Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о строительстве дома на собственном участке 2022 образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Зачем нужно уведомлять местные власти о планируемом строительстве.
Какое частное жилье можно построить.
Как составить уведомление о планировании строительства.
Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
Скачать бланк уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся.
Сколько ждать ответа администрации после подачи уведомления о начале строительства.
Причины возможного отказа в начале строительства.
Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС.
Если раньше при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было получить разрешение на строительство, то теперь согласно статье 51.1, Градостроительного кодекса перед началом строительства собственник или арендатор земельного участка обязан уведомить Администрацию о планируем строительстве.
Норма об уведомлении по предстоящему возведению объекта ИЖС действует в России с конца лета 2018-го. Прежде для такого жилья необходимо было сперва получить строительное разрешение, затем разрешение эксплуатационного ввода в БТИ (после постройки). А на садовые домики раньше разрешения на строительство не требовалось.
Теперь же, если землевладелец намеревается строить на участке жилой коттедж или садовый дом – муниципальную администрацию полагается уведомить. Кстати, для новостроечно-садовой недвижимости схожий уведомительный порядок действует с весны 2019-го.
Расскажем, как правильно уведомлять администрацию населенного пункта о предстоящей закладке фундамента под индивидуальный коттедж.
Уведомления о планируемых строительстве (реконструкции) ИЖС или садового дома
Приложение N 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр
Форма
Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
(наименование уполномоченного на выдачу разрешений на строительство
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления)
1. Сведения о застройщике
1.1
Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:
1.1.1
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
1.1.2
Место жительства
1.1.3
Реквизиты документа, удостоверяющего личность
1.2
Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком является юридическое лицо:
1.2.1
Наименование
1.2.2
Место нахождения
1.2.3
Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо
1.2.4
Идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо
2. Сведения о земельном участке
2.1
Кадастровый номер земельного участка (при наличии)
2.2
Адрес или описание местоположения земельного участка
2.3
Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)
2.4
Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии)
2.5
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка
3. Сведения об объекте капитального строительства
3.1
Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом)
3.2
Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция)
3.3
Сведения о планируемых параметрах:
3.3.1
Нередко собственник участка, спустя некоторое время, решает изменить конфигурацию будущего дома. Например, потребуется более просторный коттедж или возникнет потребность «передвинуть» будущую стройку на пару метров вправо. Но весь в одобренном властями уведомлении указывалась первоначальная конфигурация – что же делать?
На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.
Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.
уведомление о начале строительства и уведомление о планируемом строительстве считаем равнозначными.
Прежде чем приступим к заполнению уведомления о планируемом строительстве, рассмотрим всю последовательность действий.
От начала строительства до регистрации права собственности на дом.
Разрешение на строительство заменили на уведомление о начале строительства.
Начинать строительство без разрешения на основании одного уведомления допускается в отношении:
объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС),
садового дома.
Объектом ИЖС признается отдельно стоящее здание (далее – дом).
Объект ИЖС не может иметь более 3-х надземных этажей.
Если дом планируется больше 3 надземных этажей,
Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома
Все достаточно просто.
Существует 3 уровня органов по выдаче разрешений на строительство:
федеральный,
региональный,
местный.
Если вы арендуете земельный участок, на котором планируете строить дом, то уровень органа зависит от вида собственности.
Проще говоря, если
арендуете землю федеральной собственности, то подаете уведомление о начале строительства в федеральное министерство,
взяли в аренду землю субъекта РФ, то – в региональный орган.
в аренде муниципальная земля, то уведомление подается в местную администрацию.
В подавляющем большинстве случаев
В поле 2.1 указываем кадастровый номер земельного участка.
Данное поле заполняется при наличии у земельного участка кадастрового номера.
Если участок не имеет кадастрового номера, то поле оставляем пустым или ставим прочерк.
Втрое поле под номером 2.2.
В строке 2.2 заполняем адрес или описание местоположения земельного участка.
С адресом все должно быть понятно.
Если участок имеет адрес, то указываем его в точном соответствии, как он прописан в правоустанавливающих документах (то есть в свидетельстве о праве собственности или в выписке из ЕГРН, либо в договоре аренды и т.д.).
Иногда земельный участок не имеет почтового адреса, потому что на нем еще нет объекта недвижимости, которому можно присвоить почтовый адрес.
Участок, не имеющий адреса должен иметь описание своего местоположения.
Для описания местоположения участков, как правило, берется какой-то ориентир (чаще всего за ориентир берут соседний объект недвижимости, имеющий адрес).
От ориентира указывают направление и расстояние до участка, местоположение которого нужно определить.
Например: от жилого дома, расположенного по адресу с. Мухоморовка, ул. Лесная, 10, на северо-запад 150 метров.
Описание местоположения участка можно найти в правоустанавливающих документах.
В строке 2.3 необходимо указать сведения о праве застройщика на земельный участок, а также реквизиты правоустанавливающих документов.
Как правило, застройщик, владеет земельным участком на праве собственности или аренды.
Правоустанавливающими документами могут быть:
свидетельство о праве собственности,
выписка из ЕГРН,
договор купли-продажи (дарения, мены),
свидетельство о праве на наследство,
судебное решение, вступившее в законную силу,
постановление или решение органа власти или местного самоуправления,
договор аренды земельного участка.
Данный список не полный.
В него могут также включаться, например, соглашение о разделе имущества между супругами, решение ООО о передаче учредителю имущества, оставшегося после ликвидации, и т.д.
Иными словами, нужен документ, подтверждающий основание, по которому застройщик получил права на земельный участок.
Таким образом, в строке 2.3 нужно указать вид права (собственность или аренда) и реквизиты правоустанавливающего документы (наименование, дата, номер и др.).
В строке 2.4 указываем сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок.
Данное поле нужно заполнять в случаях, когда земельный участок находится в долевой или совместной собственности. Либо арендаторами являются 2 или более лиц (это называют множественность лиц на стороне арендатора).
Иными словами, если застройщик не единоличный собственник участка, а владеет землей в долевой или совместной собственности, то в поле 2.4 указывают сведения о других сособственниках.
Такой же подход применяется и к арендаторам.
Если в договоре аренды указаны несколько арендаторов, то в поле 2.4 нужно указать сведения о других соарендаторах.
Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.
Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.
То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.
Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.
Примечание.
Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).
Данный вопрос пока остается открытым.
2 способа заполнить уведомление о строительстве дома в 2021 году
Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу 4 августа 2018 года, внес существенные изменения в процедуру строительства. Цель изменений — упорядочить строительство и реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства (далее – объекты ИЖС). При этом положения закона не распространяются на нежилые объекты, такие как хозяйственные постройки, бани и тому подобные.
Данный закон отменяет требование о получении разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод объектов ИЖС в эксплуатацию. Вместо этого в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее- уполномоченный орган), в ведении которого находится земельный участок, владельцем земельного участка подается уведомление о начале и, соответственно, об окончании строительства (реконструкции) объекта ИЖС.
Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет и офисах МФЦ. Подать уведомление можно несколькими способами: лично в уполномоченный орган, через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением.
В уведомлениях содержатся сведения о застройщике, земельном участке и и другая предусмотренная законом информация (п.4 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
К данному уведомлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок, а также документы, которые содержат описание внешнего облика дома, включающее в себя описание в текстовой форме и графическое описание.
В течение 7 дней со дня поступления уведомления уполномоченный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов либо ненаправление указанными органами уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении, в течение 10 лет.
После того, как дом построен (реконструирован), застройщик обязан составить уведомление об окончании строительства (реконструкции). Срок подачи такого уведомления — не позднее одного месяца со дня окончания строительства (реконструкции).
В документе вновь должны быть указаны сведения о застройщике, о земельном участке, сведения об объекте, а также об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав.
К уведомлению об окончании строительства (реконструкции) прилагаются:
— технический план объекта ИЖС;
— заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС (если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора).
В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган осуществляет проверку документов и осмотр объекта на соответствие сведений, указанных застройщиком в уведомлении, реальному положению вещей. По итогам комплексной проверки дается положительный или отрицательный ответ (отказ).
При выполнении застройщиком всех требований уведомительной процедуры, уполномоченный орган обязан направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект ИЖС в течение 7 рабочих дней с момента поступления уведомления. У застройщика также сохраняется право и самому подать документы в Росреестр.
Данный уведомительный порядок является обязательным.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].
Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:
объектов космической инфраструктуры;
гидротехнических сооружений;
объектов, связанных с использованием недр;
объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.
Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).
Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:
на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.
При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.
Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.
С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.
С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.
Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].
По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.
При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:
1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; 2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства; 3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений); 4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин; 6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом; 7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно; 8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; 9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].
Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.
На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:
1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов; 2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно; 3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм; 4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм; 5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов; 6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей; 7) автомобильных дорог IV и V категорий; 8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог; 9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений; 10) пешеходных улиц и площадей городов; 11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.
Утверждённая форма уведомления о планируемом строительстве
Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.
П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.
Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:
отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
несоответствие ВРИ земельного участка[35];
несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.
Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:
1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки; 4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?
Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:
отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].
Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.
С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.
Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.
Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.
Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.
Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.
В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).
После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.
Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.
В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).
В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).
Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).
Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:
отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.
В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.
При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.
Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.
На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.
Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].
С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.
При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].
Согласно обновленной статье 51 Градостроительного кодекса, срок подготовки ответа на Уведомление не должен превышать 7 рабочих дней. Однако, нужно учитывать возможность отказа в выдаче уведомления о соответствии по тем или иным причинам (об этом дальше). Тогда срок получения разрешения увеличится до устранения причин отказа.
Та же статья устанавливает срок действия Уведомления о начале строительства — 10 лет, как и на разрешение о строительстве. Уведомление действует и после передачи прав на земельный участок и объекты капитального строительства другим лицам. Оно прекращается, если прекращаются по каким-либо причинам права на земельный участок или права на аренду такового. Если в течение 10 лет вы не зарегистрируете дом- придется продлевать Уведомление.
Законом не установлена процедура продления Уведомления. Поэтому, если срок подходит к концу- нужно просто подать новое. Естественно, если за это время чего нового еще не придумают.
Раньше под дачную амнистию подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для ИЖС или личного подсобного строительства в границах населенных пунктов требовалось разрешение. Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Дачную амнистию усложнили. В новом законе введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2026 года — в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются. После 1 марта 2026 года оформить права на дом можно будет только в судебном порядке. Это должно стать мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволит без лишних сложностей оформить права на строящуюся недвижимость, считают авторы законопроекта.
Новый закон направлен на вовлечение в гражданский оборот жилой недвижимости. Это позволит увеличить собираемость налогов на местах и положительно скажется на развитии частного жилого сектора. Без зарегистрированных прав будет невозможно продать, подарить, передать по наследству или застраховать имущество. После окончания дачной амнистии недвижимость, возведенная без разрешения, может быть признана самостроем и снесена по решению суда.
При возведении частного жилого дома до 03.08.2018 года требовалось получать разрешение на строительство. Для чего собственнику необходимо было собрать пакет документов и подать заявление в орган местной власти.
С 03.08.2018 года Градостроительный кодекс претерпел изменения, в него внесена новая статья 51.1. Вместе с тем уже с 04.08.2018 года отменено требование предварительного получения разрешения на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома / садового домика. Теперь собственник земельного участка обязан уведомить администрацию о своем намерении (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК).
Объект ИЖС представляет собой строение, которое отвечает следующим условиям:
расположено обособленно;
в высоту не более трех надземных этажей и в общей сложности не превышает 20 метров выше земли;
предназначено для проживания (имеет жилые комнаты и вспомогательные помещения);
неделимый на иные самостоятельные недвижимые объекты.
Предназначение садового дома ограничено сезонностью. Он может использоваться гражданами для проживания временно.
Уведомление подается в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство:
В Москве — Комитет государственного строительного надзора;
В Санкт-Петербурге — Служба государственного строительного надзора и экспертизы;
В других регионах это:
департамент архитектуры и градостроительства;
местная администрация;
министерство строительства и др.
К уведомлению прилагаются документы (п. 3 ст. 51.1 ГК):
подтверждающие право собственности на участок земли, где планируется строительство или реконструкция дома. Действует для тех участков, по которым не произведена государственная регистрация (не внесены данные в ЕГРН);
доверенность — если уведомление представляется в уполномоченный орган представителем застройщика;
документы о регистрации юридического лица с переводом на русский язык (заверенным в установленном закон порядке) — если застройщиком является гражданин иностранного государства.
При возведении частного жилого дома до 03.08.2018 года требовалось получать разрешение на строительство. Для чего собственнику необходимо было собрать пакет документов и подать заявление в орган местной власти.
С 03.08.2018 года Градостроительный кодекс претерпел изменения, в него внесена новая статья 51.1. Вместе с тем уже с 04.08.2018 года отменено требование предварительного получения разрешения на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома / садового домика. Теперь собственник земельного участка обязан уведомить администрацию о своем намерении (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК).
Объект ИЖС представляет собой строение, которое отвечает следующим условиям:
расположено обособленно;
в высоту не более трех надземных этажей и в общей сложности не превышает 20 метров выше земли;
предназначено для проживания (имеет жилые комнаты и вспомогательные помещения);
неделимый на иные самостоятельные недвижимые объекты.
К строительству и реконструкции объекта единые требования предъявляются в следующих случаях:
для строительства индивидуального жилого дома на землях с категорией разрешенного использования ИЖС или ведения ЛПХ в границах населенных пунктов; —
для жилых и садовых домов на садовом участке.
Уведомление необходимо направить и тем собственникам земли, кто начал строительство (реконструкцию) дома и до момента вступления в силу новых требований не получил разрешение.
Дополнительно необходимо, чтобы участок предварительно был отмежеван, т.е. имел межевой план, где нанесены его точные границы.
До 1 марта 2019 года действовал упрощенный порядок регистрации садовых домов и частных домов, построенных на участках под садоводство. Теперь же необходимо уведомлять о планируемом строительстве.
В случае, когда владелец участка получил разрешение на строительство до 03.08.2018 года, то дополнительно уведомлять местную администрацию не требуется.
Как заполнить уведомление о строительстве частного дома?
Уведомление подается в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство:
В Москве — Комитет государственного строительного надзора;
В Санкт-Петербурге — Служба государственного строительного надзора и экспертизы;
В других регионах это:
департамент архитектуры и градостроительства;
местная администрация;
министерство строительства и др.
К уведомлению прилагаются документы (п. 3 ст. 51.1 ГК):
подтверждающие право собственности на участок земли, где планируется строительство или реконструкция дома. Действует для тех участков, по которым не произведена государственная регистрация (не внесены данные в ЕГРН);
доверенность — если уведомление представляется в уполномоченный орган представителем застройщика;
документы о регистрации юридического лица с переводом на русский язык (заверенным в установленном закон порядке) — если застройщиком является гражданин иностранного государства.
Перед тем, как подавать уведомление, нужно знать про ограничения в отношении земельного участка, установленными правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), которые могут быть наложены на возможность строительства дома. Это связано с нахождением надела в границах особых зон:
природоохранных;
охраны культурного наследия;
инженерных сетей;
территории приаэродромной и прочие ограничения.
При нахождении участка в радиусе 30 км от аэродрома все согласования строительства и реконструкции должны происходить с Росавиацией. Узнать про ограничения можно из ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка), где будет отражено место возможного строительства
Форма документа утверждена Приказом Минстроя и ЖКХ от 19.09.2018 № 591/пр.
Скачать уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома
Рассмотрим пример заполнения уведомления:
Общие данные:
указывается дата составления уведомления;
прописывается наименование уполномоченного органа, куда передается уведомление с необходимыми документами;
Раздел 1.
Сведения о застройщике:
пункты с 1.1.1 по 1.1.3 — заполняются для физического лица;
остальные — касаются только юридическое лицо, планирующее произвести застройку.
Последовательно указываются ФИО без сокращений, адрес места жительства и паспортные реквизиты;
До 3 августа 2018 года и в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного Кодекса для начала строительства требовалось разрешение, которое призвано зафиксировать факт соответствия проекта строительства жилого дома планам использования участка в данном поселении или его структурной части. Также признаются разрешения, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
Получение разрешения на строительство занимало 10 дней и требовало финансовых и временных затрат на подготовку следующих документов:
Проект строительства дома или его реконструкции;
Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану;
Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
Выписка из ЕГРН на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.
Однако, согласно новой статьи 51.1 ГрК РФ, с 3 августа 2018 начал действовать уведомительный порядок и получать разрешение на строительство больше не нужно.
Уведомительный порядок был введён с целью уменьшения сроков рассмотрения заявок и увеличения темпов строительства. Однако срок выдачи разрешений сокращен и для тех объектов, которые не попадают под данный порядок. К ним относятся особо опасные, сложные и уникальные строения. Как правило, жилые дома таковыми не являются.
Целесообразность введения уведомительного порядка оспаривается специалистами. Главные аргументы: увеличение жилых строений, не соответствующих нормам безопасности, а также использование земли не по назначению. Новые проблемы, конечно, решаемы с помощью органов государственного контроля, но они же создают дополнительную нагрузку на контролирующий орган. В общем, замкнутый круг.
Получается, что уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС представляет собой вариант договорных отношений, когда одна из сторон принимает на себя обязанности по возведению строения в соответствии с представленными документами, а другая дает на это разрешение и осуществляет контроль соответствия действий застройщика заявленным документам.
1.6. Разрешение на строительство
Подавать уведомление о начале строительства должен собственник земельного участка, который указан в выписке из ЕГРН, либо нотариально заверенный представитель. Когда документы готовы, уведомить администрацию можно следующими способами:
Лично через МФЦ «Мои документы»;
Лично передать документы секретарю Департамента земельно-имущественных отношений (ДИЗО) Администрации, на территории которой расположен земельный участок. Не забудьте взять у секретаря входящий номер обращения;
Отправить оригиналы документов почтой с уведомлением;
Отправить скан-копии документов через портал «Госуслуги». Нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Далее процедура согласования будет выглядеть так (на примере Московской области):
Инспекция ГосАрхСтройНадзора Московской области проводит сверку соответствия заявленной документации реальной ситуации.
После этого орган архитектуры и градостроительства муниципалитета подает документацию на регистрацию в ГосАрхСтройНадзор Московской области.
Пакет документов рассматривается в течение семи дней, после чего объект регистрируется, либо заявка отклоняется.
После проверки параметров дома на соответствии градостроительным нормам и правилам, администрация муниципалитета выдает «Уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» (согласитесь, что название можно было бы придумать и покороче), а застройщик получает законное право начать строительство.
Уведомительный порядок распространяется на объекты планируемого строительства менее 500 кв. метров. Для строительства зданий площадью свыше 500 кв. метров, а также особо опасных и уникальных строений, придется получать разрешение на строительство старого образца со всеми вытекающими из этого пакетами документов (приводил выше).
Поскольку Градостроительный кодекс является главным законом, регламентирующим жилищное строительство, в том числе и индивидуальное, разрешение на строительство может быть выдано только тем застройщикам, земли которых находятся под действием градостроительных регламентов. Там, где градостроительный регламент не действует, вопрос о разрешении на строительство может быть решен на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и местного самоуправления. Однако это возможно только в случае, если на территорию есть план застройки.
ГК РФ содержит лишь общие требования к застройщикам. В каждом конкретном случае алгоритм действий может иметь свои нюансы, но обычно индивидуальное жилое строительство проводится на землях муниципалитета. Если это действительно так, то нужно идти в Градостроительный комитет данной территориальной подчинённости.
Фактическую выдачу разрешения на строительство производит главный городской или районный архитектор. Утверждает документ глава города, района или другого органа муниципалитета.
В случае, если вы решили получить разрешение на размещение объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно ПП РФ 1300 в Московской области, то нужно следовать Постановлению 229/13 от 08.04.2015.
Проблема может быть в том, что выбранный участок не имеет кадастрового номера, но земель без собственника у нас в России нет, есть просто не оформленная.
Разрешение на строительство является юридическим документом и частью прав на недвижимость. Это означает, что участок с недостроенным объектом можно продать и разрешение при этом перейдет к новому владельцу на законных основаниях.
Поэтому, если срок действия разрешение на строительство истек, а дом ещё не введен в эксплуатацию, нужно только уведомить местную администрацию о смене владельца. К примеру, срок действия разрешения на индивидуальное строительство жилого дома — 10 лет.
Строгих предписаний к оформлению документа нет, он составляется в свободной форме, но следует учитывать следующие нормы:
Согласие обязательно должно быть дано в письменном виде, устного разрешения недостаточно.
Предоставлено согласие должно быть только собственниками, ни в коем случае не арендаторами и другими третьими лицами.
Документ оформляется по стандартной форме, с указанием «шапки», где прописываются данные заявителя и адресата. В самом тексте содержатся данные лиц, дающих согласие, описание проводимых изменений, этажность строения, кадастровый номер участка, аналогичные сведения об участках соседей.
Должно быть подписано всеми соседями-собственниками с указанием даты составления и подписания.
Образец согласия соседей на пристройку или строительство дома смотрите здесь:
При планировании строительства на собственной территории разрешение необходимо для:
возведения жилого дома, если расстояние между ним и соседними участками – менее 3 м;
постройки помещения для хозяйственных целей, если расстояние между ним и участком – менее 4 м;
постройки нежилого помещения, если расстояние от него до участка соседей – менее 1 м;
монтажа и установки окон, если расстояние до окон соседей – менее 6 м.
Этот перечень возможных работ не исчерпывающий, поэтому при возведении пристройки лучше заручиться согласием всех соседей, так как это нужно, чтобы узаконить новое строение.
При отсутствии согласия возведенный пристрой будет считаться самовольной постройкой. Это подразумевает определенные последствия:
Согласно нормам закона, ст. 222 ГК РФ, самовольно возведенное строение не может быть оформлено в собственность лица, соответственно, любые сделки в отношении этого помещения будут невозможны.
Самовольную постройку могут обязать снести, и владельцу придется оплатить все расходы на проведение работ.
Если пристрой будет выше, чем двухэтажное здание, из его окон будет открываться хороший обзор на участок и дом соседей, что может сильно им не понравиться.
Также если заявление на строительство от соседей не будет получено, это повлечет негативные последствия в виде судебных споров, которые, в свою очередь, требуют финансовых и моральных вложений. Не исключена и просто соседская вражда – распространение слухов, неприятные поступки.
Важно! Осуществляя строительство, необходимо помнить, что нельзя подвергать опасности жизнь и здоровье соседей, не соблюдать требования пожарной безопасности и санитарно-гигиенические правила, оскорблять других лиц.
В свою очередь, соседи, дающие согласие, подтверждают, что их права и интересы соблюдены при возведении пристройки. Вполне возможна такая ситуация, что соседи будут согласны на возведение пристройки ближе к их участкам, чем это регламентировано.
В «Правилах землепользования и застройки» может быть закреплено положение, позволяющее сократить минимальное расстояние по обоюдному согласию соседей. Однако на практике такое встречается крайне редко.
Также в правилах закреплена процедура, позволяющая отклонения от максимально допустимых параметров согласованного строительства. Если соседи не возражают против уменьшения отступа между участками, необходимо получить от них письменное согласие.
Для нарушения границ отступа нужна причина, к примеру, природные препятствия при закладке фундамента. После этого необходимо обратиться с заявлением в администрацию и получить разрешение на отклонение от допустимых параметров.
Как уже говорилось ранее, документ должен быть в письменной форме. Если собственник смежного участка там не проживает, возможно попробовать его разыскать при помощи представителей землеустроительной организации, которые смогут найти информацию собственнике соседнего участка через базу Росреестра. Если данных о владельце участка нет, возможно опубликование в СМИ о согласовании пристроя и проведении сопутствующих работ с указанием времени и места согласования.
В случае неявки собственника это приравнивается к его согласию на проведение работ.
Также необходимо соблюдать нормы СНиП, поскольку в случае возникновения разногласий с соседями нормативные акты будут применяться при принятии решений уполномоченными органами.
Важно! Если участок, на котором планируется пристрой, расположен на территории дачного кооператива, необходимо сначала ознакомиться с положениям устава сообщества. Возможна ситуация, когда строительство запрещено без разрешения председателя правления.
Планируя строительство на загородном участке в СНТ, собственнику земли нужно руководствоваться нормами и правилами, которые прописаны в:
Федеральном законе № 217-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2019 года;
Градостроительном кодексе Российской Федерации (статья № 39);
Земельном кодексе РФ, который определяет принадлежность участков к землям для садоводства и огородничества;
своде правил СП 53.13330.2019, посвященном планировке и застройке территории ведения гражданами садоводства.
Именно в последнем документе прописано, какие расстояния должны соблюдаться между постройками на загородных участках. Главные цифры мы собрали в виде инфографики.
Попариться в баньке — один из поводов приехать на дачу. Однако баня — одна из самых пожароопасных построек на участке. Поэтому при ее строительстве особенно важно соблюдать расстояния:
от жилого дома — не менее 8 метров;
от улицы и проезжей части — не менее 5 метров;
от колодца или скважины — не менее 12 метров;
от высоких деревьев — не менее 4 метров;
от границы участка и соседского забора — не менее 1 метра.
Но самое главное — баня не должна располагаться рядом с другими деревянными постройками. Расстояние от них как на собственном участке, так и по отношению к постройкам соседей, должно составлять не менее 15 метров.
К сельскохозяйственным постройкам на дачном участке относятся сараи, птичники и загоны для скота, склады для хранения инвентаря или урожая. Возводить их разрешается на расстоянии не менее 1 метра от границы с соседним участком.
Если речь идет о колодце, он должен находиться не ближе 5 метров от дома и 8 метров от туалета или компоста.
Уличный туалет или выгребную яму придется оборудовать минимум в 4 метрах от границы с соседним участком.
Заполненная форма будет принята при условии, что заявитель предоставит обязательный пакет документов. В него включены такие бумаги:
выписка из ЕГРН, которая подтверждает, что земля для строительства принадлежит указанному лицу, либо он является официальным арендатором. Бланк можно получить удаленно, подав запрос через официальный сайт Росреестра или сервис Госуслуг;
нотариально заверенная доверенность, если обращение подается через представителя.
Подать уведомление о начале строительства дома можно в следующих уполномоченных органах:
Жителям Москвы – Комитет государственного строительного надзора.
Для Санкт-Петербурга – Служба государственного строительного надзора и экспертизы.
Для других территориальных округов это могут быть:
региональная администрация;
департамент архитектуры и градостроительства;
министерство строительства или др.
Процедура подачи состоит из таких пунктов:
документы вместе с уведомлением подаются в нужный отдел;
в течение 7 рабочих дней будет рассмотрено заявление;
ответ дается в письменной или электронной форме на адрес заявителя.
Одобрение запроса выражается в регистрации застройки, после чего можно начинать строиться. При отказе даются пояснения принятого решения. Исправив замечания (если это возможно) собственник сможет вновь подать уведомление о строительстве садового или жилого дома.
Физлица дополнительно дают согласие на обработку персональных данных. Документы, которые прилагаются к уведомлению, указывают на бланке в виде списка. Перечень документации, необходимой для строительства в уведомительном порядке, указан в ст. 51.1 ГрК РФ:
Правоустанавливающие документы или выписка из ЕГРН.
Согласования с Росавиацией, Роснедрами, Культурным наследием и т.д. (если нужны).
ГПЗУ по желанию (указывается где и как можете строится и с кем нужно дополнительно согласовать)
Доверенность, если интересы представляет третье лицо.
Скачать бланк уведомления о начале строительства ИЖС в 2021
Скачать утвержденный типовой бланк-образец для заполнения: Уведомление о начале строительства жилого дома.
Скачать утвержденный типовой бланк-образец для заполнения: Уведомление об изменении параметров жилого дома.
Скачать утвержденный типовой бланк-образец для заполнения: Уведомление об окончании строительства ИЖС.
Цена подготовки и оформления уведомления о начале строительства в компании «Геомер групп» – от 10 тыс. рублей.
Уведомительный порядок введен недавно, в нем есть немало подводных камней. Наш эксперт проконсультирует вас и ответит на вопросы. Мы поможем подготовить все необходимые документы, пройти согласования в инстанциях, подать документы в местную администрацию. Вам не придется тратить свое время на хождение по инстанциям. А согласование без проволочек поможет вам не затягивать начало строительства.
Департамент архитектуры выносит отказ в 2-х случаях: если здание построено на неподходящих землях или не соответствует требованиям. Основные требования для успешной регистрации:
Отступ не менее 3 м от границ участка;
Земля не пересекается с категориями, на которых строить запрещено;
Участок в собственности нескольких граждан;
Есть технический план.
Заявление должны подавать собственники или доверенные лица (по документам), иначе его не примут. Дополнительную консультацию можно получить оставив заявку специалистам. Как правило, каждый случай носит индивидуальный характер.
Это приложение в общем случае состоит из:
текстовой описательной части;
графической части.
Текстовая часть описания должна содержать информацию о:
характеристиках дома (высота, этажность);
цветовом оформлении экстерьера;
предполагаемых стройматериалах, использование которых формирует концепцию и влияет на внешний вид здания (например, материалах, характерных для определенного архитектурного стиля);
других параметрах, которые требуется указать в соответствии с градостроительным регламентом – там они выступают в роли требований к архитектуре капитальных объектов.
Графическая часть – это изображение экстерьера дома, в том числе фасадов и взаимного положения элементов планируемого дома.