Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный штраф за несвоевременную сдачу сзв-м в 2022 году на руководителя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Штраф за непредставление налоговой декларации или РСВ предусмотрен статьей 119 НК РФ.
Сумма штрафа составляет 5 % от неуплаченного вовремя налога.
Максимальный и минимальный размер штрафа за просрочку сдачи налоговой декларации по статье 119 НК РФ составит:
- Максимально, сумма штрафа не может превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок налога.
- Минимально – 1000 рублей.
Штрафы за нарушение сроков сдачи отчетности в налоговую, ПФР и ФСС в 2022 году
Если компания не сдаст в установленный законодательством срок декларацию по НДС, прибыли, имуществу, РСВ или расчет 6-НДФЛ, налоговая может принять решение о блокировке ее расчетного счета.
Решение о блокировке ИФНС принимает, если период просрочки сдачи отчетности превысил 20 рабочих дней (п. 2 ст. 76 НК РФ).
За нарушение сроков сдачи отчетности к ответственности могут привлечь директора компании по статье 15.5 КоАП РФ.
Руководителя могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей
Отчетность
|
Штраф
|
Блокировка счета
|
|
Для организации
|
Для директора |
||
Налоговые декларации и РСВ |
5% от неуплаченной суммы. Максимальный штраф: 30% от неуплаченной суммы, минимальный — 1000 рублей. (п.1 ст. 119 НК РФ) |
Предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей. (ст. 15.5 КоАП РФ) |
Приостановление операций по счетам через 20 рабочих дней от даты сдачи отчетности. (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ) |
Налоговые расчеты, в том числе: Ежемесячные или квартальные декларации по прибыли Расчет авансов по налогу на имущество 2-НДФЛ Сведения о численности персонала другие |
200 рублей за каждый непредставленный документ. (п.1 ст. 126 НК РФ) |
Штраф от 300 до 500 рублей. (ст. 15.6 КоАП РФ) |
Не применяется. |
6-НДФЛ |
1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня сдачи расчета. (п.1.2 ст. 126 НК РФ) |
Штраф 300-500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ) |
Приостановление операций по счетам через 20 рабочих дней от даты сдачи отчетности. ( п. 3.2 ст. 76 НК РФ) |
Организации и ИП сдают в ФСС форму 4-ФСС и форму на подтверждение основного вида деятельности. За несвоевременную сдачу отчетности предусмотрен штраф и для компании, и для директора.
Отчетность |
Ответственность для компании |
Ответственность для директора |
4-ФСС |
5% от взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного периода, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимум — 30% от недоимки, минимум — 1000 рублей. |
Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей. |
Подтверждение основного вида деятельности |
Установление тарифа по виду деятельности с максимальным уровнем профессионального риска. |
Обратите внимание с 2022 года выросли штрафы за нарушения при подаче сведений в ФСС.
За отказ представить документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий — 200 руб. за каждый несданный документ.
Передача недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов (не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.);
Нарушение срока сдачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия — 5 000 руб. (только для пособий «по болезни» и по БиР).
В рамках антикризисных мер, принятых Правительством на 2016 год, в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, была введена ст. 26.1. Ею установлен новый порядок в отношении выплаты страховой пенсии и фиксированной части к ней в отношении работающих пенсионеров (ч. 2 ст. 3 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):
- суммы страховой пенсии и ее фиксированной выплаты выплачиваются без учета индексации в период работы пенсионера;
- после прекращения им работы запрет на индексацию указанных сумм будет отменен.
Для ежемесячного мониторинга информации о работающих пенсионерах органами ПФР и была введена форма отчетности СЗВ-М. Она же позволила пенсионерам самостоятельно не представлять сведения о своей занятости в ПФР, эта обязанность возложена теперь на работодателя.
Однако право представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) им работы у пенсионера все же остается. Он может воспользоваться им для ускорения процесса начала индексации своей пенсии после увольнения.
Разберемся в нестандартных для таких случаев ситуациях, по которым и возникает у страхователей большинство вопросов.
Начиная с отчета за май 2021 действует новая форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п). Скачать ее можно у нас на сайте, а прочитать об изменениях в ней подробнее можно здесь.
К заполнению и соблюдению сроков сдачи рассматриваемой формы стоит подходить внимательно. Штраф за отчет СЗВ-М в компаниях с большой численностью персонала может вылиться в значительные суммы. Ведь рассчитывают его по количеству застрахованных физических лиц, сведения о которых, по мнению органов ПФР, должны быть включены в форму в отчетном периоде.
- Налоговый кодекс РФ
- закон «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ
- закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ
Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.
Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета, утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.
Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.
О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.
Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.
Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.
Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:
- Постановление от 25.12.17 № Ф03-5001/2017. Судьи встали на сторону ПФР. Аргумент такой: в дополняющей в форме сведения о забытых сотрудниках были поданы впервые. В исходной форме они отсутствовали, следовательно сведения о них поступили в фонд с опозданием.
- Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.17 № А78-1989/2017. Суд поддержал страхователя. По его мнению, дополняющая форма СЗВ-М, по сути, является исправлением ошибок исходного отчета. А за это штраф не налагается.
Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.
Опоздали со сдачей СЗВ-М? Узнайте, как избежать штрафа
В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.
В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.
Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?
Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.
Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».
В случае, когда произошло нарушение срока сдачи СЗВ-М, организации могут грозить штрафные санкции. Такое может произойти даже в том случае, когда организация самостоятельно внесла коррективы и исправила ранее допущенные ошибки в СЗВ-М.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27 утверждён список персональных данных, которые организация в обязательном порядке передает в Пенсионный фонд о каждом из своих сотрудников.
Обзор Определения Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О. Организация передала всю необходимую информацию о сотрудниках в Пенсионный фонд в виде персонифицированного учёта по форме СЗВ-М в установленный законодательством срок, а позже самостоятельно обнаружила ошибку в собственной отчётности и представила в ПФР уточняющую форму.
В результате чего ПФР применил к организации штрафные санкции, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за нарушение сроков сдачи отчётности. Данное решение было оспорено, после чего отменено и признано недействительным в связи с тем, что, согласно положениям законодательства РФ, организации имеют законное право самостоятельно выявлять, а также исправлять выявленные ошибки в уже ранее представленных персональных данных сотрудников, в случае, если организация обнаружила данные ошибки до того, как они были обнаружены сотрудниками Пенсионного фонда при проверке отчётности.
Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:
- Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
- Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
- Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
- Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
- Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.
В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.
При оформлении возражения по акту проверки ПФР с целью последующего обжалования в суде, необходимо указать одно или несколько следующих обстоятельств:
- незначительность нарушения срока сдачи отчётности;
- объективные обстоятельства: сбой в системе, поломка ПК;
- сотрудник не уведомил своевременно о смене персональных данных или поздно принёс документы;
- впервые допущенная ошибка;
- исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
- отсутствие урона для бюджета.
Штрафные санкции могут быть полностью аннулированы по решению суда, при условии, что со стороны ПФР имели место нарушения закона в части:
- формирования акта нарушения;
- соблюдения сроков отправки акта страхователю;
- предоставления возможности добровольно исправить ошибку;
- сроков выдачи СНИЛС работникам.
Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.
Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.
Рассказываем, когда подавать СЗВ-ТД в разных ситуациях, например если приказ об увольнении издан заранее или сотрудник уходит в отпуск с последующим увольнением, и какой будет штраф за несвоевременную подачу этой формы.
Какой предусмотрен штраф за несвоевременную подачу СЗВ-ТД и в каком порядке он назначается?
СЗВ-ТД: 5 вопросов о сроках и штрафах от бухгалтеров
Для удобства мы объединили все сроки сдачи в таблицу.
Ситуация, по которой нужно подать сведения в ПФР | Когда подавать форму СЗВ-ТД |
Прием нового сотрудника на работу | Не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме на работу или об увольнении (п. 1.8 Постановления Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730П). |
Увольнение сотрудника | |
Перевод сотрудника на другую должность | Не позднее 15-го числа следующего месяца после того, как произошло мероприятие (п. 1.6 и 1.8 Постановления Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730П). |
Подача заявления о выборе способа ведения трудовых книжек |
Читайте в статье «Какой код выполняемой функции указать в СЗВ‑ТД», как выбрать правильный код для графы «Код выполняемой функции».
Елена Кулакова, эксперт Контур.Экстерна,
Вероника Брагина,
налоговый журналист Контур.Норматива.
Статья подготовлена по материалам рубрики «Вопросы экспертам»
Работодатели сдают в ПФР отчёты по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.
В отчёте по форме СЗВ-М содержится список сотрудников с информацией об их ИНН и СНИЛС. Освобождены от сдачи СЗВ-М лишь ИП, у которых нет сотрудников. Юрлица обязаны сдавать СЗВ-М в любом случае, поскольку сотрудником считается директор организации. Сведения о нём должны быть отражены в СЗВ-М, даже если он не получает зарплату и с ним не заключён договор.
В отчёт о стаже сотрудников по форме СЗВ-СТАЖ работодатель заносит информацию о каждом сотруднике, с которым заключён трудовой или гражданско-правовой договор: ФИО, даты приёма на работу и увольнения, а также другие сведения, необходимые для расчёта пенсии.
Отчёт СЗВ-ТД формируется при приёме физлица на работу, либо при увольнении сотрудника. В нём указываются сведения о работнике (ФИО, должность) и даты кадровых событий.
Пенсионный фонд назначает штраф работодателю за нарушение сроков предоставления сведений о сотрудниках, а также за ошибки в отчётности.
Формы отчётных документов, которые работодатель обязан предоставлять в ПФР, а также порядок их заполнения установлены Постановлением Правления ПФР от 27 сентября 2019 года № 485п.
Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, к работодателю, который нарушил правила представления информации о своих работниках, применяется ответственность в виде штрафа. Такая мера грозит нарушителю, если:
- не соблюдены сроки представления сведений по каждому сотруднику;
- отчётные данные представлены не полностью или не представлены вовсе.
При обнаружении нарушений ПФР составляет акт, который передаётся работодателю. Акт могут вручить лично под расписку, либо переслать заказным письмом или в электронном виде по ТКС. В течение 15 дней работодатель должен будет представить в Пенсионный фонд разъяснения по поводу несдачи отчётных документов, просрочки либо ошибок в представленных сведениях .
В спорной ситуации компания может подать возражение на имя руководителя территориального отделения Пенсионного фонда. В этом случае будет создана специальная комиссия, которая должна вынести решение — при отсутствии нарушений санкции будут отменены, но если нарушения будут подтверждены, работодателя привлекут к ответственности. На заседании комиссии может присутствовать либо сам руководитель организации, которая подала возражение, либо его представитель по доверенности.
Если нарушение будет подтверждено, ПФР направит работодателю требование о перечислении штрафа. На выплату даётся 10 дней. Если штраф не был уплачен по истечении срока, сумма взыскивается в принудительном порядке.
В данном случае Пенсионный фонд составляет соответствующий иск и отправляет его в суд. С августа 2020 года ПФР может подавать в суд лишь в том случае, если сумма штрафа превышает 3 тысячи рублей. Ранее такого ограничения не было, и Фонд мог взыскивать деньги в судебном порядке при любой сумме назначенного штрафа. Если нарушитель «накопит» несколько штрафов в общей сумме на 3 тысячи рублей, ПФР сможет обратиться в суд.
По взысканию есть срок давности — три года. Если организация будет оштрафована на сумму менее 3 тысяч рублей, Пенсионный фонд в течение указанного срока будет ждать очередного нарушения со стороны компании, пока не накопится сумма, при которой на компанию можно подать в суд. Если нарушений со стороны компании за это время не будет, ПФР потребует взыскания первоначальной суммы штрафа.
Если штат сотрудников у работодателя по своей численности не превышает 25 человек, отчётность в ПФР следует сдавать только в электронном формате. Сдача отчётности в бумажном виде допускается при условии, что у работодателя менее 25 человек в штате. При этом работодатель вправе выбирать формат: он может представить отчётность как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Сформировать и сдать отчётность в электронном виде можно несколькими способами:
- с помощью бесплатного ПО на сайте Пенсионного фонда;
- через личный кабинет страхователя на сайте ПФР (на данный момент реализована лишь сдача СЗВ-ТД);
- через систему для сдачи электронной отчётности.
Веб-сервис «Астрал Отчёт 5.0» позволит быстро формировать и передавать отчётные документы не только в Пенсионный фонд РФ, но и в другие контролирующие ведомства (ФНС, ФСС, Росстат). В системе можно вести одновременно несколько организаций, обмениваться неформализованными документами с регуляторами, работать с документами, которые были сформированы в другом ПО для учёта. «Умный» редактор подскажет, как заполнять поля в отчёте, и поможет исправить обнаруженные ошибки.
Если работодатель, у которого работает более 25 человек, вместо электронного отчёта сдаёт бумажный, ПФР применяет к нему меры ответственности в виде штрафа. За непредоставление отчётности в электронном формате, когда данная форма является обязательной для работодателя, предусмотрен штраф в размере 1 тысячи рублей.
Сдача отчётности в Пенсионный фонд РФ осуществляется в установленные законодательством сроки:
- СЗВ-М сдаётся ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчётным;
- СЗВ-СТАЖ нужно представлять ежегодно не позднее 1 марта года, который наступает за отчётным;
- CЗВ-ТД необходимо сдать не позднее, чем на следующий день после приёма на работу или увольнения сотрудника, по другим кадровым изменениям нужно отчитаться до 15 числа следующего месяца.
Если крайний срок приходится на выходной или праздничный день, отчёт нужно сдать на следующий после него рабочий день.
Федеральным законом № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за несвоевременную сдачу отчётных документов, а также за ошибки в представленных сведениях о застрахованных. За непредоставление отчётности, либо сдачу отчётов в неполном объёме работодателю грозит штраф в размере 500 рублей за каждый несданный отчёт по застрахованному лицу (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
Если доходит до суда (напомним, что размер общей суммы штрафов в этом случае должен быть более 3 тысяч рублей), ПФР может подать иск в течение шести месяцев с момента превышения лимита или по истечении 36 месяцев.
Рассмотрев иск, суд может уменьшить сумму штрафа. Например, если нарушение было совершено впервые. Кроме того, доводами для уменьшения санкций могут стать:
- признание вины со стороны нарушителя;
- небольшой срок опоздания;
- отсутствие негативных последствий для бюджета и др.
Согласно ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, при нарушении сроков и порядка представления отчётности должностному лицу страхователя грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей. Санкций можно избежать, если работодателем были соблюдены сроки, но в отчётности были выявлены ошибки. Для этого он должен сдать откорректированные формы до того, как ошибки будут выявлены Пенсионным фондом.
Узнайте, какую отчетность должен сдать ИП в ПФР в нашей статье.
-
Топ-10 глупых и опасных просьб бухгалтеру от директора, сотрудников и контрагентов
3,1 тыс. 12
Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-ТД
Все юрлица и ИП, являющиеся работодателями, должны ежемесячно отчитываться в ПФР по форме СЗВ-М. Отчет требуется сдать не позже 15-го числа месяца, идущего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).
Если срок нарушен — штраф за каждое застрахованное лицо в размере 500 руб. Но его вполне можно уменьшить или даже полностью оспорить через суд.
Страхователь направил отчет СЗВ-М своевременно, после чего в документе нашлась ошибка. Для ее исправления подается уточненный отчет, но он поступает в ПФР после срока сдачи СЗВ-М.
Если работодатель самостоятельно обнаружил ошибку и исправил ее, к нему не применяются штрафные санкции. Об этом моменте указано в п. 40 Инструкции, регламентированной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н.
Как показывает практика, штрафа могут избежать даже те, кто исправил ошибку после того, как на нее указал ПФР. К примеру, ИП перепутал в СЗВ-М графы для заполнения имени и отчества. Он смог оспорить штраф в суде поскольку оплошность была незначительной (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.12.2018 г. № А27-6320/2018). Другой случай — организация допустила ошибку в отчестве сотрудника, и суд также встал на ее сторону (Определение ВС РФ от 28.09.2018 г. № 309-КГ18-14482).
Также суд может встать на сторону работодателя и отменить штраф ПФР, если страхователь укажет вместо отчества вторую часть имени иностранного сотрудника или ошибется в указании отчетного периода, неверное укажет СНИЛС работника или свой регистрационный номер в ПФР. В этих случаях суд может поддержать работодателя даже с учетом того, что неточности будут исправлены после того, как их выявит Пенсионный фонд.
При сдаче СЗВ-М воспользуйтесь возможностями программы 1С и ее сервиса 1С-Отчетность. В этом случае вы сможете правильно сформировать отчет и своевременно направить его в Пенсионный фонд. Тем самым вы оградите себя от штрафов и возможных разбирательств в суде.
Бывают ситуации, при которых работодатели подают исходную форму отчета СЗВ-М, в которой отсутствует информация о некоторых работниках. После того, как ошибка будет обнаружена, они сдают дополнительную форму в отношении сотрудников, которые ранее не были включены в отчет.
Если дополнительные сведения поступили в Пенсионный фонд после окончания срока, установленного для сдачи СЗВ-М, работодателя оштрафуют на 500 руб. в отношении каждого забытого сотрудника. На этот момент ПФР указывает в своем Письме от 28.03.2018 г. № 19-19/5602. Аналогичная позиция содержится в Письме отделения ПФР по Москве и Московской обл. от 16.04.2021 г. № Т-3586-16-02-204/4335.
В прошлые годы работодатели в некоторых случаях смогли оспорить такие штрафы через судебное разбирательство. Но теперь ситуация поменялась, поскольку с 27 июля 2020 года начала действовать Инструкция, регламентированная Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211 н. В ней на основании п. 39 можно сделать вывод, то если работодатель подает дополнительный СЗВ-М на забытых сотрудников и при этом срок сдачи отчета уже прошел, то штраф будет назначен. В связи с этим оспорить санкции будет довольно сложно.
Однако санкций удастся избежать, когда ПФР при обнаружении неверно указанного числа застрахованных лиц не прислал работодателю уведомление об устранении расхождений. Если документа нет, можно использовать это в качестве аргумента для аннулирования штрафа (Постановление АС Центрального округа от 08.06.2021 г. № А83-22006/2019).
СЗВ-М — это таблица, в которой указываются данные по работникам — ФИО, СНИЛС, ИНН. Для успешной сдачи отчета требуется указать корректную информацию, а если есть ошибка, ПФР может отказать в принятии отчета.
Работодателю нужно исправить отчет и повторно его сдать, но он может пропустить срок, отведенный на подачу СЗВ-М. И тогда ПФР применяет штрафные санкции, но не за сотрудника, по которому обнаружены ошибка, а за всех работников, которые были в отчете (хотя по ним изначально сведения были верными).
Работодатели с такой позицией не соглашаются, считая, что штрафы должны быть только за сотрудников, по которым допущены ошибки. При этом суды при решении данного вопроса не могут прийти к единой позиции. В некоторых случаях они поддерживают ПФР (Постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.2017 г. № Ф03-4421/2017), а в других — работодателей (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.2017 г. № А27-22235/2016). К примеру, защищая интересы страхователей, суды считают, что отчет с ошибками по отдельным работникам не считается несданным в полном объеме. Соответственно, нельзя применять штраф исходя их общего числа сотрудников.
Штраф более полумиллиона рублей за один день опоздания с СЗВ-М? Суд не согласен!
В форму СЗВ-М должны быть внесены сведения о сотрудниках, которые работают на вас как предпринимателя или на вашу компанию на основании официальных договоров — трудового, гражданско-правового или ученического. Внесение не зависит от того, вела ли компания или ИП деятельность в отчетном периоде, вам в любом случае нужно застраховать всех сотрудников и предоставить информацию о них в ПФР. Также имейте в виду, что у СЗВ-М нет нулевой формы. Так что этот отчет обязателен для любого работодателя:
- для российских и иностранных организаций, работающих на территории РФ, и их обособленных подразделений;
- для предпринимателей;
- для специалистов, ведущих детективную, адвокатскую или нотариальную деятельность, если в штате есть работники.
Правило остается неизменным с 2016 года. Если в компании или у ИП 25 сотрудников и больше, сдавать отчет надо в электронном формате с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если 24 и меньше — можно сдать на бумаге. По обоим вариантам сроки одинаковые — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. За неверную форму отчета вас оштрафуют на 1 000 рублей, поэтому не забудьте перейти на электронный формат, когда возьмете на работу двадцать пятого сотрудника.
В Контур.Бухгалтерии вы можете автоматически сформировать электронный СЗВ-М и быстро его отправить, если данные на сотрудников ранее были внесены в систему.
Сдать СЗВ-М нужно в территориальное отделение ПФР по месту жительства ИП или по месту регистрации компании. Если у организации есть обособленное подразделение с сотрудниками, которым оно самостоятельно платит зарплату, — сдайте отчет по месту нахождения обособки. Однако если у ОП нет своего счета или же зарплата его сотрудникам поступает из головного офиса, данные о сотрудниках такого подразделения надо включать в общий отчет по головной организации.
Всего в отчете четыре раздела. Что в них должно быть?
- Раздел 1: сюда вносятся реквизиты страхователя: наименование организации, номер регистрации организации в Пенсионном фонде, ИНН, КПП.
- Раздел 2: информация об отчетном периоде. Тут нужно указать код месяца, за который подаете расчет. Нумерация стандартная — от «01» для января до «12» для декабря.
- Раздел 3: выбирается тип формы (исходная, дополняющая или отменяющая) и указывается соответствующий код.
- Раздел 4: заносятся сведения обо всех застрахованных сотрудниках — полные ФИО, СНИЛС и ИНН. Данные должны соответствовать документу, подтверждающему регистрацию застрахованного лица в системе персонифицированного учета.
Бумажный СЗВ-М подписывает руководитель организации (доверенное лицо) или ИП. Печать проставляется при наличии. Электронную форму заверяют усиленной квалифицированной электронной подписью.
Дата публикации
В конце 2019 года Пленум ВС РФ внес в Госдуму законопроект № 863715-7, которым предлагается уточнить правила освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления. Так, освобождение будет возможно, если лицо возместит ущерб бюджету до момента удаления суда в совещательную комнату, а не до назначения первого судебного заседания, как сейчас (ст. 28.1 УПК РФ).
Президиум Верховного Суда РФ в декабре подготовил Обзор судебной практики № 4 (2019 г.). В него включены важные выводы для налогоплательщиков и страхователей:
- применять УСН можно, даже когда нарушен срок подачи уведомления, если инспекция длительное время без возражений принимала отчетность и платежи, установленные для этого спецрежима (п. 30 обзора);
- подтвердить убыток прошлых лет можно регистрами налогового учета, если сложно в короткий срок представить в инспекцию первичные документы, которые обосновывают расходы (п. 34 обзора);
- если после получения уведомления ПФР о выявлении ошибки страхователь дополнил форму СЗВ-М и сдал ее в срок, штраф неправомерен (п. 36 обзора).
Также ВС РФ отказался пересматривать несколько жалоб. О них подробнее ниже.
За СЗВ-ТД начали штрафовать: как не подставить директора
Отчет СЗВ-М в 2021-2022 гг. нужно представлять в ПФР не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 ст.11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Если же 15 число выпадает на выходной день, то крайний срок переносится на следующий за ним рабочий день (Письмо ПФР от 28.12.2016 N 08-19/19045).
Сроки сдачи СЗВ-М в 2022 года приведены в таблице.
Отчетный месяц Крайний срок сдачи дек.21 17.01.2022 янв.22 15.02.2022 февр.22 15.03.2022 март.22 15.04.2022 апр.22 16.05.2022 май.22 15.06.2022 июнь.22 15.07.2022 июль.22 15.08.2022 авг.22 15.09.2022 сент.22 17.10.2022 окт.22 15.11.2022 нояб.22 15.12.2022 дек.22 16.01.2023 Способ подачи формы СЗВ-М в 2022 году зависит от количества застрахованных:
- сведения на 25 застрахованных лиц и более следует подавать только в электронной форме в порядке, установленном ПФР.
- формат представления СЗВ-М в электронной форме утвержден Постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 N 1077п ;
- сведения на 24 застрахованных лица и менее вы вправе подавать по своему усмотрению в письменной либо в электронной форме.
Чтобы привлечь страхователя к ответственности ПФР следует опредёленному регламенту:
- составляется акт о нарушении, который подписывается представителями ПФР и страхователя. Если страхователь с ним не согласен, он может его обжаловать в течение 15 дней в письменной форме с приложением документов;
- в течение 10 дней в местном отделении ПФР изучают материалы по возражения и определяют место и время для рассмотрения обращения. Приглашают на него страхователя. Решение по обращению направляют страхователю в течение 5 дней после вынесения. Оно вступает в силу по истечении 10 дней после вручения;
- у страхователя есть 3 месяца чтобы оспорить решение в вышестоящих органах ПФР;
- в это же время ПФР высылает требование об уплате штрафа, которое нужно исполнить в течение 10 дней или в сроки указанные в требовании. В случае неуплаты, ПФР подаёт иск в Арбитражный суд об уплате штрафов. Минимальная сумма иска — 3000 рублей.
Оспорить штраф страхователь может в трёх инстанциях:
- в местном отделении ПФР — после получения акта о нарушении;
- в вышестоящем органе ПФР — при несогласии с решением комиссии местного отделения ПФР;
- в Арбитражном суде — после получения требования об уплате штрафа.
Штрафы уплачиваются в ПФР платёжным поручением по реквизитам, указанным в требовании. Если требования под рукой нет, то нужно зайти на сайт ПФР в раздел Электронные сервисы — Формирование платёжных документов — Уплата денежных взысканий (штрафов) — Иные штрафы, неустойки, пени… Там указаны платёжные реквизиты, которые можно распечатать.
В назначении платежа нужно указать обоснование требования ПФР и указать регистрационный номер страхователя в Пенсионном фонде.
Отмена или уменьшение штрафов за СЗВ-М
Влияет ли срок опоздания со сдачей СЗВ-М на штраф?
Нет, не влияет. При просрочке в 1 день или в 3 месяца сумма штрафа не изменится.
Можно ли отправлять отчёт СЗВ-М по почте?
Можно, если число работников не больше 24. Нужно сделать опись вложения, на которой будет стоять штамп почты о приёмке письма.
Если нет своей электронно-цифровой подписи, как отправить СЗВ-М по интернету?
Предлагаем воспользоваться сервисом от интернет-бухгалтерии «Моё дело». Удобная и простая программа по заполнению отчётов исключит возможные ошибки и отправит СЗВ-М в ваше отделение ПФР электронно.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Федеральный закон № 27-ФЗ закрепляет правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Федеральный закон № 27-ФЗ определяет в качестве страхователей в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, а также заключающих договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Для всех страхователей установлена обязанность представлять обозначенные в п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР, а сведения, предусмотренные п. 2.3 той же статьи (расчет по страховым взносам), – в налоговые органы (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
Пункт 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ помимо конкретного перечня сведений, подлежащих представлению страхователем в уполномоченный орган, закрепляет порядок исполнения названной обязанности: ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Предусмотрена ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ и возможность привлечения страхователя к публичной ответственности за непредставление им в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений – в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Кроме этого, ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством РФ о таком учете срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде. В этих случаях налагается административный штраф в размере от 300 до 500 руб.
О привлечении к ответственности в рассматриваемых случаях в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ и КоАП РФ сказано и в п. 40, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя в случае несоблюдения сроков представления формы СЗВ-М, остановимся на сроке давности привлечения к данной ответственности.
Что касается ответственности страхователя по ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ, в этом случае срок давности установлен той же нормой: страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). Соответственно, индивидуальный предприниматель, в том числе бывший, может быть привлечен к ответственности в качестве страхователя в течение трех лет со дня истечения срока представления формы СЗВ-М.
Вопрос срока давности привлечения к ответственности должностного лица по ст. 15.33.2 КоАП РФ был предметом судебных споров, и должностные лица пытались оспорить вынесенные в отношении них постановления о привлечении к административной ответственности на основании пропуска сроков давности. Они считали, что срок давности в данном случае равен трем месяцам. Отметим, что отдельные судьи также придерживались представленной позиции (Постановление Архангельского областного суда от 05.07.2017 по делу № 4а-275).Но этот вывод не соответствует действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ срока представления в ПФР сведений о зарегистрированных лицах по форме СЗВ-М составляет один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (постановления суда Еврейской автономной области от 10.10.2017 по делу № 4-А-78/2017, Пермского краевого суда от 21.09.2018 по делу № 44а-1305/2018).
Например, при нарушении срока представления формы СЗВ-М за декабрь 2017 года срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности начинает исчисляться с 16 января 2018 года и истекает 15 января 2019 года, поскольку последним днем представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – декабрь 2017 года является 15 января 2018 года.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что индивидуальный предприниматель, нарушивший сроки представления формы СЗВ-М, привлекается к ответственности по двум основаниям:
-
в качестве страхователя – на основании ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ;
-
в качестве должностного лица – на основании ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Индивидуальные предприниматели были не согласны с этим подходом: по их мнению, такое положение создает угрозу привлечения гражданина к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Индивидуальный предприниматель, которому было отказано в признании незаконным решения территориального управления ПФР о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, предпринял попытку оспорить конституционность положения ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ (Определение КС РФ от 17.07.2018 № 1712-О).
Но эта попытка не увенчалась успехом, и Конституционный суд указал, что оспариваемое законоположение согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности.
Что же касается вопроса о наличии угрозы привлечения лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, по мнению суда, представленные ИП судебные акты не подтверждают того, что соответствующее обстоятельство имело место в деле. В связи с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Не прошло и года, как индивидуальный предприниматель (другой гражданин) предпринял новую попытку устранить практику привлечения индивидуальных предпринимателей в рассматриваемом случае за одно и то же нарушение дважды. Только теперь проверке конституционности подверглась ст. 15.33.2 КоАП РФ и были учтены ошибки, сделанные в первый раз. И Конституционный суд услышал индивидуального предпринимателя и вынес решение в его пользу (Постановление от 04.02.2019 № 8-П).
Гражданка – индивидуальный предприниматель представила сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в полном объеме в ноябре 2017 года. Решением Управления ПФР она была привлечена к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ: ей было назначено предусмотренное этой нормой безальтернативное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.
Те же фактические обстоятельства нашли отражение в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, который составлен 21 февраля 2018 года должностным лицом Управления ПФР. Постановлением мирового судьи судебного участка, оставленным без изменения Решением судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.06.2018, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. В ходе судебного разбирательства индивидуальный предприниматель ссылалась на недопустимость ее привлечения к административной ответственности, поскольку ранее она уже была подвергнута наказанию за несвоевременное представление тех же сведений за тот же период. Суды, однако, не согласились с этим доводом, указав, что она привлечена к ответственности по Федеральному закону № 27-ФЗ как страхователь, а по ст. 15.33.2 КоАП РФ подлежит наказанию как должностное лицо, ответственное за свое предприятие и наемных работников. В связи с этим, по мнению судов, нельзя говорить о наличии двойной ответственности за содеянное.
Конституционный суд рассматривал ст. 15.33.2 КоАП РФ, исходя из следующих обстоятельств: к административной ответственности привлекается индивидуальный предприниматель, который ранее уже был привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СВЗ-М в органы ПФР за тот же отчетный период.
К сведению: Конституционный суд вспомнил один из общих принципов, которые имеют универсальное значение и по своей сути относятся к основам конституционного правопорядка, а именно правило non bis in idem (в переводе с латыни – «не дважды за одно и то же»).
КС РФ также отметил, что оспариваемое законоположение применяется к индивидуальному предпринимателю, который выступает страхователем в отношении наемных работников и одновременно – по общему правилу, предусмотренному примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, – несет административную ответственность как должностное лицо, если НК РФ не установлено иное.
Были отмечены следующие особенности ст. 15.33.2 КоАП РФ:
-
данная норма предусматривает ответственность только для должностных лиц;
-
указанная норма применяется вне зависимости от того, привлекалось ли к административной ответственности соответствующее юридическое лицо;
-
каких-либо критериев, позволяющих разделить понятия «страхователь» и «должностное лицо» для целей привлечения к ответственности по данной статье, не установлено;
-
КоАП РФ не определяет конкретно страхователя в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности.
На основании рассматриваемых норм Конституционный суд сделал вывод о том, что если публично-правовую обязанность представить сведения для индивидуального (персонифицированного) учета должным образом не выполнит юридическое лицо, имеется возможность привлечь к ответственности как само виновное юридическое лицо, являющееся в этом случае страхователем, по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, так и виновное должностное лицо – по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Однако, если такая обязанность не исполнена индивидуальным предпринимателем, становится возможным истолкование, предполагающее, что для целей привлечения к публичной ответственности «страхователь» (понятие, используемое для целей Федерального закона № 27-ФЗ) и «должностное лицо» (термин, применяемый для целей КоАП РФ) фактически совпадают в одном лице (субъекте правонарушения).
Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем каких-либо специальных исключений в том, что касается привлечения к ответственности за совершение индивидуальным предпринимателем правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, не сделано.
Было отмечено: как свидетельствует правоприменительная практика, в том числе материалы рассматриваемого дела, не исключается привлечение к административной ответственности, установленной ст. 15.33.2 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя, ранее уже привлеченного к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за несвоевременное или неполное (недостоверное) представление сведений по форме СВЗ-М за тот же отчетный период, а равно и наоборот. И это несмотря на то, что объективную сторону обоих составов правонарушений составляет одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах.
Статья 15.33.2 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Правоприменительные решения по делу этого индивидуального предпринимателя, принятые на основании ст. 15.33.2 КоАП РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, с тем чтобы обеспечивались соразмерность и пропорциональность такой ответственности конкретному правонарушению.
* * *
Устранено еще одно несовершенство действующего законодательства: теперь индивидуальных предпринимателей не будут привлекать к ответственности в качестве должностных лиц, если они нарушат порядок представления сведений по форме СЗВ-М в ПФР. Отличительной чертой института индивидуального предпринимателя и является то, что он один во всех лицах: в рассматриваемом случае он и страхователь, и должностное лицо.
В данном случае интересно другое: ст. 15.33.2 введена в КоАП РФ с 1 января 2017 года одновременно с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам. Соответственно, разработчики данных новшеств должны были проанализировать последствия практического применения принимаемых новых норм в комплексе. Но этого сделано не было, так что ошибки приходится исправлять в данном случае самим индивидуальным предпринимателям. Теперь законодатель должен будет внести соответствующие поправки в КоАП РФ.
В заключение напомним, что в отношении индивидуальных предпринимателей по-прежнему действует ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и по ней за нарушение порядка представления в ПФР сведений по форме СЗВ-М они будут привлечены к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М
К заполнению и соблюдению сроков сдачи рассматриваемой формы стоит подходить внимательно. Штраф за отчет СЗВ-М в компаниях с большой численностью персонала может вылиться в значительные суммы. Ведь рассчитывают его по количеству застрахованных физических лиц, сведения о которых, по мнению органов ПФР, должны быть включены в форму в отчетном периоде.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- закон «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ
- закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Правило остается неизменным с 2021 года. Если в компании или у ИП 25 сотрудников и больше, сдавать отчет надо в электронном формате с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если 24 и меньше — можно сдать на бумаге. По обоим вариантам сроки одинаковые — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. За неверную форму отчета вас оштрафуют на 1 000 рублей, поэтому не забудьте перейти на электронный формат, когда возьмете на работу двадцать пятого сотрудника.
В Контур.Бухгалтерии вы можете автоматически сформировать электронный СЗВ-М и быстро его отправить, если данные на сотрудников ранее были внесены в систему.
Сдать СЗВ-М нужно по месту жительства ИП или по месту регистрации компании. Если у организации есть обособленные подразделения с сотрудниками — сдайте отчет по месту нахождения обособки. Однако если у ОП нет своего счета или же зарплата его сотрудникам поступает из головного офиса, данные о сотрудниках такого подразделения надо включать в общий отчет по головной организации.
Отчет сдают в ПФР по месту регистрации не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 закона №27-ФЗ). Сведения на сотрудников в количестве до 24 включительно подаются как в бумажной, так и в электронной форме. Если в отчете 25 и более человек — только в электронной (п. 2 ст. 8, п. 2.2 ст. 11 закона о персонифицированном пенсионном учете). Законом установлен штраф ПФР за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2021 году, а также за иные нарушения, касающиеся сдачи отчетности:
- за просрочку отчета или ошибки в нем оштрафуют на 500 руб. (ст. 17 закона №27-ФЗ);
- если не указали застрахованное лицо в отчете (даже в случае сдачи дополняющей формы), наказание аналогичное.
Наказание назначают за нарушения в отношении каждого застрахованного. Пример: СЗВ-М за февраль 2021 г. со сведениями на 10 человек сдана 20.03.2020 вместо 16.03.2020. За это оштрафуют на 5000 руб. (500 руб. x 10 чел.).
Накажут страхователя — юрлицо или ИП. Если страхователем самостоятельно исправлены ошибки или дополнены сведения в отчете до момента их обнаружения ПФР, накажут только в случае, если исправления или дополнения направлены с несоблюдением общего срока сдачи сведений. То есть если ошибки исправлены, а недостающие данные направлены до последней отчетной даты (до 15 числа), наказания не будет, а если после 15, то привлекут к ответственности (п. 40 Инструкции по ведению персонифицированного учета, утвержденной приказом №211н). На вопрос о том, будет ли штраф за отменяющую форму СЗВ-М, ответ однозначен: не будет, так как закон не предусматривает ответственности за такое нарушение.
С 2021 г. действует новая редакция ст. 15.33.2 КоАП, в которой установлена ответственность за несвоевременное представление сведений в ПФР. Наказывать будут только должностных лиц, для юрлиц и ИП ответственности по данной норме не предусмотрено. Обратите внимание, какое наказание грозит по ст. 15.33.2 КоАП РФ: за это штрафуют на сумму от 300 до 500 руб.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оспорить штраф от ПФР. Используйте эти инструкции бесплатно.
, чтобы прочитать.
Несоблюдение срока сдачи СЗВ-М может привести к неожиданным последствиям. Даже за самостоятельно исправленные ошибки в СЗВ-М Пенсионный фонд часто штрафует компании. Пример тому – Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27) установлен перечень сведений, которые организация представляет в Пенсионный фонд о каждом своем работнике.
Так, компания подала сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М в срок, но позже сама нашла ошибку и направила уточняющую форму.
ПФР оштрафовал страхователя по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременную сдачу отчетности. Это решение было отменено и признано недействительным, так как по закону у компаний есть право самостоятельно выявлять и исправлять ошибки в переданных данных, пока их не обнаружил фонд.
Однако за это же нарушение привлекли к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ гендиректора.
Суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчетности, а также отказ в ее привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности.
Гендиректор обратился в Конституционный суд РФ с просьбой признать ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей закону. По мнению директора, его оштрафовали за деяние, которое не признано правонарушением организации.
КС противоречий с Конституцией РФ не усмотрел и не принял жалобу к рассмотрению. Как пояснили судьи, ответственность, предусмотренная КоАП для руководителей, способствует реализации права граждан на соцобеспечение. Такое правовое регулирование позволяет правоприменительными органами оценить реальные обстоятельства дела и не исключает возможности освободить лицо от ответственности и применить к нему замечание при малозначительности деяния.
Похожие записи: