретаря, и далее вопросы.
После этого, в течение десяти дней следует огласить итоги. Это можно реализовать двумя путями: вывешиванием протокола в людном месте или разнесением информации по почтовым ящикам или непосредственно в квартиры.
Для того чтобы зарегистрировать ТСЖ по ст. 136 ЖК РФ, необходимо представить протокол собрания, где занесена информация о принятии решения о создании ТСЖ, утверждении его устава. Кроме того, должны прилагаться сведения о лицах, которые проголосовали на собрании собственников за создание ТСЖ, их долях в праве собственности на общедомовое имущество.
- ТСЖ — это что за организация? Как создать ТСЖ: пошаговая инструкция
- Ухудшение жилищных условий. Жилищный кодекс РФ. Как встать на очередь на улучшение жилищных условий
- Выселение без предоставления другого жилого помещения: основания. Жилищный кодекс РФ
- Что такое коммерческий найм жилого помещения? Как заключается договор коммерческого найма жилого помещения?
- Выселение из муниципальной квартиры: основания и процесс
- Как перевести жилое помещение в нежилое: инструкция
- Как встать на очередь на улучшение жилищных условий: основания, процедура, документы
Поскольку сегодня большей частью жилые помещения являются личной собственностью, популярность приобретают товарищества, которые сами принимают решения по управлению имуществом, принадлежащему многоквартирному дому (например, подвалы, чердаки, придомовая территория и прочее).
- близкого расположения домов с общей границей земельных участков;
- наличия общих коммуникационных систем инженерно-технического обеспечения (газопровод, трубопроводы по водоснабжению и подаче централизованного отопления и прочее).
- Отношение собственности всего многоквартирного дома, а также прилагающийся к ней территории;
- Каким образом образуются, эксплуатируются, прекращаются и переходят права на собственность;
- Основные требования при регистрации недвижимости, в установленной законодательством форме;
- Способ образования товарищества собственников жилья, его права и обязанности, а также порядок прекращения их действий.
- Ведение собрания поручается председателю, который будет избран большинством голосов собственников. Если собрание проводится в первый раз, то его ведет инициатор;
- Решения, принятые путем голосования, является обязательным для всех жителей дома, не зависимо от того, присутствовали они на нем или нет, принимали участие в голосовании или нет.
- Хозяева недвижимости жилья могут назначить для управления ТСЖ, которое создается без определения срока действия и не является коммерческой организацией. Оно является юридическим лицом, которое имеет свою печать и расчетные счета в банке. Оно считается созданным с момента его регистрации в реестре.
- объединение поддерживает собственников, даже если они не входят в товарищество;
- посещать собрания не обязательно. Свой голос можно по нотариальной доверенности передать другому члену;
- работа объединения направлена на управление имуществом и его прирост. Это в интересах всех участников;
- открытая отчетность по выполненным работам, потраченным средствам и планируемым мероприятиям.
Если в многоквартирном доме есть помещения в собственности организаций, то им также рекомендуется создавать ТСН. ТСЖ больше подходит для решения проблем физических лиц – жильцов. Например, такая форма позволяет быстро согласовать и провести ремонт. Если в товарищество помимо граждан-собственников входят юридические лица, то стоит выбрать именно ТСН.
В то время, как Гражданский Кодекс трактует ТСЖ только в одной плоскости, и этому типу организаций посвящена только одна статья в данном нормативном акте, Жилищный Кодекс посвящает созданному объединению целый Раздел 6, внутри которого содержатся статьи, полностью регламентирующие его деятельность — от момента создания до преркащения существования.
Жилищный Кодекс, в свою очередь, осуществляет регулирование деятельности созданных объединений в интересах собственников, в частности, в сфере взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями.